«Морские казаки» Порт-Артурской эскадры
Первый месяц войны
Самая яркая страница истории миноносцев типа «Сокол» — их участие в боевых действиях под Порт-Артуром во время Русско-японской войны. Они несли сторожевую службу, ходили в дозоры, отражали атаки вражеских миноносцев и пароходов-брандеров, прорывали блокаду, доставляя важные донесения, занимались тралением и постановкой мин. «Соколы» показали себя настоящими «рабочими лошадками» флота или, по образному выражению адмирала С.О.Макарова, «лихими морскими казаками». По активности использования с миноносцами не мог сравниться ни один из каких-либо других классов боевых кораблей.
Организационно истребители базировавшейся на Порт-Артур эскадры Тихого океана были сведены в два отряда. В первый входили 10 наиболее совершенных эскадренных миноносцев зарубежной постройки и два «350-тонника» Невского завода — «Бурный» и «Бойкий». Во второй отряд зачислили все девять сданных флоту «соколов» («Решительный», «Разящий», «Расторопный», «Сердитый», «Смелый», «Сторожевой», «Стерегущий», «Скорый», «Сильный»), а также три корабля, находившихся в постройке («Страшный», «Стройный» и «Статный»). Кроме того, ко второму отряду миноносцев временно приписали трофейный «Лейтенант Бураков» — бывший китайский «Хай-Хуа», захваченный в Таку в июне 1900 года. Правда, в целях «экономии средств» (извечная болезнь русского флота!) большинство кораблей стояло в резерве; в январе 1904 года из второго отряда в кампании находились только «Расторопный» и «Скорый». Возможно, будь в строю хотя бы половина истребителей, японцам не удалось бы приблизиться к порт-артурскому рейду незамеченными, и тогда начало войны для России могло быть не столь плачевным... Однако в ночь на 27 января в дозор вышли всего два миноносца— «Бесстрашный» и «Расторопный», и обнаружить шедшего в атаку неприятеля они не смогли. В результате лучшие броненосцы эскадры «Цесаревич» и «Ретвизан», а также крейсер «Паллада» были торпедированы и надолго вышли из строя. Таким образом, Япония сразу же получила неоспоримое превосходство в силах.
Сразу же после нападения вражеских миноносцев всем находившимся в Порт-Артуре истребителям было приказано развести пары и выйти в море. В течение ночи русские корабли пытались отыскать неприятеля, но, увы, безрезультатно. В поисках принимали участие все вступившие в строй миноносцы типа «Сокол» (кроме «Сердитого», завершавшего ремонт после столкновения с «Грозовым»), причем «Сильный» по ошибке был обстрелян крейсером «Боярин», но, к счастью, не пострадал.
Утром 27 января во время первого морского боя русской и японской эскадр оба отряда миноносцев (первым командовал капитан 1 ранга Н.А.Матусевич, вторым — капитан 2 ранга А.А.Гинтер) трижды посылались в атаку и трижды получали приказ вернуться, не дойдя до цели. Огня они не открывали и попаданий благополучно избежали.
В дальнейшем миноносцы в течение нескольких месяцев направлялись в дозор чуть ли не каждую ночь. Об интенсивности их службы можно судить по следующим цифрам: за первый месяц войны (по 27 февраля 1904 года) «Смелый» выходил в море 17 раз, «Скорый» —15, «Стерегущий» —13, «Сторожевой», «Сердитый», «Разящий» и «Расторопный» — по 12, «Решительный» — 9, «Сильный» — 2. И это без учета дежурств в проходе под Золотой горой и на внешнем рейде!
Правда, особых успехов первые недели войны нашему флоту не принесли. Лишь однажды, утром 11 февраля, три вышедших на разведку «сокола» — «Стерегущий», «Сторожевой» и «Скорый» — вступили в непосредственный огневой контакт с японским 4-м отрядом истребителей, но вялая перестрелка окончилась безрезультатно. А торпедное оружие пришлось применить только один раз, причем против своего корабля и также неудачно. 29 января командир миноносца «Сторожевой» капитан 2 ранга А.П.Киткин получил приказание добить подорвавшийся на мине и оставленный экипажем бронепалубный крейсер «Боярин». Однако из-за сильной качки торпеда самопроизвольно выскользнула из кормового аппарата и вышла из строя. Миноносец выпустил вторую торпеду, но та, не дойдя до цели, затонула. Запасных мин Уайтхеда на «Сторожевом» не было, и он вынужден был повернуть к Порт-Артуру.
Во 2-м отряде миноносцев не обошлось и без мелких ЧП: ночью 28 января «Стерегущий» столкнулся на рейде с истребителем «Боевой», днем 7 февраля «Расторопный» навалился на «Скорый» и прогнул последнему обшивку правого борта. 20 февраля во время шторма на «Скором» и «Стерегущем» начались перебои в работе машин, и миноносцам пришлось укрыться в порту Дальний, где они ремонтировались в течение двух суток.
Героический «Стерегущий»
Утром 24 февраля в Порт-Артур прибыл новый командующий флотом — вице-адмирал С.О.Макаров. Первым делом он решил усилить разведку и на следующий день вызвал к себе командиров миноносцев «Решительный» и «Стерегущий» капитана 2 ранга Ф.Э.Боссе и лейтенанта А.С.Сергеева, поручив им подробный осмотр побережья Квантунского полуострова, а также островов Эллиот и Блонд.
Закончив приготовления к походу, оба миноносца вечером 25 февраля вышли в море. Около 21.00 с головного «Решительного» заметили отблески прожектора у входа в Талиенванскую бухту (Даляньвань). Решив атаковать неприятеля, Ф.Э.Боссе приказал увеличить скорость, и сразу из дымовых труб истребителей вырвались языки пламени. Эти предательские факелы заметили на японских миноносцах, и лучи неприятельских прожекторов заметались в поисках русских кораблей. Пользуясь темнотой и уменьшив ход до малого, «Решительный» и «Стерегущий» укрылись в тени острова Наньсаньшаньдао. Маневр удался, но до восхода луны дойти до островов Эллиот миноносцы уже никак не успевали. И оба командира решили ограничиться наблюдением за неприятелем, посчитав, что замеченные корабли — авангард очередной заградительной операции, о чем в штабе флота имелись агентурные сведения.
