Авианосцы
Авианосцы типа "Essex" — 17 + 9 единиц
CV-9 "Essex" |
NN |
28.4.1941 |
31.7.1942 |
12.1942 |
Исключен в 1975 |
CV-10 "Yorktown" |
NN |
1.12.1941 |
21.1.1943 |
4.1943 |
С 1975 корабль-музей |
CV-11 "Intrepid" |
NN |
1.12.1941 |
26.4. 1943 |
8.1943 |
С 1982 корабль-музей |
CV-12 "Hornet" |
NN |
3.8.1942 |
30.8.1943 |
11.1943 |
С 1998 корабль-музей |
CV-13 "Franklin" |
NN |
7.12.1942 |
14.10.1943 |
1.1944 |
Исключен в 1964 |
CV-14 "Ticonderoga" |
NN |
1.2.1943 |
7.2.1944 |
5.1944 |
Исключен в 1973 |
CV-15 "Randolph" |
NN |
10.5.1943 |
29.6.1944 |
10.1944 |
Исключен в 1973 |
CV-16 "Lexington" |
BtlhQ |
5.9.1941 |
26.9.1942 |
2.1943 |
С 1991 корабль-музей |
CV-17 "Bunker Hill" |
BtlhQ |
5.9.1941 |
7.12.1942 |
5.1943 |
Исключен в 1966 |
CV-18 "Wasp" |
BtlhQ |
8.3.1942 |
17.8.1943 |
11.1943 |
Исключен в 1972 |
CV-19 "Hancock" |
BtlhQ |
26.1.1943 |
17.8.1943 |
3.1944 |
Исключен в 1976 |
CV-20 "Bennington" |
NN |
15.12.1942 |
26.2.1944 |
8.1944 |
Исключен в 1989 |
CV-21 "Boxer" |
NN |
13.9.1943 |
14.12.1944 4.1945 |
Исключен в 1969 |
|
CV-31 "Bon Homme Richard" |
NYNY |
2.1943 |
29.4.1944 |
11.1944 |
Исключен в 1989 |
CV-36 "Antietam" |
FNY |
5.3.1943 |
20.8.1944 |
1.1945 |
Исключен в 1973 |
CV-38 "Shangri La" |
NNY |
15.1.1943 |
24.2.1944 |
9.1944 |
Исключен в 1982 |
CV-39 "Lake Champlain" |
NNY |
5.3.1943 |
2.11.1944 |
6.1945 |
Исключен в 1969 |
26 669/34 881 (CV-9) т; 249,3 (вл)/265,8 (CV-9 —13, 16 — 18, 20 и 31) или 270,7 (остальные)х45 (28,3 вл)х8,4 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 150 000 л.с., 32,7 уз., 6330 т нефти, 15440 (15) миль. Броня: пояс 102 мм, ангарная палуба 66 мм, нижняя палуба 37 мм. Эк. 2682 чел. 4х2 и 4х1 — 127-мм/38, 8х4 — 40-мм/56,46 х 1 — 20-мм, 80 — 91 самолет, 2 — 3 катапульты.
Самые знаменитые американские авианосцы, внесшие неоценимый вклад в победу США над Японией в годы Второй мировой войны. Сам факт постройки в кратчайшие сроки сразу 24 кораблей этого типа (часть вступила в строй уже после окончания войны) поистине уникален: таких больших серий столь крупных боевых единиц флота в истории мирового кораблестроения еще не было.
Проект "Essex" разрабатывался в 1939 — 1940 гг. на базе авианосца CV-5 "Yorktown" и отличался увеличенными размерениями, усиленным зенитным вооружением, улучшенной горизонтальной броневой защитой, более мощными катапультами, усовершенствованной энергетикой и рядом других нововведений. Выросла и численность авиагруппы, что вызвало необходимость увеличения объема погребов боезапаса и емкостей для авиабензина.
Размеры полетной палубы "Essex" и еще 8 кораблей — 262,8 х 32,9 м, одноярусного ангара — 199,4 х 21,3 м; высота ангара — 5,35 м. У авианосцев второй группы (CV-14, CV-15, CV-19, CV-21, CV-32 — CV-40, CV-45 — CV-47) корпус удлинили на 4,9 м, а полетную палубу укоротили до 257,4 м — это было сделано для увеличения углов обстрела носовых и кормовых зенитных автоматов. По проекту на каждом корабле должно было устанавливаться по три катапульты — две на верхней палубе и одна поперек корпуса в ангаре. В действительности "Essex" вступил в строй вообще без катапульт, следующие за ним корабли — с одной палубной и одной ангарной (последнюю смонтировали на шести АВ: CV-10, CV-12, CV-13, CV-14, CV-17 и CV-18). К концу 1943 г. на всех кораблях, как вступивших в строй, так и находившихся в постройке, установили по две палубные катапульты, а не оправдавшие себя ангарные сняли.
Важным новшеством в области авиационно-технического оборудования стало применение бортового самолетоподъемника, вынесенного за контур палубы. Такая конструкция увеличивала полезную площадь ангара, повышала прочность полетной палубы за счет ликвидации в ней дополнительного выреза, давала возможность поднимать самолеты, габариты которых превышали размеры лифта. Два других самолетоподъемника были обычными; грузоподъемность каждого равнялась 12,7 т, размеры площадок — 18,3 х 10,4 м (бортовой лифт) и 14,7 х 13,5 м (остальные). Запас авиабензина на "Essex" на момент его ввода в строй — 908 400 л.
Горизонтальная защита "Essex", по сравнению с первым "Yorktown", была существенно усилена за счет увеличения толщины ангарной палубы до 64 мм. Правда, в отличие от английских тяжелых АВ, полетная палуба осталась небронированной. Ширина ПТЗ составляла 5,1 м с каждого борта.
Энергетическая установка новых авианосцев имела эшелонную компоновку и была унифицирована с ЭУ крейсеров типа "Atlanta", представляя собой как бы удвоенный вариант последней. В целом механизмы всех кораблей оказались вполне удачными: они отличались высокой надежностью и могли безотказно работать с полной нагрузкой в течение длительного времени. Так, в ноябре 1945 г. "Lake Champlain" пересек Атлантику за четверо суток и 9 часов со средней скоростью 32,048 уз.
Зенитное вооружение АВ типа "Essex" в ходе войны постоянно совершенствовалось. Если число 127-мм пушек (8 в спаренных башнях и 4 в палубных установках по левому борту) оставалось неизменным, то количество 40-мм и 20-мм автоматов постоянно росло. К лету 1945 г. на CV-12 было 10 четырехствольных "бофорсов", на CV-9 и CV-38 — по 11, на CV-10, CV-11, CV-16 — CV-18 и CV-31 — по 17, на остальных (кроме находившегося в ремонте CV-13) — по 18. Число 20-мм "эрликонов" на CV-9 — CV-11 достигло 61 (61 х1), на CV-14 — 70(35x2), на CV-15 и CV-31 — по 56 (56 х 1), на CV-19 — 59 (59 х 1), на CV-20 — 60 (60 х 1), на CV-36 — 55 (23x1 + 16x2), на CV-38 —113(7x1 + 53x2). На CV-16 и CV-18 имелось по 56 (28 х 2) "эрликонов" и по 6 четырехствольных 12,7-мм пулеметов.
