Вооружение
Торпедное оружие
Основные модификации торпед, применявшихся ПЛ VII серии
Торпеда |
Дата поступления на вооружение |
Базовый проект |
Взрыватель |
Прибор самонаведения (ПС) или маневрирования (ПМ) |
Прочие изменения, по сравнению с базовым проектом |
Т1 |
Начала 20-х гг. |
G7a |
КНВ* Pi 1 (могла оснащаться КНВ Pi3 8.43-8.44) |
Могла оснащаться ПМ FAT I (с 11. 1942) или LUT (с лета 1944) |
|
Т2 |
1929 |
G7е |
КНВ* Pi 1 |
|
|
Т3 |
12.1942 |
G7е |
КНВ Р12 |
Могла оснащаться ПМ FAT II (с 5.1943) |
|
Т3а |
середина 1943 |
G7e |
КНВ Pi2 |
Могла оснащаться ПМ FAT II (с 5. 1943) или ШТ (с 5.1944) |
Режим хода 7500 м (29 узл.) |
Т4 «Фальке» |
2.1943 |
G7e |
КНВ Pi2 |
ПС |
вес 1937кг, режим хода — 7500 м (20 узл.) |
Т5 «Цаункёниг» |
8.1943 |
G7e |
КНВ Pi4 |
ПС «Амсель» |
вес 1497 кг, вес ВВ 274 кг, режим хода 5700 м (24—25 узл.) |
Т5B |
начало 1944 |
G7e |
КНВ Pi4 |
ПС «Амсель» |
Режим хода 8000 м (22 узл.) |
Т11 «Цаункёниг 2» |
4.1944 |
G7e |
КНВ Pi4 |
Усовершенствованный ПС «Амсель» |
|
KB — контактный взрыватель; КНВ — контактно-неконтактный взрыватель; ПМ — прибор маневрирования; ПС - прибор самонаведения.
* — С весны 1940 г. использовался исключительно как контактный.
Главным оружием «семерок», безусловно, являлось торпедное. Оно было представлено четырьмя носовыми и одним кормовым 533-мм торпедными аппаратами с запасом торпед («угрей», как их называли на своем жаргоне германские подводники). Лодки модификации А располагали всего шестью запасными торпедами в носовом отсеке, однако на последующих сериях боекомплект возрос за счет размещения одной запасной торпеды в электромоторном отсеке и двух в надстройке. От последних отказались в начале 1943 г., поскольку участились случаи их повреждения в результате атак противолодочных сил.
Торпедные аппараты, по большинству параметров сходные с аналогичными других мировых флотов, тем не менее, имели ряд интересных особенностей. Выталкивание торпеды из них осуществлялось не сжатым воздухом, а специальным пневматическим поршнем, что значительно упрощало систему беспузырной торпедной стрельбы.
Изменение глубины хода и угла поворота гироскопа «угрей» могло производиться непосредственно в аппаратах, с находившегося в боевой рубке счетно-решающего прибора (СРП). В качестве третьей особенности следует отметить возможность хранения и постановки из торпедного аппарата неконтактных мин, однако описания работы устройства в данном режиме в отечественной и зарубежной литературе обнаружить не удалось. Конструкция аппарата обеспечивала свободный выход торпеды с глубин до 22 м. Перезарядка занимала сравнительно немного времени—для торпед, хранившихся внутри прочного корпуса, — от 10 до 20 минут. Интересно отметить, что в начале 1941 г. производство подлодок заметно обгоняло производство торпедных аппаратов, в результате чего пять «семерок» вступили в строй, имея всего два носовых аппарата (U-72, U-78, U-80, U-554 и U-555). С начала своей карьеры все эти лодки использовались исключительно в качестве учебных кораблей). Еще семь — U-83, U-203, U-331, U-351, U-401, U-431 и U-651 —не имели аппарата в корме.
