Действия в Атлантике.
Боеготовность германского подводного флота на различных этапах войны
Дата |
Число боеготовых ПЛ |
Число учебных ПЛ и проходящих курс БП |
Всего |
9.1939 |
49 |
8 |
57 |
1.1940 |
32 |
24 |
56 |
4.1940 |
46 |
6 |
52 |
7.1940 |
28 |
23 |
51 |
10.1940 |
27 |
37 |
64 |
1.1941 |
22 |
67 |
89 |
4.1941 |
32 |
81 |
113 |
7.1941 |
65 |
93 |
158 |
10.1941 |
80 |
118 |
198 |
1.1942 |
91 |
158 |
249 |
4.1942 |
121 |
164 |
285 |
7.1942 |
140 |
191 |
331 |
10.1942 |
190 |
169 |
365 ' |
1.1943 |
212 |
181 |
393 |
4.1943 |
240 |
185 |
425 |
7.1943 |
207 |
208 |
415 |
10.1943 |
175 |
237 |
412 |
1.1944 |
168 |
268 |
436 |
4.1944 |
166 |
278 |
444 |
7.1944 |
188 |
246 |
434 |
10.1944 |
141 |
260 |
401 |
1.1945 |
144 |
281 |
425 |
Первые военные месяцы (сентябрь 1939-го — июнь 1940 г.)
В соответствии с планами руководства германских подводных сил первая группа субмарин, отправленных на боевые позиции, была необычно большой. Каждая лодка получила самостоятельный район для крейсерства, поскольку, по мнению Деница, общее количество «у-ботов» было недостаточным для действий групповым методом. У восточного побережья Великобритании лодки действовали позиционным методом, атакуя противника днем из-под воды, на западных подходах — вне радиуса действия береговой авиации перехватывали торговые пароходы, которых объявление войны застало в открытом море. По возможности командиры германских лодок старались действовать по призовому праву, но очень скоро заявление морского министра Черчилля о том, что вскоре все торговые суда получат на вооружение артиллерию, заставило перейти к атакам британских судов без предупреждения. С судами нейтральных стран немцы были вынуждены все же придерживаться призового права. С целью облегчить действия подлодок и одновременно узаконить атаки на суда без предупреждения 4 октября Германия объявляет опасной зону, простирающуюся от Британских островов до 15 градуса западной долготы, однако, под давлением самолетов базовой авиации и патрульных кораблей BdU вынуждено оттянуть субмарины от британских берегов подальше в океан, и уже спустя две недели опасная зона продлевается до 20-го градуса.
В середине октября Дёниц пытается впервые применить групповую тактику, развернув небольшую «стаю» на пути конвоев, идущих в Англию из Гибралтара. Управление группой осуществлялось с U-37 IX-й серии, в то время как U-46 и U-48 выполняли роль «рабочих лошадок». Лодки сумели потопить три судна из состава конвоя HG-3, до того, как он вошел в радиус действия береговой авиации. Попытка повторить успех, предпринятая в середине февраля 1940 г., не увенчалась успехом, поскольку в силу различных причин собрать субмарины в одном районе так и не удалось. В то же время Дёницу претила сама идея выделения одной лодки в качестве командной. Такая лодка не могла вступить в бой, поскольку первый же встреченный эскортный корабль заставлял ее погрузиться, и все управление «стаей» нарушалось. В результате возобновление действий групповым методом пришлось отложить до июня. Впрочем, первое время немецким подводниками и без того хватало добычи. До конца сентября 1939 г. им удалось потопить 41 судно общим тоннажем 153 879 брт (3десь и далее цифры ежемесячных успехов ПЛ даются по исследованию С. Роскилла, которое также включает успехи ПЛ и других стран «оси» на всех театрах боевых действий), не считая погибших на выставленных минах. Все это значительно укрепило положение Деница. Первым потопленным судном Второй мировой войны 3 сентября 1939 г. оказался британский лайнер «Атения», ошибочно принятый командиром U-30 за вспомогательный крейсер. Вместе с лайнером погибло 128 человек, среди которых было много детей. Этот бесславный эпизод не только открыл перечень побед германских подводников, но и дал в руки союзной пропаганды факт, позволявший объявить германский подводный флот тотальным злом.
Чтобы отвлечь внимание мировой общественности, Дёниц объявляет настоящую войну кораблям Ройял Нэйви. Первым отправленным на дно боевым кораблем британского флота оказался ни много ни мало авианосец «Корейджес», торпедированный U-29 западнее Ирландии 17 сентября 1939 года. Но Дёницу этого кажется мало. Нужно сделать что-то сенсационное, из ряда вон выходящее, и его штаб планирует и осуществляет операцию в самом «логове» британского флота — Скапа-Флоу. Место проведения операции было выбрано немцами не случайно. Скапа-Флоу — это не только главная военно-морская база англичан, это еще и «позор» германского флота. Сюда после капитуляции кайзеровской Германии прибыли корабли Хохзеефлотте и были затоплены своими экипажами. Теперь немецким подводникам предстояло отомстить британцам за свое унижение, показать, что даже в своих базах Ройял Нэйви не может чувствовать себя в безопасности. В ночь с 13 на 14 октября 1939 г. U-47 под командованием капитан-лейтенанта Прина проникает на рейд Скапа-Флоу и выпускает пять торпед по стоявшему там линейному кораблю «Ройял Оук». По крайней мере, две торпеды попадают в цель, и громадный корабль в течение 15 минут исчезает с поверхности моря, унося с собой в пучину 786 человек экипажа. Прин же на своей субмарине спокойно уходит в море. Успех этой операции вызвал в Германии огромный резонанс. У «фатерлянда» появился первый в новой войне герой — «бык Скапа-Флоу». Пресса взахлеб пишет, а радио говорит о новом «Зигфриде», весь экипаж во главе с командиром везут в Берлин в рейхсканцелярию фюрера, где Гитлер лично награждает Прина рыцарским крестом. В каждой деревенской школе висит портрет нового героя, он становится идолом молодежи. О нем пишут книги, делают доклады. Дёниц тоже не остается без внимания: 17 октября Гитлер присваивает ему звание контр-адмирала. После прорыва Прина и серии налетов Люфтваффе британский флот метрополии оказался вынужден покинуть Скапа-Флоу и до марта 1940 г. переместиться в базу Лох-Ю на западном побережье Шотландии. До конца года повреждения от мин, поставленных подлодками, получили крейсер «Белфаст» и линкор «Нельсон», от торпед U-30— линкор «Бархэм».
Шумные победы осложняются, однако, и первыми проблемами. С октября англичане вводят систему конвоев, и сразу начинает снижаться тоннаж потопленных судов. В этом месяце немцы уничтожают 34 судна тоннажем 168 140 брт, в ноябре — только 28 (74 623 брт), в декабре — 37 судов, и тоннаж их едва превышает 100 000 брт. Подводные лодки, вынужденные действовать классическим методом, несут ощутимые потери от британских кораблей, оснащенных «асдиками». До июня 1940 г. включительно германский подводный флот теряет 25 подлодок, из которых достоверно потоплены надводными кораблями 16.
Вновь вступившие в строй покрывают не более 2/3 этого количества.
Еще более острый характер носят технические проблемы. Выясняется, что при погружении «семерок» на глубину более 50 м начинают пропускать воду клапана выхлопа дизелей, но, что еще хуже, оказывается, что торпеды взрываются при попадании в цель далеко не всегда, а в целом ряде случаев— не дойдя до цели. В ночь на 8 сентября 1939 г. подводная лодка U-22 выпускает торпеду в польскую субмарину «Жбик», находившуюся в 600 м от нее. Неконтактный взрыватель срабатывает слишком рано, и полякам удается уйти. Так в первый раз причиной неудачи становится дефект торпеды. 30 октября 1939 г. к западу от Оркнейских островов U-56 выстреливает веером три торпеды по линкору «Нельсон». Все они попадают в цель, но не взрываются. Пикантность ситуации заключалась еще и в том, что на борту линейного корабля находился в этот момент морской министр (будущий премьер-министр) Великобритании Уинстон Черчилль. Жалобы на некачественные торпеды от командиров подводных лодок (да и надводных кораблей) принимают лавинообразный характер. Уже в октябре 1939 г. BdU было вынуждено констатировать, что, по крайней мере, 30% выпущенных торпед не срабатывали. Первые попытки исправить положение в этой области результатов не дали.