Примерно до 3.00 русские миноносцы держались в море, но вражеских кораблей больше не видели. Пора было возвращаться. Но едва скорость достигла 16 узлов, как «Стерегущий» стал отставать. Пришлось замедлить ход и «Решительному». А через три часа, когда в предрассветной мгле уже обозначились знакомые очертания Ляотешаня, по курсу сигнальщики заметили четыре силуэта. Это были японские истребители «Усугумо», «Синономе», «Сазанами» и «Акебоно», возвращавшиеся из ночной вылазки на порт-артурский рейд.
Некоторое время на русских кораблях теплилась надежда, что японцы их не обнаружили. «Решительный» и «Стерегущий» резко повернули в море, пытаясь сделать петлю и незаметно обойти неприятельский отряд. Осуществить этот план не удалось. Японские корабли изменили курс и увеличили ход. Сохраняя еще некоторое преимущество в скорости, «Решительный», а за ним и «Стерегущий» предприняли отчаянную попытку обойти строй вражеских кораблей с фланга. Но и этот маневр был разгадан: повернув еще на восемь румбов, японские истребители легли на параллельный курс и открыли огонь.
Если находившийся несколько впереди японцев «Решительный» оказался в более выгодном положении (по нему стрелял только головной «Акебоно»), то «Стерегущий» с первых минут боя был засыпан градом неприятельских снарядов. Яростно отстреливаясь, русские корабли спешили к Порт-Артуру, однако шансов на спасение оставалось немного. Попав в правый борт «Решительного», японский снаряд разорвался в пустой угольной яме и повредил паропровод. Миноносец окутался паром, но, к счастью, хода не потерял, и машинной команде, хотя и с трудом, удалось устранить повреждения. В этот момент открыли огонь русские береговые батареи, — правда, сделав три выстрела, они неожиданно замолчали.
Перспектива вести бой под обстрелом с берега японцев не воодушевляла, поэтому они отказались от преследования «Решительного» и сосредоточили огонь на «Стерегущем». Силы были слишком неравными, тем не менее даже оставшись один против четырех, он продолжал бой. Пробив борт «Акебоно», русский снаряд разорвался в командирской каюте в опасной близости к кормовому патронному погребу. Чтобы выяснить характер повреждений, командир японского миноносца на некоторое время вывел свой корабль из боя, но вскоре «Акебоно» вернулся в строй, заняв место между «Синономе» и «Усугумо».
Пока на «Стерегущем» работали машины, еще оставалась хоть какая-то надежда прорваться в Порт-Артур, но в 6.40 японский снаряд, разорвавшийся в угольной яме, повредил два смежных котла. Миноносец стал быстро терять ход. Вскоре в кочегарку № 2 попал второй снаряд, через пробоину хлынула вода и залила топки. Задраив за собой горловины, кочегары выбрались на верхнюю палубу, где стали свидетелями последних минут неравной схватки.
Одно за другим замолкали орудия «Стерегущего». Погибли на своих постах командир миноносца лейтенант А.С.Сергеев и мичман К.В.Кудревич, был убит лейтенант Н.С.Головизнин, распоряжавшийся спуском на воду вельбота. Инженер-механика В.С.Анастасова взрывом снаряда выбросило за борт.
В 7.10 бой прекратился. На воде беспомощно качался остов «Стерегущего», без труб и мачты, с искореженными бортами и палубой, усеянной телами героически погибших моряков. Через 15 минут к нему подошел вельбот с «Сазанами»; мичман Хирата Ямадзаки вместе с пятью матросами вскарабкались на разбитый полубак. Подняв на «Стерегущем» японский флаг, они обошли корабль. «В полубак попало три снаряда, палуба пробита, один снаряд — в правый якорь,— так описывал Ямадзаки увиденное. — С обоих бортов снаружи следы, через которые при качке в миноносец попадала вода. На стволе носового орудия след попавшего снаряда, близ орудия труп комендора с оторванной правой ногой и сочившейся из раны кровью. Фок-мачта упала на правый борт. Мостик разбит в куски. Вся передняя половина судна в полном разрушении... В пространстве до передней трубы лежали около двадцати трупов, обезображенных, частью туловища без конечностей, частью оторванные ноги и руки — картина ужасная... Установленные для защиты койки местами сгорели. В средней части миноносца с правого борта одно 47-мм орудие было сброшено со станка... Число попавших снарядов в кожух и трубы было очень велико, также, видимо, были попадания в сложенный между трубами брикет. Кормовой минный аппарат был повернут поперек, видимо, готовый к выстрелу... Жилая палуба была совершенно в воде, и войти туда было нельзя». В заключение японский офицер делает вывод: «Вообще положение миноносца было настолько ужасное, что не поддается описанию».
Каково же было удивление японцев, когда на изуродованном корабле удалось обнаружить двух живых русских моряков — легко раненного кочегара А.Осинина и трюмного машиниста В.Новикова. Вместе с ранее подобранными из воды матросами Ф.Юрьевым и И.Хиринским только они остались в живых. Командир, три офицера и 45 человек команды «Стерегущего» погибли в этом бою.
Переправив обоих пленных на «Сазанами», японцы завели буксир, надеясь увести трофейный корабль подальше от береговых батарей. В 8.10 «Сазанами» начал буксировку, но через 18 минут трос лопнул — наполовину затопленный «Стерегущий» с вышедшим из строя рулевым управлением не желал следовать за победителями...
Между тем, как только сигнальная станция Золотой горы донесла, что идет бой между миноносцами, адмирал Макаров приказал крейсерам «Баян» и «Новик» готовиться к выходу в море. Прорвавшийся в Порт-Артур «Решительный» сообщил о бедственном положении «Стерегущего». Медлить было нельзя, и адмирал перенес свой флаг на «Новик», уже разворачивавшийся для выхода из гавани.
В тот момент, когда японцы пытались завести якорную цепь «Стерегущего» на «Сазанами», вокруг неподвижно стоявших миноносцев противника начали рваться снаряды — это с максимальной дистанции открыли огонь приближавшиеся «Новик» и «Баян». Одновременно вступили в бой и молчавшие до сих пор береговые батареи. Оценив обстановку, командир «Сазанами» капитан-лейтенант Цунемацу Кондо приказал мичману Ямадзаки покинуть «Стерегущий». Спустив свой флаг и прихватив в виде трофеев компас и найденные на русском корабле бинокли, японские моряки на вельботе перебрались на «Сазанами». Оставленный «Стерегущий» еще около получаса держался на воде, но в 9.20 затонул в семи милях от маяка Ляотешань.
