Проектирование и строительство
Использование подводных лодок в ходе Первой мировой войны серьезнейшим образом повлияло на всю стратегию борьбы на морских театрах. Ущерб, нанесенный торговому судоходству стран Антанты, был колоссальным. Достаточно привести следующие цифры: страны-победительницы потеряли из-за атак только германских подводных лодок около 12 млн т своего торгового флота, а Великобритания еще и 153 военных корабля. Общее число задействованных обеими воюющими сторонами субмарин составило приблизительно 850 единиц. Для борьбы с ними было выделено порядка 9000 надводных кораблей, 100 подводных лодок, 2500 самолетов, 500 мобилизованных торговых судов, сотни аэростатов и дирижаблей.
После тщательного анализа опыта Первой мировой войны и сложившейся после заключения Версальского мирного договора ситуации руководство германского военно-морского флота пришло к выводу, что немецкий флот в силу своей малочисленности не в состоянии даже в обозримом будущем оспаривать стратегическое владение морем у потенциальных противников. Под ними в 20-е гг. понимались, прежде всего, Польша и связанная с ней союзным договором Франция. В гипотетической войне на первый план перед Рейхсмарине выходили задачи обороны своих берегов, морской блокады Польши, а также действий на французских коммуникациях в Северном море и Атлантическом океане. Для решения этих задач флот должен был состоять в основном из «карманных линкоров», крейсеров и необходимого состава легких сил и москитного флота. Наиболее эффективное средство борьбы на коммуникациях — подводные лодки — как известно, были запрещены Версальским договором. Но, несмотря на ограничения договора, оказалось, что военно-морской флот Веймарской республики никогда не прекращал заниматься проектированием и строительством подводных лодок. Уже в середине 20-х гг. руководство Рейхсмарине включило строительство малых и средних субмарин в планы мобилизационных мероприятий. Поскольку разработки новых проектов тормозились договорными ограничениями, планировалось воспользоваться наиболее удачными проектами времен Первой мировой войны — типами UB-II (малая торпедная ПЛ), UB-III (средняя торпедная ПЛ) и UC-II (минный заградитель).
В 1922 г. фирмы «Вулкан», «Германия» и «Везер» создали конструкторское бюро под руководством ГТехеля в составе 30 инженеров. Его задачей являлась разработка новых типов подводных кораблей с учетом полученного военного опыта — пока по заказу других стран. Чтобы формально не нарушать условий мирного договора, бюро зарегистрировали в Гааге, на территории нейтральной Голландии, и внесли в регистр нидерландских фирм под названием «Голландское предприятие — инженерная контора по судостроению» (N.V. IngenieurskantoorvoorScheepsbouw, сокращенно IvS). Оно финансировалось из нелегального фонда вооружения Рейхсвера. Однако, для проверки новых идей в металле требовались заказы, которые, по понятным причинам, не могли поступить из Германии. Чтобы обеспечить себя такими заказами, голландское бюро с немецким персоналом назначало на свою продукцию более низкие, по сравнению с конкурентами, цены, а убытки покрывались финансовыми вливаниями Рейхсмарине. Фирма IvS сделала коммерческие предложения почти двум десяткам государств по конструированию и постройке подводных лодок. Наиболее ценный опыт дало выполнение заказов Финляндии, для которой были построены малая торпедная подлодка «Весикко» (прообраз германских II серии) и три подводных минных заградителя типа «Ветехинен». Правда, в дальнейшем, в связи с поступлением на вооружение мин, выставляемых через торпедные аппараты, от развития подобных кораблей временно отказались.
