Вооружение

 

Эскадренные миноносцы типов 34/34А и 36 имели идентичное вооружение и сис­тему управления огнем. Вся артиллерия для них изготавливалась концерном «Рейнметалл-Борзиг». Главный калибр состоял из пяти 127-мм орудий SK С/34. Любопыт­но, что первые экземпляры этой артсистемы были изготовлены путем рассверлива­ния стволов 105-ММ/55 пушек С/28. Испы­тания, проведенные на миноносцах «Леопард» и «Лухс», дали хорошие резуль­таты, и орудия запустили в серийное про­изводство. Реальный калибр орудия С/34 составлял 128 мм, длина ствола — 45 клб. Оно имело лейнированный ствол с верти­кальным скользящим затвором, гидравли­ческий откатный механизм и два пружин­ных накатника. Дальность стрельбы 28-кг снарядом достигала 94 кбт. Заряжание — раздельное. Теоретическая скорострель­ность 18 — 20 выстр./мин на практике была существенно ниже, особенно в арктических условиях.

Орудия монтировались в открытых одинарных штыревых установках LC/34, обеспечивающих круговое горизонталь­ное наведение и вертикальное в преде­лах -10'...+30°. Небольшой угол возвышения не позволял вести стрельбу по воздушным целям, что, впрочем, не выделяет немецкие эсминцы среди своих «собратьев» в худ­шую сторону — в то время лишь американ­цы имели эффективную универсальную ар­тиллерию такого калибра. Общая масса ус­тановки составляла 10 220 кг, из которых 1870 кг приходилось на бронещит из «вотановской» стали толщиной 8 мм. Верти­кальное и горизонтальное наведение обес­печивалось соответственно электрическим и гидравлическим приводами. Обслуживал установку расчет из 10 человек.

Размещение артиллерии на «маассах» и «рёдерах» было одинаковым. Углы об­стрела для орудий, располагавшихся в око­нечностях, составляли +120' от диамет­ральной плоскости, установка № 3 могла вести стрельбу в секторе 30° — 150° на каж­дый борт. Платформы «возвышенных» ору­дий на эсминцах типа 34 имели ромбовид­ную форму, на типе 36 — более привычную округлую. Эти установки снабжались спе­циальными снарядными лотками, окайм­лявшими ограждение платформ, и суще­ственно облегчали труд заряжающих.

В 1939 году на эсминце «Бруно Хайнеман» были установлены четыре 150-мм орудия на позициях № 1, 2, 3 и 5 для опре­деления их пригодности к использованию на кораблях последующих проектов. Испы­тания проводились на малом ходу и при хорошей погоде, поэтому результаты ока­зались весьма обманчивы. К началу войны это вооружение заменили стандартным.

Боезапас главного калибра хранился в четырех погребах на платформе второго дна (погреб № 3 обеспечивал орудия № 3 и № 4). Снарядные стеллажи набирались из съемных деревянных решеток, крепив­шихся к вертикальным стальным брусьям. Подача боеприпасов осуществлялась элек­трическими подъемниками (у каждого ору­дия их было два: основной и вспомогатель­ный). Боекомплект — стандартный для всех типов эсминцев: по 120 снарядов на ору­дие; с учетом скорострельности этого хва­тало всего на 7 — 10 минут боя. Для срав­нения: у британских «межвоенных» эсмин­цев — 200, а на таких же кораблях следующих серий еще больше. Во многих случаях немец­кие эсминцы в скоротечных столкновениях успевали выпустить до двух третей боезапа­са. В сражении под Нарвиком именно израс­ходование снарядов послужило причиной уничтожения нескольких кораблей своими эки­пажами.

В боекомплект эсминцев входили фугас­ные снаряды с взрывателем мгновенного или временного действия, последний, в ча­стности, использовался для ведения загра­дительного огня по низколетящим торпедо­носцам. Сверх штата принималось 100 ос­ветительных снарядов массой 27,4 кг со специальными уменьшенными зарядами.

Управление огнем осуществлялось с двух постов, расположенных на верхнем мостике и средней надстройке. Каждый пост оборудовался 4-метровым стереоско­пическим дальномером и визиром цент­ральной наводки (носовой был стабилизи­рован для определения величины измене­ния пеленга). Дальномер и директор обслуживались расчетами из трех человек. Центральный артиллерийский пост, вклю­чавший так называемую «артиллерийскую решающую станцию» (Artillerierechtenstelle) типа C34/Z фирмы «Цейс», находился в XI отсеке на нижней палубе. В целом эффек­тивность системы управления огнем нельзя было назвать высокой. В столкновениях с британскими кораблями немцы регулярно выдавали меньший процент попаданий.

