Канонерские лодки и патрульные фрегаты
Патрульные фрегаты типа "Тасота" — 75 + 21 единица
PF-3 "Тасота" (KR, 7.7.1943 — передан СССР в 1945), PF-4 "Sausalito" (KR, 20.7.1943 — передан СССР в 1945), PF-5 "Hoquiam" (KR, 31.7.1943 — передан СССР в 1945), PF-6 "Pasco" (KR, 17.8.1943 — передан СССР в 1945), PF-7 "Albuquerque" (KR, 14.9.1943 — передан СССР в 1945), PF-8 "Everett" (KR, 29.9.1943 —передан СССР в 1945), PF-9 "Pocatello" (KR, 17.10.1943 —слом в 1946), PF-10 "Brownsville" (KR, 14.11.1943 —слом в 1947), PF-11 "Grand Forks" (KR, 27.11.1943 — слом в 1947), PF-12 "Casper" (KR, 27.12.1943 — слом в 1947), PF-13 "Pueblo" KR, 20.1.1944 — в 1948 продан Доминиканской Республике), PF-14 "Grand Island" (KR, 19.2.1944 — в 1947 продан Кубе), PF-15 "Annapolis" (ASL, 16.10.1943 — в 1947 продан Мексике), PF-16 "Bangor" (ASL, 6.11.1943 — в 1947 продан Мексике), PF-17 "Key West" (ASL, 29.12.1943 — слом в 1947), PF-18 "Alexandria" (ASL, 15.1.1944 — слом в 1947), PF-19 "Huron" (ASC, 3.7.1943 — слом в 1947), PF-20 "Gulfport" (ASC, 21.8.1943 — слом в 1947), PF-21 "Bayonne" (ASC, 11.9.1943 —передан СССР в 1945), PF-22 "Gloucester" (WBS, 12.7.1943 — передан СССР в 1945), PF-23 "Shreveport" (WBS, 15.7.1943 — слом в 1947), PF-24 "Muskegon" (WBS, 25.7.1943 — продан Франции в 1947), PF-25 "Charlottesville" (WBS, 30.7.1943 — в 1945 передан СССР), PF-26 "Poughkeepsie" (WBS, 12.8.1943 — в 1945 передан СССР), PF-27 "Newport" (WBS, 15.8.1943 — в 1945 передан СССР), PF-28 "Emporia" (WBS, 30.8.1943 — в 1947 продан Франции), PF-29 "Groton" (WBS,14.9.1943 — в 1947 продан Колумбии), PF-30 "Hingham" (WBS, 27.8.1943 — слом в 1947), PF-31 "Grand Rapids" (WBS, 10.9.1943 — слом в 1947), PF-32 "Woonsocket" (WBS, 27.9.1943 — в 1948 продан Перу), PF-33 "Dearborn" (WBS, 27.9.1943 — слом в 1946), PF-34 "Long Beach" (CSS, 5.5.1943 — в 1945 передан СССР), PF-35 "Belfast" (CSS, 20.5.1943 —в 1945 передан СССР), PF-36 "Glendale" (CSS, 28.5.1943 —в 1945 передан СССР), PF-37 "San Pedro" (CSS, 11.6.1943 — в 1945 передан СССР), PF-38 "Coronado" (CSS, 17.6.1943 — в 1945 передан СССР), PF-39 "Ogden" (CSS, 23.6.1943 — в 1945 передан СССР), PF-40 "Eugene" (CSS, 6.7.1943 — в 1947 продан Кубе), PF-41 "El Paso" (CSS, 16.7.1943 — слом в 1947), PF-42 "Van Buren" (CSS, 27.7.1943 — слом в 1947), PF-43 "Orange" (CSS, 6.8.1943 — слом в 1947), PF-44 "Corpus Christ!" (CSS, 17.8.1943 — слом в 1947), PF-45 "Hutchison" (CSS, 27.8.1943 — в 1947 продан Мексике), PF-46 "Bisbee" (CSS, 7.9.1943 — в 1945 передан СССР), PF-47 "Gallup" (CSS, 17.9.1943 — в 1945 передан СССР), PF-48 "Rockford" (CSS, 28.8.1943 — в 1945 передан СССР), PF-49 "Muskogee" (CSS, 18.9.1943 — в 1945 передан СССР), PF-50 "Carson City" (CSS, 13.11.1943 — в 1945 передан СССР), PF-51 "Burlington" (CSS, 7.12.1943 — в 1945 передан СССР), PF-52 "Allentown" (FB, 3.7.1943 — в 1945 передан СССР), PF-53 "Machias" (FB, 