Первые эсминцы Кригсмарине
Летним днем 21 июня 1919 года германские корабли, открыв кингстоны, опустились на дно Скапа-Флоу, положив конец кайзеровскому флоту. Версальский договор разрешал Германии сохранить 6 старых броненосцев, 6 легких крейсеров и по 12 эсминцев и миноносцев (плюс по 4 в резерве). Остатки былого могущества —так называемые «эсминцы» типа V-1, самый «молодой» из которых был построен в 1913 году, — вошли в состав Рейхе-марине. Для них устанавливался предельный срок службы в 15 лет, а водоизмещение кораблей, построенных на замену, не должно было превышать 800 т.
Первой крупной серией боевых кораблей, созданных в промежутке между мировыми войнами, стала дюжина миноносцев типов «Мёве» и «Вольф». При водоизмещении порядка 800 — 1000 т они оснащались двухвальной паротурбинной силовой установкой, развивали скорость 33 — 34 уз. и вооружались тремя 105-мм орудиями и шестью торпедными аппаратами. Разумеется, о соперничестве с современными зарубежными кораблями не могло быть и речи. Командование Рейхсмарине осознавало, что версальские ограничения являются удавкой на шее флота, и в феврале 1933 года пошло на отчаянный шаг—начать проектирование полноценных эскадренных миноносцев, запланировав закладку четырех единиц на начало 1934 года.
Основные требования к будущим кораблям, сформулированные германским военно-морским руководством, отражали его взгляды, оформившиеся еще в конце Первой мировой войны. Отдавая себе отчет в невозможности добиться количественного превосходства над вероятным противником, немецкие адмиралы решили сделать ставку на качественные параметры. Перед конструкторами была поставлена задача создать эсминец, способный конкурировать с зарубежными кораблями аналогичного класса по скорости и огневой мощи. В противоположность традиции кайзеровского флота, артиллерийскому вооружению отводилась главенствующая роль, даже в ущерб торпедному. Дополнительными требованиями были максимально возможная прочность корпуса; хорошие мореходные качества; высокая скорость экономического хода и значительная дальность плавания.
Длительный перерыв в строительстве кораблей этого класса привел к отставанию немецких кораблестроителей от своих зарубежных коллег. Закономерно, что первый законченный эскизный проект являлся не более чем модернизированным миноносцем типа «Мёве» с доведенным до 1100 т водоизмещением.
В 1932 году появились еще два варианта, разработанных фирмами «Шихау» и «Штеттинер Вулкан». Первый представлял собой корабль водоизмещением 1100 т, со скоростью 35 уз., вооруженный тремя 127-мм орудиями, двумя 37-мм, двумя 20-мм автоматами и двумя трехтрубными торпедными аппаратами. Из-за скромности характеристик командование флота его сразу же отклонило. Во втором варианте водоизмещение достигало 1500 т (предел для эсминцев, установленный Лондонским договором 1930 г.), скорость составляла 38 уз., а вооружение состояло из четырех 127-мм орудий, двух 37-мм, двух 20-мм автоматов и двух трехтрубных торпедных аппаратов. 9 марта 1933 года проект «Вулкана» был представлен на рассмотрение главнокомандующему ВМС адмиралу Э.Редеру и также не встретил одобрения. В начале мая главком распорядился довести число орудий главного калибра до пяти и сделать торпедные аппараты четырехтрубными. Дальность плавания в 2200 миль 19-узловым ходом оценивалась экспертами как недостаточная; было высказано требование довести ее до 3000 миль. Это заставило пойти на ряд смелых (если не сказать авантюрных) нововведений, в частности, применить на кораблях высоконапорные котлы с меньшими, по сравнению с обычными, размерами и большим КПД. Тем не менее водоизмещение достигло величины 1850 т — предела, установленного Лондонским договором для лидеров флотилий. Фактически и в это водоизмещение уложиться не удалось, и в конечном итоге к началу Второй мировой войны немецкие эсминцы оказались самыми крупными кораблями своего класса, будучи сопоставимыми по размерам с французскими лидерами.
