Общая оценка проекта

 

В специальной военно-морской и исто­рической литературе можно встретить весьма противоречивые мнения о боевых качествах «Айовы». Одни авторы называ­ют ее лучшим линкором Второй мировой войны, другие — критикуют за слабую, на их взгляд, броневую защиту и, сравнивая проект с «Саут Дакотой», считают, что ис­тратить дополнительные 10 000 т водоиз­мещения фактически лишь на 6-узловую прибавку в скорости было крайне нераци­онально. Попробуем, по возможности, не­предвзято разобраться в этом вопросе.

В эпоху брони и артиллерии проект лю­бого «капитального» корабля оценивался по трем главным составляющим — его во­оружению, скорости хода и защите. Рас­сматривая «Айову» с этих позиций, можно констатировать следующее. Вооружение корабля, бесспорно, очень мощное. Оно уступает только японскому «Ямато», да и то немного. А из европейских линкоров по этому показателю тягаться с «Айовой» не может ни один. Скорость — вообще самая высокая в мире: на 1,5 узла больше, чем показал на испытаниях европейский рекорд­смен «Витторио Венето», и на 6 узлов больше, чем у «Ямато». Так что тут тоже все в порядке.

Остается броня. Как правило, создавая сильно вооруженный и быстроходный ко­рабль, конструкторы приносят в жертву именно ее. В какой-то мере так же посту­пили и американцы, но чувство меры при этом им не изменило. Быть может, для 50 000-тонного корабля броневая защита и выглядит скромной, но в целом она впол­не «на уровне», ничуть не хуже (и даже лучше), чем у «Шарнхорста» и «Бисмарка». Ну а если к этому добавить мощное зенит­ное вооружение, отличные приборы управ­ления огнем, лучшие в мире радиолокаци­онные станции, то остается признать: аме­риканским кораблестроителям удалось найти «золотую середину», гармоничное сочетание характеристик — по их совокупности «Айовы» справедливо считаются луч­шими в своем классе.

Критики последней серии американских линкоров обычно предрекали им быструю гибель в случае внезапной встречи с «Ямато». Однако подобные рассуждения выгля­дят, мягко говоря, несерьезно. Прежде все­го, следует иметь в виду: сверхмощные линкоры японцы создавали не от хорошей жизни — осознавая, насколько их промыш­ленность уступает американской, им не оставалось ничего другого, как стремить­ся, чтобы их заведомо малочисленные ко­рабли имели хоть какие-то шансы в борь­бе против многочисленных неприятельских эскадр. Факт остается фактом: Япония по­строила всего два современных линкора, а США— 10. И если уже моделировать ги­потетический бой линейных сил тихооке­анских противников, то надо рассматривать дуэль не один на один, а 10 кораблей про­тив двух. Излишне говорить, что в этом случае победа, бесспорно, достанется аме­риканцам.

Но главное даже не это. В реальности вероятность чисто артиллерийского боя линкоров к моменту вступления «Айовы» в строй была ничтожно мала. Основной ударной силой уже по праву считались авианосцы, и о генеральном сражении ли­нейных эскадр теперь не могло быть и речи. Отныне перед линкорами стояла дру­гая задача — придать устойчивость авиа­носному соединению. То есть линкоры пре­вращались в хорошо защищенные штаб­ные корабли, способные стать своего рода центром ПВО и радиолокационного дозо­ра. Артиллерия главного калибра должна была решать лишь вспомогательные зада­чи — обстреливать береговые объекты при поддержке десантных операций, отгонять приближающиеся крейсера и эсминцы. Бой с равноценным противником уже не рассматривался: если бы «Айове» и пришлось стрелять по японским линкорам, то, скорее всего, сильно поврежденным палубной авиацией. Таким образом, доминирующее значение имели не артиллерия и верти­кальная броня, а зенитное вооружение, РЛС, горизонтальная защита и — самое главное — скорость. И вот тут американ­ские конструкторы попали в точку! Проек­тируя «Айову» исходя из весьма сомни­тельных задач (мифической охоты за ли­нейными крейсерами типа «Конго»), они создали идеальный корабль для своих авианосных оперативных соединений. И если в конце Второй мировой войны и были нужны линкоры, то именно такие, как «Айова». Авианосцы типа «Эссекс», став­шие главной ударной силой флота США, имели скорость 31—32 узла, и линейные корабли последней серии прекрасно впи­сывались в их компанию.

Беда же «Айов», как и всех линкоров вообще, заключалась в том, что потреб­ность в них как в «элементе устойчивос­ти» соединений быстро отпала. С появле­нием реактивной авиации и управляемых ракет строить такие корабли (и даже экс­плуатировать уже имеющиеся) стало невы­годно — их функции поделили между сами­ми авианосцами и кораблями эскорта. И в конце 1940-х эпоха линкоров ушла окон­чательно и бесповоротно.

Ну а тот факт, что американцы держали корабли этого класса в составе своего фло­та еще четыре десятилетия, отнюдь не оп­ровергает сделанный вывод. Просто здесь возобладало вполне понятное желание ис­пользовать то, что уже создано и вполне исправно. «Это самый быстрый и дешевый способ увеличить наступательную мощь американского флота, — сказал секретарь (министр) ВМС США Дж.Леман. — Раскон­сервируя линкор, мы получаем мощный корабль по цене фрегата».

Но министр ошибся. И дело не только в том, что стоимость последней модерниза­ции линкоров намного превзошла плани­руемую. У «Айовы» и ее систершипов ока­зались очень высокими эксплуатационные расходы. Малоэкономичные механизмы были чрезмерно прожорливыми, устарев­шее оборудование требовало слишком частых ремонтов... Но самое главное — экипаж ракетного линкора даже после все­мерного сокращения все равно более чем в восемь раз превышал команду фрегата «Оливер Перри». Принимая во внимание уровень жалованья американских моряков, становится ясно, почему «Висконсин» пос­ле дорогостоящей перестройки прослужил менее двух с половиной лет, а адмиралы из Пентагона начали выступать за созда­ние так называемого «корабля-арсена­ла» — по сути, того же ракетного линкора, но построенного на новой технологичес­кой базе и имеющего принципиально иной уровень автоматизации... Вывод на­прашивается сам собой: огромные затра­ты на «реанимацию» линейных кораблей в 1980-е годы вряд ли можно считать оправданными.