Эсминцы вступают в бой

 

Довоенная карьера германских эсмин­цев была недолгой и не изобиловала ярки­ми моментами. Вступив в строй, «маассы» включились в напряженную флотскую уче­бу: участвовали в маневрах, наносили ви­зиты в заграничные порты. Осенью 1938 го­да во время Судетского кризиса эсмин­цы 2-го дивизиона («Якоби», «Ридель» и «Шёман») совместно с броненосцем «Ад­мирал Граф Шпее» совершили поход в ис­панские воды, где еще шла гражданская война. В мае следующего года «Маасе», «Байтцен», «Тиле», «Шульц», «Ин», «Экольдт» и «Кюнне» находились в числе кораблей, первыми вошедших в оккупиро­ванный немцами Мемель.

23 августа 1939 года германский флот получил приказ на развертывание в рам­ках готовящегося нападения на Польшу. Эс­минцы приняли боезапас и вышли на пози­цию в Западную Балтику. Там они имели контакт с польскими эсминцами «Гром», «Блыскавица» и «Бужа», совершавшими переход в Англию, но, поскольку война еще не была объявлена, корабли разошлись в море. В ночь на 27 августа на «Шульце» возникли неполадки в котлах. Устранив не­исправность, он догнал соединение, но в 2.24 в темноте протаранил миноносец «Тигер», который спустя 40 минут затонул. Эс­минец также получил повреждения носовой части, и его отбуксировали в Штеттин на ремонт, продолжавшийся около месяца.

Боевые действия против Польши нача­лись 1 сентября. К этому моменту в Пиллау находились флагманский «Маасе» и ко­рабли 1-го («Байтцен», «Тиле»), 3-го («Ин», «Штайнбринк», «Экольдт»), 6-го(«Ценкер», «Хайнеман») и 8-го («Арним», «Лоди») ди­визионов. Их роль свелась к патрулирова­нию в Данцигской бухте, где на следующий день «Фридрих Ин» был безрезультатно атакован польской подводной лодкой «Сеп».

Единственным заметным эпизодом кам­пании стал бой у Хеля 3 сентября, когда «Леберехт Маасе» под флагом FdT контр­адмирала Лютьенса и «Вольфганг Ценкер», высланные на разведку этой военно-морс­кой базы, вступили в бой с минным загра­дителем «Грыф» и эсминцем «Вихер». Уже второй залп флагманского эсминца дал на­крытие. «Грыф» получил попадание одно­го снаряда, уничтожившего батарею зенит­ных автоматов (погиб один матрос). Ответ­ный огонь был не менее точным. Спустя 17 минут снаряд разорвался у носового шель­тердека «Маасса», погибли четыре челове­ка расчета орудия № 1, еще четыре были ранены. Немцы увеличили ход, поставили дымовую завесу и вскоре вышли из боя.

Операции в Северном море начались 3 сентября, когда германский флот приступил к созданию оборонительного заграждения «Вествалль» («Западный вал») в Гельголандской бухте. Помимо заградителей, к этому привлекли 16 эсминцев и 10 миноносцев. Другим родом деятельности миноносных сил стало патрулирование в Балтийских проливах. В период с 12 сентября по 20 фев­раля было совершено 11 выходов в Ска­геррак и Каттегат, в которых участвовало 18 эскадренных миноносцев. Для досмотра задержали более 100 торговых судов, часть из них захватили в качестве призов.

Наибольшего успеха в первые месяцы войны немецкие эсминцы добились в ходе активных минных постановок у побережья Англии. Первая такая операция была про­ведена в ночь на 18 октября, когда шесть кораблей выставили 300 мин в устье реки Хамбер. Жертвами постановки стали 7 су­дов (25 825 брт). До февраля 1940 года эскадренные миноносцы выставили 11 мин­ных полей (в общей сложности 2160 кон­тактных и магнитных мин (Данные П. Эрвье и М. Уитли; по другим источникам — от 1746 до 1880 мин, в т.ч. 648 магнитных)) у Ньюкасла, Кромера, Офорднесса, в устьях Хамбера и Темзы. Наиболее активно участвовавший в постановках «Фридрих Экольдт» совер­шил пять выходов, «Кюнне» и «Хайд­камп»— по четыре, «Байтцен», «Хайне­ман», «Ин», «Штайнбринк» и «Гальстер» — по три, «Ценкер», «Лоди», «Кёлльнер» и «Людеман» — по два, «Шульц», «Арним», «Гизе», «Рёдер» и «Шмитт» — по одному.

