Амфибийные корабли
Десантные корабли типа Т-1 — 21+1 единица
Т-1 (My, 1944 — погиб 27.7.1944), Т-2 (My, 1944 — погиб 5.8.1944), Т-3 (KNY, 1944 — погиб 15.9.1944), Т-4 (KNY, 1944 —погиб 4.8.1944), Т-5 (KNY, 1944 — погиб 14.9.1944), Т-6 (KNY, 1944 — погиб 25.11.1944), Т-7 (My, 1944 — погиб 27.12.1944), Т-8 (My, 1944 — погиб 24.12.1944), Т-9 (KNY, 1944 — слом в 1948), Т-10 (KNY, 1944 — погиб 25.11.1944), Т-11 (KNY, 1944 — погиб 7.12.1944), Т-12 (KNY, 1944 — погиб 13.12.1944), Т-13 (My, 1944 — передан СССР в 1947), Т-14 (KNY, 1944 — погиб 15.1.1945), Т-15 (KNY, 1944 — погиб 17.1.1945), Т-16 (My, 1944 — в 1947 передан Китаю), Т-17 (KNY, 1944 — погиб 2.4.1945), T-18(KNY, 1944 —погиб 18.3.1945), Т-19 (KNY, 1945 —слом в 1948), Т-20 (KNY, 1945 — затонул 25.9.1946), Т-21 (KNY, 1945 — погиб 10.8.1945) и Т-22 (KNY, 25.4.1945 —не достроен).
1500/1770 (норм.) т; 89/94 (вп)/96х10,2x3,6 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 9500 л.с., 22 уз., 4700 (18) миль. 1x2 — 127-мм/40, 3 х 3, 1 х 2,4 х 1 — 25-мм, десант: 4 плашкоута + 260 т груза, или 7 танков + 220 т груза, или 2 СМПЛ "Koryu" + 184 т груза, или 6 человеко-торпед "Kaiten" + 243 т груза, или 450 — 500 т груза + 480 чел.
Быстроходные десантные транспорты, спроектированы специально для доставки снабжения изолированным островным гарнизонам. Имели достаточно своеобразный корпус с "обратной" седловатостью — в корме палуба плавно понижалась к ватерлинии, что позволяло производить спуск техники и десантных плашкоутов по двум специальным роликовым путям. Десантирование могло производиться как на стопе, так и на скорости до 16 уз. Для хранения груза корабли оборудовались двумя трюмами в средней части корпуса. Конструкция максимально упрощена для облегчения постройки.
Заказ на 46 таких кораблей был выдан в сентябре 1943 г. До конца войны в строй вошла 21 единица, постройку одной (Т-22) остановили в июне 1945 г. в 90%-ной готовности. Заказ на постройку еще 24 аннулировали в мае 1945 г.
В мае 1944 г. вооружение усилено 4 БМ и 42 ГБ. В сентябре — ноябре 1944 г. зенитное вооружение доведено до 26 25-мм автоматов и 5 13,2-мм пул.
Т-1 потоплен 27.7.1944 амер. палубной авиацией. Т-4 потоплен 4.8.1944 амер. палубной авиацией. Т-2 потоплен 5.8.1944 амер. палубной авиацией. Т-5 потоплен 14.9.1944 амер. палубной авиацией. Т-3 потоплен 15.9.1944 амер. ПЛ "Guavina". Т-6 и Т-10 потоплены 25.11.1944 амер. палубной авиацией. Т-11 потоплен 7.12.1944 амер. авиацией. Т-12 потоплен 13.12.1944 амер. ПЛ "Pintado". Т-8 потоплен 24.12.1944 амер. ЭМ "Case" и "Roe". T-7 потоплен 27.12.1944 амер. ЭМ "Dunlap", "Fanning" и "Cummings". Т-14 потоплен 15.1.1945 амер. палубной авиацией. Т-15 потоплен 17.1.1945 амер. ПЛ "Tautog". T-18 потоплен 18.3.1945 амер. ПЛ "Springer". Т-17 потоплен 2.4.1945 амер. палубной авиацией. Т-21 тяжело поврежден 9.8.1945 амер. армейской авиацией, затонул на следующий день.