Однотипные CV-32 "Leyte", CV-33 "Kearsarge", CV-34 "Oriskany", CV-37 "Princeton", CV-40 "Tarawa", CV-45 'Valley Forge" и CV-47 "Philippine Sea" достроены (часть — по измененному проекту) уже после окончания войны в 1945 — 1950 гг. Еще 2 корабля — CV-35 "Reprisal" и CV-46 "Iwo Jima" — были заложены, но не достроены.
В целом АВ типа "Essex" оказались весьма удачными кораблями, зачастую их называют лучшими в своем классе. В то же время они обладали рядом недостатков: слабой конструкцией полетной палубы, неважной мореходностью, плохой вентиляцией внутренних отсеков, перегруженностью жилых помещений. Из-за отсутствия бронирования полетной палубы авианосцы с трудом выдерживали удары камикадзе, сильно страдали от пожаров, приводивших к чрезвычайно большим потерям среди экипажа.
"Essex" 11.4.1945 поврежден камикадзе, упавшим рядом с левым бортом; ремонт до июня 1945 г. "Intrepid" 17.2.1944 поврежден япон. авиаторпедой; ремонт до июля 1944 г. 25.11.1944 тяжело поврежден в результате атаки двух камикадзе; ремонт до февраля 1945 г. 16.4.1945 тяжело поврежден прямым попаданием камикадзе, еще один камикадзе взорвался у борта; ремонт до августа 1945 г. "Hornet" тяжело поврежден 5.6.1945 во время шторма, ремонтировался до конца войны. "Franklin" поврежден камикадзе 30.10.1944 г. Ремонт до января 1945 г. 19.3.1945 очень тяжело поврежден двумя бомбами; ремонт до конца войны. "Ticonderoga"21.1.1945 поврежден попаданием двух камикадзе; ремонт до мая 1945 г. "Randolph" 11.3.1945 поврежден попаданием камикадзе; ремонт до начала апреля 1945 г. "Lexington" 4.12.1943 поврежден япон. авиаторпедой; ремонт до марта 1944 г. "Bunker Hill" 11.5.1945 тяжело поврежден двумя камикадзе; ремонт до конца войны. "Wasp" 19.3.1945 поврежден попаданием япон. бомбы; ремонт до июня 1945 г.
Легкие авианосцы типа "Independence" — 9 единиц
CVL-22 |
"Independence" |
NYSB |
1.5.1941 |
22.8.1942 |
1.1943 |
Исключен в 1946 |
CVL-23 |
"Princeton" |
NYSB |
2.6.1941 |
18.10.1942 |
2.1943 |
Погиб 24. 10.1944 |
CVL-24 |
"Belleau Wood" |
NYSB |
11.8.1941 |
6.12.1942 |
3.1943 |
В 1953 передан Франции |
CVL-25 |
"Cowpence" |
NYSB |
17.12.1941 |
17.1.1943 |
5.1943 |
Исключен в 1959 |
CVL-26 |
"Monterey" |
NYSB |
29.12.1941 |
28.2.1943 |
6.1943 |
Исключен в 1961 |
CVL-27 |
"Langley" |
NYSB |
11.4.1942 |
22.5.1943 |
8.1943 |
В 1951 передан Франции |
CVL-28 |
"Cabot" |
NYSB |
13.3.1942 |
4.4.1943 |
7.1943 |
В 1967 передан Испании |
CVL-29 |
"Bataan" |
NYSB |
31.8.1942 |
1.8.1943 |
11.1943 |
Исключен в 1959 |
CVL-30 |
"San Jacinto" |
NYSB |
26.10.1942 |
26.9.1943 |
12.1943 |
Исключен в 1970 |
10 662/14 751 (CVL-22), 11 900/15 200 (CVL-24) т; 182,9 (вл)/189,7х33,3 (21,8 вл)х7,4 м; 4 ТЗА, 4 ПК, 100000 л.с., 31,6 уз., 2633 т нефти, 13000(15) миль. Броня: пояс 127 мм (отсутствует на CVL-22 и CVL-23), траверзы 127 мм; палуба 51 мм. Эк. 1569 чел. 2x4 и 8 х 2 — 40-мм/56, 22 х 1 — 20-мм/70, 30 самолетов, 1 катапульта.
В 1942 г. для скорейшего пополнения флота авианосцами было принято решение достроить в этом качестве часть из находящихся на стапелях легких крейсеров типа "Cleveland". Это позволяло ввести в строй новые авианосцы уже в начале 1943 г., за год до ожидаемой готовности первых кораблей типа "Essex".
Базой для создания АВ типа "Independence" послужили легкие крейсера типа "Cleveland". Для обеспечения остойчивости корпус оснастили булями, что увеличило ширину корабля примерно на 1,5 м. Конструкция броневого пояса потребовала некоторых переделок; их сумели выполнить лишь на последних семи АВ серии (первые два бортовой брони вообще не получили). В остальном внутренняя "начинка" кораблей, включая РЭУ, осталась без изменений. Несмотря на рост водоизмещения, ширины и осадки, скорость уменьшилась незначительно. Так, "San Jacinto" на испытаниях при водоизмещении 14 220 т развил мощность 104 805 л.с. и ход 31,74 уз.
Полетная палуба имела размеры 169,2 х 22,3 м и была оснащена одной катапультой (в 1944 — 1945 гг. на всех АВ установили еще одну). Два самолетоподъемника (12,8 х 13,4 м) могли поднимать авиатехнику весом до 12,7 т. Размеры ангара (78,6 х 16,7 м, высота 5,3 м) были меньше, чем на эскортных авианосцах типа "Bogue" и "Casablanca", что предопределило главный недостаток проекта — малую численность авиагруппы. Запас авиабензина составлял 454 200 л.
Артиллерийское вооружение по проекту включало в себя две 127-мм/38 универсальные пушки, 8x2 40-мм и 16 х 1 20-мм автоматов. Однако после ходовых испытаний на "Independence" 127-мм орудия заменили двумя четырехствольными 40-мм "бофорсами", все последующие корабли изначально получили такое же вооружение. В ходе войны число зенитных автоматов постоянно менялось. Так, в 1945 г. на CVL-22, CVL-24 и CVL-29 имелось по 32 ствола (2x4 + 10x2 — 40-мм/56 и 4 20-мм/70). На CVL-25 — CVL-28 — от 28 до 34 (9 х 2 — 40-мм/56 и от 10 до 16 20-мм/70), на CVL-30 — 40 (9 х 2 40-мм/56 и 22 20-мм/70).
В целом АВ типа "Independence" оценивались как весьма удачные, но слишком "тесные" корабли. Их авиагруппа по численности была втрое меньше, чем у "Essex", а дальность плавания — вдвое. Кроме того, корабли типа "Essex" (для временной замены которых и предусматривался тип "Independence") строились гораздо быстрее, чем первоначально планировалось, и головной вступил в строй раньше, чем "Independence"!
