Общая оценка проекта

 

Миноносец «Сокол», бесспорно, пред­ставляет собой выдающийся образец военно-морской техники. А его приобре­тение Россией можно считать большой удачей, поскольку наш флот одним из первых получил корабль нового, очень перспективного класса. Следует отме­тить, что Альфред Ярроу выполнил за­каз быстро, качественно и за весьма умеренную цену. Упреки в том, что анг­лийский судостроитель якобы пытается «за наш счет развить свое дело» (так говорилось в донесении морского атта­ше в Великобритании, будущего адмира­ла, а тогда еще капитана 1 ранга З.П.Рожественского), вряд ли можно назвать справедливыми. Ну а что касается не­достатков «Сокола» (слабость корпуса, повышенная вибрация, низкая мореход­ность), то они были присущи практичес­ки всем первым истребителям-дестройерам и обуславливались тогдашним уровнем технологии машиностроения.

Однако затем русское Морское мини­стерство начало совершать одну ошиб­ку за другой. Желание развернуть серий­ное строительство истребителей на оте­чественных верфях, в общем-то, понят­но, но то, как это было осуществлено, не выдерживает никакой критики. Попытка скопировать «Сокол» собственными си­лами вместо кооперации с фирмой «Яр­роу» ни к чему хорошему не привела. А требование оснастить паровые котлы нефтяным отоплением только усугубило ситуацию. В результате серийные мино­носцы строились очень долго, качество изготовления оказалось ниже, чем у го­ловного корабля, а стоимость — выше. В докладе, подписанном 13 октября 1902 го­да адмиралом С.О.Макаровым, гово­рилось, что механизмы отечественных истребителей «оказались значительно слабее, чем на миноносце «Сокол». У этого последнего ни машины, ни котлы никогда не повреждались, и по сию ми­нуту этот миноносец исправнее всех, вы­строенных впоследствии... Миноносцы типа «Сокол» будут постоянно нуждать­ся в ремонте, и потому в военное время от них нельзя ожидать той пользы, которая соответствовала затраченным день­гам».

Прогресс в военном кораблестроении на рубеже XIXXX веков был поистине стремительным, и проект «Сокола», для 1894 года передовой и едва ли не самый совершенный в мире, через 10 лет выг­лядел уже безнадежно устаревшим. Но Россия продолжала строить их и дальше! Заказ на последние два корабля серии вообще можно отнести к категории курь­езов. Предполагалось, что «Инженер-ме­ханик Анастасов» и «Лейтенант Малеев» (кстати, названные в честь офицеров, погибших на «Стерегущем» и «Страш­ном») будут более крупными 350-тонны­ми эскадренными миноносцами, но не­хватка средств вынудила остановиться на варианте подешевле. В итоге по контрак­ту, заключенному 10 августа 1905 года (то есть уже после окончания войны!), Охтин­ская верфь взялась за постройку кораб­лей по лишь чуть-чуть усовершенство­ванному проекту 11-летней давности. Сравнивать эти корабли, вступившие в строй в 1908 году, с их зарубежными со­временниками просто бессмысленно — настолько наши миноносцы проигрывали тем по всем параметрам.

Здесь уместно отметить, что корабле­строительная политика Японии накануне войны оказалась более дальновидной. Японцы не приступали к серийной пост­ройке истребителей до тех пор, пока не «подтянули» производственную базу сво­их верфей до надлежащего уровня. И все первые серии дестройеров заказали в Англии. Как и в случае с «Соколом», бри­танская промышленность не подкачала. В результате в 1904 году русским мино­носцам противостояли значительно бо­лее современные и мощно вооруженные корабли, бороться с которыми на равных было практически невозможно...

И тем не менее «соколы» сослужили хорошую службу Российскому флоту. Они активно участвовали в Русско-япон­ской и Первой Мировой войнах и, несмот­ря на все свои недостатки, проявили себя настоящими универсалами, успеш­но выполняя самые разнообразные за­дачи. Тот факт, что некоторые из кораб­лей находились в строю по 25 лет и бо­лее, свидетельствует об удачной конст­рукции миноносцев и не таком уж пло­хом качестве их постройки. Наконец, нельзя не отметить роль «соколов» в истории отечественного судостроения: столь крупную серию однотипных и весь­ма сложных в производстве кораблей российская промышленность смогла осилить впервые. Ну а допущенные при этом ошибки в будущем были учтены и в определенной степени исправлены.