Линейные корабли
Линкоры типа "Yamato" — 2 + 2 единицы
"Yamato" KNY 4.11.1937 8.8.1940 12.1941 Погиб 7.4.1945
"Musashi" Mn 29.3.1938 1.11.1940 8.1942 Погиб 24.10.1944
"Shinano" YNY 4.5.1940 Достроен как авианосец (см. далее)
№111 KNY 7.11.1940 — Не достроен
Проектное 62 315/69 998 т, фактическое 63 200/72 810 т; 243,9/256(вл)/ 263x36,9x10,9 м; 4 ТЗА, 12 ПК, 150 000 л.с., 27,5 уз., 6300 т нефти, 7200 (16) миль. Броня: борт 410 мм, траверсы 300 мм, палуба 200 — 230 мм (главная), 35 — 50 мм (верхняя), рубка до 500 мм, башни до 650 мм, барбеты 545 мм. Эк. 2500 чел. 3 х 3 — 460-мм/45, 4x3 — 155-мм/60, 6x2 — 127-мм/40, 8x3 — 25-мм, 2x2 — 13,2-мм, 2 катапульты, 7 гидросамолетов.
Крупнейшие корабли Второй мировой войны и самые большие линкоры в мире. История создания этих линкоров восходит к 1934 г., когда Японией, покинувшей Лигу Наций, было принято принципиальное решение впредь игнорировать договоренности по ограничению морских вооружений. Отказ от соблюдения 35 000-т договорного водоизмещения для линкоров позволял японским конструкторам вернуться к идеям, положенным в основу кораблей программы "8 — 8": индивидуальное превосходство над любым линкором потенциального противника. При этом учитывался тот факт, что основной соперник на Тихом океане, США, при создании своих линкоров нового поколения будет вынужден ориентироваться на пропускную способность Панамского канала.
С 1934 по 1935 г. в Японии были подготовлены и рассмотрены 24 проекта нового линкора (водоизмещение от 49 000 до 68 000 т, скорость от 24 до 31 уз., артиллерия ГК — 410- или 460-мм орудия). Уже к октябрю 1935 г. в общих чертах определились основные характеристики будущего "Yamato": 9 460-мм орудий, скорость 27 уз., комбинированная дизель/ паротурбинная ЭУ, броневая защита — от огня 457-мм орудий. При подготовке детальных чертежей от идеи установки на корабли дизелей экономического хода отказались, поскольку замена столь крупных агрегатов в случае необходимости будет сопряжена с большими трудностями. После внесения изменений, касающихся перехода на чисто паротурбинную ЭУ, проект был окончательно готов в марте 1937 г.
Корпус новых линкоров имел ряд интересных конструктивных решений: носовой бульб, снижающий волновое сопротивление (это позволило сэкономить около 15 000 л.с. мощности ЭУ); заметную седловатость палубы в районе носовых башен ГК.
460-мм артиллерия ГК размещалась в трех трехорудийных башнях, имевших самую толстую в истории мирового кораблестроения лобовую броню — 650 мм. Главный калибр дополняли 12 155-мм орудий в трехорудийных башнях (ранее они стояли на крейсерах типа "Mogami") и 6 х 2 127-мм зениток.
Броневая защита проектировалась на обеспечение зоны неуязвимости под огнем 457-мм орудий в диапазоне 20 000 — 30 000 м и способность выдерживать попадание авиабомбы весом 1000 кг, сброшенной с высоты 15 000 футов (4572 м).
Главный пояс по ватерлинии толщиной 410 мм и высотой около 5,8 м имел наклон наружу 20°. Траверсы толщиной 300 мм (носовой) и 270 — 300 мм (кормовой) стояли также под углом 25°. К нижней кромке главного пояса примыкала броневая противоторпедная переборка, на протяжении ЭУ опускающаяся до самого днища. Она также выполнялась наклонной, но под меньшим углом — 15°. В своей верхней части броневая переборка имела толщину 270 мм (напротив погребов боезапаса) или 200 мм (напротив ЭУ), утоньшаясь к нижней кромке до 75 мм.
Горизонтальная защита состояла из главной палубы толщиной 200 — 230 мм, опирающейся на верхнюю кромку главного пояса. Ниже нее находилась тонкая (9 мм) противоосколочная палуба. Верхняя палуба толщиной 35 — 50 мм служила для взведения взрывателей бомб и, кроме того, защиты корпуса от повреждений при стрельбе собственной артиллерии ГК.
Интересной особенностью стала 80-мм броневая палуба под погребами, предусмотренная для защиты от подводных взрывов.
Общий вес брони достигал 22 534 т.
