На всех театрах

 

Балтика и Каспий

 

В составе Балтийского флота находи­лись 10 серийных миноносцев типа «Со­кол» отечественной постройки, а также го­ловной корабль, поначалу использовав­шийся для обучения машинных команд кораблей-систершипов. Осенью 1904 года три миноносца — «Прозорливый», «Прон­зительный» и «Резвый» — включили в со­став 2-й Тихоокеанской эскадры. Первый из них 2 октября ушел из Либавы вместе с более крупными 350-тонными истребите­лями типа «Буйный», но из-за неполадок в механизмах через пять дней был отправ­лен назад. Все три «сокола» приписали к «догоняющему отряду», вместе с которым они дошли до Средиземного моря. Посто­янные поломки машин и котлов переполнили чашу терпения командования фло­том, и 26 декабря «Пронзительному» и «Прозорливому» приказали возвращаться в Россию. Дальше всех — до порта Джибу­ти— с эскадрой шел «Резвый», но 20 ян­варя 1905 года и он лег на обратный курс. Для столь дальнего похода миноносцы типа «Сокол» оказались непригодными — глав­ным образом из-за недостаточной море­ходности и низкой надежности механизмов. В 1907 году «Пронзительный» и «Пыл­кий» перевели в состав Каспийской фло­тилии. Они прошли по Мариинской водной системе из Петербурга до Астрахани и 11 октября прибыли в Баку. В следующем году их паровые котлы переделали под не­фтяное отопление. В принципе, смысла дер­жать в составе Каспийской флотилии быст­роходные торпедные корабли было немного, и уже в 1911 году их исключили из списков флота, причем «Пылкий» переобо­рудовали в нефтеналивную баржу-заправ­щик для новых дизельных канонерских ло­док «Каре» и «Ардаган». Пожалуй, самый необычный факт из «каспийской» биогра­фии миноносцев — это то, что на «Прон­зительном» в течение двух лет на правах члена экипажа жил... леопард. В 1909 году его подарили Московскому зоопарку.

Оставшиеся на Балтике миноносцы в 1908—1910 годах модернизировали: по опыту Русско-японской войны на них ус­тановили второе 75-мм орудие, сняв бес­полезную 47-мм артиллерию, оборудова­ли носовой и кормовой мостики, расши­рили носовые командные кубрики, увели­чили высоту дымовых труб, смонтирова­ли радиотелеграфную аппаратуру, а для растяжки антенн установили грот-мачту. Камбуз перенесли на верхнюю палубу — под носовой ходовой мостик. Одновре­менно капитально отремонтировали кор­пуса и заменили трубки в котлах.

К началу Первой мировой войны «со­колы» устарели и морально и физичес­ки. Поэтому поначалу они использова­лись в роли посыльных судов, а в январе 1916 года все, кроме «Поражающего», были переоборудованы в тральщики и включены в состав 2-го дивизиона диви­зии траления. Непосредственного учас­тия в боях с противником они не прини­мали, избежали и боевых потерь. Пожа­луй, самое серьезное происшествие, слу­чившееся с бывшими миноносцами в годы войны, столкновение «Прыткого» с миноносцем № 214, произошедшее в про­ливе Моонзунд 22 ноября 1916 года. У «Прыткого» через пробоину затопило кор­мовое отделение, и он лишился хода. Для ремонта головной корабль семейства пришлось отбуксировать в Гельсингфорс.

«Поражающий» был приписан к служ­бе связи флота и использовался для обеспечения полетов гидроавиации. Официально его зачислили в класс по­сыльных судов.

Зиму 1917/18 года балтийские «соколы» встретили в Гельсингфорсе. В апреле «Прыткий», «Прочный» и «Ретивый» ста­ли участниками знаменитого «Ледового похода» и перебазировались в Кронштадт. Остальные шесть кораблей достались белофиннам. По условиям Брестского мирного договора их надлежало вернуть РСФСР, однако фактически (летом 1918 го­да) был передан лишь «Поражающий». «Рьяный», «Прозорливый», «Послуш­ный», «Резвый» и «Подвижный» вошли в состав ВМС Финляндии, их возвратили в класс миноносцев и переименовали соот­ветственно в S-1 — S-5. После заключе­ния в 1922 году Юрьевского мирного дого­вора с Финляндией миноносцы-ветераны вновь оказались в России, но окончатель­но устаревшие корабли уже не представ­ляли никакой ценности. Полученные S-3 («Послушный») и S-4 («Резвый») тотчас же были сданы на слом, а остальные «соко­лы» продали по цене металлолома самой Финляндии. Тем не менее они служили под финским флагом еще несколько лет. S-2 4 октября 1925 года затонул во время штор­ма в Ботническом заливе; в августе сле­дующего года его подняли и разобрали на металл. Оставшиеся S-1 и S-5 в 1930— 1932 годах капитально перестроили и пе­реклассифицировали в сторожевые кораб­ли, а затем — в суда-мишени. Их списали в 1939-м, но S-5 («Подвижный») находил­ся на плаву как минимум до 1943 года — финны надеялись использовать его в ка­честве приманки для советской авиации.

