Авиатранспорты

 

Авиатранспорт "Akitsushima" — 1 единица

30.jpg

 

"Akitsushima" KDY 29.10.1940 25.7.19414.1942 Погиб 24.9.1944

 

4650/4900 (норм.) т; 109/113 (ел)/118x15,8x5,4 м; 2 диз., 8000 л.с., 19 уз. 2 х 2 — 127-мм/40, 2x2 — 25-мм, 1 гидросамолет.

 

Построен по 4-й программе замещения флота 1939 г. Предназначен для обслуживания больших летающих лодок типа Н8К ("Emily"). Для обслуживания и ремонта гидросамолет поднимался на палубу квартердека мощным краном.

Предполагалось построить еще три однотипных корабля, но рабо­ты на них так и не были начаты.

В 1944 г. число зенитных автоматов увеличено до 10 стволов.

"Akitsushima" поврежден в Труке 17.2.1944 амер. палубной авиа­цией. 24.9.1944 потоплен у побережья Филиппин амер. палубной авиацией.

 

Авиатранспорт "Nisshin" — 1 единица

31.jpg

 

"Nisshin" KNY 2.11.1938 30.11.1939 2.1942 Погиб 22.7.1943

 

11 317/12 300 (нормальное) т; 174/188 (вл)/192,5х19,7х7 м; 2 диз., 47 000 л.с., 28 уз. 3 х 2 — 140-мм/50, 8 х 2 и 2 х 1 — 25-мм, 20 гидросамолетов, 2 катапульты.

Построен по 3-й программе замещения флота 1937 г. Развитие типа "Mizuho", но проект существенно переработан. Мощность дизелей по­вышена более чем в два раза, усилено артвооружение. Состав авиа­группы уменьшен до 20 машин (плюс 5 в разобранном виде в ангаре), число катапульт сокращено до двух.

В отличие от предшествующих типов "Chitose" и "Mizuho", "Nisshin" мог принимать на борт до 700 мин.

В 1942 г. корабль модернизировали для возможности несения 12 сверхмалых ПЛ типа "А". Для удобства их спуска на воду кормовая

оконечность была перестроена. В 1943 г. зенитное вооружение уси­лено за счет замены спаренных 25-мм автоматов на строенные (стало 6х3 и 2х1).

28.9.1942 поврежден амер. ПЛ "Sculpin". 2.10.1942 поврежден у Гуадалканала амер. авиацией. 22.7.1943 потоплен у о. Бугенвиль амер. авиацией.

Программой 1942 г. предусматривалась постройка двух несколько более крупных кораблей этого типа, но к работе по ним так и не при­ступали.

 

Авиатранспорт "Mizuho" — 1 единица

32.jpg

 

"Mizuho" KDY 1.5.1937 16.5.1938 2.1939 Погиб 2.5.1942

 

10929/11 960 (нормальное) т; 174/183,6 (вл)/192,5х18,8х7,1 м; 2 диз., 15200 л.с., 22 уз. 3 х 2 — 127-мм/40, 6x2 — 25-мм, 24 гидросамолета, 4 катапульты.

 

Строился по 3-й программе замещения флота 1937 г. Проект разрабо­тан на основе чертежей авиатранспорта типа "Chitose". Основные отли­чия касались состава ЭУ — вместо комбинированной дизель-паротурбин­ной, стоящей на прототипе, "Mizuho" был оснащен чисто дизельной. Хотя это вызвало заметное снижение скорости хода, удалось увеличить раз­меры ангара, продлив его в нос. Число хранимых в разобранном виде самолетов возросло до 8. Навесной платформы как таковой на "Mizuho" не было, а пары пилонов соединялись между собой мостиками.

Корабль с самого начала мог нести сверхмалые ПЛ. При приеме на борт 12 таких лодок состав авиагруппы снижался наполовину, до 12 ма­шин. В начале 1942 г. число 25-мм автоматов возросло до 18 (9 х 2).

2.5.1942 "Mizuho" потоплен у мыса Омисака (о. Хонсю) амер. ПЛ "Drum".