Итогом стала гибель 67 торговых судов общим тоннажем 241 022 брт, трех эсмин­цев («Бланш», «Джипси» и «Гренвилл») и девяти вспомогательных кораблей, еще 79 судов (248 435 брт) и два боевых корабля получили повреждения. Столь впечатляю­щие результаты, достигнутые немцами в этот период, связывают с именем коммо­дора Фридриха Бонте, занявшего пост На­чальника эсминцев 26 октября 1939 года.

Англичане оказались совершенно не го­товыми к тому, что надводные корабли про­тивника могут действовать буквально под носом у британского флота. Достаточно сказать, что в ходе первых операций нави­гационными ориентирами для немецких эсминцев служили горевшие маяки.

В ночь на 7 декабря произошло первое столкновение немецких эсминцев с непри­ятельскими кораблями того же класса. Воз­вращавшиеся с постановки у Кромера «Ганс Лоди» и «Эрих Гизе» обнаружили два неопознанных силуэта, оказавшихся бри­танскими «Джуно» и «Джерси». Использо­вав элемент внезапности, в 3.14 с дистан­ции около 25 кбт «Лоди» выпустил три тор­педы по головному кораблю противника, избежавшему попаданий из-за большой установки глубины хода. Одновременно «Гизе» дал четырехторпедный залп по «Джерси», поразив его в левый борт в рай­оне кормового торпедного аппарата. Эсми­нец получил тяжелые повреждения, но ос­тался на плаву. От гибели его спасло лишь то, что командир 4-й флотилии капитан-цурзее Эрих Бей не предпринял попыток развить успех. Англичане же, уверенные в том, что роковую торпеду выпустили с под­водной лодки, к поединку с надводными кораблями вообще не были готовы.

Вскоре ночи стали более короткими, и это заставило немцев отказаться от привле­чения эскадренных миноносцев к активным минным постановкам. Вместо этого было решено провести операцию против британ­ских рыболовных судов, получившую кодо­вое наименование «Викингер». Утром 22 фев­раля 1940 года шесть эсминцев 1-й фло­тилии («Экольдт», «Байтцен», «Кёлль­нер», «Ридель», «Шульц» и «Маасе») под командованием фрегаттен-капитана Берге­ра вышли из Вильгельмсхафена и к вечеру находились севернее о. Терсхеллинг. Око­ло 19 часов сигнальщики обнаружили не­известный самолет, на кораблях сыграли воздушную тревогу, а «Байтцен» и «Келльнер» открыли зенитный огонь, на что само­лет ответил пулеметными очередями. Вспышки выстрелов осветили немецкие кресты на крыльях. С «Шульца» передали по радио: «Это свой», но было уже поздно.

В 19.44 две бомбы упали позади «Маасса», третья взорвалась на носовой над­стройке. Убило командира корабля корветтен-капитана Фрица Бассенге. Спустя 12 минут раздался новый мощный взрыв. Ког­да дым рассеялся, на поверхности оста­лись только две полузатонувшие оконечно­сти корпуса. Остальные эсминцы спустили шлюпки и приступили к спасению уцелев­ших — им удалось поднять всего 60 из 342 членов экипажа «Леберехта Маасса».

Тем временем «Теодор Ридель» начал противолодочный поиск и в 20.08 атаковал якобы обнаруженную субмарину. Скорость корабля в момент сброса глубинных бомб была небольшой, поэтому взрывной волной повредило рулевое управление. Дальней­шее скорее напоминало панику. Подводные лодки и торпеды стали мерещиться нем­цам повсюду, поэтому фрегаттен-капитан Бергер приказал прекратить спасательные работы и уходить полным ходом. В знак протеста против этого решения командир «Экольдта» корветтен-капитан Шеммель покинул мостик. В суматохе был потерян контакт с «Максом Шульцем», лишь через полчаса его обломки обнаружил «Келльнер», вернувшийся к месту трагедии. «Шульц» затонул со всем экипажем, вклю­чая корветтен-капитана Трампедаха.

Итогом провальной операции стала ги­бель двух эсминцев и 590 моряков. По офи­циальной версии, виновником был назван пилот бомбардировщика Не-111 из соста­ва 26-й боевой эскадры, не имевший опы­та опознавания морских целей и введенный в заблуждение зенитным огнем эсминцев. Вызывала удивление лишь исключитель­ная точность бомбометания. Сомнения рас­сеялись уже после войны, когда выясни­лось, что накануне британские эсминцы-заградители 20-й флотилии выставили минную банку на фарватере заграждения «Вествалль». По всей видимости, «Маасе» и «Шульц» стали жертвами английских мин.