В ходе боя, по японским данным, в «Сазанами» попало 7 или 8 русских снарядов, в «Акебоно» — 27. «Усугумо» практически не пострадал, «Синономе» отделался легкими повреждениями. Официальная японская работа «Описание военных действий на море в 37 — 38 гг. Мейдзи» утверждает, что из экипажей миноносцев один человек погиб и как минимум семь были ранены, в том числе мичман Сима Юкичи с «Акебоно». Правда, есть основания полагать, что эти данные явно занижены — судя по числу попаданий, потери на японских кораблях в действительности наверняка были больше.
Четверо моряков со «Стерегущего» на борту крейсера «Токива» были доставлены в Сасебо, где их уже ждало письмо от имени японского морского министра адмирала Ямамото. «Вы, господа, сражались храбро за свое Отечество, — говорилось в нем, — и защищали его прекрасно. Вы исполнили свой тяжелый долг как моряки. Я искреннее хвалю вас, вы — молодцы!» Далее следовали пожелания полного выздоровления и благополучного возвращения на родину. После этого для моряков начался период мытарств по госпиталям и лагерям для военнопленных.
В Порт-Артуре в офицерской среде далеко не однозначно были восприняты действия командира «Решительного». В адрес Ф.Э.Боссе высказывались упреки, что он ушел, не оказав помощи попавшим в беду товарищам. Но адмирал Макаров рассудил трезво: «Повернуть ему на выручку — значило погубить вместо одного миноносца два». Проанализировав обстановку, он сделал вывод: «В этих условиях выручить «Стерегущий» было невозможно». В результате все офицеры и команда «Решительного» были удостоены наград, а Ф.Э.Боссе позднее получил орден Св.Георгия 4-й степени «за прорыв сквозь неприятеля в свой порт».
И в заключение нельзя не упомянуть об одной связанной со «Стерегущим» легенде. В газете «Новое время» вскоре после героической гибели миноносца появилась статья, в которой со ссылкой на некого английского корреспондента говорилось, будто в тот момент, когда японцы взяли на буксир русский миноносец, два матроса заперлись в трюме, открыли кингстоны и погибли сами, но своей смертью «вырвали у врага его добычу...». Эта публикация вызвала огромный резонанс и с небольшими изменениями перекочевала в самые разные издания. Она же вдохновила скульптора К.Изенберга представить на конкурс модель памятника «Двум неизвестным морякам-героям», которая в августе 1908 года была «высочайше одобрена» царем. 26 апреля 1911 года памятник «Стерегущему» в торжественной обстановке был открыт на Каменноостровском проспекте в Санкт-Петербурге; эта великолепная работа скульптора сохранилась до наших дней.
Однако еще задолго до открытия памятника в Исторической части МГШ пришли к выводу, что история с затоплением корабля двумя неизвестными матросами — выдумка. Рассказы вернувшихся из плена матросов «Стерегущего» оказались противоречивыми; причем со слов машиниста 2-й статьи В.Новикова выходило, будто кингстоны в машинном отделении открыл он сам (на самом деле кингстонов затопления в машинном отделении «соколов» не было!). МГШ подготовил царю доклад, в котором говорилось, что «выдумка не может быть увековечена в памятнике». На что Николай II ответил: «Считать, что памятник сооружен в память геройской гибели в бою миноносца «Стерегущий».
Однако развенчание легенды отнюдь не умаляет героизма экипажа корабля. Здесь уместно привести слова активного участника расследования истории с «неизвестными героями», и.о. начальника Исторической части МГШ старшего лейтенанта Е.Н.Квашнина-Самарина, писавшего в далеком 1910 году: «Всякому, кто прочел бы и сопоставил все собранные по делу «Стерегущего» материалы и документы, было бы совершенно ясно, насколько велик был подвиг «Стерегущего» даже и без недосказанного мифа... Пусть легенда живет и живит будущих героев на новые беспримерные подвиги, но признайте же, что 26 февраля 1904 года в борьбе с сильнейшим врагом эскадренный миноносец «Стерегущий», потеряв командира, всех офицеров, 45 из 49 матросов, после часового, до последнего снаряда боя, пошел ко дну, изумляя врага доблестью своего экипажа!»
Бои на внешнем рейде
Потерю «Стерегущего» удалось компенсировать вводом в строй двух новых «соколов» — «Страшного» и «Стройного». Эти два истребителя, завершив испытания, 28 февраля вышли в море на свое первое боевое задание: вместе с миноносцами «Сердитый», «Смелый», «Внимательный» и крейсером «Баян» они прикрывали минный транспорт «Амур», выставлявший заграждение у мыса Ляотешань. На следующий день оба корабля официально включили в состав 2-го отряда миноносцев. А 10 марта у отряда «соколов» появился новый командующий — капитан 2 ранга М.В.Бубнов, сменивший в этой должности А.А.Гинтера.
Впервые применить в бою свое главное оружие — торпеды — порт-артурским миноносцам довелось в ночь на 14 марта. Назначенные дежурными истребители «Сильный» (командир — лейтенант Е.И.Криницкий) и «Решительный» (лейтенант П.П.Травлинский) находились в проходе между Золотой горой и Тигровым полуостровом, когда примерно в 2.15 в лучах береговых прожекторов появились четыре парохода, направлявшихся прямо ко входу на внутренний рейд. Это были японские брандеры — большие пароходы «Чийо Мару», «Фукуи Мару», «Яхико Мару» и «Йонеяма Мару», которые неприятель планировал затопить на фарватере и тем самым закупорить русскую эскадру в порт-артурской бухте. Батареи крепости немедленно открыли огонь, однако японские суда продолжали двигаться прежним курсом. Тогда старший в дозоре — командир канонерской лодки «Отважный» капитан 2 ранга А.ВЛебедев — приказал миноносцам атаковать противника.
«Сильный» и «Решительный» ринулись навстречу брандерам, не обращая внимания на то, что они сразу же попали в зону падения снарядов со своих же батарей. Мина Уайтхеда, выпущенная из носового торпедного аппарата «Сильного», угодила в носовую часть головного парохода «Чийо Мару» и сделала огромную пробоину в его корпусе (По японским данным, эта торпеда поразила второй в колонне пароход— «Фукуи Мару»). Вторая мина, выпущенная по следующему судну, не взорвалась или прошла мимо. Не сменивший курса «Сильный» неожиданно оказался под носом последнего брандера — «Йонеяма Мару» — и едва не был протаранен его форштевнем. Этот пароход проскользнул вперед, отдал якорь и готовился затопиться у входного фарватера, когда его поразила торпеда с «Решительного».
