Авиатранспорты

 

Плавбазы гидроавиации типов "Tangier" — 7 единиц

 

Тип "Tangier":

M-8 "Tangier" (MOD, 13.3.1939/15.9.1939/7.1940 —искл. в 1961) и AV-9 "Pocomoke" (IS, 14.8.1938/8.6.1940/7.1941—искл. в 1961).

Тип "Chandeleur":

AV-10 "Chandeleur" (WPS, 29.5.1941/29.11.1941/ 11.1942 —искл. в 1971).

Тип "Kenneth Whiting":

AV-14 "Kenneth Whiting" (STSB, 19.6.1943/ 15.12.1943/5.1944 —искл. в 1961), AV-15"Hamlin"(STSB, 19.7.1943/11.1.1944/ 6.1944 —искл. в 1963), AV-16 "St. George" (STSB, 4.8.1943/14.2.1944/7.1944 — в 1968 передан Италии) и AV-17 "Cumberland Sound" (STSB, 25.8.1943/ 11.1.1944/8.1944 — искл. в 1961).

 

"Tangier": 11 760/13 500 т; 150x21,2x6,7 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 8500 л.с., 16,5 уз., 1309 — 1313 т нефти. Эк. 1075 чел. 4x1 — 127-мм/51, несколько 12,7-мм пул.

"Chandeleur": 11 500/13 700 т; 150x21,2x6,7 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 9350 л.с., 17 уз., 1309 т нефти. Эк. 1075 чел. 1x1— 127-мм/38, 4x1— 76-мм/50, 4x2 — 40-мм/56, 15х1 — 20-мм/70.

"Kenneth Whiting": 10 500/12 610 т; 150x21,2x6,7 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 8500 л.с., 17 уз., 1565 т нефти. Эк. 1075 чел. 2x1 — 127-мм/38, 4х2 и 2х2 — 40-мм/56, 16х1 — 20-мм/70.

 

Плавбазы гидроавиации в корпусах стандартных транспортов типа C3-S. Приобретены флотом уже после спуска на воду и переоборудованы в про­цессе достройки на плаву. Авиационная палуба для обслуживания гидро­самолетов устроена в корму от надстройки и поднята на один уровень над грузовой палубой. Кран для подъема авиатехники размещен в корме. Трю­мы оборудованы для хранения разнообразного авиационного снаряже­ния и хранения запаса авиатоплива — 1 101 500 л авиабензина.

В 1942 — 1943 гг. перевооружены — число 127-мм/38 орудий сокращено до одного, а 12,7-мм пулеметы заменены на 76-мм/50 орудия и 40-мм и 20-мм автоматы. В 1945 г. состав артвооружения насчитывал 1x1 127-мм/38 и 4 х 1 — 76-мм/50 орудия и 4 х 2 40-мм/56 и 15 х 1 20-мм/70 автоматов.

В 1941 г. флот заказал еще несколько плавбаз гидроавиации в корпусах стандартных транспортов. Для "Chandeleur" использовался тип C3-S-B1, для четырех кораблей типа "Kenneth Whiting" — модифицированный C3-S-A1.

От плавбаз типа "Tangier" эти корабли практически не отличались, за ис­ключением увеличенного запаса авиабензина — 1 180 900 л.

 

Плавбазы гидроавиации типа "Currituck" — 3 + 1 единица

46.jpg

 

AV-7 "Currituck" (FNY, 14.12.1942/11.9.1943/6.1944 — искл. в 1971), AV-11 "Norton Sound" (ToSY, 7.9.1942/28.11.1943/1.1945 — искл. в 1987) и AV-12 "Pine Island" (ToSY, 16.11.1942/26.2.1944/4.1945 —искл. в 1971).

 

12 100/15 092 т; 158,5 (вл)/164,7х21,1x6,8 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 12 000 л.с., 19,2 уз., 2324 т нефти. Эк. 1247 чел. 4x1 — 127-мм/51, 4х4 — 40-мм/56.

 

Развитие типа "Curtiss". Основное отличие заклю­чалось в увеличенных размерах авиационной палу­бы в корме. Для этого ангар был сдвинут в сторону носа, что, в свою очередь, потребовало переплани­ровать дымоходы, выведя их в одну общую дымо­вую трубу. Это стало наиболее заметным визуаль­ным отличием от кораблей типа "Curtiss", имевших две дымовые трубы.

Следующими изменениями, внесенными в проект "Currituck", стали попе­речная катапульта на авиационной палубе и увеличенный запас авиабензи­на — до 1 052 200 л. В процессе проектирования в 1941 г. предполагалось оснастить плавбазы 51-мм броневой палубой (ширина корпуса при этом долж­на была возрасти на 0,7 м), но эти планы так и не были осуществлены.

