6-я флотилия на Севере

 

В первом полугодии 1941 года в зоне от­ветственности группы «Норд» царило отно­сительное затишье. Лишь дважды эсмин­цы привлекались к сопровождению крупных кораблей, направлявшихся на рейдерство в Атлантику. 18 — 22 мая «Ганс Лоди», «Фридрих Экольдт» и Z-23 находились в составе эскорта линкора «Бисмарк» и тя­желого крейсера «Принц Ойген» во время их перехода из Готенхафена в Тронхейм. Следующий выход в море состоялся вече­ром 11 июня. Эскадренные миноносцы «Лоди», «Экольдт», «Гальстер», Z-23 и Z-24 должны были отконвоировать из Киля в Тронхейм тяжелый крейсер «Лютцов». Опе­рация завершилась провалом. Британская авиаразведка обнаружила соединение, и в ранние часы 13 июня «карманный линкор» был тяжело поврежден торпедоносцем «Бофорт».

С нападением Германии на СССР от­крылся новый театр морской войны. Для действий против советского Северного флота выделили 6-ю флотилию эсминцев под командованием капитана-цурзее Аль­фреда Шульце-Хинрихса. В нее вошли «Ганс Лоди», «Герман Шёман», «Карл Галь­стер» (1-й дивизион), «Рихард Байтцен» и «Фридрих Экольдт» (2-й дивизион) (Кораблями командовали фрегаттен-капитан Альфред Шеммель (Z-16), корветтен-капитаны Ганс фон Давид-сон (Z-4), Генрих Виттиг (Z-7), Вернер Пфайффер (Z-10), барон Теодор фон Маухенхайм (Z-20)). 20 июня флотилия вышла из Киля и к 10 июля сосредоточилась в Киркенесе. В тот же день состоялось совещание штаба флоти­лии, на котором присутствовали адмирал Шенк, генералы Дитль и Штумпф. Среди задач, поставленных эсминцам, на первом месте значилась борьба с советскими над­водными кораблями, обстреливающими фланги германских позиций и высаживаю­щими десанты. Просьбу Дитля об артилле­рийской поддержке войск в районе полуос­трова Средний Шульце-Хинрихс отклонил, справедливо опасаясь советских береговых батарей и ссылаясь на отсутствие траль­щиков и истребительного прикрытия. Вме­сто этого предлагалась серия ударов по каботажному судоходству у побережья Кольского полуострова.

Первый выход состоялся 12 июля. Эсмин­цы вышли из Киркенеса, направившись сна­чала на север, затем на восток. В 70 милях севернее мыса Сеть-Наволок Шульце-Хин­рихс разделил свои корабли на два дивизио­на. Они должны были выйти к побережью Кольского полуострова, а затем двигаться навстречу друг другу. Около 2.30 13 июля в районе Террибеки «Лоди», «Шёман» и «Галь­стер» обнаружили конвой, состоявший из эпроновских траулеров РТ-32 и РТ-67, бук­сировавших понтоны под охраной стороже­вого корабля «Пассат» (мобилизованный рыболовный траулер «В.Чкалов», коман­дир — лейтенант В.Л.Окуневич). Первыми же залпами удалось повредить РТ-67. «Пассат» смело пошел навстречу противнику, открыл огонь из двух 45-мм пушек и начал ставить дымовую завесу, но вскоре был потоплен со­средоточенным огнем эсминцев. Затем нем­цы стали безнаказанно расстреливать трау­леры — РТ-67 пошел на дно, а РТ-32 укрыл­ся в бухте Гавриловская, где выбросился на берег из-за полученных повреждений. Из 101 человека, находившегося на борту погибших судов, 28 спасли летающие лодки, при этом один МБР-2 разбился.

От продолжения операции пришлось отказаться из-за потери скрытности, о чем свидетельствовали многочисленные нале­ты советской авиации (совершено 48 само­лето-вылетов, на эсминцы сброшено 42 бомбы ФАБ-100). Два МБР-2 были повреж­дены немецкими зенитчиками, один из них потерпел аварию при посадке. Командова­ние Северного флота выслало на перехват эсминцы «Гремящий», «Громкий», «Стре­мительный», «Куйбышев» и «Урицкий», но вскоре отозвало их, опасаясь новых потерь. В 22.00 13 июня германские корабли при­были в Смаль-фьорд, проведя в море 35 часов и пройдя 710 миль.

Второй поход, предпринятый 15 — 16 июля с целью захвата советских рыболов­ных судов, закончился безрезультатно — эсминцы имели лишь ложный контакт с под­водной лодкой.

Следующую атаку провели 22 — 24 июля силами четырех кораблей, поскольку «Ганс Лоди» остался в Киркенесе ремон­тировать котлы. Уже вечером 22-го, когда флотилия находилась в 80 милях от Териберки, ее безуспешно атаковала пара са­молетов ГСТ. Вскоре пришло сообщение от немецкой авиаразведки, обнаружившей минный заградитель «Канин» с эсминцами «Грозный» и «Сокрушительный», следовав­шими в район минной постановки к о.Моржовец. Шульце-Хинрихс изменил курс, что­бы перехватить их, но из-за тумана это не удалось.

