ТАКР проекта 11434 «Баку»
Четвертый ТАКР был зачислен в списки кораблей ВМФ СССР 17 февраля 1978 года и назван «Баку» — в честь лидера эсминцев Северного флота. Закладка на стапеле (заводской номер С-104) состоялась 26 декабря того же года. Корабль строился по переработанному проекту, получившему № 11434 (главный конструктор В.Ф. Аникиев). И по архитектуре, и по составу вооружения он существенно отличался от своих предшественников, поэтому есть смысл рассмотреть его конструкцию более подробно.
Описание конструкции
Корпус и общее расположение. Крейсер проекта 11434 сохранял классическую авианосную архитектуру — смещенную на правый борт островную надстройку, угловую палубу (размерами 195 х 20,7 м) с отклонением в 4,5° на левый борт от диаметральной плоскости. Угловая палуба (спонсон) служила для взлетно-посадочных операций корабельной авиации. В то же время, верхняя палуба ТАКР оставалась не сквозной — носовая ее часть отводилась под размещение ракетного и противолодочного вооружения. Для обеспечения группового старта перспективных СКВВП Як-41 способом ВКР крейсер оснащался поднимающимся охлаждаемым газоотбойным щитом, а также удерживающим устройством. Щит предохранял стоящие на предварительном старте машины от воздействия раскаленных газов работающих двигателей взлетающих самолетов.
Теоретический чертеж «Баку» отличала измененная конструкция борта в районе ширстрека по левому борту в нос от места соединения спонсона с основным корпусом. Здесь он выполнялся скругленным, с характерным завалом наружной обшивки внутрь корпуса — для снижения турбулентности воздушных потоков над верхней палубой. Характерно, что первоначально на корабле отсутствовали и выравнивающие устройства — во всяком случае, до начала заводских ходовых испытаний корабля их не было. Имелись отличия и по правому борту — здесь ширина корпуса по уровню полетной палубы была увеличена на 3,7 м для устройства обходного мостика.
Система набора корпуса — продольная (шпация 500 мм), в оконечностях — поперечная. Корпус, спонсон и надстройка выполнялись полностью сварными из стали АК-25 (для толщин до 30 мм) и АК-27 (для толщин свыше 35 мм). Внутренние безнапорные переборки и выгородки — из судостроительной стали или из сплава АМГ, с креплением к стальным конструкциям сваркой с использованием специальных биметаллических пластин.
Корпус имел 18 главных поперечных и две продольные главные водонепроницаемые переборки. Согласно расчетам, непотопляемость корабля обеспечивалась при затоплении любых четырех смежных отсеков.
Характерной особенностью ТАКР стало наличие протяженного по длине одноярусного подпалубного ангара беспиллерсной конструкции размерами 130x22,5x6,6 м, предназначенного для хранения летательных аппаратов. В отличие от предыдущих кораблей серии, стенки ангара имели бронирование. Благодаря введению системы бронирования ангара и других наиболее важных частей корабля, была значительно повышена его живучесть. Внедрение надводной конструктивной защиты повлекло за собой увеличение массы корпуса на 1700 т. А в целом полное водоизмещение «Баку» возросло до 44 490 т.
Для сообщения ангара с полетной палубой предназначались два самолетоподъемника— 30-тонный (18,9x10 м) и 20-тонный (18,9x4,8 м), расположенные, соответственно, слева и в корму от надстройки. Перемещение самолетов или вертолетов по верхней палубе осуществлялось специальными тягачами, по ангару — с использованием системы продольно-поперечной транспортировки.
Ангар имел системы сигнализации, вентиляции, контроля концентрации паров авиакеросина, водораспыления, воздушно-пенного пожаротушения. При обнаружении очага возгорания в ангаре он автоматически изолировался опускаемыми противопожарными асбестовыми шторами (всего их было пять), после чего включались средства пожаротушения.
Непосредственно под ангаром размещались машинные отделения, также имевшие развитую конструктивную защиту. Двойное дно было сплошным и на значительном протяжении (машинные и котельные отделения, ЦКП, погреба боезапаса) переходило в двойной борт, поднимавшийся по высоте до уровня 6-й палубы. В междудонном пространстве и объемах двойного борта находились цистерны для хранения топлива, масла, пресной воды и т.п.
