Действия на Балтийском море
Корабли и суда, потопленные и поврежденные германскими подводными лодками VII серии на Балтийском театре
Класс и название корабля (тоннаж, брт) |
Судьба* |
Дата |
Район |
ПЛ |
1.СКАМО-304 |
=Т |
18.7.44 |
пролив Бьеркезунд |
U-479(?) |
2. СКА МО- 107 |
=т |
28.7.44 |
пролив Бьеркезунд |
U-475 |
3. СКА МО- 105 |
+т |
30.7.44 |
пролив Бьеркезунд |
U-250 |
4. КАТЩ №804 |
+т |
30.7.44 |
Нарвский залив |
U-481 |
5.КАТЩ№807 |
+т |
30.7.44 |
Нарвский залив |
U-481 |
6. КАТЩ №8 16 |
=т |
30.7.44 |
Нарвский залив |
U-481 |
7. СКАМО-101 |
+т |
31.7.44 |
пролив Бьеркезунд |
U-370 |
8. Килектор ККО-2 |
+т |
25.8.44 |
р-н Шепелевского маяка |
U-242 |
9. Катер ВРД-96 |
+т |
25.8.44 |
р-н Шепелевского маяка |
U-242 |
10. ТЩ Т-45 «Антикайнен» |
+т |
26.8.44 |
у о. Нерва |
U-745 |
П.ПМШ«Эндла»**(68) |
+А |
15.10.44 |
у о. Осмуссаар |
U-481 |
12. ПМШ «Дан»** (47) |
+А |
15.10.44 |
у о. Осмуссаар |
U-481 |
13. ПМШ «Мария»** |
+А |
15.10.44 |
у о. Осмуссаар |
U-481 |
14. СКАБМО-512 |
+т |
17.10.44 |
сев.-зап. п-ва Суурупи |
U-1165 |
15. ПМШ «Линнеа»** (40) |
+А |
24.10.44 |
у о. Осмуссаар |
U-958 |
16. ПМШ «Пиикио»** |
+А |
24.10.44 |
у о. Осмуссаар |
U-958 |
17. ТР «Ригель»** (1495) |
+М |
28.10.44 |
район Порккала-Удд |
U-242 |
18. Самоходная баржа СБ-2 |
+Т |
31.10.44 |
у о. Осмуссаар |
U-475 |
19. СКА №62 |
+Т |
18.11.44 |
сев. -зап. м. Пакринем |
U-679 |
20. Баржа №112600 |
+Т/А |
19.11.44 |
сев.-зап. м. Пакринем |
U-481 |
21.ТЩТ-387 |
+Т |
28.11.44 |
сев. м. Пакринем |
U-481 |
22. СКА БМО-594 |
+т |
24.12.44 |
сев. м. Пакринем |
U-637 |
23. ТЩ Т-76 «Коралл» |
+т |
11.1.45 |
сев. о. Аэгна |
U-745 |
*Примечание:
+ погиб, = поврежден, Т — торпедным оружием, А — артиллерией, М — на выставленных минах. "Финские.
Из всех театров, на которых воевали «семерки», Балтика стала последним. Почти до самого конца войны это море воспринималось германским командованием как внутреннее, где вступившие в строй «у-боты» осуществляли боевую подготовку. Даже после нападения на СССР это положение не сильно изменилось. По результатам кампании 1941 г., Краснознаменный Балтийский флот отступил в восточную часть Финского залива, а его действия в южной части моря в 1941—1942 гг. свелись лишь к эпизодическим походам нескольких подводных лодок. Германское командование не видело большого смысла в развертывании здесь собственных субмарин, однако все же переклассифицировало на двухмесячный срок шесть учебных лодок II серии в «охотников» на «малютки». В 1942—1943 гг. операционная зона советского флота сузилась настолько, что там вряд ли нашлось бы место для нарезки хотя бы одной полноценной позиции. К тому же, в качестве целей для «у-ботов» пришлось бы рассматривать разве что катера, поскольку советское командование резко сократило использование боевых кораблей более крупных классов, не говоря уже о торговых судах. Только летом 1944 г. немцы все же решили направить подводные лодки в восточную часть Финского залива. Задача, которую там предстояло решать «семеркам», нигде в иностранной литературе четко не излагалась (заявление, что субмарины посылались туда для разведки, в век авиации и радиолокации звучит, по меньшей мере, нелепо). По всей видимости, германское командование просто не располагало иными силами, чтобы наносить удары по кораблям и катерам Балтфлота. С другой стороны, лодки, не успевшие пройти оснащение «шнорхелем», летом 1944 г. можно было использовать разве что на советских театрах. Если данная догадка верна, то германское командование ожидало новое жестокое разочарование. Дело в том, что боевая деятельность сравнительно крупных подводных лодок в густо минированном мелководном Финском заливе, да еще и в условиях белых ночей, превратилась для подводников в настоящую пытку.