Все четыре японских брандера затонули в опасной близости от прохода на внутренний рейд, однако поставленной задачи не выполнили. Только последний из пароходов, «Йонеяма Мару», своим корпусом частично перекрыл фарватер, но не настолько, чтобы существенно помешать движению судов. В то же время командующий 2-м отрядом миноносцев М.В.Бубнов отмечал, что к брандеру «Йонеяма Мару» уже направился наш катер, чтобы развернуть его корму вдоль прохода, а «взрыв парохода миной лишь ускорил его потопление и ухудшил дело».
И еще одна любопытная деталь. В момент выхода «Сильного» в атаку на нем кто-то из матросов нечаянно дернул за паровой свисток. В соответствии с предварительной договоренностью, у японцев такой сигнал означал: «Повернуть вправо». Пароходы, следовавшие за «Чийо Мару», приняли его к исполнению и отклонились от курса. Если бы не эта случайность, возможно, что их планы заблокировать фарватер могли бы осуществиться. Разойдясь с брандерами, «Сильный» в темноте наткнулся на отряд японских миноносцев, сопровождавший пароходы и шедший снимать с них экипажи. Завязалась ожесточенная перестрелка. Поначалу она свелась к дуэли «Сильного» и миноносца «Аотака»; позже в бой вступил находившийся по другому борту «Цубаме». Последний выпустил в русский истребитель торпеду, но промахнулся.
Ситуация осложнялась тем, что береговые батареи открыли огонь и по японцам, и по «Сильному», принимая его за неприятеля. Лейтенант Криницкий приказал повернуть назад, но в этот момент снаряд с вражеского корабля попал в машинное отделение и перебил главный паропровод. Находившиеся рядом инженер-механик Зверев и 7 человек машинной команды получили смертельные ожоги. Миноносец потерял ход, погасло электрическое освещение. От неминуемой гибели «Сильный» спасло лишь то, что японские корабли, подвергшиеся обстрелу с берега, не стали искушать судьбу и поспешили уйти.
Наполнившееся паром машинное отделение «Сильного» удалось охладить водой из брандспойтов; затем на перебитые трубы наложили бинты. Машины снова заработали, и миноносец малым ходом добрался до берега под Золотой горой, где приткнулся к отмели рядом с полузатопленными брандерами.
В ходе боя на «Сильном» погибли 8 моряков; еще 13, в том числе и командир, были ранены. Все члены экипажа получили награды, лейтенант Е.И.Криницкий был удостоен ордена Св.Георгия 4-й степени. Миноносец «Решительный» участвовал только в обстреле пароходов, и на нем никто не пострадал.
Гибель «Страшного»
К концу марта 1904 года до Порт-Артура дошла информация о том, что японцы готовят крупномасштабную десантную операцию на восточном побережье Ляодунского полуострова. В случае ее успешного осуществления база русского флота в Желтом море могла оказаться отрезанной от Маньчжурии и, соответственно, России. Поэтому адмирал С.О.Макаров принял решение направить к островам Эллиот (а именно там ожидалось появление японских транспортов с войсками) оба отряда миноносцев, приказав им в случае встречи с неприятелем атаковать его торпедами. А наутро командующий флотом намеревался вывести в море основные силы эскадры...
30 марта с наступлением темноты миноносцы «Боевой», «Грозовой», «Выносливый», «Бесшумный», «Сторожевой», «Расторопный», «Смелый» и «Страшный» вышли из гавани и взяли курс на архипелаг Эллиот. Истребители 1-го отряда образовали левую колонну; они хорошо держали строй и быстро выполняли маневры. Менее опытные командиры миноносцев 2-го отряда, шедшие в правой колонне, опасаясь в темноте протаранить впереди идущий мателот, начали постепенно увеличивать расстояния между соседними кораблями. В конце концов они потеряли друг друга и вынуждены были действовать поодиночке.
Наиболее трагичные последствия это имело для миноносца «Страшный». Его командир капитан 2 ранга К.К.Юрасовский, недавно прибывший в Порт-Артур и плохо знавший театр военных действий, долго плутал в темноте, пока не обнаружил около 4.00 силуэты идущих впереди миноносцев. Будучи уверен, что это наш отряд, он пристроился к нему в кильватер. Тому факту, что на его опознавательный сигнал никто не ответил, он не придал особого значения.
С рассветом «Страшный» повторно поднял позывные. В ответ загрохотали пушки: четыре шедших впереди корабля оказались 2-м отрядом миноносцев капитана И.Исиды, державшего брейд-вымпел на «Икадзучи».
До Порт-Артура оставалось более 15 миль, и шансов на спасение у «Страшного» практически не было. Тем более что уже вторым залпом командир был убит, а вскоре японский снаряд повредил паропровод от носовых котлов ко вспомогательным механизмам. Троих человек сильно обварило паром, скорость корабля начала падать.
В командование «Страшным» вступил лейтенант Е.А.Малеев, комендоры миноносца вели непрерывный огонь по неприятелю, из носового аппарата выстрелили торпедой. Но уже на восьмой минуте боя в кормовой части русского корабля раздался сильнейший взрыв — от вражеского снаряда сдетонировала подготовленная к стрельбе торпеда во втором аппарате. Все находившиеся вокруг моряки погибли; палуба оказалась проломлена, обе паровые машины выведены из строя. Погиб и инженер-механик П.М.Дмитриев.
«Страшный» остановился, но продолжал отвечать из всех исправных орудий. Впрочем, вскоре таковых почти не осталось; имеющие подавляющее огневое превосходство японцы расстреливали русский корабль в упор. Примерно в 6.15 превращенный в груду искореженного железа «Страшный» пошел ко дну, но до последнего момента раненый Е.А.Малеев продолжал отстреливаться из единственного сохранившегося оружия — картечницы Норденфельта, снятой с японского брандера и установленной на миноносце перед его последним походом.
