«Новороссийск»
ТАКР «Новороссийск» (бортовой номер 137) в сопровождении с эсминцем «Находчивый» и ВПК «Сдержанный» вышел из Севастополя 14 мая 1983 года и начал переход вокруг Европы в Североморск, следуя через районы интенсивной боевой подготовки американского 6-го флота. Крейсер осуществлял слежение за кораблями «вероятного противника», а начиная с турецких проливов сам подвергался интенсивным облетам авиации США и НАТО и на всем пути следования сопровождался их надводными кораблями. Один из таких облетов советского ТАКР на минимальной высоте завершился катастрофой самолета «Интрудер» с атомного авианосца 6-го флота США «Нимитц» —он упал в море недалеко от «Новороссийска».
7 июня в сопровождении ВПК «Образцовый», СКР «Задорный» и танкера «Днестр» крейсер прибыл на рейд Североморска. В период временного нахождения корабля в составе СФ он выполнил стрельбу главным ударным комплексом на полигоне в Белом море и продолжил подготовку к переходу на Тихий океан. «Новороссийск» также принял участие в учениях «Мистраль» и «Океан-83». К сожалению, не обошлось без аварии — 26 сентября произошло падение вертолета Ка-27, в результате которого погиб один человек.
17 октября 1983 года «Новороссийск» (флаг командира 10-й ОПЭСК контр-адмирала Р.Л.Дымова) начал переход из Североморска вокруг Европы, Африки и Азии к месту постоянного базирования на Тихий океан. Его сопровождали также переводившиеся на ТОФ БПК «Николаев», СКР «Порывистый», БДК пр.1174 «Александр Николаев» и танкер.
По пути следования отряд осуществил заходы в Луанду (12 — 20 ноября), порт Виктория (о.Сокотра, 8 — 13 декабря), Мапуту (1 —8 января 1984 года) и Мадрас (5 — 10 февраля). Во время перехода палубные самолеты выполнили 600 полетов, в том числе 120 — способом ВКР. 27 февраля, оставив за кормой 23 285 миль, крейсер прибыл в бухту Абрек.
В 1984 году «Новороссийск» (бортовой номер 018) участвовал в учениях ТОФ «Голубая стрела» и «Длинная осень». В ходе поисковой операции в Охотском море принял от одной из наших многоцелевых подводных лодок контакт с американской АПЛ, осуществлявшей слежение за советскими кораблями, и достаточно долго устойчиво поддерживал его корабельными вертолетами.
В марте — апреле 1985 года «Новороссийск» в составе группы разнородных сил ТОФ (флаг вице-адмирала Р.Л.Дымова) принимал участие в оперативно-тактических учениях флота в районе Гавайских островов. Их целью была отработка, на случай войны, возможности нанесения комбинированного удара с высадкой крупного десанта на главную базу Тихоокеанского флота США в Пёрл-Харборе, а также поиск и уничтожение американских АПЛ в Филиппинском море. Корабль выполнил поставленные в рамках учений задачи с оценкой «хорошо».
29 мая —16 июня 1985 года «Новороссийск» совместно с СКР «Ревностный» и «Порывистый» участвовал в поисковой операции в Японском море. 2 декабря того же года решением Военного Совета ВМФ СССР крейсер был объявлен передовым надводным кораблем флота.
В 1987 году он провел показательную стрельбу главным ракетным комплексом.
12 —16 мая 1988 года отряд кораблей ТОФ под флагом адмирала Г.А.Хватова в составе ТАКР «Новороссийск» (бортовой номер 028, командир — капитан 1 ранга Е.Я.Литвиненко), БПК «Адмирал Захаров» и ЭМ «Боевой» посетил порт Вонсан (КНДР).
До конца службы «Новороссийск» так и не получил ни одной установки ЗРК «Кинжал», несмотря на имевшиеся совместные решения МСП и ВМФ (промышленность просто не справлялась с поставками даже для более новых кораблей проекта 1155). Не оправдались и надежды на усиление корабельного авиаполка за счет поступления на вооружение новых самолетов. Заложенные в проект возможности транспортировки десанта и приема на борт тяжелых армейских вертолетов ни разу не востребовались военными и, соответственно, не были реализованы. За весь период службы «Новороссийска» в составе ВМФ СССР с его палубы было выполнено всего 1900 стартов СВВП Як-38 всех модификаций и 2300 — вертолетов.
После смерти Д.Ф.Устинова (1984 г.) и отставки С.Г.Горшкова (1985 г.) интерес к СВВП снизился. С 1987 года их серийное производство было прекращено, а в 1991-м вывели в резерв и оставшиеся Як-38М. После того как в следующем году Як-38М сняли с вооружения, «Новороссийск» (как, впрочем, и три других авианесущих крейсера) по сути превратился в крупный противолодочный вертолетоносец. Правда, и в этом качестве послужить ему не пришлось.
Подобно другим ТАКР, «Новороссийск» также серьезно пострадал из-за отсутствия на флоте современной тыловой инфраструктуры. В итоге он находился в составе сил постоянной готовности всего 7 лет.
В 1988 году крейсер (бортовой номер 010) был поставлен для прохождения усиленного навигационного ремонта с докованием на «Дальзаводе», вызванного практически полной выработкой ресурса ряда вспомогательных механизмов, проблемами с кормовым подъемником и т.п. и завершенного в 1990 году,
28 января 1991 года «Новороссийск» сдал с оценкой «хорошо» курсовую задачу К-1 и приступил к отработке последующих. Но полностью возвратить корабль в строй так и не удалось. Последний его выход в море состоялся в мае 1991 года. После распада СССР ТАКР (бортовой номер 028) вывели в отстой. В январе 1993 года от пожара пострадало одно из машинных отделений корабля, затем он месяц находился в доке. В июне было принято решение о разоружении крейсера и исключении его из состава флота.
19 октября 1993 года «Новороссийск» в сопровождении плавмастерской ПМ-59 начал движение в Совгавань (бухта Постовая), куда прибыл 23 октября и в 8.06 бросил якорь рядом с ранее прибывшим туда под буксирами ТАКР «Минск». 31 августа 1994 года его экипаж расформировали. В январе 1996 года корабль был продан за 4,314 млн долларов южнокорейской компании «Yang Distribution Co» на слом и уведен в порт Пусан. Сообщалось, что в конце 1990-х годов корабль разобрали на металл, однако достоверных данных, подтверждающих этот факт, до сих пор нет.