На всех театрах
Балтика и Каспий
В составе Балтийского флота находились 10 серийных миноносцев типа «Сокол» отечественной постройки, а также головной корабль, поначалу использовавшийся для обучения машинных команд кораблей-систершипов. Осенью 1904 года три миноносца — «Прозорливый», «Пронзительный» и «Резвый» — включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры. Первый из них 2 октября ушел из Либавы вместе с более крупными 350-тонными истребителями типа «Буйный», но из-за неполадок в механизмах через пять дней был отправлен назад. Все три «сокола» приписали к «догоняющему отряду», вместе с которым они дошли до Средиземного моря. Постоянные поломки машин и котлов переполнили чашу терпения командования флотом, и 26 декабря «Пронзительному» и «Прозорливому» приказали возвращаться в Россию. Дальше всех — до порта Джибути— с эскадрой шел «Резвый», но 20 января 1905 года и он лег на обратный курс. Для столь дальнего похода миноносцы типа «Сокол» оказались непригодными — главным образом из-за недостаточной мореходности и низкой надежности механизмов. В 1907 году «Пронзительный» и «Пылкий» перевели в состав Каспийской флотилии. Они прошли по Мариинской водной системе из Петербурга до Астрахани и 11 октября прибыли в Баку. В следующем году их паровые котлы переделали под нефтяное отопление. В принципе, смысла держать в составе Каспийской флотилии быстроходные торпедные корабли было немного, и уже в 1911 году их исключили из списков флота, причем «Пылкий» переоборудовали в нефтеналивную баржу-заправщик для новых дизельных канонерских лодок «Каре» и «Ардаган». Пожалуй, самый необычный факт из «каспийской» биографии миноносцев — это то, что на «Пронзительном» в течение двух лет на правах члена экипажа жил... леопард. В 1909 году его подарили Московскому зоопарку.
Оставшиеся на Балтике миноносцы в 1908—1910 годах модернизировали: по опыту Русско-японской войны на них установили второе 75-мм орудие, сняв бесполезную 47-мм артиллерию, оборудовали носовой и кормовой мостики, расширили носовые командные кубрики, увеличили высоту дымовых труб, смонтировали радиотелеграфную аппаратуру, а для растяжки антенн установили грот-мачту. Камбуз перенесли на верхнюю палубу — под носовой ходовой мостик. Одновременно капитально отремонтировали корпуса и заменили трубки в котлах.
К началу Первой мировой войны «соколы» устарели и морально и физически. Поэтому поначалу они использовались в роли посыльных судов, а в январе 1916 года все, кроме «Поражающего», были переоборудованы в тральщики и включены в состав 2-го дивизиона дивизии траления. Непосредственного участия в боях с противником они не принимали, избежали и боевых потерь. Пожалуй, самое серьезное происшествие, случившееся с бывшими миноносцами в годы войны, столкновение «Прыткого» с миноносцем № 214, произошедшее в проливе Моонзунд 22 ноября 1916 года. У «Прыткого» через пробоину затопило кормовое отделение, и он лишился хода. Для ремонта головной корабль семейства пришлось отбуксировать в Гельсингфорс.
«Поражающий» был приписан к службе связи флота и использовался для обеспечения полетов гидроавиации. Официально его зачислили в класс посыльных судов.
Зиму 1917/18 года балтийские «соколы» встретили в Гельсингфорсе. В апреле «Прыткий», «Прочный» и «Ретивый» стали участниками знаменитого «Ледового похода» и перебазировались в Кронштадт. Остальные шесть кораблей достались белофиннам. По условиям Брестского мирного договора их надлежало вернуть РСФСР, однако фактически (летом 1918 года) был передан лишь «Поражающий». «Рьяный», «Прозорливый», «Послушный», «Резвый» и «Подвижный» вошли в состав ВМС Финляндии, их возвратили в класс миноносцев и переименовали соответственно в S-1 — S-5. После заключения в 1922 году Юрьевского мирного договора с Финляндией миноносцы-ветераны вновь оказались в России, но окончательно устаревшие корабли уже не представляли никакой ценности. Полученные S-3 («Послушный») и S-4 («Резвый») тотчас же были сданы на слом, а остальные «соколы» продали по цене металлолома самой Финляндии. Тем не менее они служили под финским флагом еще несколько лет. S-2 4 октября 1925 года затонул во время шторма в Ботническом заливе; в августе следующего года его подняли и разобрали на металл. Оставшиеся S-1 и S-5 в 1930— 1932 годах капитально перестроили и переклассифицировали в сторожевые корабли, а затем — в суда-мишени. Их списали в 1939-м, но S-5 («Подвижный») находился на плаву как минимум до 1943 года — финны надеялись использовать его в качестве приманки для советской авиации.
