Крейсера

 

Большие крейсера типа "Alaska" — 2 + 4 единицы

26.jpg

 

CB-1 "Alaska" NYSB 17.12.194115.8.1943 6.1944 Исключен в 1960

СВ-2 "Guam"   NYSB 2.2.1942 12.11.19439.1944   Исключен в 1958

 

29 779/34 253 (СВ-1) т; 241,2 (вл)/246,4х27,8х9,7 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 150 000 л.с., 33 уз., 3619 т нефти, 12000(15) миль. Броня: пояс 229 — 127 мм, палуба 36 (верхняя), 102 — 96 (главная) и 16 (противоосколочная) мм, башни 325 мм, барбеты 330 — 280 мм. рубка 269 мм. Эк. 1517 чел. 3x3 — 305-мм/50, 6x2 — 127-мм/38, 14x4 — 40-мм/56, 34 — 20-мм/70, 2 катапульты, 3 гидросамолета.

 

Большие крейсера "Alaska" и "Guam" благода­ря их размерам и вооружению зачастую относили к классу линкоров, однако свое происхождение они ведут от "вашингтонских" крейсеров, являясь их прямыми потомками.

Своим возникновением эти корабли обязаны нескольким факторам. Во-первых, с началом войны в Европе все договорные ограничения потеряли силу, во-вторых финансирование но­вых программ не встречало противодействия Конгресса, в-третьих, в то время в военно-морских кругах была популярна концепция "суперкрейсера", который мог бы прийти на сме­ну существующим "вашингтонским" крейсерам с 203-мм артиллерией ГК. Работы над проектом но­вого крейсера (для него даже был создан новый подкласс в американской системе индексации кораблей — СВ) начались в 1940 г. Увы, свобод­ным от ограничений конструкторам несколько изменило чувство меры. Корабль получился огром­ным, но каким-то несуразным. Требование достижения высокой скорости предопределило большое удлинение корпуса, что не позволило обеспечить сколько-нибудь эффективную ПТЗ, к тому же наличие всего одного руля вместо двух (что практиковалось на линкорах) предопредели­ло плохую маневренность.

На ранних стадиях проектирования защита предполагалась лишь от 203-мм снарядов (кроме погребов боезапаса, традиционно защищав­шихся лучше), но затем бронирование усилили, и в итоге корабли имели зону свободного ма­неврирования под огнем 305-мм орудий в интервале 90 — 120 кбт при курсовом угле 60°.

По ватерлинии 229-мм пояс имел наклон в 10°.

Первоначально предполагалось вооружить ко­рабль восемью 305-мм/50 орудиями в двух- и трехорудийных башнях, однако в итоге решили все орудия разместить в трехорудийных башнях, что­бы не тратить время на разработку установок двух типов.

По программе 1940 г. предусматривалась пост­ройка шести кораблей этого типа (СВ-1 — СВ-6), однако к 1943 г. отношение к этому проекту нача­ло меняться в худшую сторону, и заказ на три последних отменили. Достройка СВ-3 "Hawaii" (спущен на воду в марте 1945 г.) остановлена в 1947 г.

Когда в 1944 г. "Alaska" и "Guam" вступили в строй, их проект критиковали очень многие, срав­нивая с "белыми слонами".

 

Тяжелые крейсера типа "Baltimore" — 12 + 2 единицы

27.jpg

 

CA-68

"Baltimore"

BtlhQ

26.5.1941

28.7.1942

4.1943

Исключен в 1971

CA-69

"Boston"

BtlhQ

30.6.1941

26.8.1942

6.1943

Исключен в 1973

CA-70

"Canberra"

BtlhQ

3.9.1941

19.4.1943

10.1943

Исключен в 1978

CA-71

"Quincy"

BtlhQ

9.9.1941

23.6.1943

12.1943

Исключен в 1973

CA-72

"Pittsburgh"

BtlhQ

3.2.1943

22.2.1944

10.1944

Исключен в 1973

CA-73

"St. Paul"

BtlhQ

3.2.1943

16.9.1944

2.1945

Слом в 1978

CA-74

"Columbus"

BtlhQ

28.6.1943

30.11.1944

6.1945

Исключен в 1976

CA-130

"Bremerton"

NYSB

1.2.1943

2.6.1944

4.1945

Исключен в 1973

CA-131

"Fall River"

NYSB

12.4.1943

13.3.1944

6.1945

Исключен в 1971

CA-132

"Macon"

NYSB

14.6.1943

15.10.1944

8.1945

Исключен в 1969

CA-135

"Los Angeles"

FNY

28.6.1943

20.8.1944

7.1945

Исключен в 1974

CA-136

"Chicago"

FNY

28.7.1943

20.8.1944

1.1945

Слом в 1991

 

14 472/17 031 (СА-68) т; 202,4 (вл)/205,3 (СА-68 — 71 — 204,7)х21,6x7,3 м; 4 ТЗА, 4 ПК, 120 000 п.с., 34 уз., 2735 т нефти, 10 000 (15) миль. Броня: пояс 102 — 152 мм, палуба 65 мм, барбеты 160 мм, башни 203 — 95 мм, рубка 152 мм (нет на СА-68 — 74). Эк. 1142 чел. 3 х 3 — 203-мм/55, 6 х 2 — 127-мм/38, 12x4 (СА-68 — 71) или 11 х 4 + 2 х 2 (остальные) — 40-мм/56, 24 — 28 — 20-мм/70, 2 катапульты, 4 (на СА-68 — 71) или 2 (остальные) гидросамолета.

 

К работам над проектом "Baltimore" присту­пили в сентябре 1939 г. Начавшаяся в Европе воина сняла все договорные ограничения, что позволило вернуться к постройке крейсеров с 203-мм артиллерией ГК. За основу был взят только что вступивший в строй "Wichita", единственным недостатком которого счита­лась неудовлетворительная остойчивость. Первоначально предполагалось ограничить­ся увеличением ширины корпуса на 0,6 м, однако вскоре было решено пойти на более существенное изменение проекта, усилив зенит­ное вооружение за счет размещения 127-мм/38 орудий в спаренных башнях по принятой на КРЛ "Cleveland" ромбовидной схеме, и поста­вить на корабль многоствольные автоматы (первоначально 4x4 28-мм "чикагских пиани­но", впоследствии замененных на 40-мм/56 "бофорсы"). Также предусматривалось про­длить пояс по ватерлинии.

В результате новый корабль заметно "под­рос" — стандартное водоизмещение достигло 13 600 т, причем практически весь прирост по­шел на усиление зенитного вооружения и обеспечение лучшей мореходности и остойчивости. Бронирование, по сравнению с "Wichita", практически не изменилось — лишь толщина палубы возросла до 65 мм да пояс по ватерлинии стал чуть длиннее. Зона свобод­ного маневрирования под огнем 203-мм орудий простиралась от 77,5 до 120 кбт.

Мощность ЭУ была увеличена на 20%, так как по сравнению с прототипом резко возрос­ло водоизмещение корабля.

Заказ на строительство первых четырех ко­раблей (СА-68 — 71) разместили в июле 1940 г., в сентябре последовал заказ еще на четыре (СА-72 — 75). Последняя серия из 16 единиц (СА-122 — 138) была заказана в августе 1943 г.

Поскольку первый корабль вошел в строй только весной 1943 г., в нем был учтен воен­ный опыт, поэтому после вступления в строй корабли на протяжении войны практически не модернизировались.

В 1942 г. был создан улучшенный проект, отличавшийся сокращением числа дымовых труб до одной и улучшенными секторами обстрела зенитной артиллерии. По "проекту 1942" было решено достраивать СА-122 — 129 и СА-137 и СА-138.

Ближе к концу войны СА-134 перезаказали как крейсер нового типа с автоматическими 203-мм орудиями (будущий тип "De Moines"), 12.8.1945 заказ на постройку CA-126 — 129 и CA-137 и 138 отменили, СА-125 достроен пос­ле окончания войны как штабной корабль управления.

