Компоновка и конструкция корпуса
Корабли типа 34 стали первыми полноценными эсминцами, спроектированными и построенными в Германии после почти двадцатилетнего перерыва. Нарушение преемственности, столь характерное для советского кораблестроения того времени, имело место и здесь, хотя и в силу иных причин и не в таких масштабах. Неудивительно, что в конструкции «маассов» новейшие технические решения сочетались с изрядно устаревшими.
Как отмечал еще в 1937 году обозреватель журнала «The Navy» Оскар Парке, «новые немецкие эсминцы являлись комбинацией «Мёве» с французскими лидерами типа «Фантаск». На самом деле у последних было заимствовано только расположение артиллерии, тогда как во внутреннем устройстве, силуэте и форме корпуса заметны характерные «тевтонские» черты. Корпуса эсминцев — без седловатости, с большим удлинением: отношение длины к ширине составляло более 10,5; отношение длины к высоте борта (от киля до верхней палубы) на миделе — около 18. Примерно 40% длины корпуса занимал полубак. Высота надводного борта по форштевню не превышала 5 м, что вкупе с небольшим развалом носовых шпангоутов и неудачной формой якорных клюзов приводило к большому брызгообразованию и заливаемости. Форштевень был почти вертикальным, сверху слегка закругленным; корма — транцевая, закругленная, с характерным для немецких кораблей тоннельным образованием в подводной части. Полубак на первых четырех кораблях первоначально не имел подъема к форштевню, но в 1938 году его переделали, остальные корабли изначально строились с подъемом. На Z-9 — Z-16 форму носовой части слегка модифицировали для улучшения мореходности, из-за чего длина увеличилась на 2 м.
Интересной особенностью конструкции корпуса стал так называемый «staukeil» («водяной клин»), представляющий собой наделку в подводной части в районе винтов для создания на полном ходу подъемной силы, выталкивающей корму из воды и препятствующей тем самым ее заливанию. Однако на практике это приводило к зарыванию в волну носовой части, ухудшению управляемости и рысканью по курсу. Другой проблемой оказалось повышенное напряжение металла в районе кормового подзора, возникавшее практически при любых режимах хода. В итоге «водяной клин» пришлось сначала уменьшить, а впоследствии ликвидировать.
Германские верфи успели приобрести большой опыт сварочных работ, благодаря чему корпуса эсминцев изготавливались цельносварными. Использовалась судостроительная сталь марки St-52 с пределом прочности на разрыв 52 — 61 кг/мм2. Толщина бортовой обшивки равнялась 6 — 11 мм, а палубной доходила до 13 мм, что позволяло ей противостоять пулеметному обстрелу с воздуха. Применялась поперечная система набора. Шпация составляла 1,5 м, уменьшаясь к носу до 1 м, а в районе крайних носового и кормового отсеков — до 0,5 м. Палуба полубака опиралась на 12 продольных стрингеров, у главной палубы они располагались с интервалом в 0,4 м. Эсминцы имели единственную непрерывную палубу — верхнюю; нижняя проходила лишь в оконечностях. Все палубы были водонепроницаемыми.
Второе дно шло в районе машинно-котельных отделений, на 47% длины корабля. Междудонное пространство имело высоту 1,1 м и использовалось для хранения топлива, масла, питьевой и котельной воды. Хотя второе дно повышало общую прочность корпуса и способствовало сохранению плавучести при навигационных авариях, скопление машинных масел и льняных отходов в пустых отсеках второго дна повышало пожароопасность. Так, при столкновении эсминцев Z-32 и Z-37 в январе 1944 года на последнем возник пожар, охвативший 5 — 6 отсеков.
Водонепроницаемые переборки делили корпус на 15 отсеков, нумерация которых в германском флоте традиционно велась от кормы в нос, причем ахтерпик фактически являлся 16-м отсеком. Все переборки доходили до верхней палубы, а в носовой части— до палубы полубака. В I отсеке на нижней палубе располагался кубрик, под ним — рулевая машина с ручным штурвалом; II и III отсеки занимались помещениями унтер-офицеров и офицерскими каютами, под которыми находились погреба боезапаса. В отсеках носовой части (XI — XIV) на главной и нижней палубах размещались кубрики команды, на платформе — погреба главного калибра, холодильник для провизии и цепной ящик. Форпик использовался для хранения боцманского имущества.
Весьма оригинальной была компоновка энергетической установки, характерная только для германского флота и нигде более не применявшаяся. Машинные отделения занимали отсеки IV и VI, котельные — VII, IX и X. Находящиеся между ними отсеки V (вспомогательные механизмы, гирокомпас, погреба зенитных автоматов, зарядная аккумуляторов и торпедная компрессорная станция) и VIII (вспомогательный котел, дизель-генераторы и трансформаторная) выполняли роль своеобразных коффердамов, что улучшало живучесть по сравнению с обычной линейной схемой расположения МКО. Преимуществом же данной схемы, в сравнении с эшелонной, являлась меньшая длина валопровода носовой машины.
Силуэт эсминцев формировался двумя массивными дымовыми трубами с козырьками и тремя надстройками. В носовой на нижнем ярусе располагались канцелярия, шифровальная и радиорубки, на втором — помещение снарядных элеваторов, ходовая и штурманская рубки. В кормовой надстройке размещались каюта командира корабля и офицерская кают-компания, а на шельтердеке между орудиями — помещение элеваторов, служившее одновременно каютой коков и вестовых. От среза полубака к кормовой надстройке тянулся своеобразный «пьедестал» высотой около 1 м; на нем устанавливались торпедные аппараты и средняя надстройка с асимметричной платформой 37-мм автоматов.
Эскадренные миноносцы типа 1936 имели аналогичное внутреннее расположение и отличались только формой корпуса и силуэтом. За счет уменьшения высоты труб и облегчения средней надстройки снизился верхний вес, да и визуально новые корабли выглядели более «приземисто». Удлинение носовой части, увеличение ширины корпуса и развала носовых шпангоутов существенно улучшили мореходность — особенно у трех последних эсминцев (Z-20 — Z-22), которые оснастили клиперным или, как его называли в Германии, «атлантическим» форштевнем. Одновременно была усилена конструкция корпуса, что позволило избежать работ по его подкреплению в ходе службы.
Распределение весовых нагрузок (в % к стандартному водоизмещению)
|
тип 34 |
тип 36 |
Корпус |
32,4 |
34,7 |
Силовая установка |
30,1 |
33,1 |
Вспомогательные механизмы |
7,6 |
6,5 |
Вооружение |
8,7 |
8,1 |
Оборудование |
4,7 |
4,5 |
Питьевая вода |
1,9 |
1,6 |
Вода для котлов |
2,8 |
2,8 |
Топливо |
11,8 |
8,7 |