Радиолокационные станции
Первый экземпляр подлодочного радара был испытан в Германии еще в начале 1939 г. Им являлся FuMO29 «ГЕМА»— уменьшенная копия известной РЛС «Зеетакт». Поскольку длина волны станции составляла 80 см, перед рубкой пришлось разместить специальную мачту с антенной матрасного типа размерами 3x2 м. От установки столь громоздкого устройства на серийных лодках отказались. К данной идее вернулись в начале 1941 г., но теперь антенные диполи (два вертикальных ряда по шесть диполей; верхний ряд— передающие, нижний — приемные) монтировались прямо на ограждении рубки. Дальность обнаружения крупного корабля станцией «ТЕМА» составляла 6—8 км, самолета, летящего на высоте 500м,— 15км, точность определения направления — 5 градусов. В 1942г. началось производство модифицированной станции FuMO30, отличавшейся от предшественницы антенным устройством. Теперь оно представляло собой вращающийся «матрас», имевший размеры 1,5x1 м. Размещалась антенна в левом крыле ограждения мостика, там, где ранее была выдвижная радиоантенна КВ-диапазона. Радарами, поступавшими на флот в весьма ограниченном количестве, в первую очередь оснащались подводные крейсера IX серии, вследствие чего их получили лишь считанные «семерки». Это, впрочем, мало заботило экипажи «у-ботов» — они с недоверием смотрели на новую излучающую аппаратуру и считали ее одной из причин своих несчастий.
Положение начало меняться в марте 1944 г. с поступлением на вооружение станции FuMO61. Новый прибор являлся морской версией радара ночной истребительной авиации FuMG 200 «Хохентвилль». Имея незначительно уменьшенную длину волны (54—58 см) и антенну, почти идентичную FuMO30, дальность обнаружения им крупных кораблей составляла 8—10 км, самолетов 15—20 км и точность пеленгования 1—2 градуса. Новая станция требовала тщательного ухода и довольно часто выходила из строя, кроме того, малое количество производившихся «хохентвилей» и поздний срок поступления их на вооружение не давали повода рассчитывать на изменение положения дел к лучшему.