Вернувшимся из Гельсингфорса «Прыткому», «Прочному», «Ретивому» и «Поражающему» досталась более короткая, но вполне активная жизнь. 2 августа 1918 года их тоже возвратили в класс миноносцев и по распоряжению В.И. Ленина отправили на Волгу. 24 августа они прибыли в Нижний Новгород, где первые три корабля включили в состав Волжской военной флотилии, а «Поражающий» встал в ремонт и позже ушел в Астрахань. В сентябре миноносцы во главе с бывшим «Соколом» участвовали в боях под Казанью и на Каме. Выполнив свои задачи, они перебазировались на юг — в октябре все четыре миноносца вошли в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии и в течение двух лет действовали на Каспии, выполняя различные задачи. Их последними залпами стали обстрелы позиций войск азербайджанских националистов в октябре («Ретивый») и декабре («Прыткий») 1920 года. В следующем году миноносцы были выведены в резерв. 16 августа 1922 года «Прыткий», «Прочный» и «Ретивый» исключили из списков флота; «Поражающий» официально списали позже — 21 ноября 1925-го, хотя фактически он в течение четырех последних лет ржавел на приколе в Баку...
Черное море
Четыре черноморских «сокола» — «Строгий», «Сметливый», «Свирепый» и «Стремительный» — ушли из Кронштадта парами 25 сентября и 1 октября 1902 года. Строившая их Охтинская верфь так и не устранила всех выявленных в ходе испытаний недоделок, но поскольку приближался оговоренный турецким правительством срок прохода черноморских проливов, требовалось спешить. Несмотря на низкое качество изготовления механизмов, все четыре миноносца в разоруженном состоянии успешно обошли вокруг Европы и в январе 1903 года прибыли в Севастополь. Здесь на них установили штатное вооружение, и они официально вступили в строй Черноморского флота.
Первое боевое испытание выпало на долю «Свирепого». 15 ноября 1905 года этот миноносец принял активное участие во вспыхнувшем в Севастополе восстании — на нем лейтенант П.П.Шмидт обходил корабли эскадры, призывая их экипажи поддержать мятежный «Очаков». Через несколько часов по «Свирепому» открыли огонь верные правительству канонерская лодка «Терец», броненосец «Ростислав», крейсер «Память Меркурия» и минный крейсер «Капитан Сакен». Миноносец открыл ответный огонь, но вскоре получил серьезные повреждения и выбросился на отмель у Павловского мыска (Подробнее об участии «Свирепого» в восстании 15 ноября 1905 г. см. книгу P.M. Мельникова «Крейсер «Очаков» (Л., Судостроение, 1986 г.)).
В 1908 —1909 годах черноморские «соколы» прошли ремонт и модернизацию, аналогичную осуществленной на их балтийских собратьях. К началу Первой мировой войны они входили в 6-й дивизион миноносцев. В силу специфики черноморского театра (а здесь нашему флоту противостояли далеко не самые современные турецкие корабли) устаревшие «соколы» потеряли свое боевое значение в меньшей степени, чем, скажем, на Балтике, поэтому использовались более активно.
Первый дальний поход к турецкому побережью все четыре миноносца 6-го дивизиона совершили в декабре 1914 года, приняв участие в неудачной операции по заграждению порта Зунгулдак пароходами-брандерами. 24 декабря «соколы» попали под сильный обстрел с берега, но, к счастью, избежали серьезных повреждений и на следующий день вернулись в Севастополь.
Из-за ограниченного радиуса действия «соколы» решили перебазировать в Батум, откуда совершать рейды вдоль вражеского побережья было значительно легче. Первыми туда направили «Свирепый» и «Сметливый», затем к ним присоединилась и вторая пара. Вместе с более крупными миноносцами 5-го дивизиона — 350-тонными кораблями типа «Заветный» — они ходили в разведку, обстреливали береговые позиции неприятеля, действовали против каботажного судоходства. Одним из наиболее удачных рейдов стал выход «Свирепого» 19 января 1915 года — в этот день он потопил 11 небольших турецких парусных судов. Нередко «соколы» выполняли задания совместно с более современными эсминцами типа «Капитан Сакен» и даже «новиками».