Через 15 минут к месту гибели миноносца подошел крейсер «Баян», оповещенный о бое вернувшимся на порт-артурский рейд «Смелым». Крейсер отогнал истребители капитана Исиды и поднял из воды пятерых моряков со «Страшного». Остальные члены экипажа — командир, три офицера и 53 нижних чина — погибли. И спасательные работы, и возвращение в крепость «Баяну» пришлось выполнять под огнем шести японских крейсеров, но корабль отделался лишь незначительными повреждениями от осколков.
Зато выход в море всей эскадры, направившейся к месту гибели «Страшного» (говорили, что два или три человека остались в воде — «Баян» не мог спасти их из-за риска быть отрезанным от базы), закончился трагически. В 9.39 флагманский броненосец «Петропавловск» подорвался на японской мине и мгновенно затонул, унеся с собой на дно более 650 человек, в том числе и командующего флотом адмирала С.О.Макарова. Для Порт-Артура и находившейся в нем эскадры это имело катастрофические последствия...
Боевые будни
Гибель командующего флотом подействовала на личный состав порт-артурской эскадры удручающе. Активность флота резко снизилась. Броненосцы замерли на внутреннем рейде: если за недолгий (чуть более месяца) «макаровский» период они выходили в море шесть раз, то за последующие восемь месяцев обороны крепости — всего два. Растерянность и уныние — так можно охарактеризовать моральное состояние офицеров эскадры.
Впрочем, к миноносцам все это относилось в гораздо меньшей степени. «Соколы» и их более крупные собратья 1-го отряда по-прежнему регулярно отправлялись на дежурство, в разведку, досматривали подозрительные джонки и изредка появлявшиеся иностранные пароходы. Одной из важнейших задач стало траление рейда. Для этих целей применялся импровизированный трал Шульца — трос с прикрепленными к нему кошками, которые захватывали минрепы якорных мин. Миноносцы должны были следовать парами с закрепленными на них обоими концами трала; захваченные мины всплывали, после чего их расстреливали из пушек Гочкиса. Следует отметить, что техника траления под Порт-Артуром отрабатывалась впервые и не всегда приводила к желаемому результату. Так, 1 мая истребители «Скорый», «Сердитый», «Смелый» и «Стройный» обеспечивали траление по курсу минного транспорта «Амур», следовавшего на минную постановку, но оба трала лопнули, причем один — еще в пределах внешнего рейда. Несмотря на это, операцию решили не отменять, и на выставленном «Амуром» заграждении на следующий день погибли броненосцы «Хацусэ» и «Ясима». А вот минные постановки в устье реки Меланхэ и в Голубиной бухте осуществить не удалось. 8 мая шедший впереди «Амура» миноносец «Бесшумный» подорвался на мине; затем в тралах взорвалось еще семь мин, причем на «Расторопном» из-за сильного гидравлического удара потекли заклепочные швы. 22 мая в тралах сопровождавших «Амур» миноносцев взорвались три мины. Четвертая всплыла, и ее из пушки расстрелял «Решительный». Из-за риска подрыва отряду оба раза приказывали возвращаться в базу.
В апреле миноносцам типа «Сокол» довелось участвовать в отражении третьей попытки японских брандеров заблокировать выход из порт-артурской бухты. В ночь на 20-е «Скорый» и «Сердитый» вместе с «Бесшумным», канонерскими лодками и береговыми батареями вели огонь по неприятельским пароходам-заградителям, причем «Скорому» удалось поразить один из них торпедой. В ходе боя на «Скором» временно вышла из строя циркуляционная помпа, а на «Сердитом» — рулевое управление. Примечательно, что причиной обеих поломок стало не воздействие вражеских снарядов, а износ механизмов — сказывалась слишком высокая интенсивность службы миноносцев.
Неоднократно «соколы» выходили в море для атаки появившегося у Порт-Артура неприятеля: 28 апреля — «Стройный», «Смелый», «Сильный» и «Решительный»; 7 мая — «Скорый» и «Сердитый»; 16 мая — «Сторожевой»; 17 мая — «Стройный». После подрыва на минах японских броненосцев 2 мая новый командующий эскадрой контр-адмирал В.К.Витгефт направил на оставшиеся вражеские корабли оба отряда миноносцев, в том числе все восемь исправных «соколов». К сожалению, ни один из выходов не принес результатов.
Ночной поиск неприятеля 14 мая, в котором совместно с 1-м отрядом истребителей участвовали шесть «соколов» («Сильный», «Смелый», «Стройный», «Сердитый», «Сторожевой» и «Решительный»), завершился посадкой на камни миноносца «Внимательный», спасти который не удалось (Подробнее об этом см. выпуск: Н.Н.Афонин, С.А.Балакин. «Внимательный» и другие. Порт-артурские миноносцы зарубежной постройки. — «Морская коллекция» № 5, 2000 г.). Численность торпедных сил русской эскадры, увы, постоянно уменьшалась.
С середины мая в связи с началом плотной блокады Порт-Артура у флота появилась новая задача — обстрел позиций вражеских войск. К ее выполнению чаще всего привлекались миноносцы: несмотря на слабость артиллерийского вооружения, они были достаточно быстроходны, чтобы в случае появления неприятельских кораблей успеть отойти под защиту береговых батарей. Так, 21 мая «Скорый», «Решительный» и «Грозовой» вели огонь по предполагаемому месту нахождения японских войск на перешейке у бухты Сикао. Позже на обстрел сухопутных позиций выходили «Расторопный», «Сердитый», «Скорый» и «Разящий» (1 июня), «Сильный», «Расторопный», «Сторожевой», «Скорый» и «Сердитый» (5 июня).
В ночь на 25 мая дежурившие в бухте Тахэ «Скорый» (командир — лейтенант И.В.Стеценко) и «Стройный» (лейтенант В.Кузьмин-Караваев) вступили в бой с неприятельским миноносцем и двумя вооруженными пароходами (по японским данным, это были четыре вспомогательные канонерские лодки). С дистанции 5 кбт «Скорый» выпустил торпеду по одному из пароходов; раздался взрыв, и вражеское судно накренилось. Тоща в атаку вышел «Стройный» — вторая торпеда пустила его на дно. Во всяком случае, так выходило со слов командиров наших миноносцев; японцы же отрицают гибель корабля, утверждая, что лишь одна из канонерок получила повреждений от восьми снарядов, выпущенных с береговых батарей, при этом один член экипажа был убит и двое ранены. Косвенно правоту японцев подтверждает тот факт, что на следующий день на берегу была найдена неразорвавшаяся мина Уайтхеда, выпущенная со «Скорого».