Дальнейшие работы велись конструкторами частных предприятий. 7 сентября 1933 года на рассмотрение командования флотом было представлено четыре эскизных проекта фирм «Шихау», «Вулкан», «Дешимаг» и «Дойче Верке» (кодовые обозначения SK21 — SK24 соответственно). Наиболее оригинальным стал проект «Шихау» с гладкопалубным корпусом и мощным вооружением из пяти 127-мм орудий в двух спаренных и одной одинарной установках, шести 37-мм, пяти 20-мм автоматов и двух четырехтрубных торпедных аппаратов. Проект фирмы «Вулкан» разрабатывался на основе суперэсминца периода Первой мировой войны и унаследовал его значительные размерения (128,5x11,5x4,2 м), невысокий полубак и массивные трубы. Артиллерийское вооружение включало четыре орудия калибра 127 или 150 мм. В итоге лучшим признали проект фирмы «Дойче Верке», на основе которого и велась проработка окончательного варианта, получившего обозначение «тип 1934» (Обозначение проектов в Германии велось в соответствии с годами их разработки, причем варианты «тип 1934» и «тип 34» были абсолютно идентичны).
Все конструкторские работы завершили к весне 1934 года. 1 апреля последовало решение о начале строительства четырех эсминцев (Z-1—Z-4), предназначенных для замены кораблей, числившихся в резерве. Контракт на постройку был заключен с «Дойче Верке» 7 июля. Спустя три месяца в Киле заложили головной корабль. До конца года одобрили строительство еще 12 единиц. Заказы на них распределились между верфями «Дешимаг» (2-5— Z-8), «Германиаверфт» (Z-9 — Z-13) и «Блом унд Фосс» (Z-14 — Z-16). Поскольку в их конструкцию внесли некоторые изменения, они были отнесены к типу 34А. На самом же деле каждая верфь допускала те или иные отклонения от базового проекта, поэтому эсминцы всех четырех групп различались водоизмещением, конструкцией силовой установки и деталями внешнего вида.
При закладке корабли получили традиционные для германского флота литерно-цифровые обозначения (Z от немецкого «Zerstorer» — эсминец), но уже в ходе строительства им присвоили имена в честь морских командиров времен Первой мировой войны. За пределами Германии эсминцы типов 34 и 34А известны по названию головного как корабли типа «Маасе» (попутно заметим, что в официальных документах для обозначения этих кораблей применялись только именные названия, тогда как в литературе наравне с ними используются и номерные).
Приступая к строительству эсминцев типа 34, германское военно-морское руководство нарушало условия версальских ограничений. Однако их отмена была фактически узаконена подписанием 18 июня 1935 года англо-германского морского соглашения. Последнее определило суммарный тоннаж немецких миноносных сил в 52,5 тыс. т, что было примерно в 5 раз больше версальских норм. Обратной стороной медали стало принятие Германией условий Лондонского договора 1930 года. Пока еще не безразличное к своей репутации в глазах мировой общественности, немецкое военно-морское руководство официально декларировало стандартное водоизмещение эсминцев типа 34/34А величиной 1625 т, а шести следующих (типа 36) — 1811 т. Хотя эти цифры плохо увязывались с внушительными размерами кораблей и их высокой