Вооружение
Главный калибр японских броненосцев был представлен 12-дюймовыми (305-мм) орудиями Армстронга с длиной ствола в 40 калибров. Они имели типичную для англичан проволочную конструкцию и мало отличались друг от друга по своим характеристикам. Зато установки этих орудий на первых двух броненосцах и четырех последующих принадлежали к двум совершенно различным типам.
Барбетные установки «Фудзи» и «Ясимы» были аналогичны разработанным для броненосцев типа «Маджестик». Они имели гидравлический привод (электрический был резервным и служил лишь для горизонтального наведения); круглая поворотная платформа вращалась на роликах внутри грушевидного барбета. Заряжание осуществлялось только в диаметральной плоскости (ДП) при угле возвышения стволов в 1° (по другим данным, в 5°), то есть после каждого выстрела приходилось не только разворачивать орудия вдоль оси корабля, но и опускать их стволы. Разумеется, скорострельность была невелика — примерно один выстрел за 2 — 2,5 минуты. Правда, в течение некоторого времени японские корабли могли поддерживать более высокий темп стрельбы — для этой цели в кормовой нише поворотной части башни имелся стеллаж для хранения 18 снарядов, а также специальные гидравлические досылатели для их подачи. При этом заряды поднимались в башню через центральную подачную трубу. Таким образом, каждая башенная установка могла выпустить из двух стволов 18 снарядов в течение 12 минут боя, но затем скорострельность резко снижалась.
Орудийные погреба находились строго под барбетами, причем заряды хранились в нижнем помещении, а снаряды — палубой выше. Боезапас по штату составлял 60 выстрелов на ствол.
Установки главного калибра броненосцев «Сикисима», «Хацусэ» и «Асахи» были совершенно иными. Они монтировались в круглых неподвижных барбетах, помимо гидравлического привода оснащались дополнительным электрическим и могли заряжаться при любом положении орудий относительно ДП. Снаряды и заряды подавались двумя парами наклонных элеваторов в кормовую часть башни; кроме того, для зарядов имелись две дополнительные вертикальные подачные трубы, расположенные между орудиями.
Заряжание осуществлялось только при фиксированном угле возвышения стволов в 13,5°. Внедрение этих установок позволяло делать из 305-мм орудий не менее двух выстрелов за три минуты.
На «Микасе» артустановки ГК в целом были похожи, но отличались важным нововведением: подачу боеприпасов в них разбили на два этапа. Под вращающейся платформой со станками орудий теперь находилось перегрузочное отделение, куда снаряды поступали из погребов по центральному элеватору. Далее боезапас с помощью цепного тельфера подавался на короткие наклонные элеваторы, соединяющие перегрузочное отделение с кормовой частью башни. Некоторое усложнение схемы подачи было сделано для того, чтобы свести к минимуму риск распространения огня по элеватору от орудий в пороховой погреб. Причем за счет внедрения новых механизмов скорострельность артустановок «Микасы» не уменьшилась, а наоборот, немного повысилась: на испытаниях в Англии три 305-мм снаряда удалось выпустить с интервалами в 48 с. При этом сами установки стали даже более компактными: диаметр их барбетов составил 10,7 м по сравнению с 11,3 м на «Сикисиме» и «Хацусэ». Заряжание производилось при любом положении орудий в горизонтальной плоскости, но при фиксированном угле возвышения стволов в 5°.
Баллистические данные японских 305-мм орудий были достаточно высокими, но в целом не превосходили аналогичные показатели двенадцатидюймовок русских броненосцев. Теоретически на дистанции 10 кбт они пробивали 306 мм крупповской брони, на дистанции 30 кбт — 208 мм; для русской 305-мм/40 клб пушки эти значения составляли 311 и 201 мм соответственно. Разброс снарядов оказался невелик: на полигоне пушки для «Фудзи» при стрельбе с 5000 ярдов (4,57 км) обеспечили попадания в прямоугольник размерами 3,7x1,9 м.
Артиллерия среднего калибра на всех броненосцах состояла из английских 152-мм скорострельных пушек Армстронга с длиной ствола в 40 клб. На «Фудзи» и «Ясиме» они имели уменьшенные зарядные каморы и размещались как в бронированных казематах, так и в палубных щитовых установках; на последующих броненосцах — только в казематах, либо в казематах и защищенной батарее (на «Микасе»). Все орудия были оснащены оптическими прицелами. Заряжание — раздельное; наведение и подача боеприпасов осуществлялись вручную.