Особое внимание уделялось проектированию средних торпедных подводных лодок. В 1927 г. по незначительно измененному проекту UB-III (516/651 т, длина 55,3 м, 13,6/8 узлов, 8500 миль 6-узловым ходом, четыре носовых и один кормовой 500-мм торпедных аппарата, пять запасных торпед, 88-мм орудие) были построены два корабля для Турции ('Любопытно заметить, что в 1926 г., в период «раппальского» сближения между СССР и Германией, руководство Рейхсмарине предложило представителям РККФ приобрести чертежи UB-III, но получило отказ в связи с «устарелостью» проекта. Вместо этого в СССР предпочли развернуть крупносерийное строительство ПЛ типа «Щ», базировавшихся на малоудачном проекте поднятой со дна Финского залива британской субмарины L-55). В то же время руководству фирмы не удавалось найти заказчиков для строительства субмарины по проекту UG. Данный проект, заказанный и разработанный в 1918 г., при сохранении общих обводов и основных тактико-технических характеристик UB-III, предусматривал размещение балластных и топливных цистерн внутри прочного корпуса — соляр из потерявших герметичность топливно-балластных цистерн легкого корпуса теперь не появлялся на поверхности. Несомненно, что скрытность действий такой лодки в условиях противодействия противника существенно возрастала. Следующим заказчиком IvS на среднюю лодку оказалась Испания, однако и ее представители не высказали заинтересованности в проекте UG. Общемировой тенденцией при проектировании субмарин в то время являлось стремление добиться высокой надводной скорости при значительной дальности плавания и мощном артиллерийском вооружении. Переработав под эти требования проект UB-III, IvS в 1927 г. начала строительство корабля, посекционная сборка которого осуществлялась на испанской верфи. Лодка, получившая название Е-1, имела длину 72,42 м, водоизмещение 755/960 т и надводную скорость при форсировании дизелей 19,7 узла. Вооружение включало четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата калибром 533 мм, 100-мм орудие и 20-мм автомат. Несмотря на столь высокие ТТХ, из-за финансовых затруднений испанское правительство отказалось от приобретения субмарины, в результате чего она до 1935 г. оставалась собственностью фирмы, пока ее не удалось продать туркам. Невзирая на эту неудачу, представители Рейхсмарине сочли достигнутый результат вполне удовлетворительным, после чего на германских заводах были размещены заказы на производство материалов, механизмов и приборов, необходимых для строительства двух фактически однотипных ПЛ, получивших обозначение как I серия (862/983 т, длина 72,39 м, 18,6/8,3 узла, 7900 миль 10-узловым ходом, Четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, 105-мм орудие и 20-мм автомат). По существовавшим планам, именно им предстояло в будущем послужить прототипами немецких «новых средних». Командование считало, что кроме традиционных для средних ПЛ задач (позиционная служба в прибрежных водах и закрытых театрах) такие лодки смогут оказаться полезными и для разведки, крейсерств в Северной Атлантике, а в определенных условиях и для взаимодействия с рейдерскими соединениями надводных кораблей.
Параллельно с развертыванием строительства механизмов для лодок I и II серий осуществлялась разработка ряда проектов специального назначения. С 1932 г. эту эстафету у расформированной IvS принял отдел экспериментального кораблестроения Рейхсмарине. С момента прихода Гитлера к власти (январь 1933 г.) все эти работы проводились практически в открытую. Немцы рассматривали возможности создания: минных заградителей, которые кроме торпед несли бы еще 30 якорных или 45 донных мин; подводных крейсеров водоизмещением 1500 т; субмарин-плавмастерских, а также лодок с замкнутым циклом Вальтера. В перечень этих инноваций включили и однокорпусную лодку с внутренним расположением топливных цистерн, присвоив ей обозначение— VII серия (Официально немецкие субмарины именовались «typ VII» (тип VII), но в отечественной литературе обычно применяется термин «VII серия». Оба этих обозначения тождественны).