В апреле 1940 г. германские войска оккупировали Данию и вторглись в Норвегию. Хотя у скандинавского побережья были задействованы почти все немецкие боеготовые субмарины (32 единицы), результаты операции выглядели весьма плачевно. Немецкие субмарины произвели 25 атак на британские военные корабли: U-47 атаковала два крейсера, линкор «Уорспайт» и несколько транспортов — ни одна торпеда не взорвалась. Впоследствии этот же линкор стал мишенью для U-46, U-38, U-37 и U-47, но снова ни одного взрыва не последовало U-25 в районе Нарвика произвела атаки на целую флотилию британских эсминцев — безуспешно. В результате «Уорспайт» и обеспечиваемая им флотилия уничтожили все германские эсминцы в фиордах близ Нарвика. Взбешенный Дёниц писал: «Даже очень придирчивый разбор этих атак установил, что, если бы торпеды были исправны, мы имели бы попадания в следующих случаях: из четырех выстрелов по линейному кораблю — одно попадание, из 12 выстрелов по крейсерам — семь попаданий, из десяти выстрелов по эскадренным миноносцам — семь попаданий, из пяти выстрелов по транспортам — пять попаданий». Если бы германское торпедное оружие срабатывало без сбоев, Норвежская кампания имела бы совсем иной ход и ее финал наступил бы гораздо раньше. В реальности же BdU 19 апреля пришлось отдать приказ, отзывающий субмарины с позиций. Спустя два дня при возвращении U-26 потопила британский транспорт «Седар-бэнк» — единственное союзное судно, уничтоженное немецкими подводниками из состава союзного транспортного флота, перевозившего войска в Норвегию. Из боевых кораблей англичане потеряли субмарину «Тистл», торпедированную U-4. Плата за эти более чем скромные успехи составила пять подлодок.
Зато в стратегическом отношении захват Дании и Норвегии значительно улучшил систему базирования германского подводного флота. Если раньше лодкам приходилось добираться до операционных зон из портов Германии за 10—16 дней (что составляло одну треть от автономности лодок типа IX, а для лодок VII серии даже 2/3 срока) и проходить от 1000 до 1500 миль, преодолевая на этом пути массу препятствий, то теперь эти расстояния, соответственно, и время в пути, сократились наполовину.
В конце мая, не дожидаясь завершения устранения дефектов конструкции торпед, BdU возобновило действия на океанских коммуникациях, поскольку, как считал Дёниц, «прекращение деятельности подводных лодок в данный момент нанесет большой ущерб всему подводному флоту». Перенеся район боевых действий на юго-западные подходы к Британским островам и западную часть Бискайского залива, где субмарины пока еще могли находить одиночные неохраняемые суда, германское командование достигло определенных успехов. Так, в мае союзники потеряли от действий «у-ботов» 13 торговых судов (55 580 брт), а в июне — уже 58 (284 113 брт), что явилось лучшим с начала войны результатом. 12 июня, впервые с начала войны BdU разворачивает «волчью стаю» из шести лодок, руководимую с берегового командного пункта. Благодаря службе радиоперехвата и дешифровки, стая успешно атакует несколько конвоев, блестяще подтверждая надежды Дёница.
Любопытно отметить, что действовавшие в Бискайском заливе «семерки» неоднократно пополняли запасы топлива с германских танкеров, находившихся в испанских портах. Тем временем войска Вермахта за май — июнь 1940 г. последовательно захватывают Голландию, Бельгию и быстро продвигаются по территории Франции. 22 июня правительство маршала Петэна подписывает акт о капитуляции. По ее условиям все атлантическое побережье Франции входит в зону оккупации. Немцы быстро приступают к созданию здесь новых пунктов базирования подводных лодок. О темпах работ свидетельствует тот факт, что уже в начале июля из Лорьяна выходит в океан первая немецкая субмарина. Другие базы создаются в Бресте, Зен-Назере, Гавре и местечке Ла-Паллис, недалеко от Ла-Рошели. 5 июля в Лорьян входит U-30 — первая германская подлодка, базирующаяся во французском порту. Благодаря переходу подводных лодок в эти районы, расстояние до операционных зон сокращается до 250 миль, а подлодки типа IX теперь могут действовать даже у побережья США. Адмирал Дёниц переносит свою штаб-квартиру в Париж.
«Счастливые времена» (июль 1940 г. — март 1941 г.)
24 июня 1940 г. Гитлер полностью замыкает кольцо блокады вокруг Британских островов. Он заявляет, что теперь в районе 60 —100 морских миль от английского побережья германские субмарины будут без предупреждения торпедировать любой корабль или судно. Исключение делается лишь для Италии, Японии, СССР и Ирландии, суда которых должны плавать полностью освещенными вне состава конвоев. С 17 августа того же года операционная зона действия немецких подводных лодок была увеличена еще больше.
В этот период немецкие подводники чувствуют себя в Атлантике достаточно уверенными и безнаказанными. В общих чертах ситуацию можно охарактеризовать следующими словами: «много судов— мало лодок— мало противолодочных кораблей». Несмотря на продолжение сокращения числа боеготовых лодок (в феврале 1941 г. оно достигло минимального уровня за войну— в строю находилась всего 21 единица), из-за слабости противолодочной обороны кпд каждой субмарины в данный период был необычайно высок.
Хотя англичане в середине лета сменили коды и шифры (из-за этого в июле удалось потопить всего 38 судов тоннажем 195 825 брт), к концу августа немецкая «У-бот» вновь возобновила чтение союзного радиообмена. Данные перехватов теперь дополнялись воздушной разведкой, осуществляемой четырехмоторными самолетами «Кондор» с баз близ французского Бреста и норвежского Тронхейма. Результат: немцы успешно атакуют в этом месяце конвои НХ-65, ОА-204, НХ-66 и ОВ205, уничтожив из их состава 19 судов. Общие союзные потери за месяц — 56 транспортов (267 618 брт). В сентябре они увеличились до 59 судов (295 335 брт). Как именно немцам удалось добиваться таких успехов, свидетельствует пример конвоя НХ-72, включавшего 41 судно. Днем 20 сентября 1940 г. он был обнаружен лодкой разведки погоды U-47 (Прин) в тот момент, когда его океанский эскорт — вспомогательный крейсер «Джервис Бей» уже отделился, а противолодочный еще не подошел. BdU приказало восьми ближайшим лодкам взять курс на перехват. Первой в дело вступила U-99 (Кречмер), которая в течение ночи смогла торпедировать без какого-либо противодействия три судна. Утром атаку продолжила U-48 (Блейхродт), утопившая еще один транспорт, тем временем U-47 и U-99 добили «подранков».
Прибывшая к этому моменту эскортная группа на 37 остававшихся судов имела всего один шлюп, эсминец и три корвета. Неудивительно, что они не смогли воспрепятствовать дальнейшим атакам. В ночь на 22 сентября U-100 (Шепке) на протяжении трех часов маневрирования в надводном положении торпедировала и потопила еще семь судов (50 340 брт), поставив совершенно невообразимый рекорд результативности «семерки»! При этом она так и осталась необнаруженной и неатакованной эскортом. Тогда же U-48 и U-32 торпедировали еще по одному пароходу. Итог сражения— 11 уничтоженных пароходов (72 727 брт) и два — поврежденных. Еще более выдающихся побед против слабого в количественном и качественном отношении противника немцы добились в октябре. Англия лишилась 63 транспортных судов (352 407 брт), из которых 32 были потоплены между 16 и 20 октября в результате нападений «стай» на конвои SC-7 и НХ-79. Насколько легко в тактическом плане одерживались эти победы, свидетельствует выдержка из журнала боевых действий U-99 (Кречмер), атаковавшей караван SC-7: «18 октября 1940 года.
23.30. Атакую правый фланг предпоследнего звена конвоя. Выстрел из носового торпедного аппарата по тяжелому транспорту. Поскольку он идет зигзагом, торпеда проходит мимо его форштевня; пройдя 1740 метров, попадает в соседнее, еще более крупное судно тоннажем около 7000 тонн и взрывается под фок-мачтой. Судно уходит носом в воду, так как, по-видимому, затоплены два трюма.