Центральное место в комплексе торпедного вооружения подлодки занимал размещенный в боевой рубке счетно-решающий прибор. Механически в него поступали данные о курсе подлодки и ее скорости, а также считываемое с азимутального круга перископа или стойки «надводной прицельной оптики» (Uber-wasserzieloptik) направление на цель. Обслуживавший СРП оберфельдфебель вручную по командам командира вводил в прибор курс, дистанцию, скорость и длину цели, а также боевой курс лодки. В течение нескольких секунд после этого прибор рассчитывал все необходимые для стрельбы данные и вводил их в торпеды. Стрельба осуществлялась по команде командира нажатием кнопок на стойке управления стрельбой, размещенной в центральном посту. На случай выхода из строя основной стойки в носовом отсеке имелась резервная. Любопытно отметить, что, несмотря на столь передовую для того времени технику, начиная с середины войны все большее значение стали приобретать методы торпедной стрельбы, не требующие точно--о прицеливания.
Не имея возможности производить серьезные модернизации проектов серийно строившихся лодок, германское командование стремилось повысить боевые возможности субмарин за счет совершенствования их оружия, в первую очередь торпед. Причем, как и в случае с подводными лодками, изменениям подвергались не сами торпеды, а лишь их отдельные узлы.
В течение всей войны в германском флоте на вооружении находились торпеды двух базовых проектов: сконструированная в начале 20-х гг. парогазовая G7a (G — обозначение калибра торпеды, 7 — длина в метрах) и принятая на вооружение в 1929 г. электрическая G7e (ее конструирование и испытания осуществлялись в 1923—1929 гг. зарегистрированной в Швеции германской фирмой IvS под завесой строгой секретности). В качестве прототипа для их разработки послужила 500-мм торпеда G7 образца 1916г. Обе торпеды имели длину 7186 мм и 280-кг боевое зарядное отделение (БЗО). Из-за тяжелой (665 кг) аккумуляторной батареи G7e имела массу, на 75 кг превосходившую G7a (1603 против 1528 кг). Наибольшие различия, безусловно, имели скоростные характеристики. На G7a могли устанавливаться режимы 44, 40 и 30-узлового хода, при которых она могла пройти 5500, 7500 и 12 500 м соответственно (позднее за счет совершенствования подогревательного аппарата дальности хода возросли до 6000, 8000 и 14 000 м).
Электрическая G7e на испытаниях в 1929 г. прошла всего 2000 м 28-узловым ходом, но к 1939 г. эти показатели возросли до 5000 м 30-узловым. В 1943 г. на вооружение поступила новая модификация G7e (ТЗа), в которой за счет изменения конструкции аккумуляторной батареи и введения системы подогрева торпеды в торпедном аппарате дальность удалось довести до 7500 м 29 — 30-узловым ходом.
Необходимо отметить, что в создании бесследных электроторпед немцы надолго оставили позади остальные мировые флоты, сумевшие обзавестись подобным оружием только к середине войны. Технология производства G7e была отработана настолько эффективно, что изготовление электроторпед оказалось и дешевле, и проще, по сравнению с парогазовым аналогом. Так, на производство одной G7a тратилось 3730 человеко-часов (к концу войны 1707), по сравнению с 1255 человеко-часами на одну G7e. В результате обычный боекомплект «семерки» в начале войны состоял из 10—12 G7e и всего 2—4 — G7a.