Между 21 и 26 июня в Таллин прибыли U-481, U-748 и U-1193. Все они до этого входили в состав учебных флотилий, и их командиры не имели опыта боевых действий в данной должности. Действия субмарин с 28 июня возглавлял «Специальный штаб подводных лодок», размещенный в Котке. Любопытно отметить, что штаб возглавил известный своими громкими «успехами» на Средиземном море корветтен-капитан Альбрех Бранди. В июле флотилию пополнили новейшие U-242, U-250, U-348, U-370, U-475, U-479 и U-679, причем некоторые из них до этого входили в состав группы «Митте», предназначенной для отражения союзной высадки в Южной Норвегии. В августе к ним добавились U-290, U-717, U-745, U-1001, в то время как U-748 и 11-1193 вернулись в состав учебной флотилии. Последние изменения действующего состава лодок произошли в конце года. С ноября в подчинение «специального штаба» перешли U-637 и U-676, к тому же, последняя располагала усиленным зенитным вооружением и в сентябре — октябре использовалась для сопровождения конвоев.
В оперативном отношении действия лодок организовывались следующим образом: в восточной части Финского залива нарезалось две позиции («Тринидад» — у южного входа в пролив Бьеркезунд и «Бенгалия» — на восточном гогландском плесе), куда субмарины должны были прибывать в подводном положении и оставаться в нем до полной разрядки аккумуляторных батарей. Для зарядки «у-бот» возвращался в шхеры, в то время как другой занимал освободившуюся позицию. При таком методе одновременно в море находилось шесть — восемь подлодок немцев, из которых не более половины располагались на позициях.
Первоначально наиболее активные действия развернулись на позиции «Тринидад». «Семерки» не успели помешать высадке десантов на острова Бьеркского и Выборгского архипелагов, хотя они и должны были находиться в это время где-то поблизости. В дальнейшем субмарины попытались сорвать наращивание советских сил, угрожавшее высадкой новых десантов на южном побережье Финляндии. Первое боевое столкновение состоялось в ночь на 15 июля 1944 г. в районе острова Руонти. Шедшая шхерным фарватером U-679 была обнаружена советским дозором в составе двух торпедных катеров и двух катеров МО. Не имея возможности погрузиться на мелководье, «семерка» решила вступить в артиллерийский бой, но удача была явно не на ее стороне. Хотя немцам посчастливилось уклониться от двух торпед, последовавшее вскоре попадание 45-мм снаряда в ограждение рубки убило три человека, после чего субмарина поспешила отойти под защиту береговой батареи.
