Амфибийные корабли

 

Десантные корабли типа Т-1 — 21+1 единица

93.jpg

 

Т-1 (My, 1944 — погиб 27.7.1944), Т-2 (My, 1944 — погиб 5.8.1944), Т-3 (KNY, 1944 — погиб 15.9.1944), Т-4 (KNY, 1944 —погиб 4.8.1944), Т-5 (KNY, 1944 — погиб 14.9.1944), Т-6 (KNY, 1944 — погиб 25.11.1944), Т-7 (My, 1944 — погиб 27.12.1944), Т-8 (My, 1944 — погиб 24.12.1944), Т-9 (KNY, 1944 — слом в 1948), Т-10 (KNY, 1944 — погиб 25.11.1944), Т-11 (KNY, 1944 — погиб 7.12.1944), Т-12 (KNY, 1944 — погиб 13.12.1944), Т-13 (My, 1944 — передан СССР в 1947), Т-14 (KNY, 1944 — погиб 15.1.1945), Т-15 (KNY, 1944 — погиб 17.1.1945), Т-16 (My, 1944 — в 1947 передан Китаю), Т-17 (KNY, 1944 — погиб 2.4.1945), T-18(KNY, 1944 —погиб 18.3.1945), Т-19 (KNY, 1945 —слом в 1948), Т-20 (KNY, 1945 — затонул 25.9.1946), Т-21 (KNY, 1945 — погиб 10.8.1945) и Т-22 (KNY, 25.4.1945 —не достроен).

 

1500/1770 (норм.) т; 89/94 (вп)/96х10,2x3,6 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 9500 л.с., 22 уз., 4700 (18) миль. 1x2 — 127-мм/40, 3 х 3, 1 х 2,4 х 1 — 25-мм, десант: 4 плашкоута + 260 т груза, или 7 танков + 220 т груза, или 2 СМПЛ "Koryu" + 184 т груза, или 6 человеко-торпед "Kaiten" + 243 т груза, или 450 — 500 т груза + 480 чел.

 

Быстроходные десантные транспорты, спроектированы специально для до­ставки снабжения изолированным островным гарнизонам. Имели достаточно своеобразный корпус с "обратной" седловатостью — в корме палуба плавно понижалась к ватерлинии, что позволяло производить спуск техники и десант­ных плашкоутов по двум специальным роликовым путям. Десантирование могло производиться как на стопе, так и на скорости до 16 уз. Для хранения груза корабли оборудовались двумя трюмами в средней части корпуса. Конструкция максимально упрощена для облегчения постройки.

Заказ на 46 таких кораблей был выдан в сентябре 1943 г. До конца войны в строй вошла 21 единица, постройку одной (Т-22) остановили в июне 1945 г. в 90%-ной готовности. Заказ на постройку еще 24 аннулировали в мае 1945 г.

В мае 1944 г. вооружение усилено 4 БМ и 42 ГБ. В сентябре — ноябре 1944 г. зенитное вооружение доведено до 26 25-мм автоматов и 5 13,2-мм пул.

Т-1 потоплен 27.7.1944 амер. палубной авиацией. Т-4 потоплен 4.8.1944 амер. палубной авиацией. Т-2 потоплен 5.8.1944 амер. палубной авиацией. Т-5 потоплен 14.9.1944 амер. палубной авиацией. Т-3 потоплен 15.9.1944 амер. ПЛ "Guavina". Т-6 и Т-10 потоплены 25.11.1944 амер. палубной авиа­цией. Т-11 потоплен 7.12.1944 амер. авиацией. Т-12 потоплен 13.12.1944 амер. ПЛ "Pintado". Т-8 потоплен 24.12.1944 амер. ЭМ "Case" и "Roe". T-7 потоплен 27.12.1944 амер. ЭМ "Dunlap", "Fanning" и "Cummings". Т-14 потоплен 15.1.1945 амер. палубной авиацией. Т-15 потоплен 17.1.1945 амер. ПЛ "Tautog". T-18 потоплен 18.3.1945 амер. ПЛ "Springer". Т-17 потоплен 2.4.1945 амер. палуб­ной авиацией. Т-21 тяжело поврежден 9.8.1945 амер. армейской авиацией, затонул на следующий день.