"Princeton" 24.10.1944 тяжело поврежден в результате попадания 250-кг бомбы и последовавшего за этим пожара. Добит кораблями эскорта. "Independence" 20.11.1943 поврежден попаданием япон. авиаторпеды; ремонт до августа 1944 г. 1.7 и 25.7.1946 тяжело поврежден при испытаниях атомной бомбы у атолла Бикини. Потоплен при испытаниях новых образцов оружия 29.1.1951. "Belleau Wood" 30.10.1944 тяжело поврежден попаданием камикадзе; ремонт до января 1945 г.
После окончания войны три АВ этого типа переданы флотам других стран.
"Belleau Wood" и "Langley" в 1953 и 1951 гг. переданы Франции и переименованы в "Bois Belleau" и "Lafayette" соответственно. "Cabot" передан Испании в 1967 г. и переименован в "Dedalo".
Авианосец "Wasp" — 1 единица
CV-7 "Wasp" BtlhQ 1.4.1936 4.4.1939 4.1940 Погиб 15.9.1942
14700/19116 т; 210,3 (вп)/226х30,5(вл 24,8)х7,1 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 70 000 л.с., 29,5 уз., 3345 т нефти, 7 500 (15) миль. Броня: пояс 16 — 19 мм, палуба 37 мм. Эк. 2167 чел. 8 х 1 — 127-мм/38, 4 х 4 — 28-мм, 24 х 1 — 12, 7-мм, 84 самолета, 4 катапульты.
Решение построить авианосец CV-7 "Wasp" было принято 27.3.1934, одновременно с переоборудованием CV-1 "Langley" в авиатранспорт. Во избежание превышения разрешенного Вашингтонским соглашением тоннажа авианосцев США, пришлось ограничить водоизмещение нового корабля величиной в 14 700 т. Правда, американцы немного слукавили: говоря о высвободившемся тоннаже, они указали полное водоизмещение "Langley", а в проект "Wasp" заложили его как водоизмещение стандартное. Заказ на строительство был выдан 19.9.1935.
Конструкция "Wasp" имела несколько оригинальных особенностей. Уникальной чертой корабля стал асимметричный корпус — так проектировщики компенсировали вес "острова" без укладки балласта по левому борту. Кроме того, он отличался необычным эшелонным размещением машинно-котельных отделений, позже повторенным в проекте авианосца "Essex".
Подъем самолетов на палубу (226 х 30,5 м) из одноярусного ангара осуществлялся двумя лифтами размерами 14,6 х 13,4 м и грузоподъемностью 7,7 т. К тому же в порядке эксперимента, в носовой части по левому борту установили дополнительный бортовой самолетоподъемник Т-образной формы. На корабле имелись 4 катапульты — две на верхней палубе, еще две, расположенные поперек корпуса, — в ангаре. Запас авиабензина — 613 200 л.
Из-за ограниченного водоизмещения бронирование было очень легким. Нижняя (броневая) палуба имела толщину 31 мм; ангарная и верхняя палубы не бронировались. Вместо броневого пояса применялась лишь утолщенная (16 — 19 мм) обшивка в районе ВЛ. Только отсек рулевой машины располагал относительно мощным бронированием: вертикальным толщиной 87 мм и горизонтальным толщиной — 31 мм.
В июне 1942 г. было усилено зенитное вооружение: вместо 12,7-мм пулеметов установили 32 20-мм "эрликона", а на левом борту разместили четырехствольный 40-мм "бофорс".
15.9.1942 потоплен к югу ото. Гуадалканал (12°25'S,164°08'E) япон. ПЛ I-19.
Авианосцы типа "Yorktown" — 3 единицы
CV-5 "Yorktown" NN |
21.5.1934 |
4.4.1936 |
9.1937 |
Погиб 7.6.1942 |
CV-6 "Enterprise" NN |
16.7.1934 |
3.10.1936 |
5.1938 |
Слом в 1958 |
CV-8 "Hornet" NN |
25.9.1939 |
14.12.1940 |
10.1941 |
Погиб 24.10.1942 |
19 875/25 484 (CV-5) т; 234,7 (вл)/246,7х29,9 (25,3 вп)х7,9 м; 4 ТЗА, 9 ПК, 120 000 п.с., 32,5 уз., 4280 т нефти, 12 000 (15) миль. Броня: пояс 102 мм, палуба 37 мм, траверсы 102 мм, рубка 102 мм. Эк. 2175 чел. 8x1 — 127-мм/38, 4 х 4 — 28-мм, 24 х 1 -12,7-мм, 81 самолет (CV-8 — 85 самолетов), 3 катапульты.
После закладки "Ranger" на остальные американские авианосцы, согласно Вашингтонскому соглашению, оставалось 55 тыс. т суммарного водоизмещения. Уложиться в эту цифру можно было, построив три корабля по 18 500 т или два — по 27 000 т. Командование флота предпочитало иметь три АВ, но, как показал мировой опыт, ограничение размеров кораблей данного класса резко снижало их боевые возможности. В конце концов остановились на компромиссном варианте: решено было построить два корабля водоизмещением по 20 700 т и еще один (будущий CV-7 "Wasp") — меньшего размера. CV-5 и CV-6 были заложены в 1934 г.; четыре года спустя, после прекращения действия Вашингтонского соглашения, Конгресс США принял решение о строительстве третьего однотипного авианосца — CV-8 "Hornet".
Проект "Yorktown" оказался гораздо удачнее проекта своего предшественника ("Ranger"), гармонично сочетая в себе наступательные и оборонительные возможности. Ангар был рассчитан на прием внушительной авиагруппы — 96 машин (на момент проектирования, впоследствии из-за возросших размеров самолетов их число несколько сократилось). Подъем авиатехники на полетную палубу (228,6 х 29,9 м) осуществлялся тремя лифтами размерами по 14,6 х 13,7 м. Помимо двух катапульт на полетной палубе имелась третья: она размещалась палубой ниже и с ее помощью можно было запускать самолеты прямо из ангара через специальные окна в бортах. Впрочем, оригинальная идея себя не оправдала, и третью катапульту в 1942 г. с "Enterprise" и "Hornet" сняли ("Yorktown" к тому времени уже погиб).
АВ обладали неплохой броневой защитой, аналогичной "вашингтонским" КР. В отличие от "Ranger", "Yorktown" получил систему ПТЗ. Правда, последняя рассчитывалась на взрыв торпеды с боевым зарядом в 180 кг, в то время как ПТЗ линкоров была способна выдержать взрыв 320 кг ВВ (тротила).
Артиллерийское вооружение кораблей неоднократно менялось. В 1942 г. на них начали устанавливать 20-мм "эрликоны" (к лету 1942 г. на "Yorktown" и "Hornet" их было по 24, на "Enterprise" — 32; в августе на двух последних их число увеличилось соответственно до 32 и 38 единиц).
Многочисленные перевооружения сильно увеличили "верхний вес" и снизили остойчивость. С марта по октябрь 1943 г. оставшийся в строю "Enterprise" прошел модернизацию: корпус оснастили булями, из-за чего ширина по ватерлинии увеличилась до 29,1 м, а скорость несколько уменьшилась. Корабль получил 40 40-мм "бофорсов", число "эрликонов" достигло 48 единиц. Запас нефти возрос до 6511 т, водоизмещение — до 24 128/29 882 т.
