Станции радиотехнической разведки
Еще более важной, чем радиолокация, считалась возможность обнаруживать вражеские корабли и самолеты по излучениям их радаров. О том, что союзники могут использовать для поиска субмарин радиолокацию, немцы подозревали с начала войны, но весной 1942 г., после крушения на территории французского Туниса патрульного самолета «Хадсон», у них исчезли последние сомнения. В обломках обнаружился малоповрежденный комплект станции ASV I, применявшейся англичанами еще с конца 1940 г. Участившиеся ночные атаки самолетов Берегового командования на «у-боты» в Бискайском заливе заставили BdU срочно искать выход из создавшегося положения. Уже к июлю у немцев был первый экспериментальный образец станции радиотехнической разведки, который в честь сконструировавшей его французской фирмы получил название «Метокс» (литерно-цифровое обозначение FuMB1; позднее на его базе различными французскими и немецкими фирмами было сделано еще несколько приемников со схожими характеристиками). Потребность в этих приемниках оказалась настолько велика, что 26.8.1942 г. BdU приказало оснастить «метоксами» все подводные лодки боевых флотилий. Конструктивно «Метокс» представлял собой простейший приемник, рассчитанный на фиксирование сигнала, передаваемого с длиной волны 1,3—2,6 м, с крестообразной антенной, получившей у подводников прозвище «Бискайский крест». Приемник соединялся с внутри-лодочной трансляцией, так что сигнал тревоги слышал весь экипаж (позднее у прибора появился экран, визуально отображавший направление на источник опасности). Дальность обнаружения самолета превосходила аналогичный показатель лодочных РЛС того времени, как минимум, в два раза. Были и минусы. Поскольку установка данной станции изначально не предусматривалась, антенна хранилась внутри прочного корпуса и при каждом всплытии выносилась на мостик вручную, после чего через рубочный люк пристыковывалась к приемнику специальным кабелем. Время на срочное погружение соответственно возрастало. Вращение антенны по горизонту также осуществлялось вручную. Тем не менее, применение «Метокса» имело заметный эффект и позволило, как минимум, на полгода лишить эффективности британский противолодочный рубеж в Бискайском заливе.
Следующий этап был связан с появлением у союзников новой РЛС ASV III, работавшей на длине волны 10,5 см. Впервые она была испытана еще весной 1941 г., но прошло не менее двух лет, прежде чем ASVIII появилась на самолетах и их количество стало таким, что начало оказывать влияние на ход боевых действий. Весной 1943 г. участились доклады «счастливчиков», согласно которым лодки подвергались внезапным атакам противолодочных самолетов в ночное время без предупреждающего сигнала «Метокса». Несмотря на то, что практически сразу же исправный экземпляр работоспособной ASV III попал в руки немцев (на этот раз он был найден в остове бомбардировщика «Стирлинг», сбитого в районе Роттердама), первые предположения были связаны с обнаружением излучения самого «Метокса». Проведенные испытания показали, что антенна сама сильно излучает и ее работа может фиксироваться летящим на высоте 2000 м самолетом на расстоянии в 50 км. 13.8.1943 г. BdU запретило использовать «метоксы», что, однако, никак не повлияло на уровень потерь.
Одновременно в производство была запущена новая станция FuMB9 «Ванц» фирмы «Хагенук», фиксировавшая излучение в диапазоне 1,3—1,9 м. Антенна представляла собой цилиндр диаметром 20 см и высотой 10 см, назначение которого— вести автоматический поиск во всех направлениях. В ноябре 1943 г. появилась его вторая, неизлучающая модификация, а также станция FuMO110 «Боркум» (длина волны — 0,8—3,3 м). Рабочий диапазон радара ASV III немцы «закрыли» появившейся в то же время станцией FuMB7 «Наксос» (другое название «Тимор»), работавшей в диапазоне 8—12 см. В дальнейшем на лодках стали устанавливать две станции: «Наксос» и «Боркум», или «Ванце». С апреля 1944 г. на смену им пришла станция FuMB24 «Фляйге», контролировавшая диапазон 8—20 см. На появление американских летающих лодок с РЛС APS-3, APS-4 (длина волны 3,2 см) немцы отреагировали созданием приемника FuMB25 «Мюке» (диапазон 2—4 см). В мае 1944-го «Фляйге» и «Мюке» были объединены в комплекс FuMB26 «Тунис», являвшийся последней широко распространенной в подводном флоте станцией радиотехнической разведки. Впрочем, в связи с внедрением «шнорхелей» необходимость в подобной аппаратуре в значительной степени отпала.