Важно отметить значительно большее, чем на предыдущих кораблях, внимание проектантов к вопросам снижения заметности корабля по уровню физических полей. Помимо традиционного применения наклонных от вертикали до 10° конструкций, амортизации механизмов и использования изолирующих покрытий, особенно в МО, на четвертом ТАКР впервые в ВМФ СССР для частичной защиты верхней полусферы использовали многослойное радиопоглощающее покрытие (РПП) «Лак». Оно наносилось на горизонтальные и вертикальные поверхности там, где нельзя было снизить заметность иными способами.
Полетная палуба имела жаростойкое покрытие, выполненное из импортных материалов. На ней располагались с носа в корму взлетно-посадочные площадки (ВПП) со следующими обозначениями: для спасательного вертолета (белый круг с буквой «С» внутри); шесть номерных (белый круг с порядковым номером от 1 до 6 внутри); в центре кормовой части — для приема транспортных вертолетов (белый круг с буквой «Т»). Вдоль полетной палубы слева и справа наносились пунктирные полосы ярко-желтого цвета, ограничивавшие зону проведения взлетно-посадочных операций. Далее за надстройкой находились 10 технических позиций для обслуживания ЛАК.
Ударное ракетное вооружение. Для повышения вероятности прорыва неприятельской ПРО и поражения охраняемых целей число пусковых установок главного ударного комплекса «Базальт-11434» на «Баку» было увеличено в полтора раза. Шесть двухконтейнерных ненаводящихся ПУ СМ-241 с фиксированным углом возвышения 15° располагались двумя рядами в носовой части палубы, перед надстройкой. Кроме того, в состав комплекса входили СУ «Аргон-1143», загрузочное устройство, аппаратура регламентного контроля и 12 ПКР П-500 («Базальт»), без перезарядки.
Зенитно-ракетное вооружение. На «Баку» устанавливались четыре ЗРК самообороны «Кинжал» — по восемь ЗУР 9М-330 вертикального старта (ПУ 4С-95) в каждом из 24 модулей. Общий боекомплект составлял 192 ракеты. ПУ располагались блоками (пакетами) по шесть модулей в каждом: два блока — в носовой части, непосредственно перед ПУ «Базальт», один блок — по левому борту в корме и один — справа от кормового самолетоподъемника, сразу за островной надстройкой. Четыре антенных поста комплекса «Кинжал» разместили на стенках надстройки в соответствии с секторами обстрела.
Артиллерийское вооружение. Универсальная артиллерия была представлена двумя одноствольными артустановками АК-100 (60 выстр./мин, дальность стрельбы — 21,5 км, боекомплект 600 выстрелов), расположенными перед надстройкой ступенчато-возвышенно, со смещением установок одна относительно другой к правому борту, и РЛС управления огнем «Лев».
30-мм автоматы сохранялись в стандартном для проекта 1143 составе — четыре батареи по две установки АК-630М (48 000 выстрелов) с четырьмя системами управления МР-123. Правда, в связи с упразднением «малого» спонсона по левому борту, располагавшуюся там ранее батарею перенесли на надстройку, где и установили батареи № 1 и № 2, обеспечивавшие диаграмму обстрела на носовых курсовых углах.
Противолодочное вооружение. Впервые в ВМФ СССР «Баку» был оснащен комплексом РКПТЗ-1 «Удав-1» с двумя установками КТ-153 (РБУ-12000) с боекомплектом в 60 глубинных бомб трех типов. Основное назначение комплекса — поражение атакующих торпед; вспомогательное — поражение подводных лодок.
Авиационное вооружение. Проектом предусматривалось базирование на борту 36 ЛАК, включая 14 СВВП Як-41/ Як-41М, 6 СВВП Як-38М, 10 вертолетов ПЛО Ка-27ПЛ, двух спасательных вертолетов и четырех вертолетов радиолокационного дозора (РЛД). Фактически после вступления корабля в строй состав авиагруппы стал иным (см. таблицу ТТХ).
Авиабоезапас в самолетном варианте состоял из 18 спецавиабомб РН-28, 143 управляемых ракет Х-23, 176 ракет Р-3С, 4800 неуправляемых ракет С-5, 30 баков с зажигательной жидкостью ЗБ-500 и 20 разовых бомбовых кассет РБК-250 (с бомбами ПТАБ-2,5). Авиабоезапас в вертолетном варианте (взамен самолетного) — 30 авиаторпед АТ-1, 40 противолодочных авиабомб ПЛАБ-250-120, 504 гидроакустических буя РГБ-НМ, 300 радиобуев «Поплавок» и 300 ориентирных буев ОМАБ-25.
