Крейсера
Большие крейсера типа "Alaska" — 2 + 4 единицы
CB-1 "Alaska" NYSB 17.12.194115.8.1943 6.1944 Исключен в 1960
СВ-2 "Guam" NYSB 2.2.1942 12.11.19439.1944 Исключен в 1958
29 779/34 253 (СВ-1) т; 241,2 (вл)/246,4х27,8х9,7 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 150 000 л.с., 33 уз., 3619 т нефти, 12000(15) миль. Броня: пояс 229 — 127 мм, палуба 36 (верхняя), 102 — 96 (главная) и 16 (противоосколочная) мм, башни 325 мм, барбеты 330 — 280 мм. рубка 269 мм. Эк. 1517 чел. 3x3 — 305-мм/50, 6x2 — 127-мм/38, 14x4 — 40-мм/56, 34 — 20-мм/70, 2 катапульты, 3 гидросамолета.
Большие крейсера "Alaska" и "Guam" благодаря их размерам и вооружению зачастую относили к классу линкоров, однако свое происхождение они ведут от "вашингтонских" крейсеров, являясь их прямыми потомками.
Своим возникновением эти корабли обязаны нескольким факторам. Во-первых, с началом войны в Европе все договорные ограничения потеряли силу, во-вторых финансирование новых программ не встречало противодействия Конгресса, в-третьих, в то время в военно-морских кругах была популярна концепция "суперкрейсера", который мог бы прийти на смену существующим "вашингтонским" крейсерам с 203-мм артиллерией ГК. Работы над проектом нового крейсера (для него даже был создан новый подкласс в американской системе индексации кораблей — СВ) начались в 1940 г. Увы, свободным от ограничений конструкторам несколько изменило чувство меры. Корабль получился огромным, но каким-то несуразным. Требование достижения высокой скорости предопределило большое удлинение корпуса, что не позволило обеспечить сколько-нибудь эффективную ПТЗ, к тому же наличие всего одного руля вместо двух (что практиковалось на линкорах) предопределило плохую маневренность.
На ранних стадиях проектирования защита предполагалась лишь от 203-мм снарядов (кроме погребов боезапаса, традиционно защищавшихся лучше), но затем бронирование усилили, и в итоге корабли имели зону свободного маневрирования под огнем 305-мм орудий в интервале 90 — 120 кбт при курсовом угле 60°.
По ватерлинии 229-мм пояс имел наклон в 10°.
Первоначально предполагалось вооружить корабль восемью 305-мм/50 орудиями в двух- и трехорудийных башнях, однако в итоге решили все орудия разместить в трехорудийных башнях, чтобы не тратить время на разработку установок двух типов.
По программе 1940 г. предусматривалась постройка шести кораблей этого типа (СВ-1 — СВ-6), однако к 1943 г. отношение к этому проекту начало меняться в худшую сторону, и заказ на три последних отменили. Достройка СВ-3 "Hawaii" (спущен на воду в марте 1945 г.) остановлена в 1947 г.
Когда в 1944 г. "Alaska" и "Guam" вступили в строй, их проект критиковали очень многие, сравнивая с "белыми слонами".
Тяжелые крейсера типа "Baltimore" — 12 + 2 единицы
CA-68 |
"Baltimore" |
BtlhQ |
26.5.1941 |
28.7.1942 |
4.1943 |
Исключен в 1971 |
CA-69 |
"Boston" |
BtlhQ |
30.6.1941 |
26.8.1942 |
6.1943 |
Исключен в 1973 |
CA-70 |
"Canberra" |
BtlhQ |
3.9.1941 |
19.4.1943 |
10.1943 |
Исключен в 1978 |
CA-71 |
"Quincy" |
BtlhQ |
9.9.1941 |
23.6.1943 |
12.1943 |
Исключен в 1973 |
CA-72 |
"Pittsburgh" |
BtlhQ |
3.2.1943 |
22.2.1944 |
10.1944 |
Исключен в 1973 |
CA-73 |
"St. Paul" |
BtlhQ |
3.2.1943 |
16.9.1944 |
2.1945 |
Слом в 1978 |
CA-74 |
"Columbus" |
BtlhQ |
28.6.1943 |
30.11.1944 |
6.1945 |
Исключен в 1976 |
CA-130 |
"Bremerton" |
NYSB |
1.2.1943 |
2.6.1944 |
4.1945 |
Исключен в 1973 |
CA-131 |
"Fall River" |
NYSB |
12.4.1943 |
13.3.1944 |
6.1945 |
Исключен в 1971 |
CA-132 |
"Macon" |
NYSB |
14.6.1943 |
15.10.1944 |
8.1945 |
Исключен в 1969 |
CA-135 |
"Los Angeles" |
FNY |
28.6.1943 |
20.8.1944 |
7.1945 |
Исключен в 1974 |
CA-136 |
"Chicago" |
FNY |
28.7.1943 |
20.8.1944 |
1.1945 |
Слом в 1991 |
14 472/17 031 (СА-68) т; 202,4 (вл)/205,3 (СА-68 — 71 — 204,7)х21,6x7,3 м; 4 ТЗА, 4 ПК, 120 000 п.с., 34 уз., 2735 т нефти, 10 000 (15) миль. Броня: пояс 102 — 152 мм, палуба 65 мм, барбеты 160 мм, башни 203 — 95 мм, рубка 152 мм (нет на СА-68 — 74). Эк. 1142 чел. 3 х 3 — 203-мм/55, 6 х 2 — 127-мм/38, 12x4 (СА-68 — 71) или 11 х 4 + 2 х 2 (остальные) — 40-мм/56, 24 — 28 — 20-мм/70, 2 катапульты, 4 (на СА-68 — 71) или 2 (остальные) гидросамолета.
К работам над проектом "Baltimore" приступили в сентябре 1939 г. Начавшаяся в Европе воина сняла все договорные ограничения, что позволило вернуться к постройке крейсеров с 203-мм артиллерией ГК. За основу был взят только что вступивший в строй "Wichita", единственным недостатком которого считалась неудовлетворительная остойчивость. Первоначально предполагалось ограничиться увеличением ширины корпуса на 0,6 м, однако вскоре было решено пойти на более существенное изменение проекта, усилив зенитное вооружение за счет размещения 127-мм/38 орудий в спаренных башнях по принятой на КРЛ "Cleveland" ромбовидной схеме, и поставить на корабль многоствольные автоматы (первоначально 4x4 28-мм "чикагских пианино", впоследствии замененных на 40-мм/56 "бофорсы"). Также предусматривалось продлить пояс по ватерлинии.
В результате новый корабль заметно "подрос" — стандартное водоизмещение достигло 13 600 т, причем практически весь прирост пошел на усиление зенитного вооружения и обеспечение лучшей мореходности и остойчивости. Бронирование, по сравнению с "Wichita", практически не изменилось — лишь толщина палубы возросла до 65 мм да пояс по ватерлинии стал чуть длиннее. Зона свободного маневрирования под огнем 203-мм орудий простиралась от 77,5 до 120 кбт.
Мощность ЭУ была увеличена на 20%, так как по сравнению с прототипом резко возросло водоизмещение корабля.
Заказ на строительство первых четырех кораблей (СА-68 — 71) разместили в июле 1940 г., в сентябре последовал заказ еще на четыре (СА-72 — 75). Последняя серия из 16 единиц (СА-122 — 138) была заказана в августе 1943 г.
Поскольку первый корабль вошел в строй только весной 1943 г., в нем был учтен военный опыт, поэтому после вступления в строй корабли на протяжении войны практически не модернизировались.
В 1942 г. был создан улучшенный проект, отличавшийся сокращением числа дымовых труб до одной и улучшенными секторами обстрела зенитной артиллерии. По "проекту 1942" было решено достраивать СА-122 — 129 и СА-137 и СА-138.
