«Баку»

 

«Баку» прослужил в своем основном качестве меньше остальных своих собрать­ев. Приказом командующего КЧФ от 3 мар­та 1988 года ТАКР «Баку» (бортовой но­мер 103) начал кампанию. После сдачи курсовых задач крейсер 23 марта зачис­лили в состав кораблей 1-й линии, а 27 апреля — в состав сил постоянной готов­ности. В конце мая началась его подготов­ка к боевой службе. На борт были приня­ты летательные аппараты — 12 СВВП Як-38М, 16 вертолетов Ка-27ПЛ, 2 Ка-25ПС и 2 Ка-25ДЦ (позднее заменены на Ка-27ПС). Переход на СФ совмещался с 6-месячной боевой службой в Средизем­ном море. 7 июня 1988 года корабль (флаг командующего 5-й ОПЭСК вице-адмира­ла В.Г. Егорова) покинул Севастополь и на следующий день прошел турецкие проли­вы. 10 июня в надстройке возник неболь­шой пожар (загорелись запасы краски), но его, к счастью, удалось быстро потушить.

Во время боевой службы «Баку» отра­батывал задачи ПЛО и с помощью косми­ческих средств целеуказания и данных ЦКП ВМФ осуществлял слежение за атомным авианосцем «Д.Эйзенхауэр» и другими ко­раблями ВМС США и НАТО (ТАКР находил­ся в семиминутной готовности к нанесению ракетного удара по целям в пределах до­сягаемости главного ударного комплекса и палубной авиации). В этот период по тех­ническим причинам были потеряны СВВП Як-38У (12 июля) и вертолет Ка-27ПЛ (11 августа), пилотов спасли.

ТАКР совершил деловые заходы в си­рийские порты Латакия (22 — 29 августа) и Тартус (1 —21 ноября). С 21 ноября боевое охранение ТАКР «Баку» выполнял ЭМ «Отличный». 14 декабря отряд кораблей в сопровождении танкера «Борис Чиликин» проследовал мыс Нордкап. Наличие на «Баку» множества новых ра­диоэлектронных систем и устройств при­влекло пристальное внимание кораблей и авиации стран НАТО. Начиная с турец­ких проливов, они постоянно вели техни­ческую разведку, причем делали это, по воспоминаниям очевидцев, вплоть до подхода к Кольскому заливу, когда «Баку» все еще сопровождал норвежский ко­рабль разведки «Марьята». 17 декабря 1988 года в 16.00 крейсер торжественно прибыл на рейд Североморска.

Находясь в составе Северного флота, ТАКР (с января 1989 г. — бортовой номер 079) продолжал интенсивно заниматься боевой подготовкой. 8 — 23 августа 1989 года он с оценкой «хорошо» выдержал проверку, проведенную Главной инспек­цией Минобороны СССР. За 1989 год ко­рабль прошел в общей сложности 13 267 миль, трижды отрабатывая прикрытие высадки морского десанта, выполнил 10 артиллерийских и четыре ракетные стрельбы, включая две главным комплек­сом. СВВП совершили 171, а вертолеты 1142 полета с палубы крейсера. Вместе с тем, на боевую службу в Средиземное море корабль больше не ходил.

1 октября 1990 года в рамках реорга­низации надводных сил СФ ТАКР «Баку» вошел в состав 44-й дивизии противоло­дочных кораблей, а 4 октября получил новое наименование — «Адмирал Фло­та Советского Союза Горшков» (борто­вой номер 091) (В настоящее время фактическое название на борту ТАКР — «Адмирал Горшков»).

За 1990 год корабль прошел 4243 мили, на учениях были отработаны зада­чи по прикрытию с воздуха высадки мор­ского десанта, проведено шесть артилле­рийских и две ракетные стрельбы, вклю­чая одну ударным комплексом. Палубные самолеты Як-38М выполнили 47, а вер­толеты Ка-27 и Ка-25 — 1211 полетов.

1991 год характеризовался уже мень­шей интенсивностью боевой подготовки.