При проектировании использовался практический чертеж лодки II серии, размерения которой были изменены линейным преобразованием (правда, в отличие от прототипа, для улучшения надводной плавучести проектировщики добавили в новый проект булевые цистерны главного балласта). При водоизмещении 626/745 т и длине 64,5 м скорость, дальность плавания и состав вооружения (16/8 узлов, 4300 миль 12-узловым ходом, четыре носовых и один кормовой 533-мм торпедные аппараты, пять запасных торпед, 88-мм орудие) по большинству параметров повторяли UB III/UG. 16 января 1935г., практически сразу после окончания проектных работ, фирма «Германия Верфт» получила заказ на строительство шести субмарин нового типа. Спустя 12 дней он был сокращен до четырех, зато дополнительный заказ на строительство шести аналогичных кораблей получила «АГ Везер». Весьма показательно, что заказы на строительство ПЛ были размещены за три месяца до официального денонсирования Гитлером военных статей Версальского договора. Так началось строительство знаменитых «семерок».
Второй этап в судьбе самых массовых в истории подводного флота кораблей начался в середине 1935 г., после двух практически совпавших по времени событий: заключения 18 июня англо-германского морского договора и назначения в январе 1936 г. командующим подводными силами капитана 2 ранга Карла Дёница. Теперь строительство немецкого подводного флота стало узаконенным, но получило жесткое ограничение: 35% от тоннажа субмарин Ройял Нэйви — класса, который явно не включался британскими морскими стратегами в разряд приоритетных.
Если учесть уже строящиеся две подлодки I серии, 24 — II и 10 — VII серий, то на строительство новых оставалось всего 6000 тонн. Этого хватило бы на заказ восьми субмарин I серии по 750 т (имеется в виду стандартное водоизмещение, сообщавшееся немцами англичанам) или 12 —VII серии по 500 т. Дёниц, закончивший свой боевой путь в Первой мировой войне командиром UB-68 типа UB III, решительно высказался за строительство 500-тонных лодок. Он резко возражал против принятого командованием Кригсмарине в конце 1935 г. решения проектировать крейсерские субмарины типа IX водоизмещением более 700 т. Позднее в своих мемуарах Дёниц писал: «Боевая мощь подводной лодки не возрастает прямо пропорционально ее размерам, как у других боевых кораблей. Напротив, если превысить определенную границу, некоторые особенно ценные боевые качества подводной лодки ухудшаются: возрастает время погружения, само погружение выполняется с большим трудом; обнаруживается тенденция к возрастанию дифферента на нос, который принимает опасные размеры. Кроме того, возникают трудности, связанные с подводным ходом. Условия подводного плавания усложняются, а это затрудняет контроль со стороны офицера, отвечающего за технику погружения. Большой лодке труднее управляться на перископной глубине. При определенном дифференте лодку большой длины труднее удержать так, чтобы она не показала из воды нос или корму. А это может произойти, если лодка идет под перископом в открытом море при волнении или мертвой зыби» (Дёниц К. Подводный флот рейха. Смоленск, 1999. С. 28—29).
В справедливости этих слов в полной мере убедились и советские подводники, служившие на подводных лодках типа «С», которые, как известно, были «родными сестрами» немецкой I серии от «общей матери» — Е-1. Считая маневренные качества субмарин не менее важными, чем скорость и вооружение, Дёниц настоял на продолжении строительства VII серии по улучшенному проекту VIIB. Принципиальных улучшений, по сравнению с серией «А», было два: замена обычного вертикального руля двойным (по перу позади каждого винта — это сократило диаметр циркуляции под водой до 215—263 м) и размещение дополнительного запаса топлива. Для этого корпус лодки удлинили на два метра и оборудовали под соляр часть булевых цистерн. В результате полный запас топлива возрос с 58,6 до 99,7 т, а дальность плавания 12-узловым ходом увеличилась с 4300 до 6500 миль. Эти улучшения фактически лишали I серию последних преимуществ, что и подтвердили сравнительные испытания 1937 года. Отказ от исключительно внутреннего расположения топлива в новых условиях практически не имел значения — при достигнутых к середине 30-х гг. глубинах погружения наличие солярового пятна на поверхности могло дать противолодочникам лишь самое общее представление о местонахождении субмарины. В ноябре 1936 г. состоялся заказ семи новых «семерок», за которым после изменения в мае 1937 г. договорной квоты до 45% последовал ряд дополнительных контрактов еще на 17 единиц.