23.55. Выстрел из носового торпедного аппарата по транспорту водоизмещением около 6000 тонн с дистанции 1500 метров. Попадание в районе фок-мачты. Вслед за взрывом торпеды раздается еще один взрыв, сопровождаемый столбом пламени и облаком дыма высотой около 200 метров. Носовая часть судна до мостика уничтожена. Остатки горят зеленоватым пламенем.
19 октября 1940 года. 0.15. К судну подходят три эскадренных миноносца и производят поиск, следуя строем фронта. Ухожу самым полным ходом в юго-западном направлении и вскоре вновь устанавливаю контакт с конвоем. Слышу взрывы торпед других подводных лодок. Эскадренные миноносцы мечутся и для собственного успокоения все время выпускают осветительные снаряды, которые, однако, мало помогают, так как ночь лунная. Начинаю атаку конвоя с хвостового судна.
1.38. Выстрел из носового торпедного аппарата по большому, тяжело нагруженному транспорту в 6000 тонн, дистанция 945 метров. Попадание в районе фок-мачты. Судно тонет сразу же после взрыва.
1.55. Выстрел из носового торпедного аппарата по ближайшему судну водоизмещением 7000 тонн, дистанция 975 метров. Попадание в районе фок-мачты. Судно затонуло в течение 40 секунд».
Кроме Кречмера в разгроме конвоев вновь отличились лодки Прина, Шепке, и Блейхордта. Нередко результаты их походов составляли по 6—7 потопленных британских судов (наиболее результативным походом «семерки» за войну стал поход Прина 3.6—6.7.1940 г., когда он потопил восемь судов тоннажем 51 483 брт). В конце 1940 г. Прин, Кречмер и Шепке получили из рук фюрера Рыцарские кресты с дубовыми листьями (интересно отметить, что у последнего интервал между получением Рыцарского креста и его следующей, более высокой степени составил всего 67 дней). Хотя за период с ноября 1940-го по январь 1941 г. успехи несколько снизились (ноябрь— 32 судна тоннажем 146 613 брт, декабрь— 37/212 590 брт, январь— 21/126 782 брт), союзникам и вовсе нечем было похвастаться. За описываемый период германский подводный флот лишился всего 13 лодок, причем с декабря 1940-го по февраль 1941 г. потерь вообще не было. В течение мая 1940-го — июня 1941 года Кригсмарине получил 79 подводных лодок, но лишь немногие из них успели войти в состав боевых флотилий после курса боевой подготовки. Общему же числу было еще очень далеко до магической цифры 300.
Успехи, достигнутые «молодчиками» Дёница, не могли не вызвать серьезного беспокойства в Англии. Британцам пришлось экстренно усиливать противолодочную оборону. Правительство приобретает 50 старых эсминцев в США в обмен на военно-морские базы в Вест-Индии, реквизируются сотни траулеров и гражданских судов, принимаются к реализации программы строительства большого количества эскортных кораблей. Создаются авиабазы в Исландии. Зона противолодочного эскортирования в октябре переносится с 17-го на 20-й – градус западной долготы. С конца года на вооружение противолодочных кораблей и самолетов начинает поступать первый образец относительно компактного радара «286»/ASV.I. Из-за большой длины волны (1,2 м) корабли получили вращающуюся антенну матрасного типа, в связи с чем станция больше подходила для поиска отставших от конвоя транспортов, чем объектов с небольшой отражающей поверхностью, таких, как подводная лодка. И все же в совокупности данные мероприятия приносят временный эффект. 7—8 марта 1941 г., во время операции против конвоя ОВ-293, пропадает лодка Прина. Многие историки считают, что U-47 пала жертвой глубинных бомб, сброшенных эсминцем «Вулверин», однако убедительных доказательств этому нет. Спустя неделю другая «стая» атаковала караван НХ-112, защищаемый 5-й эскортной группой. Действиями противолодочников на этот раз руководил опытный офицер— коммандер Макинтайр — и это не замедлило отразиться на результатах схватки. В ночь на 17 марта субмарина Кречмера прорвалась к конвою и сумела торпедировать шесть судов, пять из которых затонули (34 505 брт). С учетом этих успехов, прозванный товарищами «тихим Отто» Кречмер занял первое место в списке наиболее результативных командиров подводных лодок Второй мировой войны — им было потоплено 47 судов тоннажем 274 333 брт и повреждено еще пять (37 965 брт). Но недолго радовался гитлеровский ас.
Погрузившись при приближении двух эскортных кораблей, он был обнаружен «асдиком». Шести глубинных бомб, сброшенных эсминцем «Уокер», хватило, чтобы выбросить тяжело поврежденную U-100 на поверхность. Кречмер счел за благо покинуть обреченный корабль и сдаться на милость победителей. Еще раньше другой эсминец 5-й группы — «Вэнок»— обнаружил при помощи радара и атаковал лодку Шепке. U-99 начала погружаться, но недостаточно быстро для того, чтобы избежать таранного удара. Нос «Вэнока» расплющил боевую рубку вместе с находившимся там командиром, а из экипажа лодки победителями было спасено всего шесть человек. Гибель трех ведущих асов и пяти опытных экипажей (кроме U-47, U-99 и U-100 в марте погибли совершавшие свои первые походы U-70 и U-551) произвела весьма тягостное впечатление на Дёница и заставила предположить, что англичане применили какой-то новый вид оружия. На всякий случай, Дёниц распорядился перенести районы развертывания субмарин еще дальше в океан, что негативно отразилось на результативности.
Первые трудности (апрель — декабрь 1941 г.)
Хотя в два последующих месяца весны 1941-го успехи «стай» на бумаге выглядели довольно внушительно, уже обозначились первые трудности. За оба месяца состоялось лишь три успешных нападения на конвои, в результате которых англичане лишились 28 судов. Общая же цифра за оба месяца составила 101 судно, однако значительный процент из них составили одиночные транспорты, перехваченные подводными крейсерами в районе Фритауна. С увеличением продолжительности светлого времени суток успешность действий «стай» пошла на убыль, но тут произошло еще одно событие, имевшее куда более негативные и далеко идущие последствия. 9 мая при нападении на конвой ОВ-318 субмарина U-110 получила тяжелые повреждения от взрывов глубинных бомб и всплыла близ кораблей конвоя. Предпринятые ее командиром меры оказались недостаточно эффективными, чтобы предотвратить захват корабля англичанами. В итоге, субмарина все-таки затонула, но с нее успели снять целый экземпляр шифровальной машинки «Энигма» и комплект документов кодированной связи. Вкупе с другими документами, захваченными на судах разведки погоды, это позволило британскому командованию на несколько месяцев «заглянуть в карты» Дёница. Одновременно продолжалось наращивание сил противолодочной обороны. 27 мая из Галифакса вышел караван НХ-129— первый конвой, имевший противолодочное охранение на всем протяжении от Америки до Англии.
Потерпев временное фиаско на северо-западных подходах к Британским островам, Дёниц решил перенести район действий «стай» на юго-западные подходы, против конвоев, идущих из Гибралтара и Фритауна, тем более, что здесь имелись возможности наладить взаимодействие с разведывательной авиацией. В июле на этом направлении были атакованы конвои: OG-69 (потерял 7 судов), в августе— OG-71 (10 судов), в сентябре — HG-73 (10 судов). Несмотря на эти результаты, BdU был далек от ликования — тоннаж входивших в конвои судов оказался невелик, что сразу же отразилось на общих показателях.