22.8.1943 — в 1945 передан СССР), PF-54 "Sandusky" (FB, 5.10.1943 — в 1945 передан СССР), PF-55 "Bath" (FB, 14.11.1943 — в 1945 передан СССР), PF-56 "Covington" (GS, 15.7.1943 — в 1947 продан Эквадору), PF-57 "Sheboygan" (GS, 31.7.1943 —в 1947 продан Бельгии), PF-58 "Abilene" (GS, 21.8.1943 — в 1947 продан Нидерландам), PF-59 "Beaufort" (GS, 9.10.1943 — слом в 1947), PF-60 "Charlotte" (GS, 10.10.1943 — слом в 1947), PF-61 "Manitowoc" (GS, 30.11.1943 —в 1947 передан Франции), PF-62 "Gladwyne" (GS, 7.1.1944 — в 1947 продан Мексике), PF-63 "Moberly" (GS, 26.1.1944 — слом в 1947), PF-64 "Knoxville" (LDS, 10.7.1943 — в 1947 передан Доминиканской Республике), PF-65 "Uniontown" (LDS, 7.8.1943 — в 1947 продан Аргентине), PF-66 "Reading" (LDS, 28.8.1943 — в 1947 продан Аргентине), PF-67 "Peoria" (LDS, 2.10.1943 — в 1947 продан Кубе), PF-68 "Brunswick" (LDS, 6.11.1943 —слом в 1947), PF-69 "Davenport" (LDS, 8.12.1943 — слом в 1946), PF-70 "Evansville" (LDS, 27.11.1943 — в 1945 передан СССР), PF-71 "New Bedford" (LDS, 29.12.1943 — слом в 1947), PF-93 "Lorain" (ASL, 18.3.1944 — в 1947 продан Франции), PF-94 "Milledgeville" (ASL, 5.4.1944 — слом в 1946), PF-99 "Orlando" (ASC, 1.12.1943 —слом в 1947), PF-100 "Racine" (ASC, 15.3.1944 — слом в 1947), PF-101 "Greensboro" (ASC, 9.3.1944 — слом в 1948) и PF-102 "Forsyth" (ASC, 20.5.1944 — в 1947 продан Нидерландам).
1509/2238 — 2415 т; 87 (вл)/92,6х11,4x3,9 м; 2 ПМУ, 3 ПК, 5500 л.с., 20 уз., 768 т нефти, 9500 (12) миль. Эк. 190 чел. 3х1 — 76-мм/50, 2х2 — 40-мм/56, 9х1 — 20-мм, 1 РБУ "Хеджехог", 2 БС, 8 БМБ (100 ГБ).
Нехватка эскортных сил для службы в Атлантике в начале войны подтолкнула США пойти по пути, опробованному Великобританией, — строительства боевых кораблей на неспециализированных верфях, не имеющих опыта военного кораблестроения. Чтобы не тратить время на разработку нового проекта, по предложению Морской комиссии, в качестве образца был избран английский фрегат типа "River" (по "обратному" ленд-лизу американский флот должен был пополниться 10 такими кораблями канадской постройки), спроектированный в 1941 г. по нормам гражданского судостроения с учетом возможностей небольших верфей.
Первоначально новые корабли предполагалось отнести к классу КЛ (индекс PG), но затем для них придумали новый класс — "патрульные фрегаты".
К сожалению, при переработке проекта под возможности американской промышленности желание упростить конструкцию в угоду технологичности привело к тому, что, по сравнению с "английским" образцом, "американский" оказался заметно хуже. Замена клепаной конструкции корпуса на цельносварную не сопровождалась соответствующим пересчетом прочности, и, как следствие, корпуса новых кораблей "трещали" на волне. Уже после введения в строй на всех фрегатах пришлось провести усиление продольных связей, но и после этого прочность корпуса оставляла желать лучшего.
