«Баку»
«Баку» прослужил в своем основном качестве меньше остальных своих собратьев. Приказом командующего КЧФ от 3 марта 1988 года ТАКР «Баку» (бортовой номер 103) начал кампанию. После сдачи курсовых задач крейсер 23 марта зачислили в состав кораблей 1-й линии, а 27 апреля — в состав сил постоянной готовности. В конце мая началась его подготовка к боевой службе. На борт были приняты летательные аппараты — 12 СВВП Як-38М, 16 вертолетов Ка-27ПЛ, 2 Ка-25ПС и 2 Ка-25ДЦ (позднее заменены на Ка-27ПС). Переход на СФ совмещался с 6-месячной боевой службой в Средиземном море. 7 июня 1988 года корабль (флаг командующего 5-й ОПЭСК вице-адмирала В.Г. Егорова) покинул Севастополь и на следующий день прошел турецкие проливы. 10 июня в надстройке возник небольшой пожар (загорелись запасы краски), но его, к счастью, удалось быстро потушить.
Во время боевой службы «Баку» отрабатывал задачи ПЛО и с помощью космических средств целеуказания и данных ЦКП ВМФ осуществлял слежение за атомным авианосцем «Д.Эйзенхауэр» и другими кораблями ВМС США и НАТО (ТАКР находился в семиминутной готовности к нанесению ракетного удара по целям в пределах досягаемости главного ударного комплекса и палубной авиации). В этот период по техническим причинам были потеряны СВВП Як-38У (12 июля) и вертолет Ка-27ПЛ (11 августа), пилотов спасли.
ТАКР совершил деловые заходы в сирийские порты Латакия (22 — 29 августа) и Тартус (1 —21 ноября). С 21 ноября боевое охранение ТАКР «Баку» выполнял ЭМ «Отличный». 14 декабря отряд кораблей в сопровождении танкера «Борис Чиликин» проследовал мыс Нордкап. Наличие на «Баку» множества новых радиоэлектронных систем и устройств привлекло пристальное внимание кораблей и авиации стран НАТО. Начиная с турецких проливов, они постоянно вели техническую разведку, причем делали это, по воспоминаниям очевидцев, вплоть до подхода к Кольскому заливу, когда «Баку» все еще сопровождал норвежский корабль разведки «Марьята». 17 декабря 1988 года в 16.00 крейсер торжественно прибыл на рейд Североморска.
Находясь в составе Северного флота, ТАКР (с января 1989 г. — бортовой номер 079) продолжал интенсивно заниматься боевой подготовкой. 8 — 23 августа 1989 года он с оценкой «хорошо» выдержал проверку, проведенную Главной инспекцией Минобороны СССР. За 1989 год корабль прошел в общей сложности 13 267 миль, трижды отрабатывая прикрытие высадки морского десанта, выполнил 10 артиллерийских и четыре ракетные стрельбы, включая две главным комплексом. СВВП совершили 171, а вертолеты 1142 полета с палубы крейсера. Вместе с тем, на боевую службу в Средиземное море корабль больше не ходил.
1 октября 1990 года в рамках реорганизации надводных сил СФ ТАКР «Баку» вошел в состав 44-й дивизии противолодочных кораблей, а 4 октября получил новое наименование — «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (бортовой номер 091) (В настоящее время фактическое название на борту ТАКР — «Адмирал Горшков»).
За 1990 год корабль прошел 4243 мили, на учениях были отработаны задачи по прикрытию с воздуха высадки морского десанта, проведено шесть артиллерийских и две ракетные стрельбы, включая одну ударным комплексом. Палубные самолеты Як-38М выполнили 47, а вертолеты Ка-27 и Ка-25 — 1211 полетов.
1991 год характеризовался уже меньшей интенсивностью боевой подготовки.