Последняя предвоенная модификация проекта была произведена в начале 1938 г. В преддверии планируемого оснащения всех «у-ботов» (U-boot — широко распространенное в Германии сокращение от Unterseeboot — подводная лодка) гидролокаторами корпус в районе центрального поста удлинили на одну шпацию (0,6 м), необходимую для размещения стойки прибора. Незначительный прирост водоизмещения и размеров вызвал снижение полной скорости надводного хода с 17,2 до 17 узлов, подводного — с 8 до 7,6 узла. Первая партия из восьми «семерок С» была заказана 30 мая 1938 г., вторая и последняя предвоенная из 13 лодок— в январе 1939 г.
Необходимо отметить, что в декабре 1938 г. в результате новой ревизии англогерманского договора командованию Кригсмарине удалось добиться права увеличить свой подводный флот до 100% состава английского. 28 апреля 1939 г., в ответ на подтверждение британских гарантий Польше, Гитлер и вовсе отказался от соблюдения договорных ограничений. И тем не менее, представившаяся возможность уже тогда развернуть массовое строительство подводного флота так и осталась неиспользованной. Причина заключалась в большом различии во взглядах на задачи и, соответственно, на необходимые типы кораблей между Дёницем и командованием флота во главе с гросс-адмиралом Рёдером.
Сторонник крейсерской войны Рёдер видел в подводной лодке специфическое повторение идеи крейсера-одиночки, действующего на отдаленных океанских коммуникациях. Естественно, что для реализации подобных замыслов требовались субмарины с большой дальностью плавания, сильным артиллерийским вооружением и, соответственно, водоизмещением. Дёниц же противопоставил этой концепции свою, тогда еще не имевшую практического подтверждения «групповую тактику». Считая, что «крейсерская война» обречена на поражение после введения системы конвоев, он предлагал в качестве альтернативы организовывать атаки караванов группами «у-ботов». Естественно, что тактическое взаимодействие лодок можно было организовать только при помощи радиосвязи в надводном положении. Поскольку такая атака в дневных условиях была бы попросту невозможна, для нападений следовало выбирать темное время суток. Данная концепция, получившая позднее расхожее название «тактики волчьих стай», практически отрабатывалась Дёницем на маневрах 1938 и 1939 гг., причем управление группой субмарин осуществлялось как с надводного корабля, так и с подводной лодки. Поскольку в качестве объектов для нападения должны были фигурировать конвои на подходах к Англии (во второй половине 30-х гг. она уже четко обрисовалась в качестве главного противника в будущей войне на море), требования дальности плавания отходили на второй план, а главное внимание уделялось маневренным качествам и торпедному вооружению. Безусловно, что для организации групповых нападений требовалось развернуть на коммуникациях несколько десятков субмарин. Все эти соображения подсказывали необходимость развертывания крупносерийного строительства VII серии, но именно они и не разделялись командованием Кригсмарине.
20 августа 1938 г. адмиралом Рёдером был создан специальный комитет для выработки основных направлений дальнейшего строительства военно-морских сил. Этот комитет представил на одобрение два проекта: первый предусматривал приоритетное строительство подводных лодок и тяжелых надводных кораблей; второй включал создание сбалансированного боеспособного флота.
Первый вариант, основным преимуществом которого являлось его быстрое осуществление, был направлен прежде всего на срыв торговых перевозок Великобритании. Второй предусматривал ведение боевых операций как против английского судоходства, так и против Рой-ял Нэйви. Рёдер поддержал второй проект, утвержденный с минимальными изменениями Гитлером в январе 1939 г. и вошедший в историю под названием «План Z».