12-фунтовые (76-мм) скорострельные пушки Армстронга устанавливались лишь на четырех броненосцах программы 1895 —1896 годов (по 20 штук на корабль). Правда, в 1901 году они появились и на первой паре броненосцев — в ходе модернизации ими заменили часть 47-мм пушек (по 16 на корабль). Все 12-фунтовки размещались без полноценной броневой защиты на главной палубе, спардеке и надстройках.
Малокалиберная противоминная артиллерия включала две модели 47-мм пушек Гочкиса на станках Ямаучи, официально именовавшихся 3-фунтовыми и 2,5-фунтовыми. Они различались длиной ствола, причем более длинноствольные 3-фунтовки устанавливались преимущественно на боевых марсах, а 2,5-фунтовки — на спардеке и надстройках. Кроме того, на мостиках были предусмотрены места под установку пулеметов Максима.
Боекомплект японских броненосцев, как и у их английских собратьев, состоял из бронебойных, фугасных и небольшого числа шрапнельных снарядов. Однако если в Российском флоте главными (то есть способными принести победу в морском бою) считали снаряды бронебойные, то японцы, основываясь на результатах сражения при Ялу, сделали ставку на фугасные. В результате флот Страны восходящего солнца получил на вооружение снаряды, уступавшие русским по прочности (и, соответственно, бронепробиваемости), но многократно превосходившие их по фугасному воздействию. Так, если русский 305-мм стальной фугасный снаряд содержал всего 12,4 кг (а чугунный вообще лишь 9 кг) взрывчатого вещества, то его японский аналог, прозванный нашими моряками «чемоданом», — 48,5 кг, или 12,5% от его веса. Японцы снаряжали свои боеприпасы (за исключением бронебойных снарядов, начиненных дымным порохом) так называемой «шимозой» — взрывчатым веществом на основе пикриновой кислоты, разработанным профессором Симосэ Масатика и близким по составу к английскому лиддиту и французскому мелиниту. В отечественной литературе распространено мнение, что «шимоза» по мощности в четыре раза превосходит применявшийся в Российском флоте влажный пироксилин. Это утверждение весьма сомнительно ('Теоретически по так называемой «взрывной силе» пироксилин не уступал (или почти не уступал) «шимозе». Так, скорость его детонации в идеальных условиях достигала 6 — 7 км/с, что было не намного меньше, чем у пикриновой кислоты (7,1 км/с). Однако обе взрывчатки были неустойчивыми и быстро разлагались, особенно при повышенной температуре. Кроме того, им требовался очень мощный инициирующий заряд (детонатор), иначе часть вещества просто сгорала. Поэтому сравнить мощность обоих ВВ в реальных боевых условиях не так просто), однако если даже допустить, что фугасное действие пироксилина и пикриновой кислоты примерно одинаково, то все равно японские броненосцы только за счет веса боеприпасов получали неоспоримое превосходство в огневой мощи над своими оппонентами. Правда, за это пришлось заплатить худшей бронепробиваемостью и риском детонации снаряда в момент выстрела (следствие повышенной чувствительности пикриновой кислоты к удару).
К началу войны с Россией в японском флоте состояли на вооружении два типа 305-мм бронебойных снарядов собственного производства — стальные кованые № 1 и литые № 2. Последние, по мнению прикомандированных английских советников, отличались плохим качеством изготовления и часто становились причиной разных инцидентов. Тем не менее, они входили в боекомплект всех броненосцев, причем на «Фудзи» и «Ясиме» использовали только их. Новые снаряды, пришедшие им на смену, стали поступать лишь осенью 1904 года. По традиции все бронебойные снаряды были белого цвета, причем 305-мм № 1 имели одну, а № 2 — две красных полосы; фугасные снаряды всех калибров красились в коричневый цвет с желтой полосой.
В 1904 году боезапас японских броненосцев (в пересчете на один ствол) состоял из 90 305-мм снарядов (55 бронебойных и 35 кованых фугасных), 130 152-мм (по 65 бронебойных и кованых фугасных), 200 76-мм (бронебойных), 400 47-мм для 3-фн пушек (по 200 стальных и фугасных) и 418 47-мм для 2,5-фн пушек (188 стальных, 200 фугасных и 30 шрапнельных). Сообщалось, что вместо 65 фугасных 152-мм снарядов можно было принять 200 76-мм; таким образом, число 12-фн выстрелов возрастало до 400. Перед Цусимским сражением боекомплект 305-мм орудий удалось увеличить до 110 снарядов на ствол (30 бронебойных и 80 кованых фугасных), а 152-мм пушек — до 175 (75 бронебойных и 100 фугасных).