Запас авиатоплива (керосин) на корабле был увеличен до 1500 т.
Радиотехническое вооружение. Корабль получил новый комплекс аппаратуры радиоэлектронной разведки и противодействия «Кантата-М» (вместо системы «Кольцо»), аппаратуру «Погоня» и «Каскад-У», новую систему безопасного одновременного применения оружия корабля «Сокол», АКС «Буран», БИУС 3-го поколения «Лесоруб-434» и унифицированную с ВВС систему наведения истребительной авиации «Газон» (с возможностью одновременного наведения до четырех истребителей на четыре воздушные цели).
ТАКР оснащался навигационным комплексом «Салгир-V», двумя эхолотами (НЭЛ-6 и НЭЛ-10), автоматизированным комплексом средств связи «Тайфун-1» (14 KB- и два СВ-радиопередатчика; 21 KB- и один СВ- и СДВ-радиоприемник, 13 УКВ радиостанций).
На «Баку» впервые в ВМФ СССР устанавливался новый радиолокационный комплекс программного кругового обзора с фазированными антенными решетками (ФАР) «Марс-Пассат» (разработчик — НИИ «Квант», г.Киев). Он обладал повышенной помехозащищенностью и мог одновременно сопровождать до 80 воздушных целей. ФАР позволяли, в отличие от прежних вращающихся антенн, практически мгновенно осуществлять переброску луча РЛС в заданную точку пространства. Также значительно повышались точность и быстродействие комплекса. Плоские антенные полотнища РЛК «Марс-Пассат» размещались по одному на каждой из стенок островной надстройки корабля.
В верхней части надстройки располагался азимутально-дальномерный радиомаяк ближней навигации, управления и наведения авиации «Резистор» — он обеспечивал круговой обзор основным средствам освещения воздушной и надводной обстановки при сохранении круговой зоны управления авиацией (корабельного и берегового базирования) и электромагнитной совместимости при их одновременной работе. А выше находилась антенна резервной РЛС контроля надводной и воздушной обстановки «Фрегат». Кроме того, «Баку» оснащался автоматизированными системами ближней навигации, привода и посадки на корабль летательных аппаратов («Привод-СВ»).
Сохранялись штатные для проекта 1143 средства радиоразведки —три радиоприемника типа Р-678Н, шесть — типа Р-670М и два — типа Р-721; кроме того, два комплекта панорамного устройства СРС-2, широкообзорные УКВ-приемники Р-710 и Р-714 и система постановки радиопомех(УКВ) Р-740К.
Основные корабельные устройства и системы, за небольшим исключением, повторяли базовый проект 1143 и включали один автоматизированный якорный комплекс из двух якорей Холла массой по 10 т, двух якорь-цепей калибра 72 мм длиной по 350 м и двух якорно-швартовных шпилей с дистанционным управлением ШЭ72; рулевое устройство в составе двух полубалансирных рулей, двух рулевых машин Р35, аппаратуры авторулевого «Питон-231Н»; систему автоматического включения противопожарных средств «Карат-М» (с централизованным дистанционным и автоматизированным управлением посредством системы «Каспий»).
Для приема и передачи сухих и жидких грузов на ходу ТАКР комплектовался одним устройством «Струна 2П-400», двумя — «Струна П-1000» и одним — «Струна 1П2.5».
Система кондиционирования жилых и служебных помещений включала 25 установок, имелось четыре холодильных машины МХТМ-235-2000 и четыре водоопреснительных установки котельной воды МЗ-С.
Успокоители качки были представлены одним комплектом выдвижных рулей типа 89-3 увеличенной площади с аппаратурой управления.
В состав химического вооружения ТАКР входили система универсальной водяной защиты (УСВЗ), комплекты зимней спецобработки и 52 фильтровентиляционные установки (ФВУ).