В 1945 г. на "Enterprise" число стволов легкой зенитной артиллерии равнялось 86(5х2 и 11х4 40-мм "бофорсов" и 16 х 2 20-мм "эрликонов").
"Yorktown" в ходе боя в Коралловом море 7.5.1942 поврежден попаданием 250-кг бомбы. Экстренно отремонтирован в Пёрл-Харборе и успел принять участие в сражении у атолла Мидуэй 4.6.1942. Тяжело поврежден япон. палубной авиацией (получил 3 бомбовых и 2 торпедных попадания). Днем 6.6.1942 поражен еще двумя торпедами с япон. ПЛ 1-168, утром следующего дня затонул (30°36'N,176°34'W).
"Enterprise" в ходе сражения у Восточных Соломоновых о-вов (24.8.1942) получил серьезные повреждения в результате попадания трех 250-кг авиабомб и трех близких разрывов; ремонт до середины октября 1942 г. В сражении у о-вов Санта-Крус 26.10.1942 получил попадания трех 250-кг авиабомб; ремонт до середины ноября 1942 г. При обеспечении прикрытия высадки десанта на о. Окинава 14.5.1945 тяжело поврежден камикадзе и до конца войны в строй не вводился.
"Hornet" в сражении у о-вов Санта-Крус 26.10.1942 тяжело поврежден япон. авиацией (попадания двух торпед, четырех бомб и двух сбитых самолетов), после попадания еще одной торпеды и нескольких бомб, оставлен экипажем и торпедирован ЭМ эскорта, однако остался на плаву. В ночь на 27.10.1942 остов АВ был обнаружен и потоплен япон. ЭМ (08°38' ю.ш., 166°43' в.д.).
Авианосец "Ranger" — 1 единица
CV-4 "Ranger" NN 26.9.1931 25.2.19336.1934 Исключен в 1946
16 092/19 907 т, 222,5(вл)/234,4х33,4(24,4 вл)х6,8 м; 2 ТЗА, 6 ПК, 53 500 п.с., 29,25 уз., 2350 т нефти, 7000 (15) миль. Броня: палуба 25 м, погреба 51 мм. Эк. 2148 чел. 8х1 — 127-мм/25, 6x4 —28-мм, 24-12,7 мм пул., 76 самолетов, 2 катапульты.
Первый американский корабль, изначально заложенный как авианосец. Проект был разработан практически без опыта эксплуатации палубной авиации, относительно небольшие (по сравнению с типом "Lexington") размеры определялись желанием построить наибольшее число авианосцев в рамках суммарного водоизмещения, предусмотренного Вашингтонским соглашением 1922 г.
Решение о строительстве АВ CV-4 водоизмещением в 13 800 т приняли в 1930 г. Первоначально предполагалось, что это будет гладкопалубный корабль без "острова", но в ходе постройки в проект внесли изменения. Характерной особенностью АВ стало наличие шести откидных дымовых труб — по три с каждого борта. От установки планировавшейся турбоэлектрической ЭУ отказались в пользу более компактной паротурбинной.
Полетная палуба размерами 216,1 х 26,2 м была оснащена тремя самолетоподъемниками, катапульты проектом не предусматривались. Запас авиабензина — 514 000 л. Бронирование включало в себя 25-мм палубу над ангаром и 51-мм коробчатую защиту погребов боезапаса. ПТЗ отсутствовала. Артвооружение на момент ввода в строй состояло лишь из 8 127-мм орудий; позже к ним добавили 40 12,7-мм пулеметов.
В целом "Ranger" оказался не очень удачным авианосцем: малые размеры и нерациональное расположение лифтов на полетной палубе сильно замедляли старт и посадку самолетов. Также следует отметить недостаточную мореходность, пониженную остойчивость и отсутствие ПТЗ.
В конце 1930-х гг. на корабле установили две паровые катапульты. В сентябре 1941 г. число 12,7-мм пулеметов сократили до 24 единиц и установили 6x4 28-мм автоматов. В середине 1942 г. на "Ranger" 28-мм автоматы и 12,7-мм пулеметы заменили на 6 х 4 40-мм "бофорсов" и 30 20-мм "эрликонов".
В 1943 г. в ходе модернизации длину полетной палубы увеличили до 228,6 м. Тогда же предполагалось установить бортовые були, но от этого отказались из-за ожидаемого падения и без того небольшой скорости. Для снижения перегрузки с корабля лишь сняли 127-мм орудия.
С 1943 г. корабль в основном использовался в качестве учебного для подготовки летчиков, ближе к концу войны с него сняли все 40-мм "бофорсы", а зенитное вооружение представляли 47 20-мм "эрликонов".
Авианосцы типа "Lexington" — 2 единицы
CV-2 "Lexington" BtlhQ 8.1.1921 3.10.1925 12.1927 Погиб 8.5.1942
CV-3 "Saratoga" NYSB 25.9.1920 7.4.1925 11.1927 Затонул 25.7.1946
38 727/47 700 т; 250,5/270,7x32,2x8,5 м; 4 ТЭУ, 16 ПК, 180 000 л.с., 33,25 уз., 6660 т нефти, 10 500 (15) миль. Броня: пояс 178 мм, палуба 51 мм, рубка 51 мм. Эк. 2327 чел. 4 х 2 — 203-мм/55,12x1 — 127-мм/25,16 — 12,7-мм, 90 самолетов.
Самые большие и быстроходные авианосцы своего времени. Заложены как линейные крейсера, но после Вашингтонской конференции перезаказаны как авианосцы (CV-2 и CV-3 соответственно 22.11.1922 и 30.10.1922).
В отношении корабельной архитектуры "Lexington" и "Saratoga" оказали заметное влияние на дальнейшее развитие класса авианосцев. Их полетная палуба (268,2 х 27,4 м) и внешние стены ангара составляли единое целое с корпусом, участвуя в обеспечении его продольной прочности (в отличие от последующих кораблей, на которых палуба и ангар выполнялись в качестве надстройки). Подобное конструктивное решение обеспечило определенный выигрыш в весе корпуса и позволило сделать одноярусный ангар полностью закрытым (размеры 129,2x22,6x6,4 м). Позади ангара находились ремонтные мастерские, а под ним — хранилище для самолетов в разобранном виде.
Самолеты подавались двумя довольно близко расположенными друг к другу лифтами. Кормовой (размер 9,15 х 11 м) предназначался только для истребителей, носовой (9,15 х 18,3 м) — для тяжелых (до 8 т) машин. Любопытной особенностью носового самолетоподъемника было то, что он мог поднимать самолеты с большой длиной фюзеляжа, для чего имелся дополнительный откидной люк размерами 6 х 8 м. В то же время наличие на огромных кораблях всего двух лифтов стало серьезным просчетом конструкторов и в дальнейшем отрицательно сказалось на эффективности использования палубной авиации.
Первоначально авианосцы несли по одной 47-м катапульте, предназначавшейся для запуска гидросамолетов, но в 1934 г. их сняли.
