Общая оценка проекта
Объективно оценить проект подводной лодки VII серии достаточно сложно. С одной стороны, субмарины этого типа обладали хорошими мореходными качествами, легко управлялись, были технологичны в постройке, относительно дешевы (в среднем одна лодка этого типа стоила около 4 млн 700 тыс. рейхсмарок) и надежны. Из их ТТХ уникальными могут быть признаны только два показателя: время срочного ухода под воду и глубина погружения. По другим позициям они не обладали какими-то исключительными характеристиками, но их наступательные и оборонительные возможности оказались хорошо сбалансированными. Весьма характерно, что в конце 1944 г., когда проекту «семерки» перевалило уже за десять лет, Нарком ВМФ СССР адмирал Н.Г.Кузнецов дал Управлению кораблестроения указание: «По типу немецкой ПЛ U-250 в 1945 г. спроектировать подлодку среднего водоизмещения и представить мне на рассмотрение». Оружие германских субмарин, по-видимому, являлось наиболее совершенным, по сравнению с оружием других подводных флотов мира. С другой стороны, при оценке нельзя не сказать и о том, в какой степени «семерки» оправдали те надежды, которые возлагались на них германским командованием.
В довольно многочисленной литературе, посвященной германским подводным лодкам Второй мировой войны, можно найти диаметрально противоположные мнения — от лучших в своем классе до «стальных гробов Гитлера». Многие историки считают справедливыми оба мнения, но применительно к разным периодам битвы за Атлантику. Ведь фактически «семерка» являлась доведенной до совершенства... лодкой UB-III времен Первой мировой войны. Если допустить возможность начала новой мировой войны всего на два года позже, чем это произошло в действительности, скорее всего, лодки VII серии сразу же были бы признаны мертворожденными, как и прославившая их концепция «волчьих стай». Лишь отсутствие достаточного количества противолодочных кораблей и самолетов, оснащенных компактными радарами, сделало возможным те фантастические успехи, благодаря которым к германским «у-ботам» до сих пор приковано внимание историков и простых читателей. Отказываясь от проведения глубоких модернизаций в угоду массовому производству, игнорируя до лета 1942 г. многочисленные тревожные тенденции и факты, Дёниц сам обрек свой подводный флот на сокрушительное поражение. Разработав в межвоенный период хорошую для того времени концепцию, он оказался неспособен модернизировать ее в соответствии с требованиями изменившейся боевой обстановки. В результате, знаменитая «семерка» стала не только символом многочисленных боевых успехов первой половины войны, но и рекордсменом по числу погибших единиц.