Десантные корабли типов SBD и SBT — 73 единицы
Тип SBD (6 единиц, спущены на воду в 1944 г.): Т-101, Т-102, Т-127, Т-128, Т-149 и Т-150.
Тип SBT (47 единиц, спущены на воду в 1944— 1945 гг.): Т-103 — Т-108, Т-110 — Т-115, Т-129 — Т-147, Т-151 — Т-154, Т-157 — Т-161 и Т-172 — Т-174.
Тип SB (20 единиц, спущены на воду в 1944 г.): SB-101 — SB-111, SB-113, SB-114, SB-116, SB-117, SB-119, SB-121, SB-122, SB-124 и SB-126.
SBD: 950/994 (норм.) т; 72/80,5x9,1x2,9 м; 3 диз., 1200 л.с., 13,5 уз., 3000 (13,5) миль. Эк. 90 чел. 1x1 — 76-мм/40, 2x3 — 25-мм, десант: 218 т груза, или 320 чел., или 7 15-т танков, или 67 т и 120 чел.
SBT: 970/1004 (норм.) т; 72/80,5x9,1x2,9 м; 1 ТЗА, 2 ПК, 2500 л.с., 16 уз., 2500 (14) миль. Эк. 90 чел. 1x1 — 76-мм/40, 2x3 — 25-мм, десант: 218 т груза, или 320 чел., или 7 15-т танков, или 67 т и 120 чел.
Проект десантных кораблей типа SB был подготовлен во второй половине 1943 г. По требованию Генерального штаба они должны были превзойти корабли типа SS-1, недостаточно быстроходные для проведения операций в условиях господства противника в воздухе.
Новые десантные корабли получились очень похожими на своих американских современников типа LST-2, но были меньше и быстроходнее. Подготовили два варианта проекта, различавшихся ЭУ — на кораблях типа SBD использовалась трехвальная дизельная, а на SBT — одновальная паротурбинная.
Последняя обеспечивала большую на 2,5 уз. скорость, зато дизельные корабли имели увеличенный объем грузовых помещений. В остальном дизельный и паротурбинный варианты походили друг на друга, а внешне их можно было различить по форме дымовой трубы — на SBD она была ниже и шире, в то время как на SBT — выше, уже и ближе к надстройке.
Высадка десанта производилась через откидную носовую аппарель. Для повышения прочности корпуса киль в носовой части выполнялся раздвоенным, однако опыт эксплуатации первых кораблей потребовал проведения подкрепления корпуса.
Строились по программе 1943 г. Всего от промышленности поступили шесть кораблей типа SBD и 67 — типа SBT, заказы еще на 27 SBD отменили в конце 1944 — начале 1945 г. 28 кораблей типа SBT первоначально были подчинены армии и имели обозначение SB, но в октябре 1944-го — январе 1945 г. шесть из них перешла под контроль флота (в построечной таблице они помещены во флотские корабли). Постройка Т-164 и Т-165 остановлена в мае, а Т-175, Т-176, SB-127 и SB-128 — в августе 1945 г.
В мае 1944 г. добавлен 1 х 2 25-мм автомат и 12 ГБ. С сентября 1944 г. число 25-мм достигло 21 (2 х 3, 2 х 2 и 11 х 1).
Погибли 40 кораблей: Т-101 (28.10.1944), Т-102 (26.10.1944), Т-127 (24.9.1944), Т-128 (4.6.1944), Т-150 (27.7.1944), Т-103 (4.7.1944), Т-104 (13.12.1944), Т-105 (11.10.1944), Т-106 (15.12.1944), Т-107 (5.1.1945), Т 111 (24.11.1944), Т-112 (5.11.1944), Т 113 (25.11.1944), Т-114 (17.2.1945), Т-129 (14.8.1944), Т-130 (4.7.1944), Т-132 (27.12.1944), Т-133 (4.8.1944), Т-134 (4.10.1944), Т-135 (18.10.1944), Т-136 (18.10.1944), Т-138 (27.10.1944), Т-139 (6.11.1944), Т-140 (12.1.1945), Т-141 (24.11.1944), Т-142 (25.11.1944), Т-143 (8.2.1945), Т-145 (2.4.1945), Т-146 (28.4.1945), Т-151 (22.11.1944), Т-152 (2.8.1944), Т-154 (5.1.1945), Т-157 (24.12.1944), Т-158 (10.10.1944) Т-159 (12.12.1944), Т-160 (24.11.1944), Т-161 (25.11.1944), Т-173 (22.5.1945), SB-107 (март 1945 г.) и SB-113 (28.7.1945).