"Lexington" и "Saratoga" имели необычную для своего времени турбоэлектрическую ЭУ огромной мощности — 180 000 л.с. Причем турбогенераторы находились в центральных отсеках, а КО — слева и справа от них, вдоль бортов.
Броневая защита корпуса включала в себя 178-мм пояс по ВЛ длиной 161,5 м и высотой 2,9 м, а также 51-мм нижнюю палубу. ПТЗ состояла из внешних булей и четырех продольных переборок с каждого борта (общая ширина ПТЗ — 4,8 м). В районе ВЛ имелись дополнительные були, служившие лишь для обеспечения необходимой остойчивости корабля.
В соответствии с господствовавшими в 1920-е гг. тактическими взглядами, авианосцы вооружили восемью 203-мм орудиями в четырех небронированных башнях, размещенных по правому борту в нос и корму от надстройки и массивной дымовой трубы.
Еще до вступления США во Вторую мировую войну было принято решение усилить зенитное вооружение кораблей за счет замены бесполезных 203-мм орудий универсальными 127-мм. В начале 1942 г. 203-мм башни демонтировали.
"Lexington" к маю 1942 г., помимо 12 127-мм зениток, нес 4х4 28-мм и 22 х 1 20-мм автомата и 28 12,7-мм пулеметов. На "Saratoga" в ходе ремонта боевых повреждений в начале 1942 г. на месте снятых башен ГК разместили 4x2 127-мм/38 установки, одновременно все старые 127-мм/25 зенитки заменили на 8 х 1 127-мм/38 и добавили 4x4 40-мм автомата "бофорс". Число легких зенитных автоматов на корабле постоянно увеличивалось и к концу войны насчитывалось 120 стволов (96 40-мм "бофорсов" и 24 20-мм "эрликона").
В 1944 г. На "Saratoga" смонтировали две катапульты.
К концу войны на корабле в результате удлинения полетной палубы наибольшая длина достигла 277,2 м, а ширина корпуса после установки буля по правому борту (для компенсации веса надстройки) — 34,1 м. Запас нефти повысился до 9748 т, а авиабензина — до 500 700 л.
"Lexington" 7.5.1942 в ходе сражения в Коралловом море тяжело поврежден японской палубной авиацией (с АВ "Shokaku" и "Zuikaku", две торпеды и две бомбы), оставлен экипажем и добит торпедами ЭМ эскорта. Затонул 8.5.1942.
"Saratoga" 11.1.1942 поврежден торпедой япон. ПЛ 1-16; ремонт до конца мая 1942 г. 31.8.1942 вновь торпедирован япон. ПЛ I-26; ремонт до конца ноября 1942 г. В ходе прикрытия высадки десанта на о. Иводзима 21.2.1945 тяжело поврежден япон. авиацией (попадания четырех бомб и двух камикадзе), ремонтировался до мая 1945 г.
В качестве корабля-цели принял участие в испытаниях ядерного оружия у атолла Бикини: поврежден 1.7.1946, затонул после взрыва 25.7.1946.
Эскортные авианосцы типа "Commencement Bay" — 10 + 13 единиц
CVE-105 "Commencement Bay" STSB CVE-106 "Block Island" STSB |
23.9.1943 9.5.1944 11.1944 25.10.1943 10.6.1944 12.1944 |
Исключен в 1971 Исключен в 1959 |
CVE-107 "Gilbert Islands" STSB |
29.11.1943 20.7.1944 2.1945 |
Исключен в 1976 |
CVE-108 "Kula Gulf" STSB |
16.12.1943 15.8.1944 5.1945 |
Исключен в 1970 |
CVE-109 "Cape Gloucester" STSB |
10.1.1944 12.9.1944 5.1945 |
Исключен в 1971 |
CVE-110 "Salerno Bay" STSB |
7.2.1944 26.9.1944 5.1945 |
Исключен в 1961 |
CVE-111 "Vella Gulf" STSB |
7.3.1944 19.10.19444.1945 |
Исключен в 1970 |
CVE-112 "Siboney" STSB |
1.4.1944 9.11.1944 5.1945 |
Исключен в 1970 |
CVE-1 13 "Puget Sound" STSB |
12.5.1944 30.11.19446.1945 |
Исключен в 1960 |
CVE-115 "Bairoko" STSB |
27.5.1944 25.1.1945 7.1945 |
Исключен в 1960 |
18 908/21 397 (CVE-105) т; 160 (вл)/169,9х32,1 (22,9 вл)х8,5 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 16 000 л.с., 19 уз., 3380 т нефти, 10 000 (15) миль. Эк. 1066 чел. 2 — 127-мм/38, 3х4 и 12х2 — 40-мм/56, 20 х 1 — 20-мм/70, 33 самолета, 2 катапульты.
Самые крупные и наиболее удачные эскортные АВ американской постройки. Проект представлял собой улучшенный "Sangamon". Всего было заказано 27 кораблей, но в строй вошли лишь 19, из них 9 — уже после окончания войны.
Корпус АВ "Комменсмент Бэй" по конструкции повторял корпус танкера типа Т-3, но был основательно усовершенствован и перекомпонован; увеличилось число водонепроницаемых переборок. Кормовое расположение МО и КО сохранилось, но теперь ЭУ стала эшелонной, возросла и ее мощность (на испытаниях "Commencement Bay" развил мощность 17 800 л.с. и скорость 20,2 уз.). Площадь полетной палубы по сравнению с "Sangamon" немного уменьшилась (152,7 х 24,4 м), но ангар стал больше — 65,8 х 21 м. В носовой части палубы установили две катапульты. Грузоподъемность лифтов возросла до 7,7 т, их размеры — до 13,4 х 12,8 м. Емкость цистерн авиабензина существенно увеличили.
Еще 9 АВ этого типа (CVE-114 "Rendova", CVE-116 "Badoeng Strait", CVE-117 "Saidor", CVE-118 "Sicily", CVE-119 "Point Cruz", CVE-120 "Mindoro", CVE-121 "Rabaul", CVE-122 "Palau" и CVE-123 "Tinian") вступили в строй в 1945—1946 гг., уже после окончания войны, достройку еще четырех (CVE-124 "Bastogne", CVE-125 "Eniwetok", CVE-126 "Lingaen" и CVE-127 "Okinawa"), заложенных в 1945 г., отменили 11.8.1945 и позже разобрали на стапелях.