Ближе к концу войны СА-134 перезаказали как крейсер нового типа с автоматическими 203-мм орудиями (будущий тип "De Moines"), 12.8.1945 заказ на постройку CA-126 — 129 и CA-137 и 138 отменили, СА-125 достроен после окончания войны как штабной корабль управления.
СА-75 "Helena", CA-133 "Toledo" и три корабля "проекта 1942" типа "Oregon City" (СА-122 "Oregon City", CA-123 "Albany" и СА-124 "Rochester") вступили в строй уже после окончания войны, в 1945 — 1946 гг. "Canberra" 13.10.1944 поврежден япон. авиаторпедой; ремонт до октября 1945 г. "Pittsburgh" 5.6.1945 тяжело поврежден во время тайфуна (потеряна носовая оконечность по башню №1); ремонт до сентября 1945 г.
Тяжелый крейсер "Wichita" — 1 единица
СА-45 "Wichita" FNY (машины — NYSB) 28.10.1935 16.11.19372.1939 Слом в 1959
10 589/13 015 т; 182,9 (вл)/185,4х18,8х7,2 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 100000 л.с., 33 уз., 1984 т нефти, 10000 (15) миль. Броня: пояс 102 — 152 мм (+ обшивка 16 мм), палуба 57 мм, барбеты 178 мм, башни 203 — 70 мм, рубка 152 мм. Эк. 929 чел. 3x3 — 203-мм/55, 8x1 — 127-мм/38, 2x4 — 28-мм, 8 х 1 — 12,7-мм, 2 катапульты, 4 гидросамолета.
В соответствии с положениями Лондонской морской конференции 1930 г., США могли заложить один тяжелый крейсер в 1934 г. (СА-44 "Vincennes" типа "New Orleans") и еще один — в 1935 г. В марте 1934 г. последний решили строить по новому проекту, в основу которого положили "Brooklyn" с заменой 152-мм орудий на 203-мм. Толщину пояса повысили до 152 мм, барбетов — до 178 мм. В проекте устранили основной недостаток предшествующих 203-мм установок, дававших слишком большой разброс снарядов в залпе из-за недостаточного расстояния между осями орудий. В новых установках это расстояние удалось сделать большим, а чтобы не увеличивать диаметр барбета, его выполнили не цилиндрическим, а коническим.
Состав и расположение ЭУ было таким же, как и на последних двух кораблях типа "Brooklyn" — КО с шестью из восьми ПК размещалось перед МО, а два оставшихся ПК стояли в КО, расположенном между двумя МО.
Броневой пояс толщиной 152 мм в средней части утоньшался до 102 мм в оконечностях. Палуба — толщиной 57 мм. Поперечные траверзы имели толщину 152 мм, а барбеты — 178 мм. Такое бронирование обеспечивало крейсеру зону свободного маневрирования под огнем 203-мм орудий в диапазоне от 50 до 110 кбт.
В дополнение к 203-мм орудиям крейсер нес новые 127-мм/38 зенитки, размещенные не побортно, а по ромбовидной схеме, что заметно улучшало сектора обстрела. Так как проектом предусматривались гораздо более легкие 127-мм/25 зенитки, остойчивость корабля после установки 127-мм/38 пушек стала вызывать серьезные опасения. Выход был найден в укладке 200 т чугунного балласта.
В июле 1941 г. крейсер получил 2x4 28-мм автомата. В ноябре 1943 г. вместо них установили 4x4 + 2x2 40-мм/56 "бофорса" и 18 20-мм "эрликонов". К концу войны "Wichita" получил еще 2x2 40-мм автомата.
Тяжелые крейсера типа "New Orleans" — 7 единиц
СА-32 "New Orleans" NYNY СА-34 "Astoria" PSNY CA-36 "Minneapolis" FNY CA-37 "Tuscaloosa" NYSB CA-38 "San Francisco" MINY CA-39 "Quincy" BtlhQ CA-44 "Vincennes" BtlhQ |
14.3.1931 12.4.1933 2.1934 1.9.1930 16.12.1933 4.1934 27.6.1931 6.9.1933 5.1934 3.9.1931 15.11.1933 8.1934 9.9.1931 9.3.1933 2.1934 15.11.1933 19.6.1935 6.1936 2.1.1934 21.5.1936 2.1937 |
Слом в 1959 Погиб 9.8.1942 Слом в 1959 Слом в 1959 Слом в 1959 Погиб 9.8. 1942 Погиб 9.8. 1942 |
10 136 (СА-32), 9975 (СА-37), 9375 (СА-39), 9400 (СА-44)/12 463 (СА-32) т; 176,2 (вл)/179,2x18,8x6,9 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 107 000 Л.С., 32,75 уз., 2178 т нефти (СА-32 — 2183 т, СА-34 и 44 — 2270 т), 10 000 (15) миль. Броня : пояс 82 — 127 мм на 19-мм обшивке в районе ЭУ, палуба 57 — 30 мм, погреба 76 — 102 мм (борта), барбеты 127 мм (СА-37 и 38 — 152 мм, СА-39 — 133 мм), башни 203 — 70 мм, рубка 127 мм. Эк. 708 — 751 чел. 3 х 3 — 203-мм/55, 8x1 — 127-мм/25, 8x1 — 12,7 мм пул., 2 катапульты, 4 гидросамолета.
К началу работ над проектом крейсеров, которые должны были последовать за типом "Portland" программы 1929 г. (№37 — 41), среди руководства американского флота все больше распространялось мнение о недостаточной защите своих первых тяжелых крейсеров. После продолжительных дискуссий в Генеральном совете от планов дальнейшего развития типа "Northampton" отказались в пользу корабля с усиленным бронированием. Его создание представлялось возможным благодаря тому обстоятельству, что крейсера типа "Northampton" имели стандартное водоизмещение приблизительно на 1000 т ниже предела, определенного Вашингтонской конференцией, и этот резерв можно было пустить на усиление брони.
Состав (но не расположение!) ЭУ новых крейсеров остался без изменений, а вот корпус был спроектирован заново и получился заметно короче и уже по сравнению с предшественниками. Сокращение длины было достигнуто за счет отказа от эшелонного расположения ЭУ в пользу линейного. Кроме того, уменьшили длину каждого МО. Это позволило сократить длину поясной брони и довести ее толщину до 127 мм (по нижней кромке она утоньшалась до 76 мм). Погреба имели толщину стенок до 120 мм. Броневая палуба на протяжении погребов и ЭУ достигала толщины 57 мм, утоньшаясь в оконечностях до 30 мм. В отличие от предшественников, башни ГК получили защиту от огня 203-мм орудий. Вес брони составлял 15% стандартного водоизмещения. В результате зона свободного маневрирования под огнем 203-мм орудий при курсовом угле 60° лежала в диапазоне 60 — 120 кбт.
Первоначально по новому проекту планировалось построить 5 кораблей (№37 — 41), однако он настолько превосходил проект КР тип "Northampton" (№32 — 36), что было решено №32, 34 и 36, заказ на которые получили верфи ВМФ, строить по измененному проекту (одновременно постройка №39 — 41 откладывалась).
Первые три крейсера типа "New Orleans" (№32, 34 и 36) строились по программе 1929-го финансового года. За ними последовали три корабля программы 1930 г. — СА-37 — СА-39, несколько отличающиеся от головного. На СА-37 и СА-38 толщина барбетов была доведена до 165 мм, установлены новые более легкие 203-мм орудия в более компактных башнях. На СА-39 предусмотрели возможность установки в будущем 28-мм зенитных автоматов, что потребовало выделения резерва водоизмещения. Для этого пришлось уменьшить толщину барбетов до 133 мм. Последний корабль серии СА-44 строился по программе 1931 г. и полностью повторял СА-39.