насыщенностью отнюдь не легковесным вооружением, неприятных вопросов ни от англичан, ни от французов не последовало. Любопытно, что фальсифицированные данные этих кораблей встречаются не только в довоенных справочниках, но и в книгах, изданных после окончания Второй мировой. Условия контракта отводили предприятиям-строителям два года на постройку головного эсминца, остальные должны были сдаваться флоту с интервалом в один месяц. Но поскольку вторая половина 1930-х годов характеризовалась массовым обновлением германского флота, верфи оказались перегружены другими заказами. В отведенные временные рамки уложились только «Дойче Верке» и «Дешимаг», на которых строительство одного эсминца занимало не более 29 месяцев; «Блом унд Фосс» строила свои корабли 33 — 36 месяцев, а «Германиаверфт», где одновременно велись работы на тяжелом крейсере «Принц Ойген», шести эскортных кораблях и 25 подводных лодках, сорвала все сроки, затратив от 40 до 46 месяцев на корабль. В результате «Эрих Кёлльнер», заложенный в октябре 1935 года, вошел в состав флота лишь за несколько дней до начала войны. Стоимость одного корабля колебалась между 12,6 млн. рейхсмарок у «Дешимага» и 14,1 млн. у «Блом унд Фосс». Пока верфи разворачивали работы на «маассах», усилия конструкторов сосредоточились на новых кораблях типа 1936,
строительство которых было инициировано программой 1935 года. Хотя разработку их проекта закончили до начала испытаний эсминцев типа 34, в него успели внести изменения, призванные устранить ряд очевидных недостатков предшественников. В первую очередь улучшались мореходные качества. Контракт на постройку шести единиц (Z-17 — Z-22) был заключен с концерном «Дешимаг» 6 января 1936 года. Стоимость постройки всей серии составила 77,248 млн. рейхсмарок. В сентябре заложили головной «Дитер фон Рёдер», и его имя дало неофициальное название для всей серии. Строительство велось поистине ударными темпами: «Карл Гальстер» и «Вильгельм Хайдкамп» были сданы флоту спустя 18 месяцев после закладки. К началу войны в строю находилось четыре корабля данного типа, два последних присоединились к ним до конца 1939 года.
Эсминцы типа «Леберехт Маасс»
Корабль |
Строитель* |
Стапельный номер |
Заказан |
Заложен |
Спущен на воду |
Введен встрой |
Бортовой номер** |
Тип 1934 |
|
|
|
|
|
|
|
Z-1 "Leberecht Maass" |
DW |
K242 |
7.7.1934 |
10.10.1934 |
18.8.1935 |
14.1.1937 |
— |
Z-2 "Georg Thiele" |
DW |
K243 |
7.7.1934 |
25.10.1934 |
18.8.1935 |
27.2.1937 |
13 |
Z-3 "Max Schultz" |
DW |
K244 |
7.7.1934 |
2.1.1935 |
30.11.1935 |
8.4.1937 |
12 |
Z-4 "Richard Beitzen" |
DW |
K245 |
7.7.1934 |
7.1.1935 |
30.11.1935 |
13.5.1937 |
11 |
Тип 1934А |
|
|
|
|
|
|
|
Z-5 "Paul Jacobi" |
Desch. |
W899 |
9.1.1935 |
15.7.1935 |
24.3.1936 |
29.6.1937 |
21 |
Z-6 "Theodor Riedel" |
Desch. |
W900 |
9.1.1935 |
18.7.1935 |
22.4.1936 |
2.7.1937 |
22 |
Z-7 "Hermann Schoemann" |
Desch. |
W901 |
9.1.1935 |
7.9.1935 |
16.7.1936 |
9.9.1937 |
23 |
Z-8 "Bruno Heinemann" |
Desch. |
W902 |
9.1.1935 |
14.1.1936 |
15.9.1936 |
8.1.1938 |
63 |
Z-9 "Wolfgang Zenker" |
Gw |
G535 |
4.8.1934 |
22.3.1935 |
27.3.1936 |
2.7.1938 |
61 |