 

Десантные корабли типов SBD и SBT — 73 единицы

94.jpg

 

Тип SBD (6 единиц, спущены на воду в 1944 г.): Т-101, Т-102, Т-127, Т-128, Т-149 и Т-150.

Тип SBT (47 единиц, спущены на воду в 1944— 1945 гг.): Т-103 — Т-108, Т-110 — Т-115, Т-129 — Т-147, Т-151 — Т-154, Т-157 — Т-161 и Т-172 — Т-174.

Тип SB (20 единиц, спущены на воду в 1944 г.): SB-101 — SB-111, SB-113, SB-114, SB-116, SB-117, SB-119, SB-121, SB-122, SB-124 и SB-126.

 

SBD: 950/994 (норм.) т; 72/80,5x9,1x2,9 м; 3 диз., 1200 л.с., 13,5 уз., 3000 (13,5) миль. Эк. 90 чел. 1x1 — 76-мм/40, 2x3 — 25-мм, десант: 218 т груза, или 320 чел., или 7 15-т танков, или 67 т и 120 чел.

SBT: 970/1004 (норм.) т; 72/80,5x9,1x2,9 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 2500 л.с., 16 уз., 2500 (14) миль. Эк. 90 чел. 1x1 — 76-мм/40, 2x3 — 25-мм, десант: 218 т груза, или 320 чел., или 7 15-т танков, или 67 т и 120 чел.

 

Проект десантных кораблей типа SB был подготовлен во второй половине 1943 г. По требованию Генерального штаба они должны были превзойти ко­рабли типа SS-1, недостаточно быстроходные для проведения операций в ус­ловиях господства противника в воздухе.

Новые десантные корабли получились очень похожими на своих американ­ских современников типа LST-2, но были меньше и быстроходнее. Подготови­ли два варианта проекта, различавшихся ЭУ — на кораблях типа SBD исполь­зовалась трехвальная дизельная, а на SBT — одновальная паротурбинная.

Последняя обеспечивала большую на 2,5 уз. скорость, зато дизельные кораб­ли имели увеличенный объем грузовых помещений. В остальном дизельный и паротурбинный варианты походили друг на друга, а внешне их можно было различить по форме дымовой трубы — на SBD она была ниже и шире, в то время как на SBT — выше, уже и ближе к надстройке.

Высадка десанта производилась через откидную носовую аппарель. Для повышения прочности корпуса киль в носовой части выполнялся раздвоен­ным, однако опыт эксплуатации первых кораблей потребовал проведения под­крепления корпуса.

Строились по программе 1943 г. Всего от промышленности поступили шесть кораблей типа SBD и 67 — типа SBT, заказы еще на 27 SBD отменили в кон­це 1944 — начале 1945 г. 28 кораблей типа SBT первоначально были подчи­нены армии и имели обозначение SB, но в октябре 1944-го — январе 1945 г. шесть из них перешла под контроль флота (в построечной таблице они по­мещены во флотские корабли). Постройка Т-164 и Т-165 остановлена в мае, а Т-175, Т-176, SB-127 и SB-128 — в августе 1945 г.

В мае 1944 г. добавлен 1 х 2 25-мм автомат и 12 ГБ. С сентября 1944 г. число 25-мм достигло 21 (2 х 3, 2 х 2 и 11 х 1).

Погибли 40 кораблей: Т-101 (28.10.1944), Т-102 (26.10.1944), Т-127 (24.9.1944), Т-128 (4.6.1944), Т-150 (27.7.1944), Т-103 (4.7.1944), Т-104 (13.12.1944), Т-105 (11.10.1944), Т-106 (15.12.1944), Т-107 (5.1.1945), Т 111 (24.11.1944), Т-112 (5.11.1944), Т 113 (25.11.1944), Т-114 (17.2.1945), Т-129 (14.8.1944), Т-130 (4.7.1944), Т-132 (27.12.1944), Т-133 (4.8.1944), Т-134 (4.10.1944), Т-135 (18.10.1944), Т-136 (18.10.1944), Т-138 (27.10.1944), Т-139 (6.11.1944), Т-140 (12.1.1945), Т-141 (24.11.1944), Т-142 (25.11.1944), Т-143 (8.2.1945), Т-145 (2.4.1945), Т-146 (28.4.1945), Т-151 (22.11.1944), Т-152 (2.8.1944), Т-154 (5.1.1945), Т-157 (24.12.1944), Т-158 (10.10.1944) Т-159 (12.12.1944), Т-160 (24.11.1944), Т-161 (25.11.1944), Т-173 (22.5.1945), SB-107 (март 1945 г.) и SB-113 (28.7.1945).