Ситуация в Северной Атлантике весьма отличалась от прошлогодней. С июня корабли и самолеты США стали все более активно участвовать в охранении караванов внутри объявленной немцами блокадной зоны, хотя атаки им были категорически запрещены. И все же в этих условиях инциденты оказались неизбежны. В начале сентября английская радиоразведка перехватила сообщения, адресованные «стае» «Маркграф», после чего Адмиралтейство изменило курсы движения конвоев. Одновременно направлявшаяся в Исландию группа американских кораблей была извещена о районе сосредоточения подводных лодок. По просьбе англичан 4 сентября старый «флэшдеккер» «Грир» вошел в район. Вскоре он установил гидроакустический контакт с U-652 и дважды навел на нее британские противолодочные самолеты. Расценив взрывы глубинных бомб за атаку эсминца (командир «у-бота» искренне полагал, что перед ним британский «флэшдеккер»), лодка безрезультатно атаковала «Грир» торпедами. Уже на следующий день президент Рузвельт и Конгресс с притворным возмущением осудили «неспровоцированную агрессию» против американского корабля и отдали приказ, разрешающий американским кораблям атаковать подводные лодки. Данный приказ сделал возможным привлечение кораблей США для сопровождения британских трансатлантических конвоев, что впервые состоялось 16 сентября 1941 года. Высвобождение в результате этого части британских противолодочных сил из Западной Атлантики позволило усилить охранения конвоев в Восточной. Однако, как показали дальнейшие события, простое механическое увеличение состава противолодочных сил не давало ожидаемого результата. Экипажи кораблей должны были иметь соответствующую подготовку (кстати, у американцев она поначалу была исключительно слабой) и эффективные средства обнаружения. Сравнительно сильный эскорт не помешал «волчьим стаям» изрядно «пощипать» конвои SC-42 (потоплено 17 судов) и SC-48 (11 судов). Досталось и американским силам охранения— 17 октября торпедное попадание получил эсминец «Кёрни», а 31 октября пошел на дно «флэшдеккер» «Рубен Джеймс» (первый корабль ВМФ США, погибший во Второй мировой войне). Потери германского подводного флота в течение августа — октября оказались незначительны (8 субмарин), однако впервые в руки союзников попала почти целая «семерка» — U-570.
23 августа эта субмарина вышла в свой первый боевой поход. Спустя четверо суток она прибыла в район южнее Исландии. Из-за сильной качки, утомительно действовавшей на личный состав, командир лодки капитан-лейтенант Рамлов решил погрузиться. К его несчастью, при последующем всплытии лодку обнаружил круживший рядом патрульный самолет «Хадсон». Сброшенная им серия бомб причинила U-570 незначительные повреждения, но сломила волю командира и экипажа к дальнейшему сопротивлению.
Над лодкой взмыл белый флаг, и спустя сутки на ее борту уже находились англичане. Хотя экипаж уничтожил большинство приборов и оборудования, изучение U-570 дало противнику массу полезной информации. Британцы впервые ознакомились с истинными ТТХ германских лодок, включая их маневренные элементы, вооружение и глубину погружения. Теперь оставалось только лишь создать соответствующие средства обнаружения и поражения. Надо сказать, что вскоре они и были созданы. Именно в 1941 г. на вооружение британского флота поступили РЛС типа «271» (длина волны 10,5 см), высокочастотный радиопеленгатор HF/DF и многоствольный бомбомет «Хеджехог». Впрочем, темпы производства их в Англии были столь незначительны, что потребовалось еще полтора года, прежде чем количество оснащенных ими кораблей и самолетов переросло в качество противолодочной борьбы. Но все же постепенно «фора», предоставленная союзниками немцам, стремительно сходила на нет.
Германский подводный флот не одержал, да и, скорее всего, не мог одержать победы в течение первых двух лет войны. Число боеготовых лодок в Атлантике к концу этого периода фактически не превышало того, с которым немцы вступили в войну. Его увеличению во второй половине 1941-го помешали война с СССР и начатая в сентябре переброска значительного числа субмарин на Средиземное море. 91 подлодка, входившая на 1 января 1942 г. в состав боевых флотилий, распределялась следующим образом: 23 на Средиземном море и еще три на переходе туда, шесть западнее Гибралтара и четыре в Баренцевом море. 60% из оставшихся 55 задерживались в ремонте из-за нехватки рабочей силы на верфях. Только 22 находились в Атлантике, причем лишь примерно половина на позициях. Экономического могущества Германии попросту не хватало для ведения войны на множестве фронтов, и подводный флот стал одной из первых жертв данного положения дел. Тем временем, силы стран антигитлеровской коалиции, также оказавшиеся в критическом положении, имели куда больший потенциал роста за счет мощи заокеанского партнера. В декабре состоялось очередное сражение немцев с «гибралтарским» конвоем, результаты которого по праву можно оценить как один из поворотных пунктов в знаменитой Битве за Атлантику.
Караван HG-76 вышел из Гибралтара 14-го числа, насчитывая в своем составе 32 судна. Его непосредственно охраняли два шлюпа и семь корветов, а поблизости находилась группа поддержки, включавшая первый английский эскортный авианосец «Одесити» и три эсминца. Выход обеспечивался четырьмя эсминцами гибралтарской базы, которые 15-го сумели найти и потопить U-127. Спустя сутки караван был обнаружен разведывательным «фокке-вульфом», но первая же попытка атаковать его субмаринами сорвалась из-за противодействия мощного эскорта. С рассветом 17-го самолеты с авианосца обнаружили три преследующие субмарины и без труда загнали их под воду. Эскортные корабли успешно пробомбили U-131, которая впоследствии всплыла и была добита артиллерией. Спустя сутки вслед за ней на дно отправилась U-434. Одновременно истребители с «Одесити» сбили четыре «Кондора». Попытки же нескольких лодок стаи «Зеераубер» атаковать караван из-под воды успехом не увенчались, лишь U-108 удалось расстрелять отставшее судно. Только в ночь на 19-е U-574 смогла потопить эсминец «Стенли», но тут же была уничтожена контратакой шлюпа. Дальнейшие попытки лодок сблизиться с караваном были тщетными вплоть до ночи на 22 декабря, когда U-751 потопила «Одесити», а U-567 одно из судов. Впрочем, последняя была практически сразу уничтожена глубинными бомбами. Все последующие атаки, продолжавшиеся до самого входа в радиус действия береговой авиации (23 декабря), отражались эскортом с неизменным успехом. «После такой неудачи и весьма незначительных успехов двух последних месяцев 1941 года, — вспоминал Дёниц, — в штабе подводных сил распространилось мнение, что мы больше не в состоянии бороться против конвоев». И все же BdU решило не изменять принятой концепции использования субмарин, надеясь на изменение обстановки. В данном случае этим надеждам суждено было сбыться — вступление в войну США, как это не парадоксально, первоначально изменило баланс сил в Атлантике не в пользу союзников.
«Избиение великовозрастных младенцев»
С вступлением в войну США руководство нацистского государства открыто отбрасывает в сторону статью 22 морского соглашения о правилах ведения подводной войны и начинает придерживаться принципа, выраженного американским адмиралом Локвудом в названии книги своих мемуаров— «Топи их всех». Подводная война принимает размеры неограниченной, тотальной. В декабре 1941 г. Дёниц отправляет к побережью США пять первых подводных лодок. Первоначально в операции «Паукеншлаг» принимают участие исключительно крейсерские лодки, но с середины февраля к ним подключаются и «семерки». При грамотном и экономном использовании их топливных запасов, автономности вполне хватает, чтобы действовать в районе от Ньюфаундленда до Чесапикского залива на протяжении примерно двух недель. Впрочем, запас торпед на лодках заканчивается раньше. Хотя уже месяц как объявлена война, здесь царит полная беспечность, суда курсируют освещенными, маяки горят, словно в мирное время. Для достижения максимального эффекта каждой лодке нарезается самостоятельный район. Днем они лежат близ береговой черты на мелководье, ночью всплывают для атак из надводного положения. Введенное вскоре затемнение судов роли не играет— их очень хорошо заметно на фоне освещенной береговой черты. 11 января у американского побережья потоплено первое судно. Немцы устраивают в этом районе настоящую бойню и в течение января — апреля 1942 г. полностью дезорганизуют судоходство. С этого момента статистика потопленных судов и тоннажа резко взмывает вверх: если в январе 1942-го подводными лодками было потоплено всего 62 торговых судна (327 357 брт), в феврале и марте — соответственно 85 (476 451 брт) и 95 (537 980 брт). С конца февраля у побережья США действуют уже все высылаемые в Атлантику подводные лодки. Американский военно-морской флот оказался совсем неготовым к подобному повороту событий. Снова, как и в конце 1940 г., у «семерок» появляется возможность топить по 5—7 судов за поход. Рекордного показателя в этот период добился командир U-552 Эрих Топп, отправивший на дно с 7 марта по 27 апреля в районе м. Гаттерас семь судов тоннажем 45 731 брт. 11 апреля выходит указ о награждении его рыцарским крестом с дубовыми листьями (рыцарский крест он получил еще летом 1941 г.), а спустя четыре месяца, уже под конец карьеры в качестве командира лодки — рыцарским крестом с дубовыми листьями и мечами. Среди командиров «семерок» он второй по результативности.
