«Учения на Везере»
2 апреля 1940 года Гитлер отдал распоряжение о начале операции «Везерюбунг» по захвату Норвегии и Дании. Для высадки морских десантов было сформировано 11 корабельных групп. Группа I, предназначенная для захвата Нарвика, состояла из 10 эскадренных миноносцев («Тиле», «Ценкер», «Арним», «Гизе», «Кёлльнер», «Редер», «Людеман», «Кюнне», «Хайдкамп», «Шмитт») под командованием коммодора Бонте. Приняв на борт войска в Везермюнде, незадолго до полуночи 6 апреля корабли вышли в море. Вместе с ними выдвинулись линкоры «Шарнхорст» (флаг вице-адмирала Лютьенса) и «Гнейзенау». Рано утром в Гельголандской бухте состоялась встреча с вышедшими из Куксхафена кораблями группы II (тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер», эсминцы «Якоби», «Ридель», «Хайнеман», «Экольдт»), направлявшимися в Тронхейм. На каждом из эсминцев находилось примерно по 200 горных егерей.
Тронхейм пал практически без сопротивления (если не считать нескольких залпов норвежских береговых батарей). 11 апреля «Теодор Ридель» захватил пытавшиеся выскользнуть из мышеловки Тронхеймс-фьорда норвежские сторожевики «Фозен» и «Стейнхьер». Из-за недостатка топлива «Хайнеман» и «Экольдт» задержались в порту до 14 апреля; «Якоби» и «Ридель», получивший повреждения в результате касания грунта, оставались в Норвегии дольше. Им довелось высаживать десанты, поддерживать огнем свои войска, а снятые с эсминцев орудия и зенитные автоматы пошли на вооружение береговых батарей и реквизированных судов. Командир 2-й флотилии эсминцев фрегаттен-капитан фон Пуфендорф временно исполнял обязанности военно-морского коменданта Тронхейма...
Наиболее драматичным моментом Норвежской кампании стали события в Нарвике. Утром 9 апреля на входе в Уфут-фьорд немецкие эсминцы задержали три норвежских сторожевика («Михаэль Саре», «Кельт» и «Сенья»). «Ценкер», «Кёлльнер» и «Кюнне» высадили десант в Херьянгс-фьорде, позже туда же прибыл «Эрих Гизе», отставший от группы из-за заливания машин во время шторма.
Три оставшихся эсминца коммодор Бонте повел к Нарвикской гавани, но в 5.15 на их пути возник броненосец береговой обороны «Эйдсволль». Для норвежцев появление германских кораблей не оказалось неожиданным, и они встретили непрошеных гостей выстрелом из 210-мм орудия. Флагманский «Вильгельм Хайдкамп» застопорил машину и поднял примирительный сигнал «Высылаю шлюпку с офицером». Норвежцы прекратили огонь. Немецкий парламентер корветтен-капитан Герлах сообщил командиру «Эйдсволля», что немцы пришли как друзья и защитники, но при этом предложил разоружиться. Получив отказ, Герлах спустился обратно в шлюпку и, отойдя на безопасное расстояние, выпустил красную ракету, за которой без промедления последовал двухторпедный залп «Хайдкампа». Удар пришелся в район носовых пороховых погребов «Эйдсволля». Страшный взрыв разнес старый корабль на куски. Из всей команды удалось спастись только шести морякам, 177 человек погибли. Около 5.45 в бой вступил второй броненосец — «Норге». Залпы устаревших орудий ложились перелетами. Броненосец успел выпустить пять 210-мм и семь 150-мм снарядов. «Бернд фон Арним» (корветтен-капитан Рехель) ответил своим 127-мм калибром и семью торпедами. Пораженный двумя из них, корабль перевернулся и затонул вместе со 102 членами экипажа, 89 были спасены. С гибелью «Норге» сопротивление прекратилось. Эсминцы вошли в гавань и начали высадку. Город удалось занять без сопротивления.
После длительного перехода на германских эсминцах практически не осталось топлива, а в их распоряжении имелся единственный танкер «Ян Веллем» (второй — «Каттегат» — был потоплен норвежским сторожевиком). Перекачка нефти проходила крайне медленно, так как танкер мог обслуживать не более двух кораблей одновременно, затрачивая на каждый по семь-восемь часов. К вечеру заправили только «Хайдкамп», поэтому было решено отложить возвращение группы на сутки. Эта задержка для немецких кораблей имела самые роковые последствия.
