«Фудзи» и «Ясима»

 

Заказ на два эскадренных броненос­ца программы 1894 года японцы разме­стили на английских судостроительных заводах «Темз Айрон Уоркс» в Блэкуолле («Фудзи») и «Армстронг» в Эльсвике («Ясима»), В качестве прототипа был выбран британский броненосец «Ройял Соверен», однако разработчик проек­та — инженер фирмы «Темз Айрон Уоркс» Дж. Мэкроу — существенно пере­работал чертежи и сделал ряд важных нововведений. Во-первых, вместо гро­моздких 343-мм орудий в старомодных барбетных установках он применил но­вейшие 305-мм пушки Армстронга с дли­ной ствола в 40 калибров и новые уста­новки, прикрытые грушевидными броне­выми колпаками. (Любопытный факт: в британском флоте артиллерия главного калибра с такой длиной ствола впервые появилась лишь на броненосце «Формидейбл», вступившем в строй на четыре года позже «Фудзи» и «Ясимы»!). Во-вто­рых, применявшаяся на «Ройял Сове­рен» броня типа компаунд была заме­нена новой гарвеевской, имевшей повы­шенную сопротивляемость бронебойным снарядам. Кроме того, число цилиндри­ческих паровых котлов увеличилось с восьми до десяти, что заставило пере­компоновать котельные отделения, а также расположить дымовые трубы в диаметральной плоскости корабля (а не поперек корпуса, как на «Ройял Сове­рен»). Ну, а чтобы уложиться в заданное водоизмещение, заказчики согласились пойти на некоторое уменьшение емкос­ти артиллерийских погребов (на каждое орудие главного и среднего калибра при­нималось соответственно по 60 и 120 снарядов против 80 и 200 на «Ройял Соверен»), а также сокращение запаса угля.

Конечно, ряд конструктивных решений, принятых для японских броненосцев, выглядел неоднозначно. При весьма мощной артиллерии главного калибра и высокой скорости хода система защиты кораблей была явно нерациональной: площадь забронированного борта оказа­лась слишком мала, а толщина брони, наоборот, избыточна. Более того, умень­шение водоизмещения почти на 2000 т, по сравнению с «Ройял Соверен», при сохранении старой схемы защиты приве­ло к сокращению объема броневой цита­дели до критической величины. Похоже, англичане скрыли от японцев тот факт, что цитадель «Фудзи» и «Ясимы» не обеспечивает им непотопляемость в слу­чае полного затопления небронирован­ных оконечностей — во всяком случае, такая информация проскользнула в бри­танской печати через несколько лет пос­ле постройки кораблей.

Закладка головного броненосца «Фуд­зи» состоялась в Блэкуолле 1 августа 1894 года — в день официального объявления Японией войны Китаю. Од­новременно был подписан контракт с фирмой «Армстронг» на постройку «Яси­мы». Чертежи второго корабля несколь­ко переработал главный конструктор фирмы Ф.Уоттс, будущий проектировщик «Дредноута». В частности, на «Ясиме» срезали дейдвуд и установили балансирный руль, что благоприятно сказалось на маневренных качествах броненосца. Кроме того, некоторым изменениям под­верглась система вентиляции машинно-котельных отделений. Последнее, кста­ти, предопределило главное внешнее отличие одного корабля от другого: на «Фудзи» в районе спардека имелось де­сять больших дефлекторных труб, а на «Ясиме» — всего пять.

Стапельный период постройки «Фуд­зи» по ряду причин затянулся — в ре­зультате спуск на воду заложенной поз­же «Ясимы» состоялся на полтора ме­сяца раньше головного корабля. Тем не менее, британская судостроительная промышленность, в то время самая пе­редовая в мире, выдержала контрактные сроки. 26 июня 1897 года «Фудзи», офи­циально еще не вступивший в строй японского флота, принял участие в гран­диозном морском параде, устроенном в честь «бриллиантового юбилея» короле­вы Виктории на Спитхедском рейде близ Портсмута. Броненосец, претендующий на право считаться сильнейшим в мире, вызвал заметный резонанс в военно-морских кругах. Впервые со своим буду­щим противником познакомились и рус­ские моряки, прибывшие в Англию на броненосном крейсере «Россия»; на бор­ту «Фудзи», в частности, побывал инже­нер — кораблестроитель А.И.Моисеев. Новейший броненосец произвел сильное впечатление, хотя, конечно, в реаль­ность войны между Японией и Россией тогда еще мало кто верил.