Авиатранспорты
Авиатранспорт "Akitsushima" — 1 единица
"Akitsushima" KDY 29.10.1940 25.7.19414.1942 Погиб 24.9.1944
4650/4900 (норм.) т; 109/113 (ел)/118x15,8x5,4 м; 2 диз., 8000 л.с., 19 уз. 2 х 2 — 127-мм/40, 2x2 — 25-мм, 1 гидросамолет.
Построен по 4-й программе замещения флота 1939 г. Предназначен для обслуживания больших летающих лодок типа Н8К ("Emily"). Для обслуживания и ремонта гидросамолет поднимался на палубу квартердека мощным краном.
Предполагалось построить еще три однотипных корабля, но работы на них так и не были начаты.
В 1944 г. число зенитных автоматов увеличено до 10 стволов.
"Akitsushima" поврежден в Труке 17.2.1944 амер. палубной авиацией. 24.9.1944 потоплен у побережья Филиппин амер. палубной авиацией.
Авиатранспорт "Nisshin" — 1 единица
"Nisshin" KNY 2.11.1938 30.11.1939 2.1942 Погиб 22.7.1943
11 317/12 300 (нормальное) т; 174/188 (вл)/192,5х19,7х7 м; 2 диз., 47 000 л.с., 28 уз. 3 х 2 — 140-мм/50, 8 х 2 и 2 х 1 — 25-мм, 20 гидросамолетов, 2 катапульты.
Построен по 3-й программе замещения флота 1937 г. Развитие типа "Mizuho", но проект существенно переработан. Мощность дизелей повышена более чем в два раза, усилено артвооружение. Состав авиагруппы уменьшен до 20 машин (плюс 5 в разобранном виде в ангаре), число катапульт сокращено до двух.
В отличие от предшествующих типов "Chitose" и "Mizuho", "Nisshin" мог принимать на борт до 700 мин.
В 1942 г. корабль модернизировали для возможности несения 12 сверхмалых ПЛ типа "А". Для удобства их спуска на воду кормовая
оконечность была перестроена. В 1943 г. зенитное вооружение усилено за счет замены спаренных 25-мм автоматов на строенные (стало 6х3 и 2х1).
28.9.1942 поврежден амер. ПЛ "Sculpin". 2.10.1942 поврежден у Гуадалканала амер. авиацией. 22.7.1943 потоплен у о. Бугенвиль амер. авиацией.
Программой 1942 г. предусматривалась постройка двух несколько более крупных кораблей этого типа, но к работе по ним так и не приступали.
Авиатранспорт "Mizuho" — 1 единица
"Mizuho" KDY 1.5.1937 16.5.1938 2.1939 Погиб 2.5.1942
10929/11 960 (нормальное) т; 174/183,6 (вл)/192,5х18,8х7,1 м; 2 диз., 15200 л.с., 22 уз. 3 х 2 — 127-мм/40, 6x2 — 25-мм, 24 гидросамолета, 4 катапульты.
Строился по 3-й программе замещения флота 1937 г. Проект разработан на основе чертежей авиатранспорта типа "Chitose". Основные отличия касались состава ЭУ — вместо комбинированной дизель-паротурбинной, стоящей на прототипе, "Mizuho" был оснащен чисто дизельной. Хотя это вызвало заметное снижение скорости хода, удалось увеличить размеры ангара, продлив его в нос. Число хранимых в разобранном виде самолетов возросло до 8. Навесной платформы как таковой на "Mizuho" не было, а пары пилонов соединялись между собой мостиками.
Корабль с самого начала мог нести сверхмалые ПЛ. При приеме на борт 12 таких лодок состав авиагруппы снижался наполовину, до 12 машин. В начале 1942 г. число 25-мм автоматов возросло до 18 (9 х 2).
2.5.1942 "Mizuho" потоплен у мыса Омисака (о. Хонсю) амер. ПЛ "Drum".
