В Арктических водах
В конце 1941 года Гитлер объявил Норвегию «зоной судьбы». Опасаясь гипотетического вторжения союзников, он приказал сосредоточить там основные силы надводного флота. 14— 17 января 1942 года из Вильгельмсхафена в Тронхейм перешел линкор «Тирпиц» в сопровождении эсминцев «Байтцен», «Якоби», «Хайнеман» и Z-29. Вторая операция подобного рода проводилась 21 —23 февраля и в очередной раз продемонстрировала слабость противолодочных средств немецких эсминцев. «Байтцен», «Якоби», «Шёман», «Ин», Z-25 и три миноносца, составлявшие эскорт тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Принц Ойген», не смогли предотвратить торпедирование последнего британской субмариной «Трайдент» — той самой, что полгода назад на глазах у эсминцев потопила два транспорта.
С весны 1942-го основной задачей арктической боевой группы стала борьба с «русскими» конвоями. Первую атаку предприняли 6 — 9 марта «Тирпиц» (флаг вице-адмирала Циллиакса) и эсминцы 5-й флотилии «Фридрих Ин», «Герман Шёман» и Z-25. Попытки перехватить конвой PQ-12 не дали результатов, хотя немцы прошли всего в 50 милях от него. 7 марта эскадра обнаружила советский лесовоз «Ижора» (2815 брт, капитан В.И.Белов), отставший от встречного конвоя QP-8. На приказ остановиться и прекратить работу радиопередатчика пароход не отреагировал, и Циллиакс, не желая тратить дефицитные 380-мм снаряды линкора, отдал эсминцам приказ уничтожить его. «Фридрих Ин» (корветтен-капитан Вахсмут) вел огонь в течение получаса, израсходовав 43 127-мм и 82 37-мм снаряда, но судно не тонуло. Выпущенная по нему торпеда описала циркуляцию и едва не поразила сам эсминец, пройдя всего в 10 м за его кормой. Торпеда с «Шёмана» в цель также не попала. Попытка добить груженный древесиной пароход из орудий и бомбометов ни к чему не привела. Тогда «Ин» прошел впритык к лесовозу, сбросив глубинные бомбы, и в 18.15 многострадальная «Ижора» затонула со всей командой...
После того, как 30 апреля подводная лодка U-456 торпедировала крейсер «Эдинбург» из состава охранения конвоя QP-11, эскадренные миноносцы «Герман Шёман» (брейд-вымпел капитана-цурзее Шульце-Хинрихса), Z-24 и Z-25 вышли в море, получив приказ атаковать поврежденный крейсер. Однако первым объектом для нападения стал сам конвой.
Столкновение произошло днем 1 мая. Охранявшие караван судов британские эсминцы «Бульдог», «Бигл», «Амазон», «Беверли» значительно уступали немцам как по числу орудий, так и по их калибру (шесть 120-мм и три 102-мм против восьми 150-мм и пяти 127-мм), но почти четыре часа успешно отражали все их атаки. Лишь один британский корабль — «Амазон» — получил серьезные повреждения. Немецкие и британские торпеды не достигали целей, причем некоторые взрывались, натыкаясь на плавающие льдины, и лишь две из них, выпущенные Z-24 и Z-25, потопили советский пароход «Циолковский» (2847 брт). Капитан судна В.Г.Левицкий и 32 члена экипажа погибли, 13 человек было спасено британскими корветами. Не удовлетворившись результатом, Шульце-Хинрихс приказал своим кораблям выйти из боя и продолжить поиск поврежденного «Эдинбурга».
Его обнаружили утром 2 мая. Охранение крейсера состояло из эсминцев «Форсайт» и «Фористер», четырех тральщиков и советского сторожевого корабля «Рубин». Первым на пути немецкого отряда возник тральщик «Хуссар». В 6.27 он открыл огонь, связав противника боем и лишив группу элемента внезапности. Оставив два эсминца, сосредоточившихся на стрельбе по тральщику, Шульце-Хинрихс на «Шёмане» ринулся к крейсеру. Однако поврежденный корабль был готов к сопротивлению. Первый же залп «Эдинбурга» лег в 100 м от эсминца. «Шёман» увеличил ход до 31 узла, начал ставить дымовую завесу и почти вышел на позицию для пуска торпед, но в 6.37 второй залп крейсера дал накрытие. Два 152-мм снаряда поразили машинное отделение эскадренного миноносца, он потерял управление и остановился, окутавшись дымом. Корветтен-капитан Виттиг приказал начать спуск шлюпок. Тут огонь по «Шеманну» открыл британский эсминец «Фористер». В результате попаданий затопило носовые погреба, котельное отделение № 2, возник пожар. Осколками было ранено несколько человек на верхней палубе. Подход Z-24 и Z-25 спас корабль от дальнейшего избиения. Торпедисты «Шёмана» успели выпустить по крейсеру четыре торпеды, но все они прошли мимо цели. Зато посланная в 7.10 с Z-24 торпеда оказалась для «Эдинбурга» роковой...