Z-10 "Hans Lody" |
Gw |
G536 |
4.8.1934 |
1.4.1935 |
14.5.1936 |
13.9.1938 |
82 |
Z-11 "Bernd von Arnim" |
Gw |
G537 |
4.8.1934 |
26.4.1935 |
8.7.1936 |
6.12.1938 |
81 |
Z-12 "Erich Giese" |
Gw |
G538 |
4.8.1934 |
3.5.1935 |
12.3.1937 |
4.3.1939 |
62 |
Z-13 "Erich Koellner" |
Gw |
G539 |
10.11.1934 |
12.10.1935 |
18.3.1937 |
28.8.1939 |
83 |
Z-14 "Friedrich Ihn" |
BuV |
B503 |
19.1.1935 |
30.5.1935 |
15.11.1936 |
6.4.1938 |
33 |
Z-15 "Erich Steinbrinck" |
BuV |
B504 |
19.1.1935 |
30.5.1935 |
24.9.1936 |
31.5.1938 |
31 |
Z-16 "Friedrich Eckoldt" |
BuV |
B505 |
19.1.1935 |
4.11.1935 |
21.3.1937 |
28.7.1938 |
32 |
Тип 1936 |
|
|
|
|
|
|
|
Z-17 "Diether von Roeder" |
Desch. |
W920 |
6.1.1936 |
9.9.1936 |
19.8.1937 |
29.8.1938 |
51 |
Z-18 "Hans Ludemann" |
Desch. |
W921 |
6.1.1936 |
9.9.1936 |
1.12.1937 |
8.10.1938 |
53 |
Z-19 "Hermann Kilnne" |
Desch. |
W922 |
6.1.1936 |
5.10.1936 |
22.12.1937 |
12.1.1939 |
52 |
Z-20 "Karl Galster" |
Desch. |
W923 |
6.1.1936 |
14.9.1937 |
15.6.1938 |
21.3.1939 |
42 |
Z-21 "Wilhelm Heidkamp" |
Desch. |
W924 |
6.1.1936 |
15.12.1937 |
20.8.1938 |
20.6.1939 |
43 |
Z-22 "Anton Schmitt" |
Desch. |
W925 |
6.1.1936 |
3.1.1938 |
20.9.1938 |
24.9.1939 |
41 |
* DW — "Deutsche Werke" (Киль); Desch. — "Deschimag A.G." (Бремен); Gw — "Germaniawerft" (Киль); BuV — "Blohm und Voss" (Гамбург).
** Бортовые номера приведены по состоянию на сентябрь 1939 г.
Список «прототипов» названий эсминцев
Леберехт Маасс (Z-1) - контр-адмирал, командующий Разведывательными силами, погиб 28.8.14 в бою у Гельголанда на крейсере "Кёльн".
Георг Тиле (Z-2) - корветтен-капитан, командир 7-й полуфлотилии миноносцев, погиб 17.10.14 на "S-119", потопленном британским крейсером "Андаунтед" у берегов Англии.
Макс Шульц (Z-3) - корветтен-капитан, командир 6-й флотилии миноносцев, погиб 23.1.17 на "V-69" в бою с британскими крейсерами у р. Маас.
Рихард Байтцен (Z-4) - капитан-лейтенант, командир 14-й флотилии миноносцев, погиб 30.3.18 на "G-87", подорвавшемся на мине в Северном море при попытке спасения экипажей "G-93" и "G-94".
Пауль Якоби (Z-5) - корветтен-капитан, командир 8-й флотилии миноносцев, погиб 12.2.15 на "V-25", подорвавшемся на мине у банки Амрум.
Теодор Ридель (Z-6) - корветтен-капитан, командир 6-й полуфлотилии миноносцев, погиб на "S-54" в Ютландском бою.
Герман Шёман (Z-7) - капитан-лейтенант, командир Фландрской флотилии миноносцев, погиб 1.5.15 на "А-2", потопленном британским эсминцем "Лэфори" у Дувра.
Бруно Хайнеман (Z-8) - капитан-лейтенант, старший офицер линкора "Кёниг", убит матросами во время восстания в Киле 5.11.18.
Вольфганг Ценкер (Z-9) - лейтенант линкора "Кёниг", убит матросами во время восстания в Киле 5.11.18.
Ганс Лоди (Z-10) - обер-лейтенант, офицер германской военно-морской разведки, арестован англичанами в Ирландии, расстрелян в Лондоне 6.11.14.
Бернд фон Арним (Z-11) - капитан-лейтенант, командир "G-42", погиб 21.4.17 со своим кораблем, потопленным британскими лидерами "Броук" и "Свифт" у Дувра.
Эрих Гизе (Z-12) - капитан-лейтенант, командир "S-20", погиб 5.6.17 со своим кораблем, потопленным британским крейсером "Сентаур" у Гарвича.