Зенитное вооружение довоенных гер­манских эсминцев состояло из двух спарен­ных 37-мм и шести 20-мм автоматов. На ко­раблях типа «Маасе» 37-мм спарки распо­лагались на площадках в районе второй дымовой трубы, 20-мм автоматы — парами на полубаке по бокам орудия № 2 и шлю­почных кранов, а также на кормовой над­стройке между орудиями № 3 и № 4. Раз­мещение зенитной артиллерии на «рёдерах» было похожим, но за счет расширения платформы на средней надстройке 37-мм установки на ней расположили симметрич­но, сюда же перенесли и пару 20-мм авто­матов с кормовой надстройки. Боекомплект вне зависимости от калибра составлял 2000 фугасных или трассирующих снаря­дов на ствол.

37-мм зенитная пушка С/30 представля­ла собой полуавтомат с практической ско­рострельностью не более 40 выстр./мин, зато она обладала высокими баллистическими характеристиками. Спаренные уста­новки LC/30 обеспечивали вертикальное наведение в пределах -9'...+85* и имели гироскопическую систему стабилизации в трех плоскостях. Масса установки состави­ла 3670 кг (из которых 630 кг приходилось на силовой привод), однако эффективность ее вызывала нарекания. Когда в сентябре 1939 года «Якоби» и «Хайнеман» были ата­кованы у о.Гельголанд британскими бом­бардировщиками, отмечалось, что слабые гироскопы не всегда успевали компенсиро­вать быстрые рывки корабля. Немало не­приятностей доставляло воздействие воды на открытые установки, что приводило к за­мыканиям электрических цепей.

20-мм автоматами С/30 в годы войны во­оружались практически все корабли Кригсмарине. По сравнению со знаменитым «Эрликоном» немецкая зенитка обладала большими массой снаряда, дальностью стрельбы и досягаемостью по высоте, но существенно уступала в скорострельности, которая на практике ограничивалась 120 выстр./мин из-за неудачной конструкции затвора и малой емкости магазина (20 пат­ронов). Это заставляло делать частые па­узы в стрельбе для перезарядки. Поистине феноменальной была живучесть ствола, достигавшая 20 тыс. выстрелов! Впослед­ствии разработали облегченную (56 кг) и улучшенную модель С/38: ее магазин вме­щал 40 патронов, а практическую скорост­рельность удалось довести до 220 выстр./ мин.

Оба автомата монтировались в одинар­ных установках L/30, имевших коническое основание, к которому крепилась телеско­пическая труба, позволявшая регулировать высоту подъема ствола. Вес установки — 420 кг, расчет — 4 — 6 человек. Наиболее удачной 20-мм установкой стала L/38 «Фирлинг», разработанная фирмой «Маузер» в 1941 году и объединявшая четыре автома­та С/38. При весе 2150 кг «Фирлинг» раз­вивал скорострельность до 880 выстр./мин и наводился в пределах -10'...+90' по вер­тикали. На ближней дистанции это было чрезвычайно эффективное оружие.

Система управления зенитным огнем фактически отсутствовала. Дистанцион­ный взрыватель 127-мм снарядов при заг­радительной стрельбе по самолетам выс­тавлялся по данным дальномерного бара­бана. 37-мм установки обеспечивались дальномером с базой 1,25 м, а 20-мм ав­томаты — ручными 70-см дальномерами.

Торпедное вооружение германских эс­минцев состояло из двух четырехтрубных аппаратов, приводившихся в действие вручную или дистанционно с мостика с по­мощью силового гидравлического привода. Пуск торпед при скорости до 28 уз. допускался в секторе от 30' до 150' на каждый борт, на более высокой — от 45' до 135'. Поворот аппарата на 90' осуществлялся за 50 с. Трубы аппаратов — без растворения, изготавливались из легких алюминиевых сплавов, что существенно упрощало техно­логию. Средние трубы были смещены назад относительно крайних, чтобы предотв­ратить опасность повреждения хрупких ста­билизаторов торпеды при залпе. Выстрел производился сжатым воздухом или поро­ховым зарядом. Помимо торпед, находя­щихся в аппаратах, в контейнерах рядом с ними могло храниться до восьми запасных, хотя обычно принималось не более четы­рех. Перезарядка аппаратов на волнении была сопряжена с огромными трудностя­ми, поэтому вместо запасных торпед зача­стую принимался дополнительный боеза­пас артиллерии.