Десантные корабли типа SS-1 — 22 единицы
SS-1 — SS-22 (спущены на воду в 1943 — 1944 гг.).
933 (норм.) т; 59,6/63x9,6x2,8 м; 2 диз., 1100 л.с., 13,5 уз., 2000 (12) миль. 1x1 — 76-мм/40,1 миномет (для поддержки десанта), 4 — 20-мм (впоследствии заменены на 25-мм), десант: 4 15-т танка, 1 автомобиль и 150 чел.
Проект разработан по заданию армии, но контроль за строительством и последующей эксплуатацией большинства из них осуществлял флот. Представляли собой обычные транспорты, приспособленные для перевозки воинских грузов и армейских соединений. Двигатель и надстройка размещались в корме, средняя часть корпуса была занята двумя большими трюмами. Носовая оконечность имела ледокольные образования, что позволяло кораблю приближаться вплотную к берегу. Высадка десанта осуществлялась через створчатый лацпорт.
Вступившие в строй первыми SS-1 — SS-3 первоначально находились под армейским контролем и имели названия. В 1944 г. переданы флоту и переименованы. Остальные корабли перешли под контроль флота еще до окончания постройки. Всего до окончания боевых действий успели закончить 22 единицы, еще как минимум пять остались незаконченными.
В ходе боевых действий погибли 17 кораблей этого типа: SS-1 (13.1.1945), SS-2 (13.9.1944), SS-3 (27.3.1944), SS-4 (осень 1944 г.), SS-5 (30.11.1944), SS-6 (4.12.1944), SS-9 (4.12.1944), SS-11 (весна 1945 г.), SS-13 (август 1945 г.), SS-17 (5.6.1945), SS-20 (20.5.1945), SS-21 (1.6.1945), SS-22 (8.8.1945). Кроме того, не известны даты гибели SS-8, SS-10, SS-14 и SS-15.
Десантный корабль "Shinshu Maru" — 1 единица
"Shinshu Maru" (MSB, 1934/1935/1935 — погиб 5.1.1945).
9000/11 810 т; 150/156x22x8,2 т; 2 ТЗА, 8000 л.с., 19 уз. Эк. 220 чел. 5 — 8 х 1 — 75-мм (армейских), 4 с 20-мм, 2 катапульты, 20 гидросамолетов, десант: 29 ДКА "Daihatsu", до 2200 чел.
Первый японский специализированный корабль для проведения десантных операций. Классифицировался как плавбаза десантных средств и предназначался для высадки войск на необорудованное побережье с помощью специальных плашкоутов и гидросамолетов. Проект разработан по инициативе армии, и корабль строился на средства из ее бюджета.
Самолетный ангар расположен внутри большой надстройки, две катапульты для запуска гидросамолетов размещались побортно перед мостиком. В корме имелся специальный ангар-док для десантных плашкоутов. Погрузка десанта и техники на плашкоуты производилась у борта корабля с помощью кранов и кран-балок.
Корабль отличался плохой остойчивостью, уже после ввода в строй для исправления этого недостатка в корпусе уложен балласт.
Затонул на мелководье у побережья о. Ява 1.3.1942 в результате случайного попадания торпеды с япон. ЭМ "Fubuki". Поднят в 1943 г., отремонтирован и введен в строй.
"Shinshu Maru" 5.1.1945 потоплен к юго-зап. от Такао (о. Формоза) амер. палубной авиацией.
Десантные транспорты разных типов — 6 + 1 единица
Тип "Mayasan Maru": "Mayasan Maru" (T, 2.1941/1942/12.1942 — погиб 17.11.1944) и "Tamatsu Maru" (T, 10.1942/1943/1.1944 — погиб 19.8.1944).
