Предисловие
Появление в составе советского ВМФ тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) проекта 1143 «Киев» (шифр «Кречет») положило начало процессу становления отечественной палубной авиации. И хотя первоначальными планами предполагалось построить всего два корабля этого типа, в итоге построили четыре, причем последние два во многом отличались как от головного «Киева», так и между собой.
Создание этих сложных во всех отношениях боевых единиц занимало немало времени, что в условиях опережающего прогресса в области военно-морских вооружений достаточно быстро приводило к моральному старению радиоэлектронных средств, систем ПВО-ПРО и авиационного вооружения. Возникала насущная необходимость в модернизации радиоэлектронного оборудования, обеспечивавшего своевременное обнаружение скоростных самолетов и ракет потенциального противника. В ответ на развитие за рубежом средств нападения на советских боевых кораблях стало возрождаться бронирование, или, по нынешней терминологии, конструктивная защита. Все это и предопределило эволюцию советских авианесущих крейсеров и их основные отличия друг от друга. И если второй корабль, «Минск», еще повторял головной, то третий, «Новороссийск», сохраняя общее внешнее сходство, обводы корпуса и энергетическую установку, уже имел ряд конструктивных отличий и обладал преимуществом в радиоэлектронном вооружении. Логическим завершением серии кораблей проекта 1143 стал четвертый и самый совершенный из них — «Баку», оснащенный принципиально новым для отечественного флота радиоэлектронным комплексом программного кругового обзора «Марс-Пассат», ЗРК «Кинжал» с вертикальным стартом ракет, а также развитой системой конструктивной защиты.
Корабль |
Заводской номер |
Заложен |
Спущен |
Подписание приемного акта |
«Киев» |
С-101 |
21.7.1970 |
26.12.1972 |
28.12.1975 |
«Минск» |
С-102 |
28.12.1972 |
30.9.1975 |
27.9.1978 |
«Новороссийск» |
С-103 |
30.9.1975 |
26.12.1978 |
14.8.1982 |
«Баку» |
С-104 |
26.12.1978 |
31.3.1982 |
11.12.1987 |
Сравнительная таблица основных ТТХ кораблей проектов 1143, 11433 и 11434
|
«Минск» |
«Новороссийск» |
«Баку» |
ВООРУЖЕНИЕ |
|
|
|
Авиационное: |
|
|
|
общее количество ЛАК |
22 |
36 |
36 |
в том числе: |
|
|
|
штурмовики У/ВВП |
Як-38 |
Як-38 (Як-38М) |
Як-38 (Як-38М) |
вертолеты |
Ка-25ПЛ |
Ка-27 |
Ка-27 |
|
|
Ка-252ПС |
Ка-252ПС |
Ракетное: |
|
|
|
ударное |
4x2 ПУ ПКРК «Базальт» |
4x2 ПУ ПКРК «Базальт» |
6x2 ПУПКРК «Базальт» |
зенитное |
2x2 ПУ УЗРК «Шторм» 2x2 ПУ ЗРК «Оса-М» |
2x2 ПУ УЗРК «Шторм» — |
4 ЗРК СО «Кинжал» — |
Артиллерийское : |
2х2-76-мм АК-726 8х6-30-мм АК-630М |
2х2-76-мм АК-726 8х6-30-мм АК-630М |
2х1-100-мм АК-100 8х6-30-мм АК-630М |
Противолодочное : |
|
|
|
ракетное |
2х2ПУ РПК «Вихрь» |
2х2ПУ РПК «Вихрь» |
— |
торпедное |
2х5-533-мм ТА |
— |
— |
бомбовое |
2x12 РБУ-6000 |
2x12 РБУ-6000 |
2х12РБУ-12000 |
КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ |
|
|
|
Длина наибольшая, м |
273,0 |
273,1 |
273,08 |
Длина по КВЛ, м |
236,0 |
235,8 |
242,86 |
Ширина наибольшая, м |
49,2 |
51,3 |
52,9 |
Ширина по КВЛ, м |
31,0 |
31,0 |
31,0 |
Высота борта, м: |
|
|
|
в носу |
24,9 |
24,9 |
24,96 |
на миделе |
21,6 |
21,6 |
21,63 |
в корме |
21,6 |
21,6 |
21,61 |
Наибольшая габаритная высота, м |
61,6 |
61,6 |
60,30 |
Осадка средняя, м: |
|
|
|
при нормальном водоизмещении |
8,02 |
8,4 |
8,47 |
при полном водоизмещении |
8,94 |
9,3 |
9,42 |
максимальная |
11,04 |
11,5 |
11,52 |
Водоизмещение, т: |
|
|
|
стандартное |
30535 |
31 900 |
33440 |
нормальное |
36300 |
37800 |
38970 |
полное |
41 380 |
43220 |
44490 |
наибольшее |
42225 |
43710 |
45390 |
Скорость хода, уз.: |
|
|
|
экономического |
14,2 |
14,2 |
14,05 |
боевого экономического |
18,6 |
18,2 |
18,32 |
полного |
30,49 |
30,4 |
29,0 |
максимального |
32,5 |
32,5 |
32,5 |
Дальность плавания, миль (уз.) |
8590(18) |
7 160(18) |
7590(18) |
Автономность, суток* |
30 |
30 |
30 |
Экипаж , чел. |
1 435** |
1 607*** |
1615**** |
Авиагруппа, чел. |
430 |
430 |
430 |
*по запасам провизии;
**со штабом — 1483 чел.;
***со штабом — 1659 чел.;
****со штабом — 1665 чел.