Помимо проблем с прочностью корпуса, эти корабли обладали еще рядом таких недостатков, как плохая маневренность и малокомфортабельные (по американским меркам) условия обитаемости. Особенно минусы "Тасота" были заметны на фоне эскортных миноносцев, созданных для решения аналогичных задач и несших такое же вооружение.
Всего в 1942 г. было заказано 100 кораблей этого типа, из них в 1943 г. постройку четырех отменили (PF-95 — 98). Остальные вступили в строй в 1943 — 1945 гг. 21 фрегат (PF-72 — 92, в перечне не указаны) сразу же передали Великобритании. Еще 28 кораблей в 1945 г. были переданы СССР (PF-3 — 8, 21, 22, 25 — 27, 34 — 39,46 — 51, 52 — 55 и 70, переименованы в ЭК-12 — ЭК-17, ЭК-24, ЭК-26, ЭК-1, ЭК-25, ЭК-27, ЭК-2 — ЭК-7, ЭК-18 —ЭК-23, ЭК-8 — ЭК-11, ЭК-28 соответственно), некоторые — уже после окончания войны.
Американские корабли были укомплектованы персоналом Береговой охраны. 23 фрегата (PF-17, 18, 20, 23, 24, 28 — 33, 40, 41, 66 — 69, 71, 93, 94 и 99 — 102) вскоре после вступления в строй переоборудовали в суда наблюдения за погодой. При этом кормовая 76-мм пушка снималась, а на ее месте оборудовался ангар для аэростата.
В ходе войны несли службу в основном на Атлантике. Потерь не имели.
Патрульные фрегаты типа "Asheville" — 2 единицы
PF-1 "Asheville" (б. HMCS "Adur", CV, 22.8.1942 — в 1946 продан Аргентине) и PF-2 "Natchez" (б. HMCS "Annan", CV, 12.9.1942 — в 1947 продан Доминиканской Республике).
1370 — 1412/2150 т; 86,3 (вл)/91,9x11,1x4 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 5500 л.с., 20 уз., 674 т нефти. Эк. 190 чел. 3 х 1 — 76-мм/50, 2x2 — 40-мм/56, 9x1— 20-мм, 1 РБУ "Хеджехог", 2 БС, 8 БМБ (100 ГБ).
На начальном этапе войны США испытывали острую нехватку эскортных кораблей для сопровождения атлантических конвоев. В начале 1942 г. между США и Англией было достигнуто соглашение о поставке для американского флота 10 новейших фрегатов типа "River". Англия, верфи которой были
перегружены, передала заказ на эти корабли Канаде. К тому моменту, когда фрегаты наконец были построены, надобность в помощи союзников отпала, и американцы включили в состав своего флота только два корабля.
Оба служили на Атлантике, в 1944 г. на "Asheville" проходил испытания РБУ "Сквид", предоставленный Англией Соединенным Штатам для ознакомления.
Канонерские лодки типа "Flower" — 18 единиц
1-я группа:
PG-62 "Temptress" (б. англ. "Veronica", SD, 17.10.1940), PG-63 "Surprise" (б. англ. "Heliotrope", JC, 5.6.1940), PG-64 "Spry" (б. англ. "Hibiscus", HW, 6.4.1940), PG-65 "Saucy" (б. англ. "Arabis", HW, 14.2.1940), PG-66 "Restless" (б. англ. "Periwinkle", HW, 21.2.1940), PG-67 "Ready" (6. англ. "Calendula", HW, 21.3.1941), PG-68 "Impulse" (б. англ. "Begonia", CWG, 18.9.1940), PG-69 "Fury" (б. англ. "Larkspur", FF, 1941), PG-70 "Courage" (б. англ. "Heartsease", HW, 20.4.1940) и PG-71 "Tenacity" (б. англ. "Candytuft" (K09), GD, 8.7.1940).