СА-75 "Helena", CA-133 "Toledo" и три ко­рабля "проекта 1942" типа "Oregon City" (СА-122 "Oregon City", CA-123 "Albany" и СА-124 "Rochester") вступили в строй уже после окон­чания войны, в 1945 — 1946 гг. "Canberra" 13.10.1944 поврежден япон. авиаторпедой; ремонт до октября 1945 г. "Pittsburgh" 5.6.1945 тяжело поврежден во время тайфуна (потеряна носовая оконеч­ность по башню №1); ремонт до сентября 1945 г.

 

Тяжелый крейсер "Wichita" — 1 единица

28.jpg

 

СА-45 "Wichita" FNY (машины — NYSB) 28.10.1935 16.11.19372.1939 Слом в 1959

 

10 589/13 015 т; 182,9 (вл)/185,4х18,8х7,2 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 100000 л.с., 33 уз., 1984 т нефти, 10000 (15) миль. Броня: пояс 102 — 152 мм (+ обшивка 16 мм), палуба 57 мм, барбеты 178 мм, башни 203 — 70 мм, рубка 152 мм. Эк. 929 чел. 3x3 — 203-мм/55, 8x1 — 127-мм/38, 2x4 — 28-мм, 8 х 1 — 12,7-мм, 2 катапульты, 4 гидросамолета.

 

В соответствии с положениями Лондонской морской конференции 1930 г., США могли заложить один тяжелый крейсер в 1934 г. (СА-44 "Vincennes" типа "New Orleans") и еще один — в 1935 г. В марте 1934 г. последний решили строить по новому проекту, в основу которого поло­жили "Brooklyn" с заменой 152-мм орудий на 203-мм. Толщину пояса повысили до 152 мм, барбетов — до 178 мм. В проекте устранили ос­новной недостаток предшествующих 203-мм установок, дававших слишком большой разброс снарядов в залпе из-за недостаточного расстояния между осями орудий. В новых установках это расстоя­ние удалось сделать большим, а чтобы не увеличивать диаметр барбета, его выполнили не цилин­дрическим, а коническим.

Состав и расположение ЭУ было таким же, как и на последних двух кораблях типа "Brooklyn" — КО с шестью из восьми ПК размещалось перед МО, а два оставшихся ПК стояли в КО, расположенном меж­ду двумя МО.

Броневой пояс толщиной 152 мм в средней части утоньшался до 102 мм в оконечностях. Палуба — толщиной 57 мм. Поперечные траверзы имели толщину 152 мм, а барбеты — 178 мм. Такое бронирование обеспечива­ло крейсеру зону свободного маневрирования под огнем 203-мм орудий в диапазоне от 50 до 110 кбт.

В дополнение к 203-мм орудиям крейсер нес новые 127-мм/38 зенит­ки, размещенные не побортно, а по ромбовидной схеме, что заметно улучшало сектора обстрела. Так как проектом предусматривались гораздо более легкие 127-мм/25 зенитки, остойчивость корабля после установки 127-мм/38 пушек стала вызывать серьезные опасения. Вы­ход был найден в укладке 200 т чугунного балласта.

В июле 1941 г. крейсер получил 2x4 28-мм автомата. В ноябре 1943 г. вместо них установили 4x4 + 2x2 40-мм/56 "бофорса" и 18 20-мм "эрликонов". К концу войны "Wichita" получил еще 2x2 40-мм автомата.

 

Тяжелые крейсера типа "New Orleans" — 7 единиц

 

29.jpg

 

СА-32 "New Orleans" NYNY

СА-34 "Astoria" PSNY

CA-36 "Minneapolis" FNY

CA-37 "Tuscaloosa" NYSB

CA-38 "San Francisco" MINY

CA-39 "Quincy" BtlhQ

CA-44 "Vincennes" BtlhQ

14.3.1931 12.4.1933 2.1934

1.9.1930 16.12.1933 4.1934

27.6.1931 6.9.1933 5.1934

3.9.1931 15.11.1933 8.1934

9.9.1931 9.3.1933 2.1934

15.11.1933 19.6.1935 6.1936

2.1.1934 21.5.1936 2.1937

Слом в 1959

Погиб 9.8.1942

Слом в 1959

Слом в 1959

Слом в 1959

Погиб 9.8. 1942

Погиб 9.8. 1942

 

10 136 (СА-32), 9975 (СА-37), 9375 (СА-39), 9400 (СА-44)/12 463 (СА-32) т; 176,2 (вл)/179,2x18,8x6,9 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 107 000 Л.С., 32,75 уз., 2178 т нефти (СА-32 — 2183 т, СА-34 и 44 — 2270 т), 10 000 (15) миль. Броня : пояс 82 — 127 мм на 19-мм обшивке в районе ЭУ, палуба 57 — 30 мм, погреба 76 — 102 мм (борта), барбеты 127 мм (СА-37 и 38 — 152 мм, СА-39 — 133 мм), башни 203 — 70 мм, рубка 127 мм. Эк. 708 — 751 чел. 3 х 3 — 203-мм/55, 8x1 — 127-мм/25, 8x1 — 12,7 мм пул., 2 катапульты, 4 гидросамолета.

 

К началу работ над проектом крейсеров, которые должны были по­следовать за типом "Portland" программы 1929 г. (№37 — 41), среди ру­ководства американского флота все больше распространялось мнение о недостаточной защите своих первых тяжелых крейсеров. После про­должительных дискуссий в Генеральном совете от планов дальнейшего развития типа "Northampton" отказались в пользу корабля с усиленным бронированием. Его создание представлялось возможным благодаря то­му обстоятельству, что крейсера типа "Northampton" имели стандартное водоизмещение приблизительно на 1000 т ниже предела, определен­ного Вашингтонской конференцией, и этот резерв можно было пустить на усиление брони.

Состав (но не расположение!) ЭУ новых крейсеров остался без изме­нений, а вот корпус был спроектирован заново и получился заметно короче и уже по сравнению с предшественниками. Сокращение длины было достигнуто за счет отказа от эшелонного расположения ЭУ в пользу линейного. Кроме того, уменьшили длину каждого МО. Это поз­волило сократить длину поясной брони и довести ее толщину до 127 мм (по нижней кромке она утоньшалась до 76 мм). Погреба имели толщи­ну стенок до 120 мм. Броневая палуба на протяжении погребов и ЭУ достигала толщины 57 мм, утоньшаясь в оконечностях до 30 мм. В от­личие от предшественников, башни ГК получили защиту от огня 203-мм орудий. Вес брони составлял 15% стандартного водоизмещения. В ре­зультате зона свободного маневрирования под огнем 203-мм орудий при курсовом угле 60° лежала в диапазоне 60 — 120 кбт.

Первоначально по новому проекту планировалось построить 5 кораблей (№37 — 41), однако он настолько пре­восходил проект КР тип "Northampton" (№32 — 36), что было решено №32, 34 и 36, заказ на которые получили верфи ВМФ, строить по измененному проекту (одновременно постройка №39 — 41 откладывалась).

Первые три крейсера типа "New Orleans" (№32, 34 и 36) строились по программе 1929-го финансового года. За ними последовали три корабля программы 1930 г. — СА-37 — СА-39, несколько отличающиеся от головного. На СА-37 и СА-38 толщина барбетов была доведена до 165 мм, установле­ны новые более легкие 203-мм орудия в более компактных башнях. На СА-39 предусмотрели возможность установ­ки в будущем 28-мм зенитных автоматов, что потребовало выделения резерва водоизмещения. Для этого пришлось уменьшить толщину бар­бетов до 133 мм. Последний корабль серии СА-44 строился по программе 1931 г. и полностью повторял СА-39.

