Боевые действия «семерок» на Средиземном море
Число подводных лодок, участвовавших в прорыве на Средиземное море
Год |
На переходе в Атлантике |
В районе Гибралтарского пролива |
||||||||
Количество подводных лодок на переходе |
Потоплено |
Возвратилось из-за повреждении |
Возврати лось по другим причинам |
Потоплено |
Повреждено и возврати- лось |
Отказалось от форсирования пролива |
Форсировало пролив |
Потоплено в Средиземном море |
Всего на Средиземном море (на конец каждого года) |
|
1941 |
36 |
2 |
1 |
1 |
1 |
5 |
__ |
26 |
5 |
21 |
1942 |
23 |
1 |
— |
6 |
— |
— |
1 |
16 |
14 |
23 |
1943 |
22 |
3 |
— |
4 |
2 |
1 |
2 |
10 |
20 |
13 |
1944 |
14 |
— |
— |
— |
3 |
— |
1 |
10 |
23 |
— |
Итого |
95 |
5 |
1 |
11 |
6 |
6 |
4 |
62 |
62 |
— |
26 августа 1941 г. Редер приказал Деницу послать в Средиземное море часть своих подводных лодок для оказания помощи итальянцам. В сентябре первая группа из шести лодок успешно прошла через Гибралтарский пролив. До конца года за ними последовали еще 19 «семерок».
В дальнейшем немцы использовали в Средиземном море до 18—20 своих подводных лодок, периодически восполняя потери. Немецкие лодки входили в две флотилии, из которых одна, предназначенная для действий в восточной части Средиземного моря, базировалась на Саламин (Греция), а вторая, используемая в западном бассейне, имела главной базой Специю, а вспомогательными — Палермо и Маддалену.
С перебазированием на Средиземное море подводных лодок Германии совместные действия немецко-итальянских подводных сил на коммуникациях противника усилились. Немецкие лодки вели борьбу не только против судоходства в восточной части Средиземного моря, но нападали на мальтийские конвои и соединения боевых кораблей англичан, прикрывавшие наиболее важные конвои. Так, уже при проводке англичанами в сентябре 1941 г. конвоя из Гибралтара на Мальту немецкие лодки в течение суток шесть раз атаковали английские суда. 13 ноября 1941 г. в 90 милях к востоку от Гибралтара только что прошедшая через пролив U-81 (командир — капитан-лейтенант Гугенбергер) тяжело повредила авианосец «Арк Ройял», который затонул во время буксировки в 25 милях от базы. Спустя 12 дней U-331 под командованием обер-лейтенанта Тизенгаузена обнаружила у ливийского побережья главные силы британского Средиземноморского флота, проникла под кораблями охранения внутрь строя и с дистанции 4 кбт четырьмя торпедами потопила линкор «Бархэм». Несмотря на преследование и провал на запредельную глубину U-331 благополучно ушла от англичан. Подводная лодка U-557 в ночь на 15 декабря потопила в районе Александрии крейсер «Галатея». Вкупе с потерями, понесенными от итальянских человеко-торпед и мин действия немецких подводных лодок оказались для «владычицы морей» жестоким ударом. К началу 1942-го от некогда большого Средиземноморского флота осталось только три крейсера и несколько эсминцев. Хотя немецкие лодки и добились определенного успеха при атаках крупных боевых кораблей англичан, но результаты их действий против судоходства противника исчислялись потоплением всего лишь нескольких транспортов и малотоннажных транспортных средств, осуществлявших перевозки в восточной части Средиземного моря. Это объяснялось тем, что на закрытом театре в условиях господства британской базовой авиации субмаринам в подавляющем большинстве случаев приходилось выходить в атаки днем из подводного положения. До середины года главной целью являлись британские военные коммуникации в Восточном Средиземноморье, однако с июля, после того как войска Роммеля были отброшены к границам Египта, район боевых действий переместился на Запад. Против эпизодически следовавших на Мальту конвоев германо-итальянское командование решило использовать лодки в завесах, перенеся на ограниченный морской театр опыт борьбы немецких лодок на атлантических коммуникациях противника.
