Корабли береговой охраны

 

Большие куттеры типа "Owasco" — 5 + 8 единиц

57.jpg

 

WPG-39 "Owasco" (WPS, 18.6.1944 — слом в 1974), WPG-40 "Winnebago" (WPS, 2.7.1944 —слом в 1974), WPG-41"Chautaqua" (WPS, 14.5.1944 —слом в 1974), WPG-69 "Mendota" (USCG, 1944 — слом в 1974) и WPG-70 "Ponchartrain" (USCG, 29.2.1944 — слом в 1974).

 

2216/2660 т; 77,7x13,1x4,9 м; 1 ТЭУ, 2 ПК, 4000 л.с., 19 уз., 390 т нефти, 6200 (17) миль. Эк. 276 чел. 2x2 — 127-мм/38, 2x4 — 40-мм/56, 4x1 — 20-мм/70, 1 РБУ "Хеджехог", 2 БС, 6 БМБ.

 

Куттеры типа "Treasury" при всех достоинствах имели один существенный недостаток — высокую (по меркам Береговой охраны) стоимость. По этой причине от постройки трех последних кораблей этого типа отказались, пере­заказав их по новому проекту куттера меньших размеров. В нем вернулись к одновальной турбо-электрической ЭУ (как и на типе "Lake"), состав вооруже­ния и требования по скорости хода оставив без изменений, по сравнению с типом "Treasury".

Первоначально планировалась постройка трех единиц, но летом 1941 г. к ним добавились еще десять, которые должны были заменить переданные Англии по ленд-лизу корабли типа "Lake".

Низкий приоритет программы строительства кораблей для Береговой охраны в годы войны привел к тому, что заказанные еще в 1941 г. спустили на воду только в 1944 — 1945 гг. Единственной положительной чертой этого долгостроя стала возможность учета опыта боевых действий. Вооружение стало универсальным, возросло число стволов зенитной батареи. От пре­дусмотренного проектом гидросамолета отказались.

До окончания войны в строй успели войти 5 кораблей из 13.

 

Ледоколы типа "Wind" — 5 единиц

58.jpg

 

WAG-278 "Northwind" (WPS, 28.12.1942 — в 1945 передан СССР), WAG-279 "Eastwind" (WPS, 6.2.1943 —искл. в 1968), WAG-280 "Southwind" (WPS, 8.3.1943 — в 1945 передан СССР), WAG-281 "Westwind" (WPS, 31.3.1943 — в 1945 передан СССР) и WAG-282 "Northwind" (WPS, 25.2.1945 — искл. в 1968).

 

3500/6515 (с полными балластными цистернами) т; 82x19,5x7,9 м; 3 (из них 2 — корма, 1 — нос)ДЭУ, 12000 л.с., 16 уз., 1370 т соляра, 50000(11)миль. Эк. 316 чел. 2х2 — 127-мм/38, 4 х 3 — 40-мм/56,6 х 1 — 20-мм/70,1 РБУ "Хеджехог", 2 БС, 6 БМБ, 1 гидросамолет.

 

Числящиеся большими куттерами, корабли типа "Wind" представляли из себя ледоколы с вооружением, аналогичным стоящему на куттерах типа "Owasco". В отличие от последних, их постройка имела гораздо более высокий приори­тет, поскольку корабли предполагалось использовать как для снабжения аме­риканских баз в Гренландии, так и для проводки Арктических конвоев.

Проектом предусматривался носовой винт для улучшения маневренности и размытия льда, однако он показал свою непрактичность и был снят.

Все пять ледоколов вошли в строй в 1944 — 1945 гг. "Northwind", "Southwind" и "Westwind" в 1945 г. переданы СССР по ленд-лизу и переименованы в "Северный Ветер", "Адмирал Макаров" и "Северный Полюс" соответственно.

 

Большие куттеры типа "Treasury" — 7 единиц

59.jpg

 

WPG-31 "Bibb" (CNY, 14.1.1937 — искл. в 1985), WPG-32 "Campbell" (FNY, 3.1.1936 — искл. в 1983), WPG-33 "Duane" (FNY, 3.6.1936 — искл. в 1985), WPG-34 "Alexander Hamilton" (NYNY, 6.1.1937 — погиб 30.1.1942), WPG-35 "Ingham" (FNY, 3.6.1936 — искл. в 1988), WPG-36 "Spencer" (NYNY, 6.1.1937 — искл. в 1980) и WPG-37 "Taney" (FNY, 3.6.1936 — искл. в 1937).

 

2216/2660 т; 93,9(вл)/99,7х12,5x3,8 м; 2 ТЗА, 2 ПК, 6200 л.с., 19 уз., 561 т нефти, 9500 (11) миль. Эк. 123 чел. 3x1 — 127-мм/51, 3x1— 76-мм/50, 2 БС, 2 — 4 БМБ.