 

Авиатранспорты типа "Chitose" — 2 единицы

33.jpg

 

"ChitoseKNY 26.11.1934 29.11.1936 7.1938   В 1943 перестроен в авианосец

"Chiyoda" KNY 14.12.1936 19.11.1937 12.1938 В 1943 перестроен в авианосец

 

11 023/12 350 (нормальное) т; 174/183,9 (вл)/192,5х18,8х7,2 м; 2 ТЗА + 2 диз„ 4 ПК, 44 000 + 12 800 л.с., 29 уз., 3000 т нефти, 11 000(18) миль. 2x2 — 127-мм/40, 6x2 —25-мм, 24 гидросамолета, 4 катапульты.

 

Первые японские авиатранспорты специализированной постройки. Строились по 1-й программе замещения флота 1931 г. Интересной особенностью этих кораблей стала смешанная дизель-паротурбинная ЭУ, обеспечившая большую дальность плавания. КО и МО №1 (ТЗА) были смещены в нос, а МО №2 (дизели) располагались ближе к кор­ме. Дымоходы ПК объединялись в общую дымовую трубу. Дизели со­единялись с валами винтов с помощью гидромуфт. В корму от КО в корпусе был оборудован обширный ангар для хранения авиационной техники и снаряжения.

Вся верхняя палуба в корму от дымовой трубы была отведена для размещения авиатехники. По бортам корпуса стояли четыре поворот­ных катапульты, сгруппированные по две в нос и корму от мидель-шпан­гоута. Пространство между катапультами было закрыто навесной плат­формой, опирающейся на четыре массивных стойки. К последним крепились грузовые стрелы, а через кормовую пару выводились дымоходы дизелей. Между второй парой катапульт находился лифт для подъема самолетов из ангара, размещенного в корму от МО №2. Вто­рой лифт располагался между пилонами навесной платформы. Всего корабли могли принимать на борт до 24 одномоторных гидросамоле­тов, еще 5 хранились в разобранном виде.

В 1941 г. корабли прошли модернизацию, после которой они могли принимать до 12 сверхмалых ПЛ типа "А". Кормовую оконечность пе­рестроили, что позволило спускать лодки на воду прямо из ангара по специальному слипу. Тогда же на "Chiyoda" (а возможно, и на "Chitose") сняли носовую пару катапульт. При приеме на борт 12 СМПЛ число но­симых гидросамолетов сокращалось до 12.

"Chitose" 24.8.1942 поврежден у о. Гуадалканал амер. палубной авиацией.

В 1943 г. на обоих кораблях начаты работы по переоборудованию их в авианосцы (см. стр. 11 — 12).

 

Авиатранспорты, переоборудованные из реквизированных судов — 7 единиц

34.jpg

 

"Kamikawa Maru" (KDY, спущен на воду в 1937, вошел в строй 9.1937 — погиб 28.5.1943),

"Kimikawa Maru" (KDY, спущен на воду в 1937, вошел в строй 7.1941 —погиб 23.10.1944),

"Kiyokawa Maru" (KDY, спущен на воду в 1937, вошел в строй 10.1941 — погиб 25.7.1945),

"Kumikawa Maru" (KDY, спущен на воду в 1937, вошел в строй 7.1942 — погиб 30.4.1945),

"Sagara Maru" (Mn, спущен на воду в 1940, вошел в строй 9.1941 — погиб 23.6.1943),

"Sanukl Maru" (Mn, спущен на воду в 1939, вошел в строй 9.1941 — погиб 28.1.1945) и

"Sanyo Maru" (Mn, спущен на воду в 1930, вошел в строй 8.1941 — погиб 26.5.1944).

 

6853 ("Kamikawa Maru"),6863 ("Kumikawa Maru", "Kimikawa Maru", "Kiyokawa Maru"), 7189 ("Sagara Maru" и "Sanuki Maru"), 8360 ("Sanyo Maru") брт; 146x19x9 — 9,7 ("Kamikawa Maru", "Kumikawa Maru", "Kimikawa Maru", "Kiyokawa Maru", "Sagara Maru", "Sanuki Maru") или 136x18x12 ("Sanyo Maru"); 1 диз., 7600 л.с. ("Kamikawa Maru", "Kumikawa Maru", "Kimikawa Maru", "Kiyokawa Maru") или 2 диз., 16 000 л.с. ("Sagara Maru", "Sanuki Maru"). 2x1 — 152-мм (на всех), 2x1 — 76-мм/40 ("Kimikawa Maru" и "Kiyokawa Maru"), 2 x 1 —40-MM/40 ("Sagara Maru", "Sanuki Maru"), 2x1 — 13,2-мм пулемета (все, кроме "Sagara Maru", "Sanuki Maru"), 1 катапульта и 8 гидросамолетов (на всех).