Дальнейшие боевые действия велись с переменными результатами. 18 июля U-479 тяжело повредила акустической торпедой МО-304. Спустя пять дней субмарина попала под удар двух катеров МО и получила некоторые повреждения. 25-го при аналогичных обстоятельствах пострадала U-348, однако через три дня U-370 торпедировала МО-107. Командование КБФ первоначально отнесло случившееся с МО-304 и МО-107 к подрывам на минах, поскольку даже не могло предположить, что противник расходует боекомплект для стрельбы по целям, стоимость которых была вполне сопоставима со стоимостью акустических торпед. Никаких указаний относительно возникшей подводной угрозы не отдавалось до тех пор, пока 30 июля U-250 не потопила катер МО-105. Вышедший на обследование пролива МО-ЮЗ (командир старший лейтенант А.П.Коленко) ничего не заметил, но вскоре с находившихся рядом катеров-дымзавесчиков его проинформировали об обнаружении подводной лодки противника. Интересно отметить, что перископ и рубку подводной лодки сигнальщики дымзавесчика увидели не над поверхностью, а под водой на небольшом углублении. Взяв курс в сторону, куда ушла подводная лодка, МО-103 вскоре установил гидроакустический контакт. Далее последовала атака, многократно описанная в различных отечественных исследованиях и мемуарах. Ее результатом стало потопление U-250, что не так уж удивительно, если учесть, что район действий, куда германское командование направило свои субмарины, отличался мелководностью и наличием многочисленных скал и банок. Получив смертельный удар в районе дизельного отсека, «у-бот» лег на грунт, а его командир и личный состав центрального поста (всего шесть человек) предпочли плен гибели, покинув обреченный корабль через рубочный люк. Далее последовала не менее известная операция по подъему потопленной субмарины, переводу ее в Кронштадт и снятию акустических торпед «Цаункёниг». Представлявшую большой интерес для советского ВМФ лодку даже включили в состав флота под обозначением ТС-14, однако из-за полученных повреждений в строй так и не ввели. После гибели U-250 германское командование перевело позицию «Тринидад» в район острова Нерва, а сами действия командиров лодок стали отличаться большей осторожностью. В течение следующего месяца из «у-ботов», действовавших в этом районе, успеха добилась лишь U-745. В конце июля, после серии массированных ударов ВВС КБФ, противник был вынужден снять линию дозоров в Нарвском заливе. Южный фланг минного заграждения «Зееигель» остался неприкрыт, что сразу же отразилось на темпах наших тральных работ. В качестве противовеса немцы решили бросить против тральщиков штурмовую авиацию, а на линии дозора разместить подводные лодки. 30 июля U-481 удалось атаковать отряд наших катеров-тральщиков и потопить акустическими торпедами два 26-тонных «рыбинца» — по-видимому, самые мелкие цели, когда-либо торпедированные «у-ботами». Вечером лодка добилась еще одной победы, сбив штурмовик Ил-2 — единственный советский самолет, достоверно уничтоженный германской субмариной. Утром 5 августа U-479 безуспешно выпустила несколько торпед по катерам-тральщикам 1-го дивизиона, а затем всплыла для артиллерийской атаки (на большинстве переброшенных для действий на Балтике учебных подводных лодок 88-мм орудие сохранялось). Находившийся в охранении сторожевой катер МО-522 дважды загонял субмарину под воду ответным огнем и вызвал авиацию. После появления Ил-2 лодка погрузилась и выдержала атаку фугасными авиабомбами. Хотя летчики утверждали, что на поверхности появилось масляное пятно, сомнительно, чтобы это оружие смогло нанести лодке серьезные повреждения. МО-522 попробовал продолжить атаку, но его акустик почему-то не использовал гидролокатор «Тамир» в режиме «эхо», в результате чего U-479 удалось ускользнуть. На следующий день в бой с тральным отрядом попыталась вступить U-679, но перед угрозой торпедной атаки ТКА-33 ей пришлось отступить. Поняв, что нападения отдельных субмарин не достигают успеха, германское командование решилось на единственное в своем роде групповое использование «у-ботов» для надводного артиллерийского боя. 26 августа U-348 и LJ-370 (по некоторым данным, в этом же бою принимала участие U-350) в течение получаса с большой дистанции безрезультатно обстреляли катера-тральщики 1-го и 2-го дивизионов. Из-за плохой видимости корабли противника были приняты за миноносцы, и для удара по ним советское командование бросило торпедные катера и авиацию. К сожалению, прилетев к месту боя, часть наших штурмовиков приняла за противника и атаковала свои же катера. В результате получили повреждения все четыре Г-5, а из их экипажей было убито и ранено 11 человек. Погиб временно переведенный на катера известный подводник капитан 2 ранга И.