Вечером 28 мая из Порт-Артура вышли восемь миноносцев под брейд-вымпелом нового командующего 2-м отрядом капитана 2 ранга Е.И.Криницкого. Корабли взяли курс на Голубиную бухту, а затем — к островам Мяотао, где, возможно, находилась стоянка японских канонерок и судов береговой обороны, осуществлявших морскую блокаду крепости. Но поход закончился неудачно: противника встретить не удалось, зато около 1.30 при выполнении последовательного поворота «Решительный» на скорости 18 узлов протаранил впереди идущий «Смелый», причем так, что «видна была вспышка от удара и звук наподобие взрыва». Носовая оконечность «Решительного» оказалась свернутой в сторону, все пять поясьев обшивки сгофрировались, в них образовались разрывы и трещины. На «Смелом» был деформирован правый борт в кормовой части, в районе унтер-офицерского помещения. К счастью, оба корабля сохранили ход и благополучно добрались до бухты Белый Волк, а 30 мая вошли в порт-артурскую гавань. Ремонт «Решительного» в доке занял шесть дней.
В течение всего лета 1904 года активность использования «соколов» оставалась очень высокой. Помимо ставших уже традиционными обстрелов побережья, охраны рейда и ближних подступах к крепости (нередко сопровождавшейся ночными стычками с японскими миноносцами — практически всегда безрезультатными) и траления, появились и новые задачи — минные постановки и прорыв морской блокады для доставки важных сообщений. Первый опыт постановки минной банки из девяти якорных мин в бухте Лунвантань «соколы» приобрели еще 26 мая. Правда, в тот день мины ставились со специального плотика, находившегося на буксире у «Сторожевого»; прикрывали операцию «Сердитый» и «Расторопный». Позже миноносцы оборудовали специальными приспособлениями —так называемыми «порт-артурскими салазками» — прообразом минных рельсов, получившими широкое распространение во всех флотах мира после Русско-японской войны. «Салазки» позволяли принимать на палубу миноносца до 18 мин и сбрасывать их с кормы на малом ходу корабля. Впервые это устройство было опробовано вечером 22 июля, когда миноносец «Решительный» (командир — лейтенант М.С.Рощаковский) выставил 10 сферических мин в 11 милях от Порт-Артура. Через два дня «Решительный» повторил операцию — новая минная банка появилась в районе Голубиной бухты. Оба раза миноносец встречал в море дозорные японские корабли, но в темноте уходил незамеченным и выполнял задания, за что получил благодарность от адмирала Витгефта. В дальнейшем с помощью «салазок» успешно выставляли заграждения. «Скорый» (14 мин 6 августа, по 16 мин 20 августа и 3 сентября), «Сердитый» (по 16 мин 26 августа и 27 сентября), «Стройный» (16 мин 27 сентября и 18 мин 3 октября). Наиболее результативным оказалось первое заграждение «Сердитого» (этим миноносцем, кстати, с 26 апреля командовал лейтенант А.В.Колчак, будущий адмирал и «верховный правитель» России) — на нем 30 ноября 1904 года подорвался и затонул японский крейсер «Такасаго», один из лучших кораблей своего класса.
30 июня в море на ходовые испытания вышел «Статный» — последний из собиравшихся в Порт-Артуре «соколов». Через две недели истребитель официально приняли в казну; его командиром стал лейтенант Д.Н.Вердеревский. Одновременно миноносец «Сильный» прошел модернизацию: на основании боевого опыта в корме корабля установили второе 75-мм орудие (по-видимому, вместо кормового торпедного аппарата), а позади боевой рубки смонтировали легкий ходовой мостик.
Любопытной страницей истории службы порт-артурских миноносцев стали «авантюры» — так морские офицеры называли ночные походы в одиночку без конкретного плана, в надежде случайно встретить неприятеля и по возможности атаковать. Ярым сторонником такой тактики был командир «Расторопного» лейтенант В.ИЛепко. Он убедил адмирала Витгефта отпустить его в рейдерство, и в ночь на 3 июля направился в Ляодунский залив, в бухту Фучжоу, где предположительно выгружали припасы транспорты, снабжавшие армию генерала Оку в Маньчжурии. Сигнальщикам «Расторопного» удалось обнаружить в море ходовой огонь неизвестного судна и, несмотря на неполадки в работе котлов, истребитель преследовал его до рассвета. Утром, находясь в восьми милях от острова Айрон, с миноносца обнаружили пароход «Хипсанг» под английским флагом; на приказ остановиться для досмотра груза тот не отреагировал и увеличил ход. Тогда Лепко приказал открыть огонь — сначала впереди по курсу, а затем и по самому пароходу. Добившись нескольких попаданий (всего было выпущено четыре 75-мм и шесть 47-мм снарядов), «Расторопный» приблизился к «Хипсангу» на полкабельтова, как вдруг с него открыли огонь из ручного оружия (вероятно, из револьверов). Тогда миноносец выстрелил торпедой; она взорвалась в кормовой части парохода, и он начал погружаться кормой, а через 25 минут скрылся под водой. В момент погружения произошел взрыв котлов, от которого корма «Расторопного» даже получила небольшие повреждения. Экипаж и пассажиров (85 человек; большинство из них китайцы, 10 оказались ранеными) взяли на борт истребителя. Одна китаянка и ребенок утонули, упав со шлюпки. Капитан-англичанин вел себя агрессивно, на вопрос о грузе парохода заявил, что перевозил бобы.
По возвращении в Порт-Артур командующий эскадрой действиями лейтенанта Лепко остался недоволен: по мнению В.К.Витгефта, имея превосходство в скорости и артиллерию, пароход можно было остановить и досмотреть; основания же для его потопления, согласно международному праву, выглядели малоубедительными. Однако наказания командир «Расторопного» не понес.
Более того, через два месяца В.И.Лепко разрешили повторить «авантюру» (правда, уже при новом командующем эскадрой). Во время рейдерства между Ляотешанем и островами Мяотао в ночь со 2 на 3 сентября «Расторопный» захватил и привел на буксире в Порт-Артур японскую трехмачтовую парусную джонку (шхуну) «Сумийочи Мару». На борту судна находилось восемь японцев и 29 ящиков пива. Сомнительная результативность обеих предпринятых «Расторопным» «авантюр» заставила в дальнейшем отказаться от подобной тактики использования миноносцев.