Эскортные авианосцы типа "Casablanca" — 50 единиц
CVE-55 |
"Casablanca" |
KV |
3.11.1942 |
5.4.1943 |
7.1943 |
Исключен в 1959 |
CVE-56 |
"Liscome Bay" |
KV |
9.12.1942 |
19.4.1943 |
8.1943 |
Погиб 24.11.1943 |
CVE-57 |
"Anzio" |
KV |
12.12.1942 |
1.5.1943 |
8.1943 |
Исключен в 1959 |
CVE-58 |
"Corregidor" |
KV |
17.12.1942 |
12.5.1943 |
8.1943 |
Исключен в 1958 |
CVE-59 |
"Mission Bay" |
KV |
28.12.1942 |
26.5.1943 |
9.1943 |
Исключен в 1958 |
CVE-60 |
"Guadalcanal" |
KV |
5.1.1943 |
5.6.1943 |
9.1943 |
Исключен в 1958 |
CVE-61 |
"Manila Bay" |
KV |
15.1.1943 |
10.7.1943 |
10.1943 |
Исключен в 1958 |
CVE-62 |
"Natoma Bay" |
KV |
17.1.1943 |
20.7.1943 |
10.1943 |
Исключен в 1958 |
CVE-63 |
"St. Lo" |
KV |
23.1.1943 |
17.8.1943 |
10.1943 |
Погиб 25.10.1944 |
CVE-64 |
"Tripoli" |
KV |
1.2.1943 |
2.9.1943 |
10.1943 |
Исключен в 1958 |
CVE-65 |
"Wake Island" |
KV |
6.2.1943 |
15.9.1943 |
11.1943 |
Исключен в 1946 |
CVE-66 |
"White Plains" |
KV |
11.2.1943 |
27.9.1943 |
11.1943 |
Исключен в 1958 |
CVE-67 |
"Solomons" |
KV |
19.3.1943 |
6.10.1943 |
11.1943 |
Исключен в 1946 |
CVE-68 |
"Kalinin Bay" |
KV |
26.4.1943 |
15.10.1943 |
11.1943 |
Исключен в 1946 |
CVE-69 |
"Kasaan Bay" |
KV |
11.5.1943 |
24.10.1943 |
12.1943 |
Исключен в 1959 |
CVE-70 |
"Fanshaw Bay" |
KV |
18.5.1943 |
1.11.1943 |
12.1943 |
Исключен в 1959 |
CVE-71 |
"Kitkun Bay" |
KV |
31.5.1943 |
8.11.1943 |
12.1943 |
Исключен в 1946 |
CVE-72 |
"Tulagi" |
KV |
7.6.1943 |
15.11.1943 |
12.1943 |
Исключен в 1946 |
CVE-73 |
"Gambler Bay" |
KV |
10.7.1943 |
22.11.1943 |
12.1943 |
Погиб 25.10.1944 |
CVE-74 |
"Nehenta Bay" |
KV |
20.7.1943 |
28.11.1943 |
1.1944 |
Исключен в 1959 |
CVE-75 |
"Hoggatt Bay" |
KV |
17.8.1943 |
4.12.1943 |
1.1944 |
Исключен в 1959 |
CVE-76 |
"Kadashan Bay" |
KV |
2.9.1943 |
11.12.1943 |
1.1944 |
Исключен в 1959 |
CVE-77 |
"Markus Island" |
KV |
15.9.1943 |
16.12.1943 |
1.1944 |
Исключен в 1959 |
CVE-78 |
"Savo Island" |
KV |
27.9.1943 |
22.12.1943 |
2.1944 |
Исключен в 1959 |
CVE-79 |
"Ommaney Bay" |
KV |
6.10.1943 |
29.12.1943 |
2.1944 |
Погиб 4.1.1945 |
CVE-80 |
"Petrof Bay" |
KV |
15.10.1943 |
5.1.1944 |
2.1944 |
Исключен в 1958 |
CVE-81 |
"Rudyerd Bay" |
KV |
24.10.1943 |
12.1.1944 |
2.1944 |
Исключен в 1959 |
CVE-82 |
"Saginaw Bay" |
KV |
1.11.1943 |
19.1.1944 |
3.1944 |
Исключен в 1959 |
CVE-83 |
"Sargent Bay" |
KV |
8.11.1943 |
31.1.1944 |
3.1944 |
Исключен в 1958 |
CVE-84 |
"Shamrock Bay" |
KV |
15.11.1943 |
4.2.1944 |
3.1944 |
Исключен в 1958 |
CVE-85 |
"Shipley Bay" |
KV |
22.11.1943 |
12.2.1944 |
3.1944 |
Исключен в 1959 |
CVE-86 |
"Sitkoh Bay" |
KV |
23.11.1943 |
19.2.1944 |
3.1944 |
Исключен в 1960 |
CVE-87 |
"Steamer Bay" |
KV |
4.12.1943 |
26.2.1944 |
4.1944 |
Исключен в 1959 |
CVE-88 |
"Cape Esperanse" |
KV |
11.12.1943 |
3.3.1944 |
4.1944 |
Исключен в 1959 |
CVE-89 |
"Takanis Bay" |
KV |
16.12.1943 |
10.3.1944 |
4.1944 |
Исключен в 1959 |
CVE-90 |
"Thetis Bay" |
KV |
22.12.1943 |
16.3.1944 |
4.1944 |
Исключен в 1964 |
CVE-91 |
"Makassar Strait" |
KV |
29.12.1943 |
22.3.1944 |
4.1944 |
Исключен в 1958 |
CVE-92 |
"Windham Bay" |
KV |
5.1.1944 |
29.3.1944 |
5.1944 |
Исключен в 1959 |
CVE-93 |
"Makin Island" |
KV |
12.1.1944 |
5.4.1944 |
5.1944 |
Исключен в 1947 |
CVE-94 |
"Lunga Point" |
KV |
19.1.1944 |
11.4.1944 |
5.1944 |
Исключен в 1960 |
CVE-95 |
"Bismarck Sea" |
KV |
31.1.1944 |
17.4.1944 |
5.1944 |
Погиб 21. 2. 1945 |
CVE-96 |
"Salamaua" |
KV |
4.2.1944 |
22.4.1944 |
5.1944 |
Исключен в 1946 |
GVE-97 |
"Hollandia" |
KV |
12.2.1944 |
28.4.1944 |
6.1944 |
Исключен в 1960 |
CVE-98 |
"Kwajellein" |
KV |
19.2.1944 |
4.5.1944 |
6.1944 |
Исключен в 1960 |
CVE-99 |
"Admiralty Islands" |
KV |
26.2.1944 |
10.5.1944 |
6.1944 |
Исключен в 1946 |
CVE-100 |
"Bouganville" |
KV |
3.3.1944 |
16.5.1944 |
6.1944 |
Исключен в 1960 |
CVE-101 |
"Matanikau" |
KV |
10.3.1944 |
22.5.1944 |
6.1944 |
Исключен в 1960 |
CVE-102 |
"Attu" |
KV |
16.3.1944 |
27.5.1944 |
6.1944 |
Исключен в 1946 |
CVE-103 |
"Roi" |
KV |
22.3.1944 |
2.6.1944 |
7.1944 |
Исключен в 1946 |
CVE-104 |
"Munda" |
KV |
29.3.1944 |
8.6.1944 |
7.1944 |
Исключен в 1958 |
8188/10 902 ("Liscome Bay") т; 149,4 (вл)/156,1х32,9 (19,9 вл)х6,3 м; 2 ПМУ, 4 ПК, 9000 л.с., 19 уз., 2228 т нефти, 10 200 (15) миль. Эк. 860 чел. 1 х 1 — 127-мм/33, 4x2 — 40-мм/56, 12x1 — 20-мм/70, 27 самолетов, 1 катапульта.