На эсминцах использовали только па­рогазовые торпеды G7a (общая масса — 1528 кг, заряд ВВ — 320 кг). В начале вой­ны они страдали от дефектов взрывателей и рулей глубины, что удалось устранить только к концу 1940 года. Характерным при­мером тому стал первый бой у Нарвика, ког­да торпеды из залпа «Дитера фон Редера» прошли сразу под тремя (!) британски­ми эсминцами, не взорвавшись.

Управление торпедной стрельбой осу­ществлялось с торпедного поста, распола­гавшегося рядом с артиллерийским. На крыльях мостика стояли торпедные визи­ры, выдававшие курсовой угол и скорость цели, дальность до которой определялась по дальномеру, позже — по радару. Инфор­мация поступала на «решающую станцию» (решения торпедного треугольника), а так­же автомат залповой стрельбы, определяв­ший временные интервалы при пуске тор­пед веером. Минимальный интервал меж­ду пусками составлял 2 с.

Для постановки мин все германские эс­минцы оборудовались съемными рельсами. Штатная нагрузка составляла 60 якорных мин (контактных ЕМС, магнитных EMF и RMB, противолодочных DMA и UMB) или 80 —100 минных защитников (RB и EMR). Для защиты от мин имелись параваны. Они устанавливались на специальный шпирон, выдвигавшийся через отверстие в форштев­не ниже ватерлинии. Ширина протраленной полосы составляла 20 — 25 м. В 1939 — 1940 годах все корабли оснастили размаг­ничивающим устройством типа MES.

На вооружении эсминцев стояли глубин­ные бомбы двух типов — WBF и WBG. Они имели одинаковый заряд (60 кг), но разли­чались массой, скоростью и глубиной по­гружения. В начале войны стандартная на­грузка составляла 18 глубинных бомб, из которых шесть хранились на кормовых ска­тах, а остальные — в погребе. Впослед­ствии у кормовой надстройки стали монти­ровать по четыре бомбомета.

Гидроакустические средства первона­чально ограничивались шумопеленгаторными станциями GHG (Gruppenhorchgerat), включавшими в себя 36 приемников, уста­новленных вдоль бортов, усилитель, компенсатор и два блока питания для усили­теля и приемников; коммутатор обеспечи­вал различные режимы подключения пос­ледних. Рабочие частоты: 500 Гц; 1, 3, 6 и 10 кГц. Считалось, что при движении ко­рабля средним ходом станция способна обнаруживать шумы торпед на расстоянии 2000 м, подводной лодки — 500— 700 м, но в боевых условиях она оказалась бес­полезной. Появившиеся позже гидролока­торы не улучшили положения. Противник, если и обнаруживался, то лишь после ата­ки, сами же эсминцы в годы войны не пото­пили ни одной неприятельской подводной лодки.

Как и большинство немецких кораблей, эсминцы имели развитые средства для постановки дымовых завес, включавшие, в частности, сбрасываемые на плотиках дымовые шашки. Хотя появление эффек­тивных радаров обесценило роль дымоаппаратуры, она сохранялась до конца войны.

 

Характеристики артиллерии

Модель

С/34

030

С/30

Калибр, мм / длина ствола, клб.

127/45

37/83

20/65

Вес орудия с затвором, кг

3645

243

64

Длина орудия, мм

5760

3074

2253

Длина ствола, мм

5430

2960

1300

Число нарезов

44

16

8

Скорострельность (практ.), выстр./мин

15-18

30

120

Вес унитарного патрона, кг

-

2,1

0,32

Вес снаряда, кг

28

0,742

0,134

Вес разрывного заряда, га-

8,5

0,365

 

Вес метательного заряда, кг

8,7

0,365

0,12

Начальная скорость снаряда, м/с

830

1000

835

Дальность стрельбы, м/при угле возвышения

17400/30°

8500/45°

4900/45°

Досягаемость по высоте, м/ при угле возвышения

-

6800/85°

3700/85°

Живучесть ствола, выстр.

1950

7500

20000