Развитие торпедного оружия германских субмарин в общих чертах выглядело следующим образом: к началу войны на вооружении находились торпеды G7a и G7e с контактно-неконтактным взрывателем (КНВ) РИ (модификации торпед Т1 и Т2 соответственно). Очень скоро выяснилось, что торпеды с неконтактным взрывателем зачастую срабатывают раньше времени, но иногда, проходя под целью, не взрываются вообще. Уже в конце 1939 г. в конструкцию взрывателя были внесены изменения, позволявшие отключать неконтактную схему замыкателя. Проблемы на этом не закончились — теперь участились случаи, когда, попадая в борт цели, торпеды не взрывались вовсе. Широкомасштабное расследование, проведенное по инициативе Дёница после обескураживающих результатов Норвежской кампании, показало, что из-за экономии средств на испытания и в конструкцию торпед, и в конструкцию взрывателя прокрались многочисленные дефекты. Во-первых, выяснилось, что торпеды, по непонятным причинам, идут гораздо ниже установленной глубины хода. Истинный характер этого дефекта удалось выявить случайно только в январе 1942 г. Оказалось, что из-за неудачной конструкции самих торпед не обеспечивалась герметичность гидростата внутри их. Избыточное давление, неизбежно появляющееся внутри прочного корпуса при длительном плавании лодки в подводном положении, «надувало» гидростат и изменяло его показания. Поскольку в ходе боевых действий в океане лодки большинство времени проводили в надводном положении, этот недостаток долгое время не проявлялся, но в Норвежской кампании, где субмарины пытались атаковать корабли именно из-под воды, он стал одной из главных причин постигшего немцев фиаско. Во-вторых, ненадежная конструкция взрывателя не обеспечивала срабатывания ударника при попадании в цель под острым углом. После устранения этих дефектов с мая 1940 г. торпедное оружие германских подводных лодок достигло удовлетворительного уровня, если не считать того, что работоспособный КНВ, да и то только для торпед G7e (Pi2 на модификации ТЗ), поступил на вооружение лишь к концу 1942 г.( Разработанный для торпед G7a KHB Pi3 применялся в ограниченном количестве в период между августом 1943-го и августом 1944 г. и считался недостаточно надежным) Попадания же одной обычной контактной торпеды зачастую оказывалось недостаточно для потопления океанского парохода тоннажем в 6—7 тысяч брт. Собранная BdU статистика показывала, что 404 судна, потопленных «у-ботами» в период между январем и июнем 1942 г., потребовали 816 попаданий торпед, т.е. два на одно судно.
Следующая ступень модернизаций торпедного оружия была напрямую связана с усложнением условий боевой деятельности в Атлантике. «Волчьим стаям» становилось все труднее прорывать охранение конвоев, стрельба же с больших дистанций редко приводила к успехам. Ответом на возникшую ситуацию стало появление прибора маневрирования FAT. Оснащенная им торпеда G7a после выстрела могла пройти дистанцию от 500 до 12 500 м, после чего повернуть в любую сторону на угол до 135 градусов. Дальнейшее движение осуществлялось со скоростью 5—7 узлов «змейкой»: длина участка от 800 до 1600 м, диаметр циркуляции — 300 м. Вероятность попадания такой торпеды, выпущенной с носовых курсовых углов конвоя поперек курса его движения, оказалась весьма высокой. Первая «семерка», вооруженная FAT, покинула порт 23.11.1942 г., а 29 декабря состоялась первая успешная атака. С мая 1943 г. прибор FAT II (длина участка «змейки» 800 м) начал устанавливаться и на торпедах G7e. Из-за малой дальности хода электроторпеды данная модификация рассматривалась германским командованием как оружие самообороны, выстреливавшееся из кормового торпедного аппарата навстречу преследующему эскортному кораблю. В тот же месяц очередным приказом был утвержден новый состав боекомплекта «семерки»: 4 FAT I и 6 ТЗ — в носовом отсеке и 2 FAT II — в кормовом.