Зенитное вооружение, по сравнению с предшественниками, заметно уси­лили — предусматривалась установка 2x4 28-мм автоматов и четырех 12,7-мм пулеметов. Уже в процессе достройки неудачные 28-мм автоматы были заме­нены на 40-мм "бофорсы".

Однотипный AV-13 "Salisbury Sound" вошел в строй в 1945 г., уже после окончания войны.

 

Плавбазы гидроавиации типа "Curtiss" — 2 единицы

 

AV-4 "Curtiss" (NYSB, 25.3.1938/20.4.1940/11.1940 — искл. в 1963) и AV-5 "Albemarle" (NYSB, 12.6.1939/13.7.1940/12.1940 — искл. в 1974).

 

12 050/14 900 т; 154,8 (вл)/160,7x21,1x6,5 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 12 000 л.с., 18 уз., 2164 т нефти. Эк. 1195 чел. 4x1 — 127-мм/51, 10 х 1 — 12,7-мм.

 

Первые плавбазы гидроавиации флота США специализированной по­стройки. В соответствии с проектом, каждая из них должна была обеспе­чивать базирование двух эскадрилий гидросамолетов и производить мел­кий ремонт авиатехники. Для этого в кормовой части корпуса палуба была освобождена для размещения нуждающихся в ремонте самолетов, а в надстройке имелся ангар с необходимым для этого оборудованием. Подъем самолетов с воды осуществлялся тремя мощными кранами (один — в кор­мовой части авиационной палубы, два — на надстройке).

Корпус плавбазы оснащался противоторпедной защитой, цистерны авиатоплива размещались ниже ватерлинии. Общий запас авиатоплива заметно превосходил принятый для авианосцев и достигал 1 020 500 л авиабензина.

В 1942 — 1943 гг. 12,7-мм пулеметы сняты, а зенитное вооружение уси­лено установкой 2x4 40-мм "бофорсов" и 12 20-мм "эрликонов". К 1945 г. число счетверенных "бофорсов" увеличено до четырех.

"Curtiss" 21.6.1945 тяжело поврежден камикадзе у Окинавы.

 

Плавбаза гидроавиации "Wright" — 1 единица

 

AV-1 "Wright" (AIS, 1919/28.4.1920/12.1921 — искл. в 1946)

 

Полное — 11 500 т; 136,5x17,6x7,2 м; 1 ПТУ, 6 ПК, 6000 л.с., 15 уз. Эк. 288 чел. 2 х 1 — 127-мм/51, 2 х 1 — 76-мм/50, 2 пул.

 

Бывший транспорт типа "Hog Island", в процессе достройки переоборудо­ванный в плавбазу для обслуживания привязных аэростатов. Вскоре после вступления в строй переклассифицирован в плавбазу гидроавиации.

Обеспечивал базирование одной эскадрильи гидросамолетов.

В 1944 г. переклассифицирован во вспомогательное судно (индекс из­менен на AG-79) и использовался в качестве штабного корабля на Тихом океане. 1.2.1945 переименован в "San Clemente".

 

Плавбаза гидроавиации "Langley" — 1 единица

 

AV-3 "Langley" (MINY, 18.10.1911/24.8.1912/1913 — погиб 27.2.1942)

 

11 500/15 150 т; 158,5 (вл)/165,2х20х6,3 м; 2 ТЭУ, 3 ПК, 7000 л.с., 15,5 уз., 2300 т угля. Эк. 468 чел. 4x1 — 127-мм/51.

 

Первый американский авианосец. Заложен как транспорт-угольщик "Jupiter" для ВМС США, вступил в строй в 1913 г. Особенностью судна являлась необычная для того времени двухвальная турбоэлектрическая ЭУ. В июле 1919 г. по заказу Генерального штаба флота был подготовлен проект переоборудования его в авианосец. Работы проводились на вер­фи в Норфолке с марта 1920 по март 1922 г.

"Langley" был оснащен прямоугольной полетной палубой размерами 162,7х19,5 м. Пространство между ней и ВП можно назвать ангаром с некоторой долей условности, поскольку он был открытым с обоих бортов. Для подъема самолетов служил один лифт, кроме того, для подъема гид­росамолетов на палубу имелись специальные краны. В бывших грузовых трюмах разместили цистерны для авиабензина и погреба боезапаса.

Первоначально корабль оборудовали двумя пневматическими катапуль­тами для запуска гидросамолетов и аэрофинишерами продольной системы.

В 1928 г. катапульты демонтировали, а через год продольные аэрофини­шеры заменили на более удачные поперечные.

Слишком тихоходный для действий совместно с линейным флотом, "Langley" использовался в качестве экспериментального корабля, на ко­тором отрабатывались различные технические новшества. Так, первона­чально авианосец оснастили одной дымовой трубой по левому борту, но из-за сильного задымления полетной палубы ее пришлось заменить на две откидывающиеся вниз.