Первые два корабля заказали в 1937 г. в рамках 3-й программы замещения флота, еще два — в 1939 г. по 4-й программе замещения флота. Работы на "Shinano" были остановлены в декабре 1941 г. при 50%-ной готовности. Впоследствии, чтобы освободить док, в котором линкор строился, работы возобновили, но велись очень медленно. После Мидуэя корабль было решено перестроить в авианосец (см. раздел "Авианосцы"). Постройку линкора со стапельным номером 111, находящегося в 30%-ной готовности по корпусу, остановили в ноябре 1941 г., в сентябре 1942 г. этот заказ был вообще отменен, а корпус разобран в 1942 — 1943 гг.
По программе 1942 г. предполагалось построить еще один корабль (известен как №797), однако до заказа дело не дошло.
Три последних корабля должны были несколько отличаться от "Yamato" и "Musashi". Толщина бортовой брони снижалась до 400 мм, главной палубы — до 190 мм. За счет этого на кораблях планировалось разместить более мощную зенитную батарею из восьми — десяти 100-мм спаренных установок.
Осенью 1943 г. для усиления зенитного вооружения с "Yamato" и "Musashi" сняли бортовые 155-мм башни, которые предполагалось заменить на дополнительные 6x2 127-мм зениток. Такие установки удалось набрать только для "Yamato" (стало 12 х 2), а на "Musashi" на их месте временно установили дополнительные 25-мм автоматы. Число последних на кораблях постоянно увеличивалось: "Yamato" — 36 (1943 г.), 98 (апрель 1944 г.), 113 (июль 1944 г.), 150 (апрель 1945 г.); "Musashi" — 36 (1943 г.), 54 (начало 1944 г.), 115 (апрель 1944 г.) и 130 (июль 1944 г.).
"Musashi" 29.3.1944 поврежден торпедой амер. ПЛ "Tunny", ремонт до конца апреля. 24.10.1944 потоплен в море Сибуян амер. палубной авиацией (получил от 10 до 12 торпедных и 17 бомбовых попаданий).
"Yamato" 25.12.1943 поврежден торпедой амер. ПЛ "Skate", ремонт до середины апреля 1944 г. В ходе сражения в заливе Лейте 24 — 26.10.1944 поврежден амер. палубной авиацией (3 бомбовых попадания), ремонт до конца года. 19.3.1945 поврежден амер. авиабомбой. 7.4.1945 потоплен амер. палубной авиацией в 130 милях к юго-вост. от о. Кагосима (получил от 11 до 13 торпедных и 8 бомбовых попаданий).
Линкоры типа "Nagato" — 2 единицы
"Nagato" KNY 28.8.1917 9.11.1919 11.1920 Затонул 29.7.1946
"Mutsu" YNY 1.6.1918 31.5.1920 11.1921 Погиб 8.6.1943
39 120 — 39 250/46 356 т; 221,1(вл)/224,9х33х9,5 м; 4 ТЗА, 10 ПК, 82 300 л.с., 25 уз., 5600 т нефти, 8560 (16) миль. Броня: борт 300 — 100 мм, траверсы 300 мм, палуба 127 мм (главная) + 50 (верхняя), рубка 370 мм, башни до 356 мм, барбеты 305 мм, казематы 102 — 152 мм. Эк. 1480 чел. 4x2 — 410-мм/45,18 х 1 — 140-мм/50,4 х 2 — 127-мм/40, 10x2 — 25-мм, 1 катапульта, 3 гидросамолета.
В ответ на принятую в США в 1916 г. амбициозную кораблестроительную программу японский парламент утвердил так называемую программу "8 — 4", которую еще с 1914 г. пыталось провести руководство флота.
В соответствии с ней, в дополнение к уже готовым или находящимся в постройке кораблям типов "Kongo", "Fuso" и "Ise" предусматривалось построить еще четыре линкора. "Nagato" и "Mutsu" должны были стать первыми японскими линкорами не только построенными, но и полностью спроектированными в Японии. На этих кораблях произошел переход к калибру 410 мм. Эти орудия были разработаны в Японии в 1914 г. в ответ на появление в английском флоте 381-мм орудий, а также с учетом слухов о работах в США над еще более тяжелыми артсистемами.
"Nagato" и "Mutsu" создавались в соответствии с концепцией быстроходного линкора, единственным воплощением которого в то время были английские корабли типа "Queen Elizabeth", что и предопределило некоторое сходство этих кораблей, хотя конструктивно новые японские линкоры "выросли" из типа "Ise" (так же, как английские — из дредноутов типа "Iron Duke").
Корпус, по сравнению с предшествующим типом, стал длиннее на 7,6 м и шире на 0,3 м. Отказ от средних башен позволил разместить на корабле почти в два раза более мощную ЭУ, что увеличивало скорость хода, по сравнению с "Ise", на 3 уз. — до 26,5 уз.
