Вооружение
Эскадренные миноносцы типов 34/34А и 36 имели идентичное вооружение и систему управления огнем. Вся артиллерия для них изготавливалась концерном «Рейнметалл-Борзиг». Главный калибр состоял из пяти 127-мм орудий SK С/34. Любопытно, что первые экземпляры этой артсистемы были изготовлены путем рассверливания стволов 105-ММ/55 пушек С/28. Испытания, проведенные на миноносцах «Леопард» и «Лухс», дали хорошие результаты, и орудия запустили в серийное производство. Реальный калибр орудия С/34 составлял 128 мм, длина ствола — 45 клб. Оно имело лейнированный ствол с вертикальным скользящим затвором, гидравлический откатный механизм и два пружинных накатника. Дальность стрельбы 28-кг снарядом достигала 94 кбт. Заряжание — раздельное. Теоретическая скорострельность 18 — 20 выстр./мин на практике была существенно ниже, особенно в арктических условиях.
Орудия монтировались в открытых одинарных штыревых установках LC/34, обеспечивающих круговое горизонтальное наведение и вертикальное в пределах -10'...+30°. Небольшой угол возвышения не позволял вести стрельбу по воздушным целям, что, впрочем, не выделяет немецкие эсминцы среди своих «собратьев» в худшую сторону — в то время лишь американцы имели эффективную универсальную артиллерию такого калибра. Общая масса установки составляла 10 220 кг, из которых 1870 кг приходилось на бронещит из «вотановской» стали толщиной 8 мм. Вертикальное и горизонтальное наведение обеспечивалось соответственно электрическим и гидравлическим приводами. Обслуживал установку расчет из 10 человек.
Размещение артиллерии на «маассах» и «рёдерах» было одинаковым. Углы обстрела для орудий, располагавшихся в оконечностях, составляли +120' от диаметральной плоскости, установка № 3 могла вести стрельбу в секторе 30° — 150° на каждый борт. Платформы «возвышенных» орудий на эсминцах типа 34 имели ромбовидную форму, на типе 36 — более привычную округлую. Эти установки снабжались специальными снарядными лотками, окаймлявшими ограждение платформ, и существенно облегчали труд заряжающих.
В 1939 году на эсминце «Бруно Хайнеман» были установлены четыре 150-мм орудия на позициях № 1, 2, 3 и 5 для определения их пригодности к использованию на кораблях последующих проектов. Испытания проводились на малом ходу и при хорошей погоде, поэтому результаты оказались весьма обманчивы. К началу войны это вооружение заменили стандартным.
Боезапас главного калибра хранился в четырех погребах на платформе второго дна (погреб № 3 обеспечивал орудия № 3 и № 4). Снарядные стеллажи набирались из съемных деревянных решеток, крепившихся к вертикальным стальным брусьям. Подача боеприпасов осуществлялась электрическими подъемниками (у каждого орудия их было два: основной и вспомогательный). Боекомплект — стандартный для всех типов эсминцев: по 120 снарядов на орудие; с учетом скорострельности этого хватало всего на 7 — 10 минут боя. Для сравнения: у британских «межвоенных» эсминцев — 200, а на таких же кораблях следующих серий еще больше. Во многих случаях немецкие эсминцы в скоротечных столкновениях успевали выпустить до двух третей боезапаса. В сражении под Нарвиком именно израсходование снарядов послужило причиной уничтожения нескольких кораблей своими экипажами.
В боекомплект эсминцев входили фугасные снаряды с взрывателем мгновенного или временного действия, последний, в частности, использовался для ведения заградительного огня по низколетящим торпедоносцам. Сверх штата принималось 100 осветительных снарядов массой 27,4 кг со специальными уменьшенными зарядами.
Управление огнем осуществлялось с двух постов, расположенных на верхнем мостике и средней надстройке. Каждый пост оборудовался 4-метровым стереоскопическим дальномером и визиром центральной наводки (носовой был стабилизирован для определения величины изменения пеленга). Дальномер и директор обслуживались расчетами из трех человек. Центральный артиллерийский пост, включавший так называемую «артиллерийскую решающую станцию» (Artillerierechtenstelle) типа C34/Z фирмы «Цейс», находился в XI отсеке на нижней палубе. В целом эффективность системы управления огнем нельзя было назвать высокой. В столкновениях с британскими кораблями немцы регулярно выдавали меньший процент попаданий.