 

После введения в строй десяти больших куттеров типа "Lake" в линии раз­вития кораблей этого класса произошел перерыв продолжительностью несколь­ко лет, вызванный направлением финансирования на постройку большой се­рии куттеров умеренного размера (так называемого 165-футового типа). Толь­ко в 1934 г. были подготовлены требования к следующей серии больших куттеров, в соответствии с которыми скорость хода повышалась до 20 уз. и предусматривалась возможность несения на борту легкого гидросамолета.

Первоначальный проект представлял собой все тот же "Lake", корпус которого был удлинен до 316 футов. Дальнейшего развития он не получил—дело г в том, что в это же время ВМФ подготовил гораздо более удачный проект КЛ типа "Erie", созданный по очень близкому техническому заданию. После внесе­ния необходимых изменений, продиктованных спецификой службы кораблей Бе­реговой охраны, "флотский" проект трансформировался в тип "Treasury" — наи­более удачные корабли Береговой охраны периода Второй мировой войны.

Происхождение проекта предопределили существенные отличия новых кораблей от остальных куттеров. Корпус выполнялся не по поперечной, а по продольной системе набора. На смену традиционной одновальной турбо-электрической пришла двухвальная ЭУ с ТЗА. При этом корпус по­лучил подкрепления для плавания в битом льду.

Первоначально планировалось построить десять кораблей этого типа, но по финансовым соображениям последние три перезаказали по более деше­вому типу "Owasco". Семь кораблей вступили в строй в 1936 — 1937 гг.

В 1941 г. первоначальный состав вооружения (2x1 127-мм/51 орудия, 2x1 57-мм и 1 х 1 37-мм пушки и 1 гидросамолет) был изменен: гидросамолет сняли, число 127-мм орудий довели до трех, сняли 57-мм и 37-мм пушки, заменив их тремя — четырьмя 76-мм/50 зенитками. Помимо артиллерии, на всех куттерах смонтировали противолодочное вооружение: ГАС, 2 БС и 1 БМБ "Y".

В годы войны состав артвооружения постоянно менялся: в 1942 г. на разных ко­раблях оно насчитывало от одного до трех 127-мм/51 орудий и до четырех 76-мм зениток. Число 20-мм "эрликонов" колебалось от двух до шести. Неудачные БМБ "Y" были заменены на БМБ (от двух до шести на корабль) и РБУ "Хеджехог". В 1943 г. "Taney" перевооружили на четыре универсальные 127-мм/38 установки. В 1944 г. все шесть сохранившихся кораблей переоборудовали в штабные корабли амфибий­ных сил. При этом на них значительно усилено зенитное вооружение: 2x1 127-мм/38 орудия, 3x2 40-мм/56) и 4 — 8 20-мм автоматов. Исключение составлял "Duane", на котором вместо 127-мм орудий стояли дополнительные 2x4 "бофорса".

"Alexander Hamilton" 29.1.1942 торпедирован герм. ПЛ U-132, на следующий день потоплен кораблями эскорта в 17 милях от Рекьявика (Исландия).

 

Большие куттеры типа "Haida" (240-футовые) — 4 единицы

 

WPG-45 "Haida" (UC, 26.10.1921 — искл. в 1948), WPG-46 "Modoc" (UC, 1.1.1922 — искл. в 1948), WPG-47 "Mojave" (UC, 12.12.1921 — искл. в 1948) и WPG-48 "Tampa" (UC, 15.9.1921 — искл. в 1948).

 

1780/1955 т; 73,2x11,9x5,4 м; 1 ДЭУ, 2 ПК, 15 уз., 3500 миль. Эк. 122 чел. 2 х 1 — 76-мм/50.

 

Первые куттеры с дизель-электрической передачей. Вошли в строй в 1922 — 1923 гг. Послужили прообразом для 10 куттеров типа "Lake" постройки 1927 — 1931 гг. и переданных в 1941 г. Англии по ленд-лизу.

Куттеры типа "Haida" во время войны довооружены: к 76-мм добавлены еще 2 127-мм/51 орудия, 4 20-мм автомата, 2 БС, 4 БМБ и 2 РБУ "Маустрап".

 

Большой куттер "Northland" — 1 единица

 

WPG-49 "Northland" (NN, 5.2.1927 — искл. в 1948)

 

Полное — 2150 т; 61 (вл)/66х11,9x4,2 м; 1 ДЭУ, 1000 л.с., 11,5 уз. Эк. 107 чел. 2x1 — 57-мм, 1 гидросамолет.

 

Предназначался для несения службы в арктических водах. Корпус имел ле­довые подкрепления. "Northland" стал одним из первых американских цельно­сварных кораблей. Вошел в строй в 1927 г.

В начале войны перевооружен: 57-мм орудия заменены двумя 76-мм/50. Впо­следствии к ним прибавились еще четыре 20-мм автомата, кроме того, корабль оснастили ГАС, двумя БС и двумя БМБ.

