Корпус
Субмарина VII серии по типу являлась полуторакорпусной лодкой, простой по конструкции и пригодной для крупносерийного строительства. Ее прочный корпус имел сравнительно большой диаметр — 4,7 м в районе центрального поста; толщина корпуса составляла 16 мм в оконечностях и 18,5 мм в центральной части (в месте соединения с рубкой — 22 мм), однако на модификации С/41 выросла до 18,5 мм и 21,5 мм соответственно. Помимо своей основной функции — выдерживать забортное давление — прочный корпус VII серии мог вполне успешно противостоять пулям и снарядам малокалиберных пушек кораблей и самолетов союзников.
Послевоенные испытания трофейных германских подлодок показали, что 20-мм, 23-мм снаряды любых типов, а также 37-мм осколочно-зажигательно-трассирующие могли наносить повреждения только легкому корпусу субмарин. Аналогичные проблемы возникали и при попытке таранить подлодку форштевнем надводного корабля, имевшего гораздо меньшую толщину обшивки, чем его жертва. Известен случай, когда таранивший U-405 американский эсминец «Бори» получил столь серьезные повреждения корпуса, что после снятия экипажа был потоплен своей же авиацией, хотя, конечно, в этом сыграла роль и ветхость старого «флэшдеккера».
Прочный корпус субмарины представлял собой восемь секций, шесть из которых — стальные листы, согнутые и сваренные в виде цилиндров. Носовая и кормовая секции состояли из трех листов каждая. Они устанавливались на слип краном и приваривались друг к другу. Рубка также была сварной; в секции позади нее оставлялось обширное отверстие, через которое внутрь корпуса последовательно загружались механизмы и приборы. Последними в этом ряду были дизели, после установки которых отверстие заваривалось специальным листом. Отсутствие съемных листов корпуса ясно давало понять, что на длительную эксплуатацию подобная лодка не рассчитывалась — ее гибель ожидалась раньше сроков постановки в средний ремонт.
«Семерка» состояла из шести отсеков. Центральный пост отделялся от других сферическими переборками, рассчитанными на давление 10 атм со стороны вогнутости, и служил также отсеком-убежищем. Остальные переборки— легкие и плоские — сохраняли герметичность только в случае надводной аварии.
В 1-м (носовом торпедном) отсеке размещались четыре торпедных аппарата (по два в двух вертикальных рядах) и шесть запасных торпед (четыре под палубным настилом и две вдоль бортов). Для погрузки торпед и заряжания торпедных аппаратов имелись специальные погрузочное и внутритранспортное устройства. Кроме торпед вдоль каждого борта располагались три пары двухъярусных откидных коек. До тех пор, пока две хранившиеся в жилой части отсека торпеды не заряжались в торпедные аппараты, откинуть койки верхнего яруса было нельзя, и морякам приходилось спать на чужих местах либо на торпедах. Под запасными торпедами у днища отсека находились носовые дифферентная и две торпедозаместительные цистерны, а также привод ручного управления носовыми горизонтальными рулями.
2-й (носовой жилой) отсек разделялся надвое тонкой переборкой и дверью.
Меньшее носовое помещение, в котором находился еще и крохотный гальюн, являлось жилым для четырех обер-фельдфебелей. Дальше шло офицерское помещение — по две койки в два яруса с каждой стороны, затем, уже непосредственно у переборки центрального поста, — расположенная по левому борту «каюта» командира, отделявшаяся от прохода шторой. Она была очень маленькой, из мебели в ней едва помещались койка, откидной столик и встроенный в обшивку стены шкафчик. Напротив командирской каюты находились боевые посты акустика и радиста. Такое расположение являлось сознательным: даже лежа на своей койке командир просто не мог не быть в курсе всего происходящего на лодке. Под палубным настилом размещались носовая группа аккумуляторной батареи (62 элемента), баллоны системы воздуха высокого давления (ВВД) и артиллерийский погреб.
