Судовые системы и оборудование
Весьма прогрессивным было электрооборудование немецких эсминцев, работавшее на переменном токе напряжением 220 В. В каждом из машинных отделений находилось по турбогенератору мощностью 200 кВт. Для питания корабля при отключенных котлах на «маассах» имелось три дизель-генератора, располагавшихся в отдельном отсеке. Два из них — мощностью 60 кВт, один — 30 кВт (на Z-9 — Z-16 все три по 50 кВт). Общая мощность электростанции достигала 550 кВт (для сравнения: у новейших британских эсминцев типа «Трайбл» — 190 кВт, у советских «семерок» — 150 — 200 кВт, у построенных пятью годами позже американских «флетчеров» — 680 кВт). Суммарная мощность электростанции на эсминцах типа «Рёдер» была повышена за счет установки более мощных дизель-генераторов (два — по 80 кВт, один — 40 кВт). В состав электропотребителей входили все палубные механизмы и часть вспомогательных механизмов.
Эсминцы типа «Маасе» имели по два прожектора: 90-см боевой устанавливался на площадке на средней надстройке, 60-см сигнальный — на площадке фок-мачты. «Рёдеры» (кроме двух последних) несли дополнительный 60-см прожектор позади носового дальномера. В ходе службы расположение прожекторов неоднократно менялось, к концу войны они исчезли с большинства кораблей.
Водоотливные средства включали специальные отливные помпы, а при необходимости к основной магистрали могли подключаться циркуляционные насосы. Суммарная производительность составляла 2100 т/ч, что считалось большой величиной, но, как показал боевой опыт, отнюдь не лишней.
Эсминцы обоих типов оснащались одним балансирным рулем. Максимальный угол перекладки составлял 40' на каждый борт. Рулевых постов было два — основной в ходовой рубке и запасной на средней надстройке. Рациональные немцы отказались от традиционных штурвалов — их функцию выполнял поперечный клавишный переключатель, нажимая на один из концов которого рулевой замыкал цепь электрической рулевой машины, и руль перекладывался в соответствующую сторону. Аварийное управление могло осуществляться из румпельного отделения с помощью ручного штурвала. Эсминцы оснащались гирокомпасами системы «Аншютц», репитеры которых устанавливались на мостике, в ходовой рубке и в постах управления огнем. Магнитные компасы, в противоположность британской практике, играли роль вспомогательных.
По проекту эсминцы должны были оборудоваться пассивными успокоителями качки по типу цистерн Фрама, состоявшими из двух цистерн с водой, переливанием которой управляла гиросистема. Установить их успели только на нескольких кораблях. Низкая эффективность успокоителей, показанная на испытаниях, заставила отказаться от них в пользу обычных скуловых килей, правда, на Z-20 последние так и не были установлены.
Шлюпочное вооружение «маассов» включало в себя два моторных катера, гребной катер и шлюпку-тузик. На «рёдерах» имелось два моторных катера, вельбот и полубарказ. В военное время эсминцы оборудовались дополнительными спасательными плотиками характерной квадратной формы. Они крепились на надстройках, обвесах мостиков, торпедных аппаратах и щитах орудий.