Было пройдено всего 1375 миль, прове­дены четыре артиллерийские и одна ра­кетная стрельбы, а вертолеты Ка-27 ко­рабельной авиагруппы выполнили 417 полетов. Осенью 1991 года на «Адмира­ле Горшкове» проводились летно-конструкторские испытания (ЛКИ) многоцеле­вого СКВВП Як-141. 21 сентября следую­щего года летчик-испытатель А.А. Синицын впервые посадил Як-141 на палубу крейсера. В тот же день такую же посад­ку совершил на Як-141 В.А.Якимов. Це­лью испытаний было определение совме­стимости самолета и его систем с кораб­лем и, помимо этого, отработка экстрен­ного старта — поперек полетной палубы прямо с технической позиции. Хотя пер­вая часть испытаний завершилась успеш­но, вторая не состоялась из-за аварии. 5 октября В.А.Якимов при заходе на посад­ку не сумел вовремя погасить скорость и, чтобы не выйти за пределы палубы, резко увеличил угол тангажа для тормо­жения самолета. При этом машина (бор­товой номер 3) просела и ударилась опо­рами шасси о палубу, из-за воспламене­ния разлившегося из пробитого бака топ­лива начался пожар. После этого испы­тания Як-141 на корабле прекратили и больше не возобновляли.

Затем ТАКР был поставлен в ремонт, затянувшийся из-за отсутствия средств.

К тому же, крейсер сильно пострадал от пожара 2 февраля 1994 года, в результа­те которого вышло из строя одно из ма­шинных отделений. В июле 1995-го под тремя машинами «Адмирал Горшков» (бортовой номер 069) выходил на воен­но-морской парад в Североморске. Нако­нец, в связи с истечением срока гаран­тии безопасной эксплуатации основных механизмов, выход в море был запрещен, и корабль поставили в Росте (Кольский залив) на долговременное хранение.

 

«Индийская перспектива»

 

В 1996 — 2003 годах правительство РФ активно вело переговоры с Индией о воз­можной продаже ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». Предвари­тельное соглашение о закупке корабля этой страной было парафировано 21 декабря 1998 года, а 24 января следующего года для более предметного ознакомле­ния с кораблем его посетила индийская военная делегация. В июле того же года ТАКР был переведен в Северодвинск и поставлен к причалу «Севмашпредприятия» для демонтажа избыточного воору­жения, РЛК «Марс-Пассат», а также ре­монта и переоборудования в классичес­кий авианосец со сплошной полетной па­лубой. По предварительным данным, из прежнего состава вооружения на борту корабля предполагается оставить только четыре батареи 30-мм автоматов АК-630М или заменить их на четыре зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Кор­тик». Также рассматривается возможность установки одной ПУ противолодочного комплекса РПК-5 «Ливень» и ПУ ударного комплекса «Брамос» (индийская версия нашего «Москита»). Предусматривается осуществить комплекс работ по оснаще­нию корабля новым навигационным и ра­диолокационным оборудованием.

В носовой части полетной палубы бу­дет установлен взлетный трамплин с уг­лом наклона около 12,5°, оборудованы две стартовые позиции с газоотбойны­ми щитами, расположенные на одной прямой, а также аэрофинишеры и ава­рийный барьер. При этом имеющийся на корабле газоотбойный щит, установлен­ный ранее для обеспечения ВКР Як-141, вероятно, будет сохранен на своем преж­нем месте. Проект предусматривает перепланировку ангара для увеличения его вместимости. Один из самолетоподъемников будет перенесен далее в кор­му, до кормовой переборки ангара, что позволит получить дополнительные объемы и более рационально организо­вать их использование. Для компенсации нагрузок, возникающих на левый борт при облегчении в результате демонтажа вооружения и ряда конструкций на над­стройке и по правому борту, планирует­ся частично изменить конфигурацию уг­ловой палубы. Как ожидается, в итоге «Адмирал Горшков» будет представлять собой легкий многоцелевой авианосец, который станет самой крупной и мощной боевой единицей ВМС Индии.

После модернизации на корабле предполагается базирование авиагруп­пы из 28 ЛАК, включая 23 истребителя МиГ-29К и пять вертолетов ПЛО, радиоло­кационного обнаружения (Ка-28 и Ка-31), а также спасательных. Численность эки­пажа достигнет 2042 человек, включая 430 человек из состава авиагруппы.

Проектировщик—Невское ПКБ (глав­ный конструктор Б.В.Шмелев). Работы должны финансироваться Индией и рас­считаны на три года. Примерная сто­имость переоборудования корабля оцени­вается в 734 млн долларов, стоимость за­купки летательных аппаратов — 823 млн. Общая сумма контракта, заключенного в январе 2004 года, составила 1,6 млрд дол­ларов США. Ожидается, что корабль всту­пит в строй в 2005 — 2006 годах.