Броненосцы нового поколения

 

«Фудзи» и «Ясима», вступившие в строй во второй половине 1897 года, по праву считались одними из лучших бое­вых кораблей мира. Несмотря на отдель­ные недостатки проекта, они по совокуп­ности характеристик заметно превосхо­дили самые мощные на тот момент броненосцы Балтийского флота «Сисой Великий» и «Наварин», особенно по ско­рости хода. Однако японским адмиралам этого показалось мало. Бурное развитие военно-морской техники — в первую оче­редь, корабельной энергетики, артилле­рии и технологии производства брони — приводило к стремительному старению флота. Отсюда возникала очень непро­стая задача создать корабли, которые были бы не только лучшими на момент постройки, но и сохраняли бы свою бое­вую ценность на протяжении последую­щих пяти — десяти лет.

Достичь этого, по мнению японского морского министра вице-адмирала Г.Яма­мото, можно было лишь при выпол­нении ряда условий. Во-первых, буду­щие броненосцы должны иметь макси­мальное водоизмещение, ибо только в этом случае удастся выдержать баланс между наступательными и оборонитель­ными характеристиками кораблей. По­этому водоизмещение броненосцев про­граммы 1895 — 1896 годов сразу определили в 15 000 т. Заметим, что в то вре­мя подобные корабли строила лишь Ан­глия; все остальные страны, включая и Россию, «в целях экономии средств» пы­тались ограничить этот параметр вели­чиной в 10— 12 тыс. тонн. Здесь япон­цы оказались значительно дальновид­нее многих своих европейских коллег.

Во-вторых, в качестве прототипа тре­бовалось выбирать не уже построенные, а еще только проектируемые корабли и при этом всячески поощрять внедрение технических новшеств и последних изоб­ретений. Ставка на «старые проверен­ные» решения в кораблестроении в сло­жившихся условиях принесла бы больше вреда, чем пользы, поэтому риск от при­менения недостаточно испытанных нови­нок становился вполне оправданным.

В-третьих, корабли следовало проекти­ровать и строить быстро, чтобы избежать их морального устаревания уже в процес­се постройки. При всей очевидности этого требования выполнить его было не так-то просто: судостроительная база многих стран, включая Россию, оказалась не в со­стоянии эффективно работать в новых ус­ловиях, и шести-семилетний срок от за­кладки броненосца до его ввода в строй ча­сто сводил на нет все достоинства проекта.

Заказ на первые два броненосца «10-летней программы 1895 — 896 го­дов» — «Сикисима» и «Хацусэ» — япон­цы разместили в Англии на тех же заво­дах, что строили «Фудзи» и «Ясиму». Подрядчиком третьего — «Асахи» — вы­ступила не менее известная фирма «Джон Браун» из Клайдбэнка. Все три японских корабля были близки по харак­теристикам и конструктивно представля­ли собой увеличенный броненосец «Канопус» (В литературе часто встречается упоминание, будто прототипом японских броненосцев стал английский «Формидебл». В действительности же все происходи­ло наоборот: чертежи «Формидебла» разрабатыва­лись в 1897 году на основе проекта «Сикисимы»).

По сравнению с «Фудзи» и «Ясимой» они имели усиленное артиллерийское вооружение (14 152-мм орудий вместо 10) и более рациональную и эффектив­ную систему броневой защиты. Приме­нение новых водотрубных котлов позво­лило повысить скорость хода, а увели­чение емкости угольных ям — дальность плавания. Важным нововведением ста­ла система подачи боеприпасов главно­го калибра, позволявшая заряжать 305-мм орудия при любом положении ствола относительно диаметральной плоскости.

Внешне первые два броненосца ново­го поколения выглядели почти однотип­ными (главное отличие заключалось в форме кормовой части корпуса — «Хацусэ» имел срезанный дейдвуд и оснащал­ся балансирным рулем). У «Асахи» была иная компоновка котельных отделений; он имел две дымовые трубы вместо трех, а его корпус за счет менее выступающе­го тарана стал несколько короче. Кроме того, все три корабля различались рас­положением вентиляционных труб.

Последний, четвертый броненосец программы — «Микаса» — строился ан­глийской фирмой «Виккерс». Он суще­ственно выделялся среди своих предше­ственников архитектурой и особенно системой бронирования. Барбеты ору­дий главного калибра были передвину­ты ближе к миделю, из-за чего спардек стал короче, а расстояние между мачта­ми — меньше. Десять 152-мм орудий на главной палубе теперь располагались не в отдельных казематах, а в единой бро­невой батарее, фактически представляв­шей собой третий броневой пояс. Сама броня закалялась по способу Круппа и, по сравнению с гарвеевской, имела по­вышенную сопротивляемость.

Строительство каждого броненосца продолжалось от 24 («Асахи») до 38 («Микаса») месяцев. Кроме Великобри­тании, выдержать подобные сроки в то время не могла ни одна страна мира. В результате «10-летнюю программу» ад­мирала Ямамото фактически выполни­ли за восемь лет. В конце 1902 года япон­цы сосредоточили в своих водах все шесть новых броненосцев, достигнув внушительного перевеса над русской эскадрой Тихого океана (После ухода на Балтику броненосцев «Сисой Великий» и «Наварин» у России на Дальнем Востоке в декабре 1901 года осталось всего три эскадренных броненосца. В апреле 1902 года в Порт-Артур прибыл «Пересвет», а в течение следующего года — «Ретвизан», «Победа» и «Цесаревич». Присутствие на тихоокеанском театре семи русских броненосцев создавало иллюзию равенства сил; тому факту, что японские корабли были крупнее и значи­тельно мощнее, в Петербурге не придавали особого значения).

«Тэйкоку Кайгун» усиленно занимал­ся боевой подготовкой — перед ним была поставлена задача как можно бы­стрее освоить современную технику и быть полностью готовым к войне с «се­верным соседом» уже в начале 1904 года.

 

Корабль

Место постройки

Дата

Продолжительность постройки, месяцев

закладки

спуска на воду

приемных испытаний

«Фудзи»

«Темз Айрон Уоркс», г. Блэкуолл

1.8.1894

31.3.1896

17.8.1897

37

«Ясима»

«Армстронг», г. Эльсвик

6.12.1894

8.2.1896

14.9.1897

33

«Сикисима»

«Темз Айрон Уоркс», г. Блэкуолл

29.3.1897

1.11.1898

26.1.1900

34

«Хацусэ»

«Армстронг», г. Эльсвик

10.1.1898

27.6.1899

18.1.1901

36

«Асахи»

«Дж. Браун», г. Клайдбэнк

1.8.1898

13.3.1899

31.7.1900

24

«Микаса»

«Виккерс», г. Бэрроу

24.1.1899

8.11.1900

1.3.1902

38