После начала войны корабли прошли модернизацию, связанную с усилением зенитного вооружения. К апрелю 1942 г. на всех были установлены 4x4 28-мм автомата, а также срезана фок-мачта. Позднее добавлены 6 20-мм "эрликонов", а до конца года их число на крейсерах достигало 12 — 16 стволов. К этому времени остойчивость приблизилась к опасному пределу, и дальнейшие модернизации сопровождались добавкой балласта. Кроме того, с кораблей сняли боевую рубку и перестроили мостики. В 1943 — 1944 гг. 28-мм автоматы заменили на 6 х 4 40-мм "бофорсов". К августу 1945 г. число стволов легкой зенитной артиллерии составляло на СА-32 — 52 (6 х 4 40-мм/56 и 14 х 2 20-мм/70), на СА-36 — 40 (6 х 4 40-мм/56 и 8 х 2 20-мм/70), на СА-37 — 52 (6 х 4 40-мм/56 и 28 х 1 20-мм/70) и на СА-38 — 50 (6 х 4 40-мм/56 и 26 х 1 20-мм/70). Одна из катапульт была снята. "Vincennes", "Quincy" и "Astoria" потоплены артогнем и торпедами япон. кораблей 9.8.1942 в бою у о. Саво (Гуадалканал). "New Orleans" 30.11.1942 тяжело поврежден япон. торпедой (оторвана носовая оконечность до башни №2); ремонт до июля 1943 г. "Minneapolis" поврежден 30.11.1942 двумя торпедами с япон. ЭМ. Оторвана носовая оконечность до башни №1; ремонт до сентября 1943 г. "San Francisco" 13.11.1942 тяжело поврежден артогнем япон. кораблей (до 45 попаданий); ремонт до февраля 1943 г.
Тяжелые крейсера типа "Portland" — 2 единицы
СА-33 "Portland" BtlhQ 17.2.1930 21.5.1932 2.1933 Слом в 1959
СА-35 "Indianapolis" NYSB 31.3.1930 7.11.1932 11.1932 Погиб 29.7.1945
10 258/12 775 (СА-35) т; 180,4 (вл)/185,9x20,1х6,4 м; 4 ТЗА, 8 ПК. 107 000 л.с., 32,5 уз., 1417 — 2125 т нефти, 10 000 (15) миль. Броня: 57 мм пояс на 19-мм подкладке в районе ЭУ, палуба 65 мм, погреба 146 мм (борт) и 54 мм (крыша), барбеты 37 мм, башни 65 мм, рубка 32 мм. Эк. 848 чел. 3 х 3 — 203-мм/55, 8x1 — 127-мм/25, 8 — 12,7-мм, 2 катапульты, 4 гидросамолета.
Первоначально проект крейсеров типа "Portland", утвержденный в 1929 г., представлял собой почти точную копию крейсеров типа "Northampton", отличаясь лишь большей на 3 м длиной корпуса. Планировалась постройка пяти кораблей (CL-32 — 36, впоследствии индекс сменен на СА). Уже после утверждения проекта новых крейсеров выяснилось, что их прототип, "Northampton", недогружен и можно использовать запас водоизмещения для усиления защиты. В связи с этим решили ограничиться постройкой только двух кораблей по переработанному проекту, а остальные строить по новому (будущий тип "New Orleans").
Переработка проекта кораблей типа "Portland" вылилась в увеличение толщины палубы над ЭУ до 65 мм и в гораздо более солидную защиту погребов — стенки довели до 146 мм, толщина крыши возросла незначительно — до 54 мм. Эти нововведения позволили обеспечить более надежную защиту ЭУ от огня 152-мм орудий, и впервые появилась зона безопасного маневрирования под огнем 203-мм орудий, правда, это касалось только погребов боезапаса. Для носового погреба — в диапазоне 60 — 115 кбт, для кормового — 60 — 102 кбт.
Помимо более надежной защиты, корабли типа "Portland" отличались от предшественников тем, что на них изначально не ставили ТА, а число 127-мм/25 зениток было увеличено с четырех до восьми.
В 1943 г. оба корабля прошли модернизацию, в ходе которой конструкция мостика была упрощена, а грот-мачта заменена на легкую решетчатую, установленную перед второй дымовой трубой. Впоследствии подобным образом перестроили и оставшиеся в строю корабли типа "Northampton".
Еще накануне войны было принято решение о довооружении обоих кораблей 4x4 28-мм зенитными автоматами. Последние появились на крейсерах в начале 1942 г., одновременно с 20-мм "эрликонами" (около 12 стволов). Позже 28-мм автоматы заменили на 40-мм "бофорсы". К концу войны количество стволов легкой зенитной артиллерии составляло 37 (4 х 4 и 2 х 2 40-мм "бофорса" и 17 20-мм "эрликонов") на "Portland" и 43 (6 х 4 40-мм "бофорсов" и 19 20-мм "эрликонов") на "Indianapolis". На обоих кораблях была снята правая катапульта, а число гидросамолетов сократилось до двух на первом и трех на втором.
"Indianapolis" тяжело поврежден 30.3.1945 камикадзе; ремонт до июля 1945 г. 30.7.1945 потоплен тремя торпедами япон. ПЛ I-58 в Филиппинском море. "Portland" 13.11.1942 в бою у о. Гуадалканал получил одно торпедное попадание с япон. кораблей. Тяжело поврежден и ремонтировался до мая 1943 г.
Тяжелые крейсера типа "Northampton" — 6 единиц
СА-26 СА-27 |
"Northampton" "Chester" |
BtlhQ NYSB |
14.4.1928 6.3.1928 |
5.9.1929 3.7.1929 |
5.1930 6.1930 |
Погиб 1.12.1942 Слом в 1959 |
СА-28 |
"Louisville" |
PSNY |
4.7.1928 |
1.9.1930 |
1.1931 |
Исключен в 1959 |
СА-29 СА-30 |
"Chicago" "Houston" |
MINY NN |
10.9.1928 1.5.1928 |
10.4.1930 7.9.1929 |
3.1931 6.1930 |
Погиб 30.1.1943 Погиб 1.3.1942 |
СА-31 |
"Augusta" |
NN |
2.7.1928 |
1.2.1930 |
1.1931 |
Исключен в 1959 |
9006/11 420 (СА-26), 9200/12 350 (СА-27), 9300/12 350 (СА-29) и 9050/12 150 (остальные) т; 177,4 (вл)/183x20,1х5,9 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 107 000 л.с. 32,5 уз., 1417 — 2108 т нефти, 10 000 (15) миль. Броня: пояс в районе ЭУ 76 мм, палуба 25 мм, погреба 95 мм (борт) и 51 мм (крыша), барбеты 37 мм, башни 65 мм. Эк. 621 (734 на флагманских) чел. 3x3 — 203-мм/55, 8x1 — 127-мм/25,4 х 4 — 28-мм (см. ниже), 8 — 12,7-мм, 2 катапульты, 4 гидросамолета.
При обсуждении на Генеральном совете (февраль 1926 г.) требований к планируемым к постройке крейсерам было предложено переработать проект кораблей типа "Pensacola", улучшив живучесть, за счет разделения КО на большее число отсеков, и повысив мореходность, введя полубак. Кроме того, рекомендовалось улучшить условия хранения гидросамолетов, оборудовав ангар. Для сохранения водоизмещения на прежнем уровне считалось возможным пойти на снижение числа орудий ГК до восьми-девяти, как и на большинстве "вашингтонских" крейсеров зарубежных флотов.
В апреле на рассмотрение Совета были представлены два эскизных проекта: первый — с четырьмя двухорудийными башнями, второй — с тремя трехорудийными. Был выбран последний вариант, так как вес вооружения в трехорудийных башнях оказался меньше, чем в двухорудийных. Кроме того, четырехбашенная компоновка, по сравнению с трехбашенной, отличалась чрезмерной "плотностью". В окончательном варианте вооружение состояло из 3 х 3 203-мм/55 орудий ГК, 4 х 1 127-мм/25 зениток и 2 х 3 533-мм ТА.
