ТАКР проекта 11433 «Новороссийск»

 

История появления третьего советско­го авианосного крейсера (Любопытно, что даже в официальных документах МСП и ВМФ расшифровывают аббревиатуру ТАКР по-раз­ному: конструкторы и кораблестроители называют крей­сера авианесущими, а моряки — авианосными) не совсем обычна. Поначалу его строительство во­обще не предусматривалось. Более того, параллельно с разработкой проекта ПКР 1143 в СССР проводились исследования по созданию классических авианосцев с самолетами катапультного старта и по­садки на аэрофинишеры (НИР «Ордер»). Но с назначением в 1976 году на пост министра обороны Д.Ф. Устинова, извест­ного сторонника самолетов вертикаль­ного взлета и посадки (СВВП), основные усилия по-прежнему было решено напра­вить «на дальнейшее совершенствование кораблей — носителей СВВП». По­становлением ЦК КПСС и Совета Мини­стров СССР от 1 февраля 1977 года была утверждена постройка третьего (срок сда­чи—1979 г.), а также четвертого ПКР (срок сдачи —1982 г.) с некоторыми из­менениями (увеличение численности ЛАК до 30, отказ от торпедного вооружения) и максимальным использованием докумен­тации головного корабля (проект 1143М).

При разработке сокращенного техпроекта 1143М предполагалось, что на треть­ем ПКР уже будут базироваться перс­пективные СВВП Як-38П (истребители), заменена гидроакустика и, впервые в оте­чественном флоте, будет предусмотрено размещение на борту десанта в упрощен­ных условиях (сроком на 10 —15 суток), а также возможность приема на ВПП и временное базирование на верхней па­лубе тяжелых транспортных вертолетов.

Корабль планировалось назвать «Баку», согласно традиции давать авиа­несущим кораблям названия, унаследо­ванные от лидеров эсминцев — в честь столиц союзных республик. Но по пред­ложению Министра обороны СССР А.А.Гречко крейсер получил наименование «Новороссийск». 24 июня 1975 года его зачислили в списки кораблей ВМФ СССР. В данном случае официально не было никакой преемственности в названии крейсера с черноморским линкором «Но­вороссийск» (бывшим «Джулио Чезаре»). Судя по всему, Главное политуправление и прочие «инстанции» руководствовались географической «привязкой» имени ко­рабля к «Малой земле» — названию ши­роко распропагандированной в те годы книги тогдашнего генсека ЦК КПСС.

Сокращенный техпроект 1143М (глав­ный конструктор — А.В.Маринич) был разработан в январе и утвержден ВМФ и МСП в июле 1975 года. 30 сентября состоялась закладка корабля (С-103) на стапеле «О» ЧСЗ.

На крейсере предусматривалось бази­рование 28 СВВП Як-36М (Як-38) и/или вертолетов Ка-252ПЛ и двух спасатель­ных вертолетов Ка-252ПС. ГАС «Орион» заменялась на автоматизированный гид­роакустический комплекс (АГАК) «Поли­ном», а торпедное вооружение упраздня­лось. За счет уменьшения зазоров меж­ду летательными аппаратами в ангаре их число было увеличено до 24-х. Еще шесть машин находились на технической пози­ции полетной палубы (правый борт), об­ходной мостик в районе правого борта выполнялся на 1,2 м ниже по высоте, чем на ТАКР проекта 1143. При необходимо­сти в ангаре с некоторыми ограничения­ми размещались все 30 ЛАК.

С учетом замены гидроакустики и упразднения торпедного вооружения ко­рабль оснащался новой системой управ­ления противолодочным оружием «Пур­га». Навигационный комплекс «Салгир» заменялся на более современный, мо­дернизированный образец — «Салгир-V». Кроме того, проектом предусматрива­лась возможность установки на борту,

уже при постройке корабля, резервной РЛС общего обнаружения и целеуказания «Топаз-IV» (по завершении ее испытаний и отработки на БРК «Бедовый»). Объе­мы помещений на 5-й палубе, получен­ные в результате отказа от торпедного во­оружения, использовали для оборудова­ния дополнительных трехъярусных куб­риков личного состава и десанта на 90 человек с вооружением и запасами.