В начале лета 1942 г. владелец верфи в Ванкувере (штат Вашингтон) Г.Кайзер предложил американскому правительству развернуть на его предприятии массовый выпуск эскортных авианосцев, обязуясь строить до 100 таких кораблей в год. К тому времени фирма "Кайзер" уже освоила крупносерийную постройку торговых судов, и теперь технологию поточной сборки предлагалось распространить на военные корабли. Президент Рузвельт заинтересовался проектом, и Кайзер получил заказ сразу на 50 авианосцев.
АВ "Casablanca" во многом напоминал "Bogue", но имел меньшее водоизмещение, был двухвинтовым и более быстроходным. В основу проекта легла конструкция серийного быстроходного сухогруза типа S4-S2 ВВ-3, но, в отличие от предшественников, новые АВ строились с нуля , а не переделывались из уже заложенных корпусов. Срок постройки первых 10 кораблей составил 241 — 287 дней, последних — 101 — 112. Полетная палуба имела размеры 144,5 х 24.4 м, ангарная — 78х17,1х5,3 м. Катапульта и носовой самолетоподъемник применялись те же, что и на АВ "Bogue"; кормовой лифт был несколько больших размеров (12,7 х 11.5 м). Запас авиабензина — 378 500 л. ЭУ включала в себя две оригинальные пятицилиндровые ПМ типа "Unaflow", нередко именуемые турбинами. На испытаниях головной CVE-55 развил ход 20,75 уз.
В ходе войны зенитное вооружение усилено: на большинстве кораблей число "бофорсов" увеличили до 16 (8 х 2), "эрликонов" — до 20.
"Liscome Bay" у атолла Макин (02°58' с.ш., 172°26' в.д.) 24.11.1943 торпедирован япон. ПЛ I-175. В результате взрыва паров бензина и боезапаса затонул через 23 минуты после атаки. "St. Lo" 25.10.1944 в ходе сражения у о. Самар получил попадание камикадзе, за которым последовал ряд внутренних взрывов. "Gambler Bay" 25.10.1944 в ходе сражения у о. Самар потоплен арт. огнем япон. KPT. "Ommaney Bay" 4.1.1945 южнее о. Миндоро тяжело поврежден попаданием камикадзе, оставлен экипажем и потоплен кораблями эскорта. "Bismarck Sea" 21.2.1945 около Иводзимы поражен двумя камикадзе, вызвавшими большие пожары и взрывы. Через 2 часа затонул. "Corregidor" 20.4.1945 поврежден штормом, ремонтировался около двух месяцев, позже использовался для подготовки пилотов морской авиации. "Manila Bay" 5.1.1945 поврежден камикадзе, ремонтировался до марта 1945 г. "Wake Island" 3.4.1945 поврежден попаданием камикадзе; ремонт до конца войны. "White Plains" 25.10.1944 в ходе сражения у о. Самар поврежден разорвавшимся за кормой камикадзе и близким подводным взрывом снаряда с япон. ЛК; ремонт до марта 1945 г. "Kalinin Bay" 25.10.1944 в ходе сражения у о. Самар получил 15 попаданий 203-мм снарядами с яп. КРТ и два попадания камикадзе, тяжело поврежден, не восстанавливался. "Fanshaw Bay" 25.10.1944 входе сражения у о. Самар получил тяжелые повреждения от огня яп. КРТ (попало 6 203-мм снарядов); ремонт до марта 1945 г. "Kitkun Bay" 8.1.1945 поврежден попаданием камикадзе; ремонт до марта 1945 г. "Hoggatt Bay" 15.1.1945 поврежден внутренним взрывом; ремонт до июня 1945 г. "Kadashan Bay" 8.1.1945 поврежден попаданием камикадзе; ремонт несколько месяцев, позже использовался для подготовки морских летчиков. "Windham Bay" тяжело поврежден во время шторма; ремонт до конца войны. "Salamaua" 13.1.1945 поврежден попаданием камикадзе; ремонт до марта 1945 г. 5.6.1945 тяжело поврежден во время шторма; ремонт до конца войны. "Kwajalein" получил штормовые повреждения 18.12.1944; ремонт несколько месяцев.
Эскортные авианосцы типа "Sangamon" — 4 единицы
CVE-26 |
"Sangamon" |
FSB |
13.3.1939 |
4.11.1939 |
8.1942 |
Исключен в 1945 |
CVE-27 |
"Suwannee" |
FSB |
3.6.1939 |
4.4.1940 |
9.1942 |
Исключен в 1959 |
CVE-28 |
"Chenango" |
S |
10.7.1938 |
1.4.1939 |
9.1942 |
Исключен в 1959 |
CVE-29 |
"Santee" |
S |
31.5.1938 |
4.3.1939 |
8.1942 |
Исключен в 1959 |
10494/23895 т; 160 (вл)/168,6х32,1 (22,9 вл)х9,3 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 13500 л.с., 18 уз. Эк. 1080 чел. 2х1 — 127-мм/51, 4х2 — 40-мм/56, 12x1 — 20-мм/70, 30 самолетов, 1 катапульта.
Заложены как нефтеналивные танкеры типа Т-3 под названиями "Esso Trenton", "Markay", "Esso New Orleans" и "Seakay". Достроены в качестве военных танкеров АО-28 "Sangamon", АО-33 "Suwannee", AO-31 "Chenango" и АО-29 "Santee" соответственно. В начале 1942 г. принято решение перестроить их в конвойные авианосцы, 14 февраля переклассифицированы в AVG (впоследствии сменили индекс на CVE). Работы проводились с февраля по август 1942 г. АВ типа "Sangamon" были значительно крупнее, чем корабли, переделанные из судов типа С-3. Их полетная палуба имела размеры 153 х 25,9 м, ангар — 60,4 х 21 х 5,33 м. Первоначально на авианосцах устанавливалась одна катапульта, в ходе модернизации в 1944 г. добавили вторую. Два лифта размерами по 10,4 х 12,8 м были способны поднимать самолеты массой до 6,3 т. Грузовые танки сохранились — корабль мог принять 12 876 т нефти, однако на практике этой возможностью не пользовались. Ближе к концу войны часть грузовых танков стали применять для питания корабельных котлов, что повысило общий запас топлива до 4780 т; дальность плавания соответственно возросла до 23 900 (15) миль.
Через некоторое время после вступления в строй на всех кораблях неуниверсальные 127-мм/51 заменили на такое же число универсальных того же калибра с длиной ствола 38 клб. Число зенитных автоматов к 1945 г. достигло 47 — 49 стволов (4 х 2 и 10 х 2 40-мм "бофорсов" и 19 — 21x1 20-мм "эрликонов").
По сравнению с эскортными авианосцами, перестроенными из грузовых судов, "Sangamon" обладал лучшей живучестью (за счет разделения корпуса на танки), огромной дальностью плавания и, благодаря большим размерам полетной палубы, мог нести более тяжелые самолеты. Однако от планировавшейся в 1942 г. перестройки однотипных танкеров в авианосцы отказались из-за кризиса танкерного тоннажа, отдав предпочтение более дешевым кораблям типа "Casablanca" в корпусах сухогрузов.