Бронированием новый проект мало отличался от типа "Pensacola" — 76-мм пояс по ватерлинии и 25-мм палуба на протяжении ЭУ, погреба ГК имели локальную защиту (вертикальная — 95 мм, горизонтальная — 51 мм). При определении зоны свободного маневрирования (то есть в случае, когда не пробивалась ни горизонтальная, ни вертикальная броня) не определялись, однако проведенные в 1933 г. расчеты показали, что обеспечена защита от огня 130-мм орудий на дистанции свыше 40 кбт, зона неуязвимости от 152-мм снарядов лежала в диапазоне 50 — 105 кбт, но только для погребов, поскольку пояс напротив ЭУ не пробивался на дистанции свыше 65 кбт, когда палуба уже становилась проницаемой для 152-мм снаряда. Под огнем 203-мм орудий зон свободного маневрирования не было.
В ходе проектирования предлагалось усилить бронирование, обеспечив защиту от 203-мм снарядов хотя бы погребов боезапаса, но дело ограничилось лишь противоосколочным бронированием элеваторов подачи.
Все 6 кораблей строились по программе 1929-го финансового года. СА-29, СА-30 и СА-31 оборудовались как флагманские корабли и визуально отличались от остальных продленным до основания катапульт полубаком, что обеспечило создание дополнительных помещений.
В 1931 г., вскоре после вступления в строй, со всех крейсеров сняты торпедные аппараты.
В начале 1933 г. усилили зенитное вооружение, установив 8 12,7-мм пулеметов, тогда же было принято решение установить четыре дополнительных 127-мм/25 орудия, доведя их число до восьми, но эти работы провели только в 1938—1939 гг.
В июне 1940 г. в соответствии с решением Генерального совета об усилении зенитного вооружения, на кораблях предусматривалась установка 4x4 28-мм автоматов. Так как этих установок не хватало, на части кораблей временно установили 76-мм/50 зенитки. Так, "Northampton" вооружили четырьмя такими орудиями, a "Houston" — тремя 76-мм/50 орудиями и 1 х 4 28-мм автоматом. В конечном итоге все корабли получили по 4 х 4 28-мм автомата.
В начале войны носовую надстройку перестроили, а высоту фок-мачты уменьшили. С 1942 г. на кораблях появились 20-мм "эрликоны". В августе на "Chester" стояло 2x4 28-мм и 13 х 1 20-мм автоматов, a "Northampton" на момент своей гибели нес 4x4 28-мм и 14 20-мм автоматов. В конце 1942 г. для крейсеров этого типа был установлен новый стандарт легкого зенитного вооружения — 28 стволов (4x4 40-мм "бофорсов" и 12 х 1 20-мм "эрликонов"), но уже к началу 1944 г. их число было увеличено.
К концу войны "Chester" имел 50 стволов легкой зенитной артиллерии (5 х 4 и 2 х 2 40-мм и 13 х 2 20-мм автоматов). Правую катапульту сняли. Кормовая надстройка была срезана, вместо грот-мачты установлена решетчатая конструкция вокруг задней трубы. "Louisville" и "Augusta" прошли аналогичную модернизацию, но имели по 44 ствола легкой зенитной артиллерии (4 х 4 и 4 х 2 40-мм и 20 х 1 20-мм автоматов).
"Houston" 4.2.1942 поврежден япон. авиацией (бомба вывела из строя кормовую башню ГК). 27.2.1942 в бою в Яванском море поврежден артогнем япон. крейсеров. 1.3.1942 потоплен артогнем и торпедами япон. КРТ "Mogami" и "Mikuma" в проливе Сунда. "Northampton" в бою у Тассафаронга 30.11.1942 незадолго до полуночи получил 2 торпедных попадания с япон. ЭМ "Oyashio". Через 3 часа оставлен командой и затонул. "Chicago" 9.8.1942 в бою у о. Саво поврежден япон. торпедой; ремонт до конца года. 29.1.1943 поврежден двумя япон. авиа- торпедами у о. Рендел. Потерял ход. Взят на буксир, но на следующий день получил еще 4 попадания авиаторпед и быстро затонул.
"Chester" 1.2.1942 поврежден япон. авиацией (1 бомба); ремонт до мая 1942 г. 20.10.1942 поврежден торпедой япон. ПЛ 1-176; ремонт до июня 1943 г. 19.2.1945 поврежден при столкновении с вспомогательным судном "Estes"; ремонт до мая 1945 г.
"Louisville" 5 и 8 января 1945 г. поврежден попаданием двух камикадзе; ремонт до апреля 1945 г. 5.6.1945 вновь поврежден камикадзе; ремонт 2 месяца.
Тяжелые крейсера типа "Pensacola" — 2 единицы
CA-24 "Pensacola" NYNY 27.10.1926 25.4.1929 2.1930 Потоплен 10.11.1948
CA-25 "Salt Lake City" NYSB 9.6.1927 23.1.1929 12.1929 Потоплен 25.5.1948
9100/12 050 т (СА-24) и 9097/11 512 т (СА-25); 173,7 (вп)/178,5x19,9x5,9 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 107 000 л.с., 32,5 уз., 3052 (СА-24) или 2895 (СА-25) т нефти, 10 000 (15) миль. Броня: пояс 65 мм в районе ЭУ, палуба 25 мм, погреба 102 мм борт и 45 мм крыша; барбеты 19 мм; башни 65 мм, рубка 32 мм. Эк. 631 чел. 2х3 и 2х2 — 203-мм/55, 8 х 1 — 127-мм/25, 2x4 — 28-мм, 4 гидросамолета, 2 катапульты.
Первые американские "вашингтонские" крейсера. Работа над проектом крейсера с 203-мм артиллерией ГК началась в США еще в 1919 г., но окончательный вариант был готов лишь к 1925 г. В нем предусматривались мощное вооружение из 10 203-мм орудий в двух- и трехорудийных башнях и бронирование, защищающее ЭУ и погреба от огня 130-мм орудий на средних дистанциях. Это обеспечивало кораблю неуязвимость от орудий эсминцев, а система центральной наводки ГК позволяла вести бой с легкими крейсерами, вооруженными 152-мм орудиями, на больших дистанциях, на которых их ответный огонь будет малоэффективен. В то же время для 203-мм снарядов корабли оказались уязвимы на любых дистанциях.
Гладкопалубный корпус с заметной седловатостью был сильно заужен в оконечностях. Подобное решение позволило несколько снизить процентный вес корпуса и повысить скорость хода, однако оно имело и негативные последствия — широкие барбеты трехорудийных башен не вписывались в острые обводы. В результате на крейсерах пришлось прибегнуть к весьма необычному расположению башен ГК — концевые были двухорудийными, а поверх них стояли трехорудийные. Дополняли вооружение четыре зенитных 127-мм/25 орудия и 2 х 3 533-мм ТА.
Две катапульты для запуска гидросамолетов размещались побортно в центре корпуса.
Вскоре после вступления кораблей в строй выяснилось, что они подвержены сильной качке. Для устранения этого недостатка увеличили скуловые кили. В середине 1930-х гг. сняли ТА. В первой половине 1941 г. крейсера получили по 4 дополнительных 127-мм/25 мм орудия. В ноябре 1941 г. были установлены 2x4 28-мм автомата и изменены надстройки.
В 1942 г. оба крейсера получили еще по 2 х 4 28-мм автомата и 8 х 1 20-мм "эрликонов". В том же году все 28-мм автоматы заменили на счетверенные 40-мм "бофорсы", а количество "эрликонов" увеличили до 12. К 1944 г. число счетверенных "бофорсов" возросло до 6, а "эрликонов" — до 20 — 21. Катапульту правого борта сняли. К моменту окончания войны число стволов легкой зенитной артиллерии достигало 43 (6 х 4 "бофорсов" и 19 х 1 "эрликонов") на СА-25 и 46 (7 х 4 "бофорсов" и 9 х 2 "эрликонов") на СА-24.