Бронирование мало отличалось от схемы, принятой для линкоров предшествующих типов — пояс по ватерлинии наибольшей толщиной в районе погребов и машин в центральной части корпуса, утончающийся в оконечностях до 100 мм. Поверх главного размещался второй, более тонкий 152-мм пояс, закрывающий среднюю часть корпуса и служащий основанием каземата. Схема горизонтального бронирования в основном также повторяла применяемую ранее. В то же время существенным отличием стало появление дополнительной броневой палубы полубака толщиной 25 мм, служащей крышей каземата противоминной артиллерии. Таким образом, суммарная толщина палубной брони доходила до 145 мм (полубака — 25 мм, верхняя — 70 мм, главная — 50 мм).
Уже после закладки оба корабля перекочевали в программу "8 — 8", став первыми из предусмотренных к постройке восьми линкоров и восьми линейных крейсеров с артиллерией калибром не менее 410-мм. И последними — Вашингтонская конференция 1922 г. оставила ее реализацию. Причем и судьба "Mutsu" висела на волоске — уже готовый корабль предлагалось сдать на слом, но японцам удалось его отстоять (в частности, одним из аргументов стало то, что часть средств на его постройку собрали школьники).
На протяжении первых 10 лет с момента ввода в строй оба корабля подвергались лишь незначительным переделкам, наиболее заметной из них стало изменение в 1924 г. формы носовой дымовой трубы, отогнутой
в сторону кормы для отвода горячих газов от надстройки. Кардинальную перестройку "Nagato" и "Mutsu" прошли в первой половине 1930-х гг.: первый в 1933 — 1936 гг., второй — в 1934 — 1936 гг.
В ходе работ корабли получили бортовые противоторпедные були, увеличившие ширину корпуса с 29 до 33 м. Для сохранения пропульсивного коэффициента на прежнем уровне длину корпуса увеличили за счет кормовой наделки. Полностью сменили ЭУ: вместо турбин с прямой передачей установили ТЗА и 10 чисто нефтяных ПК. В отличие от своих предшественников, на которых подобная замена сопровождалась заметным повышением мощности и скорости, на "Nagato" и "Mutsu" мощность возросла очень незначительно, а скорость даже упала с 26,5 до 25 уз. Поскольку новые ПК занимали гораздо меньше места, от носовой дымовой трубы отказались.
Усиление бронирования коснулось в основном горизонтальной защиты. Толщина главной палубы над жизненно важными местами повышалась с 50 до 127 мм, а палубы полубака — с 25 до 50 мм. Усилили защиту барбетов. Общий вес брони увеличился с 10 396 до 13 032 т.
Главный калибр и противоминная артиллерия получили больший угол возвышения — до 43° и 35° соответственно. Два 140-мм орудия и все ТА были сняты. Устаревшие 80-мм/40 зенитки заменены на 4 х 2 127-мм/40 установки, дополненные 20 25-мм автоматами. Для запуска гидросамолетов была смонтирована катапульта.
Стандартное водоизмещение после модернизации повысилось с 32 700 почти до 39 000 т.
До своей гибели в 1943 г. "Mutsu" не подвергался каким-либо переделкам, лишь несколько увеличилось число 25-мм автоматов.
В июне 1944 г. на "Nagato" сняли два 140-мм орудия, а число 25-мм автоматов увеличили до 68, к октябрю их количество достигло 98.
На "Mutsu" 8.6.1943 в Хиросимском заливе произошел взрыв погребов кормовых башен. Основной причиной взрыва, повлекшей за собой гибель корабля, часто указывают халатность экипажа.
"Nagato" в ходе боя в море Сибуян 24.10.1944 получил попадания трех бомб, выведших из строя башню ГК. На следующий день поврежден еще двумя бомбами. Частично отремонтирован в Йокосуке в начале 1945 г. Единственный японский линкор, доставшийся победителям. 20.9.1945 передан США. Использовался при испытаниях атомного оружия на атолле Бикини. 25.7.1946 тяжело поврежден взрывом бомбы с эквивалентом 40 килотонн, произошедшим в 1 км от корабля. Спустя 4 дня затонул.
Линкоры типа "Ise" — 2 единицы
"Ise" KDY 10.5.1915 12.11.1916 15.12.1917 Погиб 28.7.1945
"Hyuga" Mn 6.5.1915 27.1.1917 30.4.1918 Погиб 28.7.1945
35 900 ("Ise") и 36 000 ("Hyuga")/40 169 т; 213,4(вл)/215,8x31,6x9,5 м; 4 ТЗА, 8 ПК, 81 000 л.с., 25,3 — 25,6 уз., 5313 т (наибольший) нефти, 7870 (16) миль. Броня: борт 305 — 89 мм, траверсы 305 мм, палуба 97 мм (главная) + 51 (верхняя), рубка 350 мм, башни до 305 мм, барбеты 203 — 292 мм, казематы 152 мм. Эк. 1376 чел. 6x2 — 356-мм/45, 16x1 — 140-мм/50, 4 х 2 — 127-мм/40, 10 х 2 — 25-мм, 1 катапульта, 3 гидросамолета.
