Дальневосточные «Соколы»

 

Обострившееся соперничество с Япо­нией в дальневосточных водах застави­ло русское правительство спешно уси­лить военно-морские силы на Тихом океа­не, причем существенная роль отводи­лась истребителям. Ввиду удаленности будущего театра военных действий от российских промышленных центров оп­тимальной выглядела сборка миноносцев непосредственно во Владивостоке или Порт-Артуре. После долгих дебатов и при­вычных для нашей страны бюрократичес­ких проволочек сборочный эллинг реши­ли строить в Порт-Артуре, почти в самом центре Западного бассейна — на косе Тигровый Хвост. Однако к 9 марта 1900 го­да, когда на борту парохода «Нормания» были доставлены первые четыре разборных миноносца (один Невского завода и три Ижорского), к строительным работам еще не приступали! Ящики с сек­циями корпусов и механизмами пришлось выгружать на необорудованный берег... Окончательная договоренность о том, что сборку «соколов» в Порт-Артуре возьмет на себя Товарищество Невского завода, была достигнута лишь в апреле. Чуть позже этот завод согласился обеспе­чить ввод в строй и «ижорских» кораблей. На Тигровом Хвосте началось сооружение временного эллинга — внушительного де­ревянного ангара размерами 70x64x9,1 м, в котором помещались сразу три истреби­теля. 1 июня на пароходе «Екатеринослав» из Петербурга в Порт-Артур отправилась группа инженеров и мастеровых Невского завода; полгода спустя за ними последо­вал руководитель работ по сборке мино­носцев капитан 2 ранга В.Н.Китаев.

Тем временем пароход «Владимир Савин» доставил еще пять разобранных истребителей Невского завода; в сентяб­ре— ноябре 1900 года на пароходы «Эдуард Бари», «Малайя», «Аннам» и «Дагмар» погрузили секции остальных кораблей, а также чертежи и ящики с ме­ханизмами, дельными вещами и запча­стями. Таким образом, все 12 разборных «соколов» к началу 1901 года так и не были извлечены из многочисленных ящиков. Согласно же контракту все они должны были уже находиться в строю.

Телеграмма о готовности стапеля и временного эллинга ушла в Петербург 14 января; сборка первого миноносца — «Баклана» — началась три месяца спу­стя. 21 июля истребитель спустили на воду, а затем... переименовали его в «Кондор». Как выяснилось впослед­ствии, история с переименованием име­ла целью ублажить высокое начальство из Морского министерства, как-то вы­сказавшее пожелание, чтобы первым из порт-артурских «соколов» был собран корабль казенного Ижорского завода. В ответ наиболее готовый миноносец Не­вского завода «Баклан», недолго думая, переименовали в «Кондор», а «Кондор» Ижорского завода — в «Баклан». Разу­меется, бессмысленная «рокировка» названий не дала ничего, кроме извест­ной путаницы в справочной литературе.

Впрочем, вскоре миноносцы вновь пе­реименовали, причем все сразу. В соответ­ствии с приказом по Морскому министер­ству от 9 марта 1902 года «птичьи» названия истребителей были заменены имена­ми прилагательными. Так, головной «Со­кол» стал «Прытким», «Ястреб» — «Проч­ным», новоиспеченный «Кондор» — «Ре­шительным», а бывший «ижорский» «Кон­дор» — «Сильным». Правда, саму серию кораблей моряки по-прежнему называли «соколами»: это имя сохранялось за ними на протяжении всей их службы.

До начала войны с Японией в состав порт-артурской эскадры Тихого океана вошли девять истребителей типа «Сокол»; два («Страшный» и «Стройный») готови­лись к ходовым испытаниям и последний («Статный») достраивался. Контрактной скорости (26,5 узла) не смог развить лишь один корабль — головной «Решитель­ный». На мерной миле он показал резуль­тат 25,75 узла, что посчитали достаточ­ным, и «во избежание надрыва котлов» дальнейшие попытки достичь проектного хода прекратили. Все остальные минонос­цы на испытательных пробегах развили скорость около 27 узлов, но при этом от­мечалась сильная вибрация корпуса.

Истребители «Страшный» и «Стройный» были приняты в казну 1 марта 1904 го­да, причем последний — без испытаний на полный ход. А вот достройку «полугото­вого» «Статного» 7 февраля приостанови­ли. По инициативе представителя правле­ния Невского завода инженера И.И.Гиппиу­са (он сменил В.Н.Китаева в начале 1903 года) этот миноносец решили использовать в качестве источника запчастей. Пожалуй, впервые в мировой практике в Порт-Арту­ре нашел широкое применение агрегатный метод ремонта кораблей, когда вышедшие из строя узлы и механизмы «соколов» бы­стро заменялись исправными со «Статно­го», а уже затем восстанавливались в мас­терских. Результат такого метода превзо­шел все ожидания: в течение первых ме­сяцев войны ремонт по механической час­ти истребителей ни разу не занял более суток. Правда, в июле 1904 года «Статный» все же достроили — к тому времени мино­носцы понесли большие потери, и эскадра остро нуждалась в судах этого класса.

В ходе войны обсуждался вопрос о до­ставке в Порт-Артур трех миноносцев типа «Твердый», строившихся на верфи Крейтона в Охте, однако блокада крепо­сти поставила на этих планах крест. В конце концов для сборки последней се­рии «соколов» пришлось создать новые мастерские под Владивостоком.