Корабль оснащался БИУС «Аллея-2К» (сбор, обработка, хранение и отобра­жение информации в рамках обеспече­ния флагманских функций соединения в составе девяти надводных кораблей), а также опытным образцом радиолокаци­онного комплекса «Подкат» —для обна­ружения малоразмерных целей типа «крылатая ракета» с малой ЭПР, следу­ющих на малых высотах (до 100 м) на дальности до 33,7 км (с возможностью автоматического сопровождения целей, определения параметров движения, вы­работки и выдачи данных целеуказания на 15 средств ПВО самого ТАКР и кораб­лей соединения). Это должно было по­высить возможности ПВО-ПРО крейсе­ра в новых условиях. Наконец прежние активные успокоители качки 89-1 заме­нялись на более совершенные 89-3 с увеличенной площадью бортовых рулей.

Еще одним отличием «Новороссийска» стала форма передней кромки так называ­емого малого спонсона, расположенного в нос от угловой палубы — на ней отсутство­вал характерный для «Киева» и «Минска» двойной уступ, вызывавший сильное забрызгивание и образование вихревых воз­душных потоков над полетной палубой. На верхней палубе корабля установили (прав­да, уже в Севастополе) выравнивающие устройства (ВУ) — три вертикальных экра­на для спрямления воздушных потоков.

Комплексы радиоэлектронного, артил­лерийского и ракетного вооружения, а также ГЭУ поначалу предполагалось со­хранить такими же, что и в проекте 1143. Однако уже в ходе постройки корабля решили внести ряд усовершенствований. Так, в связи с принятием на вооружение ВМС США летом 1977 года новой мало­высотной противокорабельной ракеты «Гарпун», Невское ПКБ по поручению руководства МСП и командования ВМФ срочно подготовило предложения по мо­дернизации кораблей проектов 1143 и 1143М с целью повышения их боевой ус­тойчивости. Выяснилось, что для успеш­ного решения поставленной задачи тре­буется прежде всего увеличение глуби­ны зоны ПВО корабельных соединений с усилением корабельного зенитного и ра­диоэлектронного вооружения. Возмож­ные объемы работ на третьем и четвер­том «кречетах», с учетом времени на соз­дание новых образцов вооружения и сроков сдачи самих кораблей, обсужда­лись на специальном совещании у Глав­кома ВМФ. Для усиления ПВО третьего ТАКР его предполагалось оснастить дву­мя строенными модулями новейшего ЗРК «Кинжал» (взамен ЗРК БД «Оса-М») и ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик» (вместо АК-630М), а также РЛК «Подкат» (вместо РЛС «Топаз-IV»). Тре­бовалось доработать и радиоэлектрон­ное вооружение, и средства связи кораб­ля — главным образом, из-за изменения состава его авиационного и ракетно-артиллерийского вооружения. Объемы для реализации этих мер получили за счет исключения погреба запасных ПКР «Ба­зальт». С учетом корректировки техпроекта по принятым изменениям спуск «Но­вороссийска» переносился на 1978 год.

Но изменения проекта коснулись не только систем ПВО. Попутно было при­нято решение обеспечить на корабле ба­зирование уже 36 летательных аппара­тов (Состав авиагруппы ТАКР, согласно заводской докумен­тации, предусматривал возможность базирования на борту 36 ЛАК. Основной вариант включал 16 Як-38, 18 противолодочных Ка-27 и два спасательных Ка-252ПС. При этом оговаривались два альтернативных вариан­та: первый — авиагруппа из 34 Ка-27 и двух Ка-252ПС; второй —14 Як-38, два учебных Як-38У, два Ка-25Ц (целеуказание), 16 Ка-27 и два Ка-252ПС. — Прим, ав­тора.), в том числе разрабатываемых палубных истребителей вертикального взлета и посадки Як-41, штурмовиков Як-38 и вертолетов Ка-252 трех модифика­ций (ПЛО, ПС и РЛД), а также оборудо­вать на ВПП три газоотводных устройства (ГОУ) — для защиты покрытия полетной палубы от раскаленных до 1200° струй газов при вертикальном старте Як-41.

Кроме того, требовалось увеличить на 50% запасы авиатоплива. Шахты ГОУ, закрытые в верхней части жаропрочны­ми газодинамическими решетками, пре­дусматривались под стартовыми позици­ями № 3, 4 и 5, имели переменный диа­метр 3 — 5 м и проходили от полетной палубы вниз и далее под угловую палу­бу (спонсон) за борт. Имелись сложнос­ти с выработкой конструктивного реше­ния и выбором материала для этих ре­шеток, а также термостойкого покрытия полетной палубы. Эти переделки повлек­ли за собой перенос срока сдачи кораб­ля с 1979-го на 1982 год.

