Линкоры ракетной эпохи

 

Причины отказа от дальнейшего исполь­зования «Нью-Джерси» во Вьетнаме стали известны только в 1981 году, когда в ходе дебатов в Сенате были преданы огласке некоторые ранее секретные документы. Вы­яснилось, что администрация президента Р.Никсона намеревалась начать с правитель­ством Демократической республики Вьетнам переговоры о перемирии, а интенсивные обстрелы берега тяжелой артиллерией мог­ли помешать этому. То есть линкор вывели в резерв не из-за того, что он оказался ма­лоэффективен, а как раз наоборот!

Впрочем, многие военно-морские специ­алисты догадывались об этом много рань­ше. В 1970-е годы в руководстве ВМС США сформировалось «линкорное лобби», на­стаивавшее на расконсервации «айов». Для секретаря флота (по нашей термино­логии — главкома) был подготовлен объе­мистый доклад, в котором обобщался опыт применения линейных кораблей в Корее и Вьетнаме. Для пущей убедительности в нем приводилось следующее сравнение: 406-мм орудия «Айовы» за 30 минут могут выпустить 270 862-кг фугасных снарядов — 232,7 т взрывчатки и стали. А стандартная боевая нагрузка авиакрыла атомного авиа­носца «Нимитц» составляет 76,2 т. Обыч­но за день палубные самолеты соверша­ют не более трех вылетов — то есть они могут сбросить на цель «всего» 228,6 т бомб в сутки. Позже американцы дополни­ли эти расчеты и экономической составля­ющей: «доставка» каждой тонны боепри­пасов линкором обходится в 1,6 тыс. долл., а штурмовиками того же «Нимитца» — при­мерно в 12 тыс. долл.

Конечно, сопоставлять эти цифры на­прямую— некорректно. Дальность дей­ствия палубной авиации, по сравнению с корабельной артиллерией, значительно больше, а точность бомбометания — вы­ше. К тому же, при одинаковой массе авиа­бомба несет больше взрывчатки, чем снаряд, и потому ее разрушающее действие сильнее (В ходе бомбардировок японских городов в июле 1945 года было установлено, что 406-мм фугасный снаряд (862 кг) разрушает железобетонные промышленные или жилые здания на площади 130 м2, а 2000-фн (908 кг) фугасная авиабомба — на площади 819 м2). Но несомненно одно: в ходе во­енных действий может возникнуть немало задач, решить которые, причем решить наиболее эффективно, позволит именно тяжелая артиллерия линейных кораблей.

Предложение о расконсервации и пере­вооружении всех четырех линкоров типа «Айова» было одобрено Конгрессом США весной 1980 года. К тому времени «холод­ная война» между СССР и странами Запа­да достигла апогея. Соединенные Штаты взяли курс на резкое усиление своего фло­та — поводом тому послужили быстрый рост советского ВМФ, а также «интернаци­ональная помощь народу Афганистана». Пентагон выступал за постоянное военное присутствие в Индийском океане и увели­чение боевого состава флота до 600 еди­ниц. В частности, предлагалось в придачу к восьми авианосным ударным группам CBG (Carrier Battle Group) сформировать четыре боевые надводные группы SAG (Surface Action Group), в каждую должен был входить один модернизированный линкор, один ракетный крейсер типа «Тикондерога» и три ракетных эсминца. По замыслу, SAG могли проводить как само­стоятельные операции, так и выполнять задачи во взаимодействии с CBG.

Президента Дж. Картера идея «реани­мации» линкоров не воодушевляла, и он настоял на исключении из военного бюд­жета расходов на их переоборудование. Зато его преемник Р.Рейган, занявший Бе­лый дом в начале 1981 года, придерживал­ся иной точки зрения. С его подачи Конгресс утвердил «линкорную» программу, выделив на ее осуществление более 1,5 млрд долл. Первым планировалось ввес­ти в строй «Нью-Джерси», последним — «Висконсин». Вероятно, на принятие поло­жительного решения повлиял и тот факт, что в арсеналах США со времен Второй мировой войны хранилось более 20 тыс. 406-мм снарядов и 34 запасных ствола для 406-мм/50 клб орудий.

