Авианосцы японской армии
Десантные суда-авианосцы армии типа "Akitsu Maru" — 2 единицы
"Akitsu Maru" MSB 17.9.1939 24.9.1941 1.1942 Погиб 15.11.1944
"Nigitsu Maru" MSB 6.1941 1942 3.1943 Погиб 12.1.1944
Стандартное — 11 800 т; 143,7/152 (вл)х22,5 (вп 19,5)х7,9 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 7500 л.с., 20 уз. 2 х 1 — 75-мм зен., 10x1 — 75-мм (полевых), 20 ДКА, 20 самолетов.
Заложены как пассажирские лайнеры "Akitsu Maru" (9186 брт) и "Nigitsu Maru" (9547 брт). Летом 1941 г. недостроенные суда были реквизированы армейским (сухопутным) командованием для переоборудования в десантные корабли с полетной палубой. Их основное назначение — высадка десанта в отдаленных районах Тихого океана и обеспечение его воздушного прикрытия. Переделка лайнеров заключалась в оборудовании полетной палубы (на уровне бывшей шлюпочной палубы), установке небольшого "острова" и переносе дымовой трубы к правому борту (по некоторым данным, труба могла поворачиваться в горизонтальное положение).
Ангара как такового не было: вместо него под полетной палубой имелась открытая платформа для размещения 20 сухопутных самолетов и 20 десантных плашкоутов типа "Daihatsu". Подъем самолетов наверх осуществлялся одним кормовым лифтом или краном. Полетная палуба имела размеры 123x22,5 м и предназначалась только для старта самолетов (посадка же планировалась на сухопутные аэродромы). Катапульты отсутствовали.
Вооружение десантных авианосцев, согласно данным зарубежных справочников, состояло из двух 75-мм (или 76-мм) зениток и 10 75-мм сухопутных пушек на переделанных станках. Подобный состав вооружения вызывает сомнения и не соответствует опубликованным в печати изображениям этих судов.
"Akitsu Maru" и "Nigitsu Maru" подчинялись сухопутному командованию и официально в состав ВМС не входили. Авиагруппа также была сформирована из самолетов армейской авиации.
"Akitsu Maru" потоплен амер. ПЛ "Queenfish" в Корейском проливе 15.11.1944. "Nigitsu Maru" потоплен амер. ПЛ "Hake" в 700 милях вост. о. Формоза 12.1.1944.
Десантное судно-авианосец армии "Kumano Maru" — 1 единица
"Kumano Maru" Ht 15.8.1944 28.1.1945 3.1945 Слом в 1951
Стандартное — 8000 т; 142/152,7x21,5 (вл 19,6)х7 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 10 000 л.с., 19 уз., 6000 (17) миль. 8 х 1 — 75-мм зен., 6 — 25-мм, 13 ДКА, 37 самолетов.
Армейский десантный корабль с полетной палубой, по концепции повторявший "Akitsu Maru", но отличавшийся усовершенствованной конструкцией. Его проект был разработан в 1942 г. на базе стандартного грузового транспорта типа М (9502 брт). В отличие от "Akitsu Maru", новый десантный АВ имел гладкопалубный силуэт и традиционный ангар, в котором также могли размещаться десантные катера типа "Daihatsu" (13 единиц) и сухопутная военная техника. Для выгрузки последней в кормовой части судна имелись широкие ворота и специальная рампа.
Полетная палуба размерами 110x21,5 м предназначалась только для взлета самолетов. Катапульт не было. Подъем самолетов из ангара осуществлялся одним кормовым лифтом или краном.
В боевых действиях участия не принимал. После войны перестроен в торговое судно.
Эскортные авианосцы армии типа "Yamashiro Maru" — 1 + 1 ед.
"Yamashiro Maru" My 19.7.1944 14.11.1944 1.1945 Погиб 17.2.1945
"Chigusa Maru" Yk 11.9.1944 29.12.1944 1949 Достроен как торговое судно
Нормальное — 15 864 т; 148/157,5x23 (вл 20,4)х9 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 4500 л.с., 15 уз., 9000 (13) миль. Эк. 221 чел. 16 —^5-мм, 1 БМБ (120 ГБ), 8 самолетов.
Эскортные авианосцы-танкеры, предназначавшиеся для перевозки нефти в Японию, а также для обеспечения воздушного прикрытия и ПЛО конвоев. Строились по заказу армейского командования.
Авианосцы типа "Yamashiro Maru" создавались на базе корпусов серийных танкеров типа 2TL (10 100 брт). Грузовые танки сохранялись, но часть их переоборудовалась для хранения авиабензина. Под полетной палубой размерами 125x23 м оборудовался небольшой ангар на 8 самолетов. Машины подавались наверх одним лифтом (по другим данным,
лифта не было, а в походе самолеты находились прямо на палубе). Катапульты отсутствовали.
Необычный элемент архитектуры "Yamashiro Maru" — дымовая труба, выведенная в корму (наподобие АВ "Када"); другая особенность — установленный на полубаке противолодочный бомбомет. Авиагруппа состояла из машин армейской авиации.
"Yamashiro Maru" потоплен амер. авиацией 17.2.1945 в Иокогаме.
"Chigusa Maru" достроен после окончания войны как танкер.
Эскортные авианосцы армии типа "Shimane Maru" — 1+1 единица
"Shimane Maru" KDY 8.6.1944 17.12.1944 2.1945 Погиб 24.7.1945
"Otakisan Maru" KDY 18.9.1944 14.1.1945 — He достроен
Стандартное — 11 800 т, нормальное — 14 500 т; 149,7/153 (вл)х23 (вл 20)х9,1 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 8600 л.с., 18,5 уз., 10 000 (14) миль. 2x1 — 120-мм/45, 52 — 25-мм, 12 самолетов.
Эскортные авианосцы-танкеры, заказанные армейским командованием одновременно с кораблями типа "Yamashiro Maru". Могли использоваться также как грузовые суда и эскортные АВ. "Shimane Maru" создавался на базе корпуса более мощного танкера типа 1TL. По сравнению с "Yamashiro Maru", АВ имел более совершенную конструкцию и большую численность авиагруппы. Размеры полетной палубы — 155x23 м. Катапульт не было. Самолетоподъемник — 1. Предполагалось, что после старта самолеты будут приземляться на сухопутных аэродромах.
"Shimane Maru" потоплен амер. авиацией у о. Такамацу 24.7.1945.
Постройка "Otakisan Maru" прекращена в феврале 1945 г. в состоянии 70%-ной готовности. Погиб в бухте г. Кобе 25.8.1945 (подрыв на мине при перестановке корабля с места на место).