Вернувшимся из Гельсингфорса «Прыт­кому», «Прочному», «Ретивому» и «Пора­жающему» досталась более короткая, но вполне активная жизнь. 2 августа 1918 года их тоже возвратили в класс миноносцев и по распоряжению В.И. Ленина отправили на Волгу. 24 августа они прибыли в Ниж­ний Новгород, где первые три корабля включили в состав Волжской военной фло­тилии, а «Поражающий» встал в ремонт и позже ушел в Астрахань. В сентябре мино­носцы во главе с бывшим «Соколом» уча­ствовали в боях под Казанью и на Каме. Выполнив свои задачи, они перебазировались на юг — в октябре все четыре мино­носца вошли в состав Астрахано-Каспийской военной флотилии и в течение двух лет действовали на Каспии, выполняя различ­ные задачи. Их последними залпами ста­ли обстрелы позиций войск азербайджан­ских националистов в октябре («Ретивый») и декабре («Прыткий») 1920 года. В следу­ющем году миноносцы были выведены в резерв. 16 августа 1922 года «Прыткий», «Прочный» и «Ретивый» исключили из списков флота; «Поражающий» официаль­но списали позже — 21 ноября 1925-го, хотя фактически он в течение четырех пос­ледних лет ржавел на приколе в Баку...

 

Черное море

 

Четыре черноморских «сокола» — «Строгий», «Сметливый», «Свирепый» и «Стремительный» — ушли из Крон­штадта парами 25 сен­тября и 1 октября 1902 года. Строившая их Ох­тинская верфь так и не устранила всех выяв­ленных в ходе испыта­ний недоделок, но по­скольку приближался оговоренный турецким правительством срок прохода черноморских проливов, требовалось спешить. Несмотря на низкое качество изго­товления механизмов, все четыре миноносца в разоруженном состоя­нии успешно обошли вокруг Европы и в янва­ре 1903 года прибыли в Севастополь. Здесь на них установили штатное вооружение, и они офи­циально вступили в строй Черноморского флота.

Первое боевое испытание выпало на долю «Свирепого». 15 ноября 1905 года этот миноносец принял активное участие во вспыхнувшем в Севастополе восста­нии — на нем лейтенант П.П.Шмидт обхо­дил корабли эскадры, призывая их экипа­жи поддержать мятежный «Очаков». Через несколько часов по «Свирепому» открыли огонь верные правительству канонерская лодка «Терец», броненосец «Ростислав», крейсер «Память Меркурия» и минный крейсер «Капитан Сакен». Миноносец от­крыл ответный огонь, но вскоре получил серьезные повреждения и выбросился на отмель у Павловского мыска (Подробнее об участии «Свирепого» в восстании 15 ноября 1905 г. см. книгу P.M. Мельникова «Крейсер «Очаков» (Л., Судостроение, 1986 г.)).

В 1908 —1909 годах черноморские «со­колы» прошли ремонт и модернизацию, аналогичную осуществленной на их бал­тийских собратьях. К началу Первой ми­ровой войны они входили в 6-й дивизион миноносцев. В силу специфики черномор­ского театра (а здесь нашему флоту про­тивостояли далеко не самые современные турецкие корабли) устаревшие «соколы» потеряли свое боевое значение в меньшей степени, чем, скажем, на Балтике, поэто­му использовались более активно.

Первый дальний поход к турецкому побережью все четыре миноносца 6-го дивизиона совершили в декабре 1914 го­да, приняв участие в неудачной опе­рации по заграждению порта Зунгулдак пароходами-брандерами. 24 декабря «соколы» попали под сильный обстрел с берега, но, к счастью, избежали серь­езных повреждений и на следующий день вернулись в Севастополь.

Из-за ограниченного радиуса дей­ствия «соколы» решили перебазировать в Батум, откуда совершать рейды вдоль вражеского побережья было значитель­но легче. Первыми туда направили «Сви­репый» и «Сметливый», затем к ним при­соединилась и вторая пара. Вместе с более крупными миноносцами 5-го диви­зиона — 350-тонными кораблями типа «Заветный» — они ходили в разведку, обстреливали береговые позиции непри­ятеля, действовали против каботажного судоходства. Одним из наиболее удач­ных рейдов стал выход «Свирепого» 19 января 1915 года — в этот день он по­топил 11 небольших турецких парусных судов. Нередко «соколы» выполняли за­дания совместно с более современны­ми эсминцами типа «Капитан Сакен» и даже «новиками».