"Ise" и "Hyuga" строились по программе 1912 г. Первоначально предполагалось, что они станут повторением типа "Fuso", однако в процессе проектирования в чертежи было внесено большое количество изменений, учитывающих как опыт постройки линкоров программы 1911 г., так и новые требования руководства флота. Главным отличием новых линкоров стало иное взаимное расположение башен ГК №3 и №4 и котельных отделений в средней части корпуса — башню №3, ранее зажатую между двух групп котлов, переместили в сторону кормы, а все котельные отделения сгруппировали вместе, сдвинув в сторону носовой оконечности. Обе средние башни теперь удалось поставить рядом линейно-возвышенно (№3 поверх №4). Подобное расположение артиллерии упростило управление огнем. Другим важным новшеством стал переход на противоминные орудия нового калибра — 140 мм. Помимо более легкого и удобного в обращении снаряда, сами установки весили меньше, чем 152-мм, что позволило увеличить число орудий противоминного калибра с 16 до 20.
Схема бронирования не претерпела сколько-нибудь существенных изменений, за исключением некоторого увеличения протяженности 305-мм части пояса по ватерлинии за счет снижения его толщины в оконечностях и увеличения толщины барбетов. Кроме того, главная броневая палуба получила скосы, примыкающие к нижней кромке броневого пояса. Как и на "Fuso", ЭУ состояла из четырех турбин с прямой передачей и 24 ПК со смешанным отоплением, но вследствие их несколько большей паропроизводительности мощность удалось повысить с 40 000 до 45 000 л.с. Это, а также некоторый рост длины корпуса (из-за перераспределения КО) привело к увеличению скорости до 23,5 уз. Несмотря на все нововведения водоизмещение возросло всего на 600 т (стандартное: у типа "Fuso" — 29 326 т; у типа "Ise" — 29 990 т).
Как и их предшественников, "Ise" и "Hyuga" после выполнения программы "8 — 8" предполагалось вывести из состава флота, но решения Вашингтонской конференции 1922 г. изменили эти планы. Вопрос о модернизации кораблей поднимался еще в середине 1920-х гг., однако до середины следующего десятилетия на обоих линкорах каких-либо капитальных работ не проводилось. В 1930 —1931 гг. увеличили размеры носовой треногой надстройки, разместив на ней ряд дополнительных платформ. Одновременно котлы перевели на жидкое топливо. В 1933 г. на обоих кораблях смонтировали катапульту для запуска гидросамолетов.
Кардинальная реконструкция этих линкоров началась в середине 1930-х гг. ("Ise" — с 1934 по 1936 г., "Hyuga" — с 1935 по 1937 г.). Корпус удлинили за счет кормовой наделки на 7,6 м, установили бортовые були противоторпедной защиты (ширина возросла с 28,7 до 31,6 м). ЭУ полностью заменили, смонтировав четыре ТЗА мощностью свыше 80 000 л.с., пар для которых вырабатывали 8 ПК. Будучи почти в два раза мощнее, новая ЭУ была легче и занимала меньше места, что позволило отказаться от носовой дымовой трубы.
Угол возвышения орудий ГК увеличили до 33°. Число 140-мм/50 орудий сократили до 16. 80-мм зенитки заменили на 4 х 2 127-мм/40 установки. Их дополняли 40-мм/40 "пом-помы" и 13,2-мм пулеметы, вместо которых, однако, вскоре установили 10 спаренных 25-мм автоматов. Кроме того, были сняты все ТА.
Палубное бронирование в ходе модернизации было значительно усилено — толщина главной палубы над ЭУ и погребами достигла 97 мм, а верхней — до 51 мм. К тому же основание дымовой трубы защищалось 229-мм броней. Общий вес брони увеличился с 9525 т до 12 644 т.
После модернизации стандартное водоизмещение приблизилось к 36 000 т, однако возросшая мощность ЭУ и удлинение корпуса позволили даже повысить скорость хода до 25,3 уз., более чем на 1,5 уз.
В 1943 г. началась перестройка обоих линкоров в весьма экзотические корабли, не имевшие аналогов ни в одном флоте мира, — линкоры-авианосцы. Появление столь необычного проекта, как правило, объясняется тяжелыми потерями в авианосцах, понесенным Японией у Мидуэя.
В соответствии с проектом кормовые башни ГК №5 и №6 снимались, а все пространство в корму от надстройки занимал ангар длиной 60 м, где могли помещаться до 10 самолетов. Поверх ангара оборудовалась короткая палуба, связанная с ним лифтом. Сама палуба была слишком короткой не только для посадки самолетов, но и для запуска и служила для базирования еще 12 машин и обслуживания авиатехники. Запуск производился с помощью двух катапульт.