Авиатранспорты типа "Chitose" — 2 единицы
"Chitose" KNY 26.11.1934 29.11.1936 7.1938 В 1943 перестроен в авианосец
"Chiyoda" KNY 14.12.1936 19.11.1937 12.1938 В 1943 перестроен в авианосец
11 023/12 350 (нормальное) т; 174/183,9 (вл)/192,5х18,8х7,2 м; 2 ТЗА + 2 диз„ 4 ПК, 44 000 + 12 800 л.с., 29 уз., 3000 т нефти, 11 000(18) миль. 2x2 — 127-мм/40, 6x2 —25-мм, 24 гидросамолета, 4 катапульты.
Первые японские авиатранспорты специализированной постройки. Строились по 1-й программе замещения флота 1931 г. Интересной особенностью этих кораблей стала смешанная дизель-паротурбинная ЭУ, обеспечившая большую дальность плавания. КО и МО №1 (ТЗА) были смещены в нос, а МО №2 (дизели) располагались ближе к корме. Дымоходы ПК объединялись в общую дымовую трубу. Дизели соединялись с валами винтов с помощью гидромуфт. В корму от КО в корпусе был оборудован обширный ангар для хранения авиационной техники и снаряжения.
Вся верхняя палуба в корму от дымовой трубы была отведена для размещения авиатехники. По бортам корпуса стояли четыре поворотных катапульты, сгруппированные по две в нос и корму от мидель-шпангоута. Пространство между катапультами было закрыто навесной платформой, опирающейся на четыре массивных стойки. К последним крепились грузовые стрелы, а через кормовую пару выводились дымоходы дизелей. Между второй парой катапульт находился лифт для подъема самолетов из ангара, размещенного в корму от МО №2. Второй лифт располагался между пилонами навесной платформы. Всего корабли могли принимать на борт до 24 одномоторных гидросамолетов, еще 5 хранились в разобранном виде.
В 1941 г. корабли прошли модернизацию, после которой они могли принимать до 12 сверхмалых ПЛ типа "А". Кормовую оконечность перестроили, что позволило спускать лодки на воду прямо из ангара по специальному слипу. Тогда же на "Chiyoda" (а возможно, и на "Chitose") сняли носовую пару катапульт. При приеме на борт 12 СМПЛ число носимых гидросамолетов сокращалось до 12.
"Chitose" 24.8.1942 поврежден у о. Гуадалканал амер. палубной авиацией.
В 1943 г. на обоих кораблях начаты работы по переоборудованию их в авианосцы (см. стр. 11 — 12).
Авиатранспорты, переоборудованные из реквизированных судов — 7 единиц
"Kamikawa Maru" (KDY, спущен на воду в 1937, вошел в строй 9.1937 — погиб 28.5.1943),
"Kimikawa Maru" (KDY, спущен на воду в 1937, вошел в строй 7.1941 —погиб 23.10.1944),
"Kiyokawa Maru" (KDY, спущен на воду в 1937, вошел в строй 10.1941 — погиб 25.7.1945),
"Kumikawa Maru" (KDY, спущен на воду в 1937, вошел в строй 7.1942 — погиб 30.4.1945),
"Sagara Maru" (Mn, спущен на воду в 1940, вошел в строй 9.1941 — погиб 23.6.1943),
"Sanukl Maru" (Mn, спущен на воду в 1939, вошел в строй 9.1941 — погиб 28.1.1945) и
"Sanyo Maru" (Mn, спущен на воду в 1930, вошел в строй 8.1941 — погиб 26.5.1944).
6853 ("Kamikawa Maru"),6863 ("Kumikawa Maru", "Kimikawa Maru", "Kiyokawa Maru"), 7189 ("Sagara Maru" и "Sanuki Maru"), 8360 ("Sanyo Maru") брт; 146x19x9 — 9,7 ("Kamikawa Maru", "Kumikawa Maru", "Kimikawa Maru", "Kiyokawa Maru", "Sagara Maru", "Sanuki Maru") или 136x18x12 ("Sanyo Maru"); 1 диз., 7600 л.с. ("Kamikawa Maru", "Kumikawa Maru", "Kimikawa Maru", "Kiyokawa Maru") или 2 диз., 16 000 л.с. ("Sagara Maru", "Sanuki Maru"). 2x1 — 152-мм (на всех), 2x1 — 76-мм/40 ("Kimikawa Maru" и "Kiyokawa Maru"), 2 x 1 —40-MM/40 ("Sagara Maru", "Sanuki Maru"), 2x1 — 13,2-мм пулемета (все, кроме "Sagara Maru", "Sanuki Maru"), 1 катапульта и 8 гидросамолетов (на всех).
