Энергетическая установка

 

Главные энергетические установки всех японских броненосцев были двухвальными и оснащались вертикальными трехцилиндровыми машинами тройного расширения пара. Для «Фудзи» и «Сикисимы» механизмы изготавливала фир­ма «Хамфриз, Тэннант энд Дайке», для «Ясимы» и «Хацусэ» — «Армстронг-Митчел», для «Асахи» — «Джон Браун» и для «Микасы» — «Виккерс». Диамет­ры цилиндров высокого, среднего и низ­кого давления на «Фудзи» и «Ясиме» со­ставляли соответственно 101,6, 149,9 и 223,5 см; на «Сикисиме» — 86,4, 134,6 и 213,4 см; на «Асахи»— 81,3, 132,1 и 215,9 см; на «Микасе» —78,7, 127,0 и 208,3 см. Ход поршня на первых двух кораблях равнялся 114,3 см, на осталь­ных четырех—121,9 см. Максимальную мощность машины развивали при скоро­сти вращения валов от 108,3 («Асахи») до 124,5 об/мин («Микаса»).

На «Фудзи» и «Ясиме» пар для машин вырабатывали 10 огнетрубных цилинд­рических котлов, размещенных в четы­рех водонепроницаемых отсеках. Каж­дый котел имел по четыре топки; рабо­чее давление пара — 11 кг/см2. На ходовых испытаниях в марте 1897 года «Фудзи» развил мощность 14 100 инди­каторных л.с. и показал скорость 18,5 узла (средний результат шести пробегов на мерной миле при форсированной тяге); а кратковременно оба броненос­ца могли идти со скоростью более 19 узлов. При нормальной тяге (то есть без создания избыточного давления в ко­тельных отделениях) корабли развивали 17 —17,5 узла (Следует иметь в виду, что ходовые испытания прово­дились, как правило, при самых благоприятных усло­виях — с опытной заводской командой, на спокойной воде, с использованием лучших сортов угля... В реаль­ных условиях скорость кораблей, конечно же, была меньше — например, у «Фудзи» в июле 1904 года она не превышала 15 узлов).

На последующих броненосцах, начи­ная с «Сикисимы» и заканчивая «Микасой», устанавливалось по 25 более со­временных водотрубных котлов Бельвиля. Давление пара достигало 19 кг/см2 («Сикисима» и «Хацусэ») и даже 21 кг/см2 («Асахи» и «Микаса»). На ходовых испы­таниях из всей четверки лучшие резуль­таты показал «Хацусэ» — в январе 1901 года он при форсированной тяге развил мощность 16 117 индикаторных л.с. и скорость 19,11 узла.

Гребные винты изготавливались из марганцевой бронзы; на «Сикисиме» они были трех-, на «Микасе» — четырехлопастными. Диаметр первых составлял 5,18 м.

Запас угля хранился в бункерах (угольных ямах), идущих вдоль каждого борта на протяжении машинно-котель­ных отделений; по высоте они доходили до главной палубы. При необходимости углем можно было занять и специальные коридоры, находившиеся под броневой палубой и служившие для транспорти­ровки топлива от крайних бункеров. Хотя нормальный запас угля на всех броне­носцах был одинаковым (700 т), общая вместимость угольных ям иногда дости­гала 1722 т (по некоторым данным, на «Хацусэ» даже 1900 т, но это представ­ляется сомнительным). Полный запас топлива на «Фудзи» (1163 т) был признан недостаточным, поэтому входе войны на этом корабле приходилось загружать уг­лем дополнительно установленные на палубе ящики, столярную кладовую и даже походную каюту командира кораб­ля. Все эти ухищрения позволили дове­сти запас угля до 1300 т, что повысило радиус действия, но снизило скорость хода. Расчетная дальность плавания у всех броненосцев была одинаковой — около 4000 миль 10-узловым ходом.