 

Помимо кораблей специализированной постройки, в 1937 — 1942 гг. флот пополнился авиатранспортами, переоборудованными из реквизи­рованных торговых судов.

"Kamikawa Maru" 28.5.1943 потоплен у о. Новый Гановер амер. ПЛ "Scamp".

"Kimikawa Maru" в октябре 1943 г. переоборудован в транспорт. 27.12.1943 поврежден амер. ПЛ "Tautog". 8.10.1944 поврежден амер. ПЛ "Becuna". 23.10.1944 потоплен к зап. от о. Лусон амер. ПЛ "Sawfish".

"Kiyokawa Maru" в декабре 1942 г. переоборудован в транспорт. 26.7.1944 поврежден амер. ПЛ "Angler". 24.7.1945 поврежден в прол. Симоносеки амер. палубной авиацией. На следующий день выбросился на берег.

"Kumikawa Maru" в 1943 г. перестроен в транспорт. 29.4.1945 повреж­ден у Беликпапана при подрыве на мине. 30.4.1945 потоплен в проливе Макассар амер. авиацией.

"Sagara Maru" в декабре 1942 г. перестроен в транспорт. 23.6.1943 по­топлен у Омаесаки амер. ПЛ "Harder".

"Sanuki Maru" в декабре 1942 г. перестроен в транспорт. 21.3.1943 по­врежден амер. ПЛ "Finback", 4.12.1943 поврежден при подрыве на мине. 28.1.1945 потоплен к югу от Шанхая амер. ПЛ "Spadefish".

"Sanyo Maru" 21.11.1942 поврежден амер. ПЛ "Stingray". В октябре 1943 г. перестроен в транспорт. 26.5.1944 потоплен сев.-зап. Менадо амер. ПЛ "Cabrilla".

 

Авиатранспорт "Kamoi" — 1 единица

35.jpg

 

"Kamoi" NYS 14.9.1921 8.6.1922 1922 Погиб 7.4.1945

 

17 000/19 240 (нормальное) т; 151,2x20,4x8,4 м; 2 ТЭУ, 2 ПК, 9000 л.с., 15 уз. 2x1 — 140-мм/50, 2x1 — 76-мм/40, 12 гидросамолетов.

 

Бывший танкер, перестроен в авиатранспорт в 1932 — 1933 гг. При проведении работ использовался опыт перестройки "Notoro". В отли­чие от последнего носимые гидросамолеты были лучше защищены от воздействия непогоды за счет легких навесных платформ над верх­ней палубой. Наибольшее число перевозимых самолетов — 22. Ка­тапульт не было; взлетали и садились гидросамолеты на воду, на палубу поднимались грузовыми стрелами. К началу Второй мировой войны как авиатранспорт ценности уже не представлял, в 1943 г. пе­рестроен в танкер.

В годы войны дважды повреждался амер. ПЛ (28.1.1944 — "Bowfin" и 27.9.1944 — "Bonefish") и неоднократно — авиацией. Потоплен 7.4.1945 в Гонконге амер. авиацией.

 

Авиатранспорт "Notoro" — 1 единица

36.jpg

 

"Notoro" KDY 24.11.1919 3.5.1920 1920 Слом в 1947

 

Стандартное — 14 050 т; 138,9x17,7x8,1 м; 2 ПМУ, 4 ПК, 5850 л.с., 12 уз. Эк. 155 чел. 2x1 — 120-мм/45, 2x1— 76-мм/40, 10 гидросамолетов.

 

Бывший танкер типа "Shiretoko", перестроен в авиатранспорт в 1924 г. Гидросамолеты хранились на верхней палубе, спуск и подъем с воды осу­ществлялись грузовыми стрелами. Катапульт не было.

К началу Второй мировой войны как авиатранспорт ценности уже не пред­ставлял, в 1942 г. перестроен в танкер. В ходе войны неоднократно повреж­дался амер. ПЛ (9.1.1943 —"Gar", 20.9.1943 —"Haddock", 29.6.1944 —"Flasher).