После начала войны корабли прошли модернизацию, связанную с уси­лением зенитного вооружения. К апрелю 1942 г. на всех были установлены 4x4 28-мм автомата, а также срезана фок-мачта. Позднее добавлены 6 20-мм "эрликонов", а до конца года их число на крейсерах достигало 12 — 16 стволов. К этому времени остойчивость приблизилась к опасному пределу, и дальнейшие модернизации сопровождались добавкой баллас­та. Кроме того, с кораблей сняли боевую рубку и перестроили мостики. В 1943 — 1944 гг. 28-мм автоматы заменили на 6 х 4 40-мм "бофорсов". К ав­густу 1945 г. число стволов легкой зенитной артиллерии составляло на СА-32 — 52 (6 х 4 40-мм/56 и 14 х 2 20-мм/70), на СА-36 — 40 (6 х 4 40-мм/56 и 8 х 2 20-мм/70), на СА-37 — 52 (6 х 4 40-мм/56 и 28 х 1 20-мм/70) и на СА-38 — 50 (6 х 4 40-мм/56 и 26 х 1 20-мм/70). Одна из катапульт была снята. "Vincennes", "Quincy" и "Astoria" потоплены артогнем и торпедами япон. кораблей 9.8.1942 в бою у о. Саво (Гуадалканал). "New Orleans" 30.11.1942 тяжело поврежден япон. торпедой (оторва­на носовая оконечность до башни №2); ремонт до июля 1943 г. "Minneapolis" поврежден 30.11.1942 двумя торпедами с япон. ЭМ. Ото­рвана носовая оконечность до башни №1; ремонт до сентября 1943 г. "San Francisco" 13.11.1942 тяжело поврежден артогнем япон. кораблей (до 45 попаданий); ремонт до февраля 1943 г.

 

Тяжелые крейсера типа "Portland" — 2 единицы

 

30.jpg

 

СА-33 "Portland"       BtlhQ    17.2.1930 21.5.1932 2.1933 Слом в 1959

СА-35 "Indianapolis" NYSB   31.3.1930 7.11.1932 11.1932 Погиб 29.7.1945

 

10 258/12 775 (СА-35) т; 180,4 (вл)/185,9x20,1х6,4 м; 4 ТЗА, 8 ПК. 107 000 л.с., 32,5 уз., 1417 — 2125 т нефти, 10 000 (15) миль. Броня: 57 мм пояс на 19-мм подкладке в районе ЭУ, палуба 65 мм, погреба 146 мм (борт) и 54 мм (крыша), барбеты 37 мм, башни 65 мм, рубка 32 мм. Эк. 848 чел. 3 х 3 — 203-мм/55, 8x1 — 127-мм/25, 8 — 12,7-мм, 2 катапульты, 4 гидросамолета.

 

Первоначально проект крейсеров типа "Portland", утвержденный в 1929 г., представлял собой почти точную копию крейсеров типа "Northampton", отличаясь лишь большей на 3 м длиной корпуса. Планировалась по­стройка пяти кораблей (CL-32 — 36, впоследствии индекс сменен на СА). Уже после утверждения проекта новых крейсеров выяснилось, что их прототип, "Northampton", недогружен и можно использовать запас во­доизмещения для усиления защиты. В связи с этим решили ограничиться постройкой только двух кораблей по переработанному проекту, а осталь­ные строить по новому (будущий тип "New Orleans").

Переработка проекта кораблей типа "Portland" вылилась в увеличе­ние толщины палубы над ЭУ до 65 мм и в гораздо более солидную защиту погребов — стенки довели до 146 мм, толщина крыши возрос­ла незначительно — до 54 мм. Эти нововведения позволили обеспечить более надежную защиту ЭУ от огня 152-мм орудий, и впервые появи­лась зона безопасного маневрирования под огнем 203-мм орудий, правда, это касалось только погребов боезапаса. Для носового погре­ба — в диапазоне 60 — 115 кбт, для кормового — 60 — 102 кбт.

Помимо более надежной защиты, корабли типа "Portland" отличались от предшественников тем, что на них изначально не ставили ТА, а чис­ло 127-мм/25 зениток было увеличено с четырех до восьми.

В 1943 г. оба корабля прошли модернизацию, в ходе которой конструкция мостика была упрощена, а грот-мачта заменена на легкую решетчатую, установленную перед второй дымовой трубой. Впослед­ствии подобным образом перестроили и оставшиеся в строю корабли типа "Northampton".

Еще накануне войны было принято решение о довооружении обоих кораблей 4x4 28-мм зенитными автоматами. Последние появились на крейсерах в начале 1942 г., одновременно с 20-мм "эрликонами" (око­ло 12 стволов). Позже 28-мм автоматы заменили на 40-мм "бофорсы". К концу войны количество стволов легкой зенитной артиллерии состав­ляло 37 (4 х 4 и 2 х 2 40-мм "бофорса" и 17 20-мм "эрликонов") на "Portland" и 43 (6 х 4 40-мм "бофорсов" и 19 20-мм "эрликонов") на "Indianapolis". На обоих кораблях была снята правая катапульта, а чис­ло гидросамолетов сократилось до двух на первом и трех на втором.

"Indianapolis" тяжело поврежден 30.3.1945 камикадзе; ремонт до ию­ля 1945 г. 30.7.1945 потоплен тремя торпедами япон. ПЛ I-58 в Филип­пинском море. "Portland" 13.11.1942 в бою у о. Гуадалканал получил одно торпедное попадание с япон. кораблей. Тяжело поврежден и ремонтировался до мая 1943 г.

 

Тяжелые крейсера типа "Northampton" — 6 единиц

 

31.jpg

 

СА-26

СА-27

"Northampton"

"Chester"

BtlhQ

NYSB

14.4.1928

6.3.1928

5.9.1929

3.7.1929

5.1930

6.1930

Погиб 1.12.1942

Слом в 1959

СА-28

"Louisville"

PSNY

4.7.1928

1.9.1930

1.1931

Исключен в 1959

СА-29

СА-30

"Chicago"

"Houston"

MINY

NN

10.9.1928

1.5.1928

10.4.1930

7.9.1929

3.1931

6.1930

Погиб 30.1.1943

Погиб 1.3.1942

СА-31

"Augusta"

NN

2.7.1928

1.2.1930

1.1931

Исключен в 1959

 

9006/11 420 (СА-26), 9200/12 350 (СА-27), 9300/12 350 (СА-29) и 9050/12 150 (остальные) т; 177,4 (вл)/183x20,1х5,9 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 107 000 л.с. 32,5 уз., 1417 — 2108 т нефти, 10 000 (15) миль. Броня: пояс в районе ЭУ 76 мм, палуба 25 мм, погреба 95 мм (борт) и 51 мм (крыша), барбеты 37 мм, башни 65 мм. Эк. 621 (734 на флагманских) чел. 3x3 — 203-мм/55, 8x1 — 127-мм/25,4 х 4 — 28-мм (см. ниже), 8 — 12,7-мм, 2 катапульты, 4 гидросамолета.

 

При обсуждении на Генеральном совете (февраль 1926 г.) требова­ний к планируемым к постройке крейсерам было предложено пере­работать проект кораблей типа "Pensacola", улучшив живучесть, за счет разделения КО на большее число отсеков, и повысив мореходность, введя полубак. Кроме того, рекомендовалось улучшить условия хране­ния гидросамолетов, оборудовав ангар. Для сохранения водоизмещения на прежнем уровне считалось возможным пойти на снижение числа орудий ГК до восьми-девяти, как и на большинстве "вашингтонских" крей­серов зарубежных флотов.

В апреле на рассмотрение Совета были представлены два эскизных проекта: первый — с четырьмя двухорудийными башнями, второй — с тремя трехорудийными. Был выбран последний вариант, так как вес вооружения в трехорудийных башнях оказался меньше, чем в двухорудийных. Кроме того, четырехбашенная компоновка, по сравнению с трехбашенной, отличалась чрезмерной "плотностью". В окончатель­ном варианте вооружение состояло из 3 х 3 203-мм/55 орудий ГК, 4 х 1 127-мм/25 зениток и 2 х 3 533-мм ТА.

