Система погружения и всплытия
Главный балласт принимался в пять цистерн: №1 — в легком корпусе в кормовой оконечности, №2 и 4 — в бортовых булях, №3 — внутри прочного корпуса в 3-м отсеке и №5 — в носовой оконечности в легком корпусе. Там же находилась и цистерна быстрого погружения. Все балластные цистерны, кроме №1 и №3, могли оборудоваться для хранения топлива. Цистерны главного балласта были безкингстонными (кроме средней группы), управление всеми клапанами вентиляции осуществлялось из центрального поста. Между балластными цистернами №2 и №4 имелись две небольшие специальные топливно-балластные цистерны, уравнительная цистерна и бортовая цистерна плавучести. Арматура системы ВВД собиралась из стальных труб, т.е. не предусматривала длительной эксплуатации. Общая емкость баллонов ВВД — 3,46 м3 (с 1944 г. 5,2 м3) воздуха, сжатого под давлением 205 кг/см2. Для пополнения запасов воздуха высокого давления использовались два 6-литровых компрессора — дизельный и электрический. Последний можно было использовать в подводном положении как для снятия давления в отсеках, так и для пополнения запасов ВВД через специальную шахту. В состав осушительной и дифферентовочной систем входило два насоса: центробежный и поршневой производительностью 30 и 18 т/ч соответственно.
Процессы погружения и всплытия на «семерке» не отличались оригинальностью, по сравнению с подводными лодками других стран того времени: при всплытии воздухом высокого давления продувалась средняя группа, после перехода в позиционное положение воздухом низкого давления (отработанными газами дизелей) — главный балласт. Большое внимание уделялось тому, чтобы цистерны были продуты ровно настолько, насколько это необходимо для плавания в конкретных погодных и боевых условиях. Тем самым экономилось время на осуществление срочного погружения, от которого с середины войны в основном-то и зависела продолжительность срока службы субмарины. По сигналу сирены о погружении личный состав верхней вахты стремительно прыгал в рубку и задраивал за собой люк, а вахтенные центрального поста перекладывали рули на погружение и последовательно (от носа к корме) открывали клапаны вентиляции цистерн главного балласта. Открытие каждого следующего клапана осуществлялось только лишь по достижению определенного значения дифферента на нос. Хорошо продуманные форма и конструкция горизонтальных рулей позволяли погружаться с большим дифферентом без риска совершить «кувырок», чего постоянно опасались советские подводники. Для ускорения процесса погружения зачастую использовалось перемещение «живого» балласта — весь свободный от несения вахты личный состав должен был стремительно бежать в носовой отсек. Эти действия до автоматизма отрабатывались как во время вступительного курса боевой подготовки, так и непосредственно во время походов. Как правило, в течение 25—27 секунд хорошо подготовленный экипаж успевал увести корабль из позиционного положения на 10-метровую глубину — по-видимому, лучший мировой результат того времени.