От Ливана до Кувейта
Торжественная церемония вступления в строй первого ракетного линкора — «Нью-Джерси» — состоялась в Лонг Биче 28 декабря 1982 года. На ней присутствовал президент Рейган. После завершения программы испытаний и учебного похода по Тихому океану корабль приступил к своим «основным обязанностям» — оказанию давления на недружественные США режимы и демонстрации силы в «горячих точках». В июле 1983 года он патрулировал у берегов Никарагуа, а затем отправился на Средиземное море. 14 декабря «Нью-Джерси» открыл огонь главным калибром по сирийским батареям ПВО в южном Ливане, выпустив 11 фугасных снарядов. 8 февраля 1984 года его орудия обрушили на сирийские позиции в долине Бекаа почти 300 406-мм снарядов. Огонь линкора сравнял с землей командный пункт, в котором погибло несколько старших офицеров и один генерал сирийской армии. Эта бомбардировка береговых целей была одной из самых мощных за всю послевоенную историю.
28 апреля 1984 года вошла в строй модернизированная «Айова», а 10 мая 1986-го министр обороны США К.Вейнбергер высокопарно назвал «днем возрождения американской морской мощи» — в тот день состоялась передача флоту третьего линкора, «Миссури». Наконец, 22 октября 1988 года в состав ВМС вступил «Висконсин».
Как и «Нью-Джерси», все линейные корабли большую часть времени проводили вдали от берегов США. В составе ударных групп они обошли чуть ли не все уголки земного шара. «Айова» после патрульной службы в Карибском бассейне совершила поход в Европу, а в октябре 1985 года даже появилась на Балтике. В следующем году она вновь находилась в европейских водах, а в 1987-м — сначала в Центральной Америке, затем в Северном и Средиземном морях, а с декабря — в Индийском океане. «Миссури» в сентябре — декабре 1986 года за три месяца обошел вокруг света, попутно посетив Австралию, Португалию, Испанию, Италию и Турцию. В следующем году линкор в течение шести месяцев нес службу в Персидском заливе и Индийском океане.
Все корабли весьма интенсивно занимались боевой подготовкой; учебные стрельбы были частым явлением — достаточно сказать, что в 1984—1986 годах «Айова» сделала 1000 выстрелов из 406-мм орудий. Однако 19 апреля 1989 года произошла трагедия — самая серьезная за всю долгую службу линкоров этого типа. Во время учебных стрельб в 406-мм башне № 2 «Айовы» произошел взрыв пороховых зарядов, находившиеся в ней 47 человек погибли. Созданная комиссия рассмотрела множество версий, но так и не смогла установить причину взрыва. Тем не менее, ряд публикаций в прессе напрямую связывали происшедшее с ненадежностью устаревшей техники. Отношение руководства флота к тяжелой морской артиллерии стало более прохладным — в частности, прекратились работы по созданию нового подкалиберного снаряда для сверхдальней стрельбы.
«Лебединая песнь» линкоров типа «Айова»— участие в войне против Ирака в январе — феврале 1991 года. В Персидском заливе в составе сил антииракской коалиции находились два линейных корабля — «Миссури» и «Висконсин». На первом этапе они применяли ракетное оружие — в частности, «Миссури» выпустил по целям в глубине территории 28 ракет «Томагавк». А в феврале включились в работу и 406-мм пушки. На побережье оккупированного Кувейта Ирак сосредоточил большое количество войск и боевой техники — более заманчивую цель для тяжелой артиллерии трудно было представить. 4 февраля «Миссури» прибыл на огневую позицию в районе кувейтско-саудовской границы и с дистанции 18 миль открыл огонь по радиолокационным станциям, артиллерийским позициям, объектам управления и связи иракской армии. За три дня линкор выпустил 1123 406-мм и 12 127-мм снарядов.
6 февраля «Миссури» отошел в тыловой район маневрирования, а его место на огневом рубеже занял «Висконсин». Используя беспилотный самолет-корректировщик, линкор 11 выстрелами из 406-мм орудий с расстояния в 19 миль подавил неприятельскую артиллерийскую батарею. Затем он наносил удары по укреплениям, складам горючего и боеприпасов, а также по появившимся у береговой линии иракским катерам. 8 февраля «Висконсин» уничтожил артиллерийскую батарею в районе Рас-эль-Хаджи.
С 21 февраля оба линкора, переместившись на север, вместе вели огонь с новой позиции. Они обстреливали районы Эль-Кулайя и Эш-Шуайба, а затем, с целью отвлечь неприятеля от основного направления удара — остров Файлака. После начала решительного наступления сил антииракской коалиции «Миссури» и «Висконсин» обеспечивали непосредственную поддержку войск. В частности, 26 февраля они били по танкам и укреплениям в районе кувейтского международного аэропорта.
Все артиллерийские обстрелы линкоры вели с большой дистанции (18—23 мили), так как подойти ближе не позволяли мелководье и минная опасность. Тем не менее, результативность огня оказалась достаточно высокой. При поражении точечных объектов в 28% случаев наблюдались прямые попадания или, как минимум, тяжелые повреждения цели. Число промахов не превышало 30%.
Тем не менее, время брало свое. Окончание «холодной войны» и последовавший затем распад СССР позволили Соединенным Штатам сократить расходы на флот и уменьшить его численный состав. Первой 26 октября 1990 года встала на прикол «Айова», за ней 8 февраля 1991-го последовал «Нью-Джерси». А вскоре после завершения операции «Буря в пустыне» были выведены из боевого состава и последние линкоры— «Висконсин» (30 сентября 1991 г.) и «Миссури» (31 марта 1992 г.).
В настоящее время шансов на очередной «призыв» линкоров на службу уже не осталось. Но и пустить их на металлолом американцы не решились. Скорее всего, им будет уготована роль плавучих музеев.
«Миссури» отправился в свой последний 2300-мильный поход 23 мая 1998 года. Выйдя из Бремертона, он 22 июня отдал якоря в Пёрл-Харборе. Весьма символично: корабль, на котором завершилась Вторая мировая война, встал на вечную стоянку неподалеку от мемориального комплекса, устроенного над затонувшей «Аризоной», — жертвой первого дня тихоокеанской войны... Линкор «Миссури» как музей был открыт для посетителей 29 января 1999 года.
Местом вечной стоянки «Висконсина» стал Норфолк. Этот корабль тоже получил статус музея; его открытие состоялось 16 апреля 2001 года.
«Нью-Джерси» в 1999 году на буксире перевели из Бремертона в Филадельфию. Официально объявлено, что и он станет кораблем-памятником, однако место его стоянки до сих пор не определено. Возможно, что линкор установят у подножия статуи Свободы. А «Айова», скорее всего, превратится в достопримечательность Сан-Франциско, куда она была отбуксирована весной 2001 года.