Зенитное вооружение довоенных германских эсминцев состояло из двух спаренных 37-мм и шести 20-мм автоматов. На кораблях типа «Маасе» 37-мм спарки располагались на площадках в районе второй дымовой трубы, 20-мм автоматы — парами на полубаке по бокам орудия № 2 и шлюпочных кранов, а также на кормовой надстройке между орудиями № 3 и № 4. Размещение зенитной артиллерии на «рёдерах» было похожим, но за счет расширения платформы на средней надстройке 37-мм установки на ней расположили симметрично, сюда же перенесли и пару 20-мм автоматов с кормовой надстройки. Боекомплект вне зависимости от калибра составлял 2000 фугасных или трассирующих снарядов на ствол.
37-мм зенитная пушка С/30 представляла собой полуавтомат с практической скорострельностью не более 40 выстр./мин, зато она обладала высокими баллистическими характеристиками. Спаренные установки LC/30 обеспечивали вертикальное наведение в пределах -9'...+85* и имели гироскопическую систему стабилизации в трех плоскостях. Масса установки составила 3670 кг (из которых 630 кг приходилось на силовой привод), однако эффективность ее вызывала нарекания. Когда в сентябре 1939 года «Якоби» и «Хайнеман» были атакованы у о.Гельголанд британскими бомбардировщиками, отмечалось, что слабые гироскопы не всегда успевали компенсировать быстрые рывки корабля. Немало неприятностей доставляло воздействие воды на открытые установки, что приводило к замыканиям электрических цепей.
20-мм автоматами С/30 в годы войны вооружались практически все корабли Кригсмарине. По сравнению со знаменитым «Эрликоном» немецкая зенитка обладала большими массой снаряда, дальностью стрельбы и досягаемостью по высоте, но существенно уступала в скорострельности, которая на практике ограничивалась 120 выстр./мин из-за неудачной конструкции затвора и малой емкости магазина (20 патронов). Это заставляло делать частые паузы в стрельбе для перезарядки. Поистине феноменальной была живучесть ствола, достигавшая 20 тыс. выстрелов! Впоследствии разработали облегченную (56 кг) и улучшенную модель С/38: ее магазин вмещал 40 патронов, а практическую скорострельность удалось довести до 220 выстр./ мин.
Оба автомата монтировались в одинарных установках L/30, имевших коническое основание, к которому крепилась телескопическая труба, позволявшая регулировать высоту подъема ствола. Вес установки — 420 кг, расчет — 4 — 6 человек. Наиболее удачной 20-мм установкой стала L/38 «Фирлинг», разработанная фирмой «Маузер» в 1941 году и объединявшая четыре автомата С/38. При весе 2150 кг «Фирлинг» развивал скорострельность до 880 выстр./мин и наводился в пределах -10'...+90' по вертикали. На ближней дистанции это было чрезвычайно эффективное оружие.
Система управления зенитным огнем фактически отсутствовала. Дистанционный взрыватель 127-мм снарядов при заградительной стрельбе по самолетам выставлялся по данным дальномерного барабана. 37-мм установки обеспечивались дальномером с базой 1,25 м, а 20-мм автоматы — ручными 70-см дальномерами.
Торпедное вооружение германских эсминцев состояло из двух четырехтрубных аппаратов, приводившихся в действие вручную или дистанционно с мостика с помощью силового гидравлического привода. Пуск торпед при скорости до 28 уз. допускался в секторе от 30' до 150' на каждый борт, на более высокой — от 45' до 135'. Поворот аппарата на 90' осуществлялся за 50 с. Трубы аппаратов — без растворения, изготавливались из легких алюминиевых сплавов, что существенно упрощало технологию. Средние трубы были смещены назад относительно крайних, чтобы предотвратить опасность повреждения хрупких стабилизаторов торпеды при залпе. Выстрел производился сжатым воздухом или пороховым зарядом. Помимо торпед, находящихся в аппаратах, в контейнерах рядом с ними могло храниться до восьми запасных, хотя обычно принималось не более четырех. Перезарядка аппаратов на волнении была сопряжена с огромными трудностями, поэтому вместо запасных торпед зачастую принимался дополнительный боезапас артиллерии.