 

Десантные корабли типа SS-1 — 22 единицы

 

SS-1 — SS-22 (спущены на воду в 1943 — 1944 гг.).

 

933 (норм.) т; 59,6/63x9,6x2,8 м; 2 диз., 1100 л.с., 13,5 уз., 2000 (12) миль. 1x1 — 76-мм/40,1 миномет (для поддержки десанта), 4 — 20-мм (впоследствии заменены на 25-мм), десант: 4 15-т танка, 1 автомобиль и 150 чел.

 

Проект разработан по заданию армии, но контроль за строительством и по­следующей эксплуатацией большинства из них осуществлял флот. Представ­ляли собой обычные транспорты, приспособленные для перевозки воинских грузов и армейских соединений. Двигатель и надстройка размещались в кор­ме, средняя часть корпуса была занята двумя большими трюмами. Носовая оконечность имела ледокольные образования, что позволяло кораблю прибли­жаться вплотную к берегу. Высадка десанта осуществлялась через створча­тый лацпорт.

Вступившие в строй первыми SS-1 — SS-3 первоначально находились под армейским контролем и имели названия. В 1944 г. переданы флоту и переиме­нованы. Остальные корабли перешли под контроль флота еще до окончания постройки. Всего до окончания боевых действий успели закончить 22 едини­цы, еще как минимум пять остались незаконченными.

В ходе боевых действий погибли 17 кораблей этого типа: SS-1 (13.1.1945), SS-2 (13.9.1944), SS-3 (27.3.1944), SS-4 (осень 1944 г.), SS-5 (30.11.1944), SS-6 (4.12.1944), SS-9 (4.12.1944), SS-11 (весна 1945 г.), SS-13 (август 1945 г.), SS-17 (5.6.1945), SS-20 (20.5.1945), SS-21 (1.6.1945), SS-22 (8.8.1945). Кроме того, не известны даты гибели SS-8, SS-10, SS-14 и SS-15.

 

Десантный корабль "Shinshu Maru" — 1 единица

 

"Shinshu Maru" (MSB, 1934/1935/1935 — погиб 5.1.1945).

 

9000/11 810 т; 150/156x22x8,2 т; 2 ТЗА, 8000 л.с., 19 уз. Эк. 220 чел. 5 — 8 х 1 — 75-мм (армейских), 4 с 20-мм, 2 катапульты, 20 гидросамолетов, десант: 29 ДКА "Daihatsu", до 2200 чел.

 

Первый японский специализированный корабль для проведения десантных операций. Классифицировался как плавбаза десантных средств и предназна­чался для высадки войск на необорудованное побережье с помощью специ­альных плашкоутов и гидросамолетов. Проект разработан по инициативе ар­мии, и корабль строился на средства из ее бюджета.

Самолетный ангар расположен внутри большой надстройки, две катапуль­ты для запуска гидросамолетов размещались побортно перед мостиком. В кор­ме имелся специальный ангар-док для десантных плашкоутов. Погрузка де­санта и техники на плашкоуты производилась у борта корабля с помощью кра­нов и кран-балок.

Корабль отличался плохой остойчивостью, уже после ввода в строй для ис­правления этого недостатка в корпусе уложен балласт.

Затонул на мелководье у побережья о. Ява 1.3.1942 в результате случайно­го попадания торпеды с япон. ЭМ "Fubuki". Поднят в 1943 г., отремонтирован и введен в строй.

"Shinshu Maru" 5.1.1945 потоплен к юго-зап. от Такао (о. Формоза) амер. па­лубной авиацией.

 

Десантные транспорты разных типов — 6 + 1 единица

 

Тип "Mayasan Maru": "Mayasan Maru" (T, 2.1941/1942/12.1942 — погиб 17.11.1944) и "Tamatsu Maru" (T, 10.1942/1943/1.1944 — погиб 19.8.1944).