Угол возвышения орудий в оставшихся четырех башнях был доведен до 43°. Всю вспомогательную артиллерию сняли, заменив на 8 х 2 127-мм/40 установок, число 25-мм автоматов возросло до 57. Запас топлива сократился до 4249 т, часть освободившегося объема пошла на размещение авиабензина. За счет свеса "полетной" палубы в корме наибольшая длина корабля возросла до 219,6 м. Водоизмещение несколько снизилось — до 35 350/38 670 т.
Первоначально на роль "палубного" самолета предназначался колесный пикирующий бомбардировщик D4Y3 "Suisei". He очень понятно, куда предполагалось сажать авиагруппу после выполнения задания. Вряд ли предусматривалась тактика камикадзе — проект зародился во второй половине 1942 г., когда единичные самоубийственные атаки носили спонтанный характер и ни о каком планировании подобных действий, а тем более постройке специальных кораблей для этих целей речи быть не могло. Скорее всего, таким путем японцы пытались увеличить число "взлетных площадок", сажая запущенные с "Ise" и "Hyuga" самолеты на полноценные авианосцы. Из-за нехватки D4Y3 "Suisei" на линкоры-авианосцы они так и не поступили, а оба корабля переориентировали на базирование на них такого же числа гидросамолетов разведчиков — пикирующих бомбардировщиков Е-16А1. Однако, попали ли эти самолеты на корабли — не известно (по крайней мере, для "Hyuga" авиагруппа так и не была сформирована).
В июне 1944 г. число 25-мм автоматов увеличили до 108 (31 х 3 и 15 х 1). В сентябре на обоих кораблях установлены по 6 х 28 120-мм НУРС, в начале следующего месяца сняты обе катапульты, так как авиагрупп на борту в ближайшем будущем не предвиделось.
В ходе сражения в заливе Лейте 25.10.1944 корабли получили легкие повреждения: "Ise" — от многочисленных близких разрывов, "Hyuga" — от прямого попадания бомбы в корму.
Оба корабля с февраля 1945 г. находились в Куре, обеспечивая ПВО базы. "Ise" 13 марта и "Hyuga" 19 марта повреждены амер. палубной авиацией, после чего уже не ремонтировались. 24 июля вновь повреждены амер. палубной авиацией, "Hyuga" сел кормой на фунт. Во время налета 28 июля оба линкора получили новые бомбовые попадания и затонули на мелководье.
Линейные корабли типа "Fuso" — 2 единицы
"Fuso" KNY 11.3.1912 28.3.1914 11.1915 Погиб 25.10.1944
"Yamashiro" YNY 20.11.1913 3.11.1915 3.1917 Погиб 25.10.1944
34 700/39 154 т; 210(вл)/212,8х30,6х9,7 м; 4 ТЗА, 6 ПК, 75 000 л.с., 24,7 уз., 5100 т нефти (наибольший), 8000 (16) миль. Броня: борт 305 — 102 мм, траверсы 305 мм, палуба 97 мм (главная) + 32 — 51 (верхняя), рубка 350 мм, башни до 305 мм, барбеты 203 мм, казематы 152 мм. Эк. 1400 чел. 6x2 — 356-мм/45, 14x1 — 152-мм/50, 4x2 — 127-мм/40, 10x2 — 25-мм, 1 катапульта, 3 гидросамолета.
"Fuso" и "Yamashiro" строились по программе 1911 г. Проект был создан на основе полученных из Англии чертежей строящегося там для японского флота линейного крейсера "Kongo". При этом японские конструкторы существенно переработали их в соответствии с господствовавшей накануне Первой мировой войны точкой зрения, что линкор за счет меньшей, по сравнению с линейным крейсером, скорости хода должен иметь более мощное вооружение и бронирование. Уменьшив мощность ЭУ, по сравнению с прототипом, более чем на треть (с 64 000 до 40 000 л.с.) и выполнив корпус короче и шире, удалось повысить число орудий ГК с 8 до 12 и существенно усилить бронирование, доведя толщину пояса по ватерлинии и башен ГК до 305 мм (по сравнению с 203 — 229 мм на "Kongo").
Схема бронирования повторяла принятую на первых японских дредноутах. 305-мм пояс по ватерлинии, утончающийся к нижней кромке до 102 мм, защищал ЭУ и погреба. В оконечностях его толщина последовательно снижалась сперва до 203, а затем и до 102 мм. Поверх главного пояса в средней части корпуса тянулся 203-мм пояс, поверх которого борт защищала 152-мм броня каземата. Общий вес брони составлял 8588 т, на 2000 т больше, чем на прототипе.
Вооружение состояло из 12 356-мм орудий (той же модели, что и на линейных крейсерах), размещенных в шести двухорудийных башнях, из которых две помещались в диаметральной плоскости в центральной части корпуса и имели ограниченные углы обстрела. ГК дополняли 16 152-мм орудий противоминного калибра в казематах и 6 подводных 533-мм ТА.