ТТХ артиллерии японских броненосцев
Калибр, мм/длина ствола, клб |
Вес орудия с затвором, т |
Вес снаряда/заряда, кг |
Начальная скорость снаряда, м/с |
Дульная энергия, тм |
Дальность стрельбы, кбт |
Скорострельность, выстр./мин |
305/40* |
49,8 |
386/140 |
762 |
11400 |
82 |
0,75 |
305/40** |
49,6 |
386/140 |
738 |
10520 |
77 |
0,25 |
152/40 |
5,9 |
45,4/8,8 |
677 |
1060 |
49-55 |
4-7 |
76/40 |
0,6 |
5,7/0,9 |
647 |
125 |
40 |
7-10 |
47/40 |
0,25 |
1,6/0,13 |
562 |
26 |
20 |
15-25 |
47/33 |
0,13 |
1,13/0,1 |
560 |
18 |
17 |
15-25 |
*Установлены на «Сикисиме», «Хацусэ», «Асахи» и «Микасе».
**Установлены на «Фудзи» и «Ясиме».
Характеристики снарядов английского производства для японских броненосцев
|
305-мм бронебойный |
305-мм фугасный (common) |
305-мм фугасный (НЕ) |
152-мм фугасный (НЕ) |
Вес снаряда, кг Вес ВВ, кг (% от веса снаряда) |
385,6 11,9 (3,1%) |
385,6 36,3 (9,4%) |
385,6 48,5 (12,5%) |
45,4 4,2 (9,25%) |
Пороховые заряды хранились в погребах в латунных или цинковых футлярах. Применялся только бездымный порох (кордит), причем значительная часть его была английского производства.
Все японские броненосцы вооружались четырьмя траверзными подводными торпедными аппаратами калибра 450 мм, которые могли стрелять при скорости корабля до 14 узлов. Кроме того, на «Фудзи», «Ясиме» и «Сикисиме» имелось еще по одному аппарату — надводному носовому, неподвижно установленному в форштевне и защищенному броней. На броненосцах применялись два образца 45-см торпед системы Уайтхеда — типа 30 (18S7 г.) и типа 32 (1899 г.). Они были довольно близки по характеристикам; наиболее совершенная торпеда типа 32 весила 541 кг и могла пройти 1000 м 28-узловым ходом или 3000 м 15-узловым. Боевая часть торпед (100 кг для типа 30 и 90 кг для типа 32) снаряжалась пироксилином или «шимозой».
Система управления огнем по сути была довольно примитивной. На каждом из броненосцев, начиная с «Сикисимы», стояло по два дальномера FA2 шотландской фирмы «Барр энд Струд»; в 1901 году ими оснастили и «Фудзи» с «Ясимой». Уже после начала войны с Россией, в феврале 1904 года, в Японию прибыла партия новых, более совершенных дальномеров РАЗ — их установили на «Микасе» и, вероятно, на остальных броненосцах. При той же базе (1,37 м) новые приборы имели вдвое большую точность — погрешность в определении дистанции у них не превышала 3%. Расчеты по установке прицела и целика выполнялись артиллерийским офицером вручную, по таблицам, а затем данные передавались наводчикам орудий по переговорным трубам. Обмен информацией между носовым и кормовым мостиками выполнялся посыльным матросом или голосом с помощью рупора. Задающие и принимающие электромеханические циферблаты той же фирмы «Барр энд Струд», хотя и были установлены на всех японских броненосцах, на практике, по словам английских военных советников, почти не применялись. В общем, система управления стрельбой в техническом плане ничуть не превосходила ту, что существовала в русском флоте, но японские моряки благодаря интенсивным тренировкам научились с ее помощью вести эффективный централизованный огонь с очень высокой скорострельностью. Здесь свою роль сыграл и тот факт, что для броненосцев в Англии был закуплен полный комплект запасных орудий главного калибра — 24 ствола. Российский же флот с его традиционным стремлением к «экономии» похвастаться хорошей выучкой артиллеристов, увы, не мог.