Компоновка и корпус
По концепции и корабельной архитектуре все японские броненосцы, начиная с «Фудзи» и заканчивая «Микасой», принадлежали к английской кораблестроительной школе сэра Вильяма Генри Уайта и являлись ближайшими «родственниками» своих британских собратьев. Они были гладкопалубными, с очень незначительным развалом носовых шпангоутов и довольно большим завалом борта на миделе и в корме. Корпус изготавливался из судостроительной стали по поперечной системе набора; двойное дно на протяжении большей части корабля плавно переходило в двойной борт, поднимавшийся до броневой палубы. Непотопляемость обеспечивалась главными водонепроницаемыми переборками, а также «клетчатым слоем», делящим внутренние помещения на небольшие отсеки. Например, корпус «Фудзи» разделялся на 181 водонепроницаемый отсек, из которых 36 находились в двойном дне; на «Асахи» их было соответственно 288 и 55. Некоторые из примыкавших к ватерлинии отсеков заполнялись пробкой.
По традиции, неукоснительно соблюдавшейся кораблестроителями того времени, все броненосцы оснащались коваными стальными таранами. Верхняя палуба имела небольшую седловатость. Высота надводного борта соответствовала британскому «стандарту»: у «Ясимы» в носу она составляла 5,95 м, на миделе — 5,34 м и в корме — 5,57 м; у «Хацусэ» — 5,95, 5,19 и 5,55 м. Обводы подводной части корпуса — типичные для английских броненосцев 1890-х годов, но у «армстронговских» «Ясимы» и «Хацусэ» — более прогрессивные, со срезанным дейдвудом. Для уменьшения размахов качки на всех кораблях устанавливались боковые кили.
Тактико-технические элементы броненосцев
|
«Фудзи» |
«Ясима» |
«Сикисима» |
«Хацусэ» |
«Асахи» |
«Микаса» |
Водоизмещение, т: |
|
|
|
|
|
|
нормальное |
12320 |
12330 |
14300 |
14312 |
15140 |
15140 |
полное |
12649 |
12517 |
15453 |
15525 |
15374 |
15979 |
Размерения, м: |
|
|
|
|
|
|
длина наибольшая |
122,6 |
125,6 |
133,5 |
134,01 |
129,6 |
131,7 |
длина между перпендикулярами |
114,0 |
113,4 |
121,9 |
121,9 |
121,9 |
122,0 |
ширина |
22,4 |
22,4 |
23,0 |
23,3 |
22,91 |
23,23 |
осадка средняя |
8,08 |
8,0 |
8,29 |
8,34 |
8,38 |
8,28 |
Число и тип котлов |
10 цилиндр. |
10 цилиндр. |
25 Бельвиля |
25 Бельвиля |
25 Бельвиля |
25 Бельвиля |
Мощность механизмов,* л. с. : |
|
|
|
|
|
|
по проекту |
13500 |
13500 |
14500 |
14500 |
16000 |
16000 |
достигнутая на испытаниях |
14600 |
14075 |
14667 |
16117 |
16360 |
16341 |
Скорость хода, уз.: |
|
|
|
|
|
|
контрактная |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
18 |
достигнутая на испытаниях |
19,25 |
19,227 |
18,75 |
19,11 |
18,3 |
18,45 |
Запас угля, т: |
|
|
|
|
|
|
нормальный |
700 |
700 |
700 |
700 |
700 |
700 |
наибольший |
1163 |
1200 |
1722 |
1643 |
1549 |
1521 |
Вооружение |
4-305 мм/40 |
4-305 мм/40 |
4-305 мм/40 |
4-305 мм/40 |
4-305 мм/40 |
4-305 мм/40 |
|
10-152 мм/40 |
10-152 мм/40 |
14-152 мм/40 |
14-152 мм/40 |
14-152 мм/40 |
14-152 мм/40 |
|
14-47 мм/40 |
14-47 мм/40 |
20-76 мм/40 |
20-76 мм/40 |
20-76 мм/40 |
20-76 мм/40 |
|
10-47 мм/33 |
10-47 мм/33 |
6-47 мм/40 |
6-47 мм/40 |
6-47 мм/33 |
8-47 мм/40 |
|
|
|
8-47 мм/33 |
8-47 мм/33 |
6-47 мм/33 |
4-47 мм/33 |
|
5 ТА 457 мм |
5 ТА 457 мм |
5 ТА 457 мм |
4 ТА 457 мм |
4 ТА 457 мм |
4 ТА 457 мм |
Экипаж, чел.** |
672 |
672 |
741 |
749 |
773 |
830 |
*С форсированной тягой.
**Данные на момент вступления в строй; позже численность экипажа существенно увеличена.
Распределение нагрузки броненосцев (по проекту)
|
«Сикисима» |
«Асахи» |
«Микаса» |
|||
Вес, т |
% |
Вес, т |
% |
Вес, т |
% |
|
Корпус и оборудование |
5628 |
39,0 |
5708 |
39,3 |
6001 |
41,8 |
Броня |
4618 |
32,0 |
4416 |
30,4 |
4091 |
28,5 |
Устройства и системы |
635 |
4,4 |
668 |
4,6 |
617 |
4,3 |
Вооружение |
1616 |
11,2 |
1685 |
11,6 |
1550 |
10,8 |
Машины и котлы |
1241 |
8,6 |
1438 |
9,9 |
1393 |
9,7 |
Уголь (нормальный запас) |
693 |
4,8 |
626 |
4,3 |
703 |
4,9 |
Нормальное водоизмещение (проектное) |
14431 |
100 |
14525 |
100 |
14356 |
100 |
Таблица составлена по материалам книги «Нихонно сенкан» (т.1).