Броненосцы нового поколения
«Фудзи» и «Ясима», вступившие в строй во второй половине 1897 года, по праву считались одними из лучших боевых кораблей мира. Несмотря на отдельные недостатки проекта, они по совокупности характеристик заметно превосходили самые мощные на тот момент броненосцы Балтийского флота «Сисой Великий» и «Наварин», особенно по скорости хода. Однако японским адмиралам этого показалось мало. Бурное развитие военно-морской техники — в первую очередь, корабельной энергетики, артиллерии и технологии производства брони — приводило к стремительному старению флота. Отсюда возникала очень непростая задача создать корабли, которые были бы не только лучшими на момент постройки, но и сохраняли бы свою боевую ценность на протяжении последующих пяти — десяти лет.
Достичь этого, по мнению японского морского министра вице-адмирала Г.Ямамото, можно было лишь при выполнении ряда условий. Во-первых, будущие броненосцы должны иметь максимальное водоизмещение, ибо только в этом случае удастся выдержать баланс между наступательными и оборонительными характеристиками кораблей. Поэтому водоизмещение броненосцев программы 1895 — 1896 годов сразу определили в 15 000 т. Заметим, что в то время подобные корабли строила лишь Англия; все остальные страны, включая и Россию, «в целях экономии средств» пытались ограничить этот параметр величиной в 10— 12 тыс. тонн. Здесь японцы оказались значительно дальновиднее многих своих европейских коллег.
Во-вторых, в качестве прототипа требовалось выбирать не уже построенные, а еще только проектируемые корабли и при этом всячески поощрять внедрение технических новшеств и последних изобретений. Ставка на «старые проверенные» решения в кораблестроении в сложившихся условиях принесла бы больше вреда, чем пользы, поэтому риск от применения недостаточно испытанных новинок становился вполне оправданным.
В-третьих, корабли следовало проектировать и строить быстро, чтобы избежать их морального устаревания уже в процессе постройки. При всей очевидности этого требования выполнить его было не так-то просто: судостроительная база многих стран, включая Россию, оказалась не в состоянии эффективно работать в новых условиях, и шести-семилетний срок от закладки броненосца до его ввода в строй часто сводил на нет все достоинства проекта.
Заказ на первые два броненосца «10-летней программы 1895 — 896 годов» — «Сикисима» и «Хацусэ» — японцы разместили в Англии на тех же заводах, что строили «Фудзи» и «Ясиму». Подрядчиком третьего — «Асахи» — выступила не менее известная фирма «Джон Браун» из Клайдбэнка. Все три японских корабля были близки по характеристикам и конструктивно представляли собой увеличенный броненосец «Канопус» (В литературе часто встречается упоминание, будто прототипом японских броненосцев стал английский «Формидебл». В действительности же все происходило наоборот: чертежи «Формидебла» разрабатывались в 1897 году на основе проекта «Сикисимы»).
По сравнению с «Фудзи» и «Ясимой» они имели усиленное артиллерийское вооружение (14 152-мм орудий вместо 10) и более рациональную и эффективную систему броневой защиты. Применение новых водотрубных котлов позволило повысить скорость хода, а увеличение емкости угольных ям — дальность плавания. Важным нововведением стала система подачи боеприпасов главного калибра, позволявшая заряжать 305-мм орудия при любом положении ствола относительно диаметральной плоскости.
Внешне первые два броненосца нового поколения выглядели почти однотипными (главное отличие заключалось в форме кормовой части корпуса — «Хацусэ» имел срезанный дейдвуд и оснащался балансирным рулем). У «Асахи» была иная компоновка котельных отделений; он имел две дымовые трубы вместо трех, а его корпус за счет менее выступающего тарана стал несколько короче. Кроме того, все три корабля различались расположением вентиляционных труб.
Последний, четвертый броненосец программы — «Микаса» — строился английской фирмой «Виккерс». Он существенно выделялся среди своих предшественников архитектурой и особенно системой бронирования. Барбеты орудий главного калибра были передвинуты ближе к миделю, из-за чего спардек стал короче, а расстояние между мачтами — меньше. Десять 152-мм орудий на главной палубе теперь располагались не в отдельных казематах, а в единой броневой батарее, фактически представлявшей собой третий броневой пояс. Сама броня закалялась по способу Круппа и, по сравнению с гарвеевской, имела повышенную сопротивляемость.
Строительство каждого броненосца продолжалось от 24 («Асахи») до 38 («Микаса») месяцев. Кроме Великобритании, выдержать подобные сроки в то время не могла ни одна страна мира. В результате «10-летнюю программу» адмирала Ямамото фактически выполнили за восемь лет. В конце 1902 года японцы сосредоточили в своих водах все шесть новых броненосцев, достигнув внушительного перевеса над русской эскадрой Тихого океана (После ухода на Балтику броненосцев «Сисой Великий» и «Наварин» у России на Дальнем Востоке в декабре 1901 года осталось всего три эскадренных броненосца. В апреле 1902 года в Порт-Артур прибыл «Пересвет», а в течение следующего года — «Ретвизан», «Победа» и «Цесаревич». Присутствие на тихоокеанском театре семи русских броненосцев создавало иллюзию равенства сил; тому факту, что японские корабли были крупнее и значительно мощнее, в Петербурге не придавали особого значения).
«Тэйкоку Кайгун» усиленно занимался боевой подготовкой — перед ним была поставлена задача как можно быстрее освоить современную технику и быть полностью готовым к войне с «северным соседом» уже в начале 1904 года.
Корабль |
Место постройки |
Дата |
Продолжительность постройки, месяцев |
||
закладки |
спуска на воду |
приемных испытаний |
|||
«Фудзи» |
«Темз Айрон Уоркс», г. Блэкуолл |
1.8.1894 |
31.3.1896 |
17.8.1897 |
37 |
«Ясима» |
«Армстронг», г. Эльсвик |
6.12.1894 |
8.2.1896 |
14.9.1897 |
33 |
«Сикисима» |
«Темз Айрон Уоркс», г. Блэкуолл |
29.3.1897 |
1.11.1898 |
26.1.1900 |
34 |
«Хацусэ» |
«Армстронг», г. Эльсвик |
10.1.1898 |
27.6.1899 |
18.1.1901 |
36 |
«Асахи» |
«Дж. Браун», г. Клайдбэнк |
1.8.1898 |
13.3.1899 |
31.7.1900 |
24 |
«Микаса» |
«Виккерс», г. Бэрроу |
24.1.1899 |
8.11.1900 |
1.3.1902 |
38 |