Тип "Kibitsu Маги ": "Hyuga Maru" (Ht, 1943/1944/11.1944 — погиб 30.5.1945), "Kibitsu Maru" (Ht, 1942/1943/12.1943 — погиб 7.8.1945), "Setsu Maru" (Ht, 1943/1944/1.1945 — продан частному владельцу в 1948 г.) и "Tokitsu Maru" (Ht, 14.10.1944/2.5.1946/1947 — достроен как торговое судно).

Тип "Takatsu Maru": "Takatsu Maru" (UD, 1942/1943/1.1944 — погиб 10.11.1944).

 

Тип "Mayasan Maru": 7000/11 722 т; 140 (между перпендикулярами)х19х7 м; 2 диз., 10 800 л.с., 20,8 уз. 6 х 1 — 75-мм, 20 — 13,2-мм, 20 ДКА "Daihatsu".

Тип "Kibitsu Maru": 8000/11 811 т; 142/152,5x19,6x7 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 10 000 л.с., 19 уз. 8x1 — 75-мм, до 60 — 25-мм, 13 ДКА "Daihatsu" и 12 ДКА "Toku-Daihatsu".

Тип "Takatsu Maru": 5000/9350 т; 2 ТЗА, несколько ПК, 5000 л.с., 17,5 уз. 6 х 1 — 75-мм, 20 ДКА "Daihatsu".

 

С учетом опыта применения десантного корабля "Shinshu Maru", в 1942 г. по инициативе армии были начаты работы по переоборудованию в десантные транспорты-плавбазы десантных средств нескольких находящихся в построй­ке транспортных судов. Между собой они различались как способами транс­портировки ДКА, так и их спуска на воду. На кораблях типа "Mayasan Maru" плашкоуты типа "Daihatsu" хранились на верхней палубе и спускались на воду через специальные вырезы в корме. На типе "Kibitsu Maru" ДКА перевозились в специальном ангаре на главной палубе и спускались по рельсовым путям через кормовой люк-лацпорт. На "Takatsu Maru" ДКА транспортировались на верхней палубе и спускались на воду кранами.

"Tamatsu Maru" потоплен 19.8.1944 амер. ПЛ "Spadefish". "Takatsu Maru" по­топлен 10.11.1944 амер. авиацией. "Mayasan Maru" потоплен 17.11.1944 амер. ПЛ "Picuda". "Hyuga Maru" погиб при подрыве на мине 30.5.1945. "Kibitsu Maru" погиб при подрыве на мине 7.8.1945.

 

Десантные плавсредства (плашкоуты)

 

Тип Daihatsu — 3229 единиц, строились с 1935 г. до конца войны.

9 — 9,5/20 — 21 т; 14,6x3,4x0,8 м, 1 диз. или 1 — 2 бенз., 40 —150 л.с., 7,5 — 9 уз., 50 — 100 (8) миль. Эк. 12 чел. 2 пул. или 2 — 3 25-мм, десант: 70 чел., или 1 танк, или 12 т груза. Некоторое число катеров использовалось в каче­стве патрульных и вооружалось 2 25-мм и 4 ГБ или 1 13,2-мм и 2 533-мм ТА.

 

Тип Moku-Daihatsu — 1140 единиц, строились с 1944 г. до конца войны.

9/17 т; 15x3,6x0,6 м; 2 бенз., 80 л.с., 8 уз., 70 (8) миль. Эк. 6 чел. 2 пул. Или 1 13,2-мм, десант: 80 чел. или 8 т груза.

 

Тип Shohatsu — 20 единиц, строились в 1944 г.

3,8/6,3 т; 10,6x2,4x0,6 м, 1 бенз., 60 л.с., 7,5 уз., 60 (7,5) миль. Эк. 5 чел. 1 пул., десант: 35 чел. или 3,3 т груза.

 

Тип Toku-Daihatsu — 163 единицы, строились с 1943 г. до конца войны.

17,5/32 — 36 т; 17,6x3,7x1 м; 1 — 2 диз., 120 — 150 л.с., 8 — 10 уз., 150 — 300 (8) миль. Эк. 15 чел. 1 13,2-мм или 2 — 3 25-мм, десант: 120 чел. или 1 танк, или 16,5 т груза.