Теперь требовалось вплотную заняться спасением экипажа тонущего эсминца. Первую попытку сблизиться с «подранком» Z-24 предпринял около 7.00, но приняв всего 12 матросов, был вынужден снова вступить в бой. Затем под прикрытием дымовой завесы на его борт переправили еще около 250 человек, а 10 сняли с плотиков. После того, как Z-24 и Z-25 отошли, 54 моряка оставались в шлюпках. Их спасла подводная лодка U-88. В бою экипаж «Германа Шёмана» потерял 8 человек убитыми и 45 ранеными. Сам эсминец затонул лишь в 8.30, через 25 минут после того, как на нем сработали подрывные заряды. Принимая во внимание данное обстоятельство, отказ от попыток спасти корабль вряд ли был правильным. Да и в целом действия немецких эсминцев выглядели нерешительными. Тем не менее, в июне 1943 года за успешные действия в Арктике капитан-цурзее Альфред Шульце-Хинрихс был награжден Рыцарским крестом.
Примером самого мощного сосредоточения германского флота во Второй мировой войне стала операция «Россельшпрунг», направленная на перехват печально знаменитого конвоя PQ-17. Однако вступить в бой надводным кораблям не довелось — транспорты конвоя достались авиации и подводным лодкам. Зато 3 июля 1942 года при проходе узкости Гимсё три эсминца один за другим выскочили на необозначенную на карте подводную скалу, расположенную на кромке глубоководного фарватера. Первым налетел на камни «Ганс Лоди», серьезно повредив оба винта и вала, распоров в нескольких местах второе дно. Шедший следом «Карл Гальстер» начал обходить поврежденный корабль, но также коснулся грунта. У него вышли из строя левый вал, винт и обтекатель шумопеленгаторной станции. Последний — «Теодор Ридель» — отделался незначительным повреждением винтов. Ремонт кораблей длился от двух месяцев до полугода.
В конце августа 1942 года «Экольдт», «Байтцен» и «Штайнбринк» сопровождали минный заградитель «Ульм» на начальной стадии его похода к северной оконечности Новой Земли, но после отхода эскорта минзаг был потоплен британскими эсминцами. Осенью эсминцы 5-й флотилии участвовали в двух активных минных постановках в операционной зоне советского флота («Байтцен» 5 — 8 сентября у о.Колгуев, «Экольдт» 13 — 15 октября у м.Канин Нос) и ноябрьском выходе для нападения на суда, совершающие так называемые «капельные» рейсы в порты СССР (операция «Хоффнунг»).
Следующая противоконвойная операция была проведена лишь в декабре. 30-го числа германская подводная лодка обнаружила союзный конвой JW-51B. Для нападения на него в море вышла эскадра вице-адмирала О.Куммеца, состоявшая из тяжелых крейсеров «Адмирал Хиппер» и «Лютцов» в сопровождении эскадренных миноносцев «Фридрих Экольдт», «Рихард Байтцен», «Теодор Ридель», Z-29, Z-30 и Z-31. На «Экольдте» держал брейд-вымпел командир 5-й флотилии капитан-цурзее Альфред Шеммель, одновременно исполнявший обязанности командира корабля (прежний командир — корветтен-капитан Герштунг — скоропостижно скончался пятью днями ранее). В пути эсминцы страдали от обледенения, из-за которого на «Байтцене» даже вышло из строя носовое орудие.
По плану операции «Регенбоген» германская эскадра была разделена на две группы. «Хиппер» с эсминцами «Экольдт», «Байтцен» и Z-29 прорывался к конвою с запада, группа «Лютцова» подходила с юга и в бою практически не участвовала. Контакт удалось установить утром 31 декабря, в 8.20 «Экольдт» сделал первые выстрелы по британскому эсминцу «Обдьюрейт». Перипетии завязавшегося боя хорошо описаны в литературе, поэтому мы остановимся лишь на участии в нем германских эсминцев.