2-я группа:
PG-86 "Action" (б. канад. "Comfrey", CSC, 28.7.1942), PG-87 "Alacrity" (б. канад. "Cornel", CSC, 1942), PG-89 "Brisk" (б. канад. "Flanx", KC, 1942), PG-92 "Haste" (б. канад. "Mandrake", ME, 22.8.1942), PG-93 "Intensity" (б. канад. "Milfoil", ME, 5.8.1942), PG-94 "Might" (б. канад. "Musk", ME, 15.7.1942), PG-95 "Pert" (б. канад. "Nepeta", ME, 27.11.1942) и PG-96 "Prudent"(6. канад. "Privet", ME, 4.12.1942).
1-я группа:
940/1180 т; 57,9/62,5x10,1x4,1 м; 1 ПМУ, 2 ПК, 2750 л.с., 16 уз., 230 т нефти, 3500 (12) миль. Эк. 87 чел. 1x1—102-мм/50, 1x1— 76-мм/50, 4x1— 20-мм, 2 БС, 4 БМБ (72 ГБ).
2-я группа:
1015/1375 т; 57,9/63,5x10,1x4,3 м; 1 ПМУ, 2 ПК, 2800 л.с., 16 уз., 337 т нефти, 7400 (10) миль. Эк. 90 чел. 2x1— 76-мм/50, 4x1 — 20-мм, 2 БС, 4 БМБ (72 ГБ).
В начале 1942 г. Англия передала США 10 корветов типа "Flower", переклассифицированных в американском флоте в канонерские лодки (получили индексы PG-62 — 71). Одновременно в Канаде были заказаны еще 15 единиц по усовершенствованному проекту. Из числа последних в состав флота США вошли только восемь, поскольку ко времени их готовности необходимость в кораблях заграничной постройки (которые еще требовалось дооборудовать до принятых в американском флоте стандартов) отпала. Остальные семь (PG-88, 90, 91 и 97 — 100) были переданы Англии по ленд-лизу.
Служившие под американским флагом корабли типа "Flower" в ходе войны потерь не имели, практически сразу после ее окончания были проданы другим странам или отправлены на слом.
Канонерские лодки типа "Erie" — 2 единицы
PG-50 "Erie" (NYNY, 12.1934/29.2.1936/7.1936 — погибла 5.12.1942) и PG-51 "Charleston" (CNY, 27.10.1934/26.2.1936/7.1936 — искл. в 1948).
2000/2800 т; 93,9 (вл)/100,1х12,6х3,5 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 6200 л.с., 20 уз., 489 т нефти, 8000 (12) миль. Бронирование: пояс 88 мм, палуба 25 — 31 мм, рубка 133 мм. Эк. 243 чел. 4x1 — 152-мм/47, 4x4 — 28-мм, 1 гидросамолет.
Своим появлением на свет две канонерские лодки типа "Erie" обязаны Лондонской конференции 1930 г. по ограничению морских вооружений. Итоговый документ, подписанный всеми ведущими морскими державами мира, позволял строить в любом количестве корабли стандартным водоизмещением менее 2000 т, скоростью хода не выше 20 уз. и вооруженные пушками калибром до 155 мм. Приняв эти характеристики за ориентир, в США приступили к проектированию универсального "шлюпа", призванного решать широкий круг задач — от артиллерийской поддержки морской пехоты при десантных операциях (в 1930-х гг. интересы США в Карибском бассейне зачастую требовали вооруженного вмешательства) до защиты конвоев от надводных рейдеров и подводных лодок в военное время. Предусматривалась и возможность приема мин.
Корпус новых канонерских лодок (именно к этому классу отнесли новые корабли) имел достаточно необычную форму с удлиненным клиперским носом (для снижения воздействия волн и брызг на носовое 152-мм орудие) и кормой со значительным свесом (для удобства постановки мин и размещения противолодочного вооружения).
Артиллерия ГК состояла из четырех 152-мм/47 орудий в палубных установках, размещенных по две в носу и корме. Поскольку разместить на КЛ в дополнение к 152-мм еще и 127-мм универсальные орудия не представлялось возможным, "Erie" и "Charleston" стали одними из первых американских кораблей, оснащенных 28-мм автоматами.