Было пройдено всего 1375 миль, проведены четыре артиллерийские и одна ракетная стрельбы, а вертолеты Ка-27 корабельной авиагруппы выполнили 417 полетов. Осенью 1991 года на «Адмирале Горшкове» проводились летно-конструкторские испытания (ЛКИ) многоцелевого СКВВП Як-141. 21 сентября следующего года летчик-испытатель А.А. Синицын впервые посадил Як-141 на палубу крейсера. В тот же день такую же посадку совершил на Як-141 В.А.Якимов. Целью испытаний было определение совместимости самолета и его систем с кораблем и, помимо этого, отработка экстренного старта — поперек полетной палубы прямо с технической позиции. Хотя первая часть испытаний завершилась успешно, вторая не состоялась из-за аварии. 5 октября В.А.Якимов при заходе на посадку не сумел вовремя погасить скорость и, чтобы не выйти за пределы палубы, резко увеличил угол тангажа для торможения самолета. При этом машина (бортовой номер 3) просела и ударилась опорами шасси о палубу, из-за воспламенения разлившегося из пробитого бака топлива начался пожар. После этого испытания Як-141 на корабле прекратили и больше не возобновляли.
Затем ТАКР был поставлен в ремонт, затянувшийся из-за отсутствия средств.
К тому же, крейсер сильно пострадал от пожара 2 февраля 1994 года, в результате которого вышло из строя одно из машинных отделений. В июле 1995-го под тремя машинами «Адмирал Горшков» (бортовой номер 069) выходил на военно-морской парад в Североморске. Наконец, в связи с истечением срока гарантии безопасной эксплуатации основных механизмов, выход в море был запрещен, и корабль поставили в Росте (Кольский залив) на долговременное хранение.
«Индийская перспектива»
В 1996 — 2003 годах правительство РФ активно вело переговоры с Индией о возможной продаже ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». Предварительное соглашение о закупке корабля этой страной было парафировано 21 декабря 1998 года, а 24 января следующего года для более предметного ознакомления с кораблем его посетила индийская военная делегация. В июле того же года ТАКР был переведен в Северодвинск и поставлен к причалу «Севмашпредприятия» для демонтажа избыточного вооружения, РЛК «Марс-Пассат», а также ремонта и переоборудования в классический авианосец со сплошной полетной палубой. По предварительным данным, из прежнего состава вооружения на борту корабля предполагается оставить только четыре батареи 30-мм автоматов АК-630М или заменить их на четыре зенитных ракетно-артиллерийских комплекса «Кортик». Также рассматривается возможность установки одной ПУ противолодочного комплекса РПК-5 «Ливень» и ПУ ударного комплекса «Брамос» (индийская версия нашего «Москита»). Предусматривается осуществить комплекс работ по оснащению корабля новым навигационным и радиолокационным оборудованием.
В носовой части полетной палубы будет установлен взлетный трамплин с углом наклона около 12,5°, оборудованы две стартовые позиции с газоотбойными щитами, расположенные на одной прямой, а также аэрофинишеры и аварийный барьер. При этом имеющийся на корабле газоотбойный щит, установленный ранее для обеспечения ВКР Як-141, вероятно, будет сохранен на своем прежнем месте. Проект предусматривает перепланировку ангара для увеличения его вместимости. Один из самолетоподъемников будет перенесен далее в корму, до кормовой переборки ангара, что позволит получить дополнительные объемы и более рационально организовать их использование. Для компенсации нагрузок, возникающих на левый борт при облегчении в результате демонтажа вооружения и ряда конструкций на надстройке и по правому борту, планируется частично изменить конфигурацию угловой палубы. Как ожидается, в итоге «Адмирал Горшков» будет представлять собой легкий многоцелевой авианосец, который станет самой крупной и мощной боевой единицей ВМС Индии.
После модернизации на корабле предполагается базирование авиагруппы из 28 ЛАК, включая 23 истребителя МиГ-29К и пять вертолетов ПЛО, радиолокационного обнаружения (Ка-28 и Ка-31), а также спасательных. Численность экипажа достигнет 2042 человек, включая 430 человек из состава авиагруппы.
Проектировщик—Невское ПКБ (главный конструктор Б.В.Шмелев). Работы должны финансироваться Индией и рассчитаны на три года. Примерная стоимость переоборудования корабля оценивается в 734 млн долларов, стоимость закупки летательных аппаратов — 823 млн. Общая сумма контракта, заключенного в январе 2004 года, составила 1,6 млрд долларов США. Ожидается, что корабль вступит в строй в 2005 — 2006 годах.