На рассвете 10 апреля в Уфут-фьорде появилась британская 2-я флотилия эсминцев кэптена Уорбёртона-Ли («Харди», «Хотспер», «Хэвок», «Хантер», «Хостайл»). Из-за неразберихи в приказах дозорный «Дитер фон Рёдер» вернулся в нарвикскую гавань, поэтому нападение англичан оказалось совершенно внезапным. В 5.35 торпеда с «Харди» попала в кормовую часть «Вильгельма Хайдкампа». Последовавшая детонация собственных торпед разрушила корабль вплоть до машинного отделения № 1. Погибли коммодор Бонте и 82 члена экипажа.
Искореженный эсминец пришвартовали к борту нейтрального парохода, чтобы избежать мгновенного затопления, но на следующее утро он опрокинулся и ушел на дно. «Антон Шмитт» стал жертвой двух торпед, выпущенных «Хантером». Взрывной волной его командира корветтен-капитана Бёме выбросило далеко за борт; потери составили 52 человека. На стоявшем в нескольких метрах «Кюнне» сдвинулись с фундаментов и вышли из строя обе машины. Придя в себя, артиллеристы «Кюнне», «Людемана» и «Рёдера» открыли огонь, но добиться попаданий не смогли, а выпущенные «Рёдером» торпеды прошли под тремя британскими эсминцами, не причинив им вреда. Зато ответным огнем были серьезно повреждены «Людеман» и «Рёдер», а также потоплено восемь стоявших в гавани пароходов.
После почти часового избиения англичане начали отход. Внезапно справа по курсу появились три германских эсминца. «Ценкер», «Кёлльнер» и «Гизе», ведомые капитаном-цурзее Беем, вышли из Херьянгс-фьорда и завязали новый бой. Почти одновременно открыли огонь и преградившие путь британской флотилии «Арним» и «Тиле». В 6.57 они с небольшой дистанции обстреляли головной «Харди», после чего обменялись безрезультатными торпедными залпами с «Хэвоком». Ситуация резко изменилась в пользу немцев. Меткие перекрестные залпы германских эсминцев быстро превратили «Харди» в пылающий остов. Кэптен Уорбёртон-Ли был смертельно ранен, а потерявший управление корабль выбросился на берег. Серьезно пострадали «Хотспёр» и «Хантер». В свою очередь, «Тиле» был поражен семью снарядами, но продолжил бой, выпустив три торпеды, одна из которых попала в «Хантер». Вслед за этим потерявший управление «Хотспёр» протаранил торпедированного «собрата». Столкнувшиеся корабли в упор расстреливались подошедшими «Ценкером», «Кёлльнером» и «Гизе». Через некоторое время «Хантер» затонул. «Хотспёру» удалось уйти, управляясь одними машинами.
Сражение могло бы завершиться убедительной победой немцев, если бы не нерешительность капитана-цурзее Бея, отказавшегося от преследования отходящего противника. Для германских кораблей это имело самые негативные последствия, поскольку при выходе из Уфут-фьорда англичане уничтожили идущее в Нарвик судно снабжения «Рауэнфельс». В результате эсминцы, истратившие в бою по меньшей мере половину снарядов и большое число торпед, лишились возможности пополнить свой боезапас.
Вечером «Ценкер» (корветтен-капитан Пёниц) и «Гизе» (корветтен-капитан Шмидт) предприняли попытку прорыва, но, встретив превосходящие силы противника, вынуждены были вернуться. Заблокированным в фьорде немецким эсминцам оставалось только ждать своей участи.
Второе сражение под Нарвиком развернулось 13 апреля 1940 года. Британская эскадра под командованием вице-адмирала Уайтворта, состоявшая из линкора «Уорспайт» и девяти эсминцев («Бедуин», «Коссак», «Панджаби», «Эскимо», «Кимберли», «Хироу», «Икарес», «Форестер» и «Фоксхаунд»), вошла в Уфут-фьорд вскоре после полудня. Первым в бой с англичанами вступил «Эрих Кёлльнер», почти не имевший хода из-за полученных повреждений. Предупрежденные с самолета-разведчика эсминцы «Бедуин», «Панджаби» и «Эскимо» успели развернуть свои орудия и торпедные аппараты, поэтому положение «Кёлльнера» стало безнадежным. В течении 10 минут он получил торпеду в носовую часть и множество снарядных попаданий. По приказу командира фрегаттен-капитана Шульце-Хинрихса экипаж оставил корабль, но расчет одного 127-мм орудия продолжал сражаться. Тогда «Уорспайт» ввел в действие свой главный калибр. После шестого залпа линкора все было кончено. Потери команды «Кёлльнера» — 31 убитый и 39 раненых. Оказавшиеся на берегу немецкие моряки попали в плен к норвежцам, и их освободили только в июне.
В 13.15 «Ценкер», «Арним» и «Людеман» вышли в Уфут-фьорд, где к ним присоединились «Кюнне» и «Гизе». Начался маневренный бой. Противники прятались в снежных зарядах, обменивались артиллерийскими и торпедными залпами, неэффективными из-за плохой видимости. Только «Бедуин» получил несколько попаданий. В разгар боя появились десять бомбардировщиков «Суордфиш» с авианосца «Фьюриес». Высокая скорость и непрекращающееся маневрирование спасли германские эсминцы от попаданий, два самолета были сбиты огнем их зенитных автоматов. Выпущенные «Ценкером» торпеды прошли вблизи от «Уорспайта», но ущерба англичанам не нанесли. К 14.50 немцы, израсходовав почти все снаряды, отошли в Румбакс-фьорд, приготовив корабли к взрыву.
«Тиле» и «Людеман», еще сохранившие в аппаратах несколько торпед, заняли выгодную позицию у Стрёмнеса в наиболее узкой части фьорда. Наблюдатели «Германа Кюнне» не разглядели сигнала флагмана к отходу. Командир эсминца корветтен-капитан Коте принял решение уходить в Херьянгс-фьорд, чтобы выброситься на берег, спасти экипаж и взорвать корабль, не имевший повреждений и потерь, но израсходовавший весь боезапас. Преследовавший «Кюнне» британский «Эскимо» в 15.13 выстрелил торпеду. Мощный взрыв переломил эсминец пополам, причем невозможно определить, было ли это результатом торпедного попадания или же успели сработать подрывные заряды.
Развернувшись, «Эскимо» направился в Румбакс-фьорд, где его поджидали «Георг Тиле» и «Ганс Людеман». Торпеда «Тиле» застигла «англичанина» врасплох. Поставленная немцами при отходе дымовая завеса еще не рассеялась, а ширина фьорда в этом месте составляла немногим более кабельтова, что исключало возможность уклонения. Попадание произвело сильные разрушения, — взрывом была оторвана носовая оконечность корабля вплоть до второго орудия. Англичанам еще повезло, что вторая торпеда «Тиле» не вышла из аппарата, а торпедный залп «Людемана» оказался неточным — иначе шансов остаться на плаву у «Эскимо» практически бы не было.
Подоспевшие «Форестер», «Хироу» и «Бедуин» открыли по немецким эсминцам ураганный огонь. «Тиле» отвечал редкими выстрелами, но вскоре истощение погребов и тяжелые повреждения заставили его орудия замолчать. Около 16.00 эсминец выбросился на мель и переломился на две части. «Людеман» отошел в глубь Румбакс-фьорда и присоединился к находившимся там «Ценкеру» и «Арниму». Отсутствие снарядов и торпед делало дальнейшее сопротивление невозможным. Немецкие моряки взорвали свои корабли. Из-за небрежности при закладке подрывных зарядов «Людеман» остался на плаву. Англичане подняли на нем свой флаг, намереваясь отбуксировать в качестве трофея, но затем отказались от этого намерения и потопили корабль торпедой эсминца «Хироу». Между тем в гавани Нарвика оставались «Эрих Гизе» и «Дитер фон Рёдер», пришвартованный к пирсу из-за полученных в прошлом бою повреждений. Около 15 часов они вступили в огневой поединок с двумя британскими эсминцами. «Панджаби» был накрыт меткими залпами немецких артиллеристов и получил повреждения, два снаряда угодило в «Рёдер», не вызвав серьезных последствий. В 15.05 «Гизе» вышел из гавани, но сразу же попал под ураганный огонь «Уорспайта». Эсминец дал безрезультатный торпедный залп, а после израсходования всех снарядов был оставлен экипажем. Англичане продолжали расстреливать дрейфующий и горящий корабль, добившись множества попаданий прежде, чем он затонул.
«Уорспайт» перенес огонь на «Рёдер». Снаряды линкора взрывались на пристани и в порту, но ни один из них так и не попал в неподвижный германский эсминец. Зато вошедший в гавань «Коссак» был встречен его меткими залпами. В ходе короткой артиллерийской дуэли (у немцев скоро закончились боеприпасы) британский корабль получил четыре попадания. Лишившись управления из-за повреждения рулевого устройства, «Коссак» выскочил на мель. «Рёдер» же получил только одно попадание. Но когда его орудия вынужденно замолчали, корветтен-капитан Холторф приказал экипажу сойти на берег. «Фоксхаунд» попытался взять германский корабль на абордаж. Тем временем один из офицеров «Рёдера» заложил подрывные заряды и поджег запалы с таким расчетом, чтобы взрывом были уничтожены оба эсминца. Случайная пулеметная очередь с берега помешала замыслу немцев. Не дойдя до пирса всего 50 м, «Фоксхаунд» застопорил машины, а затем дал полный назад. В 16.20 на «Рёдере» раздался взрыв. Сорванный с места и поднятый в воздух торпедный аппарат упал в воду в 150 м от корабля, а обломки рубки рухнули на набережную.
Англичане ушли, оставив обгоревшие и полузатопленные корпуса германских кораблей, некоторые из них находятся там и по сей день. Немецкие потери составили 128 убитых и 67 раненых (еще 163 человека погибли во время боя 10 апреля). Из состава экипажей эсминцев был сформирован полк морской пехоты численностью около 2100 человек, позже сражавшийся против союзных войск на суше вместе с горными стрелками.
Официальная пропаганда окружила сражения под Нарвиком ореолом героизма.
Коммодор Бонте (посмертно), капитан-цурзее Бей, командир 1-й флотилии фрегаттен-капитан Фриц Бергер, командиры «Георга Тиле» и «Вильгельма Хайдкампа» корветтен-капитаны Макс-Экарт Вольфф и Ганс Эрдменгер были награждены Рыцарскими крестами. 15 мая Бей занял пост FdZ. Пропагандистская шумиха полностью скрыла причины одного из крупнейших поражений германского флота, ведь в Нарвике было потеряно 10 эскадренных миноносцев, ровно половина от общего числа кораблей этого класса, которыми располагала Германия. Возникает вопрос: могли бы события развиваться иначе? Теоретически эсминцы имели неплохие шансы своевременно покинуть Нарвик. Этого не произошло из-за двух, казалось бы, случайностей: нахождения поблизости британской эскадры и гибели второго танкера. Однако разработчиками плана операции не было учтено, что заправить эсминцы достаточно быстро не удалось бы в любом случае! Задержка с отправлением в обратный путь вынесла группе смертный приговор, и виной тому прежде всего — конструктивные недостатки германских эсминцев...
Вновь у берегов Норвегии немцы появились в начале лета. Группа из четырех эсминцев под командованием капитана-цурзее Бея («Поди», «Шёман», «Штайнбринк», «Гальстер») сопровождала линкоры «Гнейзенау» (флаг адмирала Маршалля), «Шарнхорст» и тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» в ходе операции «Юно». Корабли вышли из Киля 4 июня. Уже в море поступило сообщение о начале эвакуации союзников из Северной Норвегии, и с рассветом 8-го числа Маршалль развернул свои корабли в широкую завесу, намереваясь атаковать транспорты противника.
Первой жертвой соединения стали британский танкер «Ойл Пайонир» и эскортировавший его вооруженный траулер «Джунипер». После обстрела с тяжелого крейсера оба были потоплены торпедами эскадренных миноносцев. Затем «Карл Гальстер» обнаружил лайнер «Орама», но не рискнул атаковать его, приняв за вспомогательный крейсер. В конечном итоге транспорт оказался потоплен артиллерией «Хиппера».
После полудня «Хиппер» и эсминцы, испытывавшие недостаток топлива, взяли курс на Тронхейм, предприняв крейсерство у норвежского побережья, при этом эсминцу «Ганс Лоди» удалось захватить рыболовный пароход «Элин». Тем временем линкоры отправили на дно авианосец «Глориес» и сопровождавшие его эсминцы «Ардент» и «Акаста», однако перед гибелью последнему удалось торпедировать и тяжело повредить «Шарнхорст». Здесь снова дала о себе знать недостаточная дальность плавания немецких эскадренных миноносцев. Останься они при линкорах, возможно, им удалось бы предотвратить попадание.
Теперь же четверке эсминцев Бея совместно с четырьмя миноносцами пришлось эскортировать поврежденный «Шарнхорст» в Киль (20 — 23 июня). А 20 июня пострадал и второй линкор — «Гнейзенау»: его торпедировала британская субмарина «Клайд». Операция по переводу корабля из Тронхейма в Киль, проведенная 25 — 27 июля с участием эсминцев «Лоди», «Якоби», «Ин», «Гальстер» и пяти миноносцев, стоила немцам миноносца «Лухс», потопленного 26 июля подводной лодкой «Темз».