"Pensacola" 30.11.1942 в бою у Тассафаронга тяжело поврежден торпедой с япон. кораблей; ремонт до ноября 1943 г. "Salt Lake City" 11.10.1942 в бою у мыса Эсперанс поврежден тремя снарядами япон. кораблей; ремонт до февраля 1943 г. В бою у Командорских островов 26.3.1943 получил тяжелые повреждения от артогня япон. крейсеров (4 снаряда); ремонт до октября 1943 г. Оба крейсера потоплены в 1948 г. при испытании новых образцов оружия.
Легкие крейсера типа "Cleveland" — 25 + 4 единицы
CL-55 |
"Cleveland" |
NYSB |
1.7.1940 |
1.11.1941 |
6.1942 |
Слом в 1960 |
CL-56 |
"Columbia" |
NYSB |
19.8.1940 |
17.12.1941 |
6.1942 |
Слом в 1960 |
CL-57 |
"Montpelier" |
NYSB |
2.12.1940 |
12.2.1942 |
9.1942 |
Слом в 1960 |
CL-58 |
"Denver" |
NYSB |
26.12.1940 |
4.4.1942 |
10.1942 |
Слом в 1960 |
CL-60 |
"Santa Fe" |
NYSB |
7.6.1941 |
10.6.1942 |
10.1942 |
Слом в 1960 |
CL-62 |
"Birmingham" |
NN |
17.2.1941 |
20.3.1942 |
1.1943 |
Слом в 1959 |
CL-63 |
"Mobile" |
NN |
14.4.1941 |
15.5.1942 |
3.1943 |
Слом в 1960 |
CL-64 |
"Vincennes" |
BtlhQ |
7.3.1942 |
17.7.1943 |
1.1944 |
Исключен в 1966 |
CL-65 |
"Pasadena" |
BtlhQ |
6.2.1943 |
28.12.1943 |
7.1944 |
Исключен в 1970 |
CL-66 |
"Springfield" |
BtlhQ |
13.2.1943 |
9.3.1944 |
9.1944 |
Слом в 1978 |
CL-67 |
"Topeka" |
BtlhQ |
21.4.1943 |
19.8.1944 |
12.1944 |
Исключен в 1973 |
CL-80 |
"Biloxi" |
NN |
9.7.1941 |
23.2.1943 |
8.1943 |
Слом в 1962 |
CL-81 |
"Houston" |
NN |
4.8.1941 |
19.6.1943 |
12.1943 |
Слом в 1960 |
CL-82 |
"Providence" |
BtlhQ |
27.7.1943 |
28.12.1944 |
5.1945 |
Слом в 1 978 |
CL-86 |
"Vicksburg" |
NN |
26.10.1942 |
14.12.1943 |
6.1944 |
Слом в 1964 |
CL-87 |
"Duluth" |
NN |
9.11.1942 |
13.1.1944 |
9.1944 |
Слом в 1961 |
CL-89 |
"Miami" |
Crp |
2.8.1941 |
8.12.1942 |
12.1943 |
Слом в 1 962 |
CL-90 |
"Astoria" |
Crp |
6.9.1941 |
6.3.1943 |
5.1944 |
Исключен в 1969 |
CL-91 |
"Oklahoma City" |
Crp |
8.12.1942 |
20.2.1944 |
12.1944 |
Исключен в 1979 |
CL-92 |
"Little Rock" |
Crp |
6.3.1943 |
27.8.1944 |
6.1945 |
Исключен в 1976 |
CL-101 |
"Amsterdam" |
NN |
3.3.1943 |
25.4.1944 |
1.1945 |
Исключен в 1971 |
CL-102 |
"Portsmouth" |
NN |
28.6.1943 |
20.9.1944 |
6.1945 |
Исключен в 1971 |
CL-103 |
"Wilkes-Barre" |
NYSB |
14.12.1942 |
24.12.1943 |
7.1944 |
Исключен в 1972 |
CL-104 |
"Atlanta" |
NYSB |
25.1.1943 |
6.2.1944 |
12.1944 |
Исключен в 1965 |
CL-105 |
"Dayton" |
NYSB |
8.3.1943 |
19.3.1944 |
1.1945 |
Слом в 1962 |
11 734/14 131 (CL-80) т; 182,9 (вл)/186x20,2x7,5 м; 4 ТЗА, 4 ПК, 100 000 л.с., 32,5 уз., 2100 т нефти, 11 000 (15) миль. Броня: пояс 88 — 127 мм, траверсы 127 мм, палуба 51 мм, барбеты 152 мм, башни 165 — 76, рубка 127 мм. Эк. 992 чел. 4x3 — 152-мм/47, 6x2 — 127-мм/38, 4x2 (CL-55 и 56) или 4 х 4 + 4 х 2 (CL-57, 58, 60, 64 — 66, 80 и 81) или 4 х 4 + 6 х 2 (CL-62, 63, 67, 82, 84 — 92, 94, 101 — 105) — 40-мм/56, 10x1 (CL-67, 82, 84 — 92, 94, 101 — 105) или 13 х 1 (CL-55 и 56) или 17x1 (CL-57 и 58) или 21 х1 (CL-60, 62 — 66, 80 и 81) — 20-мм/70, 2 катапульты, 4 гидросамолета.
Самая многочисленная в мире серия крейсеров — из 52 заказанных единиц 29 вошли в строй как крейсера, еще 9 достроили в качестве легких авианосцев.
История этих кораблей началась в 1938 г., когда было принято решение построить в рамках программы 1940 финансового года два легких крейсера водоизмещением 8000 т (в соответствии с лимитом, установленным Лондонской конференцией 1936 г.). В мае 1939 г. был готов проект нового корабля (8000 т, 173 м, 5 х 2 152-мм/47, 5 х 4 — 28-мм, 1 катапульта и 2 х 3 ТА), внешне напоминающий уменьшенный "Brooklyn". Недостатком этого варианта стала очень плотная компоновка, не допускающая внесения изменений, возникших при его обсуждении на Генеральном совете. Предлагалось создать новый проект, но в сентябре началась война в Европе, договорные ограничения отпали и, чтобы не терять времени, решено было воспользоваться проектом крейсера "Helena", усилив его тяжелое зенитное вооружение.
Корпус нового крейсера сделали шире при неизменной по сравнению с прототипом длине, чтобы компенсировать возросший "верхний" вес и сохранить приемлемую остойчивость. С этой же целью предусматривалось использование алюминиевых сплавов при изготовлении надстроек. Как ни парадоксально, последнее обстоятельство в конечном итоге сказалось отрицательно — в условиях военного времени нехватка алюминия вынудила заменить его в корабельных конструкциях сталью (начиная с CL-66), что только ухудшило ситуацию с остойчивостью.
Главный калибр новых крейсеров состоял из 12 152-мм орудий Mk 16 в четырех трехорудийных башнях. Зенитное вооружение было очень мощным — 12 127-мм/38 орудий в шести спаренных установках. Удачное расположение (по ромбовидной схеме) обеспечивало широкие сектора обстрела, позволяя концентрировать огонь не менее шести орудий в любом направлении. Легкое зенитное вооружение первоначально ограничивалось 12,7-мм пулеметами, вскоре встал вопрос об установке на корабли 28-мм автоматов. Малая остойчивость потребовала сопроводить эту операцию укладкой балласта. Еще до ввода в строй первого крейсера ненадежные 28-мм автоматы заменили на спаренные 40-мм "бофорсы".
Бронирование в целом было такое же, как на "Helena", лишь несколько усилили защиту кормовых погребов (толщина внутренней продольной переборки 120 — 76 мм). Зона свободного маневрирования под огнем 152-мм орудий при курсовом угле 90° лежала в диапазоне 47 —108 кбт.
ЭУ по составу и схеме расположения не отличалась от принятой на "Helena", но длина МО была увеличена, чтобы избавиться от тесноты.