3-й отсек занимал центральный пост, в котором сосредотачивались все нити управления кораблем: зенитный и командирский перископы (последним пользовались в боевой рубке), посты управления клапанами вентиляции и кингстонами, вертикальными и горизонтальными рулями (приводы дистанционного управления рулями — электрические). Здесь же находился боевой пост штурмана со всем соответствующим оборудованием. Наиболее крупными вспомогательными механизмами отсека являлись два насоса и гидравлический мотор подъема перископов. Вдоль бортов устанавливались цистерны питьевой воды и гидравлического масла. Под центральным постом находилась равнопрочная балластная цистерна большого объема (47,7 м3), игравшая роль средней группы, а по обе стороны от нее — топливные цистерны. В узкой боевой рубке, которая была над центральным постом, размещался боевой пост командира во время торпедной атаки — откидное кресло, вращавшееся вместе с командирским перископом, счетно-решающий прибор управления торпедной стрельбой и репитер гирокомпаса.
В 4-м (кормовом жилом) отсеке имелись четыре пары коек для унтер-офицеров, камбуз, второй гальюн и вторая электрическая подстанция (первая находилась во втором отсеке). Поскольку отсек связывал центральный пост с камбузом, дизельным и электромоторным отсеками, из-за постоянно царившего здесь шума, гама и беготни на жаргоне подводников он назывался «Потсдамская площадь». Под палубным настилом располагалась вторая группа аккумуляторных баков (62 элемента), несколько баллонов ВВД и еще одна топливная цистерна.
Практически весь объем 5-го (дизельного) отсека над палубным настилом занимали два дизеля. Здесь же размещались баллоны со сжатым воздухом для запуска дизелей и баллон с углекислотой для тушения пожаров, что при эксплуатации дизелей было не таким уж редким явлением. Весь остававшийся свободным от фундаментов дизелей в нижней части отсека объем занимали масляные цистерны.
В 6-м (электромоторным и кормовом торпедном) отсеке, кроме двух электромоторов и торпедного аппарата, были установлены два компрессора ВВД: электрический — по левому борту и дизель-компрессор Юнкерса — по правому. Здесь же находились посты энергетики, ручного управления вертикальным и кормовыми горизонтальными рулями. Под палубным настилом между электромоторами размещалась запасная торпеда, ближе к корме — кормовая дифферентная и торпедозаместительная цистерны. В крыше отсека имелся торпедопогрузочный люк. В конце войны в отсеке появилась еще одна труба небольшого диаметра с передней и задней крышками — метатель имитационных патронов Больда.
Внутри надстройки и оконечностей легкого корпуса располагался целый ряд систем и механизмов, наиболее важными из которых являлись гидрофоны гидроакустической станции, якорное устройство, четыре водонепроницаемых пенала для надувных спасательных плотов, комплект маскировочных сетей, два водонепроницаемых пенала для хранения запасных торпед (по одному впереди и позади ограждения рубки: в пеналах могли храниться только торпеды типа G7a), водонепроницаемые кранцы первых выстрелов к 88-мм и зенитным орудиям, шахта подачи воздуха к дизелям, выхлопные клапаны и глушители дизелей, а также большинство баллонов системы ВВД. Палуба надстройки обшивалась деревянными досками, поскольку в северных широтах дерево покрывалось коркой льда позже, чем железо. До конца 1942г. на палубе перед рубкой устанавливалось 88-мм орудие (На подводных лодках довоенной постройки на палубе позади рубки монтировалось и 20-мм зенитное орудие, но вскоре после начала боевых действий с целью сокращения времени подготовки к открытию огня не перенесли на заднюю рубочную площадку позади мостика), однако впоследствии, пытаясь сократить верхний вес, возросший после появления дополнительных зенитных орудий, от чего отказались.
Ограждение рубки использовалось для размещения личного состава верхней вахты, зенитных орудий, многочисленных неподвижных и выдвижных устройств обнаружения, навигации и связи. Внутри ограждения, позади боевой рубки, находился воздухозаборник шахты подачи воздуха к дизелям, а также кранцы первых выстрелов зенитных орудий.