Бронированием новый проект мало отличался от типа "Pensacola" — 76-мм пояс по ватерлинии и 25-мм палуба на протяжении ЭУ, погреба ГК имели локальную защиту (вертикальная — 95 мм, горизонтальная — 51 мм). При определении зоны свободного маневрирования (то есть в случае, ког­да не пробивалась ни горизонтальная, ни вертикальная броня) не определялись, однако проведенные в 1933 г. расчеты показали, что обес­печена защита от огня 130-мм орудий на дистанции свыше 40 кбт, зона неуязвимости от 152-мм снарядов лежала в диапазоне 50 — 105 кбт, но только для погребов, поскольку пояс напротив ЭУ не пробивался на дистанции свыше 65 кбт, когда палуба уже становилась проницаемой для 152-мм снаряда. Под огнем 203-мм орудий зон свободного маневриро­вания не было.

В ходе проектирования предлагалось усилить бронирование, обеспечив защиту от 203-мм снарядов хотя бы погребов боезапаса, но дело ограни­чилось лишь противоосколочным бронированием элеваторов подачи.

Все 6 кораблей строились по программе 1929-го финансового года. СА-29, СА-30 и СА-31 оборудовались как флагманские корабли и ви­зуально отличались от остальных продленным до основания катапульт полубаком, что обеспечило создание дополнительных помещений.

В 1931 г., вскоре после вступ­ления в строй, со всех крейсеров сняты торпедные аппараты.

В начале 1933 г. усилили зенит­ное вооружение, установив 8 12,7-мм пулеметов, тогда же было принято решение установить че­тыре дополнительных 127-мм/25 орудия, доведя их число до вось­ми, но эти работы провели только в 1938—1939 гг.

В июне 1940 г. в соответствии с решением Генерального совета об усилении зенитного вооружения, на кораблях предусматривалась уста­новка 4x4 28-мм автоматов. Так как этих установок не хватало, на части кораблей временно установили 76-мм/50 зенитки. Так, "Northampton" во­оружили четырьмя такими орудиями, a "Houston" — тремя 76-мм/50 орудиями и 1 х 4 28-мм автоматом. В конечном итоге все корабли по­лучили по 4 х 4 28-мм автомата.

В начале войны носовую надстройку перестроили, а высоту фок-мачты уменьшили. С 1942 г. на кораблях появились 20-мм "эрликоны". В августе на "Chester" стояло 2x4 28-мм и 13 х 1 20-мм автоматов, a "Northampton" на момент своей гибели нес 4x4 28-мм и 14 20-мм автоматов. В конце 1942 г. для крейсеров этого типа был установлен новый стандарт легкого зенитного вооружения — 28 стволов (4x4 40-мм "бофорсов" и 12 х 1 20-мм "эрликонов"), но уже к началу 1944 г. их число было увеличено.

К концу войны "Chester" имел 50 стволов легкой зенитной артилле­рии (5 х 4 и 2 х 2 40-мм и 13 х 2 20-мм автоматов). Правую катапульту сняли. Кормовая надстройка была срезана, вместо грот-мачты установ­лена решетчатая конструкция вокруг задней трубы. "Louisville" и "Augusta" прошли аналогичную модернизацию, но имели по 44 ствола легкой зе­нитной артиллерии (4 х 4 и 4 х 2 40-мм и 20 х 1 20-мм автоматов).

"Houston" 4.2.1942 поврежден япон. авиацией (бомба вывела из строя кор­мовую башню ГК). 27.2.1942 в бою в Яванском море поврежден артогнем япон. крейсеров. 1.3.1942 потоплен артогнем и торпедами япон. КРТ "Mogami" и "Mikuma" в проливе Сунда. "Northampton" в бою у Тассафаронга 30.11.1942 незадолго до полуночи получил 2 торпедных попадания с япон. ЭМ "Oyashio". Через 3 часа оставлен командой и затонул. "Chicago" 9.8.1942 в бою у о. Саво поврежден япон. торпедой; ремонт до конца года. 29.1.1943 поврежден двумя япон. авиа- торпедами у о. Рендел. Потерял ход. Взят на буксир, но на следующий день получил еще 4 попадания авиаторпед и быст­ро затонул.

"Chester" 1.2.1942 поврежден япон. авиацией (1 бомба); ремонт до мая 1942 г. 20.10.1942 поврежден торпедой япон. ПЛ 1-176; ремонт до ию­ня 1943 г. 19.2.1945 поврежден при столкновении с вспомогательным судном "Estes"; ремонт до мая 1945 г.

"Louisville" 5 и 8 января 1945 г. поврежден попаданием двух камикад­зе; ремонт до апреля 1945 г. 5.6.1945 вновь поврежден камикадзе; ремонт 2 месяца.

 

Тяжелые крейсера типа "Pensacola" — 2 единицы

 

32.jpg

 

CA-24 "Pensacola"       NYNY   27.10.1926 25.4.1929 2.1930 Потоплен 10.11.1948

CA-25 "Salt Lake City" NYSB   9.6.1927 23.1.1929 12.1929 Потоплен 25.5.1948

 

9100/12 050 т (СА-24) и 9097/11 512 т (СА-25); 173,7 (вп)/178,5x19,9x5,9 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 107 000 л.с., 32,5 уз., 3052 (СА-24) или 2895 (СА-25) т нефти, 10 000 (15) миль. Броня: пояс 65 мм в районе ЭУ, палуба 25 мм, погреба 102 мм борт и 45 мм крыша; барбеты 19 мм; башни 65 мм, рубка 32 мм. Эк. 631 чел. 2х3 и 2х2 — 203-мм/55, 8 х 1 — 127-мм/25, 2x4 — 28-мм, 4 гидросамолета, 2 катапульты.

 

Первые американские "вашингтонские" крейсера. Работа над проек­том крейсера с 203-мм артиллерией ГК началась в США еще в 1919 г., но окончательный вариант был готов лишь к 1925 г. В нем предусмат­ривались мощное вооружение из 10 203-мм орудий в двух- и трехорудийных башнях и бронирование, защищающее ЭУ и погреба от огня 130-мм орудий на средних дистанциях. Это обеспечивало кораб­лю неуязвимость от орудий эсминцев, а система центральной наводки ГК позволяла вести бой с легкими крейсерами, вооруженными 152-мм орудиями, на больших дистанциях, на которых их ответный огонь будет малоэффективен. В то же время для 203-мм снарядов корабли оказа­лись уязвимы на любых дистанциях.

Гладкопалубный корпус с заметной седловатостью был сильно за­ужен в оконечностях. Подобное решение позволило несколько снизить процентный вес корпуса и повысить скорость хода, однако оно имело и негативные последствия — широкие барбеты трехорудийных башен не вписывались в острые обводы. В результате на крейсерах пришлось прибегнуть к весьма необычному расположению башен ГК — концевые были двухорудийными, а поверх них стояли трехорудийные. Дополня­ли вооружение четыре зенитных 127-мм/25 орудия и 2 х 3 533-мм ТА.

Две катапульты для запуска гидро­самолетов размещались побортно в центре корпуса.

Вскоре после вступления ко­раблей в строй выяснилось, что они подвержены сильной качке. Для устранения этого недостатка увели­чили скуловые кили. В середине 1930-х гг. сняли ТА. В первой поло­вине 1941 г. крейсера получили по 4 дополнительных 127-мм/25 мм орудия. В ноябре 1941 г. были установлены 2x4 28-мм автомата и изменены надстройки.