Несмотря на почти 40-летний возраст, линейные корабли реально эксплуатирова­лись от 11 до 13,5 года, а остальное время находились в резерве. Это давало основа­ние предполагать, что их физический из­нос меньше, чем у большинства боевых единиц флота США (в среднем срок служ­бы кораблей американских ВМС в то вре­мя составлял около 15 лет). Отсюда делал­ся вывод, что после модернизации «Айовы» смогут продержаться в строю пример­но до 2005 года. Впрочем, как показало будущее, такой прогноз оказался чересчур оптимистичным.

«Второе рождение» линкоров в 1980-е годы — явление в истории кораблестрое­ния беспрецедентное. При сохранении пол­ного комплекта тяжелой артиллерии и бро­ни «Айовы» получили стратегическое ору­жие — крылатые ракеты «Томагавк», а также противокорабельные ракеты «Гарпун», автоматизированные зенитные артилле­рийские комплексы «Вулкан-Фаланкс», со­временное радиоэлектронное оборудова­ние и средства РЭБ. Подобное сочетание старого и нового дало поразительный ре­зультат— линкоры, считавшиеся беспово­ротно ушедшими в прошлое, в действи­тельности оказались универсальными ударными кораблями, наиболее приспо­собленными для ведения современной морской войны. Произошедший в 1982 году англо-аргентинский конфликт из-за Фолк­лендских островов подтвердил это мнение: бывшей «владычице морей» очень не хва­тало кораблей, аналогичных «Айове».

Модернизация американских линкоров заключалась в следующем. Четыре из де­сяти 127-мм артустановок Mk-28 были де­монтированы; вместо них на надстройках разместили восемь бронированных счет­веренных пусковых установок Mk-143 для крылатых ракет «Томагавк». Это оружие, созданное в 1970-е годы, вывело ударные возможности американского флота на принципиально новый уровень. Ракета BGM-109 «Томагавк» выпускалась в трех модификациях — стратегическом (с ядер­ной боеголовкой и дальностью полета 1500 миль), оперативно-тактическом для действия против береговых объектов (с обычной боеголовкой массой 445 кг и дальностью 675 миль) и противокорабель­ном (454 кг и 470 миль соответственно). Маршевая скорость полета ракеты — 0,5М, на конечном участке траектории — 0,75М. Всего в боекомплекте каждого линкора — 32 ракеты «Томагавк».

Противокорабельные ракеты RGM-84 «Гарпун» (16 шт.) размещались в транспортно-пусковых контейнерах, сгруппирован­ных в четыре блока. В зависимости от мо­дификации дальность полета их составля­ла 64—85 миль, масса боевой части — 231,5 кг, маршевая скорость полета — 0,82М.

Для обороны от низколетящих целей (в том числе неприятельских ПКР) каждый из линкоров типа «Айова» получил по четыре зенитных артиллерийских комплекса Мк-15 «Вулкан-Фаланкс», состоявших из шести­ствольной 20-мм пушки М61 «Вулкан», ста­билизированной в двух плоскостях установ­ки и автономной радиолокационной систе­мы управления огнем. Техническая скоро­стрельность комплекса — 3000 выстр./мин, боезапас — 8000 патронов (всего на ко­рабль, соответственно, 32 000 патронов). Кроме того, на надстройках линкоров обо­рудовали пять стационарных позиций для стрельбы из переносных зенитных ракетных комплексов «Стингер».

