Линкоры ракетной эпохи
Причины отказа от дальнейшего использования «Нью-Джерси» во Вьетнаме стали известны только в 1981 году, когда в ходе дебатов в Сенате были преданы огласке некоторые ранее секретные документы. Выяснилось, что администрация президента Р.Никсона намеревалась начать с правительством Демократической республики Вьетнам переговоры о перемирии, а интенсивные обстрелы берега тяжелой артиллерией могли помешать этому. То есть линкор вывели в резерв не из-за того, что он оказался малоэффективен, а как раз наоборот!
Впрочем, многие военно-морские специалисты догадывались об этом много раньше. В 1970-е годы в руководстве ВМС США сформировалось «линкорное лобби», настаивавшее на расконсервации «айов». Для секретаря флота (по нашей терминологии — главкома) был подготовлен объемистый доклад, в котором обобщался опыт применения линейных кораблей в Корее и Вьетнаме. Для пущей убедительности в нем приводилось следующее сравнение: 406-мм орудия «Айовы» за 30 минут могут выпустить 270 862-кг фугасных снарядов — 232,7 т взрывчатки и стали. А стандартная боевая нагрузка авиакрыла атомного авианосца «Нимитц» составляет 76,2 т. Обычно за день палубные самолеты совершают не более трех вылетов — то есть они могут сбросить на цель «всего» 228,6 т бомб в сутки. Позже американцы дополнили эти расчеты и экономической составляющей: «доставка» каждой тонны боеприпасов линкором обходится в 1,6 тыс. долл., а штурмовиками того же «Нимитца» — примерно в 12 тыс. долл.
Конечно, сопоставлять эти цифры напрямую— некорректно. Дальность действия палубной авиации, по сравнению с корабельной артиллерией, значительно больше, а точность бомбометания — выше. К тому же, при одинаковой массе авиабомба несет больше взрывчатки, чем снаряд, и потому ее разрушающее действие сильнее (В ходе бомбардировок японских городов в июле 1945 года было установлено, что 406-мм фугасный снаряд (862 кг) разрушает железобетонные промышленные или жилые здания на площади 130 м2, а 2000-фн (908 кг) фугасная авиабомба — на площади 819 м2). Но несомненно одно: в ходе военных действий может возникнуть немало задач, решить которые, причем решить наиболее эффективно, позволит именно тяжелая артиллерия линейных кораблей.
Предложение о расконсервации и перевооружении всех четырех линкоров типа «Айова» было одобрено Конгрессом США весной 1980 года. К тому времени «холодная война» между СССР и странами Запада достигла апогея. Соединенные Штаты взяли курс на резкое усиление своего флота — поводом тому послужили быстрый рост советского ВМФ, а также «интернациональная помощь народу Афганистана». Пентагон выступал за постоянное военное присутствие в Индийском океане и увеличение боевого состава флота до 600 единиц. В частности, предлагалось в придачу к восьми авианосным ударным группам CBG (Carrier Battle Group) сформировать четыре боевые надводные группы SAG (Surface Action Group), в каждую должен был входить один модернизированный линкор, один ракетный крейсер типа «Тикондерога» и три ракетных эсминца. По замыслу, SAG могли проводить как самостоятельные операции, так и выполнять задачи во взаимодействии с CBG.
Президента Дж. Картера идея «реанимации» линкоров не воодушевляла, и он настоял на исключении из военного бюджета расходов на их переоборудование. Зато его преемник Р.Рейган, занявший Белый дом в начале 1981 года, придерживался иной точки зрения. С его подачи Конгресс утвердил «линкорную» программу, выделив на ее осуществление более 1,5 млрд долл. Первым планировалось ввести в строй «Нью-Джерси», последним — «Висконсин». Вероятно, на принятие положительного решения повлиял и тот факт, что в арсеналах США со времен Второй мировой войны хранилось более 20 тыс. 406-мм снарядов и 34 запасных ствола для 406-мм/50 клб орудий.
Несмотря на почти 40-летний возраст, линейные корабли реально эксплуатировались от 11 до 13,5 года, а остальное время находились в резерве. Это давало основание предполагать, что их физический износ меньше, чем у большинства боевых единиц флота США (в среднем срок службы кораблей американских ВМС в то время составлял около 15 лет). Отсюда делался вывод, что после модернизации «Айовы» смогут продержаться в строю примерно до 2005 года. Впрочем, как показало будущее, такой прогноз оказался чересчур оптимистичным.
«Второе рождение» линкоров в 1980-е годы — явление в истории кораблестроения беспрецедентное. При сохранении полного комплекта тяжелой артиллерии и брони «Айовы» получили стратегическое оружие — крылатые ракеты «Томагавк», а также противокорабельные ракеты «Гарпун», автоматизированные зенитные артиллерийские комплексы «Вулкан-Фаланкс», современное радиоэлектронное оборудование и средства РЭБ. Подобное сочетание старого и нового дало поразительный результат— линкоры, считавшиеся бесповоротно ушедшими в прошлое, в действительности оказались универсальными ударными кораблями, наиболее приспособленными для ведения современной морской войны. Произошедший в 1982 году англо-аргентинский конфликт из-за Фолклендских островов подтвердил это мнение: бывшей «владычице морей» очень не хватало кораблей, аналогичных «Айове».