Впервые подводные лодки в завесах были развернуты в августе 1942 г. против конвоя, следовавшего из Гибралтара на Мальту. Конвой состоял из 14 судов, охраняемых двумя линейными кораблями, четырьмя авианосцами, семью крейсерами и 25 эскадренными миноносцами. Англичане впервые использовали для проводки конвоя такое количество авианосцев. Они и стали важнейшим объектом атаки первой группы лодок — вывод их из строя должен был облегчить последующие удары итало-германской авиации.
11 августа, на третьи сутки после выхода конвоя из Гибралтара, примерно в 80 милях к северу от Алжира немецкая подводная лодка U-73 (командир — капитан-лейтенант Розенбаум) тремя торпедами потопила авианосец «Игл».
В результате скоординированных действий подводных лодок, авиации и легких сил флота конвою было нанесено тяжелое поражение. Этот успех сил «оси» во многом определялся результатом атаки U-73, ослабившей истребительное прикрытие каравана вдвое.
После высадки в Северной Африке (операция «Торч») и перехода англичан в наступление в Ливии, естественно, резко возросли перевозки различных видов снабжения войска. Поэтому с ноября 1942 г. «у-боты» заметно повысили активность своих действий на коммуникациях противника. Период, продолжавшийся до сентября 1943 г., был наиболее эффективным в деятельности германских лодок на Средиземном море. Это объяснялось, с одной стороны, большим объемом транспортных перевозок союзников, обеспечивавших их десантные войска, с другой стороны, недостаточностью сил противолодочной обороны, сосредоточенных в это время на атлантических коммуникациях.
За 11 месяцев, с ноября 1942-го по сентябрь 1943 г. включительно, германскими и итальянскими подводными лодками было потоплено 61 судно общим тоннажем 286 558 брт, или в среднем по 26 000 брт в месяц, причем в отдельные месяцы уничтоженный тоннаж доходил до 45 000 брт. В пересчете на одну действующую подводную лодку, по сравнению с Атлантикой, это было не много, но для закрытого театра составляло достаточно большую цифру.
Подводные лодки на Средиземном море действовали в условиях, очень похожих на те, в каких находились британские и советские субмарины, вследствие чего у немцев тоже появились «герои», победные счета которых основывались только на услышанных после выстрела взрывах. Наиболее ярким подобным примером стал Альбрехт Бранди. В начале Второй мировой войны он служил на тральщиках, но в апреле 1942 г., после соответствующей подготовки, стал командиром U-617. В сентябре субмарина перебазировалась в Сен-Назер и в этом же месяце приняла участие в успешном нападении на караван SC-100, после чего на счету Бранди появились четыре первых судна. Не успела субмарина уйти во второй поход, как 4 ноября получила приказ перебазироваться в Средиземное море. Спустя четыре дня, в день начала операции «Торч», Бранди форсировал Гибралтарский пролив и перешел в район Алжира, где в этот момент находилось множество союзных десантных судов. С этого момента боевой счет командира лодки начинает стремительно расти, но... только на бумаге.
19 ноября он докладывает о потоплении транспорта и эсминца, но подтверждений этому нет. В конце декабря — начале января U-617 действует у берегов Киренаики, после чего ее командир докладывает о потоплении эсминца и четырех транспортов. Подтверждаются только два транспорта и траулер. Это не мешает Бранди получить рыцарский крест. В следующем походе U-617 добивается своего самого крупного успеха, уничтожив 1 февраля крейсер — минный заградитель «Уэлшмен». 10 апреля Бранди доносит об уничтожении крейсера типа «Уганда» и повреждении эсминца типа «Трайбл». Командование, даже не дожидаясь возвращения лодки из похода, награждает командира рыцарским крестом с дубовыми листьями. Словно желая оправдать доверие, Бранди спустя три дня сообщает о потоплении войскового транспорта тоннажем 23 500 т и торпедировании еще одного эсминца. Правды в этом донесении оказалось не больше, чем в предыдущем. В июне и сентябре субмарина якобы уничтожает еще по эсминцу, однако истине соответствует лишь последний доклад. Ночью 11 сентября вблизи побережья Марокко лодка подверглась внезапной атаке двух «Веллингтонов». Три сброшенные бомбы не потопили ее, но нанесли такие повреждения, что о возвращении в базу не могло быть и речи. На следующий день Бранди приказал открыть кингстоны и вместе с экипажем сдался испанским властям. Охрана в офицерском лагере для интернированных в Кадисе оказалась не слишком серьезным препятствием для побега и возвращения в Германию. В январе 1944 г. Бранди получает под командование U-380. В том же месяце в очередном походе командир донес о повреждении транспорта и эсминца, чего не было в действительности. Субмарина не успела пройти положенного послепоходового ремонта, как 11 марта получила смертельные повреждения при налете американской авиации на Тулон.