В марте 1916 года «Строгий» и «Стре­мительный» приняли активное участие в десантной операции у порта Атина — миноносцы вели на буксире тральщики с десантными партиями, поддерживали высадку войск артиллерийским огнем.

30 марта «Стремительный» участво­вал в спасении людей, находившихся на госпитальном судне «Португаль», торпедированном немецкой подводной лодкой U-33. 4 апреля U-33 в бухте Сурмене снова попыталась атаковать русские транспорты, но была своевременно об­наружена вахтой миноносца «Строгий». Командир черноморского «сокола» капи­тан 2 ранга Г.Г.Чухнин приказал дать пол­ный ход и устремился на таран. Субма­рина успела погрузиться, но удар винта миноносца погнул ее перископ на 45°, из-за чего немцам пришлось прервать крей­серство и уйти в Босфор.

Активно действовали миноносцы и в кампании 1917 гада. 7 марта вышедшие из Батума «Сметливый» и «Свирепый» об­стреляли портовые сооружения в Териболу и Керасунде, а также потопили два не­больших парусника. 28 мая «Сметливый» установил своеобразный рекорд: на участ­ке от Ак-Лимана до Синопа он уничтожил 85 и захватил одно парусное судно, а в бух­те Герзе «несколькими выстрелами рассе­ял подразделение вражеских солдат». В тот же день отличился и «Строгий»: на его сче­ту значились 18 потопленных парусников, а также разрушенные военные склады, ма­стерские, банк и две пристани в городе Самсуне. 24 августа «Свирепый» и «Стро­гий» прикрывали высадку тактического де­санта в местечке Орду.

Революция и сепаратный Брестский мир на судьбе Черноморского флота отразились самым роковым образом. «Сметливый» и «Стремительный» 18 июня 1918 года легли на грунт Цемес­ской бухты вместе с кораблями, чьи эки­пажи не пожелали возвращаться в окку­пированный немцами Севастополь. «Свирепый» и «Строгий» в течение не­скольких лет формально переходили из рук в руки, но фактически неподвижно стояли у стенки в Севастопольской бухте. В 1921—1923 годах их отремонтиро­вали и ввели в строй Морских сил Чер­ного моря под новыми названиями «Шмидт» и «Марти» соответственно. Они оказались одними из немногих действующих черноморских кораблей, доставшихся Советской России от царс­кого флота. Однако время брало свое:

29 апреля 1927 года «Шмидт», а 20 июля 1929-го «Марти» были исключены из списков флота и вскоре разобраны на металл.

 

Сибирская флотилия

 

После окончания Русско-японской войны во Владивосток перешли четыре интернированных в китайских портах «сокола» — «Сердитый», «Скорый», «Смелый» и «Статный». Все они вошли в состав Сибирской флотилии. Позже к ним присоединились пять собранных во Владивостоке миноносцев типа «Твер­дый».

Революционное брожение в Российс­ком Императорском флоте, начавшееся с бунта на «Потемкине», через два года докатилось и до Дальнего Востока. 17 октября 1907 года на «Скором» произош­ло восстание, его командир был убит матросами. К мятежному миноносцу на первых порах присоединились «Серди­тый» и «Тревожный», но вскоре красные флаги на них спустили. По оставшемуся в одиночестве «Скорому» открыли огонь сначала полевая и крепостная артилле­рия, а затем — корабли флотилии, в том числе и его порт-артурский собрат «Сме­лый»... Получив серьезные поврежде­ния, «Скорый» выбросился на берег бух­ты Золотой Рог. Восстановительный ре­монт корабля затянулся до конца 1908 года.

В 1909—1912 годах все дальневосточ­ные «соколы» модернизировали и пере­вооружили по образцу балтийских. 47-мм пушки Гочкиса демонтировали; артилле­рийское вооружение теперь состояло из двух 75-мм орудий и двух пулеметов. Организационно миноносцы были сведе­ны в дивизион минной бригады.

В Первой мировой войне «соколы» Сибирской флотилии не участвовали. С июня 1918 года они находились в руках белогвардейцев и интервентов; перед уходом последних из Владивостока, в октябре 1922 года, механизмы минонос­цев были выведены из строя. Большин­ство из них уже не восстанавливалось; в мае 1923-го их передали отделу фон­дового имущества для разборки на ме­талл. Отремонтировали только «Твердый» и «Точный»: в августе того же 1923 го­да они были включены в состав Морс­ких сил Дальнего Востока, а через месяц переименованы соответственно в «Лазо» и «Потапенко». Но служба кораб­лей длилась недолго: в октябре 1925 го­да «соколы» поставили на прикол, а через два года сдали на слом.