Помимо кораблей специализированной постройки, в 1937 — 1942 гг. флот пополнился авиатранспортами, переоборудованными из реквизированных торговых судов.
"Kamikawa Maru" 28.5.1943 потоплен у о. Новый Гановер амер. ПЛ "Scamp".
"Kimikawa Maru" в октябре 1943 г. переоборудован в транспорт. 27.12.1943 поврежден амер. ПЛ "Tautog". 8.10.1944 поврежден амер. ПЛ "Becuna". 23.10.1944 потоплен к зап. от о. Лусон амер. ПЛ "Sawfish".
"Kiyokawa Maru" в декабре 1942 г. переоборудован в транспорт. 26.7.1944 поврежден амер. ПЛ "Angler". 24.7.1945 поврежден в прол. Симоносеки амер. палубной авиацией. На следующий день выбросился на берег.
"Kumikawa Maru" в 1943 г. перестроен в транспорт. 29.4.1945 поврежден у Беликпапана при подрыве на мине. 30.4.1945 потоплен в проливе Макассар амер. авиацией.
"Sagara Maru" в декабре 1942 г. перестроен в транспорт. 23.6.1943 потоплен у Омаесаки амер. ПЛ "Harder".
"Sanuki Maru" в декабре 1942 г. перестроен в транспорт. 21.3.1943 поврежден амер. ПЛ "Finback", 4.12.1943 поврежден при подрыве на мине. 28.1.1945 потоплен к югу от Шанхая амер. ПЛ "Spadefish".
"Sanyo Maru" 21.11.1942 поврежден амер. ПЛ "Stingray". В октябре 1943 г. перестроен в транспорт. 26.5.1944 потоплен сев.-зап. Менадо амер. ПЛ "Cabrilla".
Авиатранспорт "Kamoi" — 1 единица
"Kamoi" NYS 14.9.1921 8.6.1922 1922 Погиб 7.4.1945
17 000/19 240 (нормальное) т; 151,2x20,4x8,4 м; 2 ТЭУ, 2 ПК, 9000 л.с., 15 уз. 2x1 — 140-мм/50, 2x1 — 76-мм/40, 12 гидросамолетов.
Бывший танкер, перестроен в авиатранспорт в 1932 — 1933 гг. При проведении работ использовался опыт перестройки "Notoro". В отличие от последнего носимые гидросамолеты были лучше защищены от воздействия непогоды за счет легких навесных платформ над верхней палубой. Наибольшее число перевозимых самолетов — 22. Катапульт не было; взлетали и садились гидросамолеты на воду, на палубу поднимались грузовыми стрелами. К началу Второй мировой войны как авиатранспорт ценности уже не представлял, в 1943 г. перестроен в танкер.
В годы войны дважды повреждался амер. ПЛ (28.1.1944 — "Bowfin" и 27.9.1944 — "Bonefish") и неоднократно — авиацией. Потоплен 7.4.1945 в Гонконге амер. авиацией.
Авиатранспорт "Notoro" — 1 единица
"Notoro" KDY 24.11.1919 3.5.1920 1920 Слом в 1947
Стандартное — 14 050 т; 138,9x17,7x8,1 м; 2 ПМУ, 4 ПК, 5850 л.с., 12 уз. Эк. 155 чел. 2x1 — 120-мм/45, 2x1— 76-мм/40, 10 гидросамолетов.
Бывший танкер типа "Shiretoko", перестроен в авиатранспорт в 1924 г. Гидросамолеты хранились на верхней палубе, спуск и подъем с воды осуществлялись грузовыми стрелами. Катапульт не было.
К началу Второй мировой войны как авиатранспорт ценности уже не представлял, в 1942 г. перестроен в танкер. В ходе войны неоднократно повреждался амер. ПЛ (9.1.1943 —"Gar", 20.9.1943 —"Haddock", 29.6.1944 —"Flasher).