При его утверждении Гитлер распорядился выполнить план за шесть лет, т.е. к 1945 году. Основной упор делался на строительство надводных кораблей; подводным же лодкам отводилось далеко не первое место. Если внимательно проанализировать «План Z», то легко можно подсчитать, что в соответствии с ним за шесть лет, до 1946 г., предполагалось построить 249 подводных лодок: 27 — спецназначения (X, XI и XII серий), 62 — крейсерские водоизмещением по 750 т (I и IX серий), 100 — средних водоизмещением по 500 т (VII серии) и 60 — малых (II серии), т.е. средние лодки составили бы лишь 40% от общего числа.
Строительство германских подводных сил по «Плану Z»
Год |
Количество боеготовых подлодок на начало каждого года программы |
||
для использования в прибрежных зонах |
для использования на океанских коммуникациях |
для особых заданий |
|
1939 |
32 |
34 |
— |
1940 |
32 |
52 |
— |
1941 |
32 |
73 |
6 |
1942 |
32 |
88 |
10 |
1943 |
33 |
112 |
16 |
1944 |
39 |
113 |
22 |
1945 |
45 |
157 |
27 |
1946 |
52 |
161 |
27 |
1947 |
60 |
162 |
27 |
Предложения командующего подводными силами были диаметрально противоположными. В своей докладной записке, поданной еще в 1937 г., Дёниц предложил полностью прекратить строительство лодок типа II, субмарин серии VII строить 75% от всего числа подводных сил, а оставшиеся квоты отдать серии IX. На основании океанских учений подводных сил им был сделан вывод о том, что для успешной и полной блокады Британских островов необходимо иметь флот в составе 300 подводных лодок. В соответствии с окончательным вариантом плана Дёница, сформулированным им в очередной памятной записке, при 10% собственных запланированных потерь общая численность подводных лодок к октябрю 1943 г. должна была достигнуть 320 единиц. Их необходимо было строить в пропорции 3:1, т.е. на три лодки VII серии — одну IX-й. Предусматривалась также постройка 16 лодок типа IID, четырех крейсерских лодок и четырех подводных танкеров. Любопытно отметить, что свою очередную памятную записку Дёниц передал адмиралу Рё-деру 1 сентября 1939 г. — в первый день Второй мировой войны.
Эти резкие различия во мнениях о составе нового германского подводного флота привели к значительным задержкам в развертывании массового производства субмарин. Если в 1935—1936 гг. было заказано 36 единиц, то в 1937-м — только 19, а в 1938-м — 17. Строительство лодок тоже затягивалось, из первых заказанных 36 кораблей в 1938 г. в строй вошли только девять, а до сентября 1939 г. еще 12 единиц. В результате Германия вступила во Вторую мировую войну с 57 подводными лодками, причем средних— VII серии — среди них было всего лишь 18 единиц (10 — серии VIIA и 8 — серии VIIB).
Дальнейший ход событий показал, что соображения Дёница о роли подводных лодок наиболее точно соответствовали задачам и возможностям Кригсмарине в тот период. Противникам Германии оставалось лишь радоваться, что его предложения по количеству и составу подводного флота до начала Второй мировой войны так и остались на бумаге.