В марте 1916 года «Строгий» и «Стремительный» приняли активное участие в десантной операции у порта Атина — миноносцы вели на буксире тральщики с десантными партиями, поддерживали высадку войск артиллерийским огнем.
30 марта «Стремительный» участвовал в спасении людей, находившихся на госпитальном судне «Португаль», торпедированном немецкой подводной лодкой U-33. 4 апреля U-33 в бухте Сурмене снова попыталась атаковать русские транспорты, но была своевременно обнаружена вахтой миноносца «Строгий». Командир черноморского «сокола» капитан 2 ранга Г.Г.Чухнин приказал дать полный ход и устремился на таран. Субмарина успела погрузиться, но удар винта миноносца погнул ее перископ на 45°, из-за чего немцам пришлось прервать крейсерство и уйти в Босфор.
Активно действовали миноносцы и в кампании 1917 гада. 7 марта вышедшие из Батума «Сметливый» и «Свирепый» обстреляли портовые сооружения в Териболу и Керасунде, а также потопили два небольших парусника. 28 мая «Сметливый» установил своеобразный рекорд: на участке от Ак-Лимана до Синопа он уничтожил 85 и захватил одно парусное судно, а в бухте Герзе «несколькими выстрелами рассеял подразделение вражеских солдат». В тот же день отличился и «Строгий»: на его счету значились 18 потопленных парусников, а также разрушенные военные склады, мастерские, банк и две пристани в городе Самсуне. 24 августа «Свирепый» и «Строгий» прикрывали высадку тактического десанта в местечке Орду.
Революция и сепаратный Брестский мир на судьбе Черноморского флота отразились самым роковым образом. «Сметливый» и «Стремительный» 18 июня 1918 года легли на грунт Цемесской бухты вместе с кораблями, чьи экипажи не пожелали возвращаться в оккупированный немцами Севастополь. «Свирепый» и «Строгий» в течение нескольких лет формально переходили из рук в руки, но фактически неподвижно стояли у стенки в Севастопольской бухте. В 1921—1923 годах их отремонтировали и ввели в строй Морских сил Черного моря под новыми названиями «Шмидт» и «Марти» соответственно. Они оказались одними из немногих действующих черноморских кораблей, доставшихся Советской России от царского флота. Однако время брало свое:
29 апреля 1927 года «Шмидт», а 20 июля 1929-го «Марти» были исключены из списков флота и вскоре разобраны на металл.
Сибирская флотилия
После окончания Русско-японской войны во Владивосток перешли четыре интернированных в китайских портах «сокола» — «Сердитый», «Скорый», «Смелый» и «Статный». Все они вошли в состав Сибирской флотилии. Позже к ним присоединились пять собранных во Владивостоке миноносцев типа «Твердый».
Революционное брожение в Российском Императорском флоте, начавшееся с бунта на «Потемкине», через два года докатилось и до Дальнего Востока. 17 октября 1907 года на «Скором» произошло восстание, его командир был убит матросами. К мятежному миноносцу на первых порах присоединились «Сердитый» и «Тревожный», но вскоре красные флаги на них спустили. По оставшемуся в одиночестве «Скорому» открыли огонь сначала полевая и крепостная артиллерия, а затем — корабли флотилии, в том числе и его порт-артурский собрат «Смелый»... Получив серьезные повреждения, «Скорый» выбросился на берег бухты Золотой Рог. Восстановительный ремонт корабля затянулся до конца 1908 года.
В 1909—1912 годах все дальневосточные «соколы» модернизировали и перевооружили по образцу балтийских. 47-мм пушки Гочкиса демонтировали; артиллерийское вооружение теперь состояло из двух 75-мм орудий и двух пулеметов. Организационно миноносцы были сведены в дивизион минной бригады.
В Первой мировой войне «соколы» Сибирской флотилии не участвовали. С июня 1918 года они находились в руках белогвардейцев и интервентов; перед уходом последних из Владивостока, в октябре 1922 года, механизмы миноносцев были выведены из строя. Большинство из них уже не восстанавливалось; в мае 1923-го их передали отделу фондового имущества для разборки на металл. Отремонтировали только «Твердый» и «Точный»: в августе того же 1923 года они были включены в состав Морских сил Дальнего Востока, а через месяц переименованы соответственно в «Лазо» и «Потапенко». Но служба кораблей длилась недолго: в октябре 1925 года «соколы» поставили на прикол, а через два года сдали на слом.