В 1934 г. американцы приняли решение строить очередной авиано­сец ("Wasp"), для чего им было необходимо "освободить" занятый тон­наж, отведенный под авианосцы Вашингтонским соглашением 1922 г. С "Langley" демонтировали треть полетной палубы, а сам корабль офи­циально переклассифицировали в гидроавиатранспорт (индекс изме­нился с CV-1 на AV-3). Мог обеспечивать базирование одной эскад­рильи гидросамолетов, но в основном использовался для ремонта авиатехники.

Тяжело поврежден японской базовой авиацией 27.2.1942 г. в 75 милях южн. о. Ява (получил пять прямых бомбовых попаданий). Добит кораб­лями эскорта.

 

Малые плавбазы гидроавиации "Barnegat" — 29 единиц

47.jpg

 

AVP-10 "Barnegat", AVP-11 "Biscayne", AVP-12 "Casco", AVP-13 "Mackinac" (все — PSNY), AVP-21 "Humbolt", AVP-22 "Matagorda" (оба — BNY), AVP-23 "Absecon", AVP-24 "Chincoteague", AVP-25 "Coos Bay", AVP-26 "Half Moon" (все — LWS), AVP-29 "Rockaway", AVP-30 "San Pablo", AVP-31 "Unimak", AVP-32 "Yakutat" (все — AS), AVP-33 "Barataria", AVP-34 "Bering Strait", AVP-35 "Castle Rock", AVP-36 "Cook Inlet", AVP-37 "Carson", AVP-38 "Duxbury Bay", AVP-39 "Gardiners Bay", AVP-40 "Floyds Bay", AVP-41 "Greenwich Bay", AVP-48 "Onslow", AVP-49 "Orca", AVP-50 "Rehoboth", AVP-51 "San Carlos", AVP-52 "Shelikof" и AVP-53 "Suisun" (все — LWS).

 

2040/2410 — 2620 т; 91,4 (вп)/94,7 — 95x12,5x3,8 м; 2 ДЭУ, 6080 л.с., 18 уз., 260 т соляра, 6000 (12) миль. Эк. 367 чел. 2x1 — 127-мм/38, 4 — 12,7-мм пул. (проектное).

 

Единственные в американском флоте малые плавбазы гидроавиации спе­циализированной постройки. Предназначались для обслуживания гидроса­молетов на отдаленных островах и атоллах Тихого океана с малой глубиной гавани, что предопределило появление в задании на проектирование жест­ких ограничений по осадке. Поскольку в военное время эти корабли предполагалось привлекать в качестве эскорта больших плавбаз, проектом предусматривалась установка противолодочного вооружения и ГАС.

Малые плавбазы рассчитывались на обеспечение базирования одной эс­кадрильи гидросамолетов. Запас авиабензина — 302 800 л. Проектный со­став артвооружения ограничивался двумя универсальными 127-мм/38 орудиями и четырьмя 12,7-мм пулеметами, но в 1942 г., когда первые кораб­ли этого типа уже вступили в строй, был утвержден новый состав вооруже­ния: 4x1 127-мм/38, 8x1 20-мм автоматов и два БС. Фактически корабли вступали в строй, имея от одного до четырех 127-мм орудий и 6 — 8 20-мм автоматов. К 1944 г. существовало два стандартных варианта вооружения: 1x1 127-мм орудие, 2 х 2 и 1 х 4 40-мм/56 и 6 х 1 20-мм автоматов или 2x1 127-мм орудия и 4 х 2 20-мм автомата. Противолодочное вооружение на всех было представлено 2 БС и 2 БМБ. Исключение составлял "Coos Bay", осна­щенный РБУ "Маустрап".

Всего было заказано 39 кораблей этого типа, заказ на шесть из них впослед­ствии отменили, четыре достроили в качестве плавбаз ТКА (AGP-6 — 9, в переч­не не указаны). Остальные спущены на воду и вошли в строй в 1941 — 1945 гг.

"Absecon" достроен в качестве учебного корабля для подготовки летчиков корабельных гидросамолетов, для чего его оснастили катапультой (первона­чально предназначенной для одного из недостроенных КРЛ типа "Cleveland"). "Chincoteague" 17.7.1943 поврежден япон. авиацией. "Orca" 5.1.1945 по­врежден камикадзе.

 

Примечание: Помимо кораблей специальной постройки, в составе американ­ского флота в годы Второй мировой войны числились еще 23 малые плавбазы гидроавиации, переоборудованные из эсминцев типа "Clemson" (14 единиц, AVD-1 — 14) и тральщиков типа "Bird" (9 единиц, AVP-1 — 9). Более подробную информацию по ним см. в разделе "Эсминцы" и "Минно-тральные корабли".