"Sangamon" 4.5.1945 тяжело поврежден попаданием камикадзе, не восстанавливался. "Suwannee" 25.10.1944 поврежден попаданием камикадзе, на следующий день снова получил бомбовое попадание; ремонт до февраля 1945 г. 24.5.1945 поврежден внутренним взрывом; ремонт около месяца.
"Santee" 25.10.1944 поврежден камикадзе, через 16 минут получил попадание торпеды с япон. ПЛ I-56. Тяжело поврежден; ремонт до марта 1945 г.
Эскортные авианосцы типа "Bogue" — 11 единиц
CVE-9 |
"Bogue" |
STSB |
1.10.1941 |
15.1.1942 |
9.1942 |
Исключен в 1959 |
CVE-11 |
"Card" |
STSB |
27.10.1941 |
21.2.1942 |
11.1942 |
Исключен в 1970 |
CVE-12 |
"Copahee" |
STSB |
18.6.1941 |
21.10.1941 |
6.1942 |
Исключен в 1959 |
CVE-13 |
"Core" |
STSB |
2.1.1942 |
15.5.1942 |
12.1942 |
Исключен в 1970 |
CVE-16 |
"Nassau" |
STSB |
27.11.1941 |
4.4.1942 |
8.1942 |
Исключен в 1959 |
CVE-18 |
"Altamaha" |
STSB |
19.12.1941 |
22.5.1942 |
9.1942 |
Исключен в 1959 |
CVE-20 |
"Barnes" |
STSB |
19.1.1942 |
2.5.1942 |
2.1943 |
Исключен в 1959 |
CVE-21 |
"Block Island" |
STSB |
19.1.1942 |
6.6.1942 |
3.1943 |
Погиб 29. 5. 1944 |
CVE-23 |
"Breton" |
STSB |
25.2.1942 |
27.6.1942 |
4.1943 |
Исключен в 1972 |
CVE-25 |
"Croatan" |
STSB |
15.4.1942 |
1.8.1942 |
4.1943 |
Исключен в 1970 |
CVE-31 |
"Prince William" |
STSB |
19.5.1942 |
23.8.1942 |
4.1943 |
Исключен в 1959 |
9393/13891 ("Nassau") т; 141,7(вл)/151,1 (1-я серия) или 150 (2-ясерия)х34(21,2 вл)х7,1 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 8500 л.с., 16,5 уз., 3420 т нефти, 26 300 миль (15) миль. Эк. 890 чел. 2x1 — 127-мм/51, 2 х 2 — 40-мм/56, 10x1— 20-мм/70,28 самолетов, 1 катапульта.
Решение о массовой перестройке эскортных авианосцев из корпусов торговых судов было принято сразу же после нападения японцев на Перл- Харбор. В качестве базы для новой серии АВ был выбран транспорт
C-3-S с паротурбинной ЭУ. В проекте использовался опыт перестройки "Long Island" и "Charger" с внесением ряда изменений. Так, полетная палуба и ангар "Bogue" имели увеличенные размеры (133,1 х 23,9 и 79,6 х 18,9 х 5,3 м соответственно), число самолетоподъемников довели до двух (грузоподъемность — 6,3 т, размеры площадок— 12,6 х 10,1 м). Запас авиабензина составлял 340 650 л.
Авианосцы типа "Bogue" строились двумя сериями. Первая включала в себя 21 единицу: 10 для США и 11 для Великобритании (тип "Attacker"). Вторая (24 типа "Ameer") строилась специально для англичан, но один из кораблей — "Prince William" — остался в американском флоте. Основным отличием кораблей второй серии стали удлиненная до 141,7 м полетная палуба и меньший запас авиабензина (225 000 л).
Вскоре после вступления в строй на всех кораблях неуниверсальные 127-мм/51 заменили на универсальные того же калибра с длиной ствола 38 клб. Число стволов легкой зенитной артиллерии постоянно увеличивалось — так, в мае 1943 г. "Copahee" и "Croatan" несли 8x2 40-мм и 27 х 1 20-мм автоматов; к 1945 г. число спаренных 40-мм "бофорсов" на всех АВ довели до 10. "Block Island" 29.5.1944 в 420 милях южнее Азорских о-вов торпедирован герм. ПЛ U-549. Через полчаса после попадания трех торпед затонул (31°13’N,023°03'W).
Эскортный авианосец "Charger" — 1 единица
CVE-30 "Charger" S 19.1.19401.3.1941 3.1942 Исключен в 1946
11 800/15 126 т; 141,7/150x33,9 (21,2 вл)х7,7 м; 1 диз., 8500 л.с., 16,5 уз., 3061 т соляра. Эк. 856 чел. 3x1 — 102-мм/51,10 — 20-мм/70, 36 самолетов, 1 катапульта.
Один из пяти кораблей типа "Archer", строившихся в США по заказу Великобритании. 4.10.1940, уже после спуска на воду, принято решение оставить корабль в США и использовать для подготовки британских морских летчиков. Сохранил английское название. "Charger" переоборудован из транспортного теплохода "Rio de la Plata" (типа С-3). Конструктивно очень близок к "Long Island", но имел полетную палубу увеличенных размеров (134 х 23,8 м), небольшую палубную надстройку и меньший запас авиабензина — 340 650 л. Одновременно запас топлива возрос более чем в два раза (за счет отпавшей необходимости догружать корабль балластом, как это пришлось сделать на "Long Island" После войны перестроен в торговое судно.
Эскортный авианосец "Long Island" — 1 единица
CVE-1 "Long Island" S 7.7.193911.1.1940 6.1941 Исключен в 1946
11 300/14 050 т; 141,7/150x31,1 (21,2 вл)х7,7 м; 1 диз., 8500 л.с., 16,5 уз., 1360 т соляра. Эк. 970 чел. 1x1 — 102-мм/51, 2x1 — 76-мм/50, 4 — 12,7-мм пул., 16 самолетов, 1 катапульта.
Первый американский эскортный АВ; переоборудован из транспортного теплохода "Mormacmail" типа С-3 еще до вступления США во Вторую мировую войну. Работы по переделке судна начались 6.3.1941 и были выполнены всего за 88 дней. Проект по концепции напоминал британский "Audacity" (создававшийся примерно в то же время), но представлял собой более полноценный АВ. "Long Island" имел небольшой ангар (29,9 х 16,5 м), самолетоподъемник грузоподъемностью 3,4 т (11,6 х 10,4 м) и катапульту. Размеры полетной палубы — 109,7 х 21,3 м, причем сама палуба имела усиленную конструкцию из 19-мм стали. Запас авиабензина — 378 500 л. В трюм для сохранения остойчивости было уложено 1650 т балласта. Корпус оборудовали примитивной системой ПТЗ, включавшей в себя 25-мм продольную переборку.
В сентябре 1941 г. вместо 12,7-мм пулеметов установили 20-мм "эрликоны". В 1942 г. корабль прошел модернизацию: полетную палубу удлинили до 127,4 м, вес балласта увеличили до 2640 т. Неуниверсальную 102-мм пушку заменили на 127-мм/38 зенитную, число "эрликонов" возросло до 20.
В феврале 1944 г. корабль переоборудовали в авиатранспорт — сняли катапульту, аэрофинишеры, облегчили полетную палубу.
После войны перестроен в торговое судно.