ТАКР проекта 11433 «Новороссийск»
История появления третьего советского авианосного крейсера (Любопытно, что даже в официальных документах МСП и ВМФ расшифровывают аббревиатуру ТАКР по-разному: конструкторы и кораблестроители называют крейсера авианесущими, а моряки — авианосными) не совсем обычна. Поначалу его строительство вообще не предусматривалось. Более того, параллельно с разработкой проекта ПКР 1143 в СССР проводились исследования по созданию классических авианосцев с самолетами катапультного старта и посадки на аэрофинишеры (НИР «Ордер»). Но с назначением в 1976 году на пост министра обороны Д.Ф. Устинова, известного сторонника самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП), основные усилия по-прежнему было решено направить «на дальнейшее совершенствование кораблей — носителей СВВП». Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 февраля 1977 года была утверждена постройка третьего (срок сдачи—1979 г.), а также четвертого ПКР (срок сдачи —1982 г.) с некоторыми изменениями (увеличение численности ЛАК до 30, отказ от торпедного вооружения) и максимальным использованием документации головного корабля (проект 1143М).
При разработке сокращенного техпроекта 1143М предполагалось, что на третьем ПКР уже будут базироваться перспективные СВВП Як-38П (истребители), заменена гидроакустика и, впервые в отечественном флоте, будет предусмотрено размещение на борту десанта в упрощенных условиях (сроком на 10 —15 суток), а также возможность приема на ВПП и временное базирование на верхней палубе тяжелых транспортных вертолетов.
Корабль планировалось назвать «Баку», согласно традиции давать авианесущим кораблям названия, унаследованные от лидеров эсминцев — в честь столиц союзных республик. Но по предложению Министра обороны СССР А.А.Гречко крейсер получил наименование «Новороссийск». 24 июня 1975 года его зачислили в списки кораблей ВМФ СССР. В данном случае официально не было никакой преемственности в названии крейсера с черноморским линкором «Новороссийск» (бывшим «Джулио Чезаре»). Судя по всему, Главное политуправление и прочие «инстанции» руководствовались географической «привязкой» имени корабля к «Малой земле» — названию широко распропагандированной в те годы книги тогдашнего генсека ЦК КПСС.
Сокращенный техпроект 1143М (главный конструктор — А.В.Маринич) был разработан в январе и утвержден ВМФ и МСП в июле 1975 года. 30 сентября состоялась закладка корабля (С-103) на стапеле «О» ЧСЗ.
На крейсере предусматривалось базирование 28 СВВП Як-36М (Як-38) и/или вертолетов Ка-252ПЛ и двух спасательных вертолетов Ка-252ПС. ГАС «Орион» заменялась на автоматизированный гидроакустический комплекс (АГАК) «Полином», а торпедное вооружение упразднялось. За счет уменьшения зазоров между летательными аппаратами в ангаре их число было увеличено до 24-х. Еще шесть машин находились на технической позиции полетной палубы (правый борт), обходной мостик в районе правого борта выполнялся на 1,2 м ниже по высоте, чем на ТАКР проекта 1143. При необходимости в ангаре с некоторыми ограничениями размещались все 30 ЛАК.
С учетом замены гидроакустики и упразднения торпедного вооружения корабль оснащался новой системой управления противолодочным оружием «Пурга». Навигационный комплекс «Салгир» заменялся на более современный, модернизированный образец — «Салгир-V». Кроме того, проектом предусматривалась возможность установки на борту,
уже при постройке корабля, резервной РЛС общего обнаружения и целеуказания «Топаз-IV» (по завершении ее испытаний и отработки на БРК «Бедовый»). Объемы помещений на 5-й палубе, полученные в результате отказа от торпедного вооружения, использовали для оборудования дополнительных трехъярусных кубриков личного состава и десанта на 90 человек с вооружением и запасами.
Корабль оснащался БИУС «Аллея-2К» (сбор, обработка, хранение и отображение информации в рамках обеспечения флагманских функций соединения в составе девяти надводных кораблей), а также опытным образцом радиолокационного комплекса «Подкат» —для обнаружения малоразмерных целей типа «крылатая ракета» с малой ЭПР, следующих на малых высотах (до 100 м) на дальности до 33,7 км (с возможностью автоматического сопровождения целей, определения параметров движения, выработки и выдачи данных целеуказания на 15 средств ПВО самого ТАКР и кораблей соединения). Это должно было повысить возможности ПВО-ПРО крейсера в новых условиях. Наконец прежние активные успокоители качки 89-1 заменялись на более совершенные 89-3 с увеличенной площадью бортовых рулей.
