Экипаж и обитаемость

 

Экипаж субмарины типа VIIC насчи­тывал 44 человека, в том числе четыре офицера. Командир по штатной категории имел звание капитан-лейтенанта. Второй фигурой на корабле был 1-й вах­тенный офицер, совмещавший обязан­ности старшего помощника и команди­ра минно-торпедной боевой части. 2-й вахтенный офицер исполнял обязанно­сти, соответствовавшие в нашем флоте обязанностям командира БЧ-2. Послед­ним, четвертым офицером являлся механик лодки. Важный комплекс обя­занностей ложился на плечи четырех обер-фельдфебелей. Один из них испол­нял обязанности штурмана, второй — боцмана, двое остальных — старшего дизелиста и старшего моториста соот­ветственно. Обязанности фельдшера исполнял один из унтер-офицеров. Ос­тальной личный состав лодки делился на технический (дизелисты, мотористы, радисты и торпедисты) и морской (руле­вые, сигнальщики, артиллеристы, кок и боцманская команда) дивизионы.

Организация несения службы на гер­манских подводных лодках мало походи­ла на отечественную. Личный состав мор­ского дивизиона делился на три смены. Ежедневно каждый матрос дивизиона тратил восемь часов на несение службы внутри лодки, четыре — на несение верх­ней вахты, четыре — на пищу и занятия и восемь часов на сон. Дизелисты и мо­тористы технического дивизиона несли шестичасовые вахты в две смены. Верх­няя вахта менялась через каждые четы­ре часа. В ее состав входили вахтенный офицер и четыре сигнальщика. 1-й и 2-й вахтенный офицеры заступали на верх­нюю вахту дважды в сутки с 12-часовым интервалом.

«Семерки» относились к самым ма­леньким подводным лодкам океанского класса. Отсюда и крайне примитивная, некомфортная для человека обитае­мость у всех вариантов этой субмарины, не исключая и VIIC/41. Даже Дёниц в своих мемуарах был вынужден при­знать: «Немецкие подводные лодки по сравнению с подводными лодками дру­гих стран имели гораздо худшую обита­емость, так как были построены по прин­ципу максимального использования каж­дой тонны водоизмещения для соб­ственно боевых качеств лодки. На лод­ках отказывались от всего, что могло именоваться комфортом, все необходи­мое для ведения боевых действий за­гружалось до допустимых пределов. Кой­ки в течение нескольких недель были заняты ящиками с провиантом. В заби­тых до отказа отсеках оставались лишь узкие проходы». Даже по штатному рас­писанию рядовые матросы жили в отсе­ке, где на 22 человека приходилось все­го 12 коек. Не намного лучше размеща­лись унтер-офицеры, имевшие восемь коек на 14 человек. У офицеров и обер-фельдфебелей были индивидуальные койки, установленные в два яруса, как в солдатской казарме. Для хранения лич­ных вещей членов экипажа имелся спе­циальный шкаф с множеством закрывающихся на ключ индивидуальных ящич­ков. Характерный тяжелый запах на лод­ке обильно сдабривался французским одеколоном, имевшимся практически у каждого члена команды.