Постепенно у американцев проходит первый шок, и они энергично берутся за организацию надлежащей противолодочной обороны. Значительные силы противолодочных кораблей, ранее занимавшихся проводкой судов в Атлантике, отзываются в родные воды. В апреле дело доходит до того, что уже англичане вынуждены прислать две эскортные группы для борьбы с подводными лодками в Карибском море. Мобилизуется громадное количество пароходов, катеров, яхт, которые переоборудуются для нужд ПЛО. 18 апреля, через пять месяцев после вступления страны в войну, объявляется об обязательном затемнении береговой черты, и, наконец, в начале мая у восточного побережья вводится система конвоев. Правда, из-за отсутствия опыта борьбы с вражескими подводными лодками в течение первых трех месяцев 1942 г. флоту США не удается потопить ни одной немецкой субмарины.
С мая 1942 г. Дёниц вводит в дело первый подводный танкер, «дойную корову». Применение подобных кораблей позволяет лодкам дольше оставаться в операционных зонах и с помощью одной дозаправки перебрасывать к берегам Америки даже лодки типа VII, а с двумя дозаправками «семерки» добирались до Карибского моря и Мексиканского залива. В мае— июле после завершения кампании у восточного побережья именно сюда переносится основная тяжесть удара. Снова на дно идет большое количество судов (в июне 1942-го подлодками на всех театрах уничтожено 144 судна тоннажем 700 235 брт), прежде чем и здесь устанавливается система конвоев, наращиваются воздушные и надводные противолодочные силы. Всего же за время 6,5 месячного «блица» «ребята Дёница» отправляют на дно в американских водах 397 (!) судов общим тоннажем без малого 2,5 миллиона брт. Плата за это неслыханное избиение составила всего семь подлодок, в том числе четыре «семерки» (U-85, U-352, U-576 и U-701).
Кульминация и перелом (май 1942 г. — май 1943 г.)
В течение 1942 г. происходит резкое увеличение числа боеготовых субмарин. Если на 1 января в составе Кригсмарине насчитывается всего 249 лодок, из которых лишь 91 могла вести боевые действия, то к концу года в строю уже было 393 лодки, в т.ч. 212 боеготовых. Летом численность лодок в базах Бискайского залива впервые перевалила за сотню и к 1 сентября составила 124 единицы (77 VII серии и 47 — IX). По мере усиления подводного флота и в связи с ухудшением условий боевой деятельности у берегов США BdU принимает решение возобновить операции «волчьих стай» против конвоев. Но до этого происходит два события, свидетельствующих о новом усложнении обстановки.
В течение февраля— апреля 1943 г. в западной части Бискайского залива пропадают без вести три субмарины (U-82, U-587, U-252). Все они незадолго до этого сообщили об обнаружении конвоев и после перестали выходить на связь. Как и год назад, когда почти одновременно погибли подлодки Прина, Шепке и Кречмера, у Дёница возникло ощущение, что противник начал применять против «у-ботов» новое, доселе неизвестное оружие. На этот раз это предположение оказалось небеспочвенным, хотя, если быть точными, причиной его стало не оружие, а новое средство обнаружения лодок — радар сантиметрового диапазона. Благодаря ему ночь и плохая видимость, считавшиеся ранее союзниками «стай», превратились в их противников. Корабли охранения получили возможность незамеченными сближаться с «у-ботами» на небольшую дистанцию и внезапно атаковать их артиллерией и тараном. Точно так же все большее внедрение радаров на самолетах Берегового командования позволило перейти к внезапным ночным атакам. Ночью, в отличие от светлого времени суток, сигнальщики лодки не могли обнаружить самолет на безопасном расстоянии и объявить тревогу. Однако до тех пор, пока в начале 1942 г. майор британских ВВС Ли не сконструировал мощный и компактный прожектор, ночные атаки оснащенных радарами самолетов были не столь эффективны. Появление на вооружении противолодочной авиации радара, прожектора и усовершенствованных глубинных бомб позволило резко повысить действенность противолодочного рубежа в Бискайском заливе. В июне серьезные повреждения получили четыре подлодки, а в ночь на 5 июля патрульный бомбардировщик «Веллингтон» потопил возвращавшуюся из боевого похода U-502— первую субмарину, уничтоженную авиацией в заливе. За ней в июле — октябре последовала гибель еще четырех подлодок. Лишь скорейшее внедрение прибора «Метокс» позволило немцам временно обезопасить себя от угрозы с воздуха.
Хватало у немцев и других проблем. В первую очередь, это вопрос кадров. С начала войны до августа 1942 г. подводный флот лишился 3803 человек, из них 1959 погибли, 696 пропали без вести, а 1148 оказались в плену (Mallman-Showell J.P. U-boote Gegen England). Подводный флот Кригсмарине потерял 38% личного состава, и к тому же самого опытного. Подготовка подводников отнимала много сил: одних учебных флотилий насчитывалось 13; в их составе постоянно находилось от 90 до 100 субмарин. В связи с большими потерями срок обучения был сокращен для офицерского состава с трех до двух месяцев, а для рядовых и унтер-офицеров — с шести до трех месяцев.
Несмотря на эти качественные изменения, количественное соотношение между подводными лодками и британскими противолодочными силами (у американских в то время хватало проблем в собственных водах) изменилось, по сравнению с летом предшествующего года, явно не в пользу последних. Еще одним негативным для союзников фактором стало введение в радиосети германского подводного флота с февраля 1942 г. нового комплекта шифродокументов, известного как шифр «Тритон».
Английская разведка лишилась возможности проникать в замыслы Дёница, читать приказы о перемещении «стай» в океане. Наконец, из-за острой нехватки топлива союзным конвоям пришлось ходить одним и тем же кратчайшим маршрутом (так называемая «дуга большого круга»), что значительно облегчало поиски и обнаружение караванов. В этих условиях тяжелые потери атлантических конвоев были неизбежны, но тоннаж, уничтожавшийся каждой лодкой, заметно упал. Летом 1942-го Дёниц провел серию операций в Северной Атлантике. Их можно оценить как сравнительно успешные, хотя в своих мемуарах гросс-адмирал жаловался, что еще больших достижений помешала добиться штормовая погода. Однако, она же сорвала и эффективную работу радиолокационных станций эскортных кораблей.
