Энергетическая установка
Главные энергетические установки всех японских броненосцев были двухвальными и оснащались вертикальными трехцилиндровыми машинами тройного расширения пара. Для «Фудзи» и «Сикисимы» механизмы изготавливала фирма «Хамфриз, Тэннант энд Дайке», для «Ясимы» и «Хацусэ» — «Армстронг-Митчел», для «Асахи» — «Джон Браун» и для «Микасы» — «Виккерс». Диаметры цилиндров высокого, среднего и низкого давления на «Фудзи» и «Ясиме» составляли соответственно 101,6, 149,9 и 223,5 см; на «Сикисиме» — 86,4, 134,6 и 213,4 см; на «Асахи»— 81,3, 132,1 и 215,9 см; на «Микасе» —78,7, 127,0 и 208,3 см. Ход поршня на первых двух кораблях равнялся 114,3 см, на остальных четырех—121,9 см. Максимальную мощность машины развивали при скорости вращения валов от 108,3 («Асахи») до 124,5 об/мин («Микаса»).
На «Фудзи» и «Ясиме» пар для машин вырабатывали 10 огнетрубных цилиндрических котлов, размещенных в четырех водонепроницаемых отсеках. Каждый котел имел по четыре топки; рабочее давление пара — 11 кг/см2. На ходовых испытаниях в марте 1897 года «Фудзи» развил мощность 14 100 индикаторных л.с. и показал скорость 18,5 узла (средний результат шести пробегов на мерной миле при форсированной тяге); а кратковременно оба броненосца могли идти со скоростью более 19 узлов. При нормальной тяге (то есть без создания избыточного давления в котельных отделениях) корабли развивали 17 —17,5 узла (Следует иметь в виду, что ходовые испытания проводились, как правило, при самых благоприятных условиях — с опытной заводской командой, на спокойной воде, с использованием лучших сортов угля... В реальных условиях скорость кораблей, конечно же, была меньше — например, у «Фудзи» в июле 1904 года она не превышала 15 узлов).
На последующих броненосцах, начиная с «Сикисимы» и заканчивая «Микасой», устанавливалось по 25 более современных водотрубных котлов Бельвиля. Давление пара достигало 19 кг/см2 («Сикисима» и «Хацусэ») и даже 21 кг/см2 («Асахи» и «Микаса»). На ходовых испытаниях из всей четверки лучшие результаты показал «Хацусэ» — в январе 1901 года он при форсированной тяге развил мощность 16 117 индикаторных л.с. и скорость 19,11 узла.
Гребные винты изготавливались из марганцевой бронзы; на «Сикисиме» они были трех-, на «Микасе» — четырехлопастными. Диаметр первых составлял 5,18 м.
Запас угля хранился в бункерах (угольных ямах), идущих вдоль каждого борта на протяжении машинно-котельных отделений; по высоте они доходили до главной палубы. При необходимости углем можно было занять и специальные коридоры, находившиеся под броневой палубой и служившие для транспортировки топлива от крайних бункеров. Хотя нормальный запас угля на всех броненосцах был одинаковым (700 т), общая вместимость угольных ям иногда достигала 1722 т (по некоторым данным, на «Хацусэ» даже 1900 т, но это представляется сомнительным). Полный запас топлива на «Фудзи» (1163 т) был признан недостаточным, поэтому входе войны на этом корабле приходилось загружать углем дополнительно установленные на палубе ящики, столярную кладовую и даже походную каюту командира корабля. Все эти ухищрения позволили довести запас угля до 1300 т, что повысило радиус действия, но снизило скорость хода. Расчетная дальность плавания у всех броненосцев была одинаковой — около 4000 миль 10-узловым ходом.