Первые 2 корабля — CL-55 и CL-56 — были заказаны 23.3.1940. До вступления США во Вторую мировую войну разместили заказы еще на 28 единиц (CL-59 — CL-67 и CL-76 — CL-94). После 7.12.1941 последовали новые заказы, и до 1942 г. США успели разместить заказы еще на 20 кораблей — CL-99 — CL-118.
Начиная с CL-64 крейсера вступали в строй с измененным мостиком (он стал открытым) и без броневой рубки. С 1942 г. велись работы по модернизированному проекту, в котором за счет более низкого расположения 127-мм орудий и 40-мм автоматов повышалась остойчивость. Одновременно предполагалось сократить число дымовых труб до одной, что обеспечивало бы зенитным автоматам лучшие сектора обстрела. В августе 1942 г. было решено строить CL-106 —118 по измененному проекту, но из-за сокращения кораблестроительных программ в конце войны в строй вошли только 2 корабля, причем оба — после ее окончания.
В начале 1942 г. для ускорения пополнения флота быстроходными АВ было решено перестроить 9 кораблей (CL-59 "Amsterdam", CL-61 "Tallahassee", CL-76 "New Haven", CL-77 "Huntington", CL-78 "Dayton", CL-79 "Wilmington", CL-85 "Fargo", CL-99 "Buffalo" и CL-100 "Newark"), заказанных верфи "New York SB", в легкие авианосцы (тип "Independence").
Заказ на строительство CL-84 и CL-88 был отменен 16.12.1940, чтобы дать возможность верфи "Federal" сосредоточиться на строительстве ЭМ.
В 1944 — 1945 гг. заказы на корабли, находящиеся в низкой степени готовности либо еще не заложенные, были отменены: CL-112 — CL-115 — 5.10.1944; CL-94, CL-109 — CL-111 и CL-116 — CL-118 — 12.8.1945.
Ближе к концу войны с крейсеров для снижения перегрузки снимали одну из катапульт.
Однотипные крейсера CL-83 "Manchester", CL-93 "Galveston", CL-106 "Fargo" и CL-107 "Huntington" достроены уже после окончания войны в 1945 — 1946 гг.
"Columbia" 6 и 9.1.1945 тяжело поврежден камикадзе; ремонт до мая 1945 г. "Denver" 13.11.1943 поврежден япон. авиаторпедой; ремонт до июня 1944 г. "Birmingham" 8.11.1943 тяжело поврежден япон. авиацией (бомбы и торпеда); ремонт до февраля 1944 г. 24.10.1944 поврежден взрывом на АВЛ "Princeton"; ремонт до января 1945 г. 3. 5.1945 тяжело поврежден камикадзе; ремонт до августа 1945 г. "Biloxi" 26.3.1945 поврежден камикадзе; ремонт до июля 1945 г. "Houston" 14.10.1944 тяжело поврежден япон. авиаторпедой, при буксировке 16.10.1944 повторно поврежден авиаторпедой; ремонт до октября 1945 г. "Duluth" получил тяжелые повреждения, попав в тайфун 5.6.1945; ремонт продолжался до августа 1945 г.
Легкие крейсера типа "Atlanta" — 8 единиц
CL-51 |
"Atlanta" |
FSB |
22.4.1940 |
6.9.1941 |
1942 |
Погиб 13.11.1942 |
CL-52 |
"Juneau" |
FSB |
27.5.1940 |
25.10.1941 |
1942 |
Погиб 13.11.1942 |
CL-53 |
"San Diego" |
BtlhQ |
27.3.1940 |
26.7.1941 |
1.1942 |
Исключен в 1959 |
CL-54 |
"San Juan" |
Blind |
15.5.1940 |
6.9.1941 |
2.1942 |
Исключен в 1959 |
CL-95 |
"Oakland" |
BtlhSF |
13.7.1941 |
23.10.1942 |
7.1943 |
Слом в 1 960 |
CL-96 |
"Reno" |
BtlhSF |
1.8.1941 |
23.12.1942 |
12.1943 |
Слом в 1962 |
CL-97 |
"Flint" |
BtlhSF |
23.10.1942 |
25.1.1944 |
8.1944 |
Слом в 1966 |
CL-98 |
"Tucson" |
BtlhSF |
23.12.1942 |
3.9.1944 |
2.1945 |
Исключен в 1966 |
6718/8340 (CL-51) т; 161,6 (вл)/165,1 — 165,2x16,2x6,3 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 75 000 л.с., 32,5 уз., 1360 т нефти, 8500 (15) миль. Броня: пояс и траверсы 95 мм, палуба 32 мм, башни 25 — 32 мм, рубка 65 мм. Эк. 623 чел. 8x2 (CL-51 — 54) или 6 х 2 (CL-95 — 98) — 127-мм/38, 3x4 (CL-51 и 52) или 4 х 4 (CL-53 и 54) — 28-мм, 6 — 8x2 — 40-мм (CL-95 — 98), 8 (CL-53 и 54) — 16 (CL-95 — 98) х 1 — 20-мм, 2 х 4 — 533-мм ТА.
Вторая Лондонская конференция ограничила водоизмещение крейсеров 8000 т. Первоначально в США планировали создать корабль в рамках этих ограничений (8000 т и 152-мм артиллерия), но по ряду причин в конце 1937 г. приоритет был отдан созданию меньшего по размерам крейсера с 127-мм артиллерией, предназначенного для действий вместе с эсминцами. Предварительный проект корабля стандартным водоизмещением 6000 т и вооружением из 127-мм орудий в двухорудийных установках был готов к июлю 1938 г.
Броневая защита из 95-мм пояса напротив ЭУ и 32-мм палубы обеспечивали зону свободного маневрирования под огнем 130-мм орудий в диапазоне 30 — 80 кбт при курсовом угле 60°. Броневой пояс был включен в конструкцию корпуса и не имел под собой обшивки.
Корабли отличались значительной перегрузкой — на головном CL-51 она составляла свыше 700 т. Неудивительно, что заложенная в проекте скорость в 35 уз. так и не была достигнута. По первоначальному проекту построили 4 корабля (CL-51 — 54), следующие 4 вошли в строй по откорректированному — с заменой бортовых 127-мм установок на 40-мм "бофорсы", которые заменили и все 28-мм автоматы.
CL-53 и CL-54 в 1943 — 1944 гг. перевооружили 4 х 2 40-мм/56 "бофорсами", заменившими 28-мм автоматы.
В 1945 г. для уменьшения перегрузки с CL-95 и CL-98 сняты ТА.
"Atlanta" 12.11.1942 тяжело поврежден в бою у о. Гуадалканала торпедой япон. ЭМ и артогнем япон. кораблей и амер. КР "San Francisco" (по ошибке). Утром следующего дня затонул. "Juneau" 12.11.1942 тяжело поврежден в бою у о. Гуадалканала торпедой и артогнем япон. кораблей, 13.11.1942 сев. Гуадалканала потоплен торпедой япон. ПЛ I-26. "Reno" 4.11.1944 поврежден торпедой япон. ПЛ 1-41; ремонт до окончания войны.