В июле BdU делает новое неприятное открытие — противник использует для охранения конвоев четырехмоторные бомбардировщики типа «Либерейтор» берегового базирования на удалении до 800 миль от баз. Впрочем, при действиях на таком расстоянии самолет практически не нес боевой нагрузки, но и пулеметного огня зачастую оказывалось достаточно, чтобы загнать преследующую конвой лодку под воду. Как уже отмечалось, благодаря новой технике самолеты могли атаковать круглосуточно, иногда полностью срывая сосредоточение «стаи» на носовых курсовых углах конвоя. В качестве примера, характеризующего сражения лета 1942 г., можно привести историю конвоя SC-94. Он был обнаружен U-593 5 августа, в тот момент, когда его походный ордер нарушился из-за тумана. Лодке удалось потопить один пароход, но из-за начавшегося преследования она потеряла контакт. На следующий день BdU приказало восьми субмаринам группы «Штайнбринк» произвести атаку, однако эскорту (канадский эсминец и пять корветов) удалось не только полностью сорвать нападение, но и потопить U-210 (ночью она была внезапно обстреляна и протаранена эсминцем «Ассинибойн»), повредить U-454 и U-595. С 7 августа «стаю» усилили девять подлодок, высланных из французских портов, однако даже несмотря на это эскорт сумел отразить все атаки. Вынужденные стрелять с большой дистанции «у-боты» не могли добиться успехов до вечера 8-го, когда, воспользовавшись разрывом в цепи охранения, U-176 и U-379 сумели потопить три и два судна соответственно. Это произошло настолько внезапно, что в общей панике экипажи трех неповрежденных «купцов» поспешили покинуть свои суда. Один из них на следующий день стал жертвой U-176. Тем временем U-379 была выслежена корветом «Дайантас», который после четырехчасового преследования заставил лодку всплыть на поверхность и потопил ее, нанеся пять таранных ударов. 9-го караван вошел в радиус прикрытия береговой авиации. Воспользовавшись этим, корабли эскорта, широко применяя радиопеленгаторные станции, начали преследовать лодки и на большом удалении от конвоя. В результате, когда на следующий день после полудня из-за нелетной погоды авиация не прибыла, с судами оставался всего один корвет. Он не смог помешать U-438 и U-660 занять выгодные позиции и отправить на дно еще четыре судна. Общий результат операции— 11 потопленных судов (53 421 брт) за две потерянные лодки — Дёниц оценил как «некоторый успех». Итоги же нападения на другие караваны вплоть до конца октября, как правило, не составляли и половины этих цифр. Правда, надо признать, что из-за посылки крейсерских лодок на слабоохраняемые коммуникации у берегов Бразилии и в Южную Атлантику общие цифры потопленного тоннажа оказались достаточно высокими: июль— 96 судов (476 065 брт), август— 108 судов (544 419 брт), сентябрь— 98 (485 413 брт). Потери за эти же три месяца составили 32 «у-бота» — практически столько же, сколько за 1939 и 1940 гг., вместе взятые. Вспоминая это время, Дёниц писал: «К чувству удовлетворения, которое я испытывал в связи с успехами лодок, примешивалась тревога за их судьбу, обусловленная усилившимся патрулированием с воздуха. С моей точки зрения, трудности подводной войны при соответствующем развитии обстановки должны были привести нас к недопустимо большим потерям и не только снизить имеющиеся результаты, но и вообще уменьшить надежды на успех всей подводной войны». И все же представляется, что это мнение родилось задним числом — вопреки вышесказанному, в 1942 г. никто еще не помышлял о переходе от строительства «надводных подводных лодок» (VII серия) к истинно подводным (XXI серия).
Картина несколько изменилась в последние месяцы года. В конце октября BdU удалось почти одновременно навести крупные «стаи» на караваны НХ-212 и SL-125. Первый потерял 10 (52 490 брт), второй — 12 (80 005 брт) транспортов. Успехи эти объяснялись некоторым ослаблением эскортных сил, в связи с развертыванием десантных соединений в соответствии с планом союзной высадки в Северной Африке (операция «Торч»). В ходе данной операции многочисленные субмарины пытались действовать в местах выгрузки сил вторжения, но добились при этом весьма ограниченных успехов. Общие результаты действий за три последних месяца года: подлодками потоплено в октябре 94 судна (619 417 брт), в ноябре— 119 (729 160 брт— рекордный уровень потерь от субмарин в течение всей войны), в декабре — 60 (330 816 брт). Потери «у-ботов» составили 34 единицы.
Январские штормы сильно затруднили боевую деятельность подлодок, которые смогли в течение месяца эффективно перехватить лишь танкерный конвой ТМ-1 (потоплено семь из девяти, входивших в состав конвоя танкеров тоннажем 56 453 брт). В феврале начался новый цикл сражений, оцененный впоследствии как кульминация Битвы за Атлантику. Сначала успех в целом был на стороне немцев. Между 5 и 8 февраля они ожесточенно атаковали караван SC-118 и, несмотря на сильный эскорт, потопили 12 судов (59 908 брт) из его состава. Это оказалось хорошим подарком Дёницу, получившему всего за несколько дней до этого должность главнокомандующего Кригсмарине. В то же время из 20 принимавших участие в операции субмарин лишь шесть смогли применить оружие, причем только две (U-262, U-402) прорвали линию эскорта. Им и принадлежал основной успех, в то время как остальные довольствовались отставшими судами. Платой за успех стали гибель U-187, U-609 и U-624 и тяжелое повреждение еще четырех лодок. Более удовлетворительный результат имела операция против конвоя ON-166, потерявшего от атак 19-ти «у-ботов» 14 из 49 судов. На этот раз основной причиной союзных потерь стали слабая подготовленность американо-канадской эскортной группы и отсутствие на большинстве самолетов, вылетавших для прикрытия конвоя, прожекторов Ли. Но своего самого большого успеха Дёниц добился в марте 1943-го, в операциях против караванов SC-121 (потерял 14 из 59 судов; задействовано 26 субмарин) и HX-229/SC-122 (потеряли 22 из 87 судов; операция проводилась одновременно, в ней приняли участие 43 подлодки) в тот момент, когда они оказались в зоне, находившейся за пределами досягаемости базовой авиации. Эти потери, может быть, не столь впечатляющие в материальном выражении, оказались причиной серьезного кризиса в союзном руководстве. В одном из отчетов британского Адмиралтейства прямо отмечалось: «В период до 20 марта представлялось возможным, что мы не сможем продолжать рассматривать конвои как эффективную систему защиты против групповых атак противника...» — такова была реакция на резкое изменение соотношения потерь судов в конвоях и судов, совершающих одиночное плавание. Если раньше значительное большинство утрат составляли последние, то теперь казалось, что сосредоточение транспортов в караваны лишь облегчает противнику их поиск и уничтожение!
С улучшением погодных условий ситуация стала принципиально меняться. Кроме того, в течение марта — апреля Адмиралтейство предприняло ряд мер, позволявших заметно улучшить ПЛО коммуникаций. Из корабельных сил военно-морских округов и Флота метрополии были сформированы пять групп поддержки. Эти группы могли усиливать охранение тех конвоев, которым непосредственно угрожало нападение «у-ботов». При контакте с субмаринами группа поддержки могла отделяться от каравана для длительного преследования, не создавая разрывов в линии охранении. В некоторые группы включались эскортные авианосцы. Для усиления противолодочной авиации была срочно выделена большая партия новых «либерейторов», оснащенных дополнительными топливными баками и сантиметровыми РЛС. С конца апреля число патрульных самолетов с новыми радарами возросло настолько, что Дёниц, справедливо усомнившись в ценности своих станций радиотехнической разведки, отдал субмаринам приказ прорываться через Бискайский залив ночью в подводном, а днем в надводном положении. Это не спасло немцев от уничтожения U-332, U-109 и U-663 в течение только первой недели мая.
С 1943 г. военно-воздушные силы союзников начинают регулярные массированные налеты на базы немецкого подводного флота и германские верфи. С 17 января по 10 июня американские ВВС трижды бомбят Брест, четыре раза Лорьян, пять раз Сен-Назер и два раза Ла-Паллис. Одновременно эти же цели по ночам атакуют бомбардировщики Королевских военно-воздушных сил. В каждом налете участвует от 300 до 500 машин. За один месяц Лорьян подвергается бомбардировкам девять раз, а Сен-Назер одиннадцать, однако эффективность их оставляет желать лучшего. Толщина потолков в бункерных укрытиях для подводных лодок— от 6,5 до 10 м бетона, а на крыше, на высоте 3,5 м установлены специальные захватывающие решетки для бомб. Лишь единожды 6-тонная бомба, так называемый «Грэнд Слэм», сумела пробить эту защиту.
Из-за возвращения значительного числа действовавших в марте субмарин в порты в следующем месяце крупных конвойных баталий не было. В мае Дёниц развернул в океане четыре крупные «стаи» (около 60 «у-ботов») и рассчитывал повторить мартовский успех. Решающее сражение развернулось вокруг каравана ONS-5, против которого действовало в общей сложности 55 подлодок. Оно продолжалось с перерывами с 28 апреля по 6 мая и закончилось решающей победой сил охранения. На первом этапе, воспользовавшись штормовой погодой, которая создавала помехи радарам, лодки потопили 12 судов тоннажем 56 746 брт. С установлением среднего волнения и тумана эскорт нанес ответный удар. На дно пошли U-630, U-192, U-638, U-125, U-531, U-438 и U-209, еще семь имели серьезные повреждения. Подводя итог операции, Дёниц записал в журнал боевых действий BdU: «Работа средств радиолокационного обнаружения на самолетах и надводных кораблях противника чрезвычайно тяжело отражается на боевых действиях каждой отдельной подводной лодки. Радиолокатор позволяет также противнику, и он использует эту возможность, обнаруживать подводные лодки и обходить их. Это означает, что средства радиолокации вскоре лишат подводную лодку ее самого главного качества — скрытности». Остатки потерпевших поражение «стай» предприняли попытку атаковать караваны НХ-237 и SC-129. Несмотря на максимальное напряжение всех сил, немцам удалось потопить из их состава всего четыре судна, а при действиях против SC-130 и НХ-239— ни одного. В то же время, к 22 мая из числа развернутых в океане лодок перестали выходить на связь более, чем половина «у-ботов» — 31 единица! Общие же потери за месяц, прозванный в немецкой историографии «черным», составили 40 (с учетом учебных флотилий 43) лодок— печальный рекорд, не побитый ни до, ни после описываемых событий. Потрясенный этой страшной цифрой, Дёниц 24 мая отдал приказ: «С соблюдением всех мер предосторожности переразвернуться в район к юго-западу от Азорских островов». Германский подводный флот покидал Северную Атлантику. BdU считал эту меру временной — до тех пор, пока на вооружение не поступят новые акустические торпеды, станции радиотехнической разведки и зенитные автоматы, однако, даже получив желаемое, немцы так никогда уже и не смогли создать серьезной угрозы союзным североатлантическим коммуникациям.