В 1942 г. оба крейсера получили еще по 2 х 4 28-мм автомата и 8 х 1 20-мм "эрликонов". В том же году все 28-мм автоматы заменили на счет­веренные 40-мм "бофорсы", а количество "эрликонов" увеличили до 12. К 1944 г. число счетверенных "бофорсов" возросло до 6, а "эрликонов" — до 20 — 21. Катапульту правого борта сняли. К моменту окончания вой­ны число стволов легкой зенитной артиллерии достигало 43 (6 х 4 "бофорсов" и 19 х 1 "эрликонов") на СА-25 и 46 (7 х 4 "бофорсов" и 9 х 2 "эрликонов") на СА-24.

"Pensacola" 30.11.1942 в бою у Тассафаронга тяжело поврежден тор­педой с япон. кораблей; ремонт до ноября 1943 г. "Salt Lake City" 11.10.1942 в бою у мыса Эсперанс поврежден тремя снарядами япон. ко­раблей; ремонт до февраля 1943 г. В бою у Командорских островов 26.3.1943 получил тяжелые повреждения от артогня япон. крейсеров (4 снаряда); ремонт до октября 1943 г. Оба крейсера потоплены в 1948 г. при испытании новых образцов оружия.

 

Легкие крейсера типа "Cleveland" — 25 + 4 единицы

 

33.jpg

 

CL-55

"Cleveland"

NYSB

1.7.1940

1.11.1941

6.1942

Слом в 1960

CL-56

"Columbia"

NYSB

19.8.1940

17.12.1941

6.1942

Слом в 1960

CL-57

"Montpelier"

NYSB

2.12.1940

12.2.1942

9.1942

Слом в 1960

CL-58

"Denver"

NYSB

26.12.1940

4.4.1942

10.1942

Слом в 1960

CL-60

"Santa Fe"

NYSB

7.6.1941

10.6.1942

10.1942

Слом в 1960

CL-62

"Birmingham"

NN

17.2.1941

20.3.1942

1.1943

Слом в 1959

CL-63

"Mobile"

NN

14.4.1941

15.5.1942

3.1943

Слом в 1960

CL-64

"Vincennes"

BtlhQ

7.3.1942

17.7.1943

1.1944

Исключен в 1966

CL-65

"Pasadena"

BtlhQ

6.2.1943

28.12.1943

7.1944

Исключен в 1970

CL-66

"Springfield"

BtlhQ

13.2.1943

9.3.1944

9.1944

Слом в 1978

CL-67

"Topeka"

BtlhQ

21.4.1943

19.8.1944

12.1944

Исключен в 1973

CL-80

"Biloxi"

NN

9.7.1941

23.2.1943

8.1943

Слом в 1962

CL-81

"Houston"

NN

4.8.1941

19.6.1943

12.1943

Слом в 1960

CL-82

"Providence"

BtlhQ

27.7.1943

28.12.1944

5.1945

Слом в 1 978

CL-86

"Vicksburg"

NN

26.10.1942

14.12.1943

6.1944

Слом в 1964

CL-87

"Duluth"

NN

9.11.1942

13.1.1944

9.1944

Слом в 1961

CL-89

"Miami"

Crp

2.8.1941

8.12.1942

12.1943

Слом в 1 962

CL-90

"Astoria"

Crp

6.9.1941

6.3.1943

5.1944

Исключен в 1969

CL-91

"Oklahoma City"

Crp

8.12.1942

20.2.1944

12.1944

Исключен в 1979

CL-92

"Little Rock"

Crp

6.3.1943

27.8.1944

6.1945

Исключен в 1976

CL-101

"Amsterdam"

NN

3.3.1943

25.4.1944

1.1945

Исключен в 1971

CL-102

"Portsmouth"

NN

28.6.1943

20.9.1944

6.1945

Исключен в 1971

CL-103

"Wilkes-Barre"

NYSB

14.12.1942

24.12.1943

7.1944

Исключен в 1972

CL-104

"Atlanta"

NYSB

25.1.1943

6.2.1944

12.1944

Исключен в 1965

CL-105

"Dayton"

NYSB

8.3.1943

19.3.1944

1.1945

Слом в 1962

 

11 734/14 131 (CL-80) т; 182,9 (вл)/186x20,2x7,5 м; 4 ТЗА, 4 ПК, 100 000 л.с., 32,5 уз., 2100 т нефти, 11 000 (15) миль. Броня: пояс 88 — 127 мм, траверсы 127 мм, палуба 51 мм, барбеты 152 мм, башни 165 — 76, рубка 127 мм. Эк. 992 чел. 4x3 — 152-мм/47, 6x2 — 127-мм/38, 4x2 (CL-55 и 56) или 4 х 4 + 4 х 2 (CL-57, 58, 60, 64 — 66, 80 и 81) или 4 х 4 + 6 х 2 (CL-62, 63, 67, 82, 84 — 92, 94, 101 — 105) — 40-мм/56, 10x1 (CL-67, 82, 84 — 92, 94, 101 — 105) или 13 х 1 (CL-55 и 56) или 17x1 (CL-57 и 58) или 21 х1 (CL-60, 62 — 66, 80 и 81) — 20-мм/70, 2 катапульты, 4 гидросамолета.

 

Самая многочисленная в мире серия крейсеров — из 52 зака­занных единиц 29 вошли в строй как крейсера, еще 9 достроили в качестве легких авианосцев.

История этих кораблей нача­лась в 1938 г., когда было принято решение построить в рамках программы 1940 финансового года два легких крейсера водоизмещением 8000 т (в соответствии с лимитом, установленным Лондонской конференцией 1936 г.). В мае 1939 г. был готов проект ново­го корабля (8000 т, 173 м, 5 х 2 152-мм/47, 5 х 4 — 28-мм, 1 катапульта и 2 х 3 ТА), внешне напоминающий уменьшенный "Brooklyn". Не­достатком этого варианта стала очень плотная компоновка, не допускающая внесения изме­нений, возникших при его обсуждении на Генеральном совете. Предлагалось создать новый проект, но в сентябре началась война в Европе, договорные ограничения отпали и, чтобы не терять времени, решено было вос­пользоваться проектом крейсера "Helena", усилив его тяжелое зенитное вооружение.

Корпус нового крейсера сделали шире при неизменной по сравнению с прототипом длине, чтобы компенсировать возросший "верхний" вес и сохранить приемлемую остой­чивость. С этой же целью предусматривалось использование алюминиевых сплавов при изго­товлении надстроек. Как ни парадоксально, последнее обстоятельство в конечном итоге сказалось отрицательно — в условиях военно­го времени нехватка алюминия вынудила заменить его в корабельных конструкциях сталью (начиная с CL-66), что только ухудшило ситуацию с остойчивостью.

Главный калибр новых крейсеров состоял из 12 152-мм орудий Mk 16 в четырех трехорудий­ных башнях. Зенитное вооружение было очень мощным — 12 127-мм/38 орудий в шести спа­ренных установках. Удачное расположение (по ромбовидной схеме) обеспечивало широкие сектора обстрела, позволяя концентрировать огонь не менее шести орудий в любом направ­лении. Легкое зенитное вооружение перво­начально ограничивалось 12,7-мм пулеметами, вскоре встал вопрос об установке на корабли 28-мм автоматов. Малая остойчивость потре­бовала сопроводить эту операцию укладкой балласта. Еще до ввода в строй первого крей­сера ненадежные 28-мм автоматы заменили на спаренные 40-мм "бофорсы".

Бронирование в целом было такое же, как на "Helena", лишь несколько усилили защиту кормовых погребов (толщина внутренней про­дольной переборки 120 — 76 мм). Зона свобод­ного маневрирования под огнем 152-мм ору­дий при курсовом угле 90° лежала в диапазоне 47 —108 кбт.

ЭУ по составу и схеме расположения не отли­чалась от принятой на "Helena", но длина МО была увеличена, чтобы избавиться от тесноты.