Легкие крейсера типа "Brooklyn" — 9 единиц
CL-40 |
"Brooklyn" |
NYNY |
12.3.1935 |
30.11.1936 |
7.1938 |
В 1951 продан Чили |
CL-41 |
"Philadelphia" |
FNY |
28.5.1935 |
17.11.1936 |
7.1937 |
В 1951 продан Бразилии |
CL-42 |
"Savannah" |
NYSB |
31.5.1934 |
8.5.1937 |
8.1937 |
Исключен в 1959 |
CL-43 |
"Nashville" |
NYSB |
24.1.1935 |
2.10.1937 |
11.1938 |
В 1951 продан Чили |
CL-46 |
"Phoenix" |
NYSB |
15.4.1935 |
12.3.1938 |
12.1939 |
В 1951 продан Аргентине |
CL-47 |
"Boise" |
NN |
1.4.1935 |
3.12.1936 |
12.1939 |
В 1951 продан Аргентине |
CL-48 |
"Honolulu" |
NYNY |
10.9.1935 |
26.8.1937 |
9.1938 |
Слом в 1961 |
CL-49 |
"St. Louis" |
NN |
10.12.1936 15.4.1938 |
12.1939 |
В 1951 продан Бразилии |
|
CL-50 |
"Helena" |
NYNY |
9.12.1936 |
28.8.1938 |
12.1939 |
Погиб 6. 7. 1943 |
9700/12 700 (CL-40 и 41), 9475/12 650 (CL-42 и 43), 10 000/12 500 (CL-44 и 47) 9650/12 600 (CL-48) и 9700/12 900 (CL-49 и 50) т; 182,3 (вл)/185,4x18,6x6,9 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 100 000 л.с., 32,5 уз., 2207 т нефти, 10 000 (15) миль. Броня: пояс 127 мм (+ 16-мм обшивка), траверсы 127 — 51 мм, палуба 51 мм, барбеты 152 мм, башни 165 — 32 мм, башни 127-мм орудий (только на CL-49 и 50) 25 — 32 мм, рубка 127 мм. Эк. 868 (на CL-49 и 50 — 888) чел. 3x3 — 152-мм/47, 8x1 — 127-мм/25 (на всех, кроме CL-49 и 50), 4x2 — 127-мм/33 (на CL-49 и 50), 2x1— 76-мм/50 (только CL-50), 2 х 4 — 28-мм (только CL-50), 8 — 12,7-мм, 2 катапульты, 4 гидросамолета.
Лондонская морская конференция 1930 г. ограничила число крейсеров с 203-мм артиллерией, и внимание кораблестроителей вынужденно переключилось на корабли с 152-мм орудиями. Первоначально в США бытовало мнение, что в рамках 10 000-тонного водоизмещения возможно создать корабль с дюжиной 152-мм орудий и гораздо лучшей защитой, чем у существующих 203-мм крейсеров. Такой корабль теоретически мог выиграть поединок со своим более тяжеловооруженным оппонентом за счет большей скорострельности 152-мм орудий. Однако этот расчет строился на поединке с "вашингтонским" крейсером первого поколения. Появление хорошо забронированных кораблей типа "New Orleans" привело к тому, что во вновь проектируемых единицах флота был сделан упор на увеличение числа 152-мм орудий в ущерб защите.
К работе над проектом приступили осенью 1930 г. Из шести разработанных вариантов (водоизмещением от 6 до 10 тыс. т с вооружением из 6 — 15 152-мм орудий) в начале 1931 г. был выбран проект 9600-тонного корабля с 12 орудиями в четырех трехорудийных башнях. Схема бронирования в основном повторяла принятую на "New Orleans". Предполагалось включить постройку такого корабля в программу 1933-го финансового года, однако по ряду причин этого не произошло. Было предложено предусмотреть установку на корабль 28-мм зенитных автоматов. Поиск места для них привел к перемещению в корму катапульт и ангара для гидросамолетов.
В марте 1932 г. на обсуждение Генерального совета были представлены новые проекты крейсера со 152-мм артиллерией (водоизмещение 10 000 т, от 12 до 16 1 52-мм орудий, пояс 127 мм). В конечном итоге решено было строить вариант с 15 152-мм орудиями в пяти трехорудийных башнях. На выбор повлияли появившиеся в то время данные о строящихся в Японии крейсерах типа "Mogami", имевших при водоизмещении 8500 т 15 155-мм орудий (максимальный калибр, разрешенный Лондонской конференцией).
В проекте, утвержденном в 1933 г., присутствовал ряд нововведений. Обводы корпуса напоминали "New Orleans", но продление полубака в корму до самого ахтерштевня превратило его в гладкопалубный. Набор выполнялся по продольной системе, что позволило сэкономить вес. Поднятие верхней палубы в корме на уровень выше позволило разместить ангар и катапульты на квартердеке, высвободив пространство в районе надстройки. Ряд недостатков проекта был вызван, в первую очередь, необходимостью соблюдения договорных ограничений. Так, не удалось вернуться к эшелонному расположению ЭУ (что предусматривалось одним из промежуточных проектов с 12 152-мм орудиями) и оно осталось линейным, как и на "New Orleans". Корпус оказался чересчур слаб и потребовал подкрепления.
Схема бронирования в основном повторяла принятую на "New Orleans", но в некоторых элементах была тоньше. Броневой пояс, защищающий ЭУ, имел толщину 127 мм и крепился к обшивке толщиной 16 мм. Его замыкали траверзы толщиной 127 — 51 мм. Погреба прикрывали внутренние продольные 51-мм переборки. Толщина броневой палубы — 51 мм. Зона свободного маневрирования новых крейсеров под огнем 152-мм орудий при курсовом угле 60° находилась в диапазоне 40 — 115 кбт.
Помимо новых 152-мм/47 орудий Mk-16, крейсера вооружались восемью 127-мм/25 зенитными пушками. Предусмотренные проектом 28-мм автоматы не были готовы, и легкое зенитное вооружение состояло только из 12,7-мм пулеметов.
По чрезвычайной программе 1933 г. были заказаны 4 корабля (CL-40 — 44), еще 3 — в 1934 г. (CL-46 — CL-48). Позднее добавили еще 2 (CL-49 и CL-50) — для замены первых крейсеров типа "Omaha"; они строились по измененному проекту. Использование новых компактных ПК высокого давления позволило сократить размеры КО. Это, в свою очередь, дало возможность перекомпоновать ЭУ, вернувшись к эшелонной схеме. Кроме того, был изменен состав зенитного вооружения — одинарные 127-мм/25 установки уступили место новейшим спаренным 127-мм/38.
В 1940 г., наконец, собрались установить предусмотренные в проекте, но так до тех пор не появившиеся на кораблях 4x4 28-мм автомата. Поскольку их не хватало, приняли временную схему из двух 76-мм/50 зениток и 2 х 4 автоматов. До ноября 1941 г. такое довооружение прошел только CL-50. В конце 1942 г. был принят новый стандарт легкого зенитного вооружения из 4х4 и 4х2 40-мм/56 "бофорсов" и некоторого количества 20-мм "эрликонов".
После повреждения в сентябре 1943 г. "Savannah" планирующей бомбой последовало решение перевооружить все крейсера этого типа на 4 127-мм/38 спаренные зенитки. Так как остойчивость перегруженных кораблей вызывала опасения, предусматривалась установка булей, что повышало ширину корпуса до 21,2 м. В полном объеме работы прошли только на CL-42 и CL-48. На CL-41 ограничились установкой булей, орудия не заменялись.
К концу войны легкое зенитное вооружение насчитывало на CL-46 27 стволов (4x2 40-мм/56 и 19 х 1 20-мм/70), на CL-47 — 26 (4 х 2 40-мм/56 и 18 х 1 20-мм/70), на CL-40, 41, 42 и 48 — по 48 (4 х 4 и 6 х 2 40-мм/56 и 10 х 2 20-мм/70), на CL-43 — 46(4х4 и 6х2 40-мм/56 и 9 х 2 20-мм/70), на CL-49 — 36(4х4 и 6х2 40-мм/56 и 8 х 1 20-мм/70).
"Helena" 7.12.1941 в Пёрл-Харборе получил попадание авиаторпеды; ремонт до мая 1942 г. 6.7.1943 в бою в заливе Кула получил попадание трех торпед, переломился и затонул. "Brooklyn" у побережья Сицилии поврежден на мине 14.07.1943; ремонт до декабря 1943 г. "Savannah" 11.9.1943 тяжело поврежден у Салерно герм, планирующей бомбой; ремонт до сентября 1944 г. "Nashville" 12.5.1943 поврежден от внутреннего взрыва орудийной башни №1; ремонт до августа 1943 г. 13.12.1944 поврежден камикадзе; ремонт до апреля 1945 г. "Boise" поврежден 21.1.1942 при посадке на мель; ремонт до июня 1942 г. 11.10.1942 в бою у м. Эсперанс тяжело поврежден артогнем япон. кораблей; ремонт до марта 1943 г. "Honolulu" 13.7.1943 поврежден торпедой с япон. кораблей, оторвана носовая оконечность по шпиль; ремонт до ноября 1943 г. 20.10.1944 поврежден япон. авиаторпедой; ремонт до октября 1945 г. "St. Louis" 13.7.1943 поврежден торпедой с япон. ЭМ, оторвана носовая оконечность; ремонт до ноября 1943 г. 14.2.1944 поврежден япон. бомбой; ремонт до мая 1944 г. 27.11.1944 поврежден камикадзе; ремонт до марта 1945 г.