Около 10.40 Куммец приказал командиру 5-й флотилии добить тральщик «Брэмбл», поврежденный артиллерией крейсера. Два корабля его группы (Z-29 к тому времени отстал) приступили к выполнению задачи, но вскоре «Байтцен», успевший сделать всего четыре залпа, был отпущен. Покончив с тральщиком (затонул в 11.21), лидер флотилии двинулся на соединение с «Хиппером», который уже вел перестрелку с подошедшими с севера крейсерами «Шеффилд» и «Джамайка».
Заметив впереди два корабля, с «Экольдта» по радио запросили флагман о его местоположении. В 11.45 британские крейсера открыли огонь. Первый же залп дал накрытие. Запутавшийся в обстановке Шеммель счел, что его по ошибке обстрелял собственный тяжелый крейсер, и передал на «Хиппер»: «Вы стреляете по мне». Через пару секунд шедший следом «Байтцен» ответил: «Нет, это британский крейсер», но драгоценное время было упущено. «Шеффилд» дал семь залпов и намеревался таранить немецкий эсминец, но, не дойдя с полмили до него, отвернул. Расстрел «Экольдта» продолжили 102-мм зенитки и «пом-помы» правого борта «англичанина». Удар оказался столь внезапным и мощным, что у лидера не осталось шанса использовать свои орудия и торпеды. Примерно в 11.58 очередное попадание в центр корпуса вызвало мощный взрыв, и вскоре эсминец затонул со всем экипажем (около 340 человек). «Байтцен» же быстро выставил дымовую завесу и вышел из-под удара.
На завершающем этапе сражения «Байтцен» и Z-29 угрозой торпедной атаки заставили британские крейсера отказаться от преследования поврежденного и отходящего «Хиппера». Эсминцы группы «Лютцова» успели сделать несколько выстрелов по судам конвоя, но вряд ли добились попаданий. Для 127-мм орудий «Риделя» дистанция была слишком велика, поэтому он огня не открывал.
Одной из причин поражения немцев в «новогоднем» бою стала крайняя пассивность их эскадренных миноносцев, особенно проявившаяся на фоне удачных действий британских кораблей этого класса, которые в течение трех часов не давали «Хипперу» приблизиться к конвою, имитируя торпедные атаки. Что ж, прав английский историк Дадли Поуп, заметивший в связи с этим сражением: «Эсминец одной страны совсем не равен по силе точно такому же эсминцу другой, потому что механизм сам по себе не может воевать». Достаточно сказать, что немецкими эсминцами не было выпущено ни одной торпеды! Отсутствие инициативы со стороны их командиров впоследствии позволило Куммецу переложить часть вины за упущенную возможность разгромить конвой на своих подчиненных.
С началом 1943 года для арктической боевой группы наступил длительный период бездействия. У эсминцев он прерывался в основном лишь выходами на эскортирование тяжелых кораблей при межбазовых переходах. 4 — 6 февраля «Ридель» и Z-31 сопровождали заградитель «Бруммер», выставивший мины у п-ва Рыбачий; в конце марта «Якоби», «Ридель» и «Гальстер» совершили поход к Ян-Майену для встречи блокадопрорывателя «Регенсбург»; 6 — 9 сентября «Штайнбринк», «Ридель», «Лоди» и «Гальстер» участвовали в рейде к Шпицбергену (операция «Цитронелла»).
Тяжелые условия службы и слабая ремонтная база становились причинами многочисленных аварий на кораблях. В апреле «Ридель» пострадал от возникшего в котельном отделении пожара, а через несколько дней из-за попадания забортной воды в топливо он полностью лишился хода и беспомощно дрейфовал, пока не был отбуксирован в порт. 27 октября совершавший переход на Север «Байтцен» выскочил на камни в районе Хёугесунна. У него вышли из строя носовые котельные отделения. Снять корабль удалось только через неделю, ремонт занял полгода. 21 ноября столкнулись «Лоди» и «Штайнбринк», а спустя четыре дня последний протаранил норвежский пароход «Самев» и на полтора месяца вышел из строя.
В ноябре 1943 года все эсминцы типа 34 окончательно перевели на юг, поскольку их радиус действия и мореходность были совершенно недостаточными для операций в Арктике. Основным театром для них теперь стал Скагеррак.