Прорыватели блокады
В бою 28 июля 1904 года миноносцы типа «Сокол» не участвовали: вместе с эскадрой из Порт-Артура ушли лишь более крупные и мореходные миноносцы 1-го отряда. Однако предполагавшийся прорыв требовал согласованных действий с владивостокским отрядом крейсеров; в условиях блокады и отсутствия телеграфной связи сделать это было непросто. Поэтому адмирал Витгефт решил пожертвовать одним из миноносцев. Выбор пал на «Решительный»: его командиру М.С.Рощаковскому командующий эскадрой поручил во что бы то ни стало достичь китайского порта Чифу, передать секретную депешу русскому консулу, а затем, в соответствии с тогдашними международными договорами, разоружить миноносец и остаться в нейтральном порту до окончания войны.
Вечером 28 июля «Решительный» ушел из Порт-Артура и благополучно (несмотря на неисправность некоторых механизмов, в том числе, циркуляционной помпы) достиг рейда Чифу. Выполнив задание адмирала В.К.Витгефта, к тому времени уже погибшего в бою, лейтенант Рощаковский нанес визит командующему китайской Северной эскадры адмиралу Са Чженбину и после подписания официальных документов приступил к разоружению вверенного ему корабля. 29 июля в 16.00 с «Решительного» сняли затворы орудий и торпедных аппаратов, ударники и запальные стаканы мин Уайтхеда. Все это вместе с винтовочными затворами и штатными револьверами перевезли на берег.
Тем временем на рейд Чифу вошли два японских истребителя — «Асасиво» и «Касуми», преследовавшие «Решительный» накануне, но потерявшие его в темноте. Около 3.00 ночи к борту русского миноносца подошла шлюпка с группой вооруженных матросов во главе с мичманом Терасимой Усаби. Японцы, вопреки всем нормам международного права, предъявили нашим морякам ультиматум: либо «Решительный» выходит в море для боя, либо сдается. М.С.Рощаковский попытался затянуть переговоры, приказав подготовить корабль ко взрыву, но в конце концов не выдержал и ударил Терасиму кулаком. Завязалась драка; лейтенант и японский мичман упали в шлюпку, но японские матросы выбросили Рощаковского за борт, а сами открыли огонь из винтовок. Безоружная команда «Решительного» ринулась врукопашную, но вскоре стало ясно, что перевес на стороне врага. Тогда минный офицер лейтенант Каневский поджег фитили подрывных патронов в носовом артиллерийском погребе и скомандовал прыгать за борт и добираться до берега вплавь. Прогремел взрыв, один японский матрос погиб, 12 человек, включая поднявшегося на борт Терасиму, получили ранения. Однако корпус миноносца не пострадал. Японцы потушили вспыхнувший пожар, расклепали якорную цепь и на буксире истребителя «Асасиво» увели «Решительный» в порт Дальний.
Из экипажа русского миноносца погиб один матрос; пять человек были ранены (в том числе и Рощаковский, получивший пулю в бедро, уже находясь в воде).
Незаконный захват интернированного русского корабля в нейтральном порту вызвал большой резонанс в мире; правительствам Японии и Китая вручили ноты протеста. За «непринятие надлежащих мер» адмирала Са Чженбина отдали под суд, но Япония «Решительный» так и не возвратила.
В заключение этой истории следует сказать несколько слов об одном из самых колоритных участников обороны Порт-Артура — Михаиле Сергеевиче Рощаковском. До того, как стать командиром «Решительного», он организовал первую «авантюру» — поход на минном катере «Авось» (Подробнее об этом см. выпуск: С.А. Балакин. Броненосец «Ретвизан». — «Морская коллекция» № 4, 1999 г.).
Из Чифу Рощаковский уехал в Россию, но, не успев завершить лечение, ушел вместе со Второй Тихоокеанской эскадрой на Дальний Восток и на броненосце «Адмирал Сенявин» участвовал в Цусимском сражении. После возвращения из японского плена уволился в запас, поступил на дипломатическую службу. Был секретарем посольства в Греции, затем работал в Германии, неоднократно встречался с царем, получил чин камер-юнкера. В начале Первой мировой войны вновь вернулся на флот, командовал эсминцем «Легкий», а в 1916—1917 годах в чине капитана 1 ранга занимал должность начальника Кольского района и командовал Отрядом обороны Кольского залива. После революции Рощаковский эмигрировал в Норвегию, зарабатывал на жизнь переводами и уроками русского, французского и немецкого языков. Неоднократно обращался к правительству СССР, в том числе в письмах на имя Сталина, с просьбой разрешить вернуться на родину. В 1930-е годы разрешение было получено, и М.С.Рощаковский приехал в Ленинград. В 1937 году его арестовали, впоследствии он умер в лагере в Караганде. По воспоминаниям Л.Разгона, бывший порт-артурский лейтенант даже в ГУЛАГе продолжал оставаться неисправимым оптимистом...
Последние месяцы обороны Порт-Артура для флота стали наиболее тяжелыми. Подходы ко внешнему рейду крепости были буквально нашпигованы минами, и каждый выход миноносцев в море был сопряжен с немалым риском. 11 августа во время траления акватории рейда «Разящий» отклонился от курса для расстрела замеченных плавающих мин и подорвался сам — взрыв надломил корпус корабля примерно посередине, находившихся на палубе моряков сбросило за борт. На помощь к терпящему бедствие миноносцу устремились «Расторопный» и «Выносливый», но последний тоже наткнулся на мину и мгновенно затонул.
«Расторопному» удалось привести «Разящий» на буксире в гавань, но повреждения корабля оказались столь значительными, что от его ремонта пришлось отказаться. Три человека из его экипажа погибли, 12 получили ранения (в том числе командир корабля — лейтенант В.Д.Тырков 2-й).
