Катера
Охотники за подводными лодками
В годы Первой мировой войны в США было построено большое число 110-футовых охотников за подводными лодками. В развертывании их производства на небольших верфях активное участие принимал будущий президент США Рузвельт, в то время занимавший пост помощника Секретаря флота (морского министра). Когда в 1937 г. определялись основные элементы противолодочного корабля для охраны прибрежной зоны и якорных стоянок флота, Рузвельт настоял на возврате к проекту двадцатилетней давности, который
еще при постройке критиковался за малые размеры и недостаточную дальность плавания. Пожалуй, единственными уступками техническому прогрессу стали выбор дизелей в качестве ЭУ и использование ГАС.
По программе 1938 г. построили три экспериментальных охотника по несколько отличающимся проектам — SC-449, SC-450 и SC-453. Последний, разработанный флотом, и послужил основой для серийных охотников. От своего предшественника времен Первой мировой войны он отличался возросшей шириной и более прочной конструкцией корпуса с применением стальных связей.
В 1942 г., пока американский флот еще не начал получать охотники за ПЛ в больших количествах, Англией по "обратному ленд-лизу" были переданы Америке восемь противолодочных катеров типа "Fairmile В" канадской постройки.
Тип 110-футовый:
SC-64, SC-102, SC-103, SC-18S, SC-229, SC-231, SC-330, SC-412, SC-431, SC-432, SC-437 и SC-440. Спущены на воду в 1917— 1918 гг. 12 единиц.
75/85 т; 33,5x4,5x1,7 м; 3 бенз., 600 л.с., 18 уз. Эк. 27 чел., 1x1— 76-мм/23, 2 пул., 1 БМБ типа "Y".
110-футовые охотники за ПЛ строились огромной для своего времени серией — из 448 заказанных единиц в 1917 — 1918 гг. ввели в строй 442. При их изготовлении применялся конвейерный метод, с использованием технологических приемов, принятых в автомобилестроении. Корпуса — цельнодеревянные. К началу Второй мировой войны в строю осталось 12 единиц. Из них один (SC-185) погиб в 1940 г., а многие из остальных были сданы на слом до 1945 г.
Тип 110-футовый экспериментальный (Lauders):
SC-449. Спущен на воду в 1940 г.
Стандартное — 85 т; 33,5x4,5x1,7 м; 2 диз., 18 уз. Эк. 27 чел., 1 х 1 —76-мм/23, 2 пул., 1 БМБ типа "Y".
Экспериментальный катер, построен фирмой "Lauders Marine Construction". В 1942 г. переклассифицирован в РС-449.
Тип 110-футовый экспериментальный (Elco):
SC-450. Спущен на воду в 1940 г.
Стандартное — 85 т; 33,5x4,5x1,7 м; 2 диз., 800 л.с., 18 уз. Эк. 27 чел., 1x1 — 76-мм/23, 2 пул., 1 БМБ типа "Y".
Экспериментальный катер, построен фирмой "American Car & Foundry" no проекту ELCO. В 1942 г. переклассифицирован в РС-450.
Тип 110-футовый экспериментальный (Navy):
SC-453. Спущен на воду в 1941 г.
Стандартное — 100 т; 33,5x5,5x1,8 м; 2 диз., 1540 л.с., 17 уз. Эк. 27 чел., 1x1 — 76-мм/23, 2 пул., 1 БМБ типа "Y".
Экспериментальный катер, построен на фирме "Fisher Boat Works" по проекту, подготовленному флотом. В 1942 г. переклассифицирован в РС-453.
Тип 110-футовый серийный:
SC-497 — SC-508, SC-511 — SC-541, SC-628 — SC-775, SC-977 — SC-1076, SC-1266 — SC-1375, SC-1474 — SC-1512 и SC-1517. Спущены на воду в 1941 — 1943 гг. 441 единица.
От 98/117 (ранние серии) до 121/136 (поздние серии) т; 32,8 (вл)/33,8х5,2 — 5,5x1,9 — 2 м; 2 диз., 2400 или 1000 л.с., 21 или 16 уз., 18 т соляра, 1500 (12) миль. Эк. 27 чел. Проектное вооружение: 1x1 — 76-мм/23, 2x1 — 12,7-мм пул., 2 БС (14 ГБ).
Развитие типа SC-453. Охотники разных годов выпуска отличались составом вооружения. Проектное получили лишь несколько головных, с 1942 г. в составе вооружения появился РБУ "Маустрап", а 12,7-мм пулеметы заменены на 20-мм автоматы; с 1943 г. на вновь вступающих в строй кораблях вместо устаревшего 76-мм/23 орудия ставилось 76-мм/50, а ПЛО усилено двумя БМБ. В 1944 г. началась замена 76-мм/23 орудий на 40-мм "бофорсы" и к следующему году в американском флоте осталось всего 4 корабля с артсистемой старого образца.
Из за нехватки дизелей подходящей мощности на 231 охотнике установлены моторы мощностью всего по 500 л.с вместо 1200 л.с. Скорость таких кораблей ограничивалась 16 уз.
