Предисловие

 

Появление в составе советского ВМФ тяжелого авианесущего крейсера (ТАКР) проекта 1143 «Киев» (шифр «Кре­чет») положило начало процессу станов­ления отечественной палубной авиации. И хотя первоначальными планами пред­полагалось построить всего два кораб­ля этого типа, в итоге построили четы­ре, причем последние два во многом от­личались как от головного «Киева», так и между собой.

Создание этих сложных во всех отно­шениях боевых единиц занимало нема­ло времени, что в условиях опережаю­щего прогресса в области военно-мор­ских вооружений достаточно быстро при­водило к моральному старению радио­электронных средств, систем ПВО-ПРО и авиационного вооружения. Возникала насущная необходимость в модерниза­ции радиоэлектронного оборудования, обеспечивавшего своевременное обна­ружение скоростных самолетов и ракет потенциального противника. В ответ на развитие за рубежом средств нападения на советских боевых кораблях стало воз­рождаться бронирование, или, по ны­нешней терминологии, конструктивная защита. Все это и предопределило эво­люцию советских авианесущих крейсе­ров и их основные отличия друг от дру­га. И если второй корабль, «Минск», еще повторял головной, то третий, «Новорос­сийск», сохраняя общее внешнее сход­ство, обводы корпуса и энергетическую установку, уже имел ряд конструктивных отличий и обладал преимуществом в радиоэлектронном вооружении. Логичес­ким завершением серии кораблей про­екта 1143 стал четвертый и самый совер­шенный из них — «Баку», оснащенный принципиально новым для отечествен­ного флота радиоэлектронным комплек­сом программного кругового обзора «Марс-Пассат», ЗРК «Кинжал» с верти­кальным стартом ракет, а также разви­той системой конструктивной защиты.

 

Корабль

Заводской номер

Заложен

Спущен

Подписание приемного акта

«Киев»

С-101

21.7.1970

26.12.1972

28.12.1975

«Минск»

С-102

28.12.1972

30.9.1975

27.9.1978

«Новороссийск»

С-103

30.9.1975

26.12.1978

14.8.1982

«Баку»

С-104

26.12.1978

31.3.1982

11.12.1987

 

Сравнительная таблица основных ТТХ кораблей проектов 1143, 11433 и 11434

 

«Минск»

«Новороссийск»

«Баку»

ВООРУЖЕНИЕ

 

 

 

Авиационное:

 

 

 

общее количество ЛАК

22

36

36

в том числе:

 

 

 

штурмовики У/ВВП

Як-38

Як-38 (Як-38М)

Як-38 (Як-38М)

вертолеты

Ка-25ПЛ

Ка-27

Ка-27

 

 

Ка-252ПС

Ка-252ПС

Ракетное:

 

 

 

ударное

4x2 ПУ ПКРК «Базальт»

4x2 ПУ ПКРК «Базальт»

6x2 ПУПКРК «Базальт»

зенитное

2x2 ПУ УЗРК «Шторм»

2x2 ПУ ЗРК «Оса-М»

2x2 ПУ УЗРК «Шторм»

4 ЗРК СО «Кинжал»

Артиллерийское :

2х2-76-мм АК-726

8х6-30-мм АК-630М

2х2-76-мм АК-726

8х6-30-мм АК-630М

2х1-100-мм АК-100

8х6-30-мм АК-630М

Противолодочное :

 

 

 

ракетное

2х2ПУ РПК «Вихрь»

2х2ПУ РПК

«Вихрь»

торпедное

2х5-533-мм ТА

бомбовое

2x12 РБУ-6000

2x12 РБУ-6000

2х12РБУ-12000

КОРАБЛЕСТРОИТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

 

 

 

Длина наибольшая, м

273,0

273,1

273,08

Длина по КВЛ, м

236,0

235,8

242,86

Ширина наибольшая, м

49,2

51,3

52,9

Ширина по КВЛ, м

31,0

31,0

31,0

Высота борта, м:

 

 

 

в носу

24,9

24,9

24,96

на миделе

21,6

21,6

21,63

в корме

21,6

21,6

21,61

Наибольшая габаритная высота, м

61,6

61,6

60,30

Осадка средняя, м:

 

 

 

при нормальном водоизмещении

8,02

8,4

8,47

при полном водоизмещении

8,94

9,3

9,42

максимальная

11,04

11,5

11,52

Водоизмещение, т:

 

 

 

стандартное

30535

31 900

33440

нормальное

36300

37800

38970

полное

41 380

43220

44490

наибольшее

42225

43710

45390

Скорость хода, уз.:

 

 

 

экономического

14,2

14,2

14,05

боевого экономического

18,6

18,2

18,32

полного

30,49

30,4

29,0

максимального

32,5

32,5

32,5

Дальность плавания, миль (уз.)

8590(18)

7 160(18)

7590(18)

Автономность, суток*

30

30

30

Экипаж , чел.

1 435**

1 607***

1615****

Авиагруппа, чел.

430

430

430

*по запасам провизии;

**со штабом — 1483 чел.;

***со штабом — 1659 чел.;

****со штабом — 1665 чел.