Станции радиотехнической разведки

 

Еще более важной, чем радиолока­ция, считалась возможность обнаружи­вать вражеские корабли и самолеты по излучениям их радаров. О том, что со­юзники могут использовать для поиска субмарин радиолокацию, немцы подоз­ревали с начала войны, но весной 1942 г., после крушения на территории фран­цузского Туниса патрульного самолета «Хадсон», у них исчезли последние со­мнения. В обломках обнаружился мало­поврежденный комплект станции ASV I, применявшейся англичанами еще с кон­ца 1940 г. Участившиеся ночные атаки самолетов Берегового командования на «у-боты» в Бискайском заливе застави­ли BdU срочно искать выход из создав­шегося положения. Уже к июлю у нем­цев был первый экспериментальный образец станции радиотехнической раз­ведки, который в честь сконструировав­шей его французской фирмы получил название «Метокс» (литерно-цифровое обозначение FuMB1; позднее на его базе различными французскими и немецкими фирмами было сделано еще несколько приемников со схожими характеристика­ми). Потребность в этих приемниках ока­залась настолько велика, что 26.8.1942 г. BdU приказало оснастить «метоксами» все подводные лодки боевых флотилий. Конструктивно «Метокс» представлял собой простейший приемник, рассчитан­ный на фиксирование сигнала, переда­ваемого с длиной волны 1,3—2,6 м, с крестообразной антенной, получившей у подводников прозвище «Бискайский крест». Приемник соединялся с внутри-лодочной трансляцией, так что сигнал тревоги слышал весь экипаж (позднее у прибора появился экран, визуально ото­бражавший направление на источник опасности). Дальность обнаружения са­молета превосходила аналогичный по­казатель лодочных РЛС того времени, как минимум, в два раза. Были и мину­сы. Поскольку установка данной станции изначально не предусматривалась, ан­тенна хранилась внутри прочного корпу­са и при каждом всплытии выносилась на мостик вручную, после чего через рубочный люк пристыковывалась к при­емнику специальным кабелем. Время на срочное погружение соответственно воз­растало. Вращение антенны по горизон­ту также осуществлялось вручную. Тем не менее, применение «Метокса» имело заметный эффект и позволило, как минимум, на полгода лишить эффектив­ности британский противолодочный ру­беж в Бискайском заливе.

Следующий этап был связан с появ­лением у союзников новой РЛС ASV III, работавшей на длине волны 10,5 см. Впервые она была испытана еще весной 1941 г., но прошло не менее двух лет, прежде чем ASVIII появилась на самоле­тах и их количество стало таким, что на­чало оказывать влияние на ход боевых действий. Весной 1943 г. участились док­лады «счастливчиков», согласно которым лодки подвергались внезапным атакам противолодочных самолетов в ночное время без предупреждающего сигнала «Метокса». Несмотря на то, что практи­чески сразу же исправный экземпляр ра­ботоспособной ASV III попал в руки нем­цев (на этот раз он был найден в остове бомбардировщика «Стирлинг», сбитого в районе Роттердама), первые предпо­ложения были связаны с обнаружением излучения самого «Метокса». Проведен­ные испытания показали, что антенна сама сильно излучает и ее работа мо­жет фиксироваться летящим на высоте 2000 м самолетом на расстоянии в 50 км. 13.8.1943 г. BdU запретило использовать «метоксы», что, однако, никак не повлия­ло на уровень потерь.

Одновременно в производство была запущена новая станция FuMB9 «Ванц» фирмы «Хагенук», фиксировавшая излу­чение в диапазоне 1,3—1,9 м. Антенна представляла собой цилиндр диаметром 20 см и высотой 10 см, назначение кото­рого— вести автоматический поиск во всех направлениях. В ноябре 1943 г. по­явилась его вторая, неизлучающая мо­дификация, а также станция FuMO110 «Боркум» (длина волны — 0,8—3,3 м). Рабочий диапазон радара ASV III немцы «закрыли» появившейся в то же время станцией FuMB7 «Наксос» (другое назва­ние «Тимор»), работавшей в диапазоне 8—12 см. В дальнейшем на лодках ста­ли устанавливать две станции: «Наксос» и «Боркум», или «Ванце». С апреля 1944 г. на смену им пришла станция FuMB24 «Фляйге», контролировавшая диапазон 8—20 см. На появление американских ле­тающих лодок с РЛС APS-3, APS-4 (дли­на волны 3,2 см) немцы отреагировали созданием приемника FuMB25 «Мюке» (диапазон 2—4 см). В мае 1944-го «Фляй­ге» и «Мюке» были объединены в комп­лекс FuMB26 «Тунис», являвшийся по­следней широко распространенной в под­водном флоте станцией радиотехничес­кой разведки. Впрочем, в связи с внедре­нием «шнорхелей» необходимость в по­добной аппаратуре в значительной сте­пени отпала.