Еще одним отличием «Новороссийска» стала форма передней кромки так называемого малого спонсона, расположенного в нос от угловой палубы — на ней отсутствовал характерный для «Киева» и «Минска» двойной уступ, вызывавший сильное забрызгивание и образование вихревых воздушных потоков над полетной палубой. На верхней палубе корабля установили (правда, уже в Севастополе) выравнивающие устройства (ВУ) — три вертикальных экрана для спрямления воздушных потоков.
Комплексы радиоэлектронного, артиллерийского и ракетного вооружения, а также ГЭУ поначалу предполагалось сохранить такими же, что и в проекте 1143. Однако уже в ходе постройки корабля решили внести ряд усовершенствований. Так, в связи с принятием на вооружение ВМС США летом 1977 года новой маловысотной противокорабельной ракеты «Гарпун», Невское ПКБ по поручению руководства МСП и командования ВМФ срочно подготовило предложения по модернизации кораблей проектов 1143 и 1143М с целью повышения их боевой устойчивости. Выяснилось, что для успешного решения поставленной задачи требуется прежде всего увеличение глубины зоны ПВО корабельных соединений с усилением корабельного зенитного и радиоэлектронного вооружения. Возможные объемы работ на третьем и четвертом «кречетах», с учетом времени на создание новых образцов вооружения и сроков сдачи самих кораблей, обсуждались на специальном совещании у Главкома ВМФ. Для усиления ПВО третьего ТАКР его предполагалось оснастить двумя строенными модулями новейшего ЗРК «Кинжал» (взамен ЗРК БД «Оса-М») и ракетно-артиллерийскими комплексами «Кортик» (вместо АК-630М), а также РЛК «Подкат» (вместо РЛС «Топаз-IV»). Требовалось доработать и радиоэлектронное вооружение, и средства связи корабля — главным образом, из-за изменения состава его авиационного и ракетно-артиллерийского вооружения. Объемы для реализации этих мер получили за счет исключения погреба запасных ПКР «Базальт». С учетом корректировки техпроекта по принятым изменениям спуск «Новороссийска» переносился на 1978 год.
Но изменения проекта коснулись не только систем ПВО. Попутно было принято решение обеспечить на корабле базирование уже 36 летательных аппаратов (Состав авиагруппы ТАКР, согласно заводской документации, предусматривал возможность базирования на борту 36 ЛАК. Основной вариант включал 16 Як-38, 18 противолодочных Ка-27 и два спасательных Ка-252ПС. При этом оговаривались два альтернативных варианта: первый — авиагруппа из 34 Ка-27 и двух Ка-252ПС; второй —14 Як-38, два учебных Як-38У, два Ка-25Ц (целеуказание), 16 Ка-27 и два Ка-252ПС. — Прим, автора.), в том числе разрабатываемых палубных истребителей вертикального взлета и посадки Як-41, штурмовиков Як-38 и вертолетов Ка-252 трех модификаций (ПЛО, ПС и РЛД), а также оборудовать на ВПП три газоотводных устройства (ГОУ) — для защиты покрытия полетной палубы от раскаленных до 1200° струй газов при вертикальном старте Як-41.
Кроме того, требовалось увеличить на 50% запасы авиатоплива. Шахты ГОУ, закрытые в верхней части жаропрочными газодинамическими решетками, предусматривались под стартовыми позициями № 3, 4 и 5, имели переменный диаметр 3 — 5 м и проходили от полетной палубы вниз и далее под угловую палубу (спонсон) за борт. Имелись сложности с выработкой конструктивного решения и выбором материала для этих решеток, а также термостойкого покрытия полетной палубы. Эти переделки повлекли за собой перенос срока сдачи корабля с 1979-го на 1982 год.
За исключением ряда отличий по составу и размещению антенных постов РЛС и средств РЭБ, внешний вид ТАКР проекта 1143М изменился незначительно, хотя перепланировка общего расположения была весьма существенной и охватывала порядка 1000 (до 40% общего числа) помещений, в которых по результатам повторной корректировки проекта предстояло провести «по живому» демонтажные и монтажные работы.