На КЛ удалось разместить даже один гидросамолет, который мог использоваться как для разведки, так и для корректировки огня. Взлетать он мог только с воды — места для катапульты уже не оставалось.
Несмотря на скромные размеры, новые КЛ удалось неплохо забронировать: 88-мм пояс прикрывал ЭУ, погреба боезапаса имели местное вертикальное бронирование толщиной 51 — 76 мм.
Хотя новые КЛ в целом оценивались руководством флота положительно, дальнейшего развития этот тип не получил — для мирного времени они стоили слишком дорого.
"Erie" торпедирована 12.11.1942 в Карибском море герм. ПЛ U-163, отбуксирована в гавань г. Виллемстада, где и затонула 5.12.1942.
Канонерские лодки типов "Sacramento" и "Asheville" — 3 единицы
Тип "Sacramento":
PG-19 "Sacramento" (Crp, 30.4.1913/21.2.1914/ 4.1914 —искл. в 1946).
Тип "Asheville":
PG-21 "Asheville" (CNY, 9.6.1917/4.7.1918/7.1920 — погиб 3.3.1942) и PG-22 "Tulsa" (CNY, 9.12.1919/25.8.1922/12.1923 — слом в 1946).
Тип "Sacramento":
1207/1592 т; 64/69х12,5x3,5 м; 1 ПМУ, 2 ПК, 950 л.с., 12,5 уз., 428 т угля, 4000 миль. Эк. 163 чел. 3x1 — 102-мм/50, 2x1 — 47-мм.
Тип "Asheville":
1207/1760 т; 68,6/ 73,5x12,6x3,4 м; 1 ТЗА, 3 ПК, 850 л.с., 12 уз., 2000 миль. Эк. 159 чел. 3x1 — 102-мм/50.
Последние классические КЛ американского флота. "Asheville" отличалась чуть большими размерами, новой ЭУ (ТЗА вместо паровой машины) и улучшенными условиями обитания экипажа.
"Tulsa" в ноябре 1944 г. переименована в "Tacloban".
"Asheville" 3.3.1942 потоплена южн. о. Ява япон. кораблями.
Речные канонерские лодки — 5 единиц
Тип "Luzon" (спущены на воду в 1927 г.):
PR-7 "Luzon" и PR-8 "Mindanao".
Тип "Oahu" (спущена на воду в 1927 г.):
PR-6 "Oahu".
Тип "Wake" (спущены на воду в 1927 г.):
PR-3 "Wake" и PR-4 "Tutuila".
Тип "Luzon":
560 т; 60,4 (вл)/64,2х9,5х1,7 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 3150 л.с., 16 уз. Эк. 70 чел. 2x1 — 76-мм/50, 10 пул.
Тип "Oahu":
450 т; 54,9 (вл)/58,2х8,6х1,6 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 2250 л.с., 15 уз. Эк. 55 чел. 2 х 1 — 76-мм/50.
Тип "Wake":
560 т; 45,7 (вл)/48,6х8,3х1,6 м; 2 ПМУ, 2 ПК, 1950 л.с., 14,5 уз. Эк. 59 чел. 2x1 — 76-мм/50, 8 пул.
По программе 1925-го финансового года в США было построено 6 речных КЛ для службы на р. Янцзы в Китае для защиты американских интересов. Одна из них, "Panay", была потоплена япон. авиацией 12.12.1937.
"Wake" 7.12.1941 захвачена в Шанхае японцами и введена в состав Императорского флота под названием "Tatara". В 1945 г. возвращена США. "Luzon" 6.5.1942 затоплена у о. Коррегидор. Поднята японцами и введена в строй Императорского флота под названием "Karatsu". 3.3.1944 потоплена амер. ПЛ. "Mindanao" 5.5.1942 потоплена у о. Коррегидор япон. авиацией. "Oahu" 6.5.1942 затоплена у о. Коррегидор. "Tutuila" 16.2.1942 передана Китаю и переименована в "Mei Yuan".