Радиоэлектронное вооружение при­шлось обновить полностью. Теперь на «Айовах» имелись РЛС дальнего обнару­жения воздушных целей AN/SPS-49, нави­гационный комплекс LN-66 системы конт­роля за воздушной обстановкой TACAN и спутниковой связи ОЕ-82, а также комп­лексная система отображения тактичес­кой обстановки и управления действиями кораблей NTDS. Что касается РЛС обна­ружения надводных целей, то на «Нью-Джерси» и «Айове» поначалу были уста­новлены AN/SPS-10 (на первом из них этот радар появился еще в 1968 году, во вре­мя его Вьетнамской кампании), но в 1985—1987 годах их модернизировали и переименовали в AN/SPS-67. «Миссури» и «Висконсин» сразу же получили модер­низированный вариант РЛС.

Система радиоэлектронной борьбы ос­новывалась на комплексе SLQ-32 (V), вклю­чавшем помимо различных приемопереда­ющих станций восемь 18-ствольных «фольгометов» Mk-36 RBOC — постановщиков ложных радиолокационных целей. В каче­стве средства защиты от акустических тор­пед линкоры оборудовали системой SLQ-25 «Никси»: входивший в ее состав букси­руемый контейнер, по замыслу, должен был служить «приманкой» для головки самонаведения торпеды, отвлекая послед­нюю от настоящей цели.

В кормовой части палубы установили пост управления полетами вертолетов. В декабре 1986 года на «Айове» смонти­ровали устройство для старта и посадки беспилотных летательных аппаратов-раз­ведчиков «Пайонир».

Модернизация коснулась и ряда вспо­могательного оборудования, так или ина­че связанного с изменением состава во­оружения. Например, на каждом из линко­ров пришлось установить по три преобра­зователя частоты, поскольку для новейших РЛС и системы NTDS был необходим ток с частотой 400 кГц. Кроме того, все жилые помещения оснастили кондиционерами, заменили часть бытовой техники — в об­щем, довели условия обитаемости до при­нятого в ВМС США стандарта. Кстати, за счет внедрения новой аппаратуры и отказа от многочисленной зенитной артилле­рии экипаж «Айовы» в 1988 году удалось уменьшить до 1510 человек (на «Нью-Джерси» — до 1518, на «Миссури» и «Вис­консине»— до 1515 человек).

Наконец, внести ряд изменений в кон­струкцию вынуждало само время. Паровые котлы пришлось приспособить под новый сорт жидкого топлива, а гальюны оборудо­вать цистернами для приема льяльных вод — в противном случае путь «айовам» во многие иностранные порты был бы за­крыт. Требования экологов поначалу силь­но раздражали конструкторов военных ко­раблей, но постепенно с ними все же ста­ли считаться.

Говоря о капитальной модернизации лин­коров, нельзя не упомянуть об альтернатив­ных вариантах их перестройки. В 1980 году в инициативном порядке были разработа­ны проекты, во многом напоминавшие пред­ложение 18-летней давности о превраще­нии «айов» в десантно-штурмовые кораб­ли. В кормовой части предполагалось обо­рудовать ангар, один лифт и угловую полетную палубу площадью около 3000 м2. В за­висимости от поставленных задач, авиа­крыло корабля могло включать тяжелые десантные вертолеты СН-53Е или самоле­ты вертикального старта и посадки AV-8A. Впереди носовой группы башен главного калибра монтировалась спаренная пуско­вая установка ЗРК «Стандарт»; устарев­шие 127-мм орудия заменялись новыми Mk-71. Кроме того, рассматривалась воз­можность размещения на кораблях моду­лей ракет вертикального пуска.

Все эти варианты были отвергнуты — главным образом, из-за их дороговизны. Однако следует заметить, что переобору­дование четырех линкоров и так обошлось в баснословно большую сумму (прибли­жавшуюся к стоимости постройки атомно­го авианосца), и оправданность подобных затрат вызывает сомнение. В случае, если же «Айовы» превратились бы в «линейно-авианесущие» ударно-десантные корабли, возможности их боевого применения в ло­кальных войнах резко бы возросли. Не ис­ключено, что они стали бы даже прототи­пом нового класса кораблей, появление которого, согласно прогнозам, ожидается в обозримом будущем.