Техпроект 11433 (первоначально 1143.3; главный конструктор В.Ф. Аникиев) был разработан в декабре 1977 года и утвержден в мае 1978-го, когда формирование корпуса «Новороссийска» на стапеле уже завершалось — смонтировали даже все шахты ГОУ, закрыв их решетками. 26 декабря 1978 года ТАКР был торжественно спущен на воду и поставлен на достройку.
Тем временем, отношение к ГОУ продолжало оставаться неоднозначным. Проведенные в Жуковском эксперименты не давали оснований для особого оптимизма по поводу их применения. В конце концов, согласно совместному решению МАП, МСП, ВМФ и ВВС СССР от 10 октября 1979 года, шахты и решетки ГОУ, «как не оправдавшие своего назначения по результатам испытаний», были демонтированы, а помещения, через которые они проходили, восстановлены по первоначальному проекту, что также повлекло массу дополнительных переделок.
Но на этом проблемы не закончились. Из-за отставания по срокам разработки и изготовления головных образцов, предусмотренных проектом ЗРК «Кинжал» и ЗРАК «Кортик», «Новороссийск» этого оружия не получил. Вместо него смонтировали проверенные 30-мм автоматы АК-630М, при этом к штатным для его предшественников ЗРК «Оса-М» решили не возвращаться — в итоге корабль остался вообще без систем ПВО ближней дальности!
Вследствие проблем с созданием новых самолетов авиагруппу третьего ТАКР пришлось комплектовать из Як-38 (позже заменены на Як-38М). Отчасти это компенсировалось наличием более совершенных вертолетов второго поколения— Ка-27. Кроме того, на «Новороссийске» могли базироваться перспективные ЛАК и вертолеты массой до 15 т, приниматься на палубу (без размещения в ангаре) для оперативной доставки грузов или десанта вертолеты Ми-8, Ми-14 и даже Ми-6 массой до 37 т. Также имелась возможность запуска двигателей от корабельной системы электроснабжения. Полный запас авиатоплива составлял 1500 т, наибольший —до 1650 т.
Швартовные испытания ТАКР «Новороссийск» (бортовой номер 137) проходили с 1 сентября по 27 декабря 1981 года. 24 ноября состоялось заселение экипажа, сформированного на базе 7-й ОПЭСК в Североморске. 5 января 1982 года корабль
ушел в Севастополь, где до 25-го числа проходил докование для очистки и окраски подводной части и юстировки оборудования. С 29 января по 12 апреля «Новороссийск» успешно прошел заводские ходовые испытания (главный ответственный сдатчик Г.И.Журенко, командир — капитан 1 ранга Б.П. Черных). В самом начале испытаний на корабле вышел из строя турбонаддувочный агрегат ТНА-3 одного из главных котлов, что ставило под угрозу срыва своевременную сдачу крейсера. Обычно замена этого агрегата требует нескольких месяцев, но в данном случае заводчане уложились в несколько дней. Аварийный ТНА через временные вырезы переместили в ангар, а оттуда — на верхнюю палубу. Уникальная операция завершилась, когда с находившегося в достройке ТАКР «Баку» в обратном порядке был доставлен аналогичный ТНА-3.
Госиспытания «Новороссийска» проходили на полигонах боевой подготовки ЧФ с 12 апреля по 28 мая, с перерывом для участия в параде кораблей, посвященном Дню Победы. 12 мая ТАКР вышел на полигон — испытывался стрельбой одиночной ракетой и двухракетным залпом ударный комплекс «Базальт-11433» (ПУ № 1,2 и 6). В обоих случаях мишени — БКЩ (69x13 м) и мишень пр. 1784 были поражены прямыми попаданиями на дальности 88 км. Комиссия отметила случаи повреждений легких конструкций на палубе корабля из-за воздействия факелов стартовых ускорителей ракет.
Арткомплексы АК-726 и АК-630М были испытаны стрельбой по МКЩ, мишени РМ-15, макетам плавающих мин и имитированной воздушной цели, а установки РБУ-6000 — на предельных углах наведения по идущей на корабль практической торпеде 53-56. Успешно прошли испытания стрельбой и также были приняты комиссией 140-мм комплекс постановки ложных целей ПК-2 и противолодочный комплекс РПК-1.
