Бронирование
По схеме бронирования японские броненосцы можно разделить на три группы. Поскольку они существенно отличались друг от друга, каждую из них следует рассмотреть отдельно.
Броневая защита «Фудзи» и «Ясимы» в целом повторяла примененную на броненосце «Ройял Соверен». Очень толстый броневой пояс (457 мм в районе машинно-котельных отделений и 356 — 406 мм в оконечностях) имел небольшую площадь; его длина равнялась 69 м — лишь немногим больше половины длины корпуса. Высота пояса составляла 2,4 м, из которых всего 0,9 м приходилось на его надводную часть. К нижней кромке толщина плит снижалась до 229 мм, спереди пояс замыкался 356-мм, а в корме — 305-мм траверзами. Над главным поясом простирался второй, верхний, состоявший из 102-мм плит. Его основное назначение — обеспечить сохранность надводного борта, иначе уже при небольшом крене корабль в бою мог потерять плавучесть из-за поступления воды через пробоины в незащищенной обшивке.
К траверзам с внутренней стороны броневой цитадели примыкали грушевидные барбеты орудийных установок главного калибра. В верхней части они прикрывались 356-мм плитами; ниже, на уровне 102-мм пояса, толщина брони уменьшалась до 127 — 229 мм. Непосредственно сами орудия защищались поворотными башенноподобными броневыми куполами; в лобовой части их толщина составляла 152 мм, с боков — 102 мм, сверху — 51 мм (по другим данным, 76 мм).
Из десяти 152-мм орудий полноценное броневое прикрытие имели только четыре, расположенные на главной палубе. Они находились в маленьких индивидуальных казематах и со стороны борта защищались 152-мм плитами, а с внутренней стороны — 51-мм. Шесть шестидюймовых орудий, установленных на верхней палубе, прикрывались лишь легкими противоосколочными щитами (толщина лобовых листов — 76 мм, боковых— 32 мм).
Носовую и кормовую оконечности корпуса защищала только 63-мм карапасная палуба, расположенная чуть ниже ватерлинии. В районе цитадели броневая палуба имела ту же толщину, но была плоской (без скосов) и крепилась к верхнему краю главного пояса.
Боевую рубку окружали 356-мм броневые плиты; кормовую запасную рубку — 76-мм. Кроме того, локальной 152-мм защитой обладал носовой надводный торпедный аппарат.
Всю броню для «Фудзи» и «Ясимы» поставляли английские фирмы «Виккерс» и «Кэммел», ее вес составлял около 3000 т на один корабль (24% от нормального водоизмещения).
Подводя итог, следует отметить, что система бронирования первых двух японских броненосцев, заимствованная у «Ройял Соверена», к концу 1890-х годов выглядела устаревшей и не могла обеспечить эффективную защиту от скорострельной артиллерии. Но самое парадоксальное в конструкции японских кораблей — это то, что сама броня была принципиально новой, гарвеевской, а схема ее расположения осталась старомодной, разработанной под громоздкие плиты брони типа компаунд. На момент проектирования «Фудзи» и «Ясимы» ни конструкторы, ни заказчики еще точно не знали, насколько цементированная броня, изобретенная в 1891 году американским инженером Г.Гарвеем, превосходит сталежелезную, и поэтому они сохранили явно избыточную толщину плит. Конечно, главный пояс и барбеты получились абсолютно «непробиваемыми», зато незащищенные оконечности корпуса были очень уязвимыми для фугасных снарядов, что в конце концов могло привести к гибели корабля.
Этот недостаток исправили на следующей серии броненосцев. Схема бронирования «Сикисимы», «Хацусэ» и «Асахи» была разработана инженером Дж. Мэкроу специально для японских кораблей (позже ее заимствовали для английских броненосцев типа «Формидейбл»). Поскольку отличные качества цементированной брони уже не вызывали сомнений (эксперименты на полигоне показали, что 229-мм гарвеевская броня примерно соответствует 457-мм железной!), толщину плит главного пояса уменьшили вдвое, существенно увеличив при этом площадь вертикальной защиты. Броневой пояс теперь простирался от штевня до штевня; в районе машинно-котельных отделений его толщина составляла 229 мм (на нижней кромке — 127 мм), в оконечностях, за пределами цитадели, она уменьшалась до 102 мм. Высота пояса — 2,44 м; при нормальной осадке он возвышался над ватерлинией на 1,1 м (данные для «Сикисимы» и «Хацусэ»).
Над главным поясом в пределах цитадели шел 152-мм верхний. Оба пояса примыкали к мощным броневым траверзам, имевшим сложную форму и плавно «обтекавшим» круглые барбеты артустановок главного калибра. В верхней части траверзы достигали толщины 305 — 356 мм, на уровне нижней палубы — 152 мм. Выступавшая над траверзами часть барбетов также защищалась 356-мм броней, ниже толщина плит уменьшалась до 203 мм. Вращающиеся прикрытия орудийных установок (фактически — полноценные башни) имели 254-мм лобовые плиты, 203-мм боковые стенки и крышу.