Корабельные плавсредства сохранялись по исходному проекту: два больших командирских катера пр. 1404 («Соколенок»), два больших рабочих катера пр.1402Б («Бекас») и два шестивесельных яла пр.ЯЛП6. Катера вместе с устройствами для спуска на воду и подъема на борт размещались в специальных нишах в корме, а ялы — на верхней палубе по правому борту возле надстройки. Основным спасательным средством были 120 спасательных плотиков типа ПСН-10М, размещенные на специальных креплениях вдоль обоих бортов.
Главная энергетическая установка «Баку» принималась по исходному проекту четырехвальной, котлотурбинной (восемь котлов КВН 98/64), с высокими параметрами пара, в составе четырех автономных турбокотельных групп, расположенных парами в двух машинно-котельных отделениях (МКО). Последние составляли два самостоятельных отсека и работали каждое на свой гребной винт — всего четыре главных паротурбинных агрегата типа ТВ-12-3. Суммарная мощность установки — 180 000 л.с.
Электростанции мощностью по 15 000 кВт (шесть турбо- и четыре дизель-генератора) располагались в смежных с МКО энергоотсеках корабля. Запас котельного топлива (мазута) на «Баку» был увеличен до 8900 т.
В качестве движителей использовались четыре бронзовых четырехлопастных малошумных гребных винта фиксированного шага диаметром 4,2 м (масса 15,3 т).
Размещение личного состава оставалось традиционным для кораблей проекта: офицеры — в одно- и двухместных каютах; мичманы и главстаршины — в одно- и шестиместных каютах; старшины и матросы — в шести - и 26-местных кубриках.
Наличие на всех четырех стенах надстройки больших плоских полотнищ АП РЛК «Марс-Пассат» коренным образом изменяло не только ее размеры и внешний вид, а также силуэт корабля в целом. В итоге по силуэту «Баку» был мало похож на предыдущие корабли — прежними остались разве что носовое украшение — эмблема в виде бронзового якоря на голубом фоне с наложенной на него красной звездой и раскинутыми в стороны бронзовыми крыльями, красные звезды над якорными клюзами да расположение шлюпочного устройства и 30-мм автоматов в кормовой части. Все остальное так или иначе подверглось изменениям.
Постройка и испытания
При постройке, с учетом конструктивных особенностей корабля, он разбивался на десять строительных районов. Закладка на стапеле начиналась с 1-го (закладного) района, включавшего машинно-котельные отделения, как наиболее трудоемкого и насыщенного оборудованием. Далее корпус формировался одновременно в нос и корму, а также вверх от закладного района, что позволяло в максимальной степени расширить фронт работ. Сборка и сварка его велись пирамидальным методом из предварительно собранных и сваренных плоскостных и объемных секций массой до 150 т. Широко применялись все виды сварочного оборудования и самые передовые технологии, включая сварку в среде защитных газов. Большое внимание уделялось также контролю качества этих работ. «Узким местом» оставалась грузоподъемность стапельных кранов — 75 т, что не позволяло вести сборку из укрупненных и насыщенных оборудованием секций и блоков. Новую технологию смогли применить лишь после оснащения стапеля «О» более мощным крановым оборудованием (в рамках модернизации стапеля под строительство ТАКР пр. 11435), уже на завершающей стадии стапельного периода постройки «Баку». В частности, в октябре 1981 года при монтаже блока надстройки массой 1000 т впервые использовались только что установленные 900-тонные финские краны фирмы «Коне», а в феврале следующего года их применили для монтажа укрупненных блоков спонсона.
31 марта 1982 года корпус «Баку», имевший спусковую массу около 19 000 т, после некоторой заминки (применялось новое спусковое устройство) был благополучно спущен на воду и поставлен к стенке Большого ковша ЧСЗ для достройки. В создании корабля принимали участие порядка 400 предприятий из разных республик бывшего СССР, в отдельные дни на его борту находилось одновременно до полутора — двух тысяч работающих, не считая прикомандированных специалистов. Хронические срывы поставок комплектующих изделий и вносимые в проект многочисленные изменения и дополнения затянули процесс достройки, поэтому швартовные испытания корабля начались только 2 июня 1986 года (завершены 1 декабря). 23 сентября того же года состоялось заселение экипажа. К началу декабря ТАКР «Баку» (бортовой номер 111) был готов к проведению заводских ходовых испытаний. 4 декабря крейсер ушел в Севастополь, где с 7 по 22 декабря прошел докование на Севморзаводе с очисткой и покраской подводной части. Не обошлось без скандала — стремясь сэкономить время, корабль поставили в док с полными цистернами легковоспламеняющегося авиационного керосина, что категорически запрещалось действовавшими инструкциями. Но поскольку нарушение было обнаружено уже после постановки корабля в док, инцидент «замяли», ограничившись ужесточением мер предосторожности и выставив дополнительную вахту, благо людей для этого хватало — и все обошлось благополучно.