 

Куттеры

 

Тип "Algonquin" (165-футовые) — 6 единиц. Спущены на воду в 1932 — 1934 гг., вошли в строй в 1932 — 1935 гг.

WPG-75 "Algonquin", WPG-76 "Comanche", WPG-77 "Escanaba", WPG-78 "Mohawk", WPG-79 "Onondaga" и WPG-80 "Tahoma".

Полное — 1005 т; 45,7(вл)/50,3x11x3,7 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 1500 л.с., 12,5 уз., 156 т нефти, 3300 (10) миль. Эк. 61 чел. 2x1— 76-мм/50.

Развитие типа "Tallapoosa". Имели подкрепление корпуса для плавания в битом льду. Во время войны довооружены: добавлены 2 — 3 20-мм автомата, 2 БС, 4 БМБ и 2 РБУ "Маустрап" (последний на всех, кроме WPG-79 "Onondaga").

"Escanaba" затонул у побережья Гренландии 13.6.1943 в результате внут­реннего взрыва.

 

Тип "Tallapoosa"— 1 единица. Спущен на воду и вошел в строй в 1915 г.

WPG-52 "Tallapoosa".

964 т; 50,5x9,8x3,6 м; 1 ПМУ, 2 ПК, 1000 л.с., 12 уз., 3500 миль. Эк. 122 чел. 1 х 1 — 102-мм/50, 2x1 — 57-мм, 2 пул.

В годы Второй мировой войны перевооружен: 2x1 76-мм/50, 2x1 20-мм, 2 РБУ "Маустрап", 2 БС и 4 БМБ.

 

Тип "Argo" (165-футовые) — 17 единиц. Спущены на воду и вошли в строй в 1931 — 1934гг.

WPC-100 "Argo", WPC-101 "Ariadne", WPC-102 "Atlanta ", WPC-103 "Aurora", WPC-104 "Calypso", WPC-105 "Cyane", WPC-106 "Daphne", WPC-107 "Dione", WPC-108 "Galatea", WPC-109 "Hermes", WPC-110 "Icarus", WPC-111 "Nemesis", WPC-112 "Nike", WPC-113 "Pandora", WPC-114 "Perseus", WPC-115 "Thetis" и WPC-116 "Triton".

334/370 т; 49(вл)/50,3х7,2х2,3 м; 2 диз., 1340 л.с., 16 уз., 1600 (13) миль. Эк. 50 чел. 1х1 — 76-мм/23.

Куттеры Береговой охраны 165-футового типа были созданы во времена "су­хого закона" и предназначались в основном для перехвата судов, перевозя­щих контрабандное спиртное. Всего построено 18 единиц, один был переобо­рудован в президентскую яхту "Mayflower".

В годы войны прошли перевооружение — 76-мм/23 орудие заменили на два 76-мм/50, которые дополнили 2 20-мм автомата, 2 БС, 2 БМ и РБУ "Маустрап".

 

Тип "Active" (125-футовые) — 33 единицы. Спущены на воду в 1926 — 1927 гг.: вошли в строй в 1927 г.

WPC-125 "Active", WPC-126 "Agassiz", WPC-127 "Alert", WPC-128 "Antietam", WPC-129 "Bonham", WPC-130 "Boutwell", WPC-131 "Cahoone", WPC-132 "Cartigan", WPC-133 "Colfax", WPC-134 "Crawford", WPC-135 "Diligence", WPC-136 "Dix", WPC-137 "Ewing", WPC-138 "Faunce", WPC-139 "Frederick Lee", WPC-140 "General Greene", WPC-141 "Harriet Lane", WPC-142 "Jackson", WPC-143 "Kimball", WPC-144 "Legare", WPC-145 "Marion", WPC-146 "McLane", WPC-147 "Morris", WPC-148 "Nemaha", WPC-149 "Pulaski", WPC-150 "Reliance", WPC-151 "Rush", WPC-152 "Tiger", WPC-153 "Travis", WPC-154 "Vigilant", WPC-155 "Woodbury", WPC-156 "Yeaton" и WPC-157 "Cayahoga".

220/289 т; 36,6(вл)/38,1х7,1х2,1 м; 2 диз., 600 л.с., 13,3 уз., 2500 (12) миль. Эк. 50 чел. 1 х 1 — 76-мм/23.

Куттеры этого типа предназначались для перехвата судов, перевозящих контрабандное спиртное. Для этой цели оказались малопригодны из-за не­высокой скорости.

В годы войны прошли довооружение: в дополнение к 76-мм/23 орудию на них установили два 20-мм/70 автомата, два БС и РБУ "Маустрап".

"Antietam" и "Jackson" погибли 14.9.1944 у мыса Гаттерас (вост. побере­жье США) во время шторма.