Утром 31 октября число порт-артурских «соколов» уменьшилось сразу на две единицы. Стоявшие на внешнем рейде под батареей № 9 «Стройный» (командир — лейтенант В.Кузьмин-Караваев 1-й) и «Сильный» (лейтенант Г.О.Гадд) начали сниматься с якоря, когда под машинным отделением первого миноносца раздался мощный взрыв. Два человека погибли сразу; семеро, в том числе все офицеры, были ранены. «Стройный» стал быстро погружаться, его экипаж перебрался на соседний «Сильный». Однако едва первый миноносец скрылся под водой, как прогремел второй взрыв — на сей раз у борта «Сильного». По злой иронии судьбы удар взрывной волны пришелся на кают-компанию корабля, в которой разместили раненых офицеров со «Стройного». Пережившие гибель своего миноносца мичман Соколов и инженер-механик Носович погибли, а мичман Якубовский был вторично ранен, теперь тяжело.
Как выяснилось, причиной взрывов стали японские мины, сорванные с якорей и отнесенные течением к берегу. «Сильный» удалось с помощью парохода «Сибиряк» ввести во внутренний бассейн, но о ремонте в условиях осады не могло быть и речи. Через несколько дней корабль разоружили; его артиллерию (две 75-мм и три 47-мм пушки) передали на сухопутный фронт.
Острая необходимость отправки сообщений из осажденной крепости заставила вновь использовать миноносцы в роли прерывателей блокады. Помня о судьбе «Решительного», новый командующий эскадрой (уже переформированной в отряд) контр-адмирал Р.Н.Вирен приказал командиру «Сердитого» (с 18 октября им стал лейтенант С.К.Дмитриев) доставить почту в Чифу и в тот же день вернуться назад. Однако три попытки выполнить задание (24, 26 и 27 октября) не удались: из-за штормовой погоды и встреч с неприятельскими судами каждый раз приходилось возвращаться назад. Не получилось прорваться в Чифу и паровому катеру «Орел». Тогда в китайский порт решили направить миноносец «Расторопный». Его командира— лейтенанта П.М.Плена — наделили полномочиями в случае невозможности возвращения разоружиться.
Ночью 3 ноября «Расторопный» успешно разошелся с японскими миноносцами и утром прибыл в Чифу. Передав пакеты русскому консулу, П.М.Плен, не надеясь на защиту китайских властей, приказал уничтожить корабль. Около 19.00 на «Расторопном» открыли кингстоны и одновременно в разных местах взорвали пять пироксилиновых патронов. Миноносец, получив сразу пять пробоин, затонул на глубине 5 м.
Таким образом, в начале ноября в Порт-Артуре осталось всего семь исправных миноносцев: пять типа «Сокол» («Скорый», «Сердитый», «Смелый», «Статный» и «Сторожевой»), а также более крупные «Властный» и «Бойкий». Несмотря на износ механизмов, боевые повреждения и нехватку угля, они продолжали нести дозорную службу, а во время участившихся бомбардировок гавани осадной артиллерией переходили на внешний рейд под защиту гор Тигрового полуострова.
Последний яркий эпизод в боевой службе порт-артурских «соколов» — отражение массированных атак японских миноносцев на броненосец «Севастополь» в бухте Белый Волк, продолжавшихся непрерывно в течение недели. Особенно жаркой выдалась ночь с 1 на 2 декабря. Русские истребители располагались веером вокруг броненосца, крайние из них — «Сторожевой» и «Смелый» — освещали подходы к бухте прожекторами. По появившимся вражеским миноносцам был открыт ураганный огонь, но японцы, не считаясь с потерями, упорно шли вперед. Миноносец № 42 получил попадание снаряда в котельное отделение и потерял ход. Артиллерия «Севастополя» сосредоточила огонь по неподвижной цели, на миноносце погиб его командир лейтенант Накабори и 7 матросов. К терпящему бедствие кораблю подошел миноносец № 40, но, получив несколько попаданий, быстро ретировался. К оставленному экипажем 42-му приблизился «Сердитый». Его командир лейтенант Дмитриев рассчитывал взять неприятельский корабль на буксир, однако береговые батареи начали обстреливать русский истребитель, приняв его за вражеский. Тогда «Сердитый» выстрелил торпедой, от взрыва миноносец № 42 сразу же затонул. Он стал единственным японским боевым кораблем, уничтоженным русскими истребителями в ходе войны артиллерийско-торпедным оружием.
Всего за ночь японцы выпустили около 30 торпед, но лишь одна из них, взорвавшаяся в сетях заграждения, причинила броненосцу «Севастополь» некоторые повреждения. Об интенсивности ответного огня красноречиво свидетельствует такой факт, что только «Сторожевой» выпустил по врагу 98 75-мм и 99 47-мм снарядов.
Шестая и последняя атака «Севастополя» японскими миноносцами следующей ночью принесла врагу долгожданный успех. Русский броненосец получил два торпедных попадания, ремонт корабля в сложившихся условиях уже был невозможен. Кроме того, около 4.00 торпеда с миноносца «Чидори» взорвалась в носовой части «Сторожевого»; его командир лейтенант А.И.Непенин немедленно приказал дать задний ход, и истребитель успел выброситься на отмель.
Обследование корабля показало, что часть таранного отделения уничтожена, форштевень свернут в сторону, гофры на обшивке шли вплоть до камбузной переборки. Через несколько дней «Сторожевой» был снят с мели пароходом «Инкоу» и отбуксирован в Западный бассейн. После демонтажа вооружения миноносец в высокую воду своим ходом вылез на пологий берег Тигрового полуострова у Минного городка. Во время отлива он оказался полностью на суше — таким образом стало возможным приступить к его ремонту без применения дока или кессонов. Правда, до капитуляции Порт-Артура закончить исправления повреждений «Сторожевого» не удалось.
Накануне сдачи крепости, в ночь с 19 на 20 декабря 1904 года, все исправные истребители получили приказ выйти в море и прорываться в нейтральные порты. Самое ответственное задание получил «Статный» (командир —лейтенант барон А.М.Косинский): на него погрузили полковые знамена, наиболее важные секретные документы и разного рода реликвии — наподобие «высочайше пожалованных» канонерским лодкам «Бобр» и «Гиляк» серебряных рожков... Несмотря на то, что механизмы русских миноносцев находились далеко не в идеальном состоянии, всем кораблям удалось уйти от преследования (видимо, с машинами и котлами у японцев дело обстояло не лучше). «Статный», «Скорый», «Сердитый» и «Властный» разоружились в Чифу, «Смелый» и «Бойкий» — в Киао-Чао (Циндао). Оставшиеся в Порт-Артуре поврежденные «Сильный», «Сторожевой» и «Разящий» в ту же ночь были подорваны при помощи боевых частей мин Уайтхеда.