В 1944 г. восемь охотников переоборудовали в моторные КЛ для борьбы с япон. катерами с изменением индексов с SC на PGM (PGM-1 — 8, бывшие SC-644, 757, 1035, 1053, 1056, 1071, 1072 и 1366). После переоборудования их вооружение состояло из 1х1 23-мм/23 орудия и 1х1 40-мм/56 или 2х1 40-мм/56; 4x2 12,7-мм пул., 1х1 60-мм миномета и многоствольной 83-мм "Базуки".
В 1944 г. 35 охотников SC перестроены в корабли управления амфибийными силами SC(C).
Переданы по ленд-лизу Франции — 57 единиц, СССР — 77, Бразилии — 2. Часть из них до передачи успели послужить в американском флоте. Из числа американских охотников в годы войны погибло 14 единиц — SC-521, SC-694, SC-696, SC-700, SC-709, SC-740, SC-744, SC-751, SC-984, SC-1019, SC-1024, SC-1059, SC-1067 и PGM-7.
Тип "Fairmile" В:
SC-1466 — SC-1473 (б. канад. ML-292 — ML-299). Получены в 1942 г. 8 единиц.
73/85 т; 34,8x5,6x1,6 м; 2 бенз., 1120 л.с., 18 уз. Эк. 28 чел. 1 х 1 — 40-мм/56, 2 х 1 — 20-мм/70.
Бывшие канадские. В 1944 г. Мексике по ленд-лизу переданы SC-1466, SC-1469 и SC-1471.
Торпедные катера
Катера фирмы "Electric Boat Co" (ELCO)
Тип 77-футовый:
РТ-20 — РТ-48, РТ-59 — РТ-68. Спущены на воду в 1940 — 1941 гг., 39 единиц.
35/46 т; 23,5x6,1x1,4 м, 3 бенз., 3600 л.с.; 42 уз. Эк. 10 чел., 4x1— 533-мм ТА, 2 х 2 — 12,7-мм пул.
Развитие 70-футового типа (построено 10 единиц, все переданы Англии по ленд-лизу). За счет увеличения размеров число ТА возросло с двух до четырех. Всего построено 49 единиц, из которых 10 переданы Англии по ленд-лизу. Из американских ТКА этого типа в годы войны погибло 14.
Тип 80-футовый:
РТ-103 — РТ-196, РТ-314 — РТ-367, РТ-372 — РТ-383, РТ-486 — РТ-563, РТ-565 — РТ-622, РТ-731 — РТ-760. Спущены на воду в 1940 — 1945 гг., 348 единиц.
Полное — от 51 (ранние серии) до 61 (поздние серии) т; 24,4x6,3x1,7 м, 3 бенз., от 4050 (ранние серии) до 4500 (поздние серии) л.с.; 41 — 43 узл. Эк. 11 — 15 чел., 4 х 1 — 533-мм ТА, 2 х 1 — 20-мм/70 пул.
Дальнейшее развитие 78-футового типа ELCO, из числа построенных 60 переданы СССР по ленд-лизу. Из американских ТКА этого типа в годы войны погибли 38. Еще 10 катеров достроены уже после окончания войны.
Катера фирмы "Higgins Industries"
Тип 78-футовый:
РТ-71 — РТ-94, РТ-197 — РТ-254, РТ-265 — РТ-313, РТ-450 — РТ-485, РТ-625 — РТ-656. Спущены на воду в 1942 — 1945 гг., 199 единиц.
Полное — от 43 (ранние серии) до 48 (поздние серии) т; 23,9x6,1x1,6 м, 3 бенз., от 3600 (ранние серии) до 4500 (поздние серии) л.с.; 41 уз. Эк. 10 чел., 4x1 — 533-мм ТА, 1 х 1 — 20-мм/70, 2 х 2 — 12,7-мм пул.
ТКА создан на базе проекта английской фирмы "British Power Boats". Из числа построенных 22 единицы передали по ленд-лизу Англии, еще 56 — СССР. Из американских ТКА этого типа в годы войны погибли девять. Еще шесть катеров достроили уже после окончания войны.
Катера фирмы "Huckins"
Тип 78-футовый:
РТ-95 — РТ-102, РТ-255 — РТ-264. Спущены на воду в 1942 г., 18 единиц.
35/46 т; 23,7x5,9x1,6 м, 3 бенз., 4050 л.с.; 42 уз. Эк. 11 чел., 4x1— 533-мм ТА, 1 х 1 — 20-мм/70, 2 х 2 — 12,7-мм пул.
Использовались в основном в учебных целях, боевых потерь не имели.
Катера проекта фирмы "Vosper"
Тип 72-футовый:
РТ-368 — РТ-371, РТ-384 — РТ-429, РТ-661 — РТ-730, ВРТ-21 — ВРТ-68. Спущены на воду в 1943 — 1945 гг., 168 единиц.
33/47 т; 22,1x5,9x1,7 м, 3 бенз., 4050 л.с.; 38 уз. Эк. 13 чел., 2 или 4 х 1 —533-мм ТА, 1 х 1 — 20-мм/70, 2 х 2 — 12,7-мм пул.
Строились по проекту английской фирмы "Vosper". Из числа построенных 64 катера передали по ленд-лизу Англии, еще 82 — СССР. Из американских ТКА этого типа в годы войны погибли два. Еще 10 катеров достроили уже после окончания войны.