Период тяжелых потерь и горьких разочарований (июнь 1943 г. — август 1944 г.)
После поражения в Северной Атлантике Дёниц пытается развернуть лодки в Центральной части океана, где они действуют против конвоев США, —у Гибралтара, восточнее Антильских островов и у побережья Бразилии. Гросс-адмирал рассчитывал, что, для того, чтобы нанести поражение его «стаям» на трассе североатлантических конвоев союзники пошли на серьезное ослабление ПЛО в этих районах, но жестоко ошибся. С мая 1943 г. британская радиоразведка раскрыла шифр «Тритон», благодаря чему вместо караванов в местах сосредоточения лодок появились американские противолодочные группы, возглавляемые авианосцами «Боуг», «Кор», «Сэнти» и «Кард». Поскольку в это время действовал приказ Дёница, рекомендовавший отражать атаки самолетов зенитным огнем, палубным самолетам предстояло собрать обильную жатву. В июне они потопили две, в июле — шесть, а в августе пять «у-ботов». Потери судов на всех театрах за эти три месяца составили всего 82 единицы (434 477 брт), в подавляющем большинстве в Южной Атлантике и Индийском океане. Воспользовавшись отступлением «стай» с основного маршрута, британское Адмиралтейство переразвернуло значительные силы самолетов и противолодочных кораблей для борьбы с лодкам непосредственно на выходе из их баз в Бискайском заливе.
С июня 1943 г. немецкие подводные лодки при переходах заливом используют новую тактику: они идут в надводном положении группами до пяти лодок, что позволяет при появлении неприятельских самолетов достичь высокой плотности зенитного огня. Первое время подобная тактика имела определенный успех, но спустя несколько недель англичане нашли этому «противоядие», создав специальные авиационные группы (операция «Маскетри», или «Сислаг»). Трижды в день отряд из семи самолетов, шедших параллельным курсом, патрулировал к северо-западу от мыса Финистер. Протяженность этой зоны соответствовала расстоянию, которое подводная лодка проходила в течение четырех часов надводным ходом, или 20 часам движения под водой. Самолет, обнаруживший группу лодок, давал сигнал к общему сбору, после чего патрульные бомбардировщики наносили скоординированный удар с разных направлений. За два месяца противоборства в июне — июле немцы потеряли здесь 28 подводных лодок, еще 22 субмарины были повреждены. Союзники в этой операции недосчитались 57 самолетов. Все это вынудило командование Кригсмарине 2 августа отдать приказ о временном прекращении выхода лодок в Бискайский залив. Для возвращавшихся субмарин учредили маршрут вдоль испанского побережья, по которому они должны были идти в подводном положении, всплывая исключительно на время зарядки аккумуляторных батарей. Однако, даже несмотря на это, в августе силами базовой авиации уничтожается 11 подлодок из 23. Потери же союзников за этот же месяц составляют всего 16 судов. Впервые за время боевых действий Дёниц платит за каждый потопленный транспорт почти одной лодкой!
Осень 1943 г. связана с окончательным крушением надежд BdU возобновить борьбу на североатлантических коммуникациях. В конце августа Дёниц высылает из бискайских и норвежских портов несколько десятков подводных лодок, оснащенных станциями радиотехнической разведки «Ванц» («Хагенук») и акустическими торпедами. К середине следующего месяца они создают «стаю» «Лейтен», попытавшуюся напасть на караваны ONS-18 и ON-202. Адмиралтейство, своевременно прочитав радиообмен противника, разворачивает в океане дополнительные силы охранения. Сражение, длившееся шесть суток (с 16 по 21 сентября), каждая сторона считает своей победой. Конвой лишился шести судов (36 422 брт), эсминца, фрегата, корвета, и, кроме того, еще один фрегат получил повреждения (командиры лодок доложили о 12 потопленных эсминцах и девяти транспортах). Из 19 принимавших участие в операции субмарин три не вернулись в свои базы. Последующие попытки атаковать атлантические конвои имели еще меньший успех, во многом благодаря ликвидации последней «бреши» в зоне, контролируемой союзной базовой авиацией. 19 октября 1943 г. состоялся первый вылет дальнего патрульного бомбардировщика с авиабазы Лагенс на Азорских островах. В результате за сентябрь — октябрь немцам удалось потопить в Северной Атлантике всего девять судов из 2468 прошедших в составе караванов, в то время как их потери составили 25 лодок. Дёниц пришел к окончательному выводу, что в сложившихся условиях групповая тактика изжила себя. Да, благодаря станции «Ванц» субмарина могла своевременно уклониться от встречи с надводным кораблем или самолетом, но в подводном положении она не могла ни занять позицию для атаки, ни даже сохранять контакт с конвоем. Почти сразу после всплытия «Ванц» давал новый сигнал, предупреждающий о работе радара противника... В ноябре — декабре германский командующий попытался разукрупнить «стаи» до групп по две-три лодки, но убедился, что и это не дает никакого эффекта. В итоге, BdU пришло к нарезке лодкам индивидуальных районов для крейсерства по дуге примерно в 250 милях западнее Британских островов. Всплытие в надводное положение осуществлялось только на время зарядки батарей при отсутствии сигналов станции «Ванц». Новый метод, весьма напоминавший тот, которым субмарины традиционно пользуются на закрытых театрах, существенно повысил продолжительность переходов на позицию и обратно, а случаи встреч с конвоями стали большой редкостью. Навести лодки на обнаруженный караван было невозможно, да и радиообмен с ними значительно осложнился, тем более, что командиры большинства «у-ботов» поняли, что их жизнь напрямую зависит от «молчания». Очень часто при встрече одиночной лодки с конвоем она обнаруживалась гидроакустикой кораблей еще до атаки, после чего следовало почти неминуемое ее повреждение или гибель. За первые три месяца 1944 г. на дно идут 54 транспорта и такое же количество боеготовых лодок, однако применительно к Атлантике эта картина для немцев еще более печальна.
Еще в марте 1944-го Дёниц отдает приказ о формировании специальных групп подлодок, предназначенных для противодействия флоту союзников в случае вторжения в Европу. Днем 6 июня, когда в штаб Кригсмарине поступили достоверные данные об открытии второго фронта, Дёниц обратился к своим подводникам со следующим обращением: «Любое судно противника, принимающее участие в высадке десанта, даже если оно перевозит всего полсотни солдат или хотя бы один танк, является объектом, для уничтожения которого подводная лодка должна принять все возможные меры. Такое судно необходимо атаковать, не считаясь с возможностью собственной гибели... Подводную лодку, которая сумела нанести ущерб противнику в десантной операции, следует считать выполнившей свой высокий долг и оправдавшей свое назначение даже в том случае, если она при этом погибнет». Очевидно, что в сознании этого человека, еще полтора года назад не согласного менять подводную лодку на три транспорта, произошли серьезные изменения.