Хотя на момент вступления в строй линкоры типа "Fuso" являлись крупнейшими военными кораблями в мире, спустя всего несколько лет, после принятия программы "8 — 8" их признали устаревшими и наметили к выводу из состава флота к 1928 г. От этой участи их спасла Вашингтонская конференция 1922 г., согласно решениям которой была прекращена реализация программы "8 — 8" и объявлены "линкорные каникулы", а ценность имеющихся в строю линкоров многократно повысилась.
В 1927 — 1928 гг. оба линкора прошли первую модернизацию. Размеры носовой надстройки были увеличены, и своими очертаниями она стала напоминать пагоду, котлы перевели со смешанного на чисто нефтяное отопление. Появились 6 зенитных 80-мм/40 орудий.
В 1930 — 1933 гг. "Fuso" подвергся второй, более обширной модернизации. Старая ЭУ (4 ПТУ, 24 ПК, 40 000 л.с.) была заменена на гораздо более мощную (4 ТЗА, 6 ПК, 75 000 л.с.). Несмотря на это она оказалась почти на 2000 т легче и занимала меньше места, что позволило отказаться от первой дымовой трубы. Выигрыш веса пошел на усиление палубной брони и дополнительной защиты ЭУ. Улучшение противоторпедной защиты было достигнуто за счет установки бортовых булей, повысивших ширину корпуса с 28,7 до 30,6 м. Для компенсации возросшей ширины корпус удлинили в кормовой оконечности на 7,6 м, что с учетом ЭУ большей мощностью позволило повысить скорость с 23 до 24,8 уз.
Угол возвышения орудий ГК был увеличен до 43° и 2-го калибра — до 30°. Число 152-мм орудий сокращено до 14, сняты все ТА. 80-мм зенитные орудия заменены четырьмя спаренными 127-мм/40 установками, которые дополнялись 8x2 25-мм автоматами. На крыше третьей башни смонтировали катапульту.
За счет ликвидации первой дымовой трубы носовая надстройка была существенно перестроена, число вертикальных опор возросло с трех до семи.
"Yamashiro" модернизировался с 1930 по 1935 г. в том же объеме, единственным существенным отличием стало иное расположение третьей башни ГК — из-за больших размеров носовой надстройки ее пришлось развернуть в сторону кормы, в то время как на "Fuso" она смотрела в нос. Кроме того, катапульта на "Yamashiro" размещалась на квартердеке.
Незадолго до начала войны число 25-мм автоматов возросло до 20.
В годы войны до своей гибели оба корабля не претерпели каких-либо изменений в составе вооружения, лишь в 1944 г. число 25-мм автоматов увеличилось до 37 стволов. В начале 1944 г. имелись планы переоборудования их аналогично кораблям типа "Ise" в носители гидросамолетов, однако летом того же года от этой идеи отказались.
Оба линкора были потоплены в ночном бою в проливе Суригао 25.10.1944. "Fuso" получил попадание двух торпед с амер. ЭМ, взорвался и переломился на две части, которые еще некоторое время находились на плаву. "Yamashiro" получил попадания четырех торпед с амер. ЭМ и большого числа 356-мм и 406-мм снарядов с амер. ЛК.
Линейные крейсера типа "Kongo" — 4 единицы
"Kongo" VA 17.1.1911 18.5.1912 8.1913 Погиб 21.11.1944
"Hiei" YNY 4.11.1911 21.11.1912 11.1914 Погиб 13.11.1942
"Kirishima" Mn 17.3.1912 1.12.1913 4.1915 Погиб 15.11.1942
"Haruna" KDY 16.3.1912 14.12.1913 4.1915 Погиб 28.7.1945
31 720 ("Kongo"), 32 350 ("Hiei"), 31 980 ("Kirishima") и 32 156 ("Haruna")/38 200 — 38 900 т; 219,5(вл)/222,5х29,3х9,7 м; 4 ТЗА, 8 ("Kongo" и "Kirishima") или 11 ("Hiei" и "Haruna") ПК, 136 000 л.с., 30,3 уз., 6330 т нефти, 10 000 (18) миль. Броня: борт 203 — 76 мм, траверсы до 203 мм, палуба до 80 — 120 мм (над ЭУ и погребами), башни до 229 мм, барбеты 229 мм, казематы 152 мм. Эк. 1437 чел. 4 х 2 — 356-мм/45,14 х 1 — 152-мм/60, 4x2 — 127-мм/40, 10x2 — 25-мм, 1 катапульта, 3 гидросамолета.
