Британский заказ
К концу 80-х годов XIX века в военно-морских штабах ведущих стран мира пришли к выводу о целесообразности создания нового класса боевых кораблей — крупных мореходных миноносцев с усиленным артиллерийским вооружением, способных атаковать неприятельские броненосцы в открытом море, а также успешно бороться со своими более мелкими собратьями в прибрежных водах. Первыми попытались реализовать эту идею англичане. Уже в 1884—1887 годах они построили два больших (разумеется, больших по тогдашним понятиям) миноносца № 80 и 81, вооруженных тремя торпедными аппаратами и четырьмя — шестью 47-мм пушками. Именно эти корабли впервые получили прозвища «torpedo catchers» и «torpedo destroyers» — «ловители» и «разрушители» миноносцев. Однако родоначальниками нового класса боевых судов они так и не стали: уже через три-четыре года большинство обычных миноносцев «доросло» до них и по размерам, и по вооружению. Требовался новый, более радикальный проект.
В марте 1892 года будущий создатель «Дредноута» адмирал Джон Фишер, занимавший в ту пору пост Контролера Адмиралтейства (Контролер Адмиралтейства, он же Третий морской лорд, отвечал за проектирование и строительство кораблей для Ройял Нэйви), пригласил к себе владельцев двух ведущих фирм, занимавшихся про вотированием и строительством миноносцев, —Джона Айзека Торникрофта и Альфреда Фернандеса Ярроу. Со свойственной ему решимостью Фишер потребовал разработать проект «истребителя миноносцев» — дестройера со следующими характеристиками: водоизмещение — около 300 т, скорость хода — 26 узлов, вооружение — одна 76-мм, три 57-мм пушки и три торпедных аппарата, стоимость — не более 30 тыс. фн. ст. Нелишне напомнить, что самые крупные миноносцы того времени имели водоизмещение не более 150 т, а калибр их артиллерии не превышал 47 мм.
Закладка первых в мире дестройеров состоялась в июле того же года. «Дэринг» и «Дикой» строились на верфи Торникрофта, «Хэвок» и «Хорнет» — на заводе Ярроу. Головным из них стал «Хэвок» — официально он вступил в строй в январе 1894-го. Правда, из-за неготовности новых водотрубных котлов на нем установили два громоздких паровых котла локомотивного типа, что обусловило весьма необычный силуэт корабля с двумя близко расположенными дымовыми трубами. Тем не менее на испытаниях «Хэвоку» удалось достичь скорости 26,77 узла — главным образом благодаря удачной конструкции легких и мощных паровых машин тройного расширения, разработанных фирмой «Ярроу» специально для новых кораблей.
Впрочем, адмирал Фишер нисколько не сомневался в успехе, и в течение 1893 года, не дожидаясь результатов испытаний первой четверки дестройеров, выдал 14 разным фирмам заказ на постройку еще 38 аналогичных кораблей. Причем здесь он в угоду «интересам империи» пожертвовал интересами фирмы «Ярроу», дав санкцию на то, чтобы разослать чертежи паровых машин «Хэвока» всем задействованным заводам. Альфред Ярроу затаил на Адмиралтейство глубокую обиду— тем более, что из упомянутых 38 миноносцев ему достался контракт всего на три корабля. Глава фирмы посчитал, что теперь у него нет никаких моральных обязательств перед руководством Королевского флота, и активно взялся за поиск экспортных заказов.
Примечательно, что первым делом А.Ярроу обратился в Санкт-Петербург. Уже в начале января 1894 года он отправил письмо на имя начальника ГУКиС адмирала П.П.Тыртова с предложением построить «уничтожитель миноносцев» усовершенствованного типа с невиданной для того времени скоростью хода в 29 узлов! Русское Морское министерство проявило заинтересованность — идея подобного корабля здесь обсуждалась уже несколько лет. Для согласования деталей контракта в апреле Ярроу лично прибыл в Россию.
Во время переговоров в Петербурге камнем преткновения стали финансовые вопросы. Ярроу назначил за миноносец цену 38 тыс. фн. ст. — в общем-то, довольно скромную, если учесть, что британское Адмиралтейство заплатило за «Хэвок» (без стоимости вооружения) 36 526 фн. ст., а за «Чарджер», головной из трех заказанных в октябре 1893 года 27-узловых дестройеров, — 41 133 фн. ст. Однако в России посчитали эту сумму завышенной. Не желая потерять престижный заказ, Ярроу пошел на уступки. Видимо, здесь сыграли свою роль намеки Морского министерства о последующем серийном строительстве однотипных кораблей для Российского флота, а также желание «уколоть» британское Адмиралтейство, поставив на экспорт миноносец более быстроходный, чем заказанные для флота «владычицы морей».
