«Фудзи» и «Ясима»
Заказ на два эскадренных броненосца программы 1894 года японцы разместили на английских судостроительных заводах «Темз Айрон Уоркс» в Блэкуолле («Фудзи») и «Армстронг» в Эльсвике («Ясима»), В качестве прототипа был выбран британский броненосец «Ройял Соверен», однако разработчик проекта — инженер фирмы «Темз Айрон Уоркс» Дж. Мэкроу — существенно переработал чертежи и сделал ряд важных нововведений. Во-первых, вместо громоздких 343-мм орудий в старомодных барбетных установках он применил новейшие 305-мм пушки Армстронга с длиной ствола в 40 калибров и новые установки, прикрытые грушевидными броневыми колпаками. (Любопытный факт: в британском флоте артиллерия главного калибра с такой длиной ствола впервые появилась лишь на броненосце «Формидейбл», вступившем в строй на четыре года позже «Фудзи» и «Ясимы»!). Во-вторых, применявшаяся на «Ройял Соверен» броня типа компаунд была заменена новой гарвеевской, имевшей повышенную сопротивляемость бронебойным снарядам. Кроме того, число цилиндрических паровых котлов увеличилось с восьми до десяти, что заставило перекомпоновать котельные отделения, а также расположить дымовые трубы в диаметральной плоскости корабля (а не поперек корпуса, как на «Ройял Соверен»). Ну, а чтобы уложиться в заданное водоизмещение, заказчики согласились пойти на некоторое уменьшение емкости артиллерийских погребов (на каждое орудие главного и среднего калибра принималось соответственно по 60 и 120 снарядов против 80 и 200 на «Ройял Соверен»), а также сокращение запаса угля.
Конечно, ряд конструктивных решений, принятых для японских броненосцев, выглядел неоднозначно. При весьма мощной артиллерии главного калибра и высокой скорости хода система защиты кораблей была явно нерациональной: площадь забронированного борта оказалась слишком мала, а толщина брони, наоборот, избыточна. Более того, уменьшение водоизмещения почти на 2000 т, по сравнению с «Ройял Соверен», при сохранении старой схемы защиты привело к сокращению объема броневой цитадели до критической величины. Похоже, англичане скрыли от японцев тот факт, что цитадель «Фудзи» и «Ясимы» не обеспечивает им непотопляемость в случае полного затопления небронированных оконечностей — во всяком случае, такая информация проскользнула в британской печати через несколько лет после постройки кораблей.
Закладка головного броненосца «Фудзи» состоялась в Блэкуолле 1 августа 1894 года — в день официального объявления Японией войны Китаю. Одновременно был подписан контракт с фирмой «Армстронг» на постройку «Ясимы». Чертежи второго корабля несколько переработал главный конструктор фирмы Ф.Уоттс, будущий проектировщик «Дредноута». В частности, на «Ясиме» срезали дейдвуд и установили балансирный руль, что благоприятно сказалось на маневренных качествах броненосца. Кроме того, некоторым изменениям подверглась система вентиляции машинно-котельных отделений. Последнее, кстати, предопределило главное внешнее отличие одного корабля от другого: на «Фудзи» в районе спардека имелось десять больших дефлекторных труб, а на «Ясиме» — всего пять.
Стапельный период постройки «Фудзи» по ряду причин затянулся — в результате спуск на воду заложенной позже «Ясимы» состоялся на полтора месяца раньше головного корабля. Тем не менее, британская судостроительная промышленность, в то время самая передовая в мире, выдержала контрактные сроки. 26 июня 1897 года «Фудзи», официально еще не вступивший в строй японского флота, принял участие в грандиозном морском параде, устроенном в честь «бриллиантового юбилея» королевы Виктории на Спитхедском рейде близ Портсмута. Броненосец, претендующий на право считаться сильнейшим в мире, вызвал заметный резонанс в военно-морских кругах. Впервые со своим будущим противником познакомились и русские моряки, прибывшие в Англию на броненосном крейсере «Россия»; на борту «Фудзи», в частности, побывал инженер — кораблестроитель А.И.Моисеев. Новейший броненосец произвел сильное впечатление, хотя, конечно, в реальность войны между Японией и Россией тогда еще мало кто верил.