На эсминцах использовали только парогазовые торпеды G7a (общая масса — 1528 кг, заряд ВВ — 320 кг). В начале войны они страдали от дефектов взрывателей и рулей глубины, что удалось устранить только к концу 1940 года. Характерным примером тому стал первый бой у Нарвика, когда торпеды из залпа «Дитера фон Редера» прошли сразу под тремя (!) британскими эсминцами, не взорвавшись.
Управление торпедной стрельбой осуществлялось с торпедного поста, располагавшегося рядом с артиллерийским. На крыльях мостика стояли торпедные визиры, выдававшие курсовой угол и скорость цели, дальность до которой определялась по дальномеру, позже — по радару. Информация поступала на «решающую станцию» (решения торпедного треугольника), а также автомат залповой стрельбы, определявший временные интервалы при пуске торпед веером. Минимальный интервал между пусками составлял 2 с.
Для постановки мин все германские эсминцы оборудовались съемными рельсами. Штатная нагрузка составляла 60 якорных мин (контактных ЕМС, магнитных EMF и RMB, противолодочных DMA и UMB) или 80 —100 минных защитников (RB и EMR). Для защиты от мин имелись параваны. Они устанавливались на специальный шпирон, выдвигавшийся через отверстие в форштевне ниже ватерлинии. Ширина протраленной полосы составляла 20 — 25 м. В 1939 — 1940 годах все корабли оснастили размагничивающим устройством типа MES.
На вооружении эсминцев стояли глубинные бомбы двух типов — WBF и WBG. Они имели одинаковый заряд (60 кг), но различались массой, скоростью и глубиной погружения. В начале войны стандартная нагрузка составляла 18 глубинных бомб, из которых шесть хранились на кормовых скатах, а остальные — в погребе. Впоследствии у кормовой надстройки стали монтировать по четыре бомбомета.
Гидроакустические средства первоначально ограничивались шумопеленгаторными станциями GHG (Gruppenhorchgerat), включавшими в себя 36 приемников, установленных вдоль бортов, усилитель, компенсатор и два блока питания для усилителя и приемников; коммутатор обеспечивал различные режимы подключения последних. Рабочие частоты: 500 Гц; 1, 3, 6 и 10 кГц. Считалось, что при движении корабля средним ходом станция способна обнаруживать шумы торпед на расстоянии 2000 м, подводной лодки — 500— 700 м, но в боевых условиях она оказалась бесполезной. Появившиеся позже гидролокаторы не улучшили положения. Противник, если и обнаруживался, то лишь после атаки, сами же эсминцы в годы войны не потопили ни одной неприятельской подводной лодки.
Как и большинство немецких кораблей, эсминцы имели развитые средства для постановки дымовых завес, включавшие, в частности, сбрасываемые на плотиках дымовые шашки. Хотя появление эффективных радаров обесценило роль дымоаппаратуры, она сохранялась до конца войны.
Характеристики артиллерии
Модель |
С/34 |
030 |
С/30 |
Калибр, мм / длина ствола, клб. |
127/45 |
37/83 |
20/65 |
Вес орудия с затвором, кг |
3645 |
243 |
64 |
Длина орудия, мм |
5760 |
3074 |
2253 |
Длина ствола, мм |
5430 |
2960 |
1300 |
Число нарезов |
44 |
16 |
8 |
Скорострельность (практ.), выстр./мин |
15-18 |
30 |
120 |
Вес унитарного патрона, кг |
- |
2,1 |
0,32 |
Вес снаряда, кг |
28 |
0,742 |
0,134 |
Вес разрывного заряда, га- |
8,5 |
0,365 |
|
Вес метательного заряда, кг |
8,7 |
0,365 |
0,12 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
830 |
1000 |
835 |
Дальность стрельбы, м/при угле возвышения |
17400/30° |
8500/45° |
4900/45° |
Досягаемость по высоте, м/ при угле возвышения |
- |
6800/85° |
3700/85° |
Живучесть ствола, выстр. |
1950 |
7500 |
20000 |