История создания кораблей типа "Kongo" восходит к 1909 г., когда был подготовлен проект 19 000-т линейного крейсера с 305-мм артиллерией ГК. Хотя средства уже были выделены, проект так и остался нереализованным, поскольку из Англии поступили сведения о начале постройки линейных крейсеров — "сверхдредноутов" типа "Lion", вооруженных 343-мм орудиями ГК. Не желая оказаться в роли отстающих, японские конструкторы приступили к кардинальной переработке проекта своего корабля, однако отсутствие достаточного опыта вынудило обратиться к англичанам за технической помощью. Этому способствовал заключенный еще в 1902 г. союзный договор между Японией и Англией. Ведущие британские верфи проявили большую заинтересованность в сотрудничестве, поскольку было очевидно, что постройка столь крупного корабля в Японии пока неосуществима и заказ на строительство достанется разработчику проекта. Японцы отдали предпочтение фирме "Виккерс", с которой в октябре 1910 г. и подписали контракт.
Отправной точкой при проектировании "Kongo" послужил "Lion", проект которого существенно переработали в Морском техническом департаменте Японии. Итогом совместных усилий заказчика и строителя стал наиболее совершенный (в соответствии с господствовавшими тогда взглядами) линейный крейсер в мире. Вслед за головным кораблем, строившимся в Англии, в Японии заложили еще три единицы. При постройке первого из них, "Hiei", около 30% материалов и оборудования заказали за границей, а для двух последних использовались только отечественные материалы.
Корпус "Kongo", по сравнению с "Lion", стал на 1,7 м шире, что позволило добиться более рационального расположения ЭУ и артиллерии ГК — орудийную башню №3 переместили из средней части корпуса в корму, поменяв местами с кормовой группой котлов (на "Lion" она была зажата с двух сторон котельными отделениями). Это обеспечило гораздо более выгодные углы обстрела. Кроме иного расположения, ЭУ принципиально не отличалась от использовавшейся на "Lion" — четырехвальная паротурбинная установка мощностью 64 000 л.с., пар для которой вырабатывали 36 котлов со смешанным отоплением. Контрактные 27,5 уз. были подтверждены на испытаниях, причем мощность доходила до 82 000 л.с.
По вооружению "Kongo" превзошел прототип, так как японцы заказали орудия еще более мощные, чем английские 343-мм, так сказать "на вырост", их разработала фирма "Виккерс". Увеличился и калибр противоминной артиллерии — с 102 до 152 мм. 16 таких орудий разместили в казематах. Число подводных ТА возросло с двух до восьми.
Вертикальное бронирование, по сравнению с прототипом, было несколько ослаблено: пояс по ватерлинии стал тоньше — 203 против 229 мм. В оконечностях он составлял 76 мм. Поверх главного пояса борт защищала 152-мм броня. Более тонкое вертикальное бронирование в то время признавалось японцами оправданным, поскольку ожидалось увеличение дистанции боя и, как следствие, более отвесное падение снарядов.
Вскоре после окончания Первой мировой войны на кораблях появились зенитные 80-мм/40 орудия: от четырех до семи на корабль.
Отказ от реализации программы "8 — 8" вызвал необходимость модернизации находящихся в строю линейных крейсеров. В 1924 — 1927 гг. на всех кораблях типа "Kongo" повысили угол возвышения орудий ГК с 25° до 33° и увеличили размеры носовой надстройки.
Более серьезной переделке подверглись в 1927 — 1931 гг. "Kongo", "Kirishima" и "Haruna", в основном с целью усиления горизонтального бронирования и противоторпедной защиты. Палуба над жизненно важными частями доводилась до 80 мм (над ЭУ) и 120 мм (над погребами). Считалось, что это обеспечит кораблям зону свободного маневрирования под огнем 356-мм орудий в диапазоне 20 000 — 25 000 м. Помимо этого, усиливалось бронирование крыши башен и барбетов. Вес дополнительной брони составил около 3600 т. Установка противоторпедных булей (по проекту обеспечивавших защиту от торпед с зарядом 200 кг) привела к увеличению ширины корпуса с 28 до 29 м. При этом пришлось снять четыре из восьми подводных ТА. Хотя мощность ЭУ осталась прежней, ее состав претерпел существенные изменения — вместо 36 старых паровых котлов со смешанным отоплением установили 10 (на "Haruna" — 16) большей паропроизводительности, часть из них имела смешанное, а часть — чисто нефтяное отопление. Уменьшение числа ПК позволило ликвидировать носовое котельное отделение и сократить количество дымовых труб. Изменился и запас топлива: емкость нефтяных бункеров повысилась с 1000 до 3229 т, а угольных снизилась с 4200 до 2661 т. В плане вооружения наиболее важным стало доведение угла возвышения орудий ГК до 43°, что увеличивало дальность стрельбы с 29 000 до 33 000 м.
В итоге модернизации стандартное водоизмещение возросло с 26 330 до 29 330 т, а скорость снизилась до 25,9 — 26 уз.