Официальное заключение контракта состоялось в Лондоне 30 мая 1894 года. Фирма «Ярроу» обязалась за 14 месяцев построить и подготовить к испытаниям истребитель миноносцев нормальным водоизмещением 220 т и максимальной скоростью хода 29 узлов. При условии выполнения последнего пункта русское Морское министерство обязалось выплатить подрядчику 36 000 фн. ст.
Прототипом нового российского корабля, получившего наименование «Сокол», стал «Хорнет» — второй построенный фирмой дестройер и первый, оснащенный водотрубными котлами системы Ярроу. Основные изменения проекта заключались в новом составе вооружения (одно 75-мм и три 47-мм орудия вместо такого же числа 76-мм и 57-мм; два однотрубных палубных торпедных аппарата вместо одного носового и одного двухтрубного палубного) и применении никелевой стали повышенной прочности. Внешне «Сокол» отличался от английских собратьев наличием таранного форштевня. Кроме того, уже в процессе постройки по требованию МТК в проект внесли еще ряд изменений — в частности, увеличили емкость угольных ям, камбуз перенесли из офицерского отделения в район носового кубрика, оборудовали командирскую каюту и каюты для унтер-офицеров, прожектор установили впереди первой дымовой трубы на поперечных рельсах (для возможности его перемещения с одного борта на другой), увеличили до 300 мм высоту комингсов люков на верхней палубе.
Изготовление механизмов миноносца на заводе «Ярроу» началось в июле, а сборка корпуса на стапеле — в декабре 1894 года. Работы шли быстро: уже в апреле следующего года завершилась клепка наружной обшивки, затем, прямо на стапеле, смонтировали котлы и паровые машины. Спуск на воду состоялся 10 августа, причем техническое состояние корабля было таково, что уже на следующий день он смог своим ходом выйти для пробы механизмов.
Ходовые испытания «Сокола» с заводской командой начались 17 августа — в этот день миноносцу удалось в течение двух с половиной часов держать среднюю скорость 29,35 узла. Через восемь дней на официальных испытаниях этот результат был улучшен: при мощности машин в 3900 индикаторных л.с. скорость в среднем составила 29,77 узла (при 405 об/мин), а на одном из пробегов — 30,285 узла (при 418 об/мин). Таким образом, «Сокол» может претендовать на звание первого в истории корабля, преодолевшего 30-узловый рубеж скорости(Это достижение оспаривают французы: в том же августе 1895 года миноносец «Форбан» показал на мерной миле ход около 31 узла. Испытания «Сокола» и «Форбана» проводились практически одновременно, и определить, какому кораблю принадлежит первенство в данном заочном состязании, весьма затруднительно)!
Появившиеся в печати сообщения об этом событии вызвали огромный резонанс в мире. Особенно бурно отреагировало британское Адмиралтейство, срочно выдав заказ на проектирование «30-узловых» дестройеров для Ройял Нэйви.
Приемная комиссия из России признала все пункты контракта выполненными и — редкий случай! — особых претензий к А.Ярроу не предъявляла. После доводочных работ, окраски корпуса и отделки внутренних помещений миноносец покинул воды «туманного Альбиона» и 16 октября благополучно прибыл в Кронштадт. Десять дней спустя он был официально принят в казну и включен в состав Балтийского флота.
По боевым возможностям — скорости хода, вооружению, дальности плавания — «Сокол» настолько превосходил все многочисленные миноносцы Российского флота, что последние мгновенно теряли всякую ценность. Морское министерство незамедлительно приняло вполне обоснованное решение прекратить постройку традиционных миноносцев и отныне строить торпедные корабли только по типу «Сокола». Так созданный Альфредом Ярроу рекордсмен стал родоначальником нового класса кораблей отечественного флота. Хотя формально последователи «Сокола» продолжали числиться миноносцами, их обычно именовали истребителями (вольный перевод английского слова destroyer), контрминоносцами, а иногда и эскадренными миноносцами — несмотря на то, что официально такой класс кораблей в России был «узаконен» только в 1907 году.