20 — 27 мая состоялись 11 стрельб УЗРК «Шторм» по парашютным мишеням М-6, морской цели (БКЩ) и радиоуправляемой мишени Ла-17М. Правда, сразу в трех случаях были отмечены факты ухода с заданной траектории и падения в воду выпущенных из носовой ПУ ракет — как следствие общего конструктивного недостатка. Комиссия рекомендовала увеличить секторы стрельбы, особенно в режиме «низколетящая цель», для чего был увеличен угол старта ЗУР в вертикальной плоскости. Повторная стрельба после выполнения этих работ была зачтена.
За время госиспытаний СВВП Як-38 и Як-38У выполнили с корабля 112, вертолеты Ка-27 — 108, Ка-25 — 51, Ми-6 — 10 и Ми-8 — 139 полетов, включая предусмотренные для обеспечения испытаний. К сожалению, не обошлось без аварии — в апреле упал на палубу вертолет Ка-27, один матрос был убит обломком винта.
28 мая «Новороссийск» прибыл в Николаев и был поставлен к набережной Большого ковша ЧСЗ на ревизию и окраску. По заключению комиссии, программа госиспытаний была выполнена полностью; в качестве дополнения лишь рекомендовалось определить возможность взлета и посадки в ночных условиях группы в составе четырех вертолетов при скорости воздушного потока до 20 м/с, бортовой качке до 10° и килевой — до 3°.
Кроме того, комиссией не был принят АГАК «Полином» (его приемка ожидалась только в декабре 1982 года на головном атомном ракетном крейсере проекта 1144 «Киров» постройки Балтийского ССЗ). На корабле также не был установлен комплекс заводки на посадку летательных аппаратов «Привод-СВ» (позже от его установки на «Новороссийске» вообще отказались). Комиссия отметила, что при осадке корабля кормой менее 8,8 м подъемно-опускное устройство ПОУ-3 не обеспечивает надежную выборку «буксируемого тела» (опускаемой антенны) ГАС. Даже при отсутствии волнения на море эта операция требовала много времени. Также отмечалось, что на работе РЛС «Подкат» отрицательно сказываются такие факторы, как затенение зон видимости надстройками ТАКР, помехи вследствие переотражения сигналов и искажение диаграмм направленности обеих расположенных на боковых стенках надстройки антенн.
В числе менее значительных, но достаточно любопытных и курьезных замечаний были и такие, как, например, установка на бачках пресной воды запорных клапанов, из-за чего имелись случаи заливания кают водой (во избежание этого рекомендовалось в дальнейшем установить самозакрывающиеся клапаны — так, кстати, и было сделано на предыдущих кораблях).
12 августа было завершено устранение замечаний, а два дня спустя состоялось подписание приемного акта. С момента закладки до сдачи корабля прошло 6 лет, 10 месяцев и 14 дней.
15 августа 1982 года на ТАКР «Новороссийск» торжественно подняли Военно-морской флаг, и корабль перешел в Севастополь. 24 ноября ТАКР был зачислен в состав ТОФ и начал подготовку к переходу на Тихий океан (с предварительным заходом в Североморск для участия в торжествах по случаю 50-летия Северного флота). В один из осенних дней, во время стоянки у Угольной стенки, на.«Новороссийск» внезапно обрушился сильный шквал — корабль удалось удержать на месте лишь благодаря помощи подошедшего буксира. Позже выяснилось, что буксир повредил титановый обтекатель ГАС «Полином», и ТАКР пришлось ставить в док для проведения ремонта. К 24 декабря экипаж сдал все курсовые задачи, и «Новороссийск» был зачислен в состав кораблей постоянной готовности.
Здесь важно отметить, что в период проведения испытаний крейсера началась англо-аргентинская война, и ее первые уроки подтвердили правоту специалистов о необходимости усиления ПВО-ПРО кораблей. «Новороссийск» в этом отношении уступал даже «Киеву» и «Минску». Несмотря на возможность с помощью РЛС «Подкат» заблаговременно обнаруживать воздушные цели, особенно атакующие крылатые ракеты, крейсер не имел огневых средств для их поражения — оставался лишь выход транслировать полученные данные на корабли охранения.