За исключением ряда отличий по со­ставу и размещению антенных постов РЛС и средств РЭБ, внешний вид ТАКР проекта 1143М изменился незначитель­но, хотя перепланировка общего распо­ложения была весьма существенной и охватывала порядка 1000 (до 40% обще­го числа) помещений, в которых по ре­зультатам повторной корректировки про­екта предстояло провести «по живому» демонтажные и монтажные работы.

Техпроект 11433 (первоначально 1143.3; главный конструктор В.Ф. Аникиев) был разработан в декабре 1977 года и утвержден в мае 1978-го, когда фор­мирование корпуса «Новороссийска» на стапеле уже завершалось — смонтиро­вали даже все шахты ГОУ, закрыв их ре­шетками. 26 декабря 1978 года ТАКР был торжественно спущен на воду и постав­лен на достройку.

Тем временем, отношение к ГОУ про­должало оставаться неоднозначным. Проведенные в Жуковском эксперимен­ты не давали оснований для особого оп­тимизма по поводу их применения. В кон­це концов, согласно совместному реше­нию МАП, МСП, ВМФ и ВВС СССР от 10 октября 1979 года, шахты и решетки ГОУ, «как не оправдавшие своего назначения по результатам испытаний», были де­монтированы, а помещения, через кото­рые они проходили, восстановлены по первоначальному проекту, что также по­влекло массу дополнительных переде­лок.

Но на этом проблемы не закончились. Из-за отставания по срокам разработки и изготовления головных образцов, пре­дусмотренных проектом ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кортик», «Новороссийск» этого оружия не получил. Вместо него смон­тировали проверенные 30-мм автоматы АК-630М, при этом к штатным для его предшественников ЗРК «Оса-М» реши­ли не возвращаться — в итоге корабль остался вообще без систем ПВО ближ­ней дальности!

Вследствие проблем с созданием но­вых самолетов авиагруппу третьего ТАКР пришлось комплектовать из Як-38 (поз­же заменены на Як-38М). Отчасти это компенсировалось наличием более со­вершенных вертолетов второго поколе­ния— Ка-27. Кроме того, на «Новорос­сийске» могли базироваться перспектив­ные ЛАК и вертолеты массой до 15 т, приниматься на палубу (без размещения в ангаре) для оперативной доставки гру­зов или десанта вертолеты Ми-8, Ми-14 и даже Ми-6 массой до 37 т. Также име­лась возможность запуска двигателей от корабельной системы электроснабже­ния. Полный запас авиатоплива состав­лял 1500 т, наибольший —до 1650 т.

Швартовные испытания ТАКР «Ново­российск» (бортовой номер 137) проходи­ли с 1 сентября по 27 декабря 1981 года. 24 ноября состоялось заселение экипажа, сформированного на базе 7-й ОПЭСК в Североморске. 5 января 1982 года корабль

ушел в Севастополь, где до 25-го числа проходил докование для очистки и окрас­ки подводной части и юстировки оборудо­вания. С 29 января по 12 апреля «Ново­российск» успешно прошел заводские хо­довые испытания (главный ответственный сдатчик Г.И.Журенко, командир — капитан 1 ранга Б.П. Черных). В самом начале ис­пытаний на корабле вышел из строя турбонаддувочный агрегат ТНА-3 одного из главных котлов, что ставило под угрозу срыва своевременную сдачу крейсера. Обычно замена этого агрегата требует нескольких месяцев, но в данном случае заводчане уложились в несколько дней. Аварийный ТНА через временные выре­зы переместили в ангар, а оттуда — на верхнюю палубу. Уникальная операция завершилась, когда с находившегося в достройке ТАКР «Баку» в обратном поряд­ке был доставлен аналогичный ТНА-3.

Госиспытания «Новороссийска» прохо­дили на полигонах боевой подготовки ЧФ с 12 апреля по 28 мая, с перерывом для участия в параде кораблей, посвященном Дню Победы. 12 мая ТАКР вышел на по­лигон — испытывался стрельбой одиноч­ной ракетой и двухракетным залпом удар­ный комплекс «Базальт-11433» (ПУ № 1,2 и 6). В обоих случаях мишени — БКЩ (69x13 м) и мишень пр. 1784 были пора­жены прямыми попаданиями на дально­сти 88 км. Комиссия отметила случаи по­вреждений легких конструкций на палу­бе корабля из-за воздействия факелов стартовых ускорителей ракет.

Арткомплексы АК-726 и АК-630М были испытаны стрельбой по МКЩ, мишени РМ-15, макетам плавающих мин и ими­тированной воздушной цели, а установ­ки РБУ-6000 — на предельных углах на­ведения по идущей на корабль практи­ческой торпеде 53-56. Успешно прошли испытания стрельбой и также были при­няты комиссией 140-мм комплекс поста­новки ложных целей ПК-2 и противоло­дочный комплекс РПК-1.