"Hiei" также подвергся перестройке, однако совсем по иной причине. Согласно решениям Вашингтонской конференции, число японских линкоров к 1930 г. должно было сократиться до девяти. В отношении десятого корабля существовало два возможных варианта: либо отправить его на слом, либо перестроить в учебно-артиллерийский корабль с сокращенным составом вооружения и снятой вертикальной броней. Экономные японцы выбрали второй вариант. С "Hiei" сняли кормовую башню ГК, поясную броню, число ПК сократили с 36 до 11 (мощность ЭУ из-за снижения паропроизводительности упала до 13 800 л.с., а скорость — до 18 уз.). Стандартное водоизмещение учебно-артиллерийского корабля составило 19 500 т, осадка — 6,3 м.
В 1932 — 1933 гг. на "Kongo", "Kirishima" и "Haruna" на надстройке над МО, между башнями ГК №3 и №4, смонтировали катапульту для запуска гидросамолетов. Тогда же существенно усилили зенитное вооружение, заменив устаревшие 80-мм/40 орудия на четыре спаренные 127-мм/40 установки, четыре 40-мм/40 "пом-пома" и четыре 13,2-мм пулемета.
Лондонская конференция 1930 г. продлила "линкорные каникулы" еще на 6 лет, после чего перед руководством японского флота встал вопрос об очередной модернизации линейных крейсеров. Основной упор был сделан на повышение скорости, для чего старую ЭУ полностью демонтировали, заменив гораздо более мощной (136 000 вместо 64 000 л.с.). При этом в ее состав включили ТЗА вместо ранее стоявших турбин с прямой передачей, что существенно повлияло на экономичность. Старые котлы со смешанным отоплением заменили на 8 — 11 (в зависимости от корабля) чисто нефтяных. Помимо замены ЭУ, для повышения скорости японские конструкторы попытались увеличить пропульсивный коэффициент, для чего кормовую оконечность нарастили на 7,6 м (наибольшая длина возросла до 222,5 м). Благодаря этим ухищрениям предполагалось обеспечить скорость в 30,5 уз.
В результате дополнительной установки 419 т брони общий вес бронирования составил 10 732 т; в основном она пошла на усиление защиты барбетов. Угол возвышения орудий 2-го калибра увеличили с 15° до 30°, а их число сократили до 14. 40-мм "пом-помы" и 13,2-мм пулеметы были заменены на 10 спаренных 25-мм автоматов.
Работы на кораблях проводились с 1933 по 1940 г.: "Haruna" (1933 — 1934 г.), "Kirishima" (1934 — 1936 г.), "Kongo" (1935 — 1937 г.) и "Hiei" (1936 — 1940 г.). Последний перестраивался из учебно-артиллерийского корабля (см. выше) и после модернизации имел ряд внешних отличий, в частности, его надстройка имела иную конфигурацию, по сравнению с остальными кораблями этого типа.
"Kirishima" и "Hiei" до момента своей гибели в 1942 г. не претерпели каких-либо изменений. В начале 1943 г. на "Kongo" и "Haruna" проведено усиление зенитного вооружения. На них дополнительно установили по 2 х 2 127-мм/40 установки (всего стало 6 х 2), число 25-мм автоматов довели до 34 (17 х 2). Для компенсации веса с кораблей сняли по 6 152-мм орудий. Летом 1944 г. на обоих кораблях значительно увеличили число 25-мм автоматов — до 94 на "Kongo" и до 100 на "Haruna". Последний к лету 1945 г. имел 117 таких автоматов (30x3, 2x2 и 23x1).
"Hiei" в ночном бою у о. Саво с 12 на 13.11.1942 (первый бой у Гуадалканала) тяжело поврежден артогнем амер. KPT "San Francisco", "Portland" и ЭМ (около 85 попаданий снарядов разных калибров, в том числе около 50 — калибром 203 мм). При отходе днем атакован амер. авиацией и получил новые повреждения (4 бомбы и 4 торпеды), потерял ход и затоплен кораблями эскорта.
"Kirishima" в ночном бою у о. Саво с 12 на 13.11.1942 легко поврежден 203-мм снарядом. В ночь с 14 на 15.11.1942 (второй бой у Гуадалканала) тяжело поврежден артогнем амер. ЛК "Washington" и "South Dakota" (получил попадания девяти 406-мм и около 40 127-мм снарядов с близкой дистанции). Утром затонул неподалеку от о. Саво.
"Kongo" 21.11.1944 при переходе в Японию торпедирован в северной части Формозского пролива амер. ПЛ "Sealion" (по разным версиям, попало от одной до трех торпед). Через два часа взорвался и затонул.
"Haruna" 13.6.1944 поврежден амер. палубной авиацией (2 прямых бомбовых попадания в корму, 2 близких разрыва). 24 и 28.7.1945 во время налетов амер. палубной авиации на Куре получил соответственно 3 и 9 прямых попаданий и затонул на мелководье. После войны поднят и сдан на слом.