Модернизация американских линкоров заключалась в следующем. Четыре из десяти 127-мм артустановок Mk-28 были демонтированы; вместо них на надстройках разместили восемь бронированных счетверенных пусковых установок Mk-143 для крылатых ракет «Томагавк». Это оружие, созданное в 1970-е годы, вывело ударные возможности американского флота на принципиально новый уровень. Ракета BGM-109 «Томагавк» выпускалась в трех модификациях — стратегическом (с ядерной боеголовкой и дальностью полета 1500 миль), оперативно-тактическом для действия против береговых объектов (с обычной боеголовкой массой 445 кг и дальностью 675 миль) и противокорабельном (454 кг и 470 миль соответственно). Маршевая скорость полета ракеты — 0,5М, на конечном участке траектории — 0,75М. Всего в боекомплекте каждого линкора — 32 ракеты «Томагавк».
Противокорабельные ракеты RGM-84 «Гарпун» (16 шт.) размещались в транспортно-пусковых контейнерах, сгруппированных в четыре блока. В зависимости от модификации дальность полета их составляла 64—85 миль, масса боевой части — 231,5 кг, маршевая скорость полета — 0,82М.
Для обороны от низколетящих целей (в том числе неприятельских ПКР) каждый из линкоров типа «Айова» получил по четыре зенитных артиллерийских комплекса Мк-15 «Вулкан-Фаланкс», состоявших из шестиствольной 20-мм пушки М61 «Вулкан», стабилизированной в двух плоскостях установки и автономной радиолокационной системы управления огнем. Техническая скорострельность комплекса — 3000 выстр./мин, боезапас — 8000 патронов (всего на корабль, соответственно, 32 000 патронов). Кроме того, на надстройках линкоров оборудовали пять стационарных позиций для стрельбы из переносных зенитных ракетных комплексов «Стингер».
Радиоэлектронное вооружение пришлось обновить полностью. Теперь на «Айовах» имелись РЛС дальнего обнаружения воздушных целей AN/SPS-49, навигационный комплекс LN-66 системы контроля за воздушной обстановкой TACAN и спутниковой связи ОЕ-82, а также комплексная система отображения тактической обстановки и управления действиями кораблей NTDS. Что касается РЛС обнаружения надводных целей, то на «Нью-Джерси» и «Айове» поначалу были установлены AN/SPS-10 (на первом из них этот радар появился еще в 1968 году, во время его Вьетнамской кампании), но в 1985—1987 годах их модернизировали и переименовали в AN/SPS-67. «Миссури» и «Висконсин» сразу же получили модернизированный вариант РЛС.
Система радиоэлектронной борьбы основывалась на комплексе SLQ-32 (V), включавшем помимо различных приемопередающих станций восемь 18-ствольных «фольгометов» Mk-36 RBOC — постановщиков ложных радиолокационных целей. В качестве средства защиты от акустических торпед линкоры оборудовали системой SLQ-25 «Никси»: входивший в ее состав буксируемый контейнер, по замыслу, должен был служить «приманкой» для головки самонаведения торпеды, отвлекая последнюю от настоящей цели.
В кормовой части палубы установили пост управления полетами вертолетов. В декабре 1986 года на «Айове» смонтировали устройство для старта и посадки беспилотных летательных аппаратов-разведчиков «Пайонир».
Модернизация коснулась и ряда вспомогательного оборудования, так или иначе связанного с изменением состава вооружения. Например, на каждом из линкоров пришлось установить по три преобразователя частоты, поскольку для новейших РЛС и системы NTDS был необходим ток с частотой 400 кГц. Кроме того, все жилые помещения оснастили кондиционерами, заменили часть бытовой техники — в общем, довели условия обитаемости до принятого в ВМС США стандарта. Кстати, за счет внедрения новой аппаратуры и отказа от многочисленной зенитной артиллерии экипаж «Айовы» в 1988 году удалось уменьшить до 1510 человек (на «Нью-Джерси» — до 1518, на «Миссури» и «Висконсине»— до 1515 человек).
Наконец, внести ряд изменений в конструкцию вынуждало само время. Паровые котлы пришлось приспособить под новый сорт жидкого топлива, а гальюны оборудовать цистернами для приема льяльных вод — в противном случае путь «айовам» во многие иностранные порты был бы закрыт. Требования экологов поначалу сильно раздражали конструкторов военных кораблей, но постепенно с ними все же стали считаться.
Говоря о капитальной модернизации линкоров, нельзя не упомянуть об альтернативных вариантах их перестройки. В 1980 году в инициативном порядке были разработаны проекты, во многом напоминавшие предложение 18-летней давности о превращении «айов» в десантно-штурмовые корабли. В кормовой части предполагалось оборудовать ангар, один лифт и угловую полетную палубу площадью около 3000 м2. В зависимости от поставленных задач, авиакрыло корабля могло включать тяжелые десантные вертолеты СН-53Е или самолеты вертикального старта и посадки AV-8A. Впереди носовой группы башен главного калибра монтировалась спаренная пусковая установка ЗРК «Стандарт»; устаревшие 127-мм орудия заменялись новыми Mk-71. Кроме того, рассматривалась возможность размещения на кораблях модулей ракет вертикального пуска.
Все эти варианты были отвергнуты — главным образом, из-за их дороговизны. Однако следует заметить, что переоборудование четырех линкоров и так обошлось в баснословно большую сумму (приближавшуюся к стоимости постройки атомного авианосца), и оправданность подобных затрат вызывает сомнение. В случае, если же «Айовы» превратились бы в «линейно-авианесущие» ударно-десантные корабли, возможности их боевого применения в локальных войнах резко бы возросли. Не исключено, что они стали бы даже прототипом нового класса кораблей, появление которого, согласно прогнозам, ожидается в обозримом будущем.