20 — 27 мая состоялись 11 стрельб УЗРК «Шторм» по парашютным мишеням М-6, морской цели (БКЩ) и радиоуправ­ляемой мишени Ла-17М. Правда, сразу в трех случаях были отмечены факты ухо­да с заданной траектории и падения в воду выпущенных из носовой ПУ ракет — как следствие общего конструктивного недо­статка. Комиссия рекомендовала увели­чить секторы стрельбы, особенно в режи­ме «низколетящая цель», для чего был увеличен угол старта ЗУР в вертикальной плоскости. Повторная стрельба после вы­полнения этих работ была зачтена.

За время госиспытаний СВВП Як-38 и Як-38У выполнили с корабля 112, верто­леты Ка-27 — 108, Ка-25 — 51, Ми-6 — 10 и Ми-8 — 139 полетов, включая преду­смотренные для обеспечения испытаний. К сожалению, не обошлось без аварии — в апреле упал на палубу вертолет Ка-27, один матрос был убит обломком винта.

28 мая «Новороссийск» прибыл в Ни­колаев и был поставлен к набережной Большого ковша ЧСЗ на ревизию и окрас­ку. По заключению комиссии, программа госиспытаний была выполнена полнос­тью; в качестве дополнения лишь реко­мендовалось определить возможность взлета и посадки в ночных условиях груп­пы в составе четырех вертолетов при ско­рости воздушного потока до 20 м/с, бор­товой качке до 10° и килевой — до 3°.

Кроме того, комиссией не был принят АГАК «Полином» (его приемка ожидалась только в декабре 1982 года на головном атомном ракетном крейсере проекта 1144 «Киров» постройки Балтийского ССЗ). На корабле также не был установлен комплекс заводки на посадку летательных аппаратов «Привод-СВ» (позже от его установки на «Новороссийске» вообще отказались). Ко­миссия отметила, что при осадке корабля кормой менее 8,8 м подъемно-опускное устройство ПОУ-3 не обеспечивает надеж­ную выборку «буксируемого тела» (опуска­емой антенны) ГАС. Даже при отсутствии волнения на море эта операция требова­ла много времени. Также отмечалось, что на работе РЛС «Подкат» отрицательно ска­зываются такие факторы, как затенение зон видимости надстройками ТАКР, помехи вследствие переотражения сигналов и ис­кажение диаграмм направленности обеих расположенных на боковых стенках над­стройки антенн.

В числе менее значительных, но дос­таточно любопытных и курьезных заме­чаний были и такие, как, например, установка на бачках пресной воды запор­ных клапанов, из-за чего имелись слу­чаи заливания кают водой (во избежа­ние этого рекомендовалось в дальней­шем установить самозакрывающиеся клапаны — так, кстати, и было сделано на предыдущих кораблях).

12 августа было завершено устране­ние замечаний, а два дня спустя состоя­лось подписание приемного акта. С мо­мента закладки до сдачи корабля про­шло 6 лет, 10 месяцев и 14 дней.

15 августа 1982 года на ТАКР «Ново­российск» торжественно подняли Воен­но-морской флаг, и корабль перешел в Севастополь. 24 ноября ТАКР был зачис­лен в состав ТОФ и начал подготовку к переходу на Тихий океан (с предвари­тельным заходом в Североморск для участия в торжествах по случаю 50-ле­тия Северного флота). В один из осен­них дней, во время стоянки у Угольной стенки, на.«Новороссийск» внезапно об­рушился сильный шквал — корабль уда­лось удержать на месте лишь благода­ря помощи подошедшего буксира. Позже выяснилось, что буксир повредил ти­тановый обтекатель ГАС «Полином», и ТАКР пришлось ставить в док для про­ведения ремонта. К 24 декабря экипаж сдал все курсовые задачи, и «Новорос­сийск» был зачислен в состав кораблей постоянной готовности.

Здесь важно отметить, что в период проведения испытаний крейсера нача­лась англо-аргентинская война, и ее пер­вые уроки подтвердили правоту специа­листов о необходимости усиления ПВО-ПРО кораблей. «Новороссийск» в этом отношении уступал даже «Киеву» и «Минску». Несмотря на возможность с помощью РЛС «Подкат» заблаговремен­но обнаруживать воздушные цели, осо­бенно атакующие крылатые ракеты, крейсер не имел огневых средств для их поражения — оставался лишь выход транслировать полученные данные на корабли охранения.