Индивидуальные казематы 152-мм орудий остались примерно такими же, как на «Фудзи», но теперь в них размещалась вся артиллерия главного калибра. На «Сикисиме» сохранилась и локальная защита носового торпедного аппарата; ее 152-мм плиты являлись как бы продолжением броневого пояса.
Важным новшеством стало появление второй броневой палубы и скосов у нижней броневой палубы внутри цитадели. От нижней кромки главного пояса вверх шел 102-мм скос, переходивший в 63-мм горизонтальный участок, возвышавшийся над ватерлинией на 1,05 м. На верхний пояс опиралась вторая, 25-мм палуба. За пределами цитадели карапасная
палуба находилась несколько ниже ватерлинии и примыкала к нижней кромке броневого пояса; ее плоская часть имела толщину 63 мм, ближе к бортам — 51 мм.
Общий вес брони на «Сикисиме» составил 4618 т, или 32% от нормального водоизмещения. В целом броневая защита корабля оценивалась специалистами как весьма мощная. Полный пояс по ватерлинии и наличие за ним скоса броневой палубы обеспечивали эффективную защиту от огня артиллерии на всех реальных дальностях боя. Неудивительно, что англичане фактически скопировали разработанную для японцев схему бронирования при проектировании следующих серий собственных кораблей.
Тем не менее, на последнем броненосце программы 1895 — 1896 годов и будущем флагмане Объединенного флота — «Микасе» — система защиты вновь подверглась основательной реконструкции. Прежде всего, это коснулось типа брони: вместо гарвеевской применили новую, изготовленную фирмой «Виккерс» по способу Круппа. Если гарвеевская с внутренней (тыльной) стороны имела кристаллическую структуру, то крупповская — волокнистую, что повысило ее вязкость и предотвратило образование трещин. В целом сопротивляемость новой брони повысилась на 16 — 20% (Технология того времени позволяла изготавливать цементированную броню по способу Гарвея или Круппа только при ее толщине 5 дюймов (127 мм) и более. Тонкая броня, в том числе палубная, была однородной (гомогенной)— как правило, мягкой стале-никелевой).
На схему бронирования «Микасы» наложило отпечаток и изменение архитектуры корабля — в частности, уменьшение расстояния между осями барбетов 305-мм орудий. Меньшая протяженность цитадели не позволила разместить 152-мм орудия в индивидуальных казематах (для них просто не хватало места), поэтому на корабле появился третий броневой пояс, доходивший по высоте до верхней палубы и защищавший батарею из десяти шестидюймовок. В отдельных казематах теперь устанавливались лишь четыре орудия, расположенные ярусом выше.
Главный броневой пояс «Микасы» по конструкции и толщине, в общем-то, был аналогичен примененным на предшественниках. Его высота составляла 2,36 м; над ватерлинией он возвышался на 0,76 м (при нормальной нагрузке). Толщина в районе миделя равнялась 229 мм, под водой она плавно уменьшалась до 127 мм. К краям цитадели пояс становился более тонким (178 мм), а в оконечностях за главными броневыми траверзами его толщина снижалась до 102 — 127 мм.
В районе цитадели над главным поясом 152-мм броней был защищен весь борт вплоть до верхней палубы. Здесь на главной палубе располагалась батарея шестидюймовых орудий; сами пушки отгораживались друг от друга и от противоположного борта 51-мм броней. Такую же защиту имели и четыре орудия в казематах: 152-мм с внешней стороны и 51-мм — с внутренней.
Самая толстая броня — 356 мм — прикрывала барбеты артиллерийских установок главного калибра и боевую рубку. Со стороны цитадели толщина барбетов равнялась 203 мм. 152-мм траверзы на уровне главного пояса были поперечными, выше они примыкали к барбетам под углом.
Броневые прикрытия орудийных установок — аналогичны тем, что устанавливались на кораблях типа «Сикисима». В общем, не сильно отличалось и горизонтальное бронирование: толщина нижней палубы внутри цитадели уменьшилась до 51 мм (на скосах — 76 мм), зато карапасную палубу в оконечностях на горизонтальных участках усилили до 76 мм.
Общий вес брони на «Микасе» составил 4091 т (28,5% от нормального водоизмещения). Хотя это несколько меньше, чем на предшественниках, в целом защита корабля стала сильнее — главным образом, благодаря применению крупповской брони. А вынужденное решение о размещении большей части 152-мм орудий в единой батарее оказалось очень удачным: оно обеспечило хорошую защиту прислуги и повысило удобство обслуживания артиллерии. Любопытно, что впоследствии англичане опять распространили приобретенный опыт и на свой флот — в проекте броненосца «Кинг Эдуард VII» они применили ту же схему расположения шестидюймовой батареи, что и на «Микасе».