Действия «у-ботов» в бухте Сены стали одной из самых мрачных страниц в истории германского подводного флота. Такой результат был предопределен хотя бы тем обстоятельством, что из 36 субмарин группы «Ландвирт» (лодки, предназначенные для отражения вторжения и базирующиеся в атлантических портах Франции) лишь восемь располагали «шнорхелями». До 26 августа, когда отчаявшийся Дёниц отдал приказ субмаринам покинуть Ла-Манш, они сумели потопить 12 судов (56 845 брт), четыре десантных корабля и пять кораблей охранения, но какой ценой! Из 25 субмарин, вышедших в район высадки в июне, командиры пяти отказались от попыток прорваться, семь погибли, три вернулись в результате повреждений, а еще шесть до конца месяца так и не сумели достичь бухты. С 1 июля по 4 августа союзные надводные корабли и авиация потопили еще девять и тяжело повредили три «у-бота». Лишь в августе немцам немного улыбнулась фортуна — их потери в Ла-Манше составили всего три подводных корабля. Параллельно с этим наземное наступление союзных армий поставило под угрозу существование баз в Бискайском заливе. Хотя часть из них продержалась почти до капитуляции Германии, еще в августе Дёниц принял решение передислоцировать костяк своих сил в Норвегию. Поскольку подавляющее большинство этих субмарин уже располагали «шнорхелем» (те, что его не имели, в большинстве своем просто не дожили до этого времени), перебазирование в целом прошло без срывов. Отсутствие успехов противолодочной авиации против усовершенствованных «семерок» не ускользнуло и от внимания британских специалистов. Известный историк Королевского ВМФ кэптен С.Роскилл писал: «Снизив эффективность самолетного радиолокатора, «шнорхель» разрушал всю противолодочную тактику союзников». Вместе с тем, указанное «разрушение» тактики не несло само по себе никакой угрозы — никто, включая Деница, уже не верил в то, что старые лодки смогут добиться чего-либо в борьбе с союзным тоннажем.
Финальная фаза (сентябрь 1944 г. — май 1945 г.)
В середине 1944 г. происходит несколько событий, свидетельствующих о том, что подводная война готова вступить в свою новую фазу. Принципиальным шагом в данном направлении становится повсеместное оснащение всех боевых подводных лодок «шнорхелем». Используя это устройство, субмарины могут погружаться сразу после выхода из базы, с тем, чтобы всплыть уже при возвращении спустя 7—8 недель. Рекорд здесь поставила U-978, которая ушла в подводном положении из Бергена 9 октября, достигла центральной части Ла-Манша, 23 ноября потопила американский «либерти» и 16 декабря благополучно вернулась в Берген, так ни разу и не всплыв за 68 суток похода. Хотя с момента появления станций «Ванц» союзным кораблям и самолетам и без того редко удавалось атаковать субмарину в надводном положении, немцы получают важное тактическое преимущество, а именно скрытность. Если раньше в район, где была обнаружена погрузившаяся лодка, можно было направить группу кораблей, с весьма высокой вероятностью на ее повторное обнаружение и атаку, то теперь эти исходные данные получить было неоткуда.
Многочисленные патрульные корабли и самолеты почти напрасно тратят время на обследование морских просторов, лишь изредка добиваясь успехов в проливах и узкостях. Опасности подвергаются только те лодки, которые совершают атаки, давая, таким образом, знать о себе. Альтернативной причиной гибели могли стать глубоководные минные поля, выставленные англичанами на подходах к базам и в узлах коммуникаций. Скрытность и малая маневренность модернизированных «семерок» подсказывают, что наиболее рационального использования можно добиться, нарезав позиции непосредственно у английских баз. Фактически «у-боты» возвращаются туда, откуда ушли пять лет назад, но как за это время изменилась подводная война!
С сентября 1944 г. и до конца войны в британских прибрежных водах одновременно действует от 30 до 40 субмарин, однако их успехи оставляют желать лучшего. Это объясняется как осторожностью командиров, так и малым числом лодок на позициях, поскольку подавляющая часть времени тратится на переходы. Например, за четыре последних месяца 1944 г. союзники потеряли от их действий 14 судов в прибрежных водах и два — в Атлантике. Уместно отметить, что за это же время океан пересекли в обоих направлениях 12 168 торговых судов. Потери немцев, безусловно не столь внушительные в численном выражении, как весной — летом 1943 г., когда составили в этих же водах 37 подводных кораблей. Дёниц достаточно справедливо оценивал уровень, на котором был достигнут паритет между противоборствующими сторонами. С одной стороны, он писал, что «благодаря «шнорхелю» даже лодки старых серий вновь обрели боеспособность», с другой — что «положение могло улучшиться только при условии ввода в строй лодок новой серии, могущих развивать под водой большую скорость хода». Однако, стремительное наступление союзных армий сорвало все надежды дождаться вступления подводной войны в новую фазу. Напротив, последние месяцы стали периодом нового избиения детища Деница. В январе 1945 г. потери составили всего 11 субмарин, из которых лишь семь относились к боевым флотилиям. В следующем месяце, после организации эффективного патрулирования на маршрутах развертывания у Шетландских и Фарерских островов потери выросли вдвое (21 единица). В марте союзная бомбардировочная авиация провела ряд массированных налетов на германские порты, в результате чего погибло 32 «у-бота». Наконец, в апреле британские истребители-бомбардировщики с голландских баз начали дневное патрулирование проливов Бельт и Каттегат. Итог месяца — 51 потопленная подлодка — перекрывал даже май 1943 года. Нанесенный лодками ущерб не шел ни в какое сравнение с их собственными потерями. За 1945 г. им удалось потопить только 38 торговых судов (156 199 брт) и восемь малых боевых кораблей.
В мае 1945 г. наступил финал нацистского рейха. С 1 мая началось затопление недостроенных и учебных лодок в северогерманских портах. 4 мая Дёниц, ставший после самоубийства Гитлера канцлером Германии, вступил в переговоры с союзниками и одновременно отдал приказ, запрещающий атаки любых кораблей и судов. Предполагая, что новый фюрер действует не по своей воле, подавляющее число подводников первоначально отказалось выполнить это распоряжение. 7 мая U-1023 потопила в Ирландском море норвежский тральщик NYMS-382, ставший последним успехом «семерок». Видя, что немцы не спешат выполнять предварительные условия переговоров, союзники продолжили атаки подводных лодок в открытом море и Балтийских проливах. В ночь на 8 мая северо-западнее Бергена «Каталина» Берегового командования тяжело повредила U-320 — последнюю субмарину VII серии, потопленную союзниками во Второй мировой войне. Одновременно без официального указания германский подводный флот приступил к осуществлению заранее спланированной операции «Регенбоген» — затоплению своих кораблей. К тому моменту, как энергичное вмешательство Дёница остановило этот процесс, на дно в общей сложности отправилось 195 «у-ботов».
Боевые действия на море удалось остановить только после подписания капитуляции в Реймсе. 8 мая субмарины получили приказ Дёница всплыть на поверхность, открытым текстом донести свои координаты и следовать в ближайшие определенные союзниками порты. 9 мая капитулировали первые девять субмарин, на следующий день— еще девять, в то время как шесть других вернулись в Норвегию в подводном положении. В течение последующих пяти дней капитулировали еще 13 «у-ботов», но пять последних не спешили этого сделать. U-979, действовавшая у берегов Исландии, попыталась вернуться в Германию, но 23 мая села на мель у острова Амрум (Северное море) и на следующий день была затоплена экипажем. То же сделали команды U-963 (24 мая) и U-1277 (4 июня) у берегов Португалии. 10 июля в аргентинскую базу Мардель-Плата прибыла «девятка» U-530, действовавшая ранее у восточного побережья США. Наконец, 17 августа в этой же базе ошвартовалась U-977. Еще 2 мая она вышла на позицию в Ла-Манше, но на момент капитуляции еще не успела далеко уйти от норвежских берегов. Командир лодки обер-лейтенант Хайнц Шёффер решил не подчиниться приказу и достичь берегов Аргентины. 10 мая он высадил на берег 16 женатых членов экипажа и взял курс на южные воды. 66 суток потребовалось «семерке», чтобы пройти под «шнорхелем» из Северного моря в Южную Атлантику. 14 июля она всплыла недалеко от островов Зеленого мыса и дальнейший путь проделала под одним дизелем (второй вышел из строя). Этот храбрый, но лишенный какого-либо смысла поход еще раз продемонстрировал те значительные изменения, которые претерпела техника подводного флота за годы Второй мировой войны.