Следующей лодкой Бранди стала U-967, находившаяся в той же базе. В первом же патрулировании он докладывает о потоплении транспорта и трех эсминцев, однако реально жертвой стал только американский эскортный миноносец «Фехтелер». И на этот раз BdU поспешило оценить успехи Бранди, вручив ему рыцарский крест с дубовыми листьями и мечами. С июня Альбрехт перестал командовать подводной лодкой, что, впрочем, не помешало командованию Кригсмарине наградить его за предыдущие «успехи» повторно. В результате, в ноябре Бранди оказался кавалером рыцарского креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами. Уместно отметить, что в вооруженных силах Германии эту награду получили всего 27 человек, из которых лишь двое являлись подводниками. Очевидно, секрет вознесения Бранди над куда более результативными Кречмером, Прином, Шепке и Топпом прост —он получил свои награды во второй половине войны, когда терпящий поражение рейх нуждался в героях как никогда.
Последняя фаза подводной войны на Средиземном море началась в сентябре 1943 г., после капитуляции Италии.
Субмарины по-прежнему пытались действовать против союзных войсковых конвоев у побережья Алжира, а также против десантов в заливе Салерно и у Анцио. К тому времени и коммуникации, и районы высадки войск оборонялись весьма значительными силами противолодочных кораблей и авиации союзников.
Лодки, тогда еще не имевшие на вооружении «шнорхелей», были обречены на жестокие потери. Зачастую их преследование длилось по двое-трое суток до полного истощения запасов воздуха и заряда аккумуляторных батарей. В результате с октября 1943-го по май 1944 г. субмаринам удалось потопить всего 20 судов общим тоннажем чуть более 110 тыс брт.
Учитывая возросшие перевозки союзников на Средиземном море, германское командование пыталось пополнять состав своих подводных сил на этом театре, но прорыв лодок через Гибралтарский пролив все более осложнялся.
С середины сентября 1943-го до мая 1944 г. из баз Бискайского залива в Средиземное море было направлено 27 подводных лодок, но из них только 14 прорвалось через Гибралтарский пролив— семь субмарин было потоплено, а остальные шесть возвратились назад. В связи с тщетностью предпринятой попытки в мае 1944 г. Дёниц решил не посылать дополнительные лодки в Средиземное море. Оставшиеся «у-боты» использовались на средиземноморском театре до октября 1944 г., причем в последние пять месяцев они не наносили судоходству союзников никакого ущерба. Даже несмотря на резкое уменьшение числа выходов в море, состав германской группировки с каждым месяцем сокращался. Решающую роль в этом сыграли налеты американской бомбардировочной авиации на базы, которые не имели бетонных укрытий, а также высадка новых союзных десантов в Южной Франции и Греции.
Подводная война на Средиземном море закончилась. Союзникам она обошлась в 95 транспортных судов (449 206 брт), 24 боевых корабля, включая два авианосца, линкор, четыре крейсера и 12 эсминцев. Из 62 «семерок», направленных германским командованием туда с 1941 г., 48 погибли в боях, 11 были выведены из строя авиацией в базах. К осени 1944 г. оставалось всего три лодки, одна из которых была потоплена эсминцами 19 сентября, а две другие — американскими бомбардировщиками в Саламинской бухте 24 сентября.