У берегов Англии

 

После окончания Норвежской кампании число боеспособных эскадренных минонос­цев резко уменьшилось. Между 14 августа и 6 сентября 1940 года корабли 5-й флотилии капитана-цурзее Бергера совершили три выхода в Северное море на сопровождение минных заградителей, а затем получили при­каз на перебазирование во французские пор­ты. 9 сентября «Лоди» (брейд-вымпел FdZ капитана-цурзее Бея), «Гальстер», «Ридель», «Ин» и «Экольдт» вышли из Вильгельмсхафена и спустя два дня прибыли в Брест. Позже к ним присоединились «Якоби» и «Штайнбринк». Их задачей стало нарушение прибрежных коммуникаций у юго-западного побережья Великобритании.

После безрезультатного рейда к мысу Лизард в ночь на 20 сентября флотилия произ­вела минную постановку в районе Фалмута. «Лоди», «Якоби», «Ин», «Штайнбринк», «Гальстер» с минами на борту и осуществ­лявшие прикрытие «Экольдт» с «Риделем» покинули Брест вечером 28 сентября. Не­смотря на корабельные дозоры противника, операция прошла успешно, жертвами мин стали 5 пароходов общим тоннажем 2037 брт. Для противодействия германским эсмин­цам англичане создали Соединение «F», состоявшее из крейсеров «Ньюкасл», «Эмерод» и 5-й флотилии эсминцев (кэп-тен Л. Маунтбэттен), и следующий рейд к Бристольскому заливу, предпринятый нем­цами 17 октября, вылился в столкновение с превосходящими силами противника. Британское соединение, получившее от воздушной разведки данные о местонахож­дении вражеских эсминцев, перехватило флотилию у островов Силли. Бой начался около 17 часов, когда «Ньюкасл» открыл огонь с максимальной дальности. Ввиду очевидного превосходства англичан, капитан-цурзее Бей приказал своим кораблям рассыпаться и отходить на полном ходу. Положение создалось критическое, по­скольку дистанция постепенно сокраща­лась, и стрельба крейсеров корректирова­лась бортовым самолетом. Ответный огонь эсминцы смогли открыть только спустя пол­тора часа. Около 19 часов «Гальстер» и «Лоди» выстрелили по три торпеды в на­дежде заставить англичан отвернуть. Сле­дом торпедный залп дал «Штайнбринк», и вскоре его наблюдатели заметили столб из воды и дыма, поднявшийся выше клотиков «Ньюкасла», после чего Соединение «F» прекратило преследование.

Торпедным офицером «Штайнбринка» был обер-лейтенант Зоммер, ранее зани­мавший аналогичную должность на «Тиле». На его счету уже значилось торпедирова­ние «Хантера» и «Эскимо» в боях под На­рвиком. Однако третий успех обер-лейтенанта не подтвердился. Как оказалось, «Ньюкасл» подвергся атаке одиночного бомбардировщика Do-17Z, а за торпедное попадание приняли близкие разрывы бомб.

Нужно отметить, что британская авиация также представляла собой постоянную уг­розу германским эскадренным миноносцам, совершая систематические налеты на фран­цузские порты. Так, 10 октября «Суордфиши» 812-й эскадрильи FAA добились двух бомбовых попаданий в «Экольдт», который выбыл из строя на четыре дня, потеряв од­ного матроса убитым, трех ранеными.

В ноябре 1940 года немецкая флотилия, усиленная пришедшим с ремонта «Байтценом», совершила два выхода к мысу Лизард. В ночь на 25 ноября «Гальстер», «Байтцен» и «Лоди» обстреляли группу бельгийских рыболовных траулеров, а за­тем безнаказанно атаковали небольшой прибрежный конвой, потопив голландский пароход «Аполлония» (2156 брт) и повре­див британское судно «Стэдион II».

Через три дня отряд в том же составе предпринял еще один рейд, в ходе которо­го в районе скалы Эддистон были обнару­жены два буксира с баржой. Эсминцы от­крыли артиллерийский огонь с близкой ди­станции. В считанные минуты буксир «Эйд» (134 брт) и лихтер ВНС-10 (290 брт) пошли на дно, тяжело поврежденному буксиру «Абель XIV» удалось уйти. Не прошло и получаса, как удалось обнаружить лоцман­ский катер № 4, его также потопили.

В 6.30 тревогу поднял «Лоди», заметив­ший слева по носу неопознанные корабли. Это были британские эсминцы «Джевелин», «Джерси», «Джупитер», «Джэкел» и «Каш­мир». Кэптен Маунтбэттен упустил возмож­ность перехватить противника во время пре­дыдущего набега, и теперь имел на это все шансы, поскольку его флотилия занимала выгодную позицию между германскими эс­минцами и французским берегом. Однако непродуманным поворотом он подставил борта своих кораблей под вражеский торпед­ный залп. В 6.44 немцы выпустили веером 12 торпед с дистанции около 8 кбт, а затем отвернули под прикрытием дымовой заве­сы. Две торпеды «Ганса Лоди» поразили «Джевелин». В результате взрыва обе око­нечности корабля были оторваны, погибли 48 человек, но эсминец все же остался на плаву, был отбуксирован в порт и позже вос­становлен. Ответные залпы англичан легли в «молоко», хотя из-за увеличенной до 35 узлов скорости из труб немецких кораблей вырывались огненные факелы, и они были хорошо видны. К рассвету эсминцы оторва­лись от преследования.

Командующий военно-морской группы «Вест» генерал-адмирал Заальвехтер высо­ко оценил успех эскадренных миноносцев, особо подчеркнув отсутствие потерь. Одна­ко в целом их применение в данном районе оказалось малоэффективным: было унич­тожено всего 9 судов общим тоннажем ме­нее 5000 брт (К примеру, германские торпедные катера за восемь месяцев 1940 года потопили 22 судна (47 834 брт), 3 эсминца и 4 вооруженных траулера), что никак не могло компен­сировать того риска, которому корабли под­вергались при каждом выходе в море.

Интенсивное боевое использование зас­тавляло постепенно отправлять корабли на ремонт в Германию, поэтому к началу 1941 го­да единственным боеспособным эсмин­цем остался «Рихард Байтцен». 22 января он перешел в Роттердам, где принял мины, и на следующий сутки совместно с загради­телями осуществил постановку у британс­кого побережья. Затем ему пришлось сроч­но возвращаться в Брест для эскортирова­ния тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» при выходе в атлантическое рейдерство и возвращении из него (1 и 14 февраля). Не прошло и месяца, как «Байтцен» был вы­нужден уйти в Киль и стать в док.

К концу марта все германские эскадрен­ные миноносцы находились в ремонте или занимались боевой подготовкой на Балтике. Лишь 5 апреля во Францию отправились «Штайнбринк», «Ин» и «Хайнеман». Отразив на переходе два налета бомбардировщиков и торпедоносцев, они прибыли в Ла-Паллис, чтобы провести там следующие пять меся­цев. Возложенные на них задачи в корне от­личались от прошлогодних. Теперь эсминцам поручалось сопровождение крупных надвод­ных кораблей, вспомогательных крейсеров и блокадопрорывателей через становившие­ся все более опасными воды Бискайского залива и Ла-Манша. 22 апреля они встречали вспомогательный крейсер «Тор», возвращав­шийся из 322-дневного рейдерства; 17 — 20 мая эскортировали в Гавр судно снабже­ния «Нордмарк»; 2 июня выходили навстре­чу крейсеру «Принц Ойген»; в конце июля дважды сопровождали «Шарнхорст» на пе­реходе из Ла-Паллиса в Брест и обратно. 27 июля «Ин» ушел из Бреста на ремонт в Гер­манию. В районе Кале его атаковали британ­ские торпедные катера, и он с трудом избе­жал попаданий. Два других эсминца получили приказ о возвращении на родину 8 авгус­та, но были вынуждены задержаться, чтобы составить эскорт вспомогательному крейсе­ру «Орион». К тому же 15 августа «Штайнбринк» (корветтен-капитан Йоханнессон) на­летел в Ла-Паллисе на остов затонувшего судна и получил повреждения. В итоге кораб­ли покинули Францию только 6 сентября.

Впоследствии ни один из эсминцев типа 34 и 36 не базировался на французские порты, однако побывать в этих водах им довелось еще раз в связи с операцией «Церберус». 24 января 1942 года «Байтцен», «Шёман», «Якоби» и «Хайнеман» вышли из Киля. Море штормило, темпера­тура опустилась ниже нуля, эсминцы стра­дали от обледенения. На «Якоби» удара­ми волн повредило носовую оконечность, что вынудило его зайти для экстренного ремонта в Роттердам. Вечером 25 января флотилия вошла в Дуврский пролив, дви­гаясь в 18 милях от бельгийского побере­жья. В 21.13 в районе носовых погребов «Бруно Хайнемана» прогремел сильный взрыв. Вышли из строя котельные отделе­ния № 1 и № 2, были затоплены несколько отсеков, дифферент на нос составил око­ло 1,5 м. Флагманский «Байтцен» развернулся, чтобы оказать помощь, но сигнал: «Мины!» заставил его держаться подаль­ше. Капитан-цурзее Бергер приказал ко­мандиру «Хайнемана» корветтен-капитану Альбертсу оставить корабль. Вскоре раз­дался второй взрыв, носовую оконечность эсминца оторвало и он затонул с креном на правый борт. «Байтцен» и «Якоби» при­няли 234 спасенных (пять из них позже скончались), 93 моряка погибли вместе с кораблем. Как было установлено, «Хайнеман» стал жертвой донных мин, выставлен­ных британской авиацией.

Прорыв немецкой эскадры через Ла-Манш начался в ночь на 12 февраля. Эс­минцы образовали внутреннее кольцо охра­нения вокруг линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Впереди шел Z-29 под флагом контр-адмирала Бея, Z-25 и «Якоби» нахо­дились на правом, «Байтцен», «Ин» и «Шеман» — на левом фланге походного ордера. Благодаря обновленному зенитному вооружению при отражении атаки торпедоносцев эсминцам удалось сбить минимум три из шести «Суордфишей». При этом «Шёман» пострадал от огня собственных «мессершмиттов», участвовавших в операции. В кор­му эсминца попало около полусотни 20-мм снарядов. Уже под вечер «Рихард Байтцен» был поврежден близкими разрывами авиа­бомб в ходе налета «Бленхеймов», один из них удалось сбить зенитчикам корабля.