9 января 1987 года начались ходовые испытания — на них ТАКР впервые развил полный ход 30,5 узла. Уже в процессе испытаний с комплексом «Удав» произошел случай, едва не повлекший достаточно серьезные последствия — при отработке автоматического заряжания поданная на одну из установок РБУ-12000 реактивная глубинная бомба неожиданно сорвалась с направляющей и упала обратно в погреб, где находился принятый для испытаний боезапас. Пришлось срочно перерабатывать конструкцию замков установок, чтобы в дальнейшем избежать повторения подобных случаев. Сроки сдачи комплекса «Удав», соответственно, перенесли на более позднее время.
После этого был сделан перерыв — на корабле проводились работы по удлинению спонсона за счет установки на его передней кромке специально изготовленного на ЧСЗ и доставленного морем в Севастополь обтекателя, а также монтажа выравнивающего устройства. Последнее отличалось от аналогов, установленных на других ТАКР, и представляло собой поворотную прямоугольную конструкцию экранного типа. В рабочем положении оно располагалось под углом к диаметральной плоскости корабля по левому борту в месте соединения спонсона с основным корпусом. Позже, уже после завершения госиспытаний, слева от первого ряда ПУ главного комплекса были дополнительно установлены еще три фиксированных прямоугольных экрана. Также были смонтированы отражатели, предохранявшие носовые блоки ПУ ЗРК «Кинжал» от воздействия раскаленных газов при стрельбе РБУ-12000 на предельных углах возвышения.
К государственным испытаниям «Баку» (ответственный сдатчик Г.И.Журенко, командир корабля — капитан 2 ранга В.Ф.Лякин) был предъявлен 21 апреля 1987 года. За период испытаний ТАКР прошел в акватории Черного моря 16 496 морских миль, выполнил 18 ракетных, 17 артиллерийских стрельб по воздушным целям, 13 — по надводной и 10 — по имитатору воздушной цели (парашютная мишень). Главный ударный комплекс испытывался бросковыми пусками четырех макетов на 80-км дальность по дрейфующей мишени — БКЩ (два одиночных пуска и один двухракетный залп — во всех случаях были достигнуты прямые попадания); 100-мм и 30-мм артустановки — стрельбой по надводным (МКЩ) и воздушным целям; ЗРК «Кинжал» — по радиоуправляемой мишени. Отмечались большие сложности с доводкой ЗРК «Кинжал» (на корабле стояли головные образцы), часто стартовавшие вертикально ЗУР уходили в сторону от заданной траектории, в одном случае ракета после срабатывания газодинамических рулей едва не угодила в надстройку. Тем не менее, все стрельбы, несмотря на ряд недоработок, были зачтены как успешные.
8 июля состоялся первый старт самолета Як-38М (бортовой номер 61) с палубы способом взлета с коротким разбегом (ВКР), а также прошли полеты корабельных вертолетов.
По результатам испытаний госкомиссия отмечала, что внедрение радиопоглощающего покрытия позволило снизить заметность корабля средствами обнаружения более чем в 2 — 3 раза (особенно для ГСН атакующих крылатых ракет). Вместе с тем, комиссия признала это недостаточным и рекомендовала обработать РПП дополнительные площади конструкций ТАКР. И все же, на момент завершения испытаний корабля оставалось много нерешенных проблем, связанных с недоведенностью ряда новых систем, прежде всего, РЛС «Марс-Пассат», БИУС «Лесоруб», комплекса «Резистор К-4», сложностью обеспечения взаимного сопряжения некоторых систем и оружия. В итоге, крейсер принимался далеко не полностью боеспособным — все недоработки надеялись устранить, как обычно, уже в ходе его эксплуатации.
11 декабря 1987 года был подписан приемный акт, и «Баку» зачислили в состав ВМФ СССР, а 20 декабря на нем подняли Военно-морской флаг. Всего с момента закладки на стапеле и до сдачи прошло 8 лет 11 месяцев и 15 дней.