ТАКР «Минск»
Второй корабль (или, как говорят кораблестроители, второй «корпус») проекта 1143, противолодочный крейсер «Минск», был зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 28 марта и заложен на стапеле через семь месяцев — 28 декабря 1972 года (заводской номер С-102). При его постройке учли практический опыт строительства «Киева» — в частности, отменили действовавшие ограничения главного конструктора проекта по спусковому весу, и, в отличие от головного, «Минск» при спуске на воду, состоявшемся 30 сентября 1975 года, имел почти полностью смонтированную по высоте надстройку. 28 июня 1977-го его переклассифицировали в тяжелый авианесущий крейсер (ТАКР).
По завершении достройки, с октября 1977-го по 18 февраля 1978 года были проведены швартовные испытания «Минска», а 19-го числа на ТАКР впервые подняли флаг ВМФ СССР (как и на «Киеве», еще до первого выхода в море). 21 февраля «Минск» (бортовой номер 015) ушел в Севастополь, где через три дня начались заводские ходовые испытания, с перерывом с 3 по 17 марта на постановку в док Севморзавода для очистки и окраски подводной части, а также юстировки некоторых приборов. 5 мая корабль (ответственный сдатчик И.И. Винник, командир — капитан 1-го ранга В.А. Гокинаев) предъявили к государственным испытаниям.
26 мая «Минск» (бортовой номер 130) вблизи Севастополя отрабатывал с новым кораблем комплексного снабжения (ККС) «Березина» (проект 1883) передачу грузов на ходу с помощью устройств траверзной передачи грузов «Струна-1В-2,5», «Струна-2В-400» и аппаратуры контроля взаимного положения кораблей «Мост». «Березина» была первым специализированным ККС отечественной постройки и также впервые проходила испытания. С нее на «Минск» в режиме канатной дороги трижды передавались незагруженная тележка, контейнер с грузом 1000 кг и без груза, а также тележка с 1000-кг торпедой АТ1М. Правда, испытания в режиме трехканатной дороги осуществить не удалось — требовалась подгонка по месту наконечника несущего каната по правому борту крейсера. Система «Струна 2В-400» проверялась фактической перекачкой на ТАКР 10 т дизельного топлива и 5 т пресной воды. Взаимное положение кораблей на ходу при совместном плавании определялось с помощью аппаратуры «Мост».
Государственные испытания «Минска» проводились в один этап, со стрельбами всеми видами оружия, включая бросковые пуски макетов крылатых ракет главного ударного комплекса (в отличие от других кораблей серии, второй «кречет» на Север не ходил).
Ударный комплекс выполнил четыре стрельбы, достигнув прямых попаданий по дрейфующей мишени проекта 1784 (комиссией были отмечены случаи отсутствия радиогерметичности ПУ). УЗРК «Шторм-М» выполнил восемь пусков ракет В-611 по парашютной мишени М-6, большому корабельному щиту (БКЩ) и управляемой мишени Ла-17М, а ЗРК ближнего действия «Оса-М» — пять стрельб по малому корабельному щиту (МКЩ) и парашютной мишени М-6 (на дальности от 5 до 7,32 км). Все стрельбы были зачтены как успешные. Артиллерийские комплексы АК-726 и АК630М испытывались реальной стрельбой по МКЩ, мишени РМ-15 и имитированной воздушной цели.
Противолодочный комплекс РПК-1 испытывался пусками двух ракет на дальность до 18 км, торпедные аппараты — отстрелом двух практических торпед СЭТ-65 (по одной с каждого борта), а РБУ-6000 — отстрелом 12 реактивных глубинных бомб РГБ-60 (по шесть на каждую установку) на предельных углах наведения, с использованием данных системы «Спрут-1143» — по идущей на корабль практической торпеде 53-56. Все стрельбы также были зачтены.
Самолеты Як-38 выполнили 120 полетов, вертолеты Ка-25 — 41.
Режим противоатомной защиты (ПАЗ) проверялся на полном ходу в течение трех часов, с полной герметизацией всех помещений и работой системы УСВЗ при температуре наружного воздуха 23 — 25° (при этом отмечалось повышение температуры в ряде помещений).
Госиспытания продолжались до 25 августа, затем с 5 —16 сентября ТАКР прошел докование на Севморзаводе, а 20-го испытания возобновили. По воспоминаниям очевидцев, в один из осенних дней на палубу находившегося в море крейсера сел отставший от стаи молодой журавль, облюбовавший себе место на спонсоне. Он спокойно реагировал на ревущие двигатели самолетов и внимание многочисленных желающих посмотреть на необычного гостя. Отдохнув, утром журавль улетел также неожиданно, как и появился. А моряки сочли его появление добрым знаком — мол, теперь все беды обойдут «Минск» стороной.
27 сентября, после ревизии, был подписан приемный акт. Правда, оставалось семь головных образцов систем, еще не принятых на вооружение ВМФ СССР: станция радиоэлектронной разведки и противодействия «Кольцо», навигационный комплекс «Салгир» и др. Все они считались находящимися в опытной эксплуатации и принимались уже в процессе службы крейсера.
«Минск» строился 5 лет, 9 месяцев и 2 дня. Он практически полностью повторял головной корабль проекта, кроме некоторых деталей. Так, 30-мм автоматы на нем были типа АК-630М, на «Киеве» — АК-630. Другое важное отличие заключалось в том, что в период ревизии на крейсере провели доработку, обеспечив возможность размещения в ангаре до 36 самолетов и вертолетов с раскреплением (хотя фактически в ангаре находились 22 ЛАК).
С сентября 1978 года ТАКР «Минск» временно находился в составе 30-й дивизии противолодочных кораблей КЧФ, а 13 января 1979-го был зачислен в состав 175-й БРК ТОФ и начал подготовку к переходу на Тихий океан.