«Новороссийск»

 

ТАКР «Новороссийск» (бортовой номер 137) в сопровождении с эсминцем «Наход­чивый» и ВПК «Сдержанный» вышел из Севастополя 14 мая 1983 года и начал переход вокруг Европы в Североморск, следуя через районы интенсивной боевой подготовки американского 6-го флота. Крейсер осуществлял слежение за кораб­лями «вероятного противника», а начиная с турецких проливов сам подвергался ин­тенсивным облетам авиации США и НАТО и на всем пути следования сопровождал­ся их надводными кораблями. Один из таких облетов советского ТАКР на мини­мальной высоте завершился катастрофой самолета «Интрудер» с атомного авианос­ца 6-го флота США «Нимитц» —он упал в море недалеко от «Новороссийска».

7 июня в сопровождении ВПК «Образ­цовый», СКР «Задорный» и танкера «Днестр» крейсер прибыл на рейд Североморска. В период временного на­хождения корабля в составе СФ он вы­полнил стрельбу главным ударным ком­плексом на полигоне в Белом море и продолжил подготовку к переходу на Ти­хий океан. «Новороссийск» также принял участие в учениях «Мистраль» и «Океан-83». К сожалению, не обошлось без аварии — 26 сентября произошло паде­ние вертолета Ка-27, в результате кото­рого погиб один человек.

17 октября 1983 года «Новороссийск» (флаг командира 10-й ОПЭСК контр-ад­мирала Р.Л.Дымова) начал переход из Североморска вокруг Европы, Африки и Азии к месту постоянного базирования на Тихий океан. Его сопровождали так­же переводившиеся на ТОФ БПК «Нико­лаев», СКР «Порывистый», БДК пр.1174 «Александр Николаев» и танкер.

По пути следования отряд осуществил заходы в Луанду (12 — 20 ноября), порт Виктория (о.Сокотра, 8 — 13 декабря), Мапуту (1 —8 января 1984 года) и Мад­рас (5 — 10 февраля). Во время перехо­да палубные самолеты выполнили 600 полетов, в том числе 120 — способом ВКР. 27 февраля, оставив за кормой 23 285 миль, крейсер прибыл в бухту Абрек.

В 1984 году «Новороссийск» (борто­вой номер 018) участвовал в учениях ТОФ «Голубая стрела» и «Длинная осень». В ходе поисковой операции в Охотском море принял от одной из на­ших многоцелевых подводных лодок кон­такт с американской АПЛ, осуществляв­шей слежение за советскими кораблями, и достаточно долго устойчиво поддержи­вал его корабельными вертолетами.

В марте — апреле 1985 года «Новорос­сийск» в составе группы разнородных сил ТОФ (флаг вице-адмирала Р.Л.Дымова) принимал участие в оперативно-такти­ческих учениях флота в районе Гавай­ских островов. Их целью была отработка, на случай войны, возможности нанесения комбинированного удара с высадкой крупного десанта на главную базу Тихо­океанского флота США в Пёрл-Харборе, а также поиск и уничтожение американ­ских АПЛ в Филиппинском море. Корабль выполнил поставленные в рамках учений задачи с оценкой «хорошо».

29 мая —16 июня 1985 года «Новорос­сийск» совместно с СКР «Ревностный» и «Порывистый» участвовал в поисковой операции в Японском море. 2 декабря того же года решением Военного Совета ВМФ СССР крейсер был объявлен пере­довым надводным кораблем флота.

В 1987 году он провел показательную стрельбу главным ракетным комплексом.

12 —16 мая 1988 года отряд кораб­лей ТОФ под флагом адмирала Г.А.Хватова в составе ТАКР «Новороссийск» (бортовой номер 028, командир — капи­тан 1 ранга Е.Я.Литвиненко), БПК «Ад­мирал Захаров» и ЭМ «Боевой» посетил порт Вонсан (КНДР).

До конца службы «Новороссийск» так и не получил ни одной установки ЗРК «Кинжал», несмотря на имевшиеся сов­местные решения МСП и ВМФ (про­мышленность просто не справлялась с поставками даже для более новых ко­раблей проекта 1155). Не оправдались и надежды на усиление корабельного авиаполка за счет поступления на во­оружение новых самолетов. Заложенные в проект возможности транспортировки десанта и приема на борт тяжелых ар­мейских вертолетов ни разу не востребовались военными и, соответственно, не были реализованы. За весь период службы «Новороссийска» в составе ВМФ СССР с его палубы было выполнено все­го 1900 стартов СВВП Як-38 всех моди­фикаций и 2300 — вертолетов.

После смерти Д.Ф.Устинова (1984 г.) и отставки С.Г.Горшкова (1985 г.) инте­рес к СВВП снизился. С 1987 года их серийное производство было прекраще­но, а в 1991-м вывели в резерв и остав­шиеся Як-38М. После того как в следую­щем году Як-38М сняли с вооружения, «Новороссийск» (как, впрочем, и три дру­гих авианесущих крейсера) по сути пре­вратился в крупный противолодочный вертолетоносец. Правда, и в этом каче­стве послужить ему не пришлось.

Подобно другим ТАКР, «Новорос­сийск» также серьезно пострадал из-за отсутствия на флоте современной тыло­вой инфраструктуры. В итоге он находил­ся в составе сил постоянной готовности всего 7 лет.

В 1988 году крейсер (бортовой номер 010) был поставлен для прохождения усиленного навигационного ремонта с докованием на «Дальзаводе», вызванно­го практически полной выработкой ре­сурса ряда вспомогательных механиз­мов, проблемами с кормовым подъемником и т.п. и завершенного в 1990 году,

28 января 1991 года «Новороссийск» сдал с оценкой «хорошо» курсовую за­дачу К-1 и приступил к отработке после­дующих. Но полностью возвратить ко­рабль в строй так и не удалось. Послед­ний его выход в море состоялся в мае 1991 года. После распада СССР ТАКР (бортовой номер 028) вывели в отстой. В январе 1993 года от пожара пострада­ло одно из машинных отделений кораб­ля, затем он месяц находился в доке. В июне было принято решение о разо­ружении крейсера и исключении его из состава флота.

19 октября 1993 года «Новороссийск» в сопровождении плавмастерской ПМ-59 начал движение в Совгавань (бухта Постовая), куда прибыл 23 октября и в 8.06 бросил якорь рядом с ранее прибывшим туда под буксирами ТАКР «Минск». 31 августа 1994 года его экипаж расформи­ровали. В январе 1996 года корабль был продан за 4,314 млн долларов южноко­рейской компании «Yang Distribution Co» на слом и уведен в порт Пусан. Сообща­лось, что в конце 1990-х годов корабль разобрали на металл, однако достовер­ных данных, подтверждающих этот факт, до сих пор нет.