Первые 2 корабля — CL-55 и CL-56 — были заказаны 23.3.1940. До вступления США во Вторую мировую войну разместили заказы еще на 28 единиц (CL-59 — CL-67 и CL-76 — CL-94). После 7.12.1941 последовали новые заказы, и до 1942 г. США успели разместить заказы еще на 20 кораблей — CL-99 — CL-118.

Начиная с CL-64 крейсера вступали в строй с измененным мостиком (он стал открытым) и без броневой рубки. С 1942 г. велись работы по мо­дернизированному проекту, в котором за счет более низкого расположения 127-мм орудий и 40-мм автоматов повышалась остойчивость. Од­новременно предполагалось сократить число дымовых труб до одной, что обеспечивало бы зенитным автоматам лучшие сектора обстрела. В августе 1942 г. было решено строить CL-106 —118 по измененному проекту, но из-за сокращения ко­раблестроительных программ в конце войны в строй вошли только 2 корабля, причем оба — после ее окончания.

В начале 1942 г. для ускорения пополнения флота быстроходными АВ было решено пе­рестроить 9 кораблей (CL-59 "Amsterdam", CL-61 "Tallahassee", CL-76 "New Haven", CL-77 "Huntington", CL-78 "Dayton", CL-79 "Wilmington", CL-85 "Fargo", CL-99 "Buffalo" и CL-100 "Newark"), заказанных верфи "New York SB", в легкие авианосцы (тип "Independence").

Заказ на строительство CL-84 и CL-88 был отменен 16.12.1940, чтобы дать возможность верфи "Federal" сосредоточиться на строи­тельстве ЭМ.

В 1944 — 1945 гг. заказы на корабли, нахо­дящиеся в низкой степени готовности либо еще не заложенные, были отменены: CL-112 — CL-115 — 5.10.1944; CL-94, CL-109 — CL-111 и CL-116 — CL-118 — 12.8.1945.

Ближе к концу войны с крейсеров для сниже­ния перегрузки снимали одну из катапульт.

Однотипные крейсера CL-83 "Manchester", CL-93 "Galveston", CL-106 "Fargo" и CL-107 "Huntington" достроены уже после окончания войны в 1945 — 1946 гг.

"Columbia" 6 и 9.1.1945 тяжело поврежден камикадзе; ремонт до мая 1945 г. "Denver" 13.11.1943 поврежден япон. авиаторпедой; ремонт до июня 1944 г. "Birmingham" 8.11.1943 тяжело поврежден япон. авиацией (бомбы и торпеда); ремонт до февраля 1944 г. 24.10.1944 поврежден взрывом на АВЛ "Princeton"; ре­монт до января 1945 г. 3. 5.1945 тяжело поврежден камикадзе; ремонт до августа 1945 г. "Biloxi" 26.3.1945 поврежден ками­кадзе; ремонт до июля 1945 г. "Houston" 14.10.1944 тяжело поврежден япон. авиатор­педой, при буксировке 16.10.1944 повторно поврежден авиаторпедой; ремонт до октября 1945 г. "Duluth" получил тяжелые поврежде­ния, попав в тайфун 5.6.1945; ремонт продол­жался до августа 1945 г.

 

Легкие крейсера типа "Atlanta" — 8 единиц

 

34.jpg

 

CL-51

"Atlanta"

FSB

22.4.1940

6.9.1941

1942

Погиб 13.11.1942

CL-52

"Juneau"

FSB

27.5.1940

25.10.1941

1942

Погиб 13.11.1942

CL-53

"San Diego"

BtlhQ

27.3.1940

26.7.1941

1.1942

Исключен в 1959

CL-54

"San Juan"

Blind

15.5.1940

6.9.1941

2.1942

Исключен в 1959

CL-95

"Oakland"

BtlhSF

13.7.1941

23.10.1942

7.1943

Слом в 1 960

CL-96

"Reno"

BtlhSF

1.8.1941

23.12.1942

12.1943

Слом в 1962

CL-97

"Flint"

BtlhSF

23.10.1942

25.1.1944

8.1944

Слом в 1966

CL-98

"Tucson"

BtlhSF

23.12.1942

3.9.1944

2.1945

Исключен в 1966

 

6718/8340 (CL-51) т; 161,6 (вл)/165,1 — 165,2x16,2x6,3 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 75 000 л.с., 32,5 уз., 1360 т нефти, 8500 (15) миль. Броня: пояс и траверсы 95 мм, палуба 32 мм, башни 25 — 32 мм, рубка 65 мм. Эк. 623 чел. 8x2 (CL-51 — 54) или 6 х 2 (CL-95 — 98) — 127-мм/38, 3x4 (CL-51 и 52) или 4 х 4 (CL-53 и 54) — 28-мм, 6 — 8x2 — 40-мм (CL-95 — 98), 8 (CL-53 и 54) — 16 (CL-95 — 98) х 1 — 20-мм, 2 х 4 — 533-мм ТА.

 

Вторая Лондонская конференция ограничила водоизмещение крейсеров 8000 т. Первона­чально в США планировали создать корабль в рамках этих ограничений (8000 т и 152-мм ар­тиллерия), но по ряду причин в конце 1937 г. приоритет был отдан созданию меньшего по размерам крейсера с 127-мм артиллерией, предназначенного для действий вместе с эс­минцами. Предварительный проект корабля стандартным водоизмещением 6000 т и воору­жением из 127-мм орудий в двухорудийных установках был готов к июлю 1938 г.

Броневая защита из 95-мм пояса напротив ЭУ и 32-мм палубы обеспечивали зону свободного маневрирования под огнем 130-мм орудий в диа­пазоне 30 — 80 кбт при курсовом угле 60°. Броневой пояс был включен в конструкцию кор­пуса и не имел под собой обшивки.

Корабли отличались значительной пере­грузкой — на головном CL-51 она составляла свыше 700 т. Неудивительно, что заложенная в проекте скорость в 35 уз. так и не была достигнута. По первоначальному проекту по­строили 4 корабля (CL-51 — 54), следующие 4 вошли в строй по откорректированному — с заменой бортовых 127-мм установок на 40-мм "бофорсы", которые заменили и все 28-мм ав­томаты.

CL-53 и CL-54 в 1943 — 1944 гг. перевооружи­ли 4 х 2 40-мм/56 "бофорсами", заменившими 28-мм автоматы.

В 1945 г. для уменьшения перегрузки с CL-95 и CL-98 сняты ТА.

"Atlanta" 12.11.1942 тяжело поврежден в бою у о. Гуадалканала торпедой япон. ЭМ и артог­нем япон. кораблей и амер. КР "San Francisco" (по ошибке). Утром следующего дня затонул. "Juneau" 12.11.1942 тяжело поврежден в бою у о. Гуадалканала торпедой и артогнем япон. кораблей, 13.11.1942 сев. Гуадалканала по­топлен торпедой япон. ПЛ I-26. "Reno" 4.11.1944 поврежден торпедой япон. ПЛ 1-41; ремонт до окончания войны.