М.Зайдулин. Немцы, конечно же, не могли знать об этом и впредь подобных экспериментов не ставили. Больше всего они опасались советской авиации, которая в течение июля — сентября 40 раз обнаруживала подводные лодки в надводном положении. Хотя практически во всех случаях «у-боты» успевали погрузиться до атаки, сброшенные бомбы и прерванные зарядки батарей действовали на немецких командиров весьма изматывающе. Сосредоточив внимание на выполнении несвойственных задач, «Специальный штаб» лишь несколько раз направлял субмарины внутрь контролируемой советским флотом зоны. В конце августа один подобный поход совершила U-242 (у Шепелевского маяка ей удалось потопить килектор и катер), 12 сентября еще одна лодка была обнаружена в Лужской губе. Необходимо отметить, что в это время губа использовалась советской стороной для боевой подготовки своих подводных лодок, в связи с чем появление там подводного противника представляло собой огромную опасность. Впрочем, германская лодка так и не воспользовалась этой возможностью. 2 сентября финское правительство объявило о разрыве дипломатических отношений с Германией и спустя двое суток заключило перемирие с Советским Союзом. Оперативная обстановка в Финском заливе, да и на всем балтийском театре изменилась до неузнаваемости — немецкие «морские позиции» оказывались обойденными с северного фланга и КБФ получал возможность действовать в открытой части моря. Для германских субмарин это означало коренное изменение и системы базирования, и решаемых задач. В начале сентября их базами стали Таллин и Палдиски, но спустя две недели в связи с эвакуацией из Эстонии — Либава и Виндава. С этих баз лодки не могли эффективно действовать в напичканной минами восточной части Финского залива, в связи с чем новая нарезка позиций стала включать его устье, финские шхеры между Аландским архипелагом и Ханко, а также Ботнический залив. Продолжительность походов увеличилась в среднем до месяца, а количество субмарин, одновременно находившихся на позициях, до семи-восьми. Днем они находились под перископом, ночью всплывали для зарядки батарей (по-видимому, ни одна из балтийских «семерок» так и не обзавелась «шнорхелем») и приема метеосводок. Советская радиоразведка выстраивала достаточно достоверную картину развертывания «у-ботов», однако для охоты на них у балтийцев не было ни сил, ни средств. В связи с тем, что в течение сентября судоходство в районе нахождения немецких субмарин практически не осуществлялось, за весь месяц они не произвели ни одной атаки. Лишь U-242 и U-1001 выставили мины на финском шхерном фарватере у
Поркалла-Удд (единственные минные постановки «у-ботов» на этом театре), пытаясь таким образом помешать развертыванию сил КБФ в Балтийском море. Их результатом стал подрыв финского транспорта «Ригель» 28 октября. Он стал единственным из 160 транспортов, прошедших между Швецией и Ленинградом до конца войны, погибшим от воздействия противника. 23 сентября катера КБФ вошли в Таллин, а спустя трое суток немцы были вынуждены покинуть всю материковую часть Эстонии. Советское командование приняло решение без оперативной паузы провести десантную операцию на Моонзундские острова. Для флота, основные соединения и тылы которого оставались в районе Ленинград — Кронштадт, это оказалось непростой задачей. В дальнейшем прибрежный фарватер между островами Аэгна и Осмуссаар оставался наиболее опасным, с точки зрения подводной угрозы, районом. Именно там немцы и развернули свои силы. Но, уверовав в новые торпеды, недостаточно опытные командиры зачастую производили выстрелы со слишком больших дистанций. Поскольку чаще всего цели проецировались на фоне берега, выпуск почти каждой торпеды сопровождался взрывом и, соответственно, победным докладом. Так, 19 октября U-1165 доложила о трех попаданиях при стрельбе по конвою у мыса Пакринем, но все ее торпеды взорвались при ударе о прибрежные камни. 27 ноября U-481 и U-679 «потопили» по одному тральщику типа «Фугас», но советский конвой даже не заметил их атак. Лишь на следующий день переместившаяся к востоку U-481 добилась успеха, стреляя по находившемуся на буксире тральщику Т-387 типа «сторонник». В декабре шанс атаковать представился лишь U-637. Выпустив по двум сторожевым катерам типа БМО три торпеды с FAT и два «Цаункёнига», она смогла потопить только один из них. Последние немецкие атаки пришлись на январь. 