В 1951 г. 6 крейсеров этого типа продали в Латинскую Америку: "Brooklyn" и "Nashville" — Чили (переименованы в "O'Higgins" и "Capitan Prat" соответственно); "Philadelphia" и "St. Louis" — Бразилии (переименованы в "Barroso" и "Tamandare"); "Phoenix" и "Boise" — Аргентине (переименованы в "17 de Octubre", позднее "General Belgrano" и в "9 de Julio").
Легкие крейсера типа "Omaha" — 10 единиц
CL-4 |
"Omaha" |
STSB |
6.12.1918 |
14.12.1920 |
2.1923 |
Исключен в 1945 |
CL-5 |
"Milwaukee" |
STSB |
13.12.1918 |
24.3.1921 |
6.1923 |
Передан СССР в 1944 |
CL-6 |
"Cincinnati" |
STSB |
15.5.1920 |
23.5.1921 |
1.1924 |
Слом в 1946 |
CL-7 |
"Raleigh" |
BtlhQ |
16.8.1920 |
25.10.1922 |
2.1924 |
Исключен в 1945 |
CL-8 |
"Detroit" |
BtlhQ |
10.11.1920 |
20.6.1922 |
7.1923 |
Слом в 1946 |
CL-9 |
"Richmond" |
Crp |
16.2.1920 |
29.9.1921 |
7.1923 |
Исключен в 1946 |
CL-10 |
"Concord" |
Crp |
29.3.1920 |
15.12.1921 |
11.1923 |
Слом в 1947 |
CL-11 |
"Trenton" |
Crp |
18.8.1920 |
16.4.1923 |
4.1924 |
Исключен в 1946 |
CL-12 |
"Marblehead" |
Crp |
4.8..1920 |
9.10.1923 |
9.1924 |
Исключен в 1945 |
CL-13 |
"Memphis" |
Crp |
14.10.1920 |
17.4.1924 |
2.1925 |
Исключен в 1946 |
7250 —7300/9150 т; 167,6 (вп)/169,3х16,9х4,1 м; 4 ТЗА, 12 ПК, 90 000 л.с., 34 уз., 1852 т нефти, 8460 (10) миль. Броня: пояс 76 мм, палуба 37 мм, рубка 32 мм. Эк. 458 чел. 2 х 2 и 8 х 1 — 152-мм/53 (CL-4, 5, 10, 11,13) или 2 х 2 и 7 х 1 — 152-мм/53 (CL-12),или 2 х 2 и 6x1 — 152-мм/53 (остальные), 8x1 — 76-мм/50, 8x1 — 12,7-мм пул., 2x3 — 533-мм ТА, 2 гидросамолета, 2 катапульты.
Крейсера типа "Omaha" строились в рамках амбициозной кораблестроительной программы 1916 г. Одним из главных требований к 7000-тонному крейсеру-разведчику (скауту) стало достижение им 35-узловой скорости. Это обстоятельство предопределило заметный дисбаланс основных элементов проекта. Корпус максимально обузили, придав ему отчетливые "миноносные" обводы. При этом набор корпуса с целью экономии веса возможно облегчили, что в сочетании с очень мощной и, как следствие, тяжелой ЭУ привело к вибрации на большом ходу.
Чрезмерный упор на достижение высокой скорости привел к тому, что запас водоизмещения, отводимый на долю вооружения и бронирования у "Omaha", оказался заметно меньше, чем у зарубежных современников — так, на бронирование отводилось лишь 8% водоизмещения. Кроме того, желание обеспечить максимальный погонный и ретирадный огонь привело к внедрению сомнительного размещения артиллерии ГК в двухъярусных казематах в носу и корме — они заметно утяжеляли оконечности, при этом мало защищая орудия от огня противника, так как имели лишь противоосколочное бронирование.
В соответствии с проектом новые крейсера должны были иметь водоизмещение 7050 т, скорость 35 уз., вооружение 10 152-мм/53 (по 4 орудия в казематах в оконечностях и еще 2 орудия открыто в средней части корпуса), 2 76-мм/50 зенитки, 2x2 533 ТА. Броневой пояс толщиной 76 мм и высотой 5,8 м защищал машинное и котельные отделения, палуба имела толщину 37 мм.
Контракт на постройку крейсеров был подписан 8.7.1916, однако первые корабли заложили лишь два года спустя, после того, как проект существенно переработали (в основном из-за критических высказываний о недостаточном вооружении). Открыто стоящие орудия ГК исчезли, зато в оконечностях появились двухорудийные башни (еще больше увеличив местную перегрузку). Усилили торпедное вооружение, добавив к двум сдвоенным ТА на главной палубе еще два строенных на верхней (в нос от кормового каземата). От первоначально запланированной катапульты на квартердеке отказались, заменив ее двумя поворотными на верхней палубе. Изменения в проекте привели к росту водоизмещения примерно на 400 т, что снизило скорость на 1 уз.
Вскоре после постройки спаренные ТА главной палубы, оказавшиеся из-за перегрузки подверженными воздействию волн, сняли. По той же причине часть кораблей лишилась и нижних кормовых казематов 152-мм орудий.
Впервые в американской практике ЭУ располагалась эшелонно — МО находились между носовой и кормовой группами КО. Турбины и котлы изготовлялись разными фирмами, что привело к заметному разбросу ходовых характеристик, и корабли оказались разделены на группу с "большим радиусом действия" (CL-9 — CL-13) и группу с "малым радиусом действия" (CL-4 — CL-8). Однако планируемой дальности плавания в 10 000 миль при скорости 10 уз. ни на одном из крейсеров добиться не удалось.
В 1940 г. планировалось переоборудовать корабли типа "Omaha" в крейсера ПВО (вооружение из 2 х 2 152-мм/53, 7 х 1 127-мм/38 орудий и 6 х 4 28-мм автоматов), но из опасений за остойчивость это предложение было отвергнуто. Незадолго перед вступлением США / в войну для снижения перегрузки с кораблей '— сняли боевую рубку и перестроили мостик.
В марте 1942 г. был утвержден план довооружения кораблей легким зенитным вооружением (в дополнение к 8 76-мм пушкам предусматривались 2x4 28-мм и 8 х 1 20-мм автоматов). Одновременно демонтировали два 152-мм орудия из нижнего кормового каземата на CL-4, 5,10, 11 и 13. В 1943 — 1944 гг. 28-мм автоматы заменили на 2 — 3 х 2 40-мм "бофорса", а число 20-мм "эрликонов" довели до 12.
Часть кораблей отличалась составом вооружения: "Raleigh" не имел 40-мм "бофорсов"; на "Cincinnati" торпедные аппараты были заменены армейскими одиночными 40-мм автоматами; на "Detroit" во время ремонта в 1945 г. верхний носовой 152-мм каземат заменили на 2 х 2 40-мм/56 "бофорса" (всего стало 5), ТА демонтировали.
"Milwaukee" 20.4.1944 временно передан СССР и получил название "Мурманск". 16.3.1949 возвращен США.
"Raleigh" тяжело поврежден в Пёрл-Харборе 7.12.1941 япон. авиаторпедой; ремонт до июля 1942 г. "Marblehead" 5.1.1942 получил 2 прямых попадания бомбами, несколько бомб разорвались рядом с бортом; ремонт до конца 1942 г.