Не менее отрадными для союзников оказались низкие темпы строительства субмарин в начале Второй мировой войны. Номинально с сентября 1939 г. действовал приказ командующего ВМФ о замораживании закладки новых крупных кораблей и сосредоточении основных усилий на создании субмарин. До конца 1939 г. на 13 верфях разместили заказы на строительство еще 131 «семерки». В выполнении заказов участвовали такие ведущие судостроительные предприятия Германии, как «Германия Верфт» в Киле, «Нордзее-Верке» в Эмдене, «Нептун-Верфт» в Ростоке, «Блом унд Фосс» в Гамбурге, «Шихау» в Данциге, «Флендер-Верфт» в Любеке, «Вулкан» в Штеттине, «Дешимаг» в Бремене и ряд других, а также десятки и даже сотни заводов-смежников. Ежемесячно на воду планировалось спускать 29 единиц, однако прошло не менее двух лет, прежде чем удалось приблизиться к этой цифре. Соотношение между типами подлодок фактически со-
ответствовало настояниям Дёница — три VII серии к одной — IX. В результате, до 30 сентября 1943 г., когда распоряжением командующего подводными силами (BdU) закладка новых «семерок» была прекращена (Несмотря на приказ, верфь «Фленсбургер шифбау» продолжала закладку кораблей VII серии до января 1944 г. Последней «семеркой» стала U-1308, начатая 28.1.1944, спущенная на воду 22.11.1944 г. и вступившая в строй 17.1.1945), Кригсмарине успел заключить контракты на строительство 1452 (!) кораблей этого типа. Даже несмотря на то, что в строй вступила только половина от общего заказа, приведенные цифры резко выводят «семерки» в число самого массового проекта подводных кораблей в мировой истории (второе место — советский проект 613, насчитывавший 215 единиц, построенных в СССР, и 21, построенную в Китае — отстает по численности почти в три раза).
Строительство подводных лодок VII серии
Модификация |
Заключены контракты |
Заказаны механизмы и материалы |
Заложено |
Вступило в строй |
VIIA |
10 |
10 |
10 |
10 |
VIIB |
24 |
24 |
24 |
24 |
VIIC |
643 |
593 |
582 |
577 |
VIIC/41 |
323 |
239 |
91 |
88 |
VIIC/42 |
442 |
165 |
0 |
0 |
VIID |
6 |
6 |
6 |
6 |
VIIF |
4 |
4 |
4 |
4 |
Всего |
1452 |
1041 |
717 |
709 |
Параллельно со строительством шло совершенствование «семерки». Очередной проект модернизации был готов к середине 1941 г. Экономия в массе за счет перекомпоновки схемы энергетической установки составила 11,5 т, что сделало возможным увеличение толщины прочного корпуса с 18 до 21,5 мм. Рабочая глубина погружения субмарины возросла со 100 до 120 м, а предельная —до 180 м. Расчетная глубина разрушения корпуса изменилась с 250 до 300 м, что составило абсолютный рекорд того времени (для сравнения, рабочая глубина погружения советских средних и больших подводных лодок времен Великой Отечественной войны составляла 75 м, максимальная 90 м, глубина разрушения — около 150 м при толщине прочного корпуса в 12 мм). Изменения в проекте «семерки» были учреждены распоряжением BdU от 14.10.1941 г., по которому верфям следовало закладывать новые корабли в соответствии с указанными стандартами. Подобная практика внесения изменений в проект практически не повлияла на сроки строительства. Однако, даже несмотря на это первая лодка VIIC/41 (U-292) вступила в строй только 25.8.1943 г. Весьма показательно, что данный корабль погиб на третьи сутки своего первого боевого похода, пытаясь в надводном положении отразить атаку британского «Либерейтора». Следующей ступенью модернизации проекта должна была стать серия VIIC/42. Планировавшиеся улучшения касались глубины погружения и надводной скорости. Прирост последней ожидался за счет внедрения второй ступени турбонаддува, позволявшей повысить мощность каждого дизеля с 1400 до 2200 л.с. Установка воздуходувок требовала удлинения корпуса субмарины на 0,8 м. Диаметр прочного корпуса увеличился на 30 см, а его толщина — до 28 мм. Также повысилась емкость внутренних топливных цистерн, а в торпедном боекомплекте стало на две торпеды больше. В результате всех этих нововведений водоизмещение возросло до 999/1099 тонн, дальность плавания до 10 000 миль 12-узловым ходом, но прибавка скорости составила всего лишь 1,6 узла. Правда, теперь лодка могла спокойно нырять на 300 м, а расчетная глубина разрушения прочного корпуса достигла 500 м.