Днем 23 июля эсминцы снова обнаружи­ла авиация, затем они были атакованы гид­росамолетом МБР-2, еще позже их заме­тил береговой наблюдательный пост. Од­нако это не помешало немцам добиться очередной победы. После полуночи в рай­оне губы Восточная Лица они обнаружили цель, которую классифицировали как тан­кер в 2000 брт. На самом деле это было гидрографическое судно «Меридиан», не успевшее укрыться в бухте после объявле­ния тревоги. В 1.17 24 июля его потопила артиллерия «Шёмана». Погибли 46 чело­век, 17, включая командира капитан-лей­тенанта В.Г.Егорова, удалось спасти.

Советская авиация совершила 28 само­лето-вылетов для удара по немецким эсмин­цам, но лишь 16 самолетов смогли обнару­жить и атаковать цель. При этом два МБР были подбиты, один из них упал в море при возвращении на аэродром, а с «Байтцена» расстреляли совершившую вынужденную посадку на воду летающую лодку ГСТ. Тем не менее действия советской авиации зас­тавили немцев пре­рвать операцию.

Четвертая акция флотилии планиро­валась как удар по судам, следующим по трассе Северно­го морского пути, у южной оконечности Новой Земли. Поход начался 29 июля, но на долготе о. Колгу­ев был прерван, по­скольку поступило сообщение о налете британской палуб­ной авиации на Петсамо и Киркенес. Шульце-Хинрихс по­вернул обратно, двигаясь в опасной близости за отходящими английскими ко­раблями. Из-за перебоев в радиосвязи они были атакованы своими же самолетами, но сумели укрыться в полосе тумана. 31 июля эсминцы прибыли в Тана-фьорд, откуда перешли в Киркенес с очередным конвоем.

«Финальным аккордом» наступательной деятельности 6-й флотилии стал набег «Ганса Лоди», «Рихарда Байтцена» и «Фридриха Экольдта» к устью Кольского залива, предпринятый 9 — 10 августа, «что­бы облегчить положение сухопутной ар­мии». В 3.22 10 августа эсминцы обнару­жили несший дозор сторожевой корабль «Туман» (бывший РТ-10 «Лебедка», коман­дир — ст.лейтенант Л.А.Шестаков) и спус­тя 20 минут открыли по нему огонь с дис­танции 50 кбт. «Туман» дал по радио опо­вещение о появлении противника, поставил дымзавесу и стал отходить к берегу, но был накрыт вторым залпом, потерял ход и уп­равление. В 3.50 пораженный 11 снаряда­ми сторожевик затонул. Погибли 15 из 52 членов его экипажа.

Находившаяся поблизости советская бе­реговая батарея № 11 (четыре 180-мм орудия) открыла огонь по эсминцам лишь в 4.08 с дистанции 115 кбт, после чего корабли не­медленно отвернули в открытое море, уве­личили скорость до 31 узла и сбросили на воду плотики с дымовыми шашками. Залпы батареи ложились недолетами, и в 4.15 она прекратила стрельбу. Минутой позже огонь открыла батарея № 7 (четыре 130-мм ору­дия), вскоре также его прекратившая из-за недолетов. Всего успели сделать шесть и четыре залпа соответственно.

К преследованию подключилась авиация. Хотя в налетах участвовало всего семь бом­бардировщиков Пе-2 и СБ 72-го авиаполка, в 6.32 паре «пешек» удалось положить бом­бы рядом с «Байтценом», в результате чего на эсминце произошла тяжелая авария в машинном отделении. Поврежденный ко­рабль в сопровождении «Экольдта» ушел в Нарвик, а затем, вместе с «Шёманом», имев­шим неисправность в машине, отправился на ремонт в Германию.

Три оставшихся на Севере эсминца пос­ле краткосрочного ремонта в Нарвике были перенацелены на конвойную службу, но не снискали славы на этом поприще. 30 авгус­та в районе Альтен-фьорда британская под­водная лодка «Трайдент» безнаказанно по­топила два транспорта из состава конвоя, эскортировавшегося «Лоди» и «Гальстером». После этого эсминцы взяли на себя транспортировку воинских частей из Тромсе в Киркенес, преодолевая расстояние в 360 миль за 15 часов. В конце сентября «Лоди», страдавшего от постоянно текущих котлов, отпустили на ремонт, а 12 октября «Экольдт» был протаранен норвежским па­роходом в Тромсё, в результате чего зато­пило его машинное отделение. Эсминец пришлось отослать на родину. Выделенные для усиления флотилии «Теодор Ридель» и «Пауль Якоби» задержались: один из-за посадки на мель, другой — вследствие не­поладок в силовой установке. На Севере остался только «Карл Гальстер», но к нояб­рю его лаг намотал уже 22 тысячи миль, и он был вынужден отправиться на верфь.

Несмотря на слабое противодействие со стороны советского флота, 6-я флотилия добилась более чем скромных результатов.

Потопление двух мобилизованных стороже­виков, гидрографического судна и двух тра­улеров не могло оправдать хотя бы затра­ченного топлива, а напряженное использо­вание кораблей в суровых климатических условиях быстро сказалось на их каприз­ных силовых установках.