Эрих Кёлльнер (Z-13) - капитан-лейтенант, командир 8-й флотилии тральщиков, погиб 20.4.18 на "М-64", подорвавшемся на мине у Терсхеллинга при попытке спасения команды другого корабля.
Фридрих Ин (Z-14) - капитан-лейтенант, командир "S-35", погиб со своим кораблем в Ютландском бою.
Эрих Штайнбринк (Z-15) - капитан-лейтенант, командир "V-29", погиб со своим кораблем в Ютландском бою.
Фридрих Экольдт (Z-16) - капитан-лейтенант, командир "V-48", погиб со своим кораблем в Ютландском бою.
Дитер фон Рёдер (Z-17) - капитан-лейтенант, командир 13-й полуфлотилии миноносцев, погиб 11.7.18 на "S-62", подорвавшемся на мине при попытке спасения команды "S-66".
Ганс Людеман (Z-18) - главный флотский механик, погиб 14.5.13 при взрыве котла на миноносце "S-148".
Герман Кюнне (Z-19) - матрос, погиб 23.4.18 при отражении британского десанта в Зеебрюгге.
Карл Гальстер (Z-20) - капитан-лейтенант, командир "S-22", погиб 26.3.18 со своим кораблем, подорвавшемся на мине у Терсхеллинга.
Вильгельм Хайдкамп (Z-21) - обермаат с линейного крейсера "Зейдлиц"; во время боя у Доггер-банки под огнем устранил повреждения 280-мм башенной установки.
Антон Шмитт (Z-22) - боцманмаат, командир орудия крейсера "Фрауэнлоб"; в Ютландском бою продолжал вести огонь вплоть до гибели корабля.
ТТХ эсминцев
|
Тип 34 и 34А* |
Тип 36 |
Водоизмещение, т: стандартное/полное |
2232/3156 (Z-1—Z-4) 2171/3110 (Z-5—Z-8) 2270/3190 (Z-9 — Z-13) 2239/3165 (Z-14 — Z-16) |
2411 /3415 |
Размеренна, м: |
|
|
длина наибольшая |
119 121 |
123** |
длина между перпендикулярами |
114 116 |
120 |
Ширина |
11,3 11,3 |
11,8 |
осадка нормальная / в полном грузу |
3,8/4,3 3,8/4,3 |
3,8/4,3 |
высота борта на миделе |
6,4 6,4 |
6,6 |
Энергетическая установка: |
|
|
число и тип котлов |
6 Вагнера 6 Бенсона |
6 Вагнера |
давление пара, кг/см2 |
70 110 |
70 |
температура пара, °С |
460 510 |
460 |
число валов и тип ТЗА |
2 Вагнера 2 Вагнера |
2 Вагнера |
мощность, л. с. |
70 000 70 000 |
70000 |
мощность электрогенераторов, кВт |
550 550 |
600 |
Скорость, узлов |
38 38 |
38 |
Запас топлива максимальный, т |
770 670 |
787 |
Дальность плавания, миль (при скорости, уз.) *** |
1900(19) 1530(19) |
2020 (19) |
Вооружение: |
|
|
число установок х стволов — калибр, мм (запас снарядов на орудие):
|
5x1 — 127(120) 2x2 — 37(2000) 6x1 —20(2000) |
5x1 — 127(120) 2x2 — 37 (2000) 6x1—20(2000) |
торпедные аппараты х трубы — калибр, мм |
2x4 — 533 |
2x4 — 533 |
глубинные бомбы |
18 |
18 |
Мины |
60 |
60 |
Экипаж, чел. (в т.ч. офицеры) |
325 (10) |
323 (10) |
Примечания:
* В левой колонке приведены данные эсминцев Z-1 — Z-8 с котлами Вагнера, в правой — Z-9 — Z-16 с котлами Бенсона.
** У эсминцев Z-20 — Z-22 с "атлантическим" форштевнем наибольшая длина составляла 125 м.
*** Дальность плавания приводится по данным М. Уитли. Согласно справочнику Э. Тренера, дальность плавания эсминцев с котлами Бенсона составляла 2680 — 2760 миль.