Хотя первый контракт на строительство VIIC/42 был заключен с «Германия Верфт» 16.7.1942 г., отсутствие единства мнений среди конструкторов относительно прочих деталей задержало заказ механизмов для новых лодок до начала 1943-го. По всей вероятности, до «стоп-приказа» о закладке новых «семерок» на верфи успели поступить несколько десятков комплектов секций, механизмов и приборов, однако ни одну VIIC/42 заложить так и не успели (Некоторые из зарубежных историков до сих пор всерьез полагают, будто несколько VIIC/42 все же были собраны советскими кораблестроителями в Данциге после войны). Дальнейшая модернизация основной линии развития — тип VIIC/43, в которой предусматривалось довести число торпедных аппаратов до десяти (шесть — в носу и четыре — в корме), так и осталась на бумаге.
Рассказ о семействе «семерок» был бы не полным без упоминания о двух специальных модификациях: подводном минзаге VIID и «торпедовозе» VIIF (обозначение VIIE было использовано для проекта лодки с легким дизелем «Дойц»).
Высокая эффективность минных постановок с подводных лодок в начале войны (их производили обычные лодки через торпедные аппараты) вызвала к жизни заказ на специализированные заградители — носители тяжелых якорных неконтактных мин SMA. Общая масса и размеры мины были таковы, что требовали размещения в специальной вертикальной шахте. Формирование проекта заградителя для сокращения срока разработки осуществлялось крайне просто — позади центрального поста обычной субмарины серии VIIC врезался дополнительный 9,8-метровый отсек с пятью вертикальными шахтами, в каждой из которых могло помещаться по три мины. Общая длина лодки выросла до 76,9 м, водоизмещение достигло 965/1080 т, надводная скорость упала на один узел, подводная — на 0,3 узла. Благодаря увеличению запаса топлива в удлиненных бортовых цистернах дальность плавания выросла до 8100 миль 12-узловым ходом. К моменту вступления серии в строй(11-213—U-218; август 1941-го — январь 1942 г.) мины 3МА еще страдали комплексом «детских болезней», в результате чего первая их постановка состоялась лишь 4.5.1943 г. К этому времени три заградителя уже успели погибнуть, оставшиеся же до конца войны совершили в общей сложности 11 выходов для постановки мин, но особых успехов при этом не добились. Похоже сложилась судьба и модификации VIIF. Последовавшее летом 1941 г. крушение системы снабжения надводных и подводных рейдеров с плавбаз в Атлантике вызвало к жизни указание BdU от 22.8.1941 г., в котором фирме «Германия Верфт» предписывалось построить четыре лодки снабжения торпедами. Конструктивное решение повторяло предыдущую модификацию — позади центрального поста врезался дополнительный отсек длиной 10,5 м, большую часть которого занимали 24 торпеды, уложенные в четыре вертикальных ряда. Для их перегрузки служил специальный люк, размещенный в кормовой части отсека. Соответственно размерам (длина 77,6 м) изменились и другие ТТХ корабля: водоизмещение — 1084/1181 т, скорость— 16,9/7,9узла, надводная дальность плавания — 9500 миль 12-узловым ходом. К моменту вступления серии в строй (U-1059—U-1062; май — август 1943 г.) битва за Атлантику была уже безнадежно проиграна, в результате чего лодки ни разу не использовались по прямому назначению. Вместо снабжения лодок торпедами в открытом океане они занимались перевозкой этого же груза между портами. К началу 1944 г. наиболее остро стоял вопрос о снабжении группы подлодок, действовавшей в Индийском океане с базы Пенанг (п-ов Малакка). U-1059 погибла на первом этапе похода в Центральной Атлантике, но U-1062 19.4.1944 г. все же удалось достичь порта. 15 июля она вышла в обратный путь с грузом стратегического сырья, но 30 сентября была потоплена кораблями группы американского эскортного авианосца «Мишон Бэй». U-1060 и U-1061 с момента вступления в строй занимались транспортировкой торпед из Киля в Нарвик. В один и тот же день — 27 октября 1944 г. они в разных точках у норвежского побережья попали под удары британской авиации, причем первая выбросилась на берег и была полностью потеряна, а вторая получила тяжелые повреждения и вышла из строя до конца войны.