9-го числа U-637 безуспешно атаковала отряд тральщиков и была с тем же результатом контратакована малым охотником МО-124. Спустя двое суток U-745, скрытно форсировавшая Нарген-Порккалаудский рубеж, потопила тральщик «Коралл». На этом победы «у-ботов» здесь прекратились, чего нельзя сказать о потерях. Еще в ночь на 15 октября 1944 г. в ходе налета на Либаву советская дальняя авиация повредила U-717. Точный объем повреждений, полученных лодкой, неизвестен, но пятеро членов ее экипажа были убиты и ранены, а сам корабль участия в боевых походах больше не принимал. После этого события пункт базирования «у-ботов» перенесли в Готенхафен. В ноябре под давлением советской стороны финские ВМС начали постановку противолодочных заграждений у берегов Аландского архипелага, у острова Эре и полуострова Ханко. С 22 декабря по 17 января 1945 г. еще 594 мины выставили «стотонники» 10-го дивизиона в районе острова Осмуссаар. Вкупе со старыми заграждениями и появившимися после осенних штормов плавающими минами это создало в устье залива весьма опасную навигационную обстановку. Вот тогда-то, наверное, командиры подлодок и вспомнили недобрым словом тех, кто решил не устанавливать на «семерках» гидролокаторы. Немцы начали терять по одной подводной лодке в месяц. 15 ноября последний раз вышла на связь U-479, 27 декабря — U-679, 29 января — U-745 и 12 февраля — U-676. С подобным соотношением потерь и побед германское командование смириться не могло и, очевидно, изменило нарезку, отведя подлодки из миноопасных районов. А после того как в феврале и марте субмарины ни разу не вышли в торпедную атаку, немецкое командование решило прекратить походы в северную часть моря. С 17 марта, когда в Данциг вернулась U-475, там не осталось ни одного корабля.
На этом германские историки подводного флота подводят черту под описанием действий в Балтийском море, но некоторые факты не позволяют с этим согласиться. Напротив, есть серьезные доказательства того, что с осени 1944 г. и до самого конца войны противник использовал некоторое количество «у-ботов» для противодействия советским подлодкам в районах зарядки аккумуляторных батарей на удалении 30—40 миль от немецкого побережья. Первые подобные случаи фиксируются советской стороной в октябре 1944-го, когда в устье Данцигской бухты атакам из-под воды подвергаются С-13 и К-56. В декабре число встреч в этом районе вырастает до пяти, причем сами немцы признают, что однажды советская подлодка наблюдалась ими с учебной U-1063. В январе немцы осуществляют операцию «Ганнибал», в ходе которой все учебные флотилии, ранее дислоцировавшиеся в портах Данцигской бухты, перемещаются в западную Балтику. Несмотря на это встречи между советскими и немецкими субмаринами не прекращаются. Ночью 6 февраля действующая в районе банки Штольпе С-13 подвергается артиллерийскому обстрелу с «у-бота» и уклоняется погружением. В марте происходит целая цепь событий, свидетельствующих о продолжении противоборства. 16-го числа в северной части Данцигской бухты (следует отметить, что в это время в районе Данцига уже шли ожесточенные наземные бои) пропадает без вести U-367, числящаяся, как ни странно, в разряде учебных. 18-го Щ-303 при патрулировании у косы Хель обнаруживает шум винтов субмарины при помощи гидроакустики. На следующий день Л-21 дважды обнаруживает неизвестный «у-бот» у маяка Риксхёфт, а 25-го К-53 оказывается мишенью для двух торпедных атак. В первом случае два четко различимых следа проходят в сотне метров от лодки, во втором — на удалении всего 25—30 метров. Между 25 апреля и 5 мая С-13 в районе южнее Готланда фиксирует четыре торпедных атаки, произведенные вражеской субмариной. Часть этих случаев, безусловно, относится к мнимым контактам, но некоторые, наверняка, имели реальную подоплеку. И тем не менее, в отличие от 1941-го года, противолодочная деятельность немецких подводных лодок в 1944—1945 гг. практически не имела успеха. Назвать удачными действия «семерок» в Финском заливе тоже нельзя. 18 подлодок совершают в течение девяти месяцев около семи десятков боевых походов и не менее 40 торпедных и артиллерийских атак. Результат их — три потопленных тральщика, восемь катеров, вспомогательное судно, семь барж и шхун — вряд ли можно назвать впечатляющим. А если добавить то, что пять из 18 субмарин погибли, невольно вспоминается характеристика, данная войне на Балтике кайзером Вильгельмом II, — «много потерь, мало успехов». Главной причиной столь обескураживающего провала стало решение германского командования применить «семерки» в миноопасном районе, где, к тому же, они не могли рассчитывать на встречи с достойными целями.