И все же новое оружие не оказалось панацеей от всех бед. Во-первых, движущиеся с небольшой скоростью парогазовые FAT могли легко обнаруживаться с атакуемых судов, что вынуждало применять их исключительно ночью. Во-вторых, поскольку применение FAT являлось небезопасным для других атакующих конвой субмарин, стреляющая лодка должна была давать соответствующее оповещение по радио на средних волнах, тем самым демаскируя себя. В-третьих, германская промышленность в то время производила всего около 350 G7a ежемесячно, из которых не более сотни имели прибор FAT. Несмотря на все эти ограничения, германское командование «поверило» в FAT и весной 1944 г. приняло на вооружение ее следующую модернизацию— торпеду с прибором маневрирования LUT. По сравнению с предшественником, новый прибор имел возможность двухкратной установки поворотов по прохождению прямых участков траектории. Теоретически это давало возможность командиру подлодки атаковать конвой не с носовых курсовых углов, а с любой позиции. Длина участка «змейки» могла изменяться в любых диапазонах от 1 до 1600 м. Скорость торпеды во время прохождения «змейки» была обратно пропорциональна длине участка и составляла для G7a (с установкой на начальный 30-узловой режим) десять узлов при длине участка 500 м и пять узлов при длине участка 1500 м. Первое успешное применение LUT состоялось 29.6.1944 г., когда «семерка» U-984, выпустив всего две торпеды, поразила два американских «либерти» (всего в ходе этой атаки лодка безнаказанно торпедировала четыре парохода, из которых лишь один был отремонтирован). Необходимость внесения изменений в конструкцию торпедных аппаратов и СРП ограничили количество лодок, подготовленных к использованию LUT всего пятью десятками. По оценкам историков, в ходе войны немецкие подлодки выпустили не более 70 торпед с LUT из более чем 10 000, израсходованных Кригсмарине в войне.
Другой метод неприцельной стрельбы был реализован в самонаводящихся акустических торпедах. Работы над созданием этого оружия начались в Германии в 1934 г., но только в начале 1942 г. удалось получить первый пригодный для испытаний экземпляр. Торпеда, созданная на основе G7e, получила обозначение Т4 «Фальке». Она имела неконтактный взрыватель, значительный вес и 7500-м дальность хода при совершенно неудовлетворительной скорости в 20 узлов. Особенности распространения шума винтов в подводной среде требовали стрельбы с кормовых курсовых углов цели, однако вероятность догнать ее у столь медленной торпеды была невысока. В результате «Фальке» признали пригодной лишь для стрельбы по крупным транспортам, движущимся со скоростью не более 13 узлов. Подлодки впервые приняли новые акустические торпеды в феврале 1943 г. и 16 марта успешно использовали их при нападении на конвой НХ-229. 1 июля Т4 официально взяли на вооружение, но до поступления новых, куда более совершенных Т5 их успели использовать только пять «у-ботов».
Торпеда Т5 «Цаункёниг» являлась дальнейшим развитием Т4. За счет оснащения ее более совершенным прибором самонаведения (он улавливал шум винтов корабля, идущего на скорости от 10 до 18 узлов на расстоянии около 300 м) и взрывателем удалось значительно снизить массу и повысить скорость. Новое оружие предназначалось в первую очередь против эскортных кораблей, хотя могло небезуспешно использоваться и против торговых судов. Еще одной категорией целей являлись... сами же выпустившие «Цаункёниг» субмарины. Хотя прибор самонаведения включался по прохождении 400 м, а подводная лодка немедленно после выстрела должна была погружаться на глубину не менее 60 м, можно почти наверняка утверждать, что U-377 и U-972 стали жертвами собственных торпед.
Первое боевое применение «Цаункёнига» состоялось вечером 20.9.1943 г., когда «семерка» U-305 торпедировала канадский эсминец «Сент-Круа» из состава охранения конвоя ON-202 (через час лодка добила корабль второй торпедой). В общей сложности атаковавшая конвой группа «Лейтен» доложила о семи достоверно и трех вероятно потопленных эсминцах, значительно завысив потери эскортных кораблей конвоя (реально они составили один эсминец и два корвета). С этого момента акустические торпеды прочно вошли в арсенал «у-ботов». С апреля 1944 г. штатный боекомплект лодок состоял из трех Т5 и пяти LUT (вместо них могли приниматься две FAT I и три FAT II) в носовом отсеке и двух Т5 в кормовом. Интересно отметить, что таким образом к концу войны реальный боекомплект «семерки» сократился до десяти торпед, а на U-250, потопленной советским малым охотником, и вовсе ограничивался девятью «угрями» (2 Т5, 3 FAT I, 2 FAT II в носовом отсеке и 2 Т5 в кормовом). Одной из причин этого стала... необходимость выбрасывать через свободный торпедный аппарат накапливающийся на лодке мусор, что являлось особенно актуальным для «семерок», оснащенных «шнорхелем».
