У берегов Англии
После окончания Норвежской кампании число боеспособных эскадренных миноносцев резко уменьшилось. Между 14 августа и 6 сентября 1940 года корабли 5-й флотилии капитана-цурзее Бергера совершили три выхода в Северное море на сопровождение минных заградителей, а затем получили приказ на перебазирование во французские порты. 9 сентября «Лоди» (брейд-вымпел FdZ капитана-цурзее Бея), «Гальстер», «Ридель», «Ин» и «Экольдт» вышли из Вильгельмсхафена и спустя два дня прибыли в Брест. Позже к ним присоединились «Якоби» и «Штайнбринк». Их задачей стало нарушение прибрежных коммуникаций у юго-западного побережья Великобритании.
После безрезультатного рейда к мысу Лизард в ночь на 20 сентября флотилия произвела минную постановку в районе Фалмута. «Лоди», «Якоби», «Ин», «Штайнбринк», «Гальстер» с минами на борту и осуществлявшие прикрытие «Экольдт» с «Риделем» покинули Брест вечером 28 сентября. Несмотря на корабельные дозоры противника, операция прошла успешно, жертвами мин стали 5 пароходов общим тоннажем 2037 брт. Для противодействия германским эсминцам англичане создали Соединение «F», состоявшее из крейсеров «Ньюкасл», «Эмерод» и 5-й флотилии эсминцев (кэп-тен Л. Маунтбэттен), и следующий рейд к Бристольскому заливу, предпринятый немцами 17 октября, вылился в столкновение с превосходящими силами противника. Британское соединение, получившее от воздушной разведки данные о местонахождении вражеских эсминцев, перехватило флотилию у островов Силли. Бой начался около 17 часов, когда «Ньюкасл» открыл огонь с максимальной дальности. Ввиду очевидного превосходства англичан, капитан-цурзее Бей приказал своим кораблям рассыпаться и отходить на полном ходу. Положение создалось критическое, поскольку дистанция постепенно сокращалась, и стрельба крейсеров корректировалась бортовым самолетом. Ответный огонь эсминцы смогли открыть только спустя полтора часа. Около 19 часов «Гальстер» и «Лоди» выстрелили по три торпеды в надежде заставить англичан отвернуть. Следом торпедный залп дал «Штайнбринк», и вскоре его наблюдатели заметили столб из воды и дыма, поднявшийся выше клотиков «Ньюкасла», после чего Соединение «F» прекратило преследование.
Торпедным офицером «Штайнбринка» был обер-лейтенант Зоммер, ранее занимавший аналогичную должность на «Тиле». На его счету уже значилось торпедирование «Хантера» и «Эскимо» в боях под Нарвиком. Однако третий успех обер-лейтенанта не подтвердился. Как оказалось, «Ньюкасл» подвергся атаке одиночного бомбардировщика Do-17Z, а за торпедное попадание приняли близкие разрывы бомб.
Нужно отметить, что британская авиация также представляла собой постоянную угрозу германским эскадренным миноносцам, совершая систематические налеты на французские порты. Так, 10 октября «Суордфиши» 812-й эскадрильи FAA добились двух бомбовых попаданий в «Экольдт», который выбыл из строя на четыре дня, потеряв одного матроса убитым, трех ранеными.
В ноябре 1940 года немецкая флотилия, усиленная пришедшим с ремонта «Байтценом», совершила два выхода к мысу Лизард. В ночь на 25 ноября «Гальстер», «Байтцен» и «Лоди» обстреляли группу бельгийских рыболовных траулеров, а затем безнаказанно атаковали небольшой прибрежный конвой, потопив голландский пароход «Аполлония» (2156 брт) и повредив британское судно «Стэдион II».
Через три дня отряд в том же составе предпринял еще один рейд, в ходе которого в районе скалы Эддистон были обнаружены два буксира с баржой. Эсминцы открыли артиллерийский огонь с близкой дистанции. В считанные минуты буксир «Эйд» (134 брт) и лихтер ВНС-10 (290 брт) пошли на дно, тяжело поврежденному буксиру «Абель XIV» удалось уйти. Не прошло и получаса, как удалось обнаружить лоцманский катер № 4, его также потопили.
В 6.30 тревогу поднял «Лоди», заметивший слева по носу неопознанные корабли. Это были британские эсминцы «Джевелин», «Джерси», «Джупитер», «Джэкел» и «Кашмир». Кэптен Маунтбэттен упустил возможность перехватить противника во время предыдущего набега, и теперь имел на это все шансы, поскольку его флотилия занимала выгодную позицию между германскими эсминцами и французским берегом. Однако непродуманным поворотом он подставил борта своих кораблей под вражеский торпедный залп. В 6.44 немцы выпустили веером 12 торпед с дистанции около 8 кбт, а затем отвернули под прикрытием дымовой завесы. Две торпеды «Ганса Лоди» поразили «Джевелин». В результате взрыва обе оконечности корабля были оторваны, погибли 48 человек, но эсминец все же остался на плаву, был отбуксирован в порт и позже восстановлен. Ответные залпы англичан легли в «молоко», хотя из-за увеличенной до 35 узлов скорости из труб немецких кораблей вырывались огненные факелы, и они были хорошо видны. К рассвету эсминцы оторвались от преследования.
Командующий военно-морской группы «Вест» генерал-адмирал Заальвехтер высоко оценил успех эскадренных миноносцев, особо подчеркнув отсутствие потерь. Однако в целом их применение в данном районе оказалось малоэффективным: было уничтожено всего 9 судов общим тоннажем менее 5000 брт (К примеру, германские торпедные катера за восемь месяцев 1940 года потопили 22 судна (47 834 брт), 3 эсминца и 4 вооруженных траулера), что никак не могло компенсировать того риска, которому корабли подвергались при каждом выходе в море.
Интенсивное боевое использование заставляло постепенно отправлять корабли на ремонт в Германию, поэтому к началу 1941 года единственным боеспособным эсминцем остался «Рихард Байтцен». 22 января он перешел в Роттердам, где принял мины, и на следующий сутки совместно с заградителями осуществил постановку у британского побережья. Затем ему пришлось срочно возвращаться в Брест для эскортирования тяжелого крейсера «Адмирал Хиппер» при выходе в атлантическое рейдерство и возвращении из него (1 и 14 февраля). Не прошло и месяца, как «Байтцен» был вынужден уйти в Киль и стать в док.
К концу марта все германские эскадренные миноносцы находились в ремонте или занимались боевой подготовкой на Балтике. Лишь 5 апреля во Францию отправились «Штайнбринк», «Ин» и «Хайнеман». Отразив на переходе два налета бомбардировщиков и торпедоносцев, они прибыли в Ла-Паллис, чтобы провести там следующие пять месяцев. Возложенные на них задачи в корне отличались от прошлогодних. Теперь эсминцам поручалось сопровождение крупных надводных кораблей, вспомогательных крейсеров и блокадопрорывателей через становившиеся все более опасными воды Бискайского залива и Ла-Манша. 22 апреля они встречали вспомогательный крейсер «Тор», возвращавшийся из 322-дневного рейдерства; 17 — 20 мая эскортировали в Гавр судно снабжения «Нордмарк»; 2 июня выходили навстречу крейсеру «Принц Ойген»; в конце июля дважды сопровождали «Шарнхорст» на переходе из Ла-Паллиса в Брест и обратно. 27 июля «Ин» ушел из Бреста на ремонт в Германию. В районе Кале его атаковали британские торпедные катера, и он с трудом избежал попаданий. Два других эсминца получили приказ о возвращении на родину 8 августа, но были вынуждены задержаться, чтобы составить эскорт вспомогательному крейсеру «Орион». К тому же 15 августа «Штайнбринк» (корветтен-капитан Йоханнессон) налетел в Ла-Паллисе на остов затонувшего судна и получил повреждения. В итоге корабли покинули Францию только 6 сентября.
Впоследствии ни один из эсминцев типа 34 и 36 не базировался на французские порты, однако побывать в этих водах им довелось еще раз в связи с операцией «Церберус». 24 января 1942 года «Байтцен», «Шёман», «Якоби» и «Хайнеман» вышли из Киля. Море штормило, температура опустилась ниже нуля, эсминцы страдали от обледенения. На «Якоби» ударами волн повредило носовую оконечность, что вынудило его зайти для экстренного ремонта в Роттердам. Вечером 25 января флотилия вошла в Дуврский пролив, двигаясь в 18 милях от бельгийского побережья. В 21.13 в районе носовых погребов «Бруно Хайнемана» прогремел сильный взрыв. Вышли из строя котельные отделения № 1 и № 2, были затоплены несколько отсеков, дифферент на нос составил около 1,5 м. Флагманский «Байтцен» развернулся, чтобы оказать помощь, но сигнал: «Мины!» заставил его держаться подальше. Капитан-цурзее Бергер приказал командиру «Хайнемана» корветтен-капитану Альбертсу оставить корабль. Вскоре раздался второй взрыв, носовую оконечность эсминца оторвало и он затонул с креном на правый борт. «Байтцен» и «Якоби» приняли 234 спасенных (пять из них позже скончались), 93 моряка погибли вместе с кораблем. Как было установлено, «Хайнеман» стал жертвой донных мин, выставленных британской авиацией.
Прорыв немецкой эскадры через Ла-Манш начался в ночь на 12 февраля. Эсминцы образовали внутреннее кольцо охранения вокруг линкоров «Шарнхорст» и «Гнейзенау». Впереди шел Z-29 под флагом контр-адмирала Бея, Z-25 и «Якоби» находились на правом, «Байтцен», «Ин» и «Шеман» — на левом фланге походного ордера. Благодаря обновленному зенитному вооружению при отражении атаки торпедоносцев эсминцам удалось сбить минимум три из шести «Суордфишей». При этом «Шёман» пострадал от огня собственных «мессершмиттов», участвовавших в операции. В корму эсминца попало около полусотни 20-мм снарядов. Уже под вечер «Рихард Байтцен» был поврежден близкими разрывами авиабомб в ходе налета «Бленхеймов», один из них удалось сбить зенитчикам корабля.