 

Легкие крейсера типа "Brooklyn" — 9 единиц

 

35.jpg

 

CL-40

"Brooklyn"

NYNY

12.3.1935

30.11.1936

7.1938

В 1951 продан Чили

CL-41

"Philadelphia"

FNY

28.5.1935

17.11.1936

7.1937

В 1951 продан Бразилии

CL-42

"Savannah"

NYSB

31.5.1934

8.5.1937

8.1937

Исключен в 1959

CL-43

"Nashville"

NYSB

24.1.1935

2.10.1937

11.1938

В 1951 продан Чили

CL-46

"Phoenix"

NYSB

15.4.1935

12.3.1938

12.1939

В 1951 продан Аргентине

CL-47

"Boise"

NN

1.4.1935

3.12.1936

12.1939

В 1951 продан Аргентине

CL-48

"Honolulu"

NYNY

10.9.1935

26.8.1937

9.1938

Слом в 1961

CL-49

"St. Louis"

NN

10.12.1936   15.4.1938

12.1939

В 1951 продан Бразилии

CL-50

"Helena"

NYNY

9.12.1936

28.8.1938

12.1939

Погиб 6. 7. 1943

 

9700/12 700 (CL-40 и 41), 9475/12 650 (CL-42 и 43), 10 000/12 500 (CL-44 и 47) 9650/12 600 (CL-48) и 9700/12 900 (CL-49 и 50) т; 182,3 (вл)/185,4x18,6x6,9 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 100 000 л.с., 32,5 уз., 2207 т нефти, 10 000 (15) миль. Броня: пояс 127 мм (+ 16-мм обшивка), траверсы 127 — 51 мм, палуба 51 мм, барбеты 152 мм, башни 165 — 32 мм, башни 127-мм орудий (только на CL-49 и 50) 25 — 32 мм, рубка 127 мм. Эк. 868 (на CL-49 и 50 — 888) чел. 3x3 — 152-мм/47, 8x1 — 127-мм/25 (на всех, кроме CL-49 и 50), 4x2 — 127-мм/33 (на CL-49 и 50), 2x1— 76-мм/50 (только CL-50), 2 х 4 — 28-мм (только CL-50), 8 — 12,7-мм, 2 катапульты, 4 гидросамолета.

 

Лондонская морская конференция 1930 г. огра­ничила число крейсеров с 203-мм артиллерией, и внимание кораблестроителей вынужденно переключилось на корабли с 152-мм орудиями. Первоначально в США бытовало мнение, что в рамках 10 000-тонного водоизмещения возможно создать корабль с дюжиной 152-мм орудий и гораздо лучшей защитой, чем у существующих 203-мм крей­серов. Такой корабль теоретически мог выиграть поединок со своим бо­лее тяжеловооруженным оппонентом за счет большей скорострельности 152-мм орудий. Однако этот расчет строился на поединке с "вашинг­тонским" крейсером первого поколе­ния. Появление хорошо заброни­рованных кораблей типа "New Orleans" привело к тому, что во вновь проектируемых единицах флота был сделан упор на уве­личение числа 152-мм орудий в ущерб защите.

К работе над проектом приступили осенью 1930 г. Из шести разработанных вариантов (во­доизмещением от 6 до 10 тыс. т с вооружением из 6 — 15 152-мм орудий) в начале 1931 г. был выбран проект 9600-тонного корабля с 12 ору­диями в четырех трехорудийных башнях. Схема бронирования в основном повторяла принятую на "New Orleans". Предполагалось включить постройку такого корабля в программу 1933-го финансового года, однако по ряду причин этого не произошло. Было предложено предусмот­реть установку на корабль 28-мм зенитных автоматов. Поиск места для них привел к пере­мещению в корму катапульт и ангара для гидро­самолетов.

В марте 1932 г. на обсуждение Генерально­го совета были представлены новые проекты крейсера со 152-мм артиллерией (водоизмеще­ние 10 000 т, от 12 до 16 1 52-мм орудий, пояс 127 мм). В конечном итоге решено было стро­ить вариант с 15 152-мм орудиями в пяти трехорудийных башнях. На выбор повлияли появившиеся в то время данные о строящих­ся в Японии крейсерах типа "Mogami", имевших при водоизмещении 8500 т 15 155-мм орудий (максимальный калибр, разрешенный Лондон­ской конференцией).

В проекте, утвержденном в 1933 г., присутство­вал ряд нововведений. Обводы корпуса напо­минали "New Orleans", но продление полубака в корму до самого ахтерштевня превратило его в гладкопалубный. Набор выполнялся по продоль­ной системе, что позволило сэкономить вес. Поднятие верхней палубы в корме на уровень вы­ше позволило разместить ангар и катапульты на квартердеке, высвободив пространство в районе надстройки. Ряд недостатков проекта был выз­ван, в первую очередь, необходимостью соблюдения договорных ограничений. Так, не уда­лось вернуться к эшелонному расположению ЭУ (что предусматривалось одним из промежуточ­ных проектов с 12 152-мм орудиями) и оно осталось линейным, как и на "New Orleans". Корпус оказал­ся чересчур слаб и потребовал подкрепления.

Схема бронирования в основном повторяла принятую на "New Orleans", но в некоторых элементах была тоньше. Броневой пояс, защи­щающий ЭУ, имел толщину 127 мм и крепился к обшивке толщиной 16 мм. Его замыкали тра­верзы толщиной 127 — 51 мм. Погреба прикры­вали внутренние продольные 51-мм перебор­ки. Толщина броневой палубы — 51 мм. Зона свободного маневрирования новых крейсеров под огнем 152-мм орудий при курсовом угле 60° находилась в диапазоне 40 — 115 кбт.

Помимо новых 152-мм/47 орудий Mk-16, крей­сера вооружались восемью 127-мм/25 зенит­ными пушками. Предусмотренные проектом 28-мм автоматы не были готовы, и легкое зе­нитное вооружение состояло только из 12,7-мм пулеметов.

По чрезвычайной программе 1933 г. были заказаны 4 корабля (CL-40 — 44), еще 3 — в 1934 г. (CL-46 — CL-48). Позднее добавили еще 2 (CL-49 и CL-50) — для замены первых крейсеров типа "Omaha"; они строились по измененному проекту. Использование новых компактных ПК высокого давления позволило сократить размеры КО. Это, в свою очередь, дало возможность перекомпоновать ЭУ, вернув­шись к эшелонной схеме. Кроме того, был изме­нен состав зенитного вооружения — одинарные 127-мм/25 установки уступили место новей­шим спаренным 127-мм/38.

В 1940 г., наконец, собрались установить предусмотренные в проекте, но так до тех пор не появившиеся на кораблях 4x4 28-мм автомата. Поскольку их не хватало, приняли временную схему из двух 76-мм/50 зениток и 2 х 4 автоматов. До ноября 1941 г. такое до­вооружение прошел только CL-50. В конце 1942 г. был принят новый стандарт легкого зе­нитного вооружения из 4х4 и 4х2 40-мм/56 "бофорсов" и некоторого количества 20-мм "эрликонов".

После повреждения в сентябре 1943 г. "Savannah" планирующей бомбой последо­вало решение перевооружить все крейсера этого типа на 4 127-мм/38 спаренные зенит­ки. Так как остойчивость перегруженных кораблей вызывала опасения, предусмат­ривалась установка булей, что повышало ширину корпуса до 21,2 м. В полном объеме работы прошли только на CL-42 и CL-48. На CL-41 ограничились установкой булей, ору­дия не заменялись.

К концу войны легкое зенитное вооружение насчитывало на CL-46 27 стволов (4x2 40-мм/56 и 19 х 1 20-мм/70), на CL-47 — 26 (4 х 2 40-мм/56 и 18 х 1 20-мм/70), на CL-40, 41, 42 и 48 — по 48 (4 х 4 и 6 х 2 40-мм/56 и 10 х 2 20-мм/70), на CL-43 — 46(4х4 и 6х2 40-мм/56 и 9 х 2 20-мм/70), на CL-49 — 36(4х4 и 6х2 40-мм/56 и 8 х 1 20-мм/70).

"Helena" 7.12.1941 в Пёрл-Харборе получил попадание авиаторпеды; ремонт до мая 1942 г. 6.7.1943 в бою в заливе Кула получил попада­ние трех торпед, переломился и затонул. "Brooklyn" у побережья Сицилии поврежден на мине 14.07.1943; ремонт до декабря 1943 г. "Savannah" 11.9.1943 тяжело поврежден у Салерно герм, планирующей бомбой; ремонт до сентября 1944 г. "Nashville" 12.5.1943 повреж­ден от внутреннего взрыва орудийной башни №1; ремонт до августа 1943 г. 13.12.1944 по­врежден камикадзе; ремонт до апреля 1945 г. "Boise" поврежден 21.1.1942 при посадке на мель; ремонт до июня 1942 г. 11.10.1942 в бою у м. Эсперанс тяжело поврежден артогнем япон. кораблей; ремонт до марта 1943 г. "Honolulu" 13.7.1943 поврежден торпедой с япон. ко­раблей, оторвана носовая оконечность по шпиль; ремонт до ноября 1943 г. 20.10.1944 поврежден япон. авиаторпедой; ремонт до ок­тября 1945 г. "St. Louis" 13.7.1943 поврежден торпедой с япон. ЭМ, оторвана носовая око­нечность; ремонт до ноября 1943 г. 14.2.1944 поврежден япон. бомбой; ремонт до мая 1944 г. 27.11.1944 поврежден камикадзе; ре­монт до марта 1945 г.