Вопреки ожиданиям германского командования, новое «чудо-оружие» не вызвало революционных изменений в ходе битвы за Атлантику. Лишь после войны выжившие подводники узнали, что их торпеды имели тенденцию к самопроизвольному взрыву в кильватерной струе корабля. Быстро разобравшись в ситуации, союзники вычислили значения скорости хода, при которых прибор самонаведения не захватывал цель. В качестве средства самообороны на вооружение поступил прибор «фоксер», представлявший собой простейшую акустическую ловушку, буксировавшуюся за эскортным кораблем. Попытки немцев исправить положение принятием на вооружение новой модификации «Цаункёнига» с помехозащищенным прибором самонаведения не дали ожидаемых результатов. В итоге, использовав до конца войны около 640 Т5 и Т11, немцы добились всего 58 попаданий (по другим данным, 72; не ясно, включают ли эти данные случаи торпедирования кораблей советского ВМФ), что составило всего 9% из числа выпущенных — значительно меньше соответствующего показателя у обычных прямоидущих торпед в начале Второй мировой.
Последним направлением модернизации германского торпедного оружия в годы войны являлось совершенствование начинки БЗО самих торпед. Немецкие химики были пионерами по внедрению в состав взрывчатки гексогена. Разработанный ими в межвоенный период состав взрывчатого вещества (ВВ) SW36 включал 67% тринитротолуола, 8% гексогена и 25% алюминиевого порошка. В начале войны был разработан состав SW39 (45% тротила, 5% гексогена, 30% нитрата аммония и 20% алюминия), а позднее ему на смену пришел SW39a (50% тротила, 10% гексогена, 5% нитрата аммония и 35% алюминия), превосходивший по эффекту обычный тротил примерно в 1,5 раза.
Минное оружие
Основные типы мин, находившиеся на вооружении ПЛ VII серии
Модель |
Масса, кг |
Масса ВВ, кг |
Длина, м |
Диаметр, м |
Глубина постановки, м |
TMB |
740 |
420—560 |
2,31 |
0,53 |
22—27 |
TMC |
1115 |
860—930 |
3,38 |
0,53 |
до 37 |
SMA |
1600 |
350 |
2,15 |
1,33 |
400 или 600 м (длина минрепа) + до 20 м углубление от поверхности воды |
Хотя в подавляющем большинстве «семерки» не являлись специализированными минными заградителями, их применение в этой области, особенно в начале войны, имело довольно широкий размах. Основные причины — упомянутые проблемы с применением торпедного оружия, а также труднореализуемое требование Гитлера придерживаться правил ведения войны по призовому праву (просуществовало до весны 1940 г.).
С обычных субмарин VII серии выставлялось два типа мин: ТМВ и ТМС. Первый тип имелся на вооружении Кригсмарине к началу войны, второй впервые использован в ноябре 1939 г. Оба типа являлись донными неконтактными минами, выставляемыми через торпедные аппараты, и внешне отличались друг от друга исключительно длиной: вместо одной торпеды могли приниматься три мины ТМВ или две ТМС. Теоретически «семерки» могли нести 24 ТМС или 36 ТМВ, но практически почти всегда мины принимались только в носовые трубы, и после постановки лодка могла продолжать действовать в обычном торпедном варианте. В годы войны мины совершенствовались за счет изменения состава ВВ (те же ВВ, что и для торпед) и модернизации взрывателей. Имевшийся к началу войны магнитный взрыватель с августа 1940 г. сменился акустическим, а затем, с сентября 1941 г., магнитно-акустическим. Присутствовали на минах и приборы срочности-кратности.