Тип "Kibitsu Маги ": "Hyuga Maru" (Ht, 1943/1944/11.1944 — погиб 30.5.1945), "Kibitsu Maru" (Ht, 1942/1943/12.1943 — погиб 7.8.1945), "Setsu Maru" (Ht, 1943/1944/1.1945 — продан частному владельцу в 1948 г.) и "Tokitsu Maru" (Ht, 14.10.1944/2.5.1946/1947 — достроен как торговое судно).
Тип "Takatsu Maru": "Takatsu Maru" (UD, 1942/1943/1.1944 — погиб 10.11.1944).
Тип "Mayasan Maru": 7000/11 722 т; 140 (между перпендикулярами)х19х7 м; 2 диз., 10 800 л.с., 20,8 уз. 6 х 1 — 75-мм, 20 — 13,2-мм, 20 ДКА "Daihatsu".
Тип "Kibitsu Maru": 8000/11 811 т; 142/152,5x19,6x7 м; 2 ТЗА, 4 ПК, 10 000 л.с., 19 уз. 8x1 — 75-мм, до 60 — 25-мм, 13 ДКА "Daihatsu" и 12 ДКА "Toku-Daihatsu".
Тип "Takatsu Maru": 5000/9350 т; 2 ТЗА, несколько ПК, 5000 л.с., 17,5 уз. 6 х 1 — 75-мм, 20 ДКА "Daihatsu".
С учетом опыта применения десантного корабля "Shinshu Maru", в 1942 г. по инициативе армии были начаты работы по переоборудованию в десантные транспорты-плавбазы десантных средств нескольких находящихся в постройке транспортных судов. Между собой они различались как способами транспортировки ДКА, так и их спуска на воду. На кораблях типа "Mayasan Maru" плашкоуты типа "Daihatsu" хранились на верхней палубе и спускались на воду через специальные вырезы в корме. На типе "Kibitsu Maru" ДКА перевозились в специальном ангаре на главной палубе и спускались по рельсовым путям через кормовой люк-лацпорт. На "Takatsu Maru" ДКА транспортировались на верхней палубе и спускались на воду кранами.
"Tamatsu Maru" потоплен 19.8.1944 амер. ПЛ "Spadefish". "Takatsu Maru" потоплен 10.11.1944 амер. авиацией. "Mayasan Maru" потоплен 17.11.1944 амер. ПЛ "Picuda". "Hyuga Maru" погиб при подрыве на мине 30.5.1945. "Kibitsu Maru" погиб при подрыве на мине 7.8.1945.
Десантные плавсредства (плашкоуты)
Тип Daihatsu — 3229 единиц, строились с 1935 г. до конца войны.
9 — 9,5/20 — 21 т; 14,6x3,4x0,8 м, 1 диз. или 1 — 2 бенз., 40 —150 л.с., 7,5 — 9 уз., 50 — 100 (8) миль. Эк. 12 чел. 2 пул. или 2 — 3 25-мм, десант: 70 чел., или 1 танк, или 12 т груза. Некоторое число катеров использовалось в качестве патрульных и вооружалось 2 25-мм и 4 ГБ или 1 13,2-мм и 2 533-мм ТА.
Тип Moku-Daihatsu — 1140 единиц, строились с 1944 г. до конца войны.
9/17 т; 15x3,6x0,6 м; 2 бенз., 80 л.с., 8 уз., 70 (8) миль. Эк. 6 чел. 2 пул. Или 1 13,2-мм, десант: 80 чел. или 8 т груза.
Тип Shohatsu — 20 единиц, строились в 1944 г.
3,8/6,3 т; 10,6x2,4x0,6 м, 1 бенз., 60 л.с., 7,5 уз., 60 (7,5) миль. Эк. 5 чел. 1 пул., десант: 35 чел. или 3,3 т груза.
Тип Toku-Daihatsu — 163 единицы, строились с 1943 г. до конца войны.
17,5/32 — 36 т; 17,6x3,7x1 м; 1 — 2 диз., 120 — 150 л.с., 8 — 10 уз., 150 — 300 (8) миль. Эк. 15 чел. 1 13,2-мм или 2 — 3 25-мм, десант: 120 чел. или 1 танк, или 16,5 т груза.