В 1951 г. 6 крейсеров этого типа продали в Латинскую Америку: "Brooklyn" и "Nashville" — Чили (переименованы в "O'Higgins" и "Capitan Prat" соответственно); "Philadelphia" и "St. Louis" — Бразилии (переименованы в "Barroso" и "Tamandare"); "Phoenix" и "Boise" — Аргентине (переименованы в "17 de Octubre", позднее "General Belgrano" и в "9 de Julio").

 

Легкие крейсера типа "Omaha" — 10 единиц

 

36.jpg

 

CL-4

"Omaha"

STSB

6.12.1918

14.12.1920

2.1923

Исключен в 1945

CL-5

"Milwaukee"

STSB

13.12.1918

24.3.1921

6.1923

Передан СССР в 1944

CL-6

"Cincinnati"

STSB

15.5.1920

23.5.1921

1.1924

Слом в 1946

CL-7

"Raleigh"

BtlhQ

16.8.1920

25.10.1922

2.1924

Исключен в 1945

CL-8

"Detroit"

BtlhQ

10.11.1920

20.6.1922

7.1923

Слом в 1946

CL-9

"Richmond"

Crp

16.2.1920

29.9.1921

7.1923

Исключен в 1946

CL-10

"Concord"

Crp

29.3.1920

15.12.1921

11.1923

Слом в 1947

CL-11

"Trenton"

Crp

18.8.1920

16.4.1923

4.1924

Исключен в 1946

CL-12

"Marblehead"

Crp

4.8..1920

9.10.1923

9.1924

Исключен в 1945

CL-13

"Memphis"

Crp

14.10.1920

17.4.1924

2.1925

Исключен в 1946

 

7250 —7300/9150 т; 167,6 (вп)/169,3х16,9х4,1 м; 4 ТЗА, 12 ПК, 90 000 л.с., 34 уз., 1852 т нефти, 8460 (10) миль. Броня: пояс 76 мм, палуба 37 мм, рубка 32 мм. Эк. 458 чел. 2 х 2 и 8 х 1 — 152-мм/53 (CL-4, 5, 10, 11,13) или 2 х 2 и 7 х 1 — 152-мм/53 (CL-12),или 2 х 2 и 6x1 — 152-мм/53 (остальные), 8x1 — 76-мм/50, 8x1 — 12,7-мм пул., 2x3 — 533-мм ТА, 2 гидро­самолета, 2 катапульты.

 

Крейсера типа "Omaha" строились в рам­ках амбициозной кораблестроительной программы 1916 г. Одним из главных требова­ний к 7000-тонному крейсеру-разведчику (скауту) стало достижение им 35-узловой ско­рости. Это обстоятельство предопределило заметный дисбаланс основных элементов про­екта. Корпус максимально обузили, придав ему отчетливые "миноносные" обводы. При этом набор корпуса с целью экономии веса возможно облегчили, что в сочетании с очень мощной и, как следствие, тяжелой ЭУ привело к вибрации на большом ходу.

Чрезмерный упор на достижение высокой скорости привел к тому, что запас водоизме­щения, отводимый на долю вооружения и бронирования у "Omaha", оказался заметно меньше, чем у зарубежных современников — так, на бронирование отводилось лишь 8% во­доизмещения. Кроме того, желание обеспечить максимальный погонный и ретирадный огонь привело к внедрению сомнительного размеще­ния артиллерии ГК в двухъярусных казематах в носу и корме — они заметно утяжеляли око­нечности, при этом мало защищая орудия от огня противника, так как имели лишь противоосколочное бронирование.

В соответствии с проектом новые крейсера должны были иметь водоизмещение 7050 т, скорость 35 уз., вооружение 10 152-мм/53 (по 4 орудия в казематах в оконечностях и еще 2 орудия открыто в средней части корпуса), 2 76-мм/50 зенитки, 2x2 533 ТА. Броневой пояс толщиной 76 мм и высотой 5,8 м защищал машинное и котельные отделения, палуба имела толщину 37 мм.

Контракт на постройку крейсеров был подпи­сан 8.7.1916, однако первые корабли заложили лишь два года спустя, после того, как проект су­щественно переработали (в основном из-за критических высказываний о недостаточном вооружении). Открыто стоящие орудия ГК ис­чезли, зато в оконечностях появились двухорудийные башни (еще больше увеличив местную перегрузку). Усилили торпедное во­оружение, добавив к двум сдвоенным ТА на главной палубе еще два строенных на верхней (в нос от кормового каземата). От первоначаль­но запланированной катапульты на квартердеке отказались, заменив ее двумя поворотными на верхней палубе. Изменения в проекте привели к росту водоизмещения примерно на 400 т, что снизило скорость на 1 уз.

Вскоре после постройки спаренные ТА глав­ной палубы, оказавшиеся из-за перегрузки подверженными воздействию волн, сняли. По той же причине часть кораблей лишилась и нижних кормовых казематов 152-мм орудий.

Впервые в американской практике ЭУ рас­полагалась эшелонно — МО находились между носовой и кормовой группами КО. Турбины и котлы изготовлялись разными фир­мами, что привело к заметному разбросу ходовых характеристик, и корабли оказались разделены на группу с "большим радиусом действия" (CL-9 — CL-13) и группу с "малым радиусом действия" (CL-4 — CL-8). Однако планируемой дальности плавания в 10 000 миль при скорости 10 уз. ни на одном из крей­серов добиться не удалось.

В 1940 г. планировалось переоборудовать корабли типа "Omaha" в крейсера ПВО (во­оружение из 2 х 2 152-мм/53, 7 х 1 127-мм/38 орудий и 6 х 4 28-мм автоматов), но из опасе­ний за остойчивость это предложение было отвергнуто. Незадолго перед вступлением США / в войну для снижения перегрузки с кораблей '— сняли боевую рубку и перестроили мостик.

В марте 1942 г. был утвержден план довоору­жения кораблей легким зенитным вооружением (в дополнение к 8 76-мм пушкам предусматрива­лись 2x4 28-мм и 8 х 1 20-мм автоматов). Одновременно демонтировали два 152-мм ору­дия из нижнего кормового каземата на CL-4, 5,10, 11 и 13. В 1943 — 1944 гг. 28-мм автоматы заме­нили на 2 — 3 х 2 40-мм "бофорса", а число 20-мм "эрликонов" довели до 12.

Часть кораблей отличалась составом воору­жения: "Raleigh" не имел 40-мм "бофорсов"; на "Cincinnati" торпедные аппараты были заменены армейскими одиночными 40-мм автоматами; на "Detroit" во время ремонта в 1945 г. верхний но­совой 152-мм каземат заменили на 2 х 2 40-мм/56 "бофорса" (всего стало 5), ТА демонтировали.

"Milwaukee" 20.4.1944 временно передан СССР и получил название "Мурманск". 16.3.1949 воз­вращен США.

"Raleigh" тяжело поврежден в Пёрл-Харборе 7.12.1941 япон. авиаторпедой; ремонт до июля 1942 г. "Marblehead" 5.1.1942 получил 2 прямых по­падания бомбами, несколько бомб разорвались рядом с бортом; ремонт до конца 1942 г.