Тактико-технические данные подводных лодок VII серии
Тип |
Годы постройки |
Экипаж, офицеров/матросов |
Водоизмещение, т |
Длина, м |
Ширина, м |
Осадка, м |
Скорость, узл. |
Дальность плавания, миль/ум. |
Макс, глубина погружения, м |
Время срочного погружения, с |
|||||
надводное |
подводное |
надводная |
подводная |
максимальной скоростью |
маршевой скоростью |
под дизелем и электромотором |
под водой |
||||||||
VIIA |
1936- 1937 |
4/40-56 |
626 |
915 |
64 |
5,9 |
4,4 |
16,0 |
8,0 |
2900/16 |
6200/10 |
6800/10 |
95/4 |
200 |
30 |
VIIB |
1938- 1939 |
44-56 |
753 |
1040 |
66,5 |
6,2 |
4,7 |
17,0 |
6,0 |
3850/17 |
8700/10 |
9500/10 |
90/4 |
200 |
30 |
VIIC |
1940- 1944 |
44-56 |
769 |
1070 |
66,5 |
6,2 |
4,7 |
17,0 |
7,6 |
3250/17 |
8500/10 |
9500/10 |
80/4 |
250 |
30 |
VIID |
1941 |
4/40 |
965 |
1285 |
76,9 |
6,4 |
5,0 |
16,0 |
7,3 |
5050/16 |
11200/10 |
13000/10 |
69/4 |
200 |
30 |
VIIF |
1943 |
4/40 |
1084 |
1345 |
76,9 |
7,3 |
5,0 |
17,0 |
7,9 |
5350/16 |
14700/10 |
13950/10 |
75/4 |
200 |
30 |
Тип |
Время погружения нормальное, с |
Запас топлива, т |
Число дизелей |
Мощность, л.с. |
Кол-во электромоторов |
Мощность электромоторов л.с. |
Торпедные аппараты |
Кол-во торпед/ мин |
Артиллерийское вооружение (боезапас) |
|
носовые |
кормовые |
|||||||||
VIIA |
50 |
67 |
2 |
2300 |
2 |
750 |
4 |
1 |
11/33 |
1х88-мм(250) |
VIIB |
50 |
108 |
2 |
2800— 3200 |
2 |
750 |
4 |
1 |
14/39 |
1х20-мм(4380) |
VIIC |
50 |
114 |
2 |
2800— 3200 |
2 |
750 |
4 |
1 |
14/39 |
1х88-мм(250) |
VIID |
50 |
170 |
2 |
2800— 3200 |
2 |
750 |
4 |
1 |
12/39 |
1х88-мм (250) |
VIIF |
60 |
199 |
2 |
2800- 3200 |
2 |
750 |
4 |
1 |
14/21 |
1х37-мм(2000) 2х20-мм(4400) 1х88-мм(250) |
Дополнительные данные подлодки типа VIIC (взяты из официального справочника ОКМ «U-boote Hauptaugaben» по состоянию на 1 октября 1942 г.):
Время срочного погружения при движении под дизелями — 48 с, под электродвигателями — 27с.
Дальность плавания под водой со скоростью 2 узл. — 730 миль (с аккумуляторами MAL).
Запас топлива нормальный (в топливных цистернах) — 62,14 т, полный (в топливных и балластных цистернах) — 105,3 т, усиленный (в топливных, балластных и уравнительных цистернах) — 113,47 т.
Мощность на валах с дизелями GW— 2x1400 л.с. при 470 об/мин. Мощность электродвигателей — 2x375 л. с. при 295 об/мин.
Емкость аккумуляторной батареи (124 элемента MAL) — 9760 А-ч. Метацентрическая высота в надводном положении — 0,45 м, в надводном — 0,27 м.