До апреля 1940 г. подлодки VII серии совершили не менее 12 походов на минные постановки вокруг Британских островов и добились при этом заметных успехов. Наиболее удачными стали заграждения, выставленные U-30 на подходах к Ливерпулю (на 12 ТМВ погибло четыре и получил повреждения один транспорт) и 11-31 у временной базы Флота метрополии Лох-Ю (подорвался линкор «Нельсон», при тралении погибли два тральщика). Главной причиной столь высоких показателей стала неготовность англичан к борьбе с новым оружием. Появление надежных электромагнитных тралов совпало по времени с переразвертыванием немецких субмарин к берегам Норвегии, а затем в Атлантику, где, по понятным причинам, донные мины не выставлялись.
Минозаградительная деятельность торпедных «семерок» возобновилась весной 1941 г. и в небольшом объеме продолжалась фактически до конца войны. Теперь основной упор делался на постановку небольших банок в различных отдаленных районах (порты западного побережья Африки, Карибского бассейна, Карского моря и т.д.), где, по мнению германского командования, союзникам не удалось организовать систему траления. Успехи при этом были незначительны. Любопытно отметить, что на модификации VIIC/41, начиная с U-1271, оборудование для хранения и обслуживания мин уже не устанавливалось.
То же можно сказать и о боевой деятельности специализированных заградителей VIID. В их арсенал, кроме донных, входило еще три типа мин, появившихся на вооружении Кригсмарине во второй половине войны. Основным их типом, для которого, собственно, и создавалась модификация VIID, являлась шахтная мина SMA. Благодаря наличию якоря и минрепа, неконтактная мина могла выставляться в районах, недоступных для постановки донных неконтактных мин. Другими типами мин, используемых VIID, была «перископная» (дрейфующая) мина EMS (масса ВВ — 14 кг, самозатопление через 72 ч после постановки) и «мина-торпеда» МТА. Последняя использовалась, начиная с января 1944 г., для минирования хорошо охраняемых портов и узостей, куда не мог проникнуть сам подводный заградитель. Мина, имевшая массогабаритные характеристики обычной торпеды, выстреливалась через торпедный аппарат и далее шла со скоростью 18 узлов на расстояние до 7000 м. По прохождении заданной дистанции снаряд ложился на грунт (глубина в том месте должна бы быть в пределах от 8 до 20 м; точность подкладки до 400 м по дистанции и 1,5 градуса по направлению) и далее выполнял функции обычной донной неконтактной мины.
Артиллерийское вооружение
Артсистемы, состоявшие на вооружении подводных лодок VII серии
Марка |
Калибр/длина ствола |
Масса установки, кг |
Масса снаряда, кг |
Начальная скорость, м/с |
Темп стрельбы, выстр./мин |
Дальность стрельбы, м |
SKC/35 |
88/45 |
2425 |
9 |
700 |
15—18 |
11950 |
Flak M 42 |
37/69 |
1350 |
0,644 |
845 |
160—180 |
6600 |
Flak 38 |
20/65 |
500, 1000, 2200* |
0,120 |
875 |
450—500 |
4800 |
Flak 30 |
20/65 450** |
0,120 |
875 |
280—300 |
4800 |
|
*Масса соответственно одно-, двух- и четырехствольной установок.
**Масса одноствольной установки.
К началу войны лодки VII серии несли 88-мм пушку SKC/35 с длиною ствола 45 калибров, находившуюся перед ограждением рубки (боекомплект 220 снарядов; снаряды передавались из артпогреба наверх вручную, по цепочке), и одноствольную 20-мм зенитную пушку Flaks на установке СЗО/37 с боезапасом в 1500 снарядов.
В первые месяцы войны, когда немецкие подводники пытались действовать в соответствии с призовым правом, артиллерия «у-ботов» применялась весьма активно. Однако, уже 26.9.1939 г. британское Адмиралтейство объявило о планах по установке артиллерийского вооружения на всех торговых судах. Спустя ровно месяц BdU ввело в действие инструкцию, в соответствии с которой команде подлодки не следовало досматривать остановленное торговое судно, и после изучения бумаг, доставленных на шлюпке, в случае наличия контрабанды топить цель торпедой. Кроме того, сведение судов в конвои и вовсе лишало артиллеристов возможности продемонстрировать свои навыки. В дальнейшем использование лодочной артиллерии носило разовый характер. Последний случай применения 88-мм орудия в Атлантике имел место 19.6.1942 г., когда «семерка» U-701 в ожесточенном надводном бою потопила у м. Гаттерас американский вооруженный траулер YP-389. 14 ноября того же года последовало распоряжение BdU о демонтаже всех 88-мм орудий — возить этот лишний вес уже не было необходимости.
Зенитное вооружение «у-ботов», напротив, постоянно наращивалось. В начале войны союзная авиация не представляла особой угрозы для немецких подлодок, сумев уничтожить до конца 1941-го всего четыре субмарины. Начиная со следующего года ситуация резко изменилась, в первую очередь в связи с началом воздушного патрулирования англичанами Бискайского залива. Летом 1942 г. BdU предприняло первые шаги по наращиванию зенитного вооружения. Позади стандартного ограждения рубки на всех «семерках» следовало смонтировать невысокую дополнительную платформу (у немецких подводников она получила прозвище «Винтергартен» — зимний сад) для размещения спаренного Flaks. Одноствольное орудие на верхней платформе следовало заменить спаренным 20-мм автоматом MG 151/20. Последний, «пришедший» на флот из Люфтваффе, отличался от Flaks меньшими габаритами, начальной скоростью снаряда и дальностью стрельбы, но большим весом выпускаемого металла. Впрочем, BdU очень быстро убедилось в неэффективности недальнобойной авиационной пушки и с декабря 1942 г. распорядилось устанавливать на обеих платформах новые, более скорострельные 20-мм орудия Flak38. Данная конструкция получила официальное обозначение «Башня 2» («Башней 1» именовалась временная схема вооружения с одинарными пушками Flaks на обеих платформах). Одновременно на релингах мостика смонтировали четыре обычных 7,92-мм пулемета MG34. На некоторых средиземноморских «семерках» еще в середине 1942-го позади 20-мм пушки поставили итальянский спаренный 13,2-мм пулемет «Бреда». Для заградителей серии VIID существовал проект довооружения «Башня 3», заключавшийся в размещении двух одноствольных Flak38 на расширенной верхней площадке — из-за наличия крышек минных шахт позади ограждения рубки эти лодки не могли нести «винтергартен». Именно эти проекты зенитного вооружения и были основными для подводных лодок в ходе переломной кампании 1943 года.
Уже первые поединки лодок с самолетами продемонстрировали, что обилие стволов малого калибра совершенно не гарантирует защиту от атаки четырехмоторной летающей лодки или дальнего бомбардировщика. Новые надежды связывались с поступлением на вооружение 37-мм автоматических орудий, а также спаренных и счетверенных установок орудий Flak38. Однако их поступление задерживалось.
Первая партия из 40 20-мм спарок поступила на флот только к 15.7.1943 г., число же счетверенных «фирлингов» к этому времени не превышало десятка. Тем не менее, именно тогда получил утверждение новый состав зенитного вооружения, известный как «Башня 4». Он предусматривал размещение двух спаренных Flak38 на верхней платформе и одного «фирлинга» в «винтергартене». Первая переоборудованная подобным способом «семерка» U-758 8.6.1943 г. выиграла бой у восьми самолетов американского авианосца «Боуг». Хотя лодка, как и некоторые из нападавших, получила серьезные повреждения, а 11 членов ее экипажа были убиты или ранены, «эвенджерам» так и не удалось ни потопить, ни загнать субмарину под воду. 30.6.1943 г. BdU отдало приказ, согласно которому в поход могли выпускаться только те «у-боты», которые получили «Башню 4» с «фирлингом».
Пока обычные субмарины ожидали переоборудования, BdU решило создать специальные «зенитные» подводные лодки — ловушки для самолетов. Первой по этому проекту была модифицирована U-441, получившая два «фирлинга» по обе стороны ограждения рубки, и 37-мм полуавтомат SKC30 в «винтергартене». 24.5.1943 г. на вторые сутки похода лодка провела бой против британской летающей лодки «Сандерленд» и, несмотря на выход из строя одной из счетверенных установок, смогла ее сбить. Платой за этот более чем спорный успех стали двухмесячный ремонт и несколько убитых. После ремонта «441-я» снова вышла в Бискайский залив, но лишь затем, чтобы в безуспешном бою с тремя «Бофайтерами» потерять весь состав верх--ей вахты: десять человек убитыми и 13 ранеными. Германское командование продолжило поиск форм рационального использования «зенитных» субмарин: в октябре переоборудованные U-256 и U-271 пытались прикрывать «дойную корову» (так на жаргоне моряков назывались подводные танкеры-заправщики) в Центральной Атлантике, а на следующий месяц три «зенитных» лодки обеспечивали действия «волчьей стаи», пытавшейся атаковать американский конвой. Не добившись успеха ни в одной из этих операций, BdU в конце 1943 г. приказало переоборудовать все семь «зенитных» «семерок» в обычные.
Одновременно состоялся очередной этап совершенствования зенитного вооружения «у-ботов». В боях весны — лета 1943-го выяснилось, что многочисленные 20-мм зенитные стволы могут причинить серьезные повреждения патрульному самолету, но не раньше, чем он успеет совершить атаку, которая при должном упорстве летчика должна была стать для лодки фатальной. Для того чтобы остановить атакующего, требовалось оружие куда более мощное и дальнобойное. Им стала автоматическая 37-мм пушка Flak М42, поступившая на вооружение Кригсмарине в середине 1943 г. Уже к 1 декабря 18 «семерок» поменяли свои «фирлинга» на новый автомат. Если не считать замены одноствольной Flak M42 на спаренную на нескольких подлодках, вступивших в строй в последние месяцы 1944-го, то данный состав вооружения можно считать неизменным до конца войны. Боекомплект к 37-мм орудию составлял 1195 снарядов, к 20-мм — 4260. Дальнейшее совершенствование состава вооружения («башни» №4, 5 и 6), предусматривавшее монтаж еще одной орудийной платформы перед мостиком, было приостановлено после принятия на вооружение «шнорхеля». На этом противоборство патрульного самолета с подводной лодкой фактически закончилось. В течение войны германские подводные лодки всех типов сбили не менее 125 самолетов союзников (эти цифры не включают советские самолеты), потеряв от действий авиации 247 субмарин (не считая 51 уничтоженную стратегической авиацией в портах и еще 42, потопленные во взаимодействии с надводными кораблями). Необходимо отметить, что подавляющее большинство из 247 потерянных лодок было атаковано внезапно и лишь 31 погибла, пытаясь защищаться в надводном положении. Наибольших успехов в этом нетривиальном для субмарин виде деятельности добились «семерки» U-333, U-648, сбившие по три самолета, и U-256, одержавшая победу над четырьмя машинами.
Распределение успехов между видами оружия «у-ботов» можно оценить, анализируя данные, представленные в таблице. Совершенно очевидно, что подавляющее большинство судов было потоплено в результате торпедных атак, выполненных обычными прямоидущими торпедами. На «умные» торпеды приходится в общей сложности 339 атак, что составляет всего 9,6% от общего числа. В результате их попаданий затонуло 74 корабля и судна — чуть больше, чем от эпизодически применявшегося минного оружия. С учетом этого можно сделать вывод, что основной причиной, обеспечившей первоначальные успехи германских субмарин в Атлантике, стала слабость противолодочной обороны союзников. С того момента, как англичане и американцы подняли ее на должную высоту, победы «стай» Дёница сошли на нет, даже несмотря на постоянно совершенствовавшиеся конструкции субмарин и их оружия.