6-я флотилия на Севере
В первом полугодии 1941 года в зоне ответственности группы «Норд» царило относительное затишье. Лишь дважды эсминцы привлекались к сопровождению крупных кораблей, направлявшихся на рейдерство в Атлантику. 18 — 22 мая «Ганс Лоди», «Фридрих Экольдт» и Z-23 находились в составе эскорта линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» во время их перехода из Готенхафена в Тронхейм. Следующий выход в море состоялся вечером 11 июня. Эскадренные миноносцы «Лоди», «Экольдт», «Гальстер», Z-23 и Z-24 должны были отконвоировать из Киля в Тронхейм тяжелый крейсер «Лютцов». Операция завершилась провалом. Британская авиаразведка обнаружила соединение, и в ранние часы 13 июня «карманный линкор» был тяжело поврежден торпедоносцем «Бофорт».
С нападением Германии на СССР открылся новый театр морской войны. Для действий против советского Северного флота выделили 6-ю флотилию эсминцев под командованием капитана-цурзее Альфреда Шульце-Хинрихса. В нее вошли «Ганс Лоди», «Герман Шёман», «Карл Гальстер» (1-й дивизион), «Рихард Байтцен» и «Фридрих Экольдт» (2-й дивизион) (Кораблями командовали фрегаттен-капитан Альфред Шеммель (Z-16), корветтен-капитаны Ганс фон Давид-сон (Z-4), Генрих Виттиг (Z-7), Вернер Пфайффер (Z-10), барон Теодор фон Маухенхайм (Z-20)). 20 июня флотилия вышла из Киля и к 10 июля сосредоточилась в Киркенесе. В тот же день состоялось совещание штаба флотилии, на котором присутствовали адмирал Шенк, генералы Дитль и Штумпф. Среди задач, поставленных эсминцам, на первом месте значилась борьба с советскими надводными кораблями, обстреливающими фланги германских позиций и высаживающими десанты. Просьбу Дитля об артиллерийской поддержке войск в районе полуострова Средний Шульце-Хинрихс отклонил, справедливо опасаясь советских береговых батарей и ссылаясь на отсутствие тральщиков и истребительного прикрытия. Вместо этого предлагалась серия ударов по каботажному судоходству у побережья Кольского полуострова.
Первый выход состоялся 12 июля. Эсминцы вышли из Киркенеса, направившись сначала на север, затем на восток. В 70 милях севернее мыса Сеть-Наволок Шульце-Хинрихс разделил свои корабли на два дивизиона. Они должны были выйти к побережью Кольского полуострова, а затем двигаться навстречу друг другу. Около 2.30 13 июля в районе Террибеки «Лоди», «Шёман» и «Гальстер» обнаружили конвой, состоявший из эпроновских траулеров РТ-32 и РТ-67, буксировавших понтоны под охраной сторожевого корабля «Пассат» (мобилизованный рыболовный траулер «В.Чкалов», командир — лейтенант В.Л.Окуневич). Первыми же залпами удалось повредить РТ-67. «Пассат» смело пошел навстречу противнику, открыл огонь из двух 45-мм пушек и начал ставить дымовую завесу, но вскоре был потоплен сосредоточенным огнем эсминцев. Затем немцы стали безнаказанно расстреливать траулеры — РТ-67 пошел на дно, а РТ-32 укрылся в бухте Гавриловская, где выбросился на берег из-за полученных повреждений. Из 101 человека, находившегося на борту погибших судов, 28 спасли летающие лодки, при этом один МБР-2 разбился.
От продолжения операции пришлось отказаться из-за потери скрытности, о чем свидетельствовали многочисленные налеты советской авиации (совершено 48 самолето-вылетов, на эсминцы сброшено 42 бомбы ФАБ-100). Два МБР-2 были повреждены немецкими зенитчиками, один из них потерпел аварию при посадке. Командование Северного флота выслало на перехват эсминцы «Гремящий», «Громкий», «Стремительный», «Куйбышев» и «Урицкий», но вскоре отозвало их, опасаясь новых потерь. В 22.00 13 июня германские корабли прибыли в Смаль-фьорд, проведя в море 35 часов и пройдя 710 миль.
Второй поход, предпринятый 15 — 16 июля с целью захвата советских рыболовных судов, закончился безрезультатно — эсминцы имели лишь ложный контакт с подводной лодкой.
Следующую атаку провели 22 — 24 июля силами четырех кораблей, поскольку «Ганс Лоди» остался в Киркенесе ремонтировать котлы. Уже вечером 22-го, когда флотилия находилась в 80 милях от Териберки, ее безуспешно атаковала пара самолетов ГСТ. Вскоре пришло сообщение от немецкой авиаразведки, обнаружившей минный заградитель «Канин» с эсминцами «Грозный» и «Сокрушительный», следовавшими в район минной постановки к о.Моржовец. Шульце-Хинрихс изменил курс, чтобы перехватить их, но из-за тумана это не удалось.
Днем 23 июля эсминцы снова обнаружила авиация, затем они были атакованы гидросамолетом МБР-2, еще позже их заметил береговой наблюдательный пост. Однако это не помешало немцам добиться очередной победы. После полуночи в районе губы Восточная Лица они обнаружили цель, которую классифицировали как танкер в 2000 брт. На самом деле это было гидрографическое судно «Меридиан», не успевшее укрыться в бухте после объявления тревоги. В 1.17 24 июля его потопила артиллерия «Шёмана». Погибли 46 человек, 17, включая командира капитан-лейтенанта В.Г.Егорова, удалось спасти.
Советская авиация совершила 28 самолето-вылетов для удара по немецким эсминцам, но лишь 16 самолетов смогли обнаружить и атаковать цель. При этом два МБР были подбиты, один из них упал в море при возвращении на аэродром, а с «Байтцена» расстреляли совершившую вынужденную посадку на воду летающую лодку ГСТ. Тем не менее действия советской авиации заставили немцев прервать операцию.
Четвертая акция флотилии планировалась как удар по судам, следующим по трассе Северного морского пути, у южной оконечности Новой Земли. Поход начался 29 июля, но на долготе о. Колгуев был прерван, поскольку поступило сообщение о налете британской палубной авиации на Петсамо и Киркенес. Шульце-Хинрихс повернул обратно, двигаясь в опасной близости за отходящими английскими кораблями. Из-за перебоев в радиосвязи они были атакованы своими же самолетами, но сумели укрыться в полосе тумана. 31 июля эсминцы прибыли в Тана-фьорд, откуда перешли в Киркенес с очередным конвоем.
«Финальным аккордом» наступательной деятельности 6-й флотилии стал набег «Ганса Лоди», «Рихарда Байтцена» и «Фридриха Экольдта» к устью Кольского залива, предпринятый 9 — 10 августа, «чтобы облегчить положение сухопутной армии». В 3.22 10 августа эсминцы обнаружили несший дозор сторожевой корабль «Туман» (бывший РТ-10 «Лебедка», командир — ст.лейтенант Л.А.Шестаков) и спустя 20 минут открыли по нему огонь с дистанции 50 кбт. «Туман» дал по радио оповещение о появлении противника, поставил дымзавесу и стал отходить к берегу, но был накрыт вторым залпом, потерял ход и управление. В 3.50 пораженный 11 снарядами сторожевик затонул. Погибли 15 из 52 членов его экипажа.
Находившаяся поблизости советская береговая батарея № 11 (четыре 180-мм орудия) открыла огонь по эсминцам лишь в 4.08 с дистанции 115 кбт, после чего корабли немедленно отвернули в открытое море, увеличили скорость до 31 узла и сбросили на воду плотики с дымовыми шашками. Залпы батареи ложились недолетами, и в 4.15 она прекратила стрельбу. Минутой позже огонь открыла батарея № 7 (четыре 130-мм орудия), вскоре также его прекратившая из-за недолетов. Всего успели сделать шесть и четыре залпа соответственно.
К преследованию подключилась авиация. Хотя в налетах участвовало всего семь бомбардировщиков Пе-2 и СБ 72-го авиаполка, в 6.32 паре «пешек» удалось положить бомбы рядом с «Байтценом», в результате чего на эсминце произошла тяжелая авария в машинном отделении. Поврежденный корабль в сопровождении «Экольдта» ушел в Нарвик, а затем, вместе с «Шёманом», имевшим неисправность в машине, отправился на ремонт в Германию.
Три оставшихся на Севере эсминца после краткосрочного ремонта в Нарвике были перенацелены на конвойную службу, но не снискали славы на этом поприще. 30 августа в районе Альтен-фьорда британская подводная лодка «Трайдент» безнаказанно потопила два транспорта из состава конвоя, эскортировавшегося «Лоди» и «Гальстером». После этого эсминцы взяли на себя транспортировку воинских частей из Тромсе в Киркенес, преодолевая расстояние в 360 миль за 15 часов. В конце сентября «Лоди», страдавшего от постоянно текущих котлов, отпустили на ремонт, а 12 октября «Экольдт» был протаранен норвежским пароходом в Тромсё, в результате чего затопило его машинное отделение. Эсминец пришлось отослать на родину. Выделенные для усиления флотилии «Теодор Ридель» и «Пауль Якоби» задержались: один из-за посадки на мель, другой — вследствие неполадок в силовой установке. На Севере остался только «Карл Гальстер», но к ноябрю его лаг намотал уже 22 тысячи миль, и он был вынужден отправиться на верфь.
Несмотря на слабое противодействие со стороны советского флота, 6-я флотилия добилась более чем скромных результатов.
Потопление двух мобилизованных сторожевиков, гидрографического судна и двух траулеров не могло оправдать